Научная статья на тему 'Проблема формирования художественно-педагогической компетентности в области цвета студентов факультета художественного образования'

Проблема формирования художественно-педагогической компетентности в области цвета студентов факультета художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ART AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / ЦВЕТОВЕДЕНИЕ / CHROMATICS / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / CREATIVE DEVELOPMENT / ТВОРЧЕСКИЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ / CREATIVE PROJECT EXHIBITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Ирина Петровна

Статья посвящена проблеме формирования художественно-педагогической компетентности студента в области цвета факультета художественного образования, что является одной из профессионально значимых и педагогически приоритетных направлений высшей школы, требующей своего решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьмина Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the formation of artistic and educational competence of the color area of students of the Faculty of Arts Education

Article is devoted to a problem of formation of art and pedagogical competence of the student of faculty of art education that is one of professionally significant and pedagogically priority of the higher school.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования художественно-педагогической компетентности в области цвета студентов факультета художественного образования»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук Кузьмина Ирина Петровна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ЦВЕТА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования художественно-педагогической компетентности студента в области цвета факультета художественного образования, что является одной из профессионально значимых и педагогически приоритетных направлений высшей школы, требующей своего решения.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, художественно-педагогическая компетентность, цветоведение, творческое развитие, творческий выставочный проект.

Annotation. Article is devoted to a problem of formation of art and pedagogical competence of the student of faculty of art education that is one of professionally significant and pedagogically priority of the higher school.

Keywords: professional competence, art and pedagogical competence, chromatics, creative development, creative project exhibition.

Введение. В условиях реформирования системы высшего профессионального образования, переориентации оценки результатов образования с точки зрения понятий «образованность» на понятие «профессиональная компетентность» обучающихся, предъявляются высокие требования к уровню подготовки выпускников, в том числе и в области художественно-педагогического образования. Основное внимание при этом уделяется развитию художественно-творческих способностей будущих художников-педагогов.

Перечень базовых компетенций дан в стандарте, однако, по нашему мнению, формирование художественно-педагогической компетентности студента в области цвета является одной из профессионально значимых и педагогически приоритетных на факультете художественного образования. Умение видеть многообразие красок природы, способность использовать цвет, как средство художественного выражения, - это те качества личности, которое необходимо поддерживать и развивать на всех этапах развития творческой личности.

Сегодня можно с полным основанием говорить о кризисе «знаниево-просветительской парадигмы», который обусловлен несколькими причинами. Первая из них связана с изменением самого феномена знания и его соотношения с общественной практикой: добывание информации становится приоритетной сферой профессиональной деятельности человека и условием существования современного производства. В этих условиях когнитивный компонент образования стал приобретать новый смысл.

Другая причина кризиса «знаниевой парадигмы» нам видится в том, что отпадает необходимость перегружать память студента "про запас", т.к. существуют хранилища информации иной природы, необходимо научить студентов пользоваться ими. Приоритет самостоятельности и субъектности индивида в современном мире требует укрепления общекультурного фундамента образования, развития умений мобилизовать свой личностный потенциал для решения различного рода задач и разумного нравственно-эстетического преобразования действительности.

Востребован тот бакалавр, который вступит в жизнь с уже сложившимся творческим и духовно-личностным опытом. Структура же «знаниевого образования» не выполняет эту функцию. Происходящие в России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость формирования новой парадигмы образования.

Изложение основного материала статьи. До настоящего момента в педагогической теории не сформировалось однозначного отношения к трактовке понятий профессиональная «компетенция» и «компетентность». В кратком словаре иностранных слов приводится следующее определение: «компетентный» (лат. competens, competentis) — надлежащий, способный, знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо. А. В. Болотов и В. В. Сериков определяют компетентность как образованность, форму существования знаний, умений. О. А. Артемьева, М. Н. Макеева и Р. П. Мильруд видят в компетентности синтетический личностно-значимый ресурс, позволяющий эффективно взаимодействовать с окружающим миром. И. А. Зимняя считает, что компетентность - это социально-профессиональная жизнедеятельность, которая основывается на знаниях и обусловлена интеллектуальным и личностным уровнем развития. В.А. Сластенин рассматривает профессиональную компетентность как совокупность готовности и способности личности к осуществлению профессиональной деятельности.

Под профессиональной компетентностью В.И. Байденко понимает «способ существования знаний, умений и навыков, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире» [1], что обеспечивает востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею собственной значимости. Профессиональная компетентность складывается из ряда компонентов и представляет собой сложное, многофакторное явление. В то же время, она является единой, целостной структурой, которая не может существовать без каждого из входящих в нее компонентов.

