УДК 37.035.6
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.С. ОВСЯНИЦКАЯ (Витебский государственный университет им. П.М. Машерова)
Раскрыта проблема формирования гражданской позиции студенческой молодёжи в процессе волонтёрской деятельности. Характеризуются понятия «позиция», «гражданская позиция личности» в контексте философского, социологического, психологического и педагогического аспектов. Выделены структурные компоненты гражданской позиции личности. Формирование гражданской позиции студентов представлено как целенаправленный процесс формирования гражданского сознания. Определены критерии и показатели сформированности гражданской позиции личности. Включение студентов в волонтёрскую деятельность рассматривается как условие формирования их гражданской позиции. Анализируется эффективность деятельности волонтёрских организаций по формированию гражданской позиции студентов на основании данных мониторинга.
Введение. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь отмечается, что одной из приоритетных задач воспитания в учреждении образования является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии. Гражданское и патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование патриотизма, правовой, политической, информационной культуры и активной гражданской позиции обучающегося [1]. Направленность воспитательной деятельности национальной школы на формирование гражданской позиции молодёжи актуализирует исследование таких проблем гражданского воспитания, как механизм формирования гражданской позиции личности и поиск наиболее эффективных форм, методов, средств данного процесса. В настоящее время в педагогической науке накоплен определённый потенциал для разработки проблемы формирования гражданской позиции студентов. Анализ научных источников позволил установить, что практическое решение проблемы формирования гражданской позиции молодёжи осуществлялось посредством создания благоприятной образовательной среды учреждения (К.И. Маслов), путём приобщения к культурно-историческим ценностям региона (И.В. Молодцова, О.Н. Прокопец и др.), а также в процессе изучения общественных (Г.Я. Гревцева и др.) и гуманитарных (Д.В. Кириллов и др.) дисциплин.
Учёными Беларуси исследовались такие аспекты формирования гражданской позиции личности, как развитие гражданского достоинства в процессе изучения истории и культуры белорусского народа (Е.Ф. Ивашкевич); социально-творческой позиции личности на основе любви к семье, своему дому, деревне, городу, Родине, уважения Конституции Республики Беларусь (В.Т. Кабуш); исследовались методологические аспекты и практический опыт формирования гражданских качеств личности в Республике Беларусь (А.И.Левко). Исследования по проблеме волонтёрства в основном посвящены ценностным ори-ентациям молодёжи в общественных объединениях (М.Е. Минова), воспитанию гуманистических отношений в милосерднической деятельности (Е.А. Башаркина); изучению социально -психологического климата в волонтёрском объединении (Н.А. Потапова); особенностям организации волонтёрской работы (Г.В. Оленина). Вместе с тем нет комплексных исследований, посвящённых проблеме формирования гражданской позиции студентов в процессе волонтёрской деятельности.
Актуализация проблемы формирования активной гражданской позиции молодёжи обусловливает необходимость научно-теоретического осмысления сущности гражданской позиции личности и определения педагогических условий её формирования.
Основная часть. Выявление сущностных характеристик понятия «гражданская позиция личности» предполагает рассмотрение философского, психологического, социологического и педагогического содержания термина «позиция». Данной проблеме посвящены работы ряда философов, определяющих позицию как целостное, системное, духовно-практическое образование личности, характеризующее формы и способы её включения в жизнедеятельность (М.М. Бахтин, М.С. Каган, И.Т. Фролов и др.).
С точки зрения психологов позиция личности - это образование, объединяющее разные виды ценностных ориентаций, которое характеризуется как устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев и др.).
В социологических исследованиях позиция представлена как место личности в структуре общественных отношений через выполнение социальных ролей (А.В. Мудрик, С.Н. Тимошев, М.С. Кузьмин).
