Научная статья на тему 'Сказка в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского'

Сказка в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3535
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РЕБЁНОК / СКАЗКА / ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ / FAMILY / CHILD / FAIRY TALE / PERSONALITY / CREATIVITY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аванесян Лиана Рубеновна

В статье изложены взгляды известного педагога прошлого столетия В. А. Сухомлинского (1918-1970) на роль сказки в процессе воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аванесян Лиана Рубеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tale of pedagogical heritage V.A. Sukhomlinsky

This article sets out views of the known teacher of last century by V.A.Sukhomlinsky (1918-1970) of a fairy tale role in the process of education of children.

Текст научной работы на тему «Сказка в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского»

УДК 371.04 ББК 72100-051

Аванесян Лиана Рубеновна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры дошкольного образования Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

г. Владимир Avanesyan Liana Rubenovna candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of department of preschool education Vladimir State University, Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs

Vladimir avalr@bk.ru

Сказка в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Tale of pedagogical heritage V.A. Sukhomlinsky

В статье изложены взгляды известного педагога прошлого столетия В. А. Сухомлинского (1918-1970) на роль сказки в процессе воспитания детей.

This article sets out views of the known teacher of last century by V.A. Sukhomlinsky (1918-1970) of a fairy tale role in the process of education of children.

Ключевые слова: семья, ребёнок, сказка, личность, творчество, воспитание.

Key words: family, child, fairy tale, personality, creativity, education.

Воспитание ребенка - сложный процесс, берущий свои истоки в семье.

Успешность воспитания повышается, если рядом с молодыми родителями находятся мудрые бабушки и дедушки, работают грамотные специалисты, имеется необходимая литература.

Знакомство с научным наследием отечественных и зарубежных педагогов способствует расширению области психологических и педагогических знаний, помогает определиться с ответами на непростые вопросы, неизбежно возникающие при осуществлении воспитательного воздействия.

Многие современные родители прилагают значительные усилия для всестороннего развития своего малыша. Некоторые дети, уже в возрасте 5 - 6 лет или даже раньше, начинают изучать иностранный язык, посещать театральные кружки, спортивные секции, и т. д. (В нашей практике встречались случаи об-

ращения родителей по поводу посещения ребенком, кроме общеобразовательной школы, еще трех - музыкальной, спортивной, художественной! И речь шла о том, что «хочется еще и танцами заняться, но не уже хватает времени и сил. Как быть?»).

Если нагрузки посильны для ребенка, если он получает удовольствие от того, чем занимается, то плохого здесь нет. Речь лишь о том, что, порой, увлекшись горячо желаемым результатом видеть своего ребенка не просто развитым и способным к чему-либо, а обязательно талантливым и во многих областях: гордостью школы, победителем (призером) всевозможных конкурсов и соревнований, - родители упускают из виду один из важнейших аспектов воспитания - духовное развитие ребенка.

Ежедневные, крайне важные для гармоничного развития ребенка, детско-родительские отношения не могут уместиться в рамки вопросов: «что сказал воспитатель?», «ты спал (ел, гулял...) в садике?» и т. п. Ребенку требуется подлинное участие и искреннее внимание родителей, охватывающее гораздо большую сферу его интересов.

Обращаем внимание читателей на следующий показательный случай из практики консультирования. После обсуждения рассказа о негативных изменениях в поведении ребенка и последующего анализа сложившейся ситуации было высказано предположение, что ребенку не хватает личного общения с мамой. Ответ удивленной родительницы: «Но ведь у нее все есть. Я ей ни в чем не отказываю!», - выявил противоречие между тем, что требовалось ребенку, по мнению мамы: конфеты, игрушки, красивые наряды., и тем, в чем нуждался ребенок в реальности: в искреннем, непосредственном, достаточном по времени общении.

Теплые доверительные отношения между малышом и родными ему людьми, осведомленность взрослых о том, что происходит в его душе - все это залог того, что поведение ребенка будет предсказуемым, желанным. Проверить глубину, качество детско-родительских отношений можно ответив на вопросы:

с кем дружит мой ребенок, а с кем - нет, и почему?; бывают ли конфликты между ним и другими детьми?, как часто, из-за чего, как он их разрешает?; чем любит заниматься ребенок?, чувствует ли он себя счастливым?...

Целенаправленное формирующее влияние взрослого происходит в процессе совместной с малышом деятельности. Это могут быть игры, прогулки, просмотр телепередач, беседы об окружающем мире. Для родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста, огромный потенциал таит в себе детская сказка.

В. А. Сухомлинский, выдающийся педагог второй половины прошлого столетия, отводил сказке особое место в процессе формирования и активизации детского мышления, всестороннего развития ребенка. «Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления», - отмечал он [1, 153].

