Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЁРСТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЁРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО / СТУДЕНТЫ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупов В.З., Мухаметзянова Ф.Г., Яруллина А.Ш.

Проблема формирования гражданской позиции студентов и применения для её решения средств волонтёрской деятельности актуализирована социальным заказом современного российского общества и потребностями самих обучающихся. В статье представлены научные результаты её исследования и эксперимента в образовательной практике. Раскрыты сущностные характеристики гражданской позиции как интегративного образования мотивационной, эмоциональной, когнитивной, поведенческой, рефлексивной сфер личности, которое отражает уровень знаний, понимания и принятия ценностей гражданского общества; проявляется в отношении человека к определённым сторонам и явлениям действительности; реализуется в самостоятельном и ответственном выборе способов участия в общественной жизни; является в студенческом возрасте важным фактором социализации личности. Существенную роль в формировании этой позиции имеет волонтёрское движение, в рамках которого динамично развивается спортивное волонтёрство. В исследовании обоснованы и определены основные средства спортивного волонтёрства, оказывающие наиболее эффективное влияние на становление гражданской позиции студентов вуза: органы самоуправления добровольческого движения, обучающие программы, социальное проектирование, ответственный выбор позиции и участие в мероприятиях спортивной направленности вузовского, городского, регионального, всероссийского уровней. Представлена технология вовлечения обучающихся в спортивное волонтёрство с учётом опыта участия студентов в добровольческих движениях и распределения обязанностей между микро-группами в командах волонтёров (супервайзеры, генераторы идей, менеджеры, исполнители (хэлперы, ассистенты, гиды, переводчики и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юсупов В.З., Мухаметзянова Ф.Г., Яруллина А.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CIVIL POSITION OF UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF SPORTS VOLUNTEERING

The problem of forming the civic position of students and the use of volunteer activities to solve it is actualized by the social order of modern Russian society and the needs of the students themselves. The article presents the scientific results of her research and experiment in educational practice. The essential characteristics of citizenship as an integrative education of motivational, emotional, cognitive, behavioral, reflexive spheres of personality are revealed, which reflects the level of knowledge, understanding and acceptance of values of civil society, manifests itself in a person's attitude to certain aspects and phenomena of reality; is realized in an independent and responsible choice of ways to participate in public life; is an important factor in the socialization of personality at the student age. A significant role in the formation of this position is played by the volunteer movement, within which sports volunteering is dynamically developing. The study substantiates and identifies the main means of sports volunteering that have the most effective impact on the formation of the civic position of university students: self-government bodies of the volunteer movement, training programs, social design, responsible choice of position and participation in sports-oriented events at the university, city, regional, All-Russian levels. The technology of involving students in sports volunteering is presented, taking into account the experience of students' participation in volunteer movements and the distribution of responsibilities between micro-groups in volunteer teams (supervisors, idea generators, managers, performers (helpers, assistants, guides, translators, etc.).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ВОЛОНТЁРСТВА»

УДК 37.018

Формирование гражданской позиции студентов вуза средствами спортивного волонтёрства

Formation of the civil position of university students by means of sports volunteering

Юсупов В.З., Московский гуманитарный университет, vyusupov@mosgu.ru Мухаметзянова Ф.Г., Институт международных отношений, Казанский федеральный университет, florans955@mail.ru

Яруллина А.Ш., Елабужский институт КФУ, yarullina-74@mail.ru Yusupov V., Moscow University for the Humanities, vyusupov@mosgu.ru

Mukhametzyanova F., Institute of International Relations of Kazan (Volga Region) Federal University, florans955@mail.ru

Yarullina A., YelabugaInstitute of Kazan Federal University, yarullina-74@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.015

Ключевые слова: гражданское воспитание, гражданская позиция, добровольчество, спортивное волонтёрство, студенты вуза.

Keywords: civic education, civic position, volunteerism, sports volunteering.

Аннотация. Проблема формирования гражданской позиции студентов и применения для её решения средств волонтёрской деятельности актуализирована социальным заказом современного российского общества и потребностями самих обучающихся. В статье представлены научные результаты её исследования и эксперимента в образовательной практике. Раскрыты сущностные характеристики гражданской позиции как интегративного образования мотивационной, эмоциональной, когнитивной, поведенческой, рефлексивной сфер личности, которое отражает уровень знаний, понимания и принятия ценностей гражданского общества; проявляется в отношении человека к определённым сторонам и явлениям действительности; реализуется в самостоятельном и ответственном выборе способов участия в общественной жизни; является в студенческом возрасте важным фактором социализации личности. Существенную роль в формировании этой позиции имеет волонтёрское движение, в рамках которого динамично развивается спортивное волонтёрство.

