Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ'

АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ МОДЕЛИ / ПОКАЗАТЕЛИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ / ТРУДОВАЯ ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УРОВНИ / СРЕДСТВА / ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахматулина Бэла Руслановна, Вержбицкая Елена Григорьевна

В статье рассматривается возможность проверки адаптации модели системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности. Представлены количественные показатели эффективности адаптации модели системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности для оценки качеств, присущих гражданину, и оценки готовности подростков к волонтёрской трудовой деятельности.Разработаны уровни, средства и формы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности, способствующие формированию устойчивой гражданской позиции.Представлены результаты двух модулей проведённого эксперимента по формированию гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности и возможностью адаптации модели системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности.Результаты, полученные при сопоставлении двух модулей эксперимента, доказывают устойчивость сформированной гражданской позиции и способность к адаптации. Оценки качеств, присущих гражданину, представлены стабильными показателями, независимо от условий эксперимента.Определены условия, которые могут влиять на устойчивую гражданскую позицию обучающихся.Полученные в результате исследования данные и количественный анализ позволили составить качественную характеристику уровней сформированности гражданственности подростков, участвовавших в волонтёрской трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахматулина Бэла Руслановна, Вержбицкая Елена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF THE SYSTEM OF FORMATION OF CITIZENSHIP OF ADOLESCENTS IN THE PROCESS OF VOLUNTEER WORK TO THE IMPLEMENTATION OF NEW STRATEGIC OBJECTIVES EDUCATION AND UPBRINGING

The article considers the possibility of testing the adaptation of the model of the system of formation of citizenship of adolescents in the process of volunteer work.Quantitative indicators of the effectiveness of adaptation of the model of the system of formation of citizenship of adolescents in the process of volunteer work are presented to assess the qualities inherent in a citizen and assess the readiness of adolescents for volunteer work.The levels, means and forms of formation of citizenship of adolescents in the process of volunteer work have been developed, contributing to the formation of a stable civic position.The results of two modules of the conducted experiment on the formation of citizenship of adolescents in the process of volunteer work and the possibility of adapting the model of the system of formation of citizenship of adolescents in the process of volunteer work are presented.The results obtained by comparing the two modules of the experiment prove the stability of the formed civic position and the ability to adapt. Assessments of the qualities inherent in a citizen are represented by stable indicators, regardless of the experimental conditions.The conditions that can influence the stable civic position of students are determined.The data obtained as a result of the study and quantitative analysis allowed us to make a qualitative characteristic of the levels of citizenship formation of adolescents who participated in volunteer work.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI 10.7442/2071-9620-2020-14-3-47-57

УДК 37.035.6 ББК 74.200.522

Б.Р. Рахматулина

(Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБУ ДПО РА «АРИПК», г. Майкоп, Республика Адыгея, Россия) Е.Г. Вержбицкая

(Адыгейский Государственный университет, г. Майкоп, Республика Адыгея, Россия)

АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

волонтёрская деятельность, уровни, средства, формы формирования гражданственности.

о

0

1

_0 ц

ф

н

к ф

ч

В статье рассматривается возможность проверки адаптации модели системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой | деятельности.

Представлены количественные показатели эффективности адаптации модели системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности для оценки качеств, присущих гражданину, и оценки готовности ^ подростков к волонтёрской трудовой деятельности.

Разработаны уровни, средства и формы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности, способствующие формированию устойчивой гражданской позиции.

о о

Представлены результаты двух модулей проведённого эксперимента по формирова- ° 8 нию гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности °

и возможностью адаптации модели системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности.

Результаты, полученные при сопоставлении двух модулей эксперимента, доказывают устойчивость сформированной гражданской позиции и способность к адаптации. Оценки качеств, присущих гражданину, представлены стабильными показателями, независимо от условий эксперимента.

Определены условия, которые могут влиять на устойчивую гражданскую позицию обучающихся.

