УДК 130.3
DOI: 10.21685/2072-3024-2017-4-20
В. А. Бобров, Г. М. Кириллов, А. А. Парменов
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ МНОГОФАКТОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
Аннотация.
Актуальность и цели. В рамках изменений, произошедших в ХХ1 в. в системе образования РФ, а также в свете вызовов нового тысячелетия, потребовавших внесение коррективов подходов к воспитанию, рассматриваются проблемы нравственного воспитания личности в условиях наступления информационной эры. Выделяется ведущая роль воспитания в социализации обучающегося, формировании у него способности к самоактуализации, умению противостоять множественным негативным воздействиям со стороны медиа-среды. Цель работы - выявить проблемы, связанные с формированием личности подростков, и наметить пути их решения.
Материалы и методы. Реализация задач настоящего исследования осуществлена на основе данных, полученных из средств массовой информации, а также публикаций статей современных педагогов, посвященных проблемам образования и воспитания. Авторы обращают внимание как на положительные процессы, происходящие в сфере образования, так и на негативные явления, связанные с развитием и саморазвитием личности. Метод наблюдения, используемый авторами, позволяет отобрать факты, способствующие достижению цели статьи. Сравнительный метод позволил провести аналогию между разными подходами к воспитанию и отметить различие между ними.
Результаты. Рассмотрены различные подходы к проблеме формирования личности подростка. Проанализированы молодежные проблемы, вызывающие беспокойство и тревогу современного общества. Исследованы материалы, представленные в сети Интернет, касающиеся негативных черт, проявляющихся в характере подростков. Обозначены проблемы формирования личности, требующие пристального внимания со стороны как родителей, так и педагогов.
Выводы. Изучение проблем формирования личности в условиях многофакторного воздействия информационной среды позволило выявить самые актуальные из них. Намечены пути преодоления негативных явлений, связанных с формированием личности подростков. Предложен список необходимой литературы по вопросам воспитания личности современного подростка. Обозначены основные задачи формирования личности, которые предстоит решить родителям и педагогам.
Ключевые слова: личность, воспитание, отчуждение, медиасреда, конфликт, самодетерминация, социализация, цель, ценности.
V. A. Bobrov, G. M. Kirillov, A. A. Parmenov
THE PROBLEM OF PERSONAL FORMATION UNDER THE CONDITIONS OF MULTIPLE INFLUENCE OF INFORMATION MEDIA
Abstract.
Background. The problems of moral upbringing of the individual within the framework of the changes that took place in the Russian education system in the
21st century as well as in the light of the challenges of the new millennium which required adjustments to approaches to upbringing in the context of the information age are considered. The leading role of upbringing in the socialization of the learner, the formation of his ability to self-actualization, the ability to withstand multiple negative influences from the media environment is singled out. The purpose of the work is to identify the problems associated with the formation of the personality of adolescents and outline ways to address them.
Materials and methods. The implementation of the tasks of this study was carried out on the basis of data obtained from the media as well as publications of articles by modern teachers devoted to the problems of education and upbringing. The authors pay attention to both the positive processes taking place in the sphere of education and the negative phenomena associated with the development and self-development of the individual. In the article The method of observation which has been used by the authors allows to select facts that contribute to the purpose of the article. Comparative method allows to draw an analogy between different approaches to education and specifies the difference between them.
Results. Various approaches to the problem of the formation of the adolescent personality are considered. The youth problems that cause anxiety of modern society are analyzed. The materials presented on the Internet dealing with the negative features that are manifested in the nature of adolescents have been studied. The problems of personality formation which require close parents and teachers' attention are identified.
Conclusions. The study of the problems of personality formation in conditions of multifactorial influence of the information environment makes possible to identify the most urgent of them. The ways of overcoming the negative phenomena associated with the formation of the personality of adolescents are outlined. A list of necessary literature on the upbringing of the personality of a modern teenager is offered. The main tasks of personality formation that parents and teachers have to solve are indicated.
Key words: personality, education, alienation, media environment, conflict, self-determination, socialization, purpose, values.
