Научная статья на тему 'Проблема формирования личности посредством эмоционального воздействия художественного слова в педагогических взглядах Ф. С. Макаренко и В. Ф. Сухомлинского'

Проблема формирования личности посредством эмоционального воздействия художественного слова в педагогических взглядах Ф. С. Макаренко и В. Ф. Сухомлинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СТИМУЛ / ВОСПИТАННИКИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТЕАТР / ПЕРСПЕКТИВА / ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГ / PERSONALITY / EMOTIONAL INFLUENCE / STIMULUS / PUPILS / FICTION / AMATEUR THEATRE / PROSPECT / WORK / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пелешок Юлия Анатольевна

В статье анализируется теория «перспективных линий» А. С. Макаренко, а также взгляды В. А. Сухомлинского на взаимосвязь процессов восприятия художественного слова и словесно-художественного творчества младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF FORMING OF PERSONALITY BY MEANS OF EMOTIONAL INFLUENCE OF ARTISTIC WORD IN PEDAGOGICAL LOOKS OF

In the article the theory of "perspective lines" of A.S. Makarenko and also looks of V.A. Suhomlinskiï, is analysed on intercommunication of processes of perception of artistic word and verbally-artistic work of junior schoolboy.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования личности посредством эмоционального воздействия художественного слова в педагогических взглядах Ф. С. Макаренко и В. Ф. Сухомлинского»

ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Ю. А. Пелешок

Проблема формирования личности посредством эмоционального воздействия художественного слова в педагогических взглядах а. с. макаренко и в. а. сухомлинского

УДК 373.31(09)(477) "1920/1990"

ББК 74.03(2)

В статье анализируется теория «перспективных линий» А. С. Макаренко, а также взгляды В. А. Сухомлинского на взаимосвязь процессов восприятия художественного слова и словесно-художественного творчества младшего школьника.

Ключевые слова: личность, эмоциональное воздействие, стимул, воспитанники, художественная литература, самодеятельный театр, перспектива, творчество, педагог.

Yu. A. Peleshok

Problem of forming of personality by means of emotional influence of artistic word in pedagogical looks of А. s. MАКАRENКO AND v. А. suHoMLINsKIY

In the article the theory of "perspective lines" of A.S. Makarenko and also looks of V.A. Suhomlinskii', is analysed on intercommunication of processes of perception of artistic word and verbally-artistic work of junior schoolboy.

Keywords: personality, emotional influence, stimulus, pupils, fiction, amateur theatre, prospect, work, teacher.

Актуальность объективного подхода к изучению исторического опыта работы школы, творческого наследия прогрессивных педагогов прошлого не вызывает сомнений, поскольку пристальное внимание к вопросам истории школы и педагогики продиктовано необходимостью научного обоснования новейших технологий обучения и воспитания. Ведь именно они могут стать основой для создания новых образовательных и воспитательных систем.

В трудах советских педагогов 20— 90-х годов ХХ века зафиксирован богатейший историко-педагогический опыт практики работы школ, который стал базой для важнейших научно-педагогических открытий.

Наследие выдающихся представителей педагогики ХХ века — Антона Семеновича Макаренко (1888 — 1939) и Василия Александровича Сухомлинского (1918—1970) настолько многогранно, что касается не только многих важных проблем того непростого времени, но как будто «переросло» свою эпоху и поражает своей актуальностью до сих пор.

Оба педагога всю свою жизнь оставались верными коммунистическим идеалам, которые, по утверждению немалого числа современных педагогов, способствовали нивелированию отдельной личности. объекты педагогического воздействия названных педагогов существенно отличались: воспитанники А. С. Макаренко — несовершеннолетние правонарушители колоний, В. А. Сухомлинского —

учащиеся средней школы в селе Павлыш. Тем не менее, в центре внимания А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского прежде всего — личность ребенка, его духовный мир и моральные ценности, развитие его творческих, умственных и физических способностей. Богатейший духовный потенциал, огромная работоспособность, приверженность «вечным» общечеловеческим ценностям сделали их едва ли не самыми яркими фигурами на педагогическом олимпе ХХ века. оба они не только выдающиеся ученые, но и прекрасные писатели, причем их литературное творчество, теснейшим образом связанное с педагогической деятельностью, представляет собой довольно самобытное литературное явление.

