Научная статья на тему 'Проблема формирования экологоориентированной личности будущего учителя начальной школы в условиях глобального экологического кризиса современности'

Проблема формирования экологоориентированной личности будущего учителя начальной школы в условиях глобального экологического кризиса современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамаренко А. Н.

В статье рассматривается проблема формирования экологоориентированной личности будущего учителя начальной школы в условиях стремительно набирающего обороты экологического кризиса, затрагиваются теоретические и практические аспекты данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования экологоориентированной личности будущего учителя начальной школы в условиях глобального экологического кризиса современности»

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА СОВРЕМЕННОСТИ

© Крамаренко А.Н.*

Классический частный университет, Украина, г. Запорожье

В статье рассматривается проблема формирования экологоориенти-рованной личности будущего учителя начальной школы в условиях стремительно набирающего обороты экологического кризиса, затрагиваются теоретические и практические аспекты данного вопроса.

Взаимосвязь и взаимозависимость в системе «человек - окружающая среда» - один из глобальных приоритетов человеческой цивилизации XXI столетия. Нельзя оставить без внимания социальных институтов факт реальной угрозы нарушения равновесия в окружающей середе в результате технологической дельности человека. Данная проблема обговаривалась на многочисленных международных саммитах и конференциях, а также занимает главенствующее место в научных наработках интеллектуалов мира (Л. Браун, В. Вернадский, А. Гор, Г. Кебурия, Д. Медоуз, Н. Моисеев, А. Печчеи, М. Стронг, П. Теяр де Шарден, Дж. Тойнби и др.).

Вопрос разработки стратегии перехода общества на жизненно утвердительный этап эволюции обговаривался во время Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), на которой была утверждена концепция устойчивого экологически безопасного и сбалансированного развития человечества в третьем тысячелетии. Концептуальные идеи данной программы нашли развитие в основных положениях Международного саммита, в материалах «Международной стратегит действий по охране окружающей среды на 90-ые года», в материалах Пятой конференции министров «Окружающая середа для Европы» (Киев, 2003 г.), регионального заседания в интересах сбалансированного развития (Женева, 2004 г.), Шестой конференции министров «Окружающая середа для Европы» (Белград, 2007 г.) и т.п.

Неблагоприятные стороны экологической ситуации, принявшей в современных условиях глобальный характер и характеризующейся часто необратимыми изменениями окружающей среды, связаны, прежде всего, с традиционной антропоцентричностью сознания человека и возникшими в

* Докторант кафедры Управления учебным заведением и педагогики высшей школы, кандидат педагогических наук, доцент.

результате этого острыми противоречиями в его взаимоотношениях с природой. Ведущими исследователями планеты признано, что путь к гармонизации такого рода взаимоотношений лежит в глубокой нравственной перестройке всего человеческого образа жизни и поведения, его экологизации, переориентации человеческого мышления на развитие диалоговых форм общения с природой. Другими словами - в развитии экологического сознания и его центрального компонента - «экологоориентированного мировоззрения», базирующегося на таких общечеловеческих ценностях как сохранение многообразия экосистем, отношение к Земле как к уникальной экосистеме и т.д., которые необходимы для устойчивого развития природы и человеческой цивилизации.

Глобальные изменения в начале XXI столетия стали первопричиной проведения Конференции ООН по проблеме устойчивого развития «Рио+20» (2023 июня 2012 г., Рио-де-Жанейро (Бразилия), на которой вопрос изменений приоритетов образования занимал ведущие позиции. Проблема образования была включена в доклад мирового научного сообщества на тему «Основы долгосрочной стратегии глобального устойчивого развития на базе партнерства цивилизаций» [5]. Данный доклад подготовлен на основе Глобального прогноза «Будущее цивилизации» на период до 2050 г., который был представлен на заседании Круглого стола «Будущее цивилизаций и стратегия ци-вилизационного партнерства» в рамках 64-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, Штаб-квартира ООН, 27 октября 2009 г.) и на IV Цивилиза-ционном форуме в рамках ЕКСПО-2010 (Шанхай, 12-14 октября 2010 г.).