В педагогике термин «позиция личности» рассматривается как социально значимое поведение человека, являющееся результатом сформированности его мировоззрения, убеждений, мотивов деятельности (Б.Т. Лихачёв); сложная интегративная характеристика, отражающая активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение личности к себе, к деятельности и к миру в целом (Г.И. Аксенова, Н.П. Капустин); видение своего места, своих функций, что проявляется в убеждениях личности (М.Т. Громкова); качество, проявляющееся как ответственное отношение человека к себе, своей деятельности, к выбору собственного жизненного и профессионального пути, как творческая активность, самостоятельность личности (С.В. Митросенко).
На основании вышеизложенного позицию личности можно определить как междисциплинарное понятие, отражающее интегральную, наиболее обобщённую характеристику как личности человека, так и места, которое он занимает. Она может рассматриваться как рефлексивное отношение субъекта, основанное на личностно значимых ценностях, проявляющееся в деятельности.
Что касается понятия «гражданская позиция», то в ходе проведения сравнительно-сопоставительного анализа научных источников было установлено, что в педагогической науке нет единого подхода к определению его сущностных оснований. Так, гражданская позиция рассматривается как доминантная сфера личностной характеристики, определяющая смысл, направленность поступков, сопричастность личности к судьбе Отечества, к процессу в целом (П.А. Баранов); совокупность гражданских, правовых и нравственных качеств (С.С. Алексеев, Г.Н. Филонов); социальный и идейно-нравственный критерии сформированности личности (Л.М. Архангельский, Л.А. Беляева); внутренняя установка, ориентация на определённую линию гражданского поведения, отражающая субъективное отношение человека к обществу (Е.Р. Евдокимова).
В работах белорусских учёных исследуемая дефиниция определяется как совокупность системы знаний о государстве, обществе, умений использовать эти знания в жизни, понимание исторической и причинной обусловленности происходящих событий и явлений, понятий о роли гражданина Республики Беларусь, его ответственности за мир, гражданское общество, самого себя (Е.Т. Земнова); результат усвоения норм и принципов социальной среды (Н.К. Катович); один из структурных компонентов гражданской активности личности, которая является своеобразной системой взглядов человека на жизнь в обществе, проявляется в его поведении и определяется убеждениями и совестью (Л.В. Вишневецкая).
Таким образом, гражданская позиция личности может быть представлена как система отношений личности к себе как гражданину, к обществу и социально-политическим явлениям, проявляющихся в гражданском поведении и основанных на гражданских ценностных ориентациях.
Поскольку каждая система имеет свой компонентный состав и структуру, отражающую форму расположения составляющих и характер их взаимодействия, остановимся на системно-функциональной характеристике структурных компонентов гражданской позиции личности.
Сопоставление точек зрения различных учёных-исследователей гражданской позиции личности показало, что в определении её структурных компонентов основополагающим является то, что один из них преимущественно относится к компонентам познания, другой - отношения, третий - поведения (Д.В. Кириллов, И.В. Молодцова, Т.И. Кобелева и др.).
Понимая под структурой любого понятия систему составляющих его компонентов, между которыми существует неразрывная связь и взаимообусловленность, и опираясь на вышеназванные исследования, считаем наиболее последовательной и обоснованной структуру гражданской позиции личности, в которой присутствуют следующие компоненты: гражданские знания (знания о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях; понимание социально-политических процессов и явлений; умение анализировать социальные ситуации и проблемы, высказывать свою точку зрения); гражданские ценностные ориентации и мотивы гражданского поведения (гуманистическая направленность отношений личности к обществу, труду, к людям и к самому себе; формирование гражданских ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение норм социального поведения, осознание их личностной значимости); гражданская деятельность (умения личности выполнять свои гражданские обязанности, соблюдать социальные и правовые нормы, т.е. реальное поведение человека и участие его в различных видах общественной деятельности).
Выделенные компоненты гражданской позиции личности, их становление и развитие взаимообусловлены и образуют единство, выражающееся в личностных качествах, наличие которых является основой становления гражданской позиции: эмпатии, справедливости, ответственности, терпимости, добросовестности, самокритичности [2].