Цель данной статьи — проанализировать взгляды А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского на формирование личности ребенка посредством эмоционального воздействия художественного слова.

Тридцатые годы прошлого столетия отмечены в истории педагогики как период литературно-педагогического дебюта А. С. Макаренко: вышла в свет первая часть его «Педагогической поэмы», где в увлекательной художественной форме повествуется о реальной истории колонии имени Максима Горького. В 1934 году напечатана вторая часть, и в 1935 г. — третья. В 1938 г. публикуется художественно-педагогичес -

кий роман о жизни коммуны имени Ф. Э. Дзержинского «Флаги на баш-

нях». В 30-е годы А. С. Макаренко также издал «Методику организации воспитательного процесса», «Книгу для родителей», ряд педагогических, публицистических, общественно-политических статей.

В целом, наследие А. С. Макаренко составляет около 150 произведений — романы, повести, рассказы, пьесы, сценарии, педагогические и публицистические статьи.

ДеятельностьВ. А. Сухомлинского также поражает своей плодотворностью: это целый ряд научных работ — монографии, статьи, методические пособия. В. А. Сухомлинский известен и как создатель прекрасных рассказов и сказок для детей, которых вдохновлял своим собственным творчеством к сочинению сказок (после смерти автора его произведения для детей были изданы супругой ученого в сборнике «Горячий цветок»).

Жизненный и творческий путь, а также педагогическое наследие этих замечательных ученых-педагогов остается объектом пристального внимания исследователей и по сегодняшний день.

Важное значение для воспитанников учреждения А. С. Макаренко имело художественное слово в форме сказки, интересного рассказа, театрального представления. Художественная литература, самодеятельный театр стали настоящим стимулом для ребят, важным средством воспитательного воздействия, одним из аспектов формирования их личности. одухотворенное художественное

слово способствовало подлинному духовному подъему, воспитанники получали настоящее моральное удовлетворение от чтения или прослушивания выдающихся произведений художественной литературы.

В «Педагогической поэме» читаем: «Иногда Митягин рассказывал сказки. Он был удивительный мастер на сказки, рассказывал их умеючи, с элементами театральной игры и богатой мимикой. Митягин любил малышей, и его сказки доставляли им особенное наслаждение... Вечерами в спальнях мы часто устраивали общие чтения. У нас с первого дня образовалась библиотека, для которой книги я покупал и выпрашивал в частных домах... Читать книги любили многие колонисты, но далеко не все умели осиливать книжку. Поэтому мы и вели общие чтения вслух, в которых обыкновенно участвовали все. Читали либо я, либо Задоров, обладавший прекрасной дикцией. В течение первой зимы мы прочитали многое из Пушкина, Короленко, Мамина-Сибиряка, Вересаева и в особенности Горького» [1. С. 84].

отдельный раздел в

«Педагогической поэме»

А. С. Макаренко отводит театру, который считал способом развития мышления, речи, чувств: «За зимний сезон мы ставили около сорока пьес, и в то же время мы никогда не гонялись за каким-либо клубным облегчением и ставили только самые серьезные большие пьесы в четыре-пять актов, повторяя обычно репертуар столичных

театров. Это было ни с чем не сравнимое нахальство, но, честное слово, это не было халтурой» [1. С. 270].

Педагог всячески приобщал воспитанников к чтению, и его усилия не были напрасными: «Много денег стали мы тратить на книги. На алтарном возвышении уже не хватало места для шкафов, а в читальном зале — для читающих» [1. С. 592].

Литературные произведения дают детям возможность через сопереживание с героями приблизиться к ценностям культуры, способствуют формированию лучших моральных качеств личности.

о формировании личности ребенка путем пробуждения его эмоциональных переживаний говорил и другой великий педагог советской поры Василий Александрович Сухомлинский — основатель новаторской педагогики, писатель.

