Научная статья на тему 'Изучение мотивов волонтерской деятельности среди студенческой молодежи'

Изучение мотивов волонтерской деятельности среди студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1299
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ВОЛОНТЁРСТВА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / НАПРАВЛЕНИЯ ВОЛОНТЁРСТВА / ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / VOLUNTEERING ACTIVITY / VOLUNTEERING MOTIVATION / STUDENT YOUTH / VOLUNTEERING AREAS / HELPING PEOPLE / SELF-FULFILMENT / PERSONAL GROWTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коган Евгения Александровна, Квон Даниил Андреевич

Несмотря на рост популярности волонтёрства среди всех слоев населения, уровень активности молодёжи в этой сфере в России остаётся довольно низким, зачастую она осуществляется нерегулярно и локально. Представлены результаты опросов, проведенных в 2017-2018 гг. среди студентов технических вузов г. Москвы (Московского авиационного института (национального исследовательского университета) и Московского автомобильно-дорожного института), не занимающихся волонтёрством, а также среди студентов-волонтёров, работающих в центре «Мосволонтёр». Выявлено, что наибольший интерес работающих волонтёров и потенциальных добровольцев вызывают популярные, «модные» направления волонтёрства, связанные с участием в массовых спортивных и культурных мероприятиях, так как позволяют приобрести реальный опыт работы, получить новые впечатления, обрести новых знакомых, повысить свою самооценку, самореализоваться. «Деловые» мотивы волонтёрской деятельности, связанные с перспективами личностного роста, являются доминирующими в студенческой среде. Остальные направления волонтёрства (помощь детям, пожилым и больным людям, поиски пропавших людей, экологическое волонтёрство и другие) привлекательны в меньшей степени, так как преимущества участия в них менее очевидны для молодёжи и требуют гораздо большего психологического напряжения. При этом желание помочь людям является достаточно весомым мотивом добровольческой деятельности молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying the motives of volunteering among students

Despite the growing popularity of volunteering among all segments of the population, the level of youth activity in this area in Russia remains quite low, often it is carried out irregularly and locally. The results of surveys conducted in 2017-2018 among students of technical universities in Moscow (Moscow Aviation Institute (National Research University) and Moscow Automobile and Road Institute) who are not involved in volunteering, as well as among student volunteers working in the Mosvolunteer centre are presented. It has been revealed that the most interesting for working volunteers and potential volunteers is the popular, “trendy” areas of volunteering associated with participation in mass sports and cultural events, as they allow you to gain real work experience, gain new impressions, make new friends, increase your self-esteem, and self-fulfil. The “business” motives of volunteering related to the prospects of personal growth are dominant in the student community. Other areas of volunteering (helping children, elderly and sick people, searching for missing people, environmental volunteering and others) are less attractive, since the benefits of participating in them are less obvious to young people and require much more psychological stress. At the same time, the desire to help people is a significant enough motive for youth volunteering.

Текст научной работы на тему «Изучение мотивов волонтерской деятельности среди студенческой молодежи»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Дата публикации: 31.08.2019 УДК 316.4

Е. А. Когдн, Д. А. Квон

Изучение мотивов волонтёрской деятельности среди студенческой молодёжи

Несмотря на рост популярности волонтёрства среди всех слоев населения, уровень активности молодёжи в этой сфере в России остаётся довольно низким, зачастую она осуществляется нерегулярно и локально.

Представлены результаты опросов, проведенных в 2017-2018 гг. среди студентов технических вузов г. Москвы (Московского авиационного института (национального исследовательского университета) и Московского автомобильно-дорожного института), не занимающихся волонтёрством, а также среди студентов-волонтёров, работающих в центре «Мосволонтёр».

Выявлено, что наибольший интерес работающих волонтёров и потенциальных добровольцев вызывают популярные, «модные» направления волонтёрства, связанные с участием в массовых спортивных и культурных мероприятиях, так как позволяют приобрести реальный опыт работы, получить новые впечатления, обрести новых знакомых, повысить свою самооценку, самореализоваться. «Деловые» мотивы волонтёрской деятельности, связанные с перспективами личностного роста, являются доминирующими в студенческой среде.