Полученные в результате исследования данные и количественный анализ позволили ^ <¡3 составить качественную характеристику уровней сформированности гражданственности подростков, участвовавших в волонтёрской трудовой деятельности.

о £

§ *

£ ¡5

¡5 I

£ °

¡о ш

ь? ГО го

к х

го ш о

ср о

Ключевые слова: адаптация модели, показатели гражданственности, трудовая ф §

ь ^

§ I

I ^

" I

1= го

ГО Ф

£ £

B.R. Rakhmatulina

(Center of continuing teachers' professional upgrade "ARIPK",

Maikop, Republic of Adygeya, Russia)

E.G. Verzhbitskaya

(Adyghe State University,

Maikop, Republic of Adygeya, Russia)

ADAPTATION OF THE SYSTEM OF FORMATION OF CITIZENSHIP OF ADOLESCENTS IN THE PROCESS OF VOLUNTEER WORK TO THE IMPLEMENTATION OF NEW STRATEGIC OBJECTIVES EDUCATION AND UPBRINGING

The article considers the possibility of testing the adaptation of the model of the system offormation of citizenship of adolescents in the process of volunteer work.

Quantitative indicators of the effectiveness of adaptation of the model of the system of formation of citizenship of adolescents in the process of volunteer work are presented to assess the qualities inherent in a citizen and assess the readiness of adolescents for volunteer work.

The levels, means and forms of formation of citizenship of adolescents in the process of volunteer work have been developed, contributing to the formation of a stable civic position.

The results of two modules of the conducted experiment on the formation of citizenship of adolescents in the process of volunteer work and the possibility of adapting the model of the system of formation of citizenship of adolescents in the process of volunteer work are presented.

The results obtained by comparing the two modules of the experiment prove the stability of the formed civic position and the ability to adapt. Assessments of the qualities inherent in a citizen are represented by stable indicators, regardless of the experimental conditions.

The conditions that can influence the stable civic position of students are determined.

The data obtained as a result of the study and quantitative analysis allowed us to make a qualitative characteristic of the levels of citizenship formation of adolescents who participated in volunteer work.

Keywords: аdaptation of the model, indicators of citizenship, labor volunteer activity, levels, means, forms of citizenship formation.

к го

ю *

ф СО

ш

го

I

£

X го 0_

□L UQ

Материалы и методы. Политическая обстановка, сложившаяся в мире и вокруг нашей страны диктует определённые правила, в основе которых лежит актуализация информации у подростков о событиях, связанных с историей нашей страны, следствием знаний которой станет усиление патриотизма и формирование устойчивой гражданской позиции современного школьника [2; 3].

Основной целью работы с подростками, которые участвовали в волонтёрской

трудовой деятельности, является обеспечение высокого уровня сформирован-ности гражданственности подростков, их потребность в реализации социально значимых программ и проектов. Привлечение подростков к волонтёрской трудовой деятельности создаёт перспективу для трудового воспитания и развития личностных качеств подрастающего поколения [6; 8; 4].

Однако нам важно определить, насколько сформированные качества мо-

гут адаптироваться к различным условиям общественной жизни, как целевые установки могут повлиять на результат формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности, какие существуют возможности адаптации модели системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности для реализации новых стратегических задач воспитания и образования.

По мнению Б.Г. Юдина и А.И. Симонова, адаптация - это процесс, в ходе которого устанавливается или поддерживается функционирование системы (то есть поддержание её основных параметров) при изменении условий внешней или внутренней среды. Общенаучный статус понятия адаптации предполагает и необходимость его определения в более широком значении, инвариантном для конкретных научных дисциплин: адаптация есть особая форма отражения системами воздействий внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия. Такое равновесие обеспечивает гармоничное соотношение системы с её внутренней и внешней средой и развитие данной системы [1]. Проверка возможности адаптации модели системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности, способствует качественной оценке воздействия поведенческого уровня на качество показателей, формируемых гражданственность подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности (рис. 1).

