Научная статья на тему 'Формирование лингвистической грамотности учащихся в педагогической системе В. А. Сухомлинского'

Формирование лингвистической грамотности учащихся в педагогической системе В. А. Сухомлинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
766
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В. А. СУХОМЛИНСКОГО / V. A. SUKHOMLINSKY PEDAGOGICAL SYSTEM / FORMING / LINGUISTIC SKILLS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимов Г. А.

В статье анализируются формы, методы и средства формирования лингвистической грамотности учащихся как важнейшей основы культуры личности в педагогической системе В. А. Сухомлинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING LINGUISTIC SKILLS AT STUDENTS IN V. A. SUKHOMLINSKY PEDAGOGICAL SYSTEM

The article analyzes the forms, methods and means for forming linguistic skills at students as the most important basis of personality culture in V. A. Sukhomlinsky pedagogical system.

Текст научной работы на тему «Формирование лингвистической грамотности учащихся в педагогической системе В. А. Сухомлинского»

УДК 37.01(091)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В. А. СУХОМЛИНСКОГО

FORMING LINGUISTIC SKILLS AT STUDENTS IN V. A. SUKHOMLINSKY PEDAGOGICAL SYSTEM

Г. А. Анисимов G. A. Anisimov

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье анализируются формы, методы и средства формирования лингвистической грамотности учащихся как важнейшей основы культуры личности в педагогической системе В. А. Сухомлинского.

Abstract. The article analyzes the forms, methods and means for forming linguistic skills at students as the most important basis of personality culture in V. A. Sukhomlinsky pedagogical system.

Ключевые слова: формирование, лингвистическая грамотность, учащиеся, педагогическая система В. А. Сухомлинского.

Keywords: forming, linguistic skills, students, V. A. Sukhomlinsky pedagogical system.

Актуальность исследуемой проблемы. Формирование лингвистической грамотности учащихся в современных условиях, характеризуемых снижением общего уровня речевой, письменной грамотности населения, является насущной проблемой образования. В решении данной проблемы неиссякаемым научно-методическим источником является педагогическая система В. А. Сухомлинского, направленная на формирование общей культуры человека через обучение детей культуре речи, воспитание в них языкового чутья средствами языка.

Материал и методика исследований. Овладение детьми «одним из лучших даров человеческой природы - даром живого слова» (В. П. Острогорский) в начальных классах во все времена привлекал и привлекает внимание многих педагогов прошлого и настоящего. Все они указывали на зависимость развития речи школьника от расширения у них реальных жизненных представлений, поэтому настойчиво советовали учителям воспиты-

вать в детях умение зорко наблюдать окружающие предметы и явления, правильно и верно выражать мысли о них (К. Д. Ушинский), отражать в собственных высказываниях впечатления бытия (Л. Н. Толстой); накапливать впечатления на специальных экскурсиях (М. А. Рыбникова), рассказывать о пережитом в творческих самостоятельных работах (А. А. Алферов, К. Б. Бархин, В. А. Добромыслов). Если интенсивно и систематически не работать над воспитанием в учащихся наблюдательности и умения ясно излагать свои мысли литературным языком, то это неизбежно порождает так называемый вербализм, то есть оперирование словами, которые не связаны в сознании ребенка с полноценными, точными наглядными представлениями (Л. В. Занков).

В ходе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ и синтез, сравнительно-сопоставительные методы.

Результаты исследований и их обсуждение. Проблема формирования грамотности детей как процесс развития у них речемыслительных способностей остро волновала выдающегося советского педагога-новатора В. А. Сухомлинского, который, опираясь на лучшее, что создано методистами прошлого, обобщив опыт передовых советских учителей и теоретически осмыслив деятельность руководимого им коллектива Павлышской средней школы, разработал научно обоснованную систему обучения детей культуре речи, воспитания в них языкового чутья, формирования средствами языка нравственности, этики - показателей общей культуры человека. Воспитание «чувствительности к слову», любви к слову В. А. Сухомлинский считал одной из предпосылок гармоничного развития личности. В книге «Рождение гражданина» он писал: «От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений - таков путь к гармонии знаний и нравственности» [1].