В исследовании обоснованы и определены основные средства спортивного волонтёрства, оказывающие наиболее эффективное влияние на становление гражданской позиции студентов вуза: органы самоуправления добровольческого движения, обучающие программы, социальное проектирование, ответственный выбор позиции и участие в мероприятиях спортивной направленности вузовского, городского, регионального, всероссийского уровней.

Представлена технология вовлечения обучающихся в спортивное волонтёрство с учётом опыта участия студентов в добровольческих движениях и распределения обязанностей между микро-группами в командах волонтёров (супервайзеры, генераторы идей, менеджеры, исполнители (хэлперы, ассистенты, гиды, переводчики и т.д.).

Abstract. The problem of forming the civic position of students and the use of volunteer activities to solve it is actualized by the social order of modern Russian society and the needs of the students themselves. The article presents the scientific results of her research and experiment in educational practice. The essential characteristics of citizenship as an integrative education of motivational, emotional, cognitive, behavioral, reflexive spheres of personality are revealed, which reflects the level of knowledge, understanding and acceptance of values of civil society, manifests itself in a person's attitude to certain aspects and phenomena of reality; is realized in an independent and responsible choice of ways to participate in public life; is an important factor in the socialization of personality at the student age. A significant role in the formation of this position is played by the volunteer movement, within which sports volunteering is dynamically developing.

The study substantiates and identifies the main means of sports volunteering that have the most effective impact on the formation of the civic position of university students: self-government bodies of the volunteer movement, training programs, social design, responsible choice of position and participation in sports-oriented events at the university, city, regional, All-Russian levels.

The technology of involving students in sports volunteering is presented, taking into account the experience of students' participation in volunteer movements and the distribution of responsibilities between micro-groups in volunteer teams (supervisors, idea generators, managers, performers (helpers, assistants, guides, translators, etc.).

Введение. Система высшего образования играет важную роль в реализации задач гражданского воспитания и формировании гражданской позиции студентов, особенно учитывая новые явления в современном мире (например, появление гетерономного (множественного) гражданства (Heteronomous Sitizenship), ставшее предметом изучения L. Swaine [14].

Наиболее активно над решением проблем повышения эффективности формирования гражданской позиции студентов работают учёные ряда государств Западной Европы, а также Австралии, Великобритании, Канады, США, Японии и других стран. В трудах исследователей демонстрируются как общие черты, так и специфика отдельно взятых государств, в которых гражданское воспитание реализуется в соответствии с национальными, социальными, культурными и историческими традициями. Так, Cann John, Joel Westheimer, Peter Levin выявили и описали различную степень воздействия теорий гражданского воспитания на убеждения, ценности и установки обучающихся, к числу которых P. Levin отнёс активное участие в общественной жизни [12]. Анализ работ Banks J.A., Black S., Biddix J., Polman J., Somers P., Weber L. и др. даёт основание для выделения общих для зарубежных исследователей представлений о результатах деятельности вузов по организации гражданского воспитания [11; 15].

Современные концепции гражданского воспитания в зарубежных странах, как показало диссертационное исследование А.В.

Фахрутдиновой, оказало влияние на формирование представлений о трёх компонентах содержания гражданского воспитания: «гражданские знания, необходимые гражданские навыки и гражданские ценности, что приводит к воспитанию активной гражданской позиции» [8, с.14]. В последние годы в исследованиях зарубежных учёных нередко используется термин «гражданские качества личности», формирование которых, отмечают И.А. Тагунова, Н.Л. Селиванова, М.А. Исаева, в значительной степени связывается с «развитием у учащихся общих устремлений и целей посредством их вовлечения в волонтёрские движения, благотворительную деятельность, другие формы активного участия в

социальной жизни общества» [7, с.31].

Наличие связи гражданского воспитания и волонтёрского движения отражается в образовательном подходе, который у исследователей зарубежных стран получил название «Service-learning» («сервисное обучение»), предполагающее сочетание цели обучения с участием в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей и общества, в том числе, с точки зрения M.D. Miller, потребности в волонтёрстве как проявлении гражданской активности личности

[13].