В соответствии с предложенной структурой гражданской позиции личности процесс её формирования должен включать: формирование гражданского сознания, в основе которого лежат знания инте-гративного характера (политические, идеологические, этические); формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к проблемам каждого отдельного гражданина и общества в целом; формирование способов деятельности - умение отстаивать свою точку зрения, уважать права граждан своей страны,
трудиться на её благо; формирование опыта творческой деятельности, предполагающего способность осуществлять гражданский, нравственный выбор.
В возрастном аспекте, по мнению Л.И. Божович, наиболее сензитивным для становления позиции личности является студенческий возраст, именно в вузе могут быть созданы все необходимые условия для развития гражданской позиции личности [3].
Одним из приоритетных направлений организации воспитательной работы с молодёжью в решении задач гражданского воспитания является расширение деятельности молодёжных объединений. Включение студентов в социальную практику позитивного взаимодействия субъектов социума обеспечивают волонтёрские объединения.
По мнению ряда белорусских учёных (Е.В. Полоневич, СН. Захаровой, Л.В. Вишневецкой, Н.К. Ка-тович, М.Е. Миновой и др.), участие в волонтёрской, общественно направленной, социально признаваемой и одобряемой деятельности позволяет молодому человеку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, адекватно относиться к внешним оценкам, способствует формированию у него общественно направленной мотивации, а следовательно, является наиболее эффективным средством становления гражданской позиции.
Гражданский характер деятельности волонтёрских молодёжных объединений проявляется в определении волонтёрского движения, которое дают нам его исследователи: «Волонтёрское движение - форма гражданского участия в общественно -полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социально -педагогических проблем» (Ю.В. Паршина, Н.М. Трофимова) [4]. «Волонтёрство - деятельность, включающая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо общества без расчёта на денежное вознаграждение» (Т.В. Гурская) [5].
С целью проверки эффективности волонтёрской деятельности в формировании активной гражданской позиции студенческой молодёжи нами проводилось исследование, в котором приняли участие 110 студентов первого и второго курсов лечебного, фармацевтического и стоматологического факультетов учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет». На данном этапе опытно-поисковой работы решались следующие задачи: выявить критерии и показатели гражданской позиции студентов; определить эффективные диагностические методики, позволяющие выявить признаки гражданской позиции студентов; сформировать репрезентативную выборку студентов-участников эксперимента; с учётом выявленных критериев и их показателей определить уровень гражданской позиции студентов до и после их включения в волонтёрскую деятельность; сформулировать и обосновать проблему, на решение которой будет направлен следующий этап эксперимента.
Учитывая, что изучение эффективности воспитания целесообразно осуществлять путём сравнения достигнутых в ходе экспериментальной работы результатов в виде «конкретного уровня сформирован-ности определённого качества с исходным уровнем» [6], мы на основе комплекса методов (беседы, наблюдения, интервьюирования, метода самооценки, тестирования) предприняли попытку выявить исходный уровень гражданской позиции студентов. Необходимым условием диагностики гражданской воспитанности является обоснованное для практического использования определение критериев и показателей, позволяющих выявить уровень сформированности гражданской позиции каждого субъекта в зависимости от его индивидуальных особенностей и контролировать достижение результатов воспитательной работы. Под критерием понимают теоретически разработанный признак, который указывает на ступень эффективности воспитания, как научно обоснованный эталон, по которому устанавливается ступень достигнутого в развитии, формировании, обучении, воспитании личности.