Остальные направления волонтёрства (помощь детям, пожилым и больным людям, поиски пропавших людей, экологическое волонтёрство и другие) привлекательны в меньшей степени, так как преимущества участия в них менее очевидны для молодёжи и требуют гораздо большего психологического напряжения. При этом желание помочь людям является достаточно весомым мотивом добровольческой деятельности молодёжи.

Ключевые слова: волонтёрская деятельность, мотивация волонтёрства, студенческая молодёжь, направления волонтёрства, помощь людям, самореализация, личностный рост

Ссылка для цитирования:

Коган Е. А., Квон Д. А. Изучение мотивов волонтёрской деятельности среди студенческой молодёжи // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 116-125. 10.32744/ pse.20194.10

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-04/ Accepted: 14 June 2019 Published: 31 August 2019

E. A. Kogan, D. A. Kvon

Studying the motives of volunteering among students

Despite the growing popularity of volunteering among all segments of the population, the level of youth activity in this area in Russia remains quite low, often it is carried out irregularly and locally.

The results of surveys conducted in 2017-2018 among students of technical universities in Moscow (Moscow Aviation Institute (National Research University) and Moscow Automobile and Road Institute) who are not involved in volunteering, as well as among student volunteers working in the Mosvolunteer centre are presented.

It has been revealed that the most interesting for working volunteers and potential volunteers is the popular, "trendy" areas of volunteering associated with participation in mass sports and cultural events, as they allow you to gain real work experience, gain new impressions, make new friends, increase your self-esteem, and self-fulfil. The "business" motives of volunteering related to the prospects of personal growth are dominant in the student community.

Other areas of volunteering (helping children, elderly and sick people, searching for missing people, environmental volunteering and others) are less attractive, since the benefits of participating in them are less obvious to young people and require much more psychological stress. At the same time, the desire to help people is a significant enough motive for youth volunteering.

Key words: volunteering activity, volunteering motivation, student youth, volunteering areas, helping people, self-fulfilment, personal growth

For Reference:

Kogan, E. A., & Kvon, D. A. (2019). Studying the motives of volunteering among students. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 40 (4), 116-125. doi: 10.32744/pse.2019.4.10

_Введение

опулярность волонтёрства в России существенно выросла за последнее десятилетие среди разных слоев населения, в частности среди молодёжи.

В 2017 году в России впервые официально отметили День добровольца (5 декабря). 2018 год был Годом добровольца и волонтёра. По данным Росстата, число волонтёров в III квартале 2017 года составило 1,4 млн. человек, что на 20% больше по сравнению с тем же периодом 2016 года. Исходя из статистических данных Росстата, волонтёрская работа у россиян занимает в среднем около девяти часов в месяц [1].

Волонтёры оказывают помощь старикам, инвалидам, детям, занимаются сбором средств на благотворительность, уборкой мусора и озеленением территории, оказывают бесплатную медицинскую или юридическую помощь, помогают животным. Особую популярность волонтёрство приобрело в период проведения массовых спортивных мероприятий - XXII Олимпийских зимних игр в Сочи в 2014 году и Чемпионата Мира по футболу в 2018 году.

Для обсуждения вопросов волонтёрства организуются конференции, в частности, Всероссийская конференция «Социальное волонтёрство в России: перспективы и развитие, опыт регионов», Международная конференция «Исследования волонтёрства: направления, междисциплинарный контекст, формирование профессионального сообщества, перспективы международной интеграции», Межрегиональная (заочная) студенческая научно-практическая конференция, посвященная году гражданской активности и волонтёрства-2018 и многие другие.

В рамках большинства вузов созданы волонтёрские центры, активно функционирует центр «Мосволонтёр» [2], который сотрудничает с вузовскими организациями. Слово «волонтёр» все чаще звучит в среде молодёжи в позитивном ключе.

Несмотря на это, в России, в отличие от стран Европы, уровень развития волонтёрства остается низким. Так, по данным исследований GallupInternational в России добровольческую деятельность осуществляют только лишь около 10% населения, в основном это молодежь, большая часть из которой - студенты, так как они имеют достаточное количество свободного времени и характеризуются повышенной мобильностью [1].