Отечественные исследователи в изучении проблем гражданского воспитания и формирования гражданской активности акцентируют внимание на факторах и способах совместной деятельности преподавателей и студентов в этом процессе (О.Е. Бочаров [2], В.А. Грибанова [3], Д.С. Савченко [6]), выявлении совокупности условий его эффективности, в числе которых упоминается вовлечение студентов в добровольческое движение (С.Н. Плохов [5], Т.А. Мирошина [4]).

Таким образом, актуальность проблемы использования средств волонтёрского (добровольческого) движения в гражданском воспитании осознаётся в науке и образовательной практике. Вместе с тем, до настоящего времени использование средств спортивного волонтёрства в формировании активной гражданской позиции студентов специально не изучалось, что обусловило выбор предмета исследования в настоящей статье.

Цель статьи заключается в уточнении содержания понятия «гражданская позиция»; выделении и обосновании оказывающих наиболее значимое влияние на её формирование средств спортивного волонтёрства; раскрытии технологии вовлечения студентов в волонтёрские практики с учётом опыта их участия в добровольческом движении.

Материалы и методы. В ходе исследования и экспериментальной работы были использованы теоретические методы (сравнительный анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме развития гражданской позиции студентов, анализ документов, построение классификации обязанностей внутри спортивного

волонтерского движения) и эмпирические методы (включенное наблюдение, эксперимент, методики измерения уровня сформированное™ компонентов гражданской позиции).

Информационной базой послужили: нормативные правовые акты Российской Федерации, инструктивно-методические

материалы рекомендательного характера, научные работы по проблемам формирования гражданской позиции студентов, данные конкретной образовательной организации, собственные исследования авторов настоящей статьи.

Результаты исследования. На

государственном уровне в нормативных документах отражён социальный заказ системе образования на развитие чувства гражданственности (ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»); формирование гражданской позиции (этим термином обозначается в современных Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования категория (группа) универсальных компетенций выпускников реализуемых основных

образовательных программ высшего

образования); гражданское воспитание (направление воспитательной работы в современных образовательных организациях высшего образования, рекомендуемое инструктивно-методическими материалами

Министерства образования и науки).

Приоритет в педагогической науке отдаётся формированию гражданской позиции, которая в соотношении с другими близкими по смыслу словами используется в качестве обобщающего термина, характеризующего как процесс, так и результат гражданского воспитания, становления гражданственности, гражданских качеств личности и т.д. Содержание понятия «гражданская позиция» в осуществляемых исследованиях чаще всего обусловлена избранным ключевым методологическим подходом его авторами - социализирующим, акмеологическим, культурологическим,

экзистенциональным, педагогическим.

Последний предполагает отражение в определении не только собственно сущностных характеристик рассматриваемого термина, но и его педагогического смысла. В настоящей статье используется следующее определение: гражданская позиция - интегративное образование мотивационной, эмоциональной, когнитивной, поведенческой, рефлексивной сфер личности студента, которое отражается уровень его знаний, понимания и принятия

ценностей гражданского общества; проявляется в отношении человека к определённым сторонам и явлениям действительности; реализуется в самостоятельном и ответственном выборе способов участия в общественной жизни; является в студенческом возрасте важным фактором социализации личности.

В проведённом авторами статьи исследовании, оценка сформированности гражданской позиции обучающихся

осуществлялась по следующим критериям: когнитивный (включает совокупность усвоенных знаний и понимание смысла ключевых ценностей современного общества); мотивационно-ценностный (предполагает развитие у студентов потребности в гражданской активности на основе осознания ее ценностного смысла); поведенческий (характеризует произвольное и ответственное участие личности в социально-значимой деятельности); рефлексивный (демонстрирует способность самоанализа).

Формирование гражданской позиции студенческой молодежи происходит в процессе взаимодействия с социумом, а в качестве одного из способов повышения эффективности этого процесса выступает волонтёрская

(добровольческая) деятельность, в рамках которой развивается спортивное волонтёрство. Возникновение этого направления волонтёрства связано с проведением Олимпийских игр в последние десятилетия прошлого века. В концепции волонтёрства, разработанной в период подготовки к олимпиаде в Барселоне (1992 г.), отмечались главные отличительные черты олимпийского волонтёра: добровольность участия; выполнение в меру своих возможностей и способностей задач, возложенных на волонтёров; отсутствие оплаты или иного вознаграждения за свой труд.

