говых шагов. Су Бинтянь имеет самый высокий показатель частоты шагов (4.92 ш/с.) как среди соотечественников (4,67 ш/с), так и среди элитных спринтеров мира (4.52 ш/с). Таким образом, частота беговых шагов является ведущим компонентом скорости сильнейших китайских бегунов на короткие дистанции.
Таблица 3 - Кинематические параметры бега лучших спринтеров КНР
Спортсмен Результат в беге на 100 м (с) Рост(м) Кол-во шагов Средняя длина шага (м) Частота шагов (ш/с)
Су Бинтянь 9.83 1.72 47.2 2.12 4.92
Се Чжэнье 9.97 1.83 46.7 2.14 4.68
Чэнь Гуанфэн 10.06 1.81 46.8 2.13 4.65
У Чжицян 10.31 1.78 47.6 2.13 4.65
Ян Хайбинь 10.23 1.83 46.9 2.13 4.44
Х 1,80±0,04 47,08±0,34 2.13±0,01 4.67±0,15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ ряда показателей соревновательной деятельности, характеризующих техническое мастерство ведущих спринтеров КНР, позволил выявить индивидуальные особенности бега по отрезкам на дистанции 100 метров, определить уровень скорости и скоростной выносливости спортсменов.
Анализ соотношения длины и частоты шагов китайских бегунов на короткие дистанции позволяет констатировать, что ведущим фактором в достижении высоких спортивных результатов является частота беговых шагов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мирзоев О.М. Легкая атлетика. Соревновательная деятельность: техническое и тактическое мастерство в беге на короткие дистанции и барьерные дистанции (к итогам Игр XXXII Олимпиады и чемпионат России): монография/ О.М. Мирзоев. - Москва : ТВТ Дивизион, 2022. -264 с.
2. Мирзоев О.М. Анализ соревновательной деятельности чемпиона России 2020 и 2021 гг. в беге на 100 и 60 метров / О.М. Мирзоев, С.Р. Шамилова, О.В. Калинина // Вестник спортивной науки. - 2021. - № 3. - C. 27-33.
3. Озолин Э.С. Спринтерский бег / Э.С. Озолин. - Москва : Человек, 2010. - 176 с.
REFERENCES
1. Mirzoev, O.M. (2022), Athletics. Competitive activity: technical and tactical skills in sprint and hurdling distances (to the results of the Games of the XXXII Olympiad and the championship of Russia): monograph, TVT Dovozion, Moscow.
2. Mirzoev, O.M., Shamilova, S.R. and Kalinina, O.V. (2021), "Analysis of the competitive activity of the champion of Russia in 2020 and 2021 in the 100 and 60 meters, Bulletin of sports science, No. 3, pp. 27-33.
3. Ozolin E.S. (2010), Sprint, Chelovek, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.11.2022
УДК 796.011.3
ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНОГО ВУЗА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Елена Александровна Кизько, старший преподаватель, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
Аннотация
В России одной из актуальных проблем является состояние здоровья молодого поколения. Одна из задач в практической работе преподавателя физического воспитания его улучшение. На
основе проведения экспериментальных исследований у студентов непрофильного вуза уточнено понятие критерия оптимальности беговой физической нагрузки и установлена длительность сохранения повышенной работоспособности после выполнения таких нагрузок. Полученные экспериментальные данные могут быть технологической основой для организации физического воспитания в вузах страны.
Ключевые слова: студенты, физическая подготовка, эффективность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p243-247
PROBLEM OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE NON-PROFILE UNIVERSITY AND THE POSSIBILITIES OF ITS SOLUTION
Elena Aleksandrovna Kizko, the senior teacher, Novosibirsk State Technological University,
Novosibirsk
Abstract
One of the most common issues in Russia is the condition of the youth's health. One of the main tasks of the physical education professor is to improve it. Basing on the experimental research completed among the students of non-specialized secondary school, the definition of athletic physical stress optimum has been clarified, as well as the length of remaining physical activity peak has been discovered. Experimental data received may be utilized for the physical education process organization at secondary schools of the country.