Компетентность специалиста всегда находится в развитии, в движении от базовой, стартовой компетентности к эталонной, фиксированной в модели специалиста, а профессиональное образование создает лишь предпосылки для формирования компетентного специалиста, позволяет ему успешно стартовать. По мнению В.И. Байденко, формирование профессионала можно рассматривать как путь от неполной компетентности к более ее совершенному виду, «как непрерывный процесс преодоления некомпетентности» [2]. Профессиональная некомпетентность, таким образом, выражается не только в недостатке знаний, но и в неумении применять профессиональные знания и опыт в сложных обстоятельствах реальной профессиональной деятельности, в отсутствии способности гибко реагировать на изменившиеся условия. Очень важным элементом профессиональной компетентности является умение самоанализа деятельности,

самодиагностики уровня соответствия своей специальности, которые желательно приобрести в течение базового, стартового периода обучения.

Выставки учебно-творческих работ студентов, будучи публичными и открытыми формами предъявления результатов работы по той или иной образовательной системе, обладают определенным педагогическим потенциалом, так как анализ экспонатов способен вскрыть и содержание художественного образования, и формы, и способы педагогического влияния, которые привели к позитивным итогам - выразительным работам.

Наиболее полно трактовка понятия «компетентность» как личностного качества была представлена в «Стратегии модернизации содержания общего образования», где было подчеркнуто, что «это понятие шире понятия «знание», или «умение», или «навык», оно включает их в себя... это понятие иного смыслового ряда». Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную — технологические составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» [8].

Под «компетентностью» мы понимаем личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека и результат образовательного процесса, представляющие сложную иерархически организованную уровневую многокомпонентную структуру, отвечающую всем основным характеристикам системы. Современному обществу необходимы образованные, инициативные люди, творчески активные, проявляющие себя общественно и индивидуально, способные воспринимать и создать художественные ценности.

Проблема формирования художественно-педагогической компетентности студента факультета художественного образования является одной из профессионально значимых и педагогически приоритетных направлений высшей школы, требующей своего решения. Формирование «культуры творческой личности, личности создающей в сложном процессе выявления внутреннего образа и в творческом восприятии внешнего мира художественные ценности...» является актуальной образовательной задачей современного художественного образования [3].

Современное содержание образования не сводится к набору сведений, подлежащих заучиванию и воспроизведению, а включает целостный блок культуросообразного обучения. Поэтому тяга современных ученых самых различных областей знания к системному подходу объясняется его способностью -моделировать целостности, а не сводить целое к механической сумме бесконечно умножающихся частностей.

Формирование художественного восприятия в процессе обучения студентов специальным дисциплинам зависит от организации восприятия искусства и окружающей действительности, направленных на расширение опыта эмоционально-образного постижения мира. Результаты исследователей творческого формирования личности свидетельствуют о том, что развитие художественных способностей студентов как комплекса их личностных качеств может происходить при условии создания художественного произведения, при творческом отношении к миру.

М.С. Каган, рассматривая художественное творчество, выделяет художественную деятельность, так как она представляет единство всех видов деятельности, а искусство является инструментом освоения мира наряду со всеми прочими. В результатах художественной деятельности отражается мировоззрение, эстетические взгляды творца, его отношение к миру.

Организация процесса обучения цветоведению основана на эмоционально-образном постижении окружающей действительности, художественных произведений изобразительного искусства при одновременно осуществляемых процессах восприятия и созидания.

Реализация принципа функционирования, проявляющегося в единстве восприятия и художественного творчества, является основой методики преподавания специальных дисциплин в высшем учебном заведении, способствует гармоничному развитию способностей студентов к художественно-творческой деятельности с цветом.

Целенаправленный учет возрастных и индивидуальных особенностей позволяет максимально раскрывать своеобразие каждого студента, его художественную индивидуальность. Личностный рост творческого потенциала студента зависит от развития его умственной и художественно-творческой активности, самостоятельной деятельности и усердия. Важными факторами развития их способностей является творческая направленность учебно-воспитательного процесса, раскрывающая потенциал каждого, актуализация педагогом коммуникативной и интеллектуальной деятельности студентов с учётом повышенного интереса студентов к творческому решению поставленных задач.