Вслед за олимпийскими волонтёрами в различных странах мира стало быстро распространяться спортивное волонтёрское (добровольческое) движение. В современной России спортивное волонтёрство, отмечают А.В. Бабаян, З.С. Варфоломеева, Л.Ю. Глухов - это «деятельность, связанная с участием в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий различного уровня на территории Российской Федерации, а также проектов и (или) программ по популяризации спорта и пропаганде здорового образа жизни» [1, с.37].

Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования, рекомендованная в 2020 г. Министерством науки и высшего образования

Российской Федерации, предусматривает осуществление гражданского воспитания как направления воспитательной работы, а добровольческую (волонтёрскую) деятельность характеризует как вид деятельности обучающихся в воспитательной системе вуза. Анализ содержания названной программы в контексте соотношения направлений и видов воспитательной деятельности показывает, что добровольческая (волонтёрская) деятельность является достаточно эффективным средством решения задач гражданского воспитания, а значит и формирования гражданской позиции студентов.

Проведённое научное исследование показало, что методологическими основаниями формирования гражданской позиции средствами спортивного волонтёрства являются:

аксиологический подход, ориентирующий на знание и применение демократических и общечеловеческих ценностей в повседневной жизни; системно-деятельностный подход, позволяющий установить степень взаимосвязи спортивного волонтёрства с другими направлениями воспитательной работы, её места и функционального назначения в формировании гражданской позиции студентов;

информационный подход, нацеленный на обоснованное выделение и системный анализ наиболее значимых информационных аспектов исследуемого процесса.

Особую роль в методологических основаниях исследуемого процесса играет проектный подход. В науке его функциональное назначение, отмечает Р.Р. Хайрутдинов [4, с.19], «состоит, с одной стороны, в проекции научного знания о содержании и способах изменений педагогической действительности на её конкретную область, а с другой стороны - в осмысление наукой таких достижений практики, которые ещё не нашли объяснение в теории». Это обеспечивает, считает В.З. Юсупов «повышение вероятности формирования нового научного знания, практическая ценность которого может быть оперативно проверена» [5, с.60]. Проведённое авторами статьи исследование доказало, что именно проектный подход обеспечивает принципиальную

конструированность формирования гражданской позиции средствами спортивного волонтёрства, к числу которых относятся: его органы самоуправления, обучающие программы, социальное проектирование, ответственный выбор позиции и участие в мероприятиях спортивной направленности вузовского, городского, регионального, всероссийского уровней.

Экспериментальная работа по формированию спортивного волонтёрского движения как направления воспитательной работы,

нацеленного на формирование гражданской позиции студентов, осуществлялась на базе Кировского государственного медицинского университета. Всего в эксперименте участвовали изъявившие желание пройти теоретический курс и принять участие в проектах спортивного волонтёрства 218 студентов 1 - 3 курсов и 25 преподавателей.

Нами была разработана и совместно с другими преподавателями вуза реализована дополнительная образовательная программа подготовки спортивных волонтёров в объёме 120 часов.

В первую - теоретическую часть программы вошла педагогическая подготовка (основы педагогики, основы теории обучения и воспитания, история физической культуры и спорта, история спортивного волонтерского движения), психологическая подготовка (психологические основы деятельности волонтера, возрастная психология, основы конфликтологии, психология человеческих отношений), юридическая подготовка (нормативно - правовая база деятельности волонтера).

Студенты изучали организационные основы работы волонтерского движения (координация деятельности между волонтерами, структура волонтерского центра вуза, организационные моменты спортивных мероприятий, выбор профиля деятельности спортивного волонтера, планирование собственно волонтерской деятельности в рамках подготовки к спортивному мероприятию, разработка плана деятельности и самоорганизации спортивного волонтера), методику организации и проведения спортивного мероприятия (праздника, соревнования), а именно: целеполагание; логика развития спортивного мероприятия; основные трудности в процессе подготовки и проведения спортивного мероприятия; взаимодействие волонтеров в группе; взаимодействие между разными функциональными группами волонтеров; анализ собственной деятельности в ходе проведения спортивного мероприятия.