В центре постоянного внимания В. А. Сухомлинского в процессе практической работы всегда было словесно-художественное творчество младшего школьника, которое он называл «школой эмоциональной жизни»: педагог побуждал детей эмоционально переживать разнообразные чувства и выражать их словом. Разработанная

В. А. Сухомлинским система занятий предполагала развитие творческой мысли: значительное место в этой системе отводилось самостоятельному составлению детьми сказок, рассказов, небольших стихотворений.

Своеобразно и творчески Василий Александрович использовал сказку в

процессе воспитания младших школьников. В ходе занятий среди природы и в комнате сказок накапливался эмоциональный опыт детей, который помогал им устно составлять свои маленькие литературные произведения. В них детская фантазия соединялась с глубоким моральным содержанием.

Ученый-педагог вместе с детьми впервые в те годы организовал Комнату сказок — Остров чудес, Уголок мечты. Комната сказок была необычной, именно сказочной: зашторенные окна, светло-голубой потолок с вмонтированными в него светильниками, которые напоминали небесные светила, — все это создавало особую атмосферу, пробуждало в детях любовь к сказке, способствовало возникновению эмоционального настроя

[7. С. 380]

В книге «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинского читаем: «Создание сказок — один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития. Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы, — перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искру в сознание ребенка. Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов — ничего не получится» [5.

С. 157].

В этой же книге В. А. Сухомлин-ский описывает и сам процесс работы детского воображения и фантазии для создания сказок: «Детская фантазия

в Комнате сказки неистощима. Стоит ребенку посмотреть на новый предмет, как он уже связывается в его сознании с другим предметом, рождается фантастическое представление, детское воображение играет, мысль трепещет, глаза загораются, речь течет плавным потоком. Учитывая это, я заботился о том, чтобы на глазах у ребят в разных уголках Комнаты сказки были самые разнообразные предметы, между которыми можно установить какую-то реальную или фантастическую связь. Я был озабочен тем, чтобы дети фантазировали, творили, составляли новые сказки. Вот рядом с цаплей, стоящей на одной ноге, — маленький, испуганный котенок — детское воображение создало несколько интересных сказок, героями которых стали Цапля и Котенок. А вот маленькая лодка с веслом, рядом с ней лягушка — все само просится в сказку» [5. С. 157].

Важно отметить, что

В. А. Сухомлинский параллельно знакомил детей с лучшими образцами сказочного творчества: «В

Комнате сказки мы прочитали все сказки Х. Андерсена, Л. Толстого, К. Ушинского, братьев Гримм, К. Чуковского, С. Маршака.

Многолетний опыт убеждает в том, что нравственные идеи, заложенные в произведениях о добре и зле, правде и неправде, чести и бесчестии становятся достоянием человека при условии, когда эти произведения прочитаны в детском возрасте. Сказки предназначены для детства» [5. С. 160].

В. А. Сухомлинский систематически привлекал детей к сочинению сказок, вдохновляя тем, что и сам их создавал. Глубокие по своему содержанию авторские сказки В. А. Сухомлинского — это свежий ветер, который поддерживал огонек детской фантазии. И в этом есть своя закономерность, связь между талантом воспитателя и его литературным творчеством (вспомним сказки К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, Януша Корчака).

Интересным и важным считаем высказывание дочери великого педагога О. В. Сухомлинской: «Хочу сказать: отец был не только педа-гогом-теоретиком, учителем-прак-тиком, а и автором около 1500 художественных миниатюр — сказок, рассказов, легенд, притч, новелл. Они помогают расширить познавательную деятельность воспитанника, его мышление, воздействуя на его эмоционально-чувственную сферу. Тонкий наблюдатель, Василий Александрович останавливает внимание ребенка на каждодневных, почти незаметных явлениях и случаях. Герои Сухомлинского — мурашка на земле, журавлиный ключ в небе, белокорая береза, голуби, лужа... Эта окружающая жизнь должна войти в душу ребенка, остаться в ней навсегда, чтобы потом прорасти чуткостью, добротой, заботливостью, человечностью и ответственностью» [2. С. 65].