Формирование личности в каждый исторический период ставит перед обществом новые задачи. Начало XXI в. высветило целый ряд проблем, связанных с образованием и воспитанием подрастающего поколения. По мнению некоторых педагогов, современное образование переживает кризис, так как в обществе произошла трансформация духовно-нравственных ориентиров, отсутствуют определенные ценностные установки, нет единых требований к ребенку со стороны педагогов и родителей. Непосредственное общение преподавателя и обучающегося заменили электронные и SMS-сообщения, информацию об оценках ребенка можно узнать лишь в электронном дневнике. Разумеется, прямой контакт с воспитанником или с его родителями приносил гораздо больше пользы, чем виртуальное общение. Кроме того, в современном образовательном пространстве закономерно возникает вопрос о роли педагогов в формировании личности, о недостатке квалифицированных педагогических кадров в школах и в вузах. Проблема усложняется и тем, что самоидентификация личности современного подростка проходит в условиях информационного конфликта.
Вначале попробуем определить, что такое личность. Личность - понятие, отображающее социальную природу человека, восприятие его как субъ-
екта социокультурной жизни, как носителя уникального индивидуального начала, которое реализуется в контексте социальных отношений.
В работе «О воспитании» И. Кант пишет, что человек становится человеком только благодаря воспитанию. Он становится тем, что делает из него воспитание, что требует от него общество. Кант отмечает, что человек может быть воспитан только людьми, которые так же, как и он, получили нравственное воспитание [1, с. 8].
Обращаясь к опыту педагогов ХХ в., можно с уверенностью сказать, что сегодня, как и прежде, очень важно воспитание духовности, нравственности, воспитание сердца. Современный ребенок часто не видит перед собой идеала, к которому надо стремиться, он находится в духовном вакууме, видя вокруг себя культ денег, стремление к обогащению любой ценой, попрание таких ценностей, как честность, справедливость, человеческое достоинство. А подросток ХХ1 в., как и его ровесники всех времен, по-прежнему нуждается в таких непреходящих нравственных качествах, как Доброта, Милосердие, Любовь, Благородство, Красота. Используя развернутую метафору, обращаясь к лучшим традициям советской школы, можно, перефразируя идею Шалвы Амонашвили, сказать, что Храм Нравственности должен быть основан на твердыне Сердца [2, с. 16]. Эти слова известного педагога удивительным образом перекликаются с мыслями философа Г. С. Сковороды, для которого источником вдохновения послужило Евангелие. Философ сравнивает доброе сердце человека с источником, несущим животворную влагу: «Сердце благое есть то же, что приснотекущий источник, вечно точащий чистые струи, знай, мысли... Вся влага от корня, от сердца же все советы» [3, с. 569]. «Какой плод тонкой науки без сердца благого?» - вопрошает далее Г. С. Сковорода [3, с. 370]. Главная мысль философа заключается в том, что нужнее всего воспитание природное, естественное, воспитание целостного духа, которое способствует формированию гармонической личности.
Конечно, современному молодому человеку сложно самоопределиться, выбрать правильный жизненный путь, когда в обществе настолько остро стоит вопрос о конфликте системы ценностей. Ценностные ориентиры включают в себя убеждения, принципы, нормы и правила поведения, которыми человек должен руководствоваться в своей жизни. Выбор жизненных ориентиров отражается на социализации личности, ее адаптации в жизни. Необходимо, чтобы человек, вступающий в жизнь, не просто усвоил определенные моральные нормы, но и действовал соответственно им в трудных ситуациях. Эти нормы, правила должны стать у воспитанника убеждениями. Для этого нужно готовить его к реалиям современной жизни, умению противостоять негативному воздействию информационной среды.
Полагаем, что разговор о нравственном воспитании личности является очень актуальным. Неслучайно Министр образования РФ О. Ю. Васильева, говоря о приоритетах современной школы, отметила, что образование - это обучение воспитанию, воспитание - обучению. Далее она подчеркнула, что школа во все времена формировала личность одного человека, а не узкого специалиста [4]. Поэтому приоритетным О. Ю. Васильева считает именно воспитание.