Тонкий знаток и ценитель языка В. А. Сухомлинский хорошо понимал магическую силу слова в воспитании благородно мыслящих и чувствующих [5]. Искусство воспитания, по его мнению, включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу. Слово В. А. Сухомлинского доходило до каждого его воспитанника, каждого задевало за живое и заставляло думать, переживать. Он воспитывал учеников словом и личным примером.

Известно, что пример учителя - самый действенный способ обучения и воспитания. В. А. Сухомлинский не добился бы поразительных успехов в своей педагогической деятельности, если бы его слово расходилось с делом, если бы он не владел в совершенстве искусством слова и не умел зажигать своими идеями, творческими замыслами и поисками дружный коллектив учителей-единомышленников. Вспоминая свои первые годы руководства школой, В. А. Сухомлинский отмечал, что он переживал необыкновенное счастье творческого вдохновения, когда перед ним «открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства - умение учить детей думать» [2, 10], когда сознанием педагогического коллектива овладела идея единства слова и мысли, когда учителя воодушевились поисками путей и способов интеллектуального и речевого развития детей, когда замечательный педагог заложил первые камни здания своей знаменитой «Школы радости», где ребенок живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества, где проводятся интереснейшие «путешествия» к истокам мысли и слова: в сад, в лес, на берег реки, в поле. В. А. Сухомлинский страстно верил, что чем ближе дети к окружающему миру, тем богаче и выразительнее будет их речь, тем легче будут они понимать величие, силу и красоту родного слова. Как и К. Д. Ушинский, он очень высоко ценил роль родного языка в формировании личности школьника. «Через посредство слова ребенок становится

сыном народа». Поэтому В. А. Сухомлинский призывал учителей «творить детство родного языка». Именно в ту пору, когда ребенок только становится на ноги, он должен полюбить на всю жизнь родное слово, ощутить его неповторимые оттенки. В. А. Сухомлинский вел детей в мир родной речи во время путешествий в природу. В его программе было «сто таких путешествий, сто навеки запечатленных в сердце и памяти минут» [1].

В. А. Сухомлинский, обладая чудесным даром - даром видения, щедро наделял им своих питомцев, уча их наблюдать, сравнивать, сопоставлять предметы, вещи, явления, подмечать их взаимодействие, находить слова, обороты, конструкции, наиболее точно и образно передающие восприятие, чувства, переживания. Каждое такое путешествие развивало в детях дар живого слова. Они писали сочинения, миниатюры, стихи, придумывали сказки, которые заносились затем в «Альбом родного слова», сохраняли в «словесной шкатулке» удачные обороты, фразы, словосочетания. В. А. Сухомлинский мастерски умел создавать у детей поэтическое настроение, вовлекать их в творческую работу, когда в предлагаемых обстоятельствах ученик как бы сам, по собственной потребности, начинает искать слова для выражения мыслей и чувств. Умение выразительно говорить успешно формируется, когда в душе ребенка пробуждается чувство восторженного изумления перед картинами природы, когда он учится видеть красоту жизни, постигая и осмысливая ее, когда у него появляется сильное стремление к самовыражению.

Сознавая, что «творчество не приходит к детям по какому-то наитию», что «творчеству надо учить» [4, 180], В. А. Сухомлинский использовал любую возможность для пробуждения в детских сердцах поэтического вдохновения. «Дайте простор детской фантазии, не ломайте детский язык сказочного видения мира» [4, 46], - призывал педагог.