В нашем исследовании были определены такие критерии и их показатели, при оборе которых мы ориентировались на структуру гражданской позиции личности. Так, в качестве критериев сформирован-ности гражданской позиции студентов вуза были избраны: когнитивный критерий, показатели которого включают: знания о гражданственности, гражданской позиции, о своих правах и обязанностях; знание исторического прошлого и культуры своего Отечества; понимание социально-политических процессов и явлений; знания в выбранной области волонтёрской деятельности; ценностно-мотивационный критерий, к показателям которого мы относим: гуманистическую направленность отношений личности к обществу, труду, к самому себе; формирование гражданских ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение норм гражданского поведения, осознание их личностной значимости; стремление к гражданскому самообразованию и гражданской деятельности; деятельностный критерий с такими показателями, как: выполнение гражданских обязанностей из чувства осознанной необходимости; соблюдение социальных и правовых норм; проявление активности в социально значимой деятельности и в общественной жизни вуза, города, региона, страны; наличие инициативности в организации социально значимых дел.
Для изучения динамики уровня сформированности гражданской позиции студентов нами был проведён первичный диагностический срез, в результате которого было установлено, что студенты, не принимающие участие в волонтёрском движении, обладают низким уровнем сформированности граж-
данской позиции. Однако наиболее высокие данные были получены после включения испытуемых в деятельность волонтёрской организации «Сэрца на далош», действующей на базе УО «ВГМУ».
Так, оценка уровня становления гражданской позиции респондентов с помощью когнитивного критерия с использованием модификации теста А.И. Поповой «Права и обязанности» выявила рост проявления всех показателей данного компонента (табл. 1).
Таблица 1
Результаты исследования гражданской позиции студентов с помощью когнитивного критерия
Когнитивный критерий Показатели когнитивного критерия До эксперимента (%) После эксперимента (%)
Знание исторического прошлого и культуры своего Отечества 41 76
Знание гражданских прав, обязанностей, механизмов защиты прав человека на практике 53 67
Знания в выбранной области волонтёрской работы 11 48
Политическая информированность и интерес к политической жизни 30 53
Наиболее высокие данные по результатам исследования были получены нами по показателям: «Знание исторического прошлого и культуры своего Отечества» и «Знание гражданских прав, обязанностей, механизмов защиты прав человека на практике». Число респондентов, которые показали незнание своих основных прав и обязанностей и проявили отсутствие интереса к этому вопросу, составило 6 и 3 % от общего числа опрошенных студентов. Наибольшую динамику выявил показатель «Знания в выбранной области волонтёрской работы». В исследовании интереса к политике и политической информированности как составной части процесса воспитания гражданской позиции студентов были получены следующие результаты: 30 % респондентов до и 53 % после включения в волонтёрскую деятельность проявляют интерес к политике; 57 и 42 % опрошенных студентов не проявляют интереса к политике, ограничиваясь лишь общими представлениями о том, что происходит в политической жизни нашей страны; вообще не интересуются политической жизнью своей страны 13 и 5 % респондентов соответственно.
В изучении ценностных ориентаций студентов в условиях волонтёрской деятельности мы использовали методику М. Рокича «Ценностные ориентации» и опирались на концепцию В.Т. Кабуша о ценностях воспитательного коллектива, согласно которой ценностями, регулирующими общественные отношения и определяющими поведение и личностные качества человека, являются: ценности-идеалы («добро», «красота», «правда»), ценности-законы («дружба», «забота», «честь»), ценности прав («братство», «равенство», «свобода») и обязанностей («дело», «пример», «слово»), ценности-нормы («добровольность», «творчество», «поиск») и ориентиры («милосердие», «миротворчество», «экология») [7].
Основываясь на ключевых положениях данной концепции, нами была разработана модель системы ценностей в деятельности волонтёрской организации. В данную систему входят ценности: идеалы -совершенные образы должного, разумного; законы - внутренние существенные свойства системы и связи между её компонентами, обусловливающие функционирование и развитие волонтёрской организации; нормы - внутренние принимаемые требования, образцы и правила гражданского поведения; права - ценности, определяющие статус члена организации, его возможности для самореализации и взаимодействия с другими; обязанности - добровольно принятые обязательства члена волонтёрского объединения перед коллективом; ориентиры - представления о целях, средствах и плане предстоящих или выполняемых благотворительных действий; заботы - деятельные отношения, нацеленные на содействие человеку, обществу, Отечеству, природе.