В Концепции духовно-нравственного воспитания школьников, которая входит в ФГОС, сформулирован идеал современного человека, гражданина
России, который характеризуется такими качествами, как высокая нравственность, творческая активность, высокая духовность, компетентность. Он принимает судьбу Отечества как свою личную, осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны. Это означает, что сегодняшняя школа должна воспитать человека, живущего по принципам высокой духовности, в согласии с такими нравственными понятиями, как честь, совесть, чувство собственного достоинства. Это личность, в основе поведения которой лежат такие добродетели, как благородство, дружелюбие, порядочность, готовность прийти на помощь нуждающемуся, любовь к людям. Кроме того, это человек креативный, ориентированный на развитие своих способностей, знакомый с духовными ценностями отечественной и зарубежной культуры. Это патриот Отечества, готовый защищать свою Родину. Это гражданин в высоком смысле этого слова.
Однако декларировать, какой должна быть высоконравственная личность, - это одно, а помочь ребенку выбрать правильные жизненные ориентиры - другое. Развитие личности прямо связано с ее самодетерминацией, самоактуализацией, способностью разрешения противоречий с социальной действительностью. Человек действует в рамках объективно возможного, т.е. обстоятельства заставляют его поступать определенным образом. В связи с произошедшими в обществе качественными социально-экономическими преобразованиями меняются нормы морали, ценности, характер отношений между людьми, особенно ярко этот процесс прослеживается в молодежной среде. Непосредственно от того, какие нормы, правила, моральные ценности примет подросток, молодой человек, как и какие у него будут формироваться нравственные качества, зависит содержание и направленность его деятельности.
Задача обучающегося в настоящее время заключается в том, чтобы познать отчужденный от него мир, приспособиться к нему, а затем его преобразовать. При этом необходимо учитывать те вызовы, которые нам предлагает современная реальность. В условиях информационной войны становятся актуальными такие проблемы, как конфронтация нашей страны с Западом, борьба с терроризмом, воздействие на сознание человека различных тоталитарных сект, компьютерный троллинг, влияние на ребенка деструктивных интернет-сообществ. Все эти явления оказывают негативное влияние в первую очередь на подростков, поэтому преодолеть эти вызовы информационного общества непросто. Становится очевидным, что современная школа должна осознать всю степень ответственности, которую на нее возлагает государство, и направить усилия на формирование личности. Л. С. Выготский писал, что «личность есть понятие социальное, личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития» [5, с. 115].
Формирование личности подростка проходит несколько стадий. Остановимся на некоторых из них. В раннем подростковом возрасте у ребенка появляется осознание своего «Я», утверждение себя в этом мире, он стремится подражать старшим; неуважительное отношение к личности ребенка воспринимается им драматически, вызывает саботаж, приводит к срывам. Поэтому важно, чтобы подросток ощущал уважение к себе, чувствовал себя комфортно. Педагогам и родителям необходимо понимать, что быстро взрослеть подростка заставляют также физиологические изменениями, происходящие в его организме, и нужно относиться к нему с пониманием и доверием.
Если подросток, попадая в трудное положение, не получает помощи от родителей, учителей, воспитателей, то процесс его социализации сильно усложняется.
Новый этап в жизни подростка характеризуется подражанием внешним атрибутам взрослого человека. У девочек это косметика, украшения, «модный» сленг. Волевые качества, смелость, выносливость, дерзость, независимость - основные черты, которые старается выработать в характере подросток-мальчик. Подростки в этот период активно общаются в социальных сетях, через WhatsApp и "У!Ьег. Им кажется, что они живут насыщенной и яркой жизнью. На самом деле они часто не имеют нужных жизненных ориентиров, не умеют справляться с первыми жизненными трудностями. Переоценка общепринятых понятий в наше время требует во многом, по сравнению с прошлым, нового подхода к вопросам воспитания ребенка в семье, школе, выработки иных механизмов и критериев правильного направления развития личности. Здесь очевидна культура и осведомленность в актуальных проблемах самих воспитателей, их педагогическая и психологическая подготовка к работе с детьми. Следует отметить, что некоторые подростки в 13-14-летнем возрасте начинают активно заниматься самовоспитанием. Повзрослевшие мальчики уделяют внимание развитию волевых качеств личности. Многие из них подражают известным спортсменам, актерам, родителям. Физическому развитию способствуют занятия спортом. В этой связи необходима ситуация успеха, поощрение, положительная мотивация. В данном случае речь идет о развитии подростков, чье формирование не имеет особых отклонений от нормы. Однако не всегда взросление ребенка не вызывает проблем.