С целью развития воображения, фантазии, мышления и речи детей В. А. Сухомлинский каждое занятие проводил интересно, связывая его с игрой, направляя деятельность учащихся в творческое русло. В то же время он добивался результативности этих занятий, «чтобы школа не превратилась в бесконечную, внешне увлекательную, но пустую игру» [4, 23]. Он не стремился сделать процесс обучения развлекающим, а требовал от ребенка преодоления посильных трудностей, напряжения мысли.

Помимо игры, без которой «нет и не может быть полноценного умственного развития», В. А. Сухомлинский для развития творческих способностей детей умело использовал живопись, музыку, сказки, интересные книги, которые вошли в золотой фонд национальной и общечеловеческой культуры.

Достоин подражания сам подход В. А. Сухомлинского к обучению детей грамоте. Он настаивал на том, что, пока ребенок не почувствовал аромат слова, не увидел его тончайших оттенков, нельзя начинать обучение грамоте. Важно, «чтобы дети вслушивались в слово, как в чудесную мелодию, чтобы красота слова и красота той частицы мира, которую это слово отражает, пробуждала интерес к тем рисункам, которые передают музыку звуков человеческой речи, - к буквам» [4, 66]. «Путешествия» к истокам мысли и слова, связанные с рисованием, игрой, выразительные подписи к рисункам, составление миниатюрных сочинений о природе - все это необходимо, чтобы научить ребят хорошо читать. Только предварительная кропотливая работа над словом, охватывающая все сферы активной деятельности, духовной жизни детей - труд, игру, общение с природой, музыку, творчество, может заставить их полюбить книги.

Путь к сердцу и сознанию ребенка, по мысли В. А. Сухомлинского, идет с двух сторон: от книги, oт прочитанного слова - к устной речи; от живого, освоенного, прочувствованного ребенком слова - к книге, чтению, письменной речи. В. А. Сухомлинский

стремился, чтобы дети не только читали, любили произведения мастеров художественного слова, восхищались ими, но и сами пытались сочинять стихи, сказки. «Детское магическое творчество, - как справедливо замечает он, - нельзя считать признаком одаренности. Оно такое же закономерное явление, как рисование: рисуют ведь все, через это проходит каждый ребенок» [4, 189-190]. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, сопереживая героям сказок, дети учатся облекать мысли в слова. Именно в сказке слово находит реальную форму выражения духовных сил ребенка, как в игре -движение, а в музыке - мелодия. Слушая музыку, ребенок в новом свете воспринимает предметы и явления окружающей действительности, «и его мысль рисует яркую картину; эта картина просится в слово. Ребенок творит словом, черпая в мире материал для новых представлений и размышлений» [4, 186].

В. А. Сухомлинский, анализируя весь комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник средней школы, выявил существенные недостатки в формировании грамотности учащихся, связанные с отсутствием научного предвидения в их интеллектуальном развитии. В программах по грамматике хотя и предусматривается изучение тех или иных орфографических и пунктуационных правил, но ученики сплошь и рядом ошибаются в написании слов и постановке знаков препинания. Так, десятиклассник пишет имя существительное объявление без твердого знака, а в корне глагола извините он употребляет букву е вместо и. Где же, на каком этапе процесса обучения он должен был усвоить правильное написание этих слов настолько твердо, чтобы никогда не допускать ошибок, чтобы у него не было надобности прибегать к грамматическим и орфографическим справочникам, чтобы не думать о графическом облике данных слов, а направлять мысль на содержание высказывания?.. «Никто не может дать ответ на данный вопрос, - подчеркивает В. А. Сухомлинский в “Разговоре с молодым директором школы” [3, 149], - никто не задумывался над этим».

Заслуга В. А. Сухомлинского заключается в том, что он сумел выделить те элементарные знания, которые надо обязательно хранить в памяти и пользоваться ими в овладении основами наук. Все важнейшие умения, которые должны быть выработаны у ученика в течение десяти лет, он зафиксировал в такой последовательности: умения наблюдать явления окружающего мира; думать-сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, находить непонятное и удивляться; выражать мысли о том, что ученик видит, наблюдает, думает, делает бегло, выразительно; сознательно читать; достаточно быстро и правильно писать; выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними; находить книгу по вопросу, интересующему ученика, а в ней - нужный ему материал; производить предварительный логический анализ текста в процессе чтения; слушать учителя и одновременно кратко записывать содержание его рассказа; читать текст и одновременно слушать инструктаж учителя по его анализу; писать сочинения по личным впечатлениям и т. д.