Результаты исследования гражданской позиции студентов с помощью ценностно-мотивационного критерия показали весьма высокий уровень ориентации на ценности личностного плана до включения респондентов в волонтёрскую деятельность (табл. 2). В то же время меньше всего студенты (до эксперимента) придают значение социально значимым и гражданским ценностям, что можно объяснять преобладанием эгоистических настроений, приоритетом материальных запросов, навязыванием СМИ западного прагматического образа жизни как образца. Большинство респондентов называют среди значимых для них ценностей следующие: «здоровье», «независимость», «счастье», «любовь», «образование», «материально обеспеченная жизнь», «общественное признание». Однако многие студенты не в полной мере осознают важность таких ценностей, как: «равенство», «честь», «забота», «милосердие», «миротворчество», «демократия», «сочувствие». Следует также отметить, что существуют противоречия между теми жизненными ценностями, которые декларируются студентами, и ценностями, реально побуждающими их деятельность. Для большинства респондентов это абстрактные понятия, признаваемые лишь формально и не находящие отражения на практике. Так, большинство членов волонтёрской организации считают главными ценностями своей деятельности «свободу» и «братство», но затрудняются объяснить
значения этих понятий. Лишь 42 % волонтёров находят основную цель их деятельности в заботе о Родине. При этом большинство участников волонтёрского движения не знают, каким образом можно заботиться о своём Отечестве. По мнению Д.А. Леонтьева, при адекватном осознании и вербальном выражении ценностей их включение в практическую регуляцию деятельности может не происходить из-за отсутствия возможностей реализации. Причинами равнодушного отношения к социальным проблемам и низкий уровень стремления к общественной деятельности объясняется недостатком личного опыта совершения гражданских поступков, низким уровнем знания о гражданской позиции и её структуре [8].
Таблица 2
Результаты исследования гражданской позиции студентов с помощью ценностно-мотивационного критерия
Ценностные ориентации До эксперимента (%) После эксперимента (%)
Ценности-идеалы
Правда 51 69
Добро 47 77
Счастье 65 64
Красота 39 52
Ценности-законы деятельности волонтёрской организации
Дружба 66 74
Забота 16 49
Честь 13 22
Долг 9 18
Ценности прав участников волонтёрского объединения
Братство 32 57
Равенство 35 53
Свобода 59 75
Ценности-заботы
Общество 32 54
Личность 38 65
Семья 71 68
Отечество 23 42
Ценности-ориентиры для деятельности
Милосердие 35 56
Миротворчество 33 51
Экология 24 39
Демократия 38 49
Ценности-нормы отношений
Добровольность 67 77
Творчество 48 61
Поиск 43 56
Сочувствие 34 50
Ценности-обязанности и поступки
Дело 61 78
Пример 55 76
Слово 46 43
Основываясь на психолого-педагогическом положении о том, что в юношеском возрасте самооценка наиболее объективна, критична и дифференцирована, мы широко использовали её для получения необходимой информации [9]. В частности, методом самооценки был выявлен уровень гражданской позиции студентов с помощью деятельностного критерия (табл. 3).