А. В. Мудрик подчеркивает, что подросток может не только самосовершенствоваться, но и саморазрушаться. Куда будет направлен вектор самоизменения, зависит от того, как будет проходить социализация подростка, его вхождение в самостоятельную жизнь, какую роль сыграют взрослые в этом процессе. И. Г. Песталоцци мечтал, чтобы каждый ребенок ощутил тепло и заботу своей семьи и прошел по ступеням нравственности от «пункта» любви к матери до чистого подражания богочеловеку, принесшего себя в жертву ради нас [6, с. 352].
Но нам хотелось привлечь внимание к тем молодежным проблемам, которые вызывают беспокойство и тревогу за судьбы тех, кто только вступает в жизнь. Стремительные социальные события, происходящие в стране, занятость взрослого населения, недостаточное внимание родителей и педагогов к интересам детей заставляют подрастающее поколение делать собственный выбор, адаптироваться в современных условиях, иметь свои суждения по тем или иным вопросам и формировать собственный взгляд на мир. Нельзя не согласиться с известным педагогом В. С. Мухиной в том, что реальность окружающего мира имеет особое значение для развития личности. Поэтому, вступая в жизнь, личность должна обладать определенной самостоятельностью [7, с. 49]. В то же время не всегда такая «самостоятельность» дает положительные результаты. Остановимся на некоторых проблемах, свидетельствующих о драматических тенденциях в формировании личности подростка.
Достаточно напомнить читателям о нескольких острых проблемах, которые прочно заняли место в современной действительности. В последнее время в соцсетях получила распространение суицидальная игра «Синий кит»,
некая новинка, которая стремительно распространилась среди молодежи «ВКонтакте». Согласно условиям этой «продвинутой» и «модной» игры, подростку предлагается выполнить 50 далеко не безопасных заданий. Одно из них заключается в том, что участник сообщества должен лезвием нарисовать на руке синего кита. В квестах предлагаются и другие задания, имеющие не менее авантюрный и жесткий характер. К примеру, «разбуди меня в 4.20», «пойди на крышу и встань на самом краю» и т.д. В финале появляется задание, которое... убивает. Не менее азартной и популярной стала игра «Беги или умри», которая пришла на смену небезызвестным «группам смерти». Информация о модной штучке появилась в социальных сетях еще в прошлом году. О флешмобе «Беги или умри» сообщил и один из телевизионных каналов. Как считают педагоги и психологи, эта игра может унести жизни многих детей, стремящихся во всем походить на своих отчаянных сверстников. Правила игры просты и лаконичны: в чате или закрытой группе подросткам дается «безобидное» задание, связанное с бегом: перебежать дорогу на «красный» сигнал светофора или «пронестись» по крыше высотного здания. Информацию о выполнении задания надо выложить в Сеть в виде фотографий и видео. Подобная информация стремительно распространяется среди неокрепших умов, повышая рейтинг сомнительного «удовольствия». Большинство подростков осведомлено о подобных играх. К тому же не у каждого ребенка «модные штучки» вызывают негативную реакцию. Тем не менее нельзя освобождать ребенка от ответственности за свои действия и поступки, так как, по словам Ф. М. Достоевского, безответственность доводит человека «до совершенной безличности, до совершенного освобождения его от всякого нравственного личного долга...» [8, с. 16].