Большую часть времени обучения волонтера занимала практическая часть в игровой форме, так как игра имеет следующие преимущества по сравнению с классической методикой проведения семинаров: позволяет «прочувствовать» процесс деятельности волонтера; сопутствует построению прямого диалога между участниками игры; поддерживает эмоциональный фон на высоком

уровне; включает самомотивацию и ускоряет процесс поиска оптимальных решений; позволяет студенту «примерить» разные роли и на каждую возникающую ситуацию взглянуть с разных точек зрения. В качестве практической методики студентам предлагались следующие блоки: практикум по формированию волонтерского коллектива - «игротерапия» (игры на знакомство; игры на общение и взаимодействие; игры на сплочение коллектива, «веревочный курс», игры на выявление лидеров и анти-лидеров; игры на развитие творческих способностей), ролевые игры, практикум по конфликтологии (конфликты и конфликтные ситуации с участниками спортивных событий; конфликты и конфликтные ситуации внутри движения), практикум по логике развития спортивного события (коллективное творческое дело, как основа спортивного праздника).

Вторая часть программы подготовки спортивных волонтёров - волонтерская практика организовывалась с учётом уровня социальной активности и опыта участия студентов в добровольческих движениях. При этом использовалась разработанная авторами статьи технология вовлечения студентов в спортивное волонтёрство с учётом опыта их участия в добровольческих движениях и распределения обязанностей внутри команды волонтёров (супервайзеры, генераторы идей, менеджеры, исполнители (хэлперы, ассистенты, гиды, переводчики и т.д.).

Подготовленные в ходе реализации дополнительной образовательной программы спортивные волонтёры были включены в социально-спортивные проекты вузовского, городского, регионального и федерального уровней. При этом реализовалась следующая логика: от вузовских мероприятий к городским, от городских к региональным, от региональных к Федеральным. Перечень мероприятий имеет широкую географию: День спорта (г. Киров), Городские спортивные игры (г. Вятские Поляны, Кировская область), Праздник спорта - «Нормы ГТО» (г. Краснодар), турнир по мини-футболу среди медицинских работников (г. Москва), ежегодный полумарафон (г. Москва), спортивные мероприятия, посвященные Дню образования РТ Республики Татарстан и Дню города Казани и др.

Экспериментальная работа. Всего в период эксперимента спортивные волонтёры приняли участие в организации 37 спортивных соревнований различного уровня. Напомним, что в эксперименте участвовали 218 студентов 1 - 3 курсов Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и

туризма. Осуществлялся сравнительный анализ сформированность гражданской позиции студентов, принявших участие в волонтёрском движении, и студентов, не участвующих в нём. Последним было предложено принять участие в проводимых опросах. Всего дали согласие 210 студентов 1 - 3 курсов, что составило контрольную группу эксперимента. Одни из этих студентов были участниками различных мероприятиях социальной направленности, но не участвовали в спортивном волонтёрстве; другие не принимали участия в общественной жизни вуза.

По условиям эксперимента применялся комплекс методик, подобранных с учётом установленных критериев сформированности гражданской позиции (они описаны выше): для определения уровня когнитивного критерия -адаптированная анкета «Социальные отношения» (Л.В. Байбородова); мотивационно-

эмоционального критерия - методика изучения мотивов участия студентов в социальной деятельности (Л.В. Байбородова), тест «Мотивация достижения успеха» (Т. Элерс), тест «Потребность в достижении цели, шкала оценок потребности в достижении успеха» (Ю.М. Орлов); поведенческого критерия - методика для изучения социализированности личности (М.И. Рожков), анкета «Размышляем о жизненном опыте» (А.А. Рукавишников), опросник межличностных отношений (А.А.

Рукавишников); рефлексивного критерия -методика изучения уровня самооценки (Будасси), диагностики индивидуальной меры

рефлексивности (А.В. Карпов, В.В. Пономарева).

В исследовании мы придерживались трёх уровней сформированности гражданской позиции студентов: высокий (инициативный), средний (ситуативный) и низкий (пассивный).

Результаты, полученные в ходе эксперимента, свидетельствуют о том, что у студентов экспериментальной группы произошли значительные положительные изменения показателей сформированности гражданской позиции.

Анализ изменений общего уровня сформированности гражданской позиции студентов ЭГ свидетельствуют о росте их количества с высоким (с 19% до 29,7%) и средним (с 48,4% до 56,3%) уровнями и снижении числа студентов с низким уровнем сформированности гражданской позиции (с 31,9% до 14%), см. рисунок 5.

Данные рисунка иллюстрируют, что динамика увеличения численности студентов высокого уровня проявления гражданской

активности более чем в 2,5 раза выше в экспериментальной группе (рост на 10,0%), чем в контрольной группе (рост на 4,2%). Практически такое же соотношение в той и другой группе дали студентов, имеющих средний уровень гражданской активности.