Волонтёрство является достаточно актуальным предметом изучения как для российских, так и для иностранных ученых. Среди фундаментальных зарубежных теоретических работ, посвященных добровольчеству, необходимо отметить исследования, проводимые Л. Саламоном и Х. Анхейером [3]. Данные авторы изучают волонтёрство как элемент гражданского общества, как трудовой ресурс некоммерческих организаций.

Исследованиями волонтёрства занимаются многие российские ученые, такие как О.Н. Яницкий [4], Г.П. Бодренкова [5], Л.А. Савинкина [6], М.В. Певная [7], Н.И. Горлова [8], А.А. Кузьминчук [9], Г.В. Романова [10], Т.И. Бессонова [11], Н.В. Губина [12] и многие другие.

В диссертационной работе А.А. Кузьминчук [9] выделяются различные подходы к изучению добровольчества в отечественной науке: педагогический подход (Л.Е. Сикорская, Н.В. Тарасова), психологический подход (Е.С. Азарова, А.Б. Бархаев, М.С. Яницкий), экономический подход (А.А. Аузан, Р.П. Колосова, А.В. Трохина), правовой

подход (Н.Г. Бодренкова, Р.Н. Жаворонков), политический подход (Д.А. Волков, И.В. Мерсиянова), социологический подход (Н.В. Губина, М.В. Певная).

Обзор, представленный Н.И. Горловой [8], показал, что многие авторы концентрируются на изучении конкретных видов волонтёрства, в частности: социальное волон-тёрство (С.В. Алещенок); экологическое волонтёрство (А.Р. Павленко); волонтёрская деятельность в сфере культуры и искусства (Е.Л. Шекова); корпоративные практики волонтёрской деятельности (И. Краснопольская) и др.

М.В. Певная отмечает, что развитие волонтёрства в России сопряжено с множеством проблем, в частности, с нереализованностью желания россиян оказывать помощь другим, работать волонтерами, желанием российских чиновников ограничивать одни виды деятельности волонтеров и способствовать развитию остальных [7, с. 240] и многими другими.

Проблема исследования состоит в том, что, несмотря на рост популярности волонтёрства среди студенческой молодёжи, их интерес к этому явлению пока еще носит локальный и несистемный характер и сосредотачивается только на отдельных направлениях.

Поэтому целью данной статьи является анализ мотивации уже работающих и потенциальных волонтёров.

_Методология и методы исследования

В рамках исследования в 2017-2018 гг. был проведен анкетный опрос студентов технических вузов, не являющихся волонтёрами, а также студентов-волонтёров.

Ключевые вопросы анкеты для волонтеров:

• Какова длительность работы волонтёром?

• Как часто Вы участвуете в волонтёрских мероприятиях?

• Каковы наиболее привлекательные направления волонтёрства для Вас?

• Что Вам даёт волонтёрство? (мотивация)

Ключевые вопросы анкеты для студентов, не занимающихся волонтёрством:

• Есть ли у Вас желание заниматься волонтёрством?

• Какие причины, обстоятельства препятствуют (могут препятствовать) занятиям волонтёрству?

• Каковы потенциально наиболее привлекательные направления волонтерства для Вас?

• Что привлекает Вас (могло бы привлечь) в волонтёрской деятельности?

В ходе исследования было опрошено 100 студентов-волонтёров г. Москвы, обучающихся в Московском авиационном институте и Московском автомобильно-дорожном институте и являющихся членами московского волонтёрского движения «Мосволонтер». Большинство волонтёров (82%) обучаются на 2-3 курсах, их возраст составляет 19-22 года. Среди опрошенных волонтёров более половины (52%) занимаются добровольческой деятельностью менее полугода, треть - более года, и лишь 15% - от полугода до года.

Для выявления отношения к волонтёрской деятельности был проведен опрос 300 студентов Московского авиационного института и Московского автомобильно-дорожного института (по 150 студентов из каждого вуза). Среди опрошенных доля молодых людей (65%) превышала долю девушек (35%), что обусловлено технической направленностью вузов.

Распределение респондентов по курсам было следующим: наибольшая доля студентов обучается на 2-3-ем курсах (по 30% с каждого курса).