Продолжая разговор о негативном влиянии на подростка информационной среды, обратимся к такому явлению, как азартные игры. Этому греху подвержены как взрослые, так и дети. Наиболее рискованна игромания именно в подростковом возрасте. Количество индивидов, совершивших преступление на почве азартной игры среди подростков, достаточно велико. Не может не беспокоить не менее тяжкий недуг - наркомания. Согласно статистике, каждый месяц от наркотиков в России погибают 6500 человек.
Кто бы мог подумать несколько лет назад, что желание сфотографироваться будет связано с риском для жизни? Но немало примеров современных селфи свидетельствует о полученной подростками психической или физической травме. Так, за шесть месяцев 2016 г. в нашей стране пострадали более 100 молодых людей при съемке фотографий, которые делались в условиях «экстрима». В неудержимом желании сделать эффектное фото, получить побольше лайков от почитателей подростки отчаянно рискуют, и, к несчастью, очень часто ценой одной фотографии становится жизнь молодого человека. К сожалению, взрослые редко осведомлены о рискованном досуге детей. Чаще всего они узнают о драматических последствиях модных увлечений постфактум.
История со студенткой МГУ Варварой Карауловой, получившая огласку летом 2015 г., напоминает о том, что существует еще одна проблема, свидетельствующая о кризисе идентичности. Девушка, родившаяся в обеспеченной семье, обучающаяся на философском факультете МГУ, знающая несколько иностранных языков, решила поехать в Сирию, чтобы вступить в ря-
ды боевиков группировки ИГИЛ. По словам отца девушки, она постоянно общалась со своими вербовщиками не в социальных сетях, а в закрытой группе в WhatsApp. Павел Караулов отмечает, что группа WhatsApp является достаточно закрытой, поэтому переписка дочери не вызывала у близких никаких подозрений. По мнению отца, Варвара была «ослеплена», попав под влияние вербовщиков. В обвинительном заключении, предъявленном Карау-ловой, указано, что она приняла решение вступить в группировку ИГИЛ и могла впоследствии осуществлять диверсионную деятельность на территории Сирии. Согласитесь, такое трудно представить, учитывая происхождение и уровень образования девушки. В настоящее время Варвара отбывает наказание в «Лефортово». Ей предстоит провести в тюрьме 4,5 года [9].
В этой связи представляет интерес исследование в этой области Р. Д. Лэнга, шотландского психиатра. Лэнг рассматривает поведение каждого пациента как выражение личностной свободы, опыта, а не симптомов заболевания. Метафора, которую он использует в названии и содержании своей книги «Расколотое "Я"», многозначна: она отражает духовный мир не только больного человека, сделанного из стекла, «из такого прозрачного и хрупкого вещества», которое может рассыпаться на мелкие кусочки при одном взгляде на него, но во многом жизнь современного человека в информационном обществе с его открытостью и прозрачностью [10, с. 31]. Лэнг склоняется к тому, что причина «расколотости» лежит в самой личности. Такое состояние может быть вызвано тем, что индивид переживает «раскол» с самим собой, ощущая себя нереализованным, ненужным. В этом случае разум слабо связан с телом, с душой. Такое состояние часто является болезненным. Кроме того, индивид может находиться в разладе с обществом, где его не понимают, не находить взаимопонимания с родителями. Ощущая себя в «изоляции» от других, он испытывает неудовлетворенность, ощущает себя одиноким. Думается, что в случае с Варварой Карауловой все произошло подобным образом. К счастью, такие ситуации случаются не так часто. Тем не менее коллектив школы или вуза должен создавать такую атмосферу, при которой личность могла бы раскрыться и реализовать себя в полной мере. Обособление происходит тогда, когда человек чувствует свою оторванность от окружающих.
