Научная статья на тему 'Проблема формирования феномена гуманности в контексте форм отношений'

Проблема формирования феномена гуманности в контексте форм отношений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАННОСТЬ / ФОРМЫ ОТНОШЕНИЙ / СУГГЕСТИЯ / ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Григорян Т.В.

Разработан перечень форм отношений и представлена классификация этих форм по различным признакам. Определена роль суггестии в формировании феномена гуманности. Сделан вывод, согласно которому суггестия, будучи одной из форм отношений, образует специфические отношения, которые, в зависимости от ряда факторов, могут быть как гуманными, так и антигуманными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования феномена гуманности в контексте форм отношений»

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ГУМАННОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМ ОТНОШЕНИЙ

© Григорян Т.В.*

Забайкальский государственный университет, г. Чита

Разработан перечень форм отношений и представлена классификация этих форм по различным признакам. Определена роль суггестии в формировании феномена гуманности. Сделан вывод, согласно которому суггестия, будучи одной из форм отношений, образует специфические отношения, которые, в зависимости от ряда факторов, могут быть как гуманными, так и антигуманными.

Ключевые слова гуманность, формы отношений, суггестия, человек.

Идея существования гуманного человека и гуманного общества предполагает взаимодействие людей. Взаимодействие людей происходит преимущественно благодаря общению. Общение часто сопровождается взаимовлиянием, взаимопониманием. В результате общения удовлетворяются многие биологические и социальные потребности.

Особенность биотической структуры человека, выделяющая его от всех прочих живых организмов и существ, проявляется в том, что жизнедеятельность людей биологически не предопределена к одной определенной форме ведения отношений. Эта особенность также порождена влиянием социального на естественное. Субботина Н.Д. выделяет «естественно-груповые и социально-груповые отношения, которые переплетены между собой, и какой-либо из двух видов отношений может преобладать в определённых ситуациях» [2, с. 54].

Анализ поведенческих характеристик позволил разработать перечень форм отношений. Указанный перечень включает нижеследующие двадцать форм отношений:

1. дистанция - это форма отношений, предполагающая либо взаимное общение на расстоянии, либо игнорирование друг друга;

2. доминирование - это форма отношений, характеризуемая преобладанием, возвышением одной стороны над другой стороной;

3. комменсализм - это форма отношений, основанная на тесной связи, которая приносит пользу одной стороне, а для другой стороны не несёт никаких изменений, то есть является безразличной;

4. конкуренция (соревнование) - это форма отношений, предполагающая ведение борьбы и соперничества за те или иные материальные, трудовые и иные ресурсы;

5. контрсуггестия - это форма отношений, при которой одна сторона противится и игнорирует влияние, осуществляемое другой стороной с определённой целью;

* Ассистент кафедры Административного права и таможенного дела юридического факультета.

6. конфликт - это форма отношений, которая предполагает столкновение двух и более сторон, имеющих различные, зачастую противоположные, позиции относительно чего-нибудь;

7. конформизм - это форма отношений, характеризуемая отсутствием личной позиции, беспринципностью, не критичностью, пассивным усвоением определённых правил, норм, порядков, присущих определённой группе или обществу в целом;

8. кооперация - это форма отношений, предполагающая партнёрские отношения и взаимовыгодное сотрудничество;

9. махинация - это форма отношений, при которой одна сторона совершает проступки, а другая сторона претерпевает определённые лишения и (или) выступает в качестве орудия махинации;

10. нейтралитет - это форма отношений, не оказывающая никакого воздействия, будь то положительного или отрицательного на ту и другую строну;

11. обучение - это форма отношений, которая предполагает передачу знаний, умений, навыков одной стороной, и осмысление и усвоение этого другой стороной;

12. паразитизм - это форма отношений, которая характеризуется тем, что выгодна только для одной стороны, а для другой эти отношения причиняют абсолютный вред и зачастую опасны для здоровья и жизни;