В. А. Сухомлинский считал, что создание сказок детьми — это один из способов пробуждения в них поз-

навательного интереса, развития моральных качеств личности. Сказка дает первые представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, воспитывает любовь к родным людям, к родной земле. Для младших школьников она становится средством осмысления явлений действительности. Педагогическая функция сказок состоит и в использовании их для разрешения многих моральных проблем. Воздействуя на поведение ребенка, учителю не всегда достаточно объяснить определенные правила и нормы жизни. Знания о том, как вести себя, должны стать убеждениями, а для этого им нужно пройти через чувства ребенка, через его эмоциональный опыт.

Какую бы из сказок В. Сухомлин-ского мы ни взяли, все они высокоморальны. Так, в сказке «Вол и Садовник» автор подчеркивает, что только свободный творческий труд может порождать чудеса. Проблема взаимосвязи природы и человека, бережливого отношения к окружающему миру — это сказка «Соловей и Жук». Содержание сказок — это тот отправной пункт, который формирует личность школьника. В статье «Гармония трех начал», книгах «Павлышская средняя школа», «Сто советов учителю», «Сердце отдаю детям», «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» педагог раскрывает способы эстетического становления детей, среди которых важная роль отведена природе, красоте слова, музыке, живописи, сказке.

Немалый интерес для современных учителей представляет широкое использование В. А. Сухомлинским в практической работе метода обучения детей на природе, особенно шестилетних. Для его реализации в школьном саду в Павлыше был создан «зеленый класс», значительная часть занятий проводилась на берегу реки, на поляне. В. А. Сухомлинский не только учил детей наблюдать, но и побуждал эмоционально переживать разнообразные чувства. По убеждению ученого, именно эстетическое наслаждение красотой природы порождает в ребенке потребность словесного выражения своих чувств.

«Через красивое — к человечному» — таким было кредо В. А. Сухом-линского. Использование художественного слова на лоне природы — его настоящее педагогическое открытие в процессе воспитания одухотворенности учащихся, в том числе и младшего школьного возраста. Он раскрыл взаимосвязь между эстетическими переживаниями детей и их способностью к творчеству.

«Навсегда запомнился тихий летний вечер; после захода солнца небо приобрело пепельный оттенок. Такие вечера бывают несколько дней в году, когда лето в зените. Кажется, что само небо излучает слабое сияние, сумерки в эти вечера длиннее, чем обычно, на небе долго не загораются звезды. Дети молчали, очарованные красотой природы. В эти мгновения особенно ярко горит огонек фантазии. И вот мы услышали сказку, которую придумала Нина:

“Ушло Солнышко в свой волшебный сад на отдых. Легло отдохнуть и забыло закрыть глаза. А Кузнецы-великаны думают, что еще день. Куют и куют серебряные нити. Рассыпались нити, превратились в пыль. Развеялась серебряная пыль по небу, горит-сияет...”»

Педагог пишет, что «еще раз убедился, насколько велика сила эстетических чувств в воспитании, развитии и укреплении умственных сил» [5.

С. 162-163].

В разделе «Книга в духовной жизни ребенка» работы «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинский предлагает развернутую программу духовного обогащения младшего школьника через чтение, простую и доступную для каждого учителя начальной школы. «Книга играет большую роль в духовной жизни детей, но только тогда, когда ребенок умеет хорошо читать. Что значит «хорошо читать»? Это, прежде всего, владеть элементарным умением - техникой чтения. Я стремился к тому, чтобы индивидуальное чтение было духовной потребностью ребенка. В 1 и во 2 классах на каждые 1-2 недели ученик брал в библиотеке книгу, читал ее вслух. Без этого невозможно выработать твердое, стойкое умение бегло читать и понимать прочитанное...

Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Ребенок может читать бегло, безошибочно, но книга - это часто бывает - не стала для него

той тропинкой, которая ведет к вершине умственного, нравственного и эстетического развития. Уметь читать

- это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» [5 С. 168].