Поведенческий уровень в модели системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности является важным звеном, способствующим активной гражданской деятельности и формированию гражданского сознания, адаптирующийся к различным ситуациям, возникающим в определённых условиях. Проверка адаптации модели системы

формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности основывалась на формировании поведенческих компонентов деятельности и коррекции необходимых составляющих адаптации к внешним и внутренним факторам, влияющим на уровень гражданской активности и гражданского самосознания.

В эксперименте принимали участие обучающиеся МБОУ «СОШ №2», МО «Кошехабльский район» и МБОУ «СШ №3 имени Алексея Иосифовича Макаренко» 197 обучающихся 14-15 лет и 52 обучающихся 16-17 лет. Каждый респондент уже был подготовлен для патриотической и волонтёрской трудовой деятельности в рамках участия в деятельности инновационной площадки: «Формирование гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности», которая основана на реализации модели формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности. В рамках эксперимента были определены условия, которые могли бы негативно повлиять на гражданскую позицию респондентов:

- изменение геополитической ситуации в государстве и принципов, влияющих на гражданское сознание;

- влияние цифровой информации на сознание подростков (распространение в социальных сетях на телевидении информации антигражданской направленности);

- социальная нестабильность ближайшего окружения (распространение неправильного видения и понимания гражданственности).

Подростки были подвергнуты информационному воздействию (изучение геополитической ситуации в Российской Федерации через социальные сети, печатные источники информации), что позволяет сформировать отношение; социальному воздействию (влияние социального окружения на мнение подростков о происходящей ситуации),

о

0

1

_0 ц

ф

н

к ф

ч

0

:ф н

1

о ц

о со

о со о

5

н

ф

о

о ф

^

о с

со к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т 1

§ ¡о

н ш

ЕЗ о

о Я £ &

° <8

о

0

1

I

ф

со

о о т

3"

го ч го

К X

-& о

2 Ц

5

(И т

2 о

^ го

" I

1= го

ГО Ф

£

ш

го

I

X го о.

Рис. 1. Модель системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности

о

0

1

_0 ц

ф

н

к ф

ч

0

:ф н

1

о ц

о ш

о со о

5

н

ф

о

о ф

^

о с

ш к

т Ц

§ ¡о

н ш

ЕЗ о

о Я £ &

°

о

0

1

I

ф

со

о о т

3"

го ч го

К X

-& о

2 Ц

5

ф о

^ го

" I

1= го

ГО Ф

£

что позволяет сформировать - позицию; психологическому воздействию (создание психологических барьеров, снижающих потребность в формировании гражданской позиции), что позволяет сформировать выбор.

В модель включены уровни, средства и формы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности. Участники эксперимента (обучающиеся) прошли все уровни формирования гражданственности подростков:

- первый уровень - знаниево-просве-тительский: направлен на обучение (передачу трудовых, патриотических, историко-краеведческих, экологических знаний);

- второй уровень - деятельностно-мотивационный: направлен на деятельность (в волонтерских акциях, в процессе обучения, в процессе распространения знаний и др.), взаимодействие (с педагогами, со сверстниками, с поисковыми отрядами, с социальными службами и работниками), реализацию (волонтерских проектов, семинары, тематические встречи, открытые студии родительские лектории);

- третий уровень - поведенческий: способствует формированию

гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности через возможность пользоваться своими ресурсами и адаптироваться к условиям современной жизни. Этот уровень является важным звеном в адаптационном этапе эксперимента. Результатом реализации модели являются устойчивые личностные новообразования, адаптирующиеся к качественным изменениям в общественной жизни, способствующие непрерывному развитию гражданского самосознания и гражданской активности

Результаты. С респондентами проведены исследования, которые сопоставили полученные результаты на первом этапе эксперимента с результатами второго (адаптационного) этапа эксперимента. Показатели оценки качеств, присущих гражданину, увеличили своё числовое значение по всем критериям и показателям формирования гражданственности. Результаты эффективности адаптации модели системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности для оценки готовности подростков к волонтёрской трудовой деятельности представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Эффективность адаптации модели системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности для оценки качеств, присущих гражданину

к га

ю *

а. <и СО

Ш

го

I

£

X го о.