Keywords: students, physical condition, effectiveness.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ публикаций специалистов, подтверждающих саму возможность целенаправленного воздействия на укрепление здоровья, повышения физических кондиций различных контингентов населения, много [1, 2, 7, 8]. Авторами показана эффективность тех или иных средств, методов, форм занятий, методик и технологий, обусловливающих положительные сдвиги рассматриваемых параметров. В то же время статистические данные продолжают фиксировать нисходящую тенденцию в уровне физического развития, подготовленности, состояния здоровья.
По мнению ряда специалистов [3, 4, 6], внутренняя причина такой ситуации в сфере и отрасли физической культуры в большей степени зависит от неэффективности научно-методического обеспечения этого процесса, чем от несостоятельности практики физической культуры и спорта в стране. Одной из важных проблем научно-методического обеспечения физического воспитания, в частности студенческой молодежи, является объективное обоснование технологии развития двигательных способностей и возможности ее реализации в объеме часов, отведенных на нее ФГОС 3-го поколения.
В современных социально-экономических условиях нашей страны не приходится рассчитывать на возможность увеличения часов, а практика применения новых технологий в физическом воспитании в вузах принципиально не изменила негативную тенденцию физической подготовленности студентов. С нашей точки зрения, необходимо ориентироваться на поиск внутрисистемных факторов, которые способны гарантировать положительную динамику физической подготовленности учащихся.
Цель исследования: предложить научно-методические основания технологии физической подготовки для студентов непрофильного вуза.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Поисково-теоретический этап исследования позволил установить пути повышения эффективности физической подготовки студентов посредством:
- учета индивидуально-типологических особенностей, где соматотип, как морфологическое проявление конституции должен выступать в качестве одного их возмож-
ных к применению в практике физического воспитания критериев дифференциации студентов;
- установления ведущих факторов, обеспечивающих эффективность физической подготовки: 1) максимальный объем развивающей физической нагрузки и 2) длительность сохранения фазы повышенной работоспособности организма студентов при выполнении ими на учебно-тренировочных занятиях развивающей нагрузки различной направленности.
Сделанные выводы определили задачи предварительных экспериментов.
Для объективизации данных величины максимального объема развивающей беговой нагрузки разной направленности с учетом соматотипа студентов было проведено формирование экспериментальной группы, составленной из представителей различных типов конституции. В составе группы были студенты 1-го и 2-го курсов (15 девушек и 15 юношей) НГТУ, НГУВТ. Для распределения исследуемой выборки студентов по соматическим группам использовали классификацию типов конституции, разработанную М.В. Черноруцким.
Педагогическим критерием понятия «развивающая нагрузка» является «момент рассогласования между скоростью и ЧСС, а также частотой шагов» спортсмена, который И.Г. Огольцовым [5] был назван «границей развивающего объема». Корректность критерия «развивающая» нагрузка хорошо обосновывается с точки зрения теории функциональной системы П.К. Анохина и широко используется в практике циклических видов спорта при проведении повторных скоростных тренировок.
В обширном арсенале рекомендаций присутствует подход, основанный на возможности использования знаний о соматотипе для наилучшего раскрытия двигательных и генетически обусловленных способностей. Известно, что такая индивидуальная особенность, как телосложение, является важнейшим фактором, определяющим проявление многих физических качеств и функциональных свойств. Проведенное исследование уровня развития двигательных способностей у представителей разных соматотипов выявило важную особенность - индивидуальные двигательные проявления, что согласуется с данными других исследователей.
Результат этого этапа исследования выражен в типологической шкале максимального объема развивающих нагрузок разной направленности, которая представляет собой попытку уточнения принципиально важных для реализации дифференцированного подхода в физической подготовке студентов параметров физической нагрузки, основанных на учете особенностей структуры их моторики и направленных на оптимизацию физического состояния (таблица 1, 2).