Доли тех, кто обучается на первом, а также четвертых-пятых курсах несколько меньше (20% - на 1-ом курсе и столько же на 4-5-ом курсах). Возрастной состав студентов примерно соответствует распределению по курсам: около 60% опрошенных в возрасте 19-21 года, доля самых юных респондентов (17-18 лет) составила 18%, а более взрослых участников опроса (старше 21 года) - 23%.

Новизна исследования состоит в том, что данный феномен исследуется одновременно с двух позиций - самих волонтёров и тех, кто не занимается этой деятельностью.

_Результаты исследования и их обсуждение

В начале опроса волонтёров было выявлено, насколько часто они осуществляют свою деятельность. Выяснилось, что треть из них участвуют в мероприятиях каждый месяц. Остальные 2/3 опрошенных работают периодически, когда проводятся какие-либо крупные мероприятия или акции.

Среди студентов, не занимающихся волонтёрством и не состоящих в волонтёрских центрах, 20% имели опыт такой работы, но он носил разовый характер.

Стоит отметить, что более половины опрошенных студентов (52%) хотели бы в будущем заняться волонтёрской деятельностью, что является позитивной тенденцией. Еще 25% указали, что это возможно при определенных условиях и только 23% не хотели этим заниматься.

Прежде чем выявить особенности добровольческой деятельности, необходимо обозначить основные направления волонтёрства, к которым относятся следующие:

1) «Стандартное волонтёрство» (направления, которые появились раньше остальных, требующие большей отдачи и серьезного отношения к делу):

• участие в социальных проектах, направленных на помощь наиболее незащищенным слоям населения;

• работа по благоустройству территории и других экологических проектах;

• пропаганда и профилактическая деятельность (здоровый образ жизни, повышение культурного уровня молодежи).

2) «Модное волонтёрство» (направления, не требующие сильного морального и физического напряжения, и приносящие больше непосредственно положительных эмоций):

• организация и участие в творческих проектах и культурно-массовых мероприятиях (например, благотворительные концерты или спортивные состязания);

• помощь в проведении акций, форумов и выставок.

3) «Уникальное (специальное) волонтёрство» (непопулярные направления, либо требующие некоторых профессиональных навыков, либо возникающие спонтанно):

• оказание посильной помощи государственным органам и службам (например, поиск пропавших людей, работы на месте трагедий, опросы населения);

• строительство или реставрация различных объектов [13].

Распределение ответов на вопрос о том, какие направления волонтёрства являются наиболее привлекательными как для самих волонтёров, так и для тех, кто не занимается этим видом деятельности, представлено в таблице 1.

Таблица 1

Привлекательность различных направлений волонтёрства для добровольцев и студентов, не являющихся волонтёрами

Направления волонтёрской деятельности Волонтёры Студенты, не являющиеся волонтёрами

Организация и участие в творческих и культурно-массовых мероприятиях, помощь в проведении акций, форумов и выставок 56,9 49

Экологические проекты 11,4 0

Работа с незащищенными слоями населения (помощь детям, пожилым, больным людям) 10,6 33

Пропаганда здорового образа жизни и профилактика деви-антного поведения 10 0

Помощь при бедствиях и ЧС 4,9 0

Поиск пропавших людей 3,2 10

Помощь бездомным животным 2,2 8

Строительство или реставрация 0,8 0

Всего 100 100

Большинство опрошенных волонтёров занимались (занимаются) в основном «модными» направлениями деятельности, в частности, участвовали в массовых спортивных (Зимние Олимпийские игры, Универсиада, Чемпионат Мира по футболу и др.) и культурных мероприятиях. Они также активно привлекаются к организации различных форумов и выставок. Работу с незащищенными слоями населения и экологические проекты и ведут только 10-11% волонтёров соответственно.

Опрос студентов позволил выявить, что для них наиболее привлекательными также были бы направления волонтёрства, которые мы относим к «модным» (49%), в частности, участие в организации массовых мероприятий (39%). На втором месте -желание помогать детям (20%), находящимся в детских домах, из неблагополучных семей, а также больным. Следует отметить, что в опросе 2014 года помощь детям студенты поставили на первое место [14, с. 148]. Еще 13% хотели бы помогать пожилым, а также больным людям. Таким образом, около трети желали бы оказывать помощь социально-незащищенным слоям населения.