Таблица 3
Результаты исследования гражданской позиции студентов с помощью деятельностного критерия
Показатели деятельностного критерия Уровни
до эксперимента (%) после эксперимента (%)
высокий средний низкий высокий средний низкий
Инициативность 26 31 43 61 31 8
Способность принятия самостоятельных решений 21 35 44 49 34 17
Способность отстаивания своей точки зрения 19 34 47 54 40 6
Обработка результатов изучения инициативности, наличия и применения умений и навыков принятия самостоятельного решения и отстаивания своей точки зрения показала, что большинство студентов до вступления в волонтёрскую организацию имеют незначительный опыт самостоятельного позитивного решения социальных проблем и отмечают, что испытывают трудности в отстаивании своей точки зрения по какому-либо вопросу, не проявляют инициативы в организации социально значимых дел. При этом большая часть респондентов считают, что социальные проблемы должны решать специалисты, государство и правительство. Однако у студентов-участников волонтёрского движения уровень инициативности, способности принятия самостоятельных решений и отстаивания своей точки зрения после эксперимента повысился в среднем в 2,3 раза.
Заключение. На основании полученных в ходе эксперимента данных можно сделать вывод о том, что становление гражданской позиции студенческой молодёжи как непрерывный процесс сознательного, личностно и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, ценностно-мотивационной и поведенческой сфер личности будет осуществляться успешно при условии включения студентов в волонтёрскую деятельность. Целесообразность использования волонтёрской деятельности как средства формирования гражданской позиции молодёжи обусловлена тем, что волонтёрство способствует более глубокому усвоению студентами гражданских знаний, определению гражданских ценностных ориентаций как лично значимых, успешному освоению опыта гражданской деятельности. Тем не менее серьёзной остаётся проблема ориентации волонтёрских объединений на гражданские ценности и развитие социальной инициативы студентов-волонтёров, пренебрежение которой, безусловно, понизит эффективность деятельности волонтёрских организаций, будет препятствовать выполнению её воспитательных функций. Для решения данной проблемы в волонтёрской организации должна быть создана воспитательная среда, основанная на целостном педагогическом воздействии на когнитивную, ценностно-мотивационную, деятельностную сферу молодого человека и оказывающая положительное влияние на формирование активной гражданской позиции студента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь // Прабле-мы выхавання. - 2007. - № 2. - С. 3 - 19.
2. Сухова, Е.И. Становление гражданской позиции учащейся молодёжи в учебно-воспитательном процессе / Е.И. Сухова // Вопросы воспитания. - 2010. - № 11. - С. 24 - 25.
3. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Психология личности. Т. 2. Хрестоматия / сост. Д. Я. Райгородский - Самара: Издат. Дом «Бахрах М», 2002. - С. 56.
4. Паршина, Ю.В. Воспитание подростков в волонтерской организации / Ю.В. Паршина, Н.М. Трофимова // Воспитание школьников. - 2011. - № 5. - С. 46 - 49.
5. Гурская, Т.В. Патриотическое воспитание студентов педагогического вуза / Н.В. Ипполитова, Т.В. Гурская // Актуальные проблемы высшего педагогического образования: сб. науч. ст. - Шадринск: Изд-во ООО «Вега-копи-центр», 2006. - Ч. 1. - С. 77 - 83.
6. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
7. Кабуш, В.Т. Моральные ценности детского объединения / В.Т. Кабуш // Праблемы выхавання. -2003. - № 6. - С. 73 - 83.
8. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 36 - 42.
9. Березовин, Н.А. Психология педагогического общения: учеб.-метод. пособие для студ. пед. спец. и педагогов / Н.А. Березовин, Н.А. Цырельчук. - Минск: МГВРК, 2008. - 464 с.
Поступила 04.03.2013
THE PROBLEM OF STUDENTS' CIVIC POSITION FORMATION IN VOLUNTARY ACTIVITY
O. OVSYANICKAYA
The problem of students' civic position formation in the process of voluntary work is considered. The philosophical, sociological, psychological and pedagogical aspects of the concepts "position ", "civic position " are analyzed. The structure of civic position including civic knowledge, civic values and civic activity is introduced. Students' civic position formation is regarded as a purposive process of civic awareness, valuable attitude towards society and the means of civic activity development. On the basis of the monitoring data the efficiency of voluntary work in the field of students' position formation is observed. The conditions optimizing the process of students' civic position formation in voluntary activity are determined.