13. подражание - это форма отношений, которая представляет собой копирование и заимствование (перенятие и усвоение) чего-либо одной стороной от другой стороны, без вреда для объекта подражания; крайняя степень подражания называется идентификацией, то есть это стремление к абсолютному отождествлению себя с объектом подражания;

14. протекция - это форма отношений, при которой одна сторона добровольно выступает в качестве защитника, покровителя, охранника, а другая сторона пользуется этой защитой, поддержкой, безопасностью;

15. протокооперация - это форма отношений, которая носит взаимовыгодный, но случайный или необязательный (факультативный) характер;

16. синойкия - это форма отношений, определяемая как разновидность сожительства (квартиранство), носящая безразличный характер для жильцов (обеих сторон);

17. суггестия - это форма отношений, предполагающая корыстное влияние одной стороны на другую сторону, которое часто перерастает в эпистаз, то есть максимальное подавление и подчинение одной стороной другую сторону;

18. хамелеонство - это форма отношений, которая предполагает беспринципные отношения между сторонами, достаточно легко пре-

терпевающие изменения в зависимости от воздействия тех или иных естественных и социальных факторов;

19. хищничество - это форма отношений и один из способов удовлетворения потребностей и желаний, связанный с преждевременным лишением жизни одной стороной другой стороны;

20. эмпатия - это форма отношений, предполагающая симпатию, сочувствие и сострадание одной стороной к эмоциональным переживаниям другой стороны, не предполагая при этом совершения каких-либо обязательных действий.

Многие из этих форм отношений между живыми организмами и существами, населяющими планету Земля, являются биологически заданными, то есть, как правило, тому или иному биологическому виду устойчиво присуща определённая форма отношений. Человек, в отличие от прочих живых организмов и существ, способен самостоятельно выбирать ту или иную форму отношений. Наличие разных форм отношений свидетельствует о многообразии преследуемых индивидами целей при установлении контактов. Более того, человек может менять одну форму отношений на другую, а также одновременно использовать несколько форм отношений, как в адрес одного и того же объекта, так и в адрес разных объектов.

Разработанный перечень форм отношений носит условный характер. Согласно представленному перечню, к числу антигуманных форм отношений между людьми стоит отнести конформизм, махинацию, паразитизм, хищничество, а к числу гуманных можно причислить комменсализм, кооперацию, нейтралитет, протекцию, протокооперацию, синойкию и эмпатию. Есть и такие формы отношений, которые, в зависимости от влияния естественных или социальных факторов можно охарактеризовать как гуманные или антигуманные. К таковым стоит причислить дистанцию, доминирование, конкуренцию, контрсуггестию, конфликт, обучение, подражание, суггестию и хамелеонство.

Данный перечень форм отношений можно классифицировать не только по степени гуманности, но и по уровню психической деятельности. Одни формы отношений могут носить двусторонний сознательный характер (например, конкуренция, конфликт, кооперация), вторые - двусторонний бессознательный (например, нейтралитет), третьи, в зависимости от конкретных естественных и социальных факторов, влияющих на поведение человека, носят двухсторонний сознательный или двусторонний бессознательный характер (например, протокооперация), четвёртые - односторонний сознательный характер (например, подражание).

В зависимости от степени функционирования: одни формы отношений предполагают двустороннее коммуникативное действие (например, конкуренция, конфликт, обучение), вторые носят двусторонний пассивный характер (например, нейтралитет, синокийя), а третьи, в зависимости от конкретных естественных и социальных факторов, влияющих на поведение челове-

ка, носят односторонний пассивный или односторонний активный характер (например, хамелеонство).

В зависимости от преследуемых целей: одни формы отношений могут носить односторонний выгодный характер (например, паразитизм, хищничество), вторые - взаимовыгодный (например, конкуренция, обучение), третьи, в зависимости от конкретных естественных и социальных факторов, влияющих на поведение человека, носят односторонний выгодный или взаимовыгодный характер (например, доминирование, суггестия).

Все выделенные формы отношений можно разграничить по принципу естественного и социального происхождения. К естественным формам отношений относятся те отношения, которые присущи человеку как животному организму, а к социальным, те, которые характеризуют человека как общественное существо.