Около 10% интересует помощь бездомным животным, еще столько же - поиск пропавших людей и их спасение.

Таким образом, «модные» направления волонтёрства являются самыми привлекательными как для самих волонтёров, так и для тех, кто потенциально мог бы заняться добровольческой деятельностью.

Следует отметить, что многие направления волонтёрской работы вообще не были отмечены студентами, что говорит о недостаточной информированности об их существовании и содержании.

Ключевым аспектом исследования является выявление того, что даёт волонтёр-ство тем, кто трудится в этой сфере, и чем может привлечь тех, кто еще этим не занимается. Распределение ответов на вопрос о мотивах волонтёрской деятельности отражено в таблице 2.

Таблица 2

Мотивы волонтёрской деятельности среди добровольцев и студентов,

не являющихся волонтёрами

Мотивы волонтёрской деятельности Волонтёры Студенты, не являющиеся волонтёрами

Опыт общения с разными людьми 25 26

Возможность побывать в разных странах и городах 10 19

Опыт работы 15 18

Стремление быть полезным людям, помощь им 30 17

Повышение самооценки, самореализация 10 10

Есть свободное время, больше нечем заняться 5 5

За компанию с друзьями 4 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможность получить флайеры, сувениры, подарки 1 2

Всего 100 100

Для анализа мотивов добровольческой деятельности, волонтёрам было предложено ответить на открытый вопрос: «Что Вы получаете от занятий волонтерской деятельностью?»

В ходе анализа ответов на данный вопрос было выделено три основные группы мотивов волонтёрской деятельности:

Во-первых, «деловые мотивы» (50%). Волонтёры могут получить опыт общения с разными людьми, организации различных процессов, а также возможность побывать в разных городах и странах. «Для молодых людей статус добровольца дает возможность получить новые связи, информацию, опыт, знания, что позволит в будущем найти работу, войти в новую социальную или профессиональную группу, сохранить или приумножить социальные связи» [15, с. 23].

Во-вторых, «духовные мотивы» (40%) - помощь, ощущение полезности другим людям, получение позитивных эмоций от этого, духовное совершенствование. Оказывая помощь другим людям, представители молодого поколения ощущают себя нужными и значимыми, раскрывают свой духовный потенциал.

В-третьих, «общественные мотивы» (около 10%) - заниматься волонтёрством за компанию с друзьями, принадлежать к какой-то группе, занять свое свободное время и т.д. Эта группа мотивов выражена довольно слабо.

Несмотря на то, что волонтёрская деятельность по определению является безвозмездной, она имеет свою особую систему поощрений. Во-первых, это сувенирные подарки от организаторов форумов и мероприятий, а также бесплатные билеты, различные флайеры на концерты, спортивные мероприятия и т.д. Во-вторых, организация праздничных мероприятий, выездов для волонтёров. В-третьих, это возможность посещать различные обучающие тренинги, способствующие личностному росту.

Но значимость этих поощрений оказалась очень низкой как для волонтёров, так и для студентов, не занимающихся добровольческой деятельностью (1-2% опрошенных). На наш взгляд, это может быть связано с их нежеланием показаться меркантиль-

п " "

ными. В действительности значимость поощрений для них гораздо выше.

Опрос студентов, не занимающихся волонтёрством, также показал, что главными мотивами этой деятельности могли бы стать возможности получить опыт общения с разными людьми (26%), побывать в разных странах и городах (19%) и получить опыт работы (18%), то есть так называемые «деловые мотивы».

Доля тех, кто хотел бы быть полезным другим людям, составила 17%. Повышение самооценки за счет волонтёрства интересует 10% опрошенных. Лишь незначительная часть опрошенных могла бы заняться этой деятельностью за компанию с друзьями или при необходимости занять свое свободное время.

Волонтёрская деятельность приносит пользу как различным социально-незащищенным группам в обществе, так и тем, кто занимается волонтёрством. Благодаря своей деятельности, волонтёры приобретают бесценный опыт взаимодействия с людьми, организации мероприятий, набираются жизненного опыта, знакомятся с интересными людьми, а также духовно развиваются, ощущая свою полезность для других людей.