Эмоциональный мир каждого студента очень сложен и богат. В эмоциях и чувствах личности проявляется определенное отношение к окружающим предметам и явлениям действительности. Поэтому, решая одну и ту же колористическую задачу на занятиях по живописи и композиции, каждый студент отражает свой способ видения окружающего мира, выстраивает свой стиль исполнения, свою творческую концепцию и эстетические предпочтения.

Важным педагогическим условием, обладающим наибольшим значением в формировании художественно-педагогической компетентности в области цвета в нашей методике обучения является создание авторских, общественно значимых творческих работ и проектов. Под проектной деятельностью мы понимаем как индивидуальную, так и совместную художественно-творческую деятельность учащихся, имеющую интегративный характер. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей, задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана и организация творческой деятельности по реализации проекта) и реализация проекта, публичная защита, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Творческий выставочный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет сформировать у будущего художника-педагога умение ставить и решать задачи, связанные с его профессиональной деятельностью.

Применение компетентностного подхода в обучении цветоведению в Нижнетагильском социально-педагогическом институте обеспечило преемственность и общность предметов художественного и живописного цикла, рост художественно-творческого развития студентов, стало эффективным средством формирования «культуры творческой личности».

Свидетельством результативности предложенной модели художественно-творческого развития студентов в области цвета, стало участие студентов в двух выставках-проектах «Мой современник» в 2016

году под руководством доцента кафедры Грищенко И.В. и заведующей кафедрой Кузьминой И.П., «Мой город» под руководством Кузьминой И.П.

Данные проекты носят художественный, образовательный и методический характер, позволяют выделить методические инновации и отметить творческие находки молодых художников в их умении использовать цвет как средство художественного выражения.

Художественно-педагогической компетентность студентов в области цвета является неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности будущего художника-педагога. Под художественно-педагогической компетентностью студента художественно-графического факультета в области цвета нами понимается качество личности, включающей в себя: теоретические знания по цветоведению; умения и навыки владения цветом в процессе работы различными художественными материалами; способность воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения; сформированность художественной индивидуальности.

Выводы. На кафедре художественного образования существует положительный опыт реализации компетентностного подхода в преподавании таких дисциплин как «Живопись», «Композиция» и «Цветоведение», что стало эффективным средством формирования «культуры творческой личности» будущего учителя изобразительного искусства. Важными педагогическими условиями, обладающими наибольшим значением в формировании художественно-педагогической компетентности в области цвета, по нашему мнению, стали:

- преподавание дисциплин «Цветоведение», «Живопись», «Композиция» в структурной взаимосвязи;

- построение содержания образования на блочно-тематической основе, обеспечивающее преемственность и общность предметов художественного цикла на художественно-образной основе;

- включение личностно-ориентированного подхода в обучение цветоведению для формирования индивидуального видения и художественно-творческого развития каждого студента;

- использование проблемного моделирования, нацелившего деятельность учащегося на самостоятельное исследование в области теории и практики цвета и на создание «художественного изобретения»;

- организация занятий в музее изобразительного искусства для развития когнитивной компетенции студентов в области истории изобразительного искусства, изучения приемов практического использования цвета как средства художественного выражения;

- внедрение в творческую работу студентов информационных и мультимедийных технологий для расширения средств выполнения художественных замыслов при решении колористических задач.

Такое построение содержания образования обеспечивает преемственность и позволяет планировать работу со студентами системно, с учетом единых образовательных задач. Взаимодействие дисциплин живописного цикла на основе принципов системного подхода дает возможность сделать систему обучения гибкой, продуктивной, адекватной условиям современной художественной культуры, достижениям технического прогресса. Внедрение инновационных технологий обогащает студентов новыми средствами реализации художественных замыслов, нацеливает их на создание индивидуальных и коллективных проектов с использованием компьютера.

Высокий уровень творческого развития студентов факультета художественного образования свидетельствует о том, что реализация компетентностного подхода способствует эффективному формированию «культуры творческой личности» будущего педагога-художника, его колористической культуры, развивает эстетическое отношение к цвету, умение воспринимать и использовать цвет средство художественного выражения.

Литература:

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России, 2004, № 11.

2. Байденко В. И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. - М., 2003.

3. Бакушинский А.В. Исследование и статьи. Избранные искусствоведческие труды. - М.: Сов. художник, 1981. - 348 с.

4. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М., 1965. - 207 с.

5. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981.

6. Сластенин В.А., Ильин В.С. Перестройка высшего педагогического образования и формирование социально активной личности учителя: Межвузовский сб. науч. Тр. - М., МГПИ им В.И. Ленина, 1987.

7. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. - М.: Просвещение, 1976. - 160 с.

8. Стратегия модернизации общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

9. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения// Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск. 2002.

Педагогика

УДК: 378

доцент кафедры воспитательных систем Куницына Светлана Михайловна

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления (г. Москва); заведующий кафедрой воспитательных систем Нечаев Михаил Петрович

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления (г. Москва);

декан факультета профессиональной переподготовки педагогических работников Рытова Ирина Викторовна

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления (г. Москва)

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДИРЕКТОРСКОГО КОРПУСА МОСКОВСКОЙ

ОБЛАСТИ

Аннотация. Авторы статьи доказывют необходимость развития управленческого потенциала директорского корпуса для современного образования; раскрывают важность современных требований к профессиональной компетентности в управлении воспитательным процессом; описывают систему профессиональной переподготовки руководителей общеобразовательных организаций Московской области.

Ключевые слова: управленческий потенциал; директорский корпус; система дополнительного профессионального образования; программа переподготовки.

Annotation. The authors of the article prove the necessity of developing the administrative potential of the directorate for modern education; reveal the importance of modern requirements to professional competence in the management of the educational process; describe the system of professional retraining of heads of general education organizations of the Moscow region.

Keywords: management potential; director's corps; system of additional vocational education; retraining program.

Введение. В условиях рыночной экономики функционирование общеобразовательной организации сопровождается высокими требованиями, предъявляемыми динамичной в изменениях внешней средой, к принимаемым управленческим решениям, следовательно, и к профессиональной деятельности управленческих кадров.

В связи с этим, особое значение придается развитию управленческого потенциала руководителя общеобразовательной организации.

Формулировка цели статьи. В статье рассмотрим влияние системы дополнительного профессионального образования (на примере ГБОУ ВО МО «Академии социального управления») на развитие управленческого потенциала директорского корпуса Московской области.

Изложение основного материала статьи. Первоначально определим, что такое потенциал.

К. Маркс определил потенциал, как совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительные стоимости [21.

Термины «потенциал», «потенциальный» можно рассматривать, как наличие у кого-либо скрытых возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности.

Потенциал личности можно представить как совокупную способность физических и духовных свойств управленца достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности, с одной стороны, и способность совершенствоваться в процессе деятельности, решать новые задачи, возникающие в результате изменений - с другой.

Под управленческим потенциалом будем понимать наличие у директоров общеобразовательных организаций, выполняющих управленческие функции, не проявившихся возможностей или способностей в области психофизиологии, квалификации и развития личности.

Руководитель общеобразовательной организации является центральной фигурой в школе. Его работа трудна и ответственна; деятельность многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, бывают не только радости и победы, но и огорчения и неудачи.

Современный директор школы - это человек с самым большим кругом обязанностей, вечно решающий конфликты «ученик - учитель», «учитель - родитель», постоянно выезжающий на совещания и семинары, решатель хозяйственных вопросов, связующее звено между школой и различными организациями, выполняющий функции организаторские, стимулирующие, «крайнего». При этом он должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему общешкольного коллектива, в соответствии с ними определять задачи устойчивого функционирования и опережающего развития образовательной организации и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личностей, как педагогов, так и обучающихся [41.

Управление школой - это деятельность чрезвычайно сложная и разнообразная, включающая множество социальных ролей и функциональных обязанностей. Директор школы сегодня - это учитель учителей по проблемам образования, посредник между наукой и практикой, умный стратег, талантливый организатор, методист, психолог, аналитик, духовный наставник и т.п. Очень часто в этом большом количестве дел директору не всегда хватает времени глубоко вникнуть в суть воспитательного процесса в школе. Именно поэтому одной из задач современной прикладной педагогической науки должна быть помощь руководителям образовательных организаций и их заместителям в перестройке процесса воспитания и управления им на принципах системного-деятельностного и компетентностного подходов и в определении круга специальных компетенций в области воспитания. Особенно актуальным на сегодняшний день для нас является постоянное обновление и совершенствование моделей компетенций. Только при таких условиях возможна дальнейшая модернизация российского образования и внедрение инновационной практики образовательных организаций в массовую школу в частности.

Следует отметить, что развитие управленческого потенциала руководителя - это сложный и противоречивый процесс. При этом воплощение в современной педагогической практике гуманистической концепции образования наглядно демонстрирует необходимость решения многих задач, связанных с проблемой поиска и актуализации ресурсов постоянного развития потенциала руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.