Наименование качества личности Итоговый эксперимент (I модуль) Итоговый эксперимент (адаптационный) II модуль Достоверность различий между мнениями групп респондентов (критерий ф* -угловое преобразование)

2 3 4 5

14-15 лет п=198 16-17 лет п=52 14-15 лет п=198 16-17 лет п=52 Между 2-ым и 4-ым столбцами Между 3-им и 5-ым столбцами

1 2 3 4 5 ф* а ф* а

Доброта 91,8 86,4 92,1 87,3 0,099 >0,05 0,243 >0,05

Отзывчивость 85,1 75,7 89,2 77,4 1,107 >0,05 0,36 >0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преданность 99,5 99 99,6 99,8 0,018 >0,05 0,081 >0,05

Порядочность 90,2 81,6 91,7 83,2 0.468 >0,05 0,378 >0,05

Итоговый Итоговый эксперимент (адаптационный) II модуль Достоверность различий

Наименование эксперимент (I модуль) между мнениями групп респондентов (критерий ф* -угловое преобразование)

качества личности 2 3 4 5

14-15 16-17 14-15 16-17 Между 2-ым Между

лет лет лет лет и 4-ым столб- 3-им и 5-ым

п=198 п=52 п=198 п=52 цами столбцами

1 2 3 4 5 ф* а ф* а

Целеустремленность 94 88,3 94,3 89 0,108 >0,05 0,198 >0,05

Грамотность 78,8 92,2 80 92,5 0,261 >0,05 0,108 >0,05

Законопослушность 92,9 95,1 92,8 95,4 0,036 >0,05 0,126 >0,05

Смелость 96 97,1 96,4 97,4 0,189 >0,05 0,171 >0,05

Любовь к Родине 99,5 98,1 99,8 99,8 0,036 >0,05 0,765 >0,05

Трудолюбие 95,2 96,1 96,3 96,7 0,486 >0,05 0,288 >0,05

о

0

1

_0 ^

ф

н

к ф

ч

0

:ф н

1

о ^

о ш

о ш о

н

ф

о

о ф

^

о с

ш к

т Ц

§ ¡о

н т

ЕЗ о

о Я £ &

°

о

0

1

I

ф

т

При сопоставлении результатов мы можем видеть, что по всем показателям качества личности подростков у респондентов второго этапа изменения не наблюдаются, что доказывает об устойчивости ранее сформированных поведенческих установок, способствующих влиять на формирование неизменной позиции гражданина и патриота своего государства.

В результатах исследования видно, что изменяющиеся условия с уже устойчивой сформированной гражданской позицией вывели обучающихся на третий уровень формирования гражданственности, который характеризуется управлением своими поведенческими ресурсами путём адаптации к условиям современной жизни

У обучающихся сформированы качества определяющие гражданина и патриота своей страны.

По результатам эксперимента можно сделать вывод о том, что изменение обстановки усиливает гражданские чувства, гражданское сознание подростков и непосредственно влияет на гражданскую активность, что подтверждается числовыми показателями из табл. 2, где, следовательно, можно утверждать о сформированности гражданской компе-

тенции. Модель системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности при сравнении результатов двух экспериментов способствует сохранению у обучающихся своих ценностных гражданских ориентиров.

Адаптация модели позволила сформировать поведенческие навыки у обучающихся, компоненты деятельности, личностные новообразования, адаптирующиеся к качественным изменениям в общественной жизни, способствующие непрерывному развитию гражданского самосознания и гражданской активности в независимости от внутренних и внешних воздействий на мировоззрение и гражданскую позицию обучающихся.