Проблемы экологизации, формирования экологоориентированной личности в последнее десятилетие занимает главенствующую роль в исследовании научного мира.

Анализируя исследования российских ученых, отметим, что проблема формирования и развития экоцелостной личности рассматривалась с позиции философии, например: онтологический и аксиологический аспекты взаимодействия человека с природой (А.М. Хомяков, 2008); экологическая ориентация сознания как фактор современного мировоззрения (Л.А. Тронина, 2009); современная экологическая ситуация и система образования: социально-философские аспекты (М. В. Индиенко, 2010); формирование экологического сознания в условиях современного социоприродного развития (Н.Х. Ра-фикова, 2010) и др.; а также, в рамках культурологии: экологическая культура в аспекте становления ценностей современного общества (Л.А. Беркуно-ва, 2004), и социологии: структура ценностных ориентаций молодежи: анализ факторов формирования и развития (Л.В. Брик, 2009); традиционная экологическая культура как фактор гармонизации взаимодействия природы и общества: социокультурный анализ (А.Н. Шаповаленко, 2009) и др.

Вопросы экологической подготовки будущих учителей начальной школы, формирования экологической культуры, экологоориентированной лич-

ности специалиста рассматривались в диссертационных работах Л.В. Гридае-вой, В.В. Подберезного, Н.В. Тимошкиной, И.Н. Усачевой и др. В психолого-педагогических исследованиях российских ученых (Ф.С. Гайнуллова, А.В. Ду-гин, Н.В. Коваленок, Л.С. Колдомасова, О.А. Линенко, С.Ф. Масленникова, Г.А. Папуткова, Л.Е. Пистунова, Е.Ф. Самарина, Р.А. Турчаева, А.И. Фокин и др.) вопрос ценностей, экологического мышления, эколого-социальной ответственности, формирования экоцелостной личности не остался без внимания.

Проблема ценностного отношения к окружающей среде в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы раскрыто в исследованиях украинских ученых в таких аспектах: формирование экологического сознания будущих профессионалов начальной школы (М.В. Хро-ленко, 2006); их подготовка к экологическому воспитанию младших школьников (Н.В. Казанишева, 2011); к использованию природотерапии в работе с младшими школьниками как ведущего фактора формирования экологической культуры личности (И.А. Малышевская, 2011); система подготовки студентов педагогических факультетов к краеведческой работе в начальной школе (М.И. Кузьма-Качур, 2012); формирование экологической ответственности у будущих учителей начальных классов в процессе изучения профессионально направленных дисциплин (Н. В. Граматик, 2012) и др.

Анализ вышеуказанных работ дает возможность выделить проблему формирования экологоориентированной личности будущего учителя начальной школы в условиях стремительно набирающего обороты экологического кризиса как недостаточно раскрытую в контексте современных требований общества.

Возможность выживания человечества видится в осознании ответственности, которая должна пронизывать мысли и действия людей, в Человеке как носителе самосознания Вселенной, отвечающем за все живое нравственно и морально, в формировании экологических мировоззренческих ориентиров нашего современника, в императиве гуманизации общества и человечества в целом, во всеобщей экологизации содержания образования, философии и мировоззрения личности, в осознании человеком необходимости своего нравственного совершенствования, а так же соответствующих этических норм, которых он придерживается, в духовно-философской подготовке ученых, в «душевной эволюции человека», в становлении «экологически перспективного» человека (личностно развитого, внутренне свободного, открытого миру и способного к духовному восхождению), в воспитании гуманистических идеалов [2].

Системообразующим звеном в философско-экологических работах выступает проблема поиска вариантов выхода из сложившегося экологического кризиса. Одним из таких вариантов является переориентация сложившегося мировоззрения в экологоориентированное. Основополагающими работами, предполагающими «превращение экологии в учение о путях выживания», являются исследования Н.Ф. Реймерса и Н.Н. Моисеева и др.