Результаты проведённой статистической обработки участвующих в эксперименте групп студентов представлены на рисунке 1 и в таблице 1.

Рисунок 1. - Общий уровень сформированности социальной активности студентов в ЭГ и КГ группах

Таблица 1. - Статистически значимые различия в контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ) в ходе эксперимента

Компоненты гражданской позиции студентов

когнитивный мотивационно-целевой поведенческий рефлексивный

т 20617 19942 22319

W(a/2) 38422,16

W(1-a/2) 31531,84

Т^(а/2) Т^(а/2) Т^(а/2)

показатели показатели показатели показатели

экспериментальной экспериментальной экспериментальной экспериментальной

Вывод группы значимо группы значимо выше группы значимо выше группы значимо

выше показателей показателей показателей контрольной выше показателей

контрольной группы контрольной группы группы контрольной группы

Обращает на себя внимание, что более чем в 2 раза в экспериментальной группе по сравнению с контрольной снизилось количество студентов, имеющих низкий уровень сформированности гражданской позиции.

Полученные результаты экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике формирования гражданской позиции студентов вуза средствами спортивного волонтёрства.

Выводы. Для России проблема формирования гражданской позиции студентов принадлежит к числу актуализированных в результате кардинальных социально-экономических и

политических преобразований последних десятилетий. В статье представлены научные результаты её исследования и эксперимента в образовательной практике. В частности, обосновано определение гражданской позиции как интегративного образования мотивационной, эмоциональной, когнитивной, поведенческой, рефлексивной сфер личности, которое отражает уровень знаний, понимания и принятия ценностей гражданского общества; проявляется в отношении человека к определённым сторонам и явлениям действительности; реализуется в самостоятельном и ответственном выборе способов участия в общественной жизни;

является в студенческом возрасте важным фактором социализации личности.

Теоретически доказано и экспериментально подтверждено, что спортивное волонтёрство оказывает значительное влияния на формирование гражданской позиции студентов за счёт реализации потенциала таких его средств,

как сформированные организационные структуры самоуправления, обучающие программы, социальное проектирование, ответственный выбор позиции и участие в мероприятиях спортивной направленности вузовского, городского, регионального, всероссийского уровней.

Литература:

1. Бабаян А.В., Варфоломеева З.С., Глухов Л.Ю. Спортивное волонтёрство как социально-педагогическое явление / А.В. Бабаян, З.С. Варфоломеева, Л.Ю. Глухов // Сибирский учитель. -2020. - № 3 (130). - С. 37-42.

2. Бочаров О.Е. Социальное проектирование как фактор формирования гражданской позиции студентов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Бочаров Олег Евгеньевич. - Кострома. - 2009. - 213 с.

3. Грибанова В.А. Формирование гражданской активности студенческой молодёжи в воспитательной работе вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Грибанова Вероника Александровна. - Таганрог. -2015. - 220 с.

4. Мирошина Т.А. Формирование гражданской позиции студента вуза: автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Мирошина Татьяна Александровна. -Кемерово. - 2009. - 23 с.

5. Плохов С.Н. Формирование гражданской позиции у студентов в образовательном пространстве колледжа: автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Плохов Станислав Николаевич. - Уфа. - 2007. - 24 с.

6. Савченко Д.С. Особенности формирования гражданской позиции студентов в современной России: автореф. ... дис. канд. социол. наук: 22.00.04 / Савченко Дарья Сергеевна. - СПб., 2013. - 32 с.

7. Тагунова И.А., Селиванова Н.Л., Исаева М.А. Теоретико-методологические ориентиры моделей воспитания в англоязычных странах / И.А. Тагунова, Н.Л. Селиванова, М.А. Исаева // Вестник ПСТГУ IV; Педагогика. Психология. - 2015. - Вып. 3 (38). - С. 20-36.

8. Фахрутдинова А.В. Гражданское воспитание учащихся в англоязычных странах на рубеже XIX-XX веков: автореф. ... дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Фахрутдинова Анастасия Викторовна. - Казань. - 2012. - 42 с.

9. Хайрутдинов Р.Р. Методологическая функция педагогического проектирования в классической и постнеклассической парадигме / Р.Р. Хайрутдинов // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 4. - С. 13-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Юсупов В.З. Функции проектирования и их специфика в педагогике / В.З. Юсупов // Акмеология. -2005. - № 3. - С. 58-62.