Ожидаемые конечные результаты: формирование позитивного гражданского облика личности, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочение взаимодействия людей разных конфессий, становление национального самосознания, проявление любви и преданности к своему Отечеству, активизация интереса к изучению истории государства, традиций и культуры своего народа [1].

о о со 3"

го ч го

К X

-& Б 2 Ц

5 ф ш

ф о

^ го

р I

1= го

ГО Ф

£

Таблица 2 - Эффективность адаптации модели системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности для оценки готовности подростков к волонтёрской трудовой деятельности

Итоговый Итоговый Достоверность различий меж-

Наименование показателя эксперимент (I этап) эксперимент (адаптационный) II этап ду мнениями групп респондентов (критерий ф* - угловое преобразование)

Э Э Э Э Между Между

14-15 лет 16-17 лет 14-15 лет 16-17 лет 2-ым и 4-ым столбцами 3-им и 5-ым столбцами

п=198 п=52 п=198 п=52

ф* а ф* а

1 2 3 4 5

Получение 46,5 82,7 46,9 83,4 0,072 >0,05 0,162 >0,05

новых знаний

Получение 80,8 96,2 81,4 96,6 0,144 >0,05 0,198 >0,05

трудового опыта

Поощрение за до- 76,3 86,5 64,4 77,4 2,352 <0,001 2,142 <0,001

бровольный труд

Трудовая 99 98,1 99,2 98,9 0,018 >0,05 0,594 >0,05

занятость

Профессиональ- 51,5 96,2 53,1 96,8 0,288 >0,05 0,297 >0,05

ная ориентация

Внеурочное 53 88,5 54,3 88,8 0,18 >0,05 0,081 >0,05

время

Гражданская 64,1 90,4 75,4 97,2 2,223 <0,001 2,63 <0,001

активность

Личностное 76,3 84,6 78,2 86,3 0,405 >0,05 0,432 >0,05

самовыражение

Оказание добро- 82,8 86,5 84,2 90 0,342 >0,05 0,989 >0,05

вольной помощи

Волонтёрская 75,3 76,9 78,5 77,1 0,684 >0,05 0,045 >0,05

деятельность

Налаживание со- 80,8 98,1 82,7 98,5 0,05 >0,05 0,279 >0,05

циальных связей

к га

ю *

а <и со

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го

I

£

х го о.

Выводы. Привлечение подростков к волонтёрской трудовой деятельности является фундаментальной основой формирования личности, гражданского мировоззрения, развития патриотических и нравственных ценностей [5]. Сущность гражданственности складывается из трудолюбия, патриотизма и нравственности. Их ценностно-смысловые установки позволяют воспитать высоконравственного, трудолюбивого гражданина, патриота.

При выстраивании модели системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской

трудовой деятельности появляется возможность педагогам, родителям и обучающимся проявлять свои интересы, созидать, стремиться к цели, помогает развивать интеллектуальные, коммуникативные, творческие способности. В процессе волонтёрской трудовой деятельности реализуются опытно-исследовательские, социальные проекты, направленные на милосердие и благотворительные дела. Трудовые обязанности обучающихся связаны с заботой о людях, о природе, с облагораживанием условий жизни.

В разработанной модели системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности представлена совокупность и методология педагогического обеспечения рассматриваемого процесса. Системообразующая связь включает целеполагающий компонентный состав (цели, задачи, основные направления деятельности) и технологический компонентный состав (педагогические условия, этапы, средства, формы и критерии эффективности воспитания гражданственности в процессе волонтёрской трудовой деятельности).

Направления деятельности по формированию гражданственности подростков определены особенностями современного понимания существующей проблемы, состоянием гражданско-патриотическо-го воспитания подростков, социальным заказом, непрерывно меняющимися условиями, в которых возникают новые социальные риски и социальные вызовы. Сформированность гражданских качеств позволяет человеку (подростку) отвечать на социальные вызовы, проявляя инициативу, используя личностный ресурс.