Мы видим, что личность подростка и молодого человека сталкивается с новыми вызовами. Основная проблема этой истории: самоидентификация личности в условиях информационного конфликта, желание заявить о себе в мире разными способами. Причин, повлекших негативные явления, очень много. И в них предстоит разбираться как родителям, так и педагогам. Целью воспитания в наше время является воспитание человека, умеющего не только принимать решения, но и способного к самоопределению в ситуациях нравственного выбора. Социальная обусловленность обстоятельств, сложившихся в ситуации морального выбора, неразрывно связана с характером взаимоотношений обучающегося с окружающими людьми, определением своего положения среди сверстников, начиная с подросткового возраста. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми формирует и соответствующий внутренний мир личности, ее моральные качества.
Характерно, что в этом году, накануне Рождества, Министр образования РФ О. Ю. Васильева в беседе с патриархом Кириллом подчеркнула, что
для нее самыми главными качествами в подрастающем человеке являются справедливость, доброта, любовь, уважение к старшим, забота о старших. Она посетовала на то, что «из нашего языка, к сожалению, совсем ушли слова "милосердие", "сострадание"» [11].
Что нужно сделать для воспитания личности в современном обществе? Разумеется, на этот вопрос существует множество ответов. Л. В. Николаева, педагог, занимающийся изучением вопроса поликультурной среды, полагает, что в настоящее время для формирования толерантной личности, способной интегрироваться в современном обществе, важно объединение всех социальных институтов: детского сада, школы, вуза - с родительской общественностью, что, безусловно, принесет пользу в ценностном воспитании подрастающего поколения [12, с. 141-154]. Главное же состоит в том, что настоящий педагог должен находиться в постоянном поиске, используя в своей работе как методы классической педагогики, начиная с Яна Амоса Коменского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, так и исследования педагогов-новаторов. Однако здесь мало теоретизирования. Нужна конкретная разнообразная работа с ребенком, учитывающая и уровень его интересов, и его возрастные особенности. Мы приведем пример, который нам кажется весьма убедительным и своевременным. Одной из альтернатив современной общеобразовательной школы является авторская школа.
Авторская школа - это весьма перспективное учебное заведение. Моделью одной из таких школ, «школы для всех», является функционирующая в Москве 109 школа. Это учебное заведение, созданное Е. А. Ямбургом, прошло испытание временем, заявив о себя как об инновационном учебном заведении. Е. А. Ямбург - заслуженный учитель РФ, член-корреспондент Российской академии образования. Он разработал и реализовал современную модель адаптивной школы - учебного заведения нового типа. Это разноуровневая и многопрофильная общеобразовательная школа, в которой могут учиться дети, имеющие разные интеллектуальные способности, различный уровень материального достатка. В этой школе обучаются и те дети, которые имеют физические недостатки и нуждаются в особом подходе. Здесь ребенку предоставлена возможность выбирать, что ему нужно, он не чувствует себя белой вороной, отщепенцем, ему спокойно и комфортно, с ним считаются, его уважают, видя в нем прежде всего личность, уникальную, неповторимую, нуждающуюся в любви и понимании. В школе существуют лицейские и гимназические классы, классы общеобразовательные и коррекционные. Достигнув определенных успехов, обучающийся может повысить планку, перейдя из обычного класса в гимназический. Директор школы утверждает, что его школа дает возможность развиваться каждому ребенку, формировать его личность. Выпускники школы быстро адаптируются в социуме, находят дело по душе, реализуют свой творческий потенциал. Центральная задача школы -сохранение личности воспитанника в весьма сложных, зачастую драматических жизненных обстоятельствах полностью реализуется.
Итак, в нашей жизни многое изменилось в сравнении с минувшей эпохой, потому что школа, как писал Корчак, находится не на Луне. Изменилось многое. Современные дети стали более недоверчивыми, критичными. Ими невозможно манипулировать, они прагматичнее и рациональнее, чем их ро-
дители, порою осведомленнее во многих вопросах, чем педагоги. Они владеют разнообразными техническими средствами. Однако многим из них «труд упорный тошен», хотя выдающийся педагог прошлого столетия В. А. Сухом-линский видел в труде основу всестороннего развития личности, подчеркивая, что радость труда воспитывает в человеке чувство гордости [13, с. 534]. Думается, что в труде ребенок тоже может реализовать свою активность. Родителям надо с детства воспитывать в детях трудолюбие.