Помимо таких перспектив, молодежь привлекает дружественная атмосфера, которая чаще всего характерна для волонтёрской среды.

Еще одним вопросом, касающимся студентов, не занимающихся волонтёрством, является то, что может препятствовать их волонтёрской деятельности. Распределение ответов на вопрос представлено на рисунке 1.

50

40

30

20

10

о

Рисунок 1 Причины, препятствующие волонтёрской деятельности студентов

Как показал опрос, потенциальным волонтёрам препятствовать занятиям волон-тёрству может отсутствие времени (45%), незаинтересованность в этом виде деятельности (35%), недостаток информации (25%), и лень (15%). Отсутствие времени может быть как объективным, реальным, так и маскировать нежелание участвовать в этой деятельности.

Заключение

Таким образом, проведенные опросы показывают, что реальные и потенциальные волонтёры чаще всего руководствуются «деловыми мотивами». Но желание помочь людям также является достаточно весомой движущей силой.

«Модные» направления волонтёрства воспринимаются молодёжью не только как престижные, но и самые понятные с точки зрения их ролей и функций. Другие направления волонтёрства, требующие более глубокого понимания и восприятия, серьезного отношения, менее привлекательны для этой возрастной группы.

Для того, чтобы привлечь молодежь к участию в не самых популярных и несвойственных для нее видах деятельности, необходимо следующее:

• развивать культуру волонтёрства в целом на государственном уровне;

• повышать престиж и уровень значимости «непопулярных» на сегодняшний день направлений волонтёрства, информированность студентов о них;

• стимулировать волонтёров, которые занимаются этой деятельностью систематически.

Кроме того, необходимо привлекать к волонтёрской работе активных пенсионеров (серебряных волонтёров), которые обладают жизненным опытом и могут передать его молодёжи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волонтёрское движение // Библиотечно-информационный комплекс. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. URL: http://www.library.fa.ru/exhib.asp?id=252 (дата обращения: 01.06.2019).

2. Мосволонтёр. URL: https://mosvolonter.ru (дата обращения: 01.06.2019).

3. Sаlаmon L.M., Anheier H.K. The challenge of definition thirteen realities in search of a concept. Defining the Nonprofit Sector: A Cross-National Analysis. Manchester University Press, 1997. 560 p.

4. Яницкий О.Н. Волонтеры: гражданские и государственные // Социологическая наука и социальная практика. 2014. №1 (5). С. 77-78

5. Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: учебно-методическое пособие. М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. 320 с.

6. Развитие института волонтерства в России: монография / Л. А. Савинкина, Н. М. Пестерева; М-во образования и науки Российской Федерации, Дальневосточный федеральный ун-т, Школа экономики и менеджмента. Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2013.

7. Певная М.В. Развитие волонтёрства в России: проблемы и противоречия // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 230-237.

8. Горлова Н.И. Современная историография волонтёрства в России: тенденции и перспективы изучения // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология. 2018. Т. 28. Вып. 1.С. 49-55.

9. Кузьминчук А.А. Институциональное регулирование волонтёров как социальной общности: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. Тюмень, 2016.

10. Романова Г.В. Устойчивое развитие волонтёрства в РФ как института гражданского общества: использование олимпийского наследия и реализация социокультурных проектов. Сочи: РИЦ ФГБОУ «СГУ», 2014. 234 с.

11. Бессонова Т.И. К проблеме исследования истинного добровольчества (волонтёрства) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2016. Том 11. № 5. С. 96-106.

12. Губина Н.В., Долотказина Э.Р. Волонтёрство как форма социальной активности населения // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 20. С. 344-348.

13. Ламзиков В.А. Мотивация участия молодёжи в волонтёрской деятельности // Сборник НИРС МАИ 2015. Москва, 2015. С. 291-296.

14. Коган Е.А. Отношение студенческой молодёжи к волонтёрской деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 4 (36). С. 144-149.

15. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции: автореф. дис. ... д-ра социолог. наук. М., 2006. 29 с.

16. Chau-kiu Cheung, T. Wing Lo, Suk-ching Liu. Relationships Between Volunteerism and Social Responsibility in Young Volunteers // Voluntas. 2015. Vol. 26. № 3. P. 872-889.