Предложенные направления деятельности представляют собой ориентированную на перспективу систему мер, осуществление которых в условиях волонтёрской трудовой деятельности обеспечивается демократическим управлением.

Эффективность формирования гражданственности в процессе волонтёрской трудовой деятельности связана с продуктивной работой, с использованием инновационных технологий, методов, средств, диагностикой, коррекцией и оптимизацией процесса.

Реализации предложенной модели служат средства формирования гражданственности подростков, участвующих в волонтёрской трудовой деятельности: обучение, деятельность по распространению знаний в процессе обучения, взаимодействие с различными социальными институтами, межведомственными

организациями, ученическими сообществами, проведение волонтёрских акций, реализация волонтёрских проектов, семинары, встречи.

Для определения эффективности формирования гражданственности подростков отобраны критерии (когнитивный, эмоционально-нравственный, деятельностно-поведенческий), разработаны показатели качества процесса, с помощью которых проанализирована динамика личностных изменений и социальных позиций подростков - участников волонтёрской трудовой деятельности и их сверстников.

Комплекс критериев возраста и общих критериев воспитания школьников в семье свидетельствует о том, что исследование охватывает различные контингенты обучающихся и даёт возможность проследить особенности становления личности волонтёров в процессе формирования гражданственности через волонтёрскую трудовую деятельность [7].

Для объективной оценки результативности предложенной модели системы формирования гражданственности подростков в процессе волонтёрской трудовой деятельности было проведено предварительное наблюдение, определившее исходные данные, содержание и направления работы, выбор ведущих методов и показателей (пределов измерений), применение которых на разных этапах эксперимента обеспечило соблюдение методики эксперимента.

Итоги проведённого исследования свидетельствуют о том, что подростки -участники волонтёрской трудовой деятельности - владеют знаниями законодательной основы формирования гражданственности и патриотизма, имеют более высокий уровень сформированности личностных качеств, приоритетных для гражданина и патриота, чем их сверстники из контрольных групп, но главное - у них сформирована готовность к продуктивной деятельности (компетентность действия).

о

0

1

_0 ц

ф

н

к ф

ч

0

:ф н

1

о ц

о со

о со о

5

н

ф

о

о ф

^

о с

ш к

т Ц

§ ¡о

н со

ЕЗ о

о Я £ &

°

о

0

1

I

ф

со

о о т

3"

го ч го

К X

-& о

2 Ц

5 ф т

ф о

^ го

" I

1= го

ГО Ф

£

Проведенное исследование доказало, что процесс формирования гражданственности подростков путем участия в волонтёрской трудовой деятельности имеет положительный результат по всем критериям и показателям. Также модель системы формирования гражданственности подростков имеет возможность к адаптации и способствует сохранению гражданской позиции и гражданского мировоззрения подростков. Библиографический список:

1. Юдин Б.Г., Симонов А. И. — Адаптация [Электронный ресурс] // Гуманитарный портал: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002-2022. -Режим доступа: https://gtmarket.ru/ concepts/7172.

2. Имаева Л.М. Волонтерская деятельность как фактор накопления и реализации социального капитала // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 10-1(37). С. 164-166.

3. Куличкина М.А. Волонтерская деятельность как средство воспитательной работы // Семнадцатые Чередовские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию И.М. Чередова, Омск, 22 мая 2019 года. - Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет», 2019. - С. 43-49.

4. Панин Д.Ю. Воспитание гражданина-патриота: теоретический аспект // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. -№4(54). С. 49-56.

5. Рахматулина Б.Р. Модель процесса формирования гражданственности подростков в добровольческой (волонтёрской) трудовой бригаде // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2017. - Вып. 1. С. 69-74.

6. Рахматулина Б.Р Оценка эффективности модели формирования гражданственности подростков, участвующих в добровольческих трудовых бригадах // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2017. -Вып. 2. С. 37-44.