11. Biddix J., Somers P., Polman J. Protest reconsidered: identifying democratic and civic engagement learning outcome // Innovative Higher Education. 2009. Vol. 34. Issue 3. P. 133-147.

12. Levin P. Basic Theories of Civic Development. 2012.

13. Miller M.D. Civic identity development: a study of how students conceptualize and operationalize civic engagement at an independent school. Ann Arbor. 2009.

14. Swaine L. Heteronomous Sitizenship: Civic virtue and the chains of autonomy / Educational Philosophy & Theoru 2020. Vol/42 Lssue 1. P.73-93.

15. Weber L., Huber J. & Harkavy 1 (eds.) Higher Education and democratic Cultur. Citizenship, human rights and civic responsidility. Strasbourg: Council of Europ Publishing. Council of Europ Higner Education Series. 2007. No. 8. P. 28-38.

References:

1. Babayan A.V., Varfolomeeva Z.S., Glukhov L.Yu. Sports volunteering as a socio-pedagogical phenomenon / A.V. Babayan, Z.S. Varfolomeeva, L.Yu. Glukhov // Siberian teacher. - 2020. - № 3 (130). - S. 37-42.

2. Bocharov O.E. Social design as a factor in the formation of students' civic position: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.02 / Bocharov Oleg Evgenievich. -Kostroma. - 2009. - 213 p.

3. Gribanova V.A. Formation of civic activity of student youth in the educational work of the university: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Gribanova Veronika Aleksandrovna. - Taganrog. - 2015. - 220 p.

4. Miroshina T.A. Formation of the civic position of a university student: Ph.D. ... dis. cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Miroshina Tatyana Alexandrovna. - Kemerovo. -2009. - 23 p.

5. Plokhov S.N. Formation of a civic position among students in the educational space of the college: Ph.D. ... dis. cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Plokhov Stanislav Nikolaevich. - Ufa. - 2007. - 24 p.

6. Savchenko D.S. Features of the formation of the civil position of students in modern Russia: author. ... dis. cand. sociological Sciences: 22.00.04 / Savchenko Daria Sergeevna. - St. Petersburg, 2013. - 32 p.

7. Tagunova I.A., Selivanova N.L., Isaeva M.A. Theoretical and methodological guidelines for education models in English-speaking countries / I.A. Tagunova, N.L. Selivanova, M.A. Isaeva // Vestnik PSTGU IV; Pedagogy. Psychology. - 2015. - Issue. 3 (38). - S. 20-36.

8. Fakhrutdinova A.V. Civic education of students in English-speaking countries at the turn of the XIX-XX centuries: author. ... dis. Dr. ped. Sciences: 13.00.01 /

Fakhrutdinova Anastasia Viktorovna. - Kazan. - 2012. - 42 P-

9. Khairutdinov R.R. Methodological function of pedagogical design in the classical and post-non-classical paradigm / R.R. Khairutdinov // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. - № 4. - S. 13-21.

10. Yusupov V.Z. Design functions and their specificity in pedagogy / V.Z. Yusupov // Acmeology. -2005. - № 3. - S. 58-62.

11. Biddix J., Somers P., Polman J. Protest reconsidered: identifying democratic and civic engagement learning outcome // Innovative Higher Education. 2009 Vol. 34. Issue 3. P. 133-147.

12. Levin P. Basic Theories of Civic Development. 2012.

13. Miller M.D. Civic identity development: a study of how students conceptualize and operationalize civic engagement at an independent school. Ann Arbor. 2009.

14. Swaine L. Heteronomous Sitizenship: Civic virtue and the chains of autonomy / Educational Philosophy & Theoru 2020. Vol/42 Lssue 1. P.73-93.

15. Weber L., Huber J. & Harkavy 1 (eds.) Higher Education and democratic Cultur. Citizenship, human rights and civic responsibility. Strasbourg: Council of Europ Publishing. Council of Europ Higher Education Series. 2007 No. 8. P. 28-38.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторах:

Юсупов Виталий Зуфарович (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы, Московский гуманитарный университет, e-mail: uvz2017@yandex.ru

Мухаметзянова Флера Габдульбаровна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, Институт международных отношений, Казанский федеральный университет, e-mail: florans955@mail.ru

Яруллина Альфия Шаукатовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, Елабужский институт, Казанский федеральный университет, e-mail: yarullina-74@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.