Характерной чертой работ Н.Ф. Реймерса является его философский взгляд на экологические проблемы современности. По мнению ученого, для утверждения процессов саморегуляции в стабилизации отношений общества и природы просто не хватит времени. В связи с этим «область управления взаимодействием общества и природы должна быть на первом плане» [6]. Действительно, на сегодняшний день в экологическом плане ситуация не-скоординированности взаимодействия человека и биосферы может иметь самые негативные прогнозы на будущее. «Экологическая революция», за Н.Ф. Реймерсом, связана не с дальнейшим преобразованием природы, а с глубоким изменением технических, социально-экономических и других общественных механизмов на основе широкого применения системного подхода [6]. При этом автор не только борется за утверждение экологоориенти-рованного мировоззрения, но и последовательно выступает за создание новой области знания, представляющей фундаментальную основу подобного мировоззрения - глобальной экологии.

В сфере научного анализа академика Н.Н. Моисеева в период 90-х годов

XX столетия серьезнейшие вопросы глобалистики, состояния биосферы и ноосферы, широкий круг вопросов современной экологии и экологизации образования. Одна из исходных позиций ученого - человечество на пороге

XXI века входит в стадию глубочайшей перестройки всех основ современной цивилизации или смены цивилизационных парадигм. Эта перестройка коснется всех стран планеты и будет сопровождаться сменой ценностных шкал, привычных условий жизни и общественного устройства [3].

Рассматривая проблемы дальнейшего развития человеческой цивилизации, Н.Н. Моисеев говорит о том, что человечеству предстоит смена парадигмы развития, переход в другой эволюционный канал подобно тому, как это случилось в начале палеолита, когда оно постепенно перешло от биологической эволюции к эволюции общественной. Каков будет теперь этот новый канал, на взгляд ученого, никому пока не известно.

Экологические мотивы являются определяющими в данных работах Н.Н. Моисеева. По его мнению, экологией сегодня принято называть науку о собственном доме, то есть о биосфере, ее особенностях и взаимоотношениях с человеком, а человека - с остальными людьми. «Человек должен знать, что можно делать, а что нельзя ни при каких обстоятельствах. Но выучить -это еще полдела. Надо, чтобы он следовал обученному. Чтобы он просто не мог вести себя по-другому. Здесь, конечно, надо говорить и о самой структуре общества, ее институтах и многом другом, о том, что мне хочется назвать «экологическим социализмом» [4]. По мнению ученого, если люди хотят сохранить себя, то, что накоплено культурой за тысячелетия, им необходимо не только знать современные научные теории, но и научиться воспринимать те символы красоты, которые есть в окружающем нас мире или созданы человеком. Только тогда может возникнуть тот синтез, то единение с приро-

дой, когда само понятие «антропоцентризм» потеряет смысл. «Или термины «антропоцентризм» и «природоцентризм» сделаются эквивалентными!» [3].

Общим в рассмотренных выше философско-экологических работах является то, что выход из экологического «тупика» в них видится в самом человеке как носителе самосознания вселенной, в человеке «экологически перспективном», т.е. экологически грамотном и экологически культурном, гуманном и гуманистически ориентированном, нравственном и духовном, перед которым стоит задача самому выбрать свой образ жизни, создать самого себя и свой жизненный мир как условие выживания человеческой цивилизации. Экологоориентированные и гуманистические представления человека рождаются в процессе в условиях взаимодействия человека и природы как «единого мира живого». Рассмотренные работы предполагают необходимость формирования экологического сознания человека и общества и в этом смысле не просто «вооружение подрастающего поколения научной информацией о глобальных противоречиях эволюции Земли», но гуманизацию всей современной системы образования через экологизацию. Такое образование направлено на формирование экологоориентированного человека, который должен знать, что можно делать, а чего нельзя в процессе его взаимодействия с природой, какие существуют запреты на некоторые взаимодействия в единой развивающейся системе «человек - природа».

Другими словами, экологическое образование в современном понимании должно быть направлено, прежде всего, на развитие экологического сознания человека и в результате - на формирование его экологоориентированного мировоззрения. Данный процесс призван способствовать так называемому устойчивому развитию человеческой цивилизации в коэволюции с природой, а также понимание сущности и социального значения экологического императива для будущего, для формирования экологически-ценностного отношения человека к природе и к самому себе как ее органичной части.