REFERENCES

1. Volunteer movement // Library and Information Complex. Financial University under the Government of the Russian Federation. Available at: http://www.library.fa.ru/exhib.asp?id=252 (accessed 1 June 2019). (in Russ.)

2. Mosvoloner. Available at: https://mosvolonter.ru (accessed 1 June 2019). (in Russ.)

3. Salamon L.M., Anheier H.K. The challenge of definition thirteen realities in search of a concept. Defining the Nonprofit Sector: A Cross-National Analysis. Manchester University Press, 1997. 560 p. (in Russ.)

4. Yanitsky O.N. Volunteers: civil and state. Sociological science and social practice. 2014. no. 1 (5). pp. 77-78. (in Russ.)

5. Bodrenkova G. P. Systematic development of volunteering in Russia: from theory to practice: a teaching aid. Moscow, ANO "SPO SOTIS" Publ., 2013. 320 p. (in Russ.)

6. Development of the Institute of Volunteering in Russia: monograph / L. A. Savinkina, N. M. Pestereva; Moscow State University of Education and Science, Far Eastern Federal University, School of Economics and Management. Vladivostok: Far Eastern Federal University, 2013. (in Russ.)

7. Pevnaya M.V. The development of volunteering in Russia: problems and contradictions. The Surgut State Pedagogical University Bulletin. 2014. no. 2. pp. 230-237. (in Russ.)

8. Gorlova N.I. Modern historiography of volunteering in Russia: trends and prospects of study. Bulletin of the Udmurt University. Series history and philology. 2018. vol. 28. Issue. 1. pp. 49-55. (in Russ.)

9. Kuzminchuk A.A. Institutional regulation of volunteers as a social community: Abstract Diss. PhD Sociol. Sci., Tyumen, 2016. (in Russ.)

10. Romanova G.V. Sustainable development of volunteering in the Russian Federation as an institution of civil society: the use of the Olympic heritage and the implementation of socio-cultural projects. Sochi, RIC FSBEI "SSU" Publ.,

2014. 234 p. (in Russ.)

11. Bessonova T.I. To the problem of researching true volunteering (volunteering). Scientific notes of the Transbaikal State University. Series: Pedagogical Sciences. 2016. vol. 11, no. 5. pp. 96-106. (in Russ.)

12. Gubina N.V., Dolotkazina E.R. Volunteering as a form of social activity of the population. Bulletin of Kazan Technological University. 2014. vol. 17. no. 20. pp. 344-348. (in Russ.)

13. Lamzikov V.A. Motivation of youth participation in volunteer activities / Collection of NIIR MAI 2015. Moscow,

2015. pp. 291-296. (in Russ.)

14. Kogan E.A. The ratio of student youth to volunteering. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. 2014. no. 4 (36). pp. 144-149. (in Russ.)

15. Kudrinskaya L.A. Volunteer work: experience of theoretical reconstruction: author. Abstract Diss. PhD Sociol. Sci., Moscow, 2006. 29 p. (in Russ.)

16. Chau-kiu Cheung, T. Wing Lo, Suk-ching Liu. Relationships Between Volunteerism and Social Responsibility in Young Volunteers. Voluntas. 2015. vol. 26. no. 3. pp. 872-889.

Информация об авторах Коган Евгения Александровна

(Россия, Москва) Доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социологии, психологии и социального менеджмента» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) E-mail: kogan2502@yandex.ru

Information about the authors

Evgenia A. Kogan

(Russia Moscow) Associate Professor, PhD in Sociology, Associate Professor of the Department of Sociology, Psychology and Social Management Moscow Aviation Institute (National Research University) E-mail: kogan2502@yandex.ru

Квон Даниил Андреевич

(Россия, Москва) Доцент, кандидат политических наук, доцент кафедры «Государственного управления и социальных технологий» Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) E-mail: docentkvon@yandex.ru

Daniil A. Kvon

(Russia Moscow) Associate Professor, PhD in Political Sciences, Associate Professor of the Department of Public Administration and Social Technologies Moscow Aviation Institute (National Research University) E-mail: docentkvon@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.