Сначала ребенок прислушивается к новым интонациям в родном голосе, улавливает знакомые слова, складывающиеся в увлекательную историю. Зародившийся в малыше интерес к сказке перерастает в нечто большее, в потребность. Потребность заново пережить положительные чувства от общения с родным человеком, от волнения за судьбу героев сказки, от радости ожидания торжества справедливости... Каждое прослушивание сказки приводит к переживанию самых разных эмоций, необходимых для общего развития малыша, открывает что-то новое в знакомой истории.

Подрастая, дети (под руководством и с помощью взрослых) познают многогранность сказки. Сказку или ее героев можно представить по-новому, нарисовать, слепить, сочинить самим, изобразить в постановке. Сказка развивает творческий потенциал, воспитывает, приобщает к истории, культурному наследию народа.

Любимую историю ребенок может слушать или пересказывать неоднократно, переживая заново чувства интереса, удивления, страха, волнения. Если взрослый может помочь ребенку осознать переживаемые эмоции, задать вопросы, способствующие размышлению на темы добра и зла, правды и лжи, силы и слабости, то время, уделенное прочтению и обсуждению сказки, приобретает статус важнейшего в формировании личности, закладывает фундамент ее основных жизненных принципов, гражданской позиции.

Как правильно выбрать сказку и далее совместно с ребенком «работать» с ней? Достижение желаемого результата возможно при соблюдении следующих рекомендаций.

1. Выбор сказки. Решая, какую сказку предложить вниманию ребенка, необходимо учитывать, что в современных реалиях знакомые всем с детства сказки могут претерпевать кардинальные изменения, как в сюжете, так и в словаре. Выбирая книжку со сказками желательно обратить внимание на издание в целом, наличие, качество и сюжет картинок. Желательно, чтобы они были яркими, большими, понятными для ребенка. Чем младше ребенок, тем меньше рисунок должен быть «нагружен» лишними деталями. Взрослому необходимо предварительно прочесть сказку и ответить на следующие вопросы: «какие чувства вызывает прочитанная история?», «достаточно ли четко прописаны характерные черты положительных и отрицательных героев», а главное, «какова мораль истории, чему она учит?» Ребенка следует предупредить, подготовить к прослушиванию новой истории: «У нас сегодня новая сказка! Очень интересная! Уверен, что тебе понравится». Если ребенок начал задавать вопросы, ответы должны полными, но сохраняющими интригу сюжета. Можно рассказать об авторе сказке, о ее героях...

2. Выбор времени чтения. Времени, отведенного на сказку должно быть достаточно для неспешного прочтения, просмотра картинок, последующего обсуждения, ответов на вопросы и т.п. Необходимо позаботиться о том, чтобы во время прослушивания сказки ничего не отвлекало ребенка, телевизор нужно

выключить, а любимую игрушку можно посадить рядом, «предупредив» о соблюдении тишины. Выразительное чтение с использованием всей палитры интонации, способствует повышению интереса ребенка к происходящему действию, облегчает восприятие и понимание сюжета.

3. Обсуждение и обмен мнениями. О чем была сказка? Понравилась ли она ребенку? Что именно понравилось, а что - нет? Почему? Ответы на эти вопросы дадут взрослому представление о том, какие чувства переживает ребенок, что его заинтересовало, взволновало более всего. Это важнейшая информация для осуществления дальнейшего целенаправленного педагогического воздействия: знакомства с окружающей действительностью, проведения кор-рекционных мероприятий, разъяснительной работы, оказания необходимого влияния на формирование личности в целом.

Хорошо продолжить знакомство со сказкой в виде рисования или лепки, фантазирования по поводу происходящих событий или возможных перемен в поведении героев. Подобная деятельность повышает интерес ребенка к печатному слову, способствует развитию абстрактного мышления, придает уверенности в собственных возможностях.

В. А. Сухомлинский придавал большое значение эстетике окружения, чтобы ребенку хотелось не только слушать и наблюдать, но и самому быть активным участником происходящего. В Павлышской школе была организована Комната сказки, оборудованная силами учителей и учеников. В ней уместились и домик Бабы-Яги, и сказочные персонажи, и зимний лес с сугробами. Первое знакомство со сказкой являлось ярким событием для детей: к нему готовились загодя: создавали обстановку, в которой будет происходить действие, мастерили сказочных героев. Занимались в Комнате сказки нечасто: один раз в неделю или реже, чтобы «эстетическая потребность никогда не удовлетворялась до пресыщения» [1, 155].

При желании, даже в небольшой комнате, можно организовать «Уголок сказки» или «Музей сказки» совместными с ребенком усилиями. Время, кото-

рое ребенок проведет с родителями, создавая декорации или героев, воплощая свои образы в материальные объекты, запечатлеется в его памяти как одно из счастливых. Именно такие, пока еще не совсем осознаваемые ребенком ощущения, трансформируются, по мере его взросления, в чувство уверенности, защищенности, самодостаточности.