Возвращаясь к теме статьи, отметим, что через сеть Интернет подросткам открыт весь мир. Тем не менее им необходима наша поддержка и помощь. Надо считаться с тем, что им предстоит жить в этом непростом мире, выражать себя, делать карьеру. Поэтому надо с пониманием относиться к их мнению, к их категоричности и амбициям.
В заключение отметим, что универсальными, непреходящими средствами воспитания личности являются любовь к ребенку, понимание трудностей и проблем, которые он переживает, принятие ребенка таким, каков он есть. Педагоги должны работать в тесной связи с родителями. В арсенале педагогических средств должны быть все виды воспитания: семейное, социальное, религиозное, коррекционное, при этом необходимо понимать, что формирование личности складывается из всех аспектов воспитания. Очень актуальным будет напутствие известного педагога А. В. Мудрика, который советовал педагогам предвидеть неизбежное и уменьшать эффект случившегося [14, с. 7]. Педагоги должны обладать такими качествами, как доброта, сострадание, участие, умение оказать воспитаннику необходимую помощь; владеть приемами саморегуляции и обучать им своих подопечных, ведь весь мир, по словам Н. А. Бердяева, - ничто по сравнению с человеческой личностью [15, с. 310]. Осознание важности своего труда перед грядущими поколе -ниями поможет педагогам найти верную тропинку к сердцу ребенка.
Библиографический список
1. Бим-Бад, Б. М. Лекции Иммануила Канта о педагогике: перевод и комментарий / Б. М. Бим-Бад. - М., 1983. - С. 8.
2. Амонашвили, Ш. А. Без сердца что поймем? / Ш. А. Амонашвили. - М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2004. - С. 16.
3. Эрн, В. Ф. Борьба за логос: Г. Сковорода: Жизнь и учения / В. Ф. Эрн. - Минск : Харвест, 2000.
4. Ольга Васильева: «Учитель - это служение». - URL: https://www.ucheba.ru/article/ 3310
5. Краткий курс по общей психологии : учеб. пособие. - М. : РИПОЛ классик : Окей-книга, 1988. - С. 115.
6. Педагогическое наследие. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песта-лоцци / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М. : Педагогика, 1988. - С. 352.
7. Мухина, В. С. Личность: Мифы и Реальность: альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты / В. С. Мухина. - 2-е изд., испр. и доп. -М., 2010. - С. 49.
8. Достоевский, Ф. М. Дневник писателя. 1873 / Ф. М. Достоевский // Полное собрание сочинений : в 30 т. / Ф. М. Достоевский. - М., 1980. - Т. 21. - С. 16.
9. Вербовка смертниц: Как студентка МГУ вступила в ИГИЛ и поехала в Сирию // Русская весна. - URL: http://rusvesna.su/news/1481448171
10. Лэнг, Р. Д. Расколотое «Я» : пер. с англ. / Р. Д. Лэнг. - СПб. : Белый Кролик, 1995. - С. 31.
11. Ольга Васильева - патриарху Кириллу: главная цель - воспитание в людях нравственности // Фома. - URL: http://foma.ru/olga-vasileva-patriarhu-kirillu-glavnaya-tsel-vospitanie-v-lyudyah-nravstvennosti.html
12. Николаева, Л. В. Проблема воспитания толерантности личности в поликультурной среде / Л. В. Николаева // Воспитание поликультурной личности: проблемы, поиски, решения : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (14-19 мая 2012 г.). - Якутск : АГИКИ, 2012. - С. 141-154.
13. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / В. А. Су-хомлинский. - М. : Педагогика, 1979. - Т. 1. - С. 534.
14. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / А. В. Мудрик. - 8-е изд. - М. : Академия, 2013. - С. 7.
15. Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев // Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. - М., 1989. - С. 310.
References
1. Bim-Bad B. M. Lektsii Immanuila Kanta o pedagogike: perevod i kommentariy [Lectures of Immanuel Kant on pedagogy: translation and comments]. Moscow, 1983, p. 8.