На фоне отчетливого и глубокого понимания складывающейся глобальной ситуации развития современной цивилизации в последние два-три десятилетия очевидна интеграция действий международных организаций, ученых, общественных объединений, нацеленных на разработку основательных оценок состояния и перспектив развития современной цивилизации, обоснования программ устойчивого развития биосферы. Методологической базой данного процесса стали труды известных отечественных ученых, в которых определяется сущность различных подходов к проблеме устойчивого развития современной цивилизации (В.И. Данилов-Данильян, Н.Н. Моисеев, В.А. Лось, А.Д. Урсул и др.).

Понятие «устойчивое развитие» на современном этапе рассматривается, прежде всего как стратегия «перехода общества к состоянию его коэволюции с биосферой» (Н.Н. Моисеев), как процесс улучшения «жизни людей в условиях устойчивой биосферы» (В.И. Данилов-Данильян и соавт.) и обес-

печивающий «экономический рост социоприродной системы любого уровня сложности» (А.В. Лось, А.Д. Урсул). И в этом смысле очевидно, что среди конкретных проблем в программе «устойчивое развитие» на первом месте должно стоять экологическое образование.

Данная проблема нашла свое отражение во многих современных работах (А.Г. Асмолов, В.А. Игнатова, А.Я. Кузнецова, В.М. Назаренко, Л.В. Попова, А.Д. Урсул и др.). Устойчивое развитие рассматривается как обобщающая идея экологического образования, а эколого-образовательная система XXI века должна ориентироваться на устойчивое развитие. В то же время, по мнению большинства авторов, на современном этапе существующая система экологического образования не может «работать» на переход к устойчивому развитию, ибо она - «детище неустойчивого развития», в котором отражаются все недостатки последнего, в т.ч. традиционное видение экологического образования, как трансляции экологических знаний и культуры от прошлых поколений к настоящим. В современных же условиях устойчивое развитие может поддерживаться лишь экологическим образованием, являющимся системообразующим фактором всего образования и направленным на формирование экологического сознания «ноосферной личности», т.е. на формирование человека, способного решать глобальные проблемы, обеспечить выживание цивилизации и сохранение биосферы [8].

Такое образование должно быть, как утверждает Р.А. Турчаева, во-первых - нацелено на формирование личности, умеющей реализовать свои способности к творчеству, и в первую очередь, научному, как ведущему в понимании проблем нашего мира, поиске безопасных для природы и общества решений и их материальном воплощении; во-вторых - основано на развивающейся «здоровой» науке, отвечающей условиям «экологической чистоты», среди которых можно выделить внешние и внутренние: среду, обеспечивающую ее материальное и экономическое функционирование с одной стороны и методологию, обеспечивающую трансляцию генофонда науки, с другой. При этом ключевым инструментом парадигмы перехода человеческой цивилизации на модель устойчивого развития является формирование экологического сознания, а сам процесс экологического образования включает формирование экологических представлений, а также воспитание экологического сознания, устойчиво транслирующего личностную природо-ориентированную активность членов социума [7].

Проведенный анализ вышеперечисленных исследований позволил выделить следующие теоретические позиции.

1. Рассмотренные философско-экологические идеи вносят существенный вклад в создание новых установок современной экологической культуры. В этой связи ключевым условием выхода из современного глубинного культурно-экологического кризиса видится переориентация сложившегося мировоззрения в экологоориентиро-

ванное. Это предопределяет ориентацию эколого-образовательного процесса на формирование экологоориентированного человека, который должен знать, что можно делать, а чего нельзя в процессе его взаимодействия с природой.

2. Позволяют говорить об экологическом образовании как о процессе, нацеленном на формирование экологического сознания человека и в результате этого - экологоориентированного мировоззрения с одной стороны, но о синтезе природы и человека и соответственно их совместном развитии как органичного единства в будущей цивилизации, с другой. В связи с этим встает проблема деятельности человека во взаимодействии с природой в совокупности с экологической ориентацией. Данный процесс призван обеспечить понимание сущности и социального значения экологического императива для будущего современной цивилизации.