7. Рахматулина Б.Р Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию гражданственности подростков в добровольческой трудовой бригаде // Euшpeansotialstiencejoumal = Европейский журнал социальных наук. - 2017. - Вып. 3. - С. 259-268.

8. Уварина Н.В., Гнатышина Е.А., Сав-ченков А.В. Возможности волонтерских организаций и общественных объединений в подготовке будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - Т. 14. - №2(56). -С. 16-24.

Поступила 11.10.2022

Об авторах:

Рахматулина Бэла Руслановна, старший преподаватель, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБУ ДПО РА «АРИПК» (Россия, Республика Адыгея, г. Майкоп), [email protected]

Вержбицкая Елена Григорьевна, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» (Россия, Республика Адыгея, г. Майкоп), кандидат педагогических наук, доцент, Почётный работник общего образования Российской Федерации, [email protected]

Для цитирования: Рахматулина Б.Р., Вержбицкая Е.Г. Адаптация системы формирования гражданственности подростков в процессе трудовой волонтёрской деятельности к реализации новых стратегических задач воспитания и образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - Т. 14. - № 3. С. 47-57. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-3-47-57

References:

1. Yudin B.G., Simonov A.I. Adaptation Gumanitarnyi portal. Kontsepty // [Electronic resource] Tsentr gumanitarnykh tekhnologii, 2002-2022. - Available at: https://gtmarket.ru/concepts/7172. [in Russian]

2. Imaeva L.M. Volunteering as a factor to accumulate and realize social capital. Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk. - 2019. - № 10-1(37). P. 164-166. [in Russian]

3. Kulichkina M.A. Volunteering as a means of education. Semnadsatye Cheredovskie chteniya. Conference proceedings. - Omsk: Omsk State Pedagogical University, 2019. -P. 43-49. [in Russian]

4. Panin D.Yu. Education of a citizen-patriot: theoretical aspect // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. №4(54). P. 49-56. [in Russian]

5. Rakhmatulina B.R. A model of the process of forming civic consciousness of teenagers in a voluntary (volunteer) work team // Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2017. - Issue. 1. P. 69-74. [in Russian]

6. Rakhmatulina B.R. Assessment of the efficiency of the formation of civic g consciousness of teenager engaged in voluntary work teams // Vestnik Adygeiskogo £ gosudarstvennogo universiteta. Series: Pedagogy and Psychology. - 2017. - Issue. 2. § P. 37-44. [in Russian] £

7. Rakhmatulina B.R. Content of the experimental work to form civic consciousness g of teenager engaged in voluntary work teams // European Social Science Journal. - | 2017. - Issue. 3. P. 259-268. [in Russian] %

8. Uvarina N.V., Gnatyshina E.A., Savchenkov A.V. Possiobilities of volunteer organizations 8 and public associations in training future teachers for education work // Contemporary

Education: Innovative Aspects. - 2022. - Vol. 14. - №2(56). P. 16-24. [in Russian] m к

H m

About the authors: o °

d. ro

Rakhmatulina Bela Ruslanovna, Senior lecturer, Center of continuing teachers' g io professional upgrade "ARIPK", Maikop, Republic of Adygeya, Russia, Email [email protected] o

Verzhbitskaya Elena Grigorievna, Associate Professor, Department of Life Safety Adyghe State University, Maikop, Republic of Adygeya, Russia, Candidate of Pedagogy, | o Academic title of Associate Professor, Honorary Worker of General Education of the Russian Federation, Email [email protected] S. <o

i -

For citation: Rakhmatulina B.R., Verzhbitskaya E.G. Adaptation of the system g 8 of formation of citizenship of adolescents in the process of volunteer work to the implementation of new strategic objectives education and upbringing // Contemporary Higher g

m

Education: Innovative Aspects. - 2022. - Vol. 14. - No. 3. Р. 47-57. DOI: 10.7442/2071-9620- f "

X

2022-14-3-47-57 s ¡g

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<u

ь

" s

K £

s ro

ц "

Р I

1= <0

ro <u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.