Воспитанники Павлышской школы были не только слушателями. Под руководством учителей они сами становились авторами: сочиняли сказки, короткие истории, поэмы - миниатюры. Познакомимся с некоторыми из них.

«Солнышко играет в капельках росы; в дупле проснулась оса; вылезла, чистит золотые крыльца».

«Выпорхнула птичка из гнезда, закачалась веточка, задрожала; упали в пруд капельки росы».

«Что-то зазвенело на лугу, покатилось эхо берегами» [2, 56].

Хвастливая роза

Зацвела красная роза. Хвалится красная роза: «Я лучше солнца». А солнышко и спряталось за небосклон. Наступила ночь. Роза посерела. Без солнышка все серое. (Елена М., I класс)

Лесные колокольчики

Зацвели цветы - лесные колокольчики. В каждом цветочке маленький молоточек. Как только повеет ветерок, молоточек прикасается к лепесткам и звенит. Плывет звон по лесу. (Валя Щ., I класс) [там же, 65].

Сочинение подобных миниатюр вполне по силам родителям и детям. Окружающая красота природы способствует проявлению творческих задатков. Находясь в лесу, в парке, на берегу озера можно предложить малышу описать, что он видит вокруг, какие природные явления наблюдает. Даже если рассказ ребенка не поразит оригинальностью и красотой изложения, необходимо продолжать работу в данном направлении. Развитие личности происходит посте-

пенно, в процессе накопления и освоения не только знаний, но и собственного опыта. Такие качества, как наблюдательность, умение обобщать, анализировать и другие начинают формироваться изначально в практической деятельности ребенка. Организует и управляет ею взрослый (родитель или педагог), ответственный за воспитание ребенка.

Если нет возможности побывать на природе, то можно организовать подобные занятия и дома. У В. А. Сухомлинского были следующие приемы стимулирования детской мысли. Рядом с фигуркой цапли учитель ставил фигурку котенка, лягушку разместил у маленькой лодки с веслом, - и вот уже готовы главные персонажи, и постепенно, предложение за предложением, рождается сюжет новой сказки.

Можно предложить вариант выбора героев сюжета по принципу игры в лотерею или фанты. На листочках бумаги пишутся названия животных, птиц, насекомых, растений - будущих действующих лиц сказки. Затем листочки складываются, перемешиваются и помещаются в «волшебную» коробочку или мешочек.

Когда вы готовы начать совместную с ребенком авторскую деятельность по созданию сказочных историй, можно познакомить его с коробочкой, в которой пока «спят» или «прячутся» будущие герои. Пусть малыш сам достанет две или три записки, выберет главных героев, назовет их, наделит чертами характера, становясь полноправным участником созидательного процесса. Управление взрослого заключается в том, чтобы с помощью наводящих вопросов помочь развить сюжетную линию. Может случиться так, что понадобится больше информации о том, где живет, как зимует, чем питается прототип сказочного героя в природе. И это явится поводом для посещения библиотеки, музея, зоопарка.

Сказка представляет собой поистине универсальное средство для воспитания необходимых качеств личности, но прежде всего, для освоения родного языка, который, по мнению В.А. Сухомлинского, является окошком познания

жизни, мира. Устаревшие слова и названия пусть и не используются в современной речи, но расширяют представления детей об истории народа и его культуры.

Совместная деятельность взрослых и ребенка оказывает эффективное воспитательное воздействие. Сказка - доступное средство для проведения с ребенком опосредованной воспитательной работы. Смоделируйте необходимую ситуацию в формате сказки, сыграйте в нее с помощью кукол. Пусть взрослый возьмет на себя исполнение роли антигероя - забияки, несдержанного и капризного, а ребенку предложит положительного героя. Малыш с удовольствием возьмет на себя роль воспитывающего взрослого.

Залогом становления уверенной самодостаточной личности являются уважение, любовь, понимание со стороны взрослых того, что в данный момент, более всего необходимо ребенку. Искренняя заинтересованность в судьбе малыша подскажет педагогам и родителям верное направление взаимодействия с ним, убережет от ошибок, а процесс воспитания в этом случае принесет больше удовольствия и радости, чем переживаний и тягостных размышлений.

Библиографический список

1. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев: Ра-дянска школа, 1969. - 248 с.

2. Сухомлинский, В. А. Родина в сердце [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Сост.: А. И. Сухомлинская, Л. В. Голованов; фотоочерк А. А. Кулешова. - М.: Молодая гвардия, 1978. -175 с.: ил.

Bibliography

1. Sukhomlinsky, V.A. I give my heart to children [Text] / V.A. Sukhomlinsky. - Kiev. -Radyanska Shkola, 1969. - 248 p.

2. Sukhomlinsky, V.A. Birthplace in the heart / Comp .: A.I. Sukhomlinsky, L. Golovanov; photo essay A.A. Kuleshov. - M .: Young Guard, 1978 - 175 .: silt.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.