3. Позволяют утверждать, что в современных условиях устойчивое развитие должно быть определено как обобщающая идея экологического образования, а эколого-образовательная система XXI века должна ориентироваться на устойчивое развитие. Для достижения такого развития эколого-образовательный процесс сегодня необходимо рассматривать как единую динамическую систему, которая может развиваться лишь при условии взаимодействия ее со средой (взаимодействие в системах «социум - природа», «человек - природа»).

В социально-экологических исследованиях (В.П. Алексеев, Ю.Д. Же-лезнов, Б.Б. Прохоров, В.А. Ситаров, В.А. Скребец, С.А. Степанов и др.) проблема экологического образования и развития экологического сознания представлена двумя основными аспектами: а) экологизация общественного сознания и пропаганда экологического мышления; б) развитие творческого потенциала личности с позиций экологии человека.

Относительно первого аспекта по данным проведенного анализа перечисленных исследований представляется эффективным говорить отдельно об экологизации науки, экологизации культуры и экологизации общественного сознания в целом. Экологизация науки выражается в том, что «... даже в нашем резко технократическом обществе все большее число трезвомыслящих ученых высказывается в защиту природы, они предупреждают об опасности экологических кризисов и анализируют их социальные причины, борются с экологическим бескультурьем, обращают внимание на необходимость экологически грамотного хозяйствования, разрабатывают кратко и долгосрочные экологические программы» [1]. Вкладываемое в понятие «экологизация культуры» содержание подразумевает создание наиболее благоприятных условий для развития всех форм культуры, соответствующего общественного климата, который давал бы возможность свободного проявления творческих потенций любому одаренному члену общества. В экологизации

общественного сознания реализуется экологический потенциал общества, предопределяющий его экологическое благополучие. Единственный путь экологизации общественного сознания - пропаганда экологических знаний [9].

Относительно второго аспекта главным объектом человеческого измерения современной экологической проблематики становится человеческий внутренний мир с его «плюсами» и «минусами» по отношению к универсальной эволюции природы. С позиций экологии человека экологическое образование выступает важнейшим инструментом формирования внутреннего мира человека, а не только фактором, регламентирующим его отношение к природе.

Проблема развития творческого развития личности с точки зрения экологии человека, а именно развития личности в условиях природной и социокультурной среды, раскрывается в работах А.М. Адаменко, Н.И. Макаровой и др.

Основательное развитие данная проблематика получила и в зарубежной инвайронментальной психологии, в частности в рамках такого ее направления как экология креативности или творческого потенциала (D. Stokols). Экология творческого потенциала охватывает несколько различных проблем, включая следующие: взаимодействие психологических и ситуативных факторов в развитии индивидуальных способностей; влияние исторических, географических, социокультурных, и политических обстоятельств на умственное развитие личности в пределах различных национальных и культурных контекстов.

Первая проблема была исследована в ранних работах в сфере влияния психологических и организационных факторов на творческое мышление и стратегии развития личности (Amabile, 1984; Wicker, 1985). Не такой объем внимания в работах уделено изучению роли физических факторов окружающей среды в развитии или ограничении творческого потенциала (Clithe-roe, 1995), хотя одно исследование нашло положительную связь между влиянием окружающей среды и творческим научным мышлением (Suedfeld, Met-calf, & Bluck 1987).

Вторая проблема, относящаяся к влиянию экологических факторов на развитие теории в различных географических и культурных регионах, остается перспективной темой для будущих исследований. Глобальный обмен идеями, предоставляемыми Интернетом, например, может уменьшать воздействие местных и региональных событий на будущие теоретические и практические исследования.

В целом зарубежные исследования, осуществляемые в контексте взаимодействия «окружающая среда - поведение», проводимые в различных странах предполагают прежде всего изучение влияния исторических, географических, социокультурных и политических факторов на умственное и творческое развитие личности в условиях конкретного региона.