Наблюдая и изучая работу учеников в разных классах, В. А. Сухомлинский определил также и время овладения каждым умением: когда, на каком этапе обучения то или иное умение соответствует необходимым требованиям. Исключительно большое значение он придавал, например, формированию у ученика умения бегло, выразительно, сознательно читать. Этим умением он должен овладеть в конце первого полугодия третьего года обучения, между тем у многих школьников, по наблюдениям Василия Александровича, это умение отрабатывалось лишь в VII-VIII классах, что, естественно, порождало у них значительные трудности в усвоении учебных предметов и приводило к потере

у них интереса к занятиям в школе. До тех пор, пока ребенок не научится бегло, выразительно, сознательно читать, не думая о процессе (технике) чтения, книга не сможет стать для него источником знаний, и у него не сформируются должным образом и правописные навыки. Следовательно, для того чтобы ученик не ошибался в письменном оформлении текста, необходимо научить его читать уже в первых двух классах и на этой основе выработать у него умение бегло, достаточно быстро и правильно писать.

В. А. Сухомлинский давал учащимся специальные задания на мышление, построенные на наблюдениях. Это не только метод изучения материала, но и средство умственного развития, воспитания у детей разума и любознательности. Пытливость, самостоятельность, гибкость, емкость, творческий характер ума формируются у детей благодаря тому, что они с первых дней обучения в школе учатся мысленно анализировать факты и явления окружающей среды, исследовать их сущность.

Ученый-педагог рассматривал формирование и совершенствование грамотности школьников в качестве важнейшего фактора развития умственных способностей, придавая в этом процессе большое значение сочинениям детей о том, что они видят, думают, чувствуют, переживают. В них дается простор детской фантазии. Ученики учатся чувствовать красоту, аромат слова. В начальных классах Павлышской школы сочинения составляются, как правило, среди природы, во время путешествий к истокам родного слова. В средних и старших классах ребята пишут сочинения и на литературные темы. Некоторые сочинения представляют собой развитие, углубление мысли, высказанной великими людьми - писателями, художниками, учеными.

В разработанной В. А. Сухомлинским и осуществленной им же на практике системе воспитания у ребенка любви к слову звучит предостережение о недопустимости перенасыщения воображения и памяти детей обилием фактов, что чревато опасностью «перекормить» их знаниями и впечатлениями. При этом в качестве совета он призывает воспитателей воздействовать на чувства, воображение, фантазию ребенка, постепенно открывая окно в безграничный мир.

Резюме. В формировании грамотности ученика В. А. Сухомлинский основное значение придавал определению орфографического минимума, распределению по годам обучения слов, подлежащих активному усвоению, сознательному изучению правил их написания и выполнению упражнений творческого характера. В. А. Сухомлинский предлагал, чтобы ученик твердо запомнил правило без специального заучивания - благодаря анализу фактов живой речи и употреблению слов с трудными орфограммами в связных высказываниях, составляемых им на основе наблюдения над предметами и явлениями реального мира и установления причинно-следственных отношений между ними.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сухомлинский, В. А. Живая вода криницы / В. А. Сухомлинский // Литературная газета. - 197Q. -26 октября.

2. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым инспектором школы / В. А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 197Q. - 146 с.

3. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. - М. : Просвещение. - 1973. - 2QS с.

4. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев : Рад. школа, 1973. - 244 с.

5. Тартаковский, Б. Повесть об учителе Сухомлинском / Б. Тартаковский. - М. : Мол. гвардия, 1972. - 271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.