В другой своей работе «Разговор с молодым директором школы» педагог подчеркивает: «До тех пор, пока ребенок не научился бегло, выразительно, сознательно читать, не думая о процессе чтения, книга для него не может стать источником знаний. Если ученик не научился читать, он не может быть успевающим, учение не станет для него трудом интересным и творческим» [4. С. 153].

В. А. Сухомлинский сам увлекался чтением. В труде «Письма к сыну» он советует не только читать новые книги, но и перечитывать уже знакомые: «Есть книги, которые

человеку надо перечитать за свою жизнь несколько раз, и каждое новое чтение будет открывать перед ним все новые и новые грани красоты и души человеческой. Несколько раз я прочитал «Воскресение» Л. Н. Толстого, «Идиота», «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Божественную комедию» Данте, «Гамлета» Шекспира. Повторное чтение бессмертных творений литературы — это прежде всего познание человеком самого себя. Читаешь пятый, шестой, седьмой раз «Степь» Чехова, его изумительные новеллы, и хочется стать лучше, чем

ты есть. А произведения Горького, Короленко, Шолохова, Пришвина, Паустовского — я не могу прожить месяца, чтобы не прочитать что-нибудь из этих художников слова».

И далее: «Чтение книги — это не механический процесс. Это творчество. Овладевай этим мастерством — умением, читая — воспитывать себя, читая — думать, читая — рассуждать

[3. С. 46—47].

Педагог придавал большое значение выбору произведений для чтения учащимися начальной школы. В его книге «Сердце отдаю детям» находим перечень таких произведений. Поражает список художественных произведений, которые читали учащиеся начальных классов Павлышской школы. Тут и классика детской художественной литературы, и рассказы современных детям русских и украинских писателей, и даже древнегреческая мифология, а также сказки, стихотворения и басни, — все эти произведения способствовали моральному, умственному, эстетическому развитию школьников.

Воспитанию у них увлечения художественным словом способствовали и такие мероприятия в школе

В. А. Сухомлинского, как вечера выразительного чтения, утренники родного слова, праздники книги, которые были не отдельными эпизодами, а имели систематический характер, и поэтому вызывали у учащихся неподдельный интерес.

Детская художественная литература — источник духовного развития ребенка, его самовоспитания: «Я видел важное воспитательное задание в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка, заканчивая начальную школу, стремились остаться наедине с книгой. Остаться наедине — это не одиночество. Это начало воспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно лишь при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность»

[6. С. 200].

Эти слова великого педагога могут служить прекрасным напутствием современным учителям. Необходимо учить детей чувствовать, сочувствовать, сопереживать — тогда усилится процесс активизации учебной деятельности детей, повысится результативность всего процесса формирования личности школьника.

Среди важнейших способов формирования личности ребенка выдающиеся педагоги В. А. Сухомлинский и А. С. Макаренко называют именно художественное слово, которое является существенной составной частью «школы эмоциональной жизни».

Восприятие художественного образа приводит к эмоциональному отношению к нему, т. е. к возникновению чувств. В процессе восприятия эмоциональный мир автора взаимодействует с эмоциональной сферой ученика. И на этой основе происходит эстетическое воздействие художественного произведения на ребенка.

Список литературы

1. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма. Т. 1 / А. С. Макаренко. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. — 783 с.

2. Сухомлинская, О. Свежий ветер сказки / О. Сухомлинская / / Нач. школа. — 1990. - № 9. -С. 65.

3. Сухомлинский, В. А. Письма к сыну. Книга для учащихся / В. А. Сухомлинский. — М. : Просвещение, 1987. — 120 с.

4. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Су-хомлинский. — М. : Просвещение. 1973.

— 207 с.

5. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Киев : Радянська школа, 1972. — 243 с.

6. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну / В. А. Сухомлинский / / Избранные произведения в пяти томах, Т. 3. — Киев : Радянська школа, 1977. — 670 с.

7. Українська педагогіка в персоналіях: У 2 кн. — Кн. 2: Навч. посібник / За ред. О. С. Сухомлинської. — К. : Либідь, 2005. — 552 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.