В соответствии с этим, к естественным формам отношений относятся: дистанция, доминирование, комменсализм, конкуренция, махинация, нейтралитет, обучение, паразитизм, протекция, подражание, протокооперация, синойкия, хамелеонство, хищничество, эмпатия. Например, паразитизм в природе - блоха на собаке, паразитизм в социуме - тунеядец и трудоголик; подражание в природе - шимпанзе, являющееся человекообразной обезьяной, в естественной среде обитания часто копирует жесты и поведение других африканских животных и человека, подражание в социуме - следование модным тенденциям в одежде.

К социальным формам отношений стоит причислить: контрсуггестию, конформизм, конфликт, кооперацию, суггестию. Например, суггестия явно проявляется в культе предков, гипнозе и тому подобное.

Из всего перечня форм отношений наиболее подробно остановимся на анализе суггестии. Этот выбор не случаен. Он обусловлен тем, что суггестия понимается как один из важных социальных факторов формирования феномена гуманности.

Говоря о роли суггестии в формировании феномена гуманности, прежде всего, стоит отметить, что суггестия представляет собой манипулятивно-психологическое влияние одного человека (суггестора) на другого человека (суггерента) или на группу людей (суггерентов), не допускающее критического рассмотрения и логического анализа суггерентами излагаемой сугге-стером информации.

Современный учёный Н.Д. Субботина видит в суггестии главный механизм самосохранения общества, основу регуляции поведения и становления индивидуального субъекта при переходе от доцивилизованного к цивилизованному типу развития: «Суггестия - один из факторов самосохранения общества вообще, действующий на системном уровне» [2, с. 9]. Исследуя многоаспектность суггестии, Н.Д. Субботина отмечает, что целенаправленно суггестия используется в воспитательной, религиозной, политической и иных видах деятельности.

Суггестия, как правило, бывает направлена на индивида или группу людей. В качестве инструментов трансляции могут использоваться традиции, реклама, средства массовой коммуникации и тому подобное.

Суггестию в корыстных целях используют не только властные натуры, но и натуры беспомощные. Как отмечает М.А. Одинцова, агрессия может быть направлена человеком не только на окружающий мир, но и на самого себя, то есть здесь проявляется аутоагрессия [1]. Аутоагрессия, по мнению учёного, характерна для людей с жизненной установкой «жертвы», то есть выученной беспомощностью. Опасность, исходящая от таких людей, с позиции М.А. Одинцовой, состоит в том, что они ловко манипулируют поведением других людей, привлекая внимание определённого круга лиц к своей проблеме и, взваливая вину за свои страдания на окружающих, не желают предпринимать активных мер, направленных на устранение «раздутой», зачастую «мнимой» опасности.

Итак, разработанный перечень форм отношений позволяет из имеющегося многообразия выделить те формы отношений, которые являются гуманными, антигуманными и переменными, - то гуманными, то антигуманными, - в зависимости от влияния тех или иных факторов естественного и социального генезиса. Поэтому акцент в исследовании феномена гуманности был сделан на суггестию. Суггестия, как было показано выше, образует особые отношения, которые могут быть как гуманными, так и антигуманными, что во многом зависит от преследуемых суггестером целей, выбираемых им способов воздействия, реакции суггерента на воздействие и результатов воздействия.

Список литературы:

1. Одинцова М.А. Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых / М.А. Одинцова. - Самара: ИД «Бахрах-М», 2010. - 240 с.

2. Субботина Н.Д. Суггестия и контрсуггестия в обществе / Н.Д. Субботина. - М.: КомКнига. - 2007. - 208 с.

ПРОБЛЕМА ДЕАНТРОПОЛОГИЗАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ XXI ВЕКА

© Шевнина И.А.*

Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров

Данная статья посвящена актуальной проблеме деантропологизации и реконструкции человека в эпоху постгуманизма, в ней отражены положительные прогнозы реконструкции человека как биологического вида.

* Аспирант кафедры Философии и социологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.