2. Amonashvili Sh. A. Bez serdtsa chto poymem? [What will we understand without the heart?]. Moscow: Izd. dom Shalvy Amonashvili, 2004, p. 16.
3. Ern V. F. Bor'ba za logos: G. Skovoroda: Zhizn' i ucheniya [Struggle for logos: G. Sko-voroda: Life and teaching]. Minsk: Kharvest, 2000.
4. Ol'ga Vasil'eva: «Uchitel'- eto sluzhenie» [Olga Vasilyeva: "The teacher is devotion"]. Available at: https://www.ucheba.ru/article/3310
5. Kratkiy kurs po obshchey psikhologii: ucheb. Posobie [A quick course of general psychology: tutorial]. Moscow: RIPOL klassik: Okey-kniga, 1988, p. 115.
6. Pedagogicheskoe nasledie. Ya. A. Komenskiy, D. Lokk, Zh.-Zh. Russo, I. G. Pestalotstsi [Pedagogical heritage. Ya. A. Komensky, D. Locke, J.-J. Russo, J. H. Pestalozzi]. Comp. by V. M. Klarin, A. N. Dzhurinskiy. Moscow: Pedagogika, 1988, p. 352.
7. Mukhina V. S. Lichnost': Mify i Real'nost': al'ternativnyy vzglyad. Sistemnyy podkhod. Innovatsionnye aspekty [Personality: Myths and Reality: an alternative view. The system approach. Innovation aspects]. 2nd ed., ispr. i dop. Moscow, 2010, p. 49.
8. Dostoevskiy F. M. Polnoe sobranie sochineniy: v 30 t. [Complete collection of works: in 30 volumes]. Moscow, 1980, vol. 21, pp. 16.
9. Russkaya vesna [Russian spring]. Available at: http://rusvesna.su/news/1481448171
10. Leng R. D. Raskolotoe «Ya»: per. s angl. [Fractured "I": translation from English]. Saint-Petersburg: Belyy Krolik, 1995, pp. 31.
11. Foma. Available at: http://foma.ru/olga-vasileva-patriarhu-kirillu-glavnaya-tsel-vospitanie-v-lyudyah-nravstvennosti.html
12. Nikolaeva L. V. Vospitanie polikul'turnoy lichnosti: problemy, poiski, resheniya: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem (14-19 maya 2012 g.) [Fostering a polycultural personality: problems, searches, solutions: proceedings of an All-Russian scientific and practical conference with international participation (14th-19th May 2012)]. Yakutsk: AGIKI, 2012, pp. 141-154.
13. Sukhomlinskiy V. A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 3 t. [Selected pedagogical works: in 3 volumes]. Moscow: Pedagogika, 1979, vol. 1, p. 534.
14. Mudrik A. V. Sotsial'naya pedagogika: ucheb. dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. prof. ob-razovaniya [Social pedagogy: textbook for university students]. 8th ed. Moscow: Aka-demiya, 2013, p. 7.
15. Berdyaev N. A. Filosofiya svobody. Smysl tvorchestva [Philosophy of freedom. The point of creativity]. Moscow, 1989, p. 310.
Бобров Валерий Анатольевич
кандидат экономических наук, доцент, кафедра философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Bobrov Valeriy Anatol'evich Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of philosophy and social communications, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Кириллов Герман Михайлович
кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Kirillov German Mikhaylovich Candidate of philosophy, associate professor, sub-department of philosophy and social communications, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Парменов Анатолий Александрович
кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и социальных коммуникаций, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
Parmenov Anatoliy Aleksandrovich Candidate of philosophy, associate professor, sub-department of philosophy and social communications, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
E-mail: [email protected]
УДК 130.3 Бобров, В. А.
Проблема формирования личности в условиях многофакторного воздействия информационной среды / В. А. Бобров, Г. М. Кириллов, А. А. Парменов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 4 (44). - С. 193-203. Б01: 10.21685/20723024-2017-4-20