Анализ социально-экологических исследований (в частности - в области экологии человека) показал, что их использование в контексте представленной работы обосновано следующими обстоятельствами.

1. Решение проблемы человека в природе и обществе сегодня немыслимо без системного, акмеологического и синергетического, профессионально-гуманного подходов с подключением всех современных знаний, в частности по социальной экологии и экологии человека, для выяснения возможно более реальной оценки степени опасности «человеческого измерения» надвинувшейся возможности общепланетарной катастрофы.

2. Рассмотрение проблемы становления личности человека (включая формирования экологических ценностей) прежде всего как процесса ее развития в условиях окружающей среды (пространства) - природного и социокультурного, доказывает важность, а в ряде случаях и необходимость организации специальной образовательной среды развития личности.

Проблема экологоориентированной личности будущего учителя начальной школы предопределяет раскрытие процесса формирования экологических ценностей. В своем исследовании рассматриваем формирование экологических ценностей будущего учителя начальной школы как процесс, который имеет свою цель, принципы и задания, предусматривает овладение студентами навыками ответственного социально-профессионального отношения к природе и ребенку в разных ситуациях своей профессиональной деятельности, умения профессионально действовать с учетом стандартов образования.

Формирование у будущих специалистов начального образования экологических ценностей зависит от целостности, динамичности, гибкости вузовского педагогического процесса, в котором происходят изменения в отношении студентов к самим себе, в результате которых будущие специалисты сами становятся носителями экологических ценностей.

Необходимо отметить, что значительных результатов в формировании экологических ценностей у будущих учителей начальных классов можно достичь за счет:

- специальной подготовки преподавателей педагогических заведений;

- создания экоценностного портрета личности учителя начальной школы; системы приобретения знаний и общественно-профессионального опыта активно-личностного самопроявления;

- усовершенствования педагогического процесса (содержание учебных дисциплин, воспитательный аспект, эконаправленность научно-исследовательской работы, педагогической и других видов практики) через наполнение его составляющих экологических содержанием, соединению традиционных и инновационных методов, способов в аудиторных и внеаудиторных формах;

- научно-методического обеспечения процесса формирования экологических ценностей у будущих учителей начальной школы.

В целом, обсуждаемая проблема требует значительной исследовательской деятельности и реализации в перспективе.

Список литературы:

1. Алексеев В.П. Очерки экологии человека: учебное пособие. - М.: Изд-во МНЭПУ 1998. - С. 217.

2. Глобалзащя i безпека розвитку / О.Г. Бшоус, Д.Г. Лук'яненко, В.А. Зле-нко та ш. - К.: КНЕУ 2002. - 733 с.

3. Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - С. 78.

4. Моисеев Н.Н. О необходимых чертах цивилизации будущего (Философские заметки) // Экология, охрана природы, экологическая безопасность: учебное пособие для системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации госслужащих, руководителей и специалистов промышленных предприятий и организаций / Под общ. ред. проф. А.Т. Никитина, проф. МНЭПУ С.А. Степанова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. - С. 16.

5. Основы долгосрочной стратегии глобального устойчивого развития на базе партнерства цивилизаций: Доклад Международного коллектива ученых к Конференции ООН по устойчивому развитию РИО+20 (Бразилия, 2012 г.) (сокращенная версия) / Под ред. проф. Юрия Яковца // Партнерство цивилизаций. - 2012. - № 1. - С. 87-99.

6. Реймерс Н.Ф. Системные основы природопользования // Философские проблемы глобальной экологии. - М., 1983. - С. 121-161.

7. Турчаева Р.А. Развитие экологического сознания будущих специалистов: автореф. дисс. ... канд. психолог. наук: спец.: 19.00.13 «Психология развития, акмеология (психологические науки)». - М., 2008. - 29 с.

8. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: (Концепция выживания и устойчивого развития человечества). - М.: Луч, 1993. - 275 с.

9. Философия природы сегодня / ред.: И.К. Лисеев, В.М. Луговский; пер. с польск.: В.Л. Васюков, Е.Н. Шульга. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.