Эти особенности состояния функций систем организма при выполнении физической работы являются объективной научно-методической основой для разработки эффективных двигательных режимов, которые будут учитывать не только реальные двигательные способности, но и согласовываться с интересами самих занимающихся. Можно предполагать, что эти данные будут объективным ориентиром для студентов других высших учебных заведений.
Таблица 1 - Дифференцированные среднегрупповые параметры максимального объема развивающей беговой нагрузки студентов 18-19 лет различных соматотипов_
Пол+ Соматотип Интенсивность нагрузки по ЧСС
155±5 уд/мин 175±5 уд/мин
Время бега, мин Расстояние, м Время бега, мин Расстояние, м
Юноши (п=15) Астеник 77,5±0,89 12040±391 44±2,1 8380±544
Нормостеник 71± 1,4 10560±740 40,6±0,5 6420±1035
Гиперстеник 70±2,3 9300±943 28,7±3,8 5700±800
Девушки (п=15) Астеник 70,3±15,6 8360±357 18,5±4,9 3280±460
Нормостеник 74,7±4,6 8060±219 15,3±2,1 2940±167
Гиперстеник 82±2,8 6760±606 12±1,4 2740±194
Таблица 2 - Дифференцированные среднегрупповые параметры максимального объема развивающей беговой нагрузки студентов 18-19 лет различных соматотипов (повторная тренировка)_
Пол Соматотип Бег с максимальной скоростью на 43 м
Среднее количество пробежек, раз Среднее время шести пробежек, с
Юноши (п=15) Астеник 8,18±0,75 6,72±0,36
Нормостеник 7,54±0,82 6,37±0,21
Гиперстеник 8±0,75 6,18±0,38
Девушки (п=15) Астеник 7,9±0,73 7,58±0,11
Нормостеник 7,7±0,67 7,56±0,2
Гиперстеник 8,22±0,66 7,35±0,21
К одному из важнейших положений, отражающих основные закономерности как спортивной тренировки, так и физического воспитания, относится принцип непрерывности и системного чередования нагрузок и отдыха. Очевидно, что учебно-тренировочный процесс состоит из двух взаимозависимых компонентов - нагрузки и отдыха. Это положение признается как в теории и практике спорта, так и в физическом воспитании, однако в должной мере не всегда учитывается.
Для уточнения этой проблемы был проведен эксперимент, направленный на установление динамики восстановления работоспособности организма после выполнения студентами максимального объема развивающих нагрузок трех разновидностей: ЧСС=155±5 уд/мин, 175±5 уд/ мин, повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 43 м). В эксперименте принимали участие 10 студентов (5 девушек и 5 юношей) 1 и 2-го курсов.
В результате изучения явления «фаза повышенной работоспособности» на уровне целостных двигательных проявлений организма студентов с использованием автоматизированного информационного комплекса системы управления функциональной подготовкой установлены особенности этого процесса:
- волнообразный характер динамики восстановления работоспособности организма занимающихся, отражающий индивидуальные особенности организма студентов, направленность и меру выполненной физической нагрузки;
- при выполнении студентами «максимального объема развивающей беговой нагрузки» трех интенсивностей (ЧСС=155±5 уд/мин, ЧСС=175±5 уд/мин, повторный бег (7-9 раз) с максимальной скоростью на дистанцию 43-50 м) длительность фазы повышенной работоспособности организма занимающихся сохраняет до 7-8 дней (таблица 3).
Таблица 3 - Длительность сохранения суперкомпенсационного явления в функциональном состоянии организма студентов 18-19 лет при выполнении максимального объема развивающей нагрузки_
Студенты, п=10 Интенсивность беговой нагрузки
155±5 уд/мин 175±5 уд/мин Повтор. бег с макс. скоростью на 43 м
До 7-8 дней До 7-8 дней До 7-8 дней
ВЫВОД
Результаты, полученные на этапах предварительных экспериментов, предоставили объективные основания для формирования технологии основного педагогического эксперимента. Так, при выполнении студентами максимального объема развивающих нагрузок разной направленности длительность периода сохранения суперкомпенсационного явления в их организме раскрывает возможности реализации принципа систематичности и получения эффекта повышения уровня физической подготовленности учащихся вуза при двух занятиях в неделю. Для этого варианта количества занятий при планировании периодичности их проведения в режимах: понедельник-четверг, вторник-пятница, среда-суббота каждое последующее занятие будет приходиться практически на середину фазы
повышенной работоспособности и соответственно будет обеспечивать гарантированный прогресс уровня подготовленности организма студентов и, как следствие, их здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бака Р. Физическая подготовленность как отражение сформированности физической культуры студентов / Р. Бака // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 2. - С. 14-17.
2. Жомин К.М. Морфофункциональные и психофизиологические особенности студенток в зависимости от вида и режима физкультурно-спортивной деятельности : дис. ... канд. биол. наук / Жомин Константин Михайлович. - Новосибирск, 2013. - 157 с.
3. Кизько А.П. Методологические предпосылки разработки программ по предмету «Физическая культура» / А.П. Кизько, А.В. Тертычный // Здоровье и образование: Материалы IV Все-украинской международной научно-практ. конф. - Часть 1. - Донецк : ДонНУ, 2006. - С. 52-56.
4. Кизько А.П. Совершенствование системы управления функциональной подготовкой спортсменов на основе причинно-следственных закономерностей (на примере лыжных гонок): монография / А.П. Кизько. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. - 400 с.
5. Огольцов И.Г. Тренировка лыжника-гонщика / И.Г. Огольцов. - Москва : Физкультура и спорт, 1971. - 127 с.
6. Полянский В.П. Тенденции дальнейшей разработки теории и технологии непосредственно прикладной физической культуры / В.П. Полянский // Теория физического воспитания и общая теория физической культуры: состояние и перспективы : материалы междунар. науч. конф. посвященный. 100-летию со дня рождения Александра Дмитриевича Новикова. - Москва, 2006. -С. 60-71.
7. Яковлева В.Н. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи / В.Н. Яковлева // Science Time. - 2014. - № 9. - С. 254-261.
8. Lakka T.A., Bouchard С. Physical activity, obesity and cardio-vascular / T.A. Lakka, С. Bouchard // Handb. Exp. Pharmacjl. - 2005. - No. 69.(170). - рр. 137-163.
REFERENCES
1. Baka, R. (2010), "Physical fitness as a reflection of the formation of students' physical culture", Physical education of students, No. 2, рр. 14-17.
2. Zhomin, K.M. (2013), Morphofunctional and psychophysiological characteristics of female students depending on the type and mode of physical culture and sports activity, dissertation, Novosibirsk.
3. Kizko, A.P. and Tertychny, A.V. (2006), "Methodological prerequisites for the development of programs on the subject", Physical culture", Health and education: Materials of the IV All-Ukrainian International Scientific and Practical Conference, Donetsk, Part 1, pp. 52-56.
4. Kizko, A.P. (2009), The improvement of the sportsmen functional training system management based on logical connections (cross-county skiing): monography, NSTU publ., Novosibirsk.
5. Ogoltsov, I.G. (1971), Cross-country skier trainings, PE and sport, Moscow.
6. Polyansky, V.P. (2006), "Trends in further development of theory and technology of directly applied physical culture", The theory of physical education and the general theory of physical culture: state and prospects, Materials of the international scientific conference. To the 100th anniversary of the birth of Alexander Dmitrievich Novikov, Moscow, May 26-27, 2006, Russian State University of Physics. culture, sports and tourism, Moscow, pp. 60-71.
7. Yakovleva, V.N. (2014), "The physical education and physical condition of the student youth", ScienceTime, No. 9, pp. 254-261.
8. Lakka, T.A., Bouchard, С. (2005), "Physical activity, obesity and cardio-vascular", Handb. Exp. Pharmacjl, No. 69 (170), рр. 137-163.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.11.2022
УДК 796.011.3
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБЫ
Елена Александровна Кизько, старший преподаватель, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск