Научная статья на тему 'Проблема этнонационального самосознания народов Дагестана как элемента национальной культуры в условиях глобализации'

Проблема этнонационального самосознания народов Дагестана как элемента национальной культуры в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баглиева А. З.

В данной статье автор анализирует следующие формы ментальности-схемы поведения, характерные для данной общности, коллективные представления, интеллектуальные привычки. При этом подчёркивается, что характерной чертой этнического самосознания является наличие целой гаммы эмоционально окрашенных стереотипов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема этнонационального самосознания народов Дагестана как элемента национальной культуры в условиях глобализации»

ПРОБЛЕМА ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА КАК ЭЛЕМЕНТА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© Баглиева А.З.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

В данной статье автор анализирует следующие формы ментально-сти-схемы поведения, характерные для данной общности, коллективные представления, интеллектуальные привычки. При этом подчёркивается, что характерной чертой этнического самосознания является наличие целой гаммы эмоционально окрашенных стереотипов.

Этнонациональное самосознание - ядро и духовный источник национальной культуры, духовной жизни этноса, одна из важнейших причин его социальной активности и динамичности. Оно воздействует на умы людей, на их образ жизни и поведение. С другой стороны, этнонациональная культура, функционирующая в режиме убывающего выражения ценностей, потребностей и ожиданий этнической общности и отдельной личности, постепенно лишается своей национальной значимости, угасает и перестает оказывать на людей актуальное воздействие. Усиливаются процессы этнокультурной апатии, индифферентности, эрозии и распада.

Свое существование этнонациональное самосознание доказывает постоянной своей этно- и социокультурной актуальностью, определенной мерой мобилизованности. Роль его проявляется в ряде этносоциальных функций, в которых обнаруживается мера его исторической социо- и этнокультурной пассионарности.

Этнонациональное самосознание - важнейший показатель «пробуждения» наций и народностей, признак национальных движений, борьбы против всякого национального гнета за создание национальной государственности.

Исторически дагестанские этносы сосуществовали в единой экономической системе, в которой хозяйственная деятельность каждого из них важна была для благополучия всех. Этнический конгломерат, сложившийся в Дагестане, охватывал тюркоязычных земледельцев равнины и предгорий (кумыков, теркемейцев, азербайджанцев), дагестаноязычных горцев -преимущественно скотоводов и ремесленников (аварцев, даргинцев, лакцев, лезгин, табасаранов, рутулов, агулов, цахуров) и ираноязычных горских евреев, персов и тагов, нередко выступавших торговыми посредни-

* Заведующая кафедрой Философии, доктор философских наук, доцент.

ками. Мясо, сыр, масло и др. продукты животноводства и ремесленные изделия обменивали на зерно, соль, нефть и другие товары.

Проживая в течение многих веков в полиэтнической среде, народы Дагестана вырабатывали уникальный опыт взаимодействия между собой и другими соседними народами. Наши предки успешно применяли общепринятые на Кавказе «нормы добрососедских взаимоотношений, народную дипломатию» [1], разрешая многие локальные стычки и конфликты, возникавшие из-за земли, власти, скота и других ценностей ме^ду различными государствами, союзами, общинами.

Этнический статус весьма сложен по своей структуре. Он определяется объективными факторами, такими как включенность представителей того или иного этноса в систему управления, уровень их доходов, образовательный уровень. Очевидно, что этнический статус - продукт группового сознания, воспринимаемый личностью и интерпретируемый ею.

Этнический статус в полиэтнических регионах - это важнейшая составляющая социального самочувствия человека. Низкий статус связан с чувством национальной ущемленности [3]. Муртузалиев С.И. утверждает, что «народы Северного Кавказа при значительной общности и сходстве имели в прошлом немало и существенных различий, обусловленных уровнями общественного развития. Господство натурального хозяйства в сочетании с природными условиями горной страны поддерживали до присоединения Кавказа к России изолированность и замкнутость населявших этот край народов, задерживая процесс нивелирования их местных особенностей. В целом справедливо говорить о повышенной значимости этнической идентификации в самосознании кавказских этносов по сравнению с другими типами социальной идентификации.

Такая ситуация типична для регионов со сложной этнической структурой и не завершенными процессами национального строительства. Этнический и исторический факторы не являются основной причиной проблем и конфликтов в регионе. Конфликты в регионе носят сложный характер, имеют внутренние и внешние причины, но ни один них не запрограммирован историей или человеческой природой» [4]. Абдуллаев М.А. также считает, что «в условиях такой многонациональной республики, как Дагестан, где народы не имеют своей территориальной и экономической общности, одним из главных этноопределяющих признаков выступает этническое самосознание» [1].

Весьма важную роль играет горский этикет - совокупность норм, правил, регулирующих поведение человека в любой ситуации. Этикет предотвращает возможные конфликты, выполняет объединяющую функцию. Семейные родовые связи переплетены с соседскими, куначескими отношениями и с отношениями, порошёнными формами искусственного родства. В северокавказских культурах есть четыре основных момента - почитание старших, личная честь, культ гостя и взаимопомощь.

Так Лабунская В.А., рассматривая данные различных исследователей, делает вывод, что «жители Северного Кавказа демонстрируют в своем поведении ряд параметров, характерных для стереотипа «взаимозависимого Я», поскольку особой ценностью для этнических групп, проживающих на Северном Кавказе, является направленность на других, включенность их в процесс оценки своего «Я», ограничение выражения своего «Я» (модель «скромного» человека), ориентация на социально одобряемое и т.д. Преимущества данной модели поведения и общения очевидны, так как благодаря отношениям с «другими» человек осознает свою принадлежность к определенной группе, в том числе и к этнической, формирует свой личный опыт под влиянием социального окружения, норм, ценностей, традиций. «Взаимозависимость» не означает беспомощность, безвластие, отсутствие контроля.

Результаты изучения общественного мнения в регионе группой исследователей Регионального центра этнополитических исследований при Дагестанском научном центре Российской академии наук (РЦЭИ ДНИ РАН), проведенного в 1998 г. позволяют сделать весьма важный вывод: многонациональное население региона в своей основной массе пока не склонно идентифицировать социально-политические отношения с этническими. Повседневные отношения людей различных национальностей они оценивают как гораздо более благополучные, чем социально-политические отношения [5]. В Дагестане, как утверждает С.И. Муртузалиев, в «основе толерантных межэтнических отношений народов Дагестана - не только хозяйственно-культурные и торговые связи, но и общность исторических судеб, куначеские и брачные связи» [5, с. 97] Наши предки успешно применяли общепринятые на Кавказе «нормы добрососедских взаимоотношений, народную дипломатию» [1], разрешая многие локальные стычки и конфликты, возникавшие из-за земли, власти, скота и других ценностей между различными государствами, союзами, общинами. При этом полное урегулирование этнических конфликтов достигалось, как правило, через переговоры или маслиатский (третейский) суд с участием конфликтующих сторон. Однако, не конфликты и войны, а куначество, добрососедство, дружественные контакты и связи определяли историю взаимоотношении дагестанцев.

Показателем существования такой общности является близость межэтнических установок и образов социальной перцепции межэтнического взаимодействия. Позитивно на межэтнические отношения влияют деловые отношения между людьми разных национальностей, заключение браков между ними. Таким образом, межэтнические установки теснейшим образом включены во всю систему общественных отношений и определяются широким кругом культурных и индивидуально-психологических характеристик.

К настоящему времени в этническом отношении Дагестан представляет собой множество средних и небольших по численности этносов, боль-

шая часть которых не имеет самостоятельного этнического статуса, а зачислена в состав других более крупных по численности народов. Вместе с тем малочисленные народы продолжают сохранять свое этническое самосознание [5, с. 96].

Абдуллаев М.А. считает, что «абсолютное большинство дагестанских специалистов по национальному вопросу приходили к неверному выводу, что дагестанские народы не доросли до нации и составляют народности и этнические группы. Это они мотивировали тем, что у дагестанских народов нет самостоятельной экономической общности, промышленных очагов, нет общенародного литературного языка, что в их языках преоблада-ют диалекты» [2]. Автор утверждает, что «... в такой небольшой многонациональной стране, как Дагестан, нельзя связывать формирование наций с отдельной, сугубо своей экономической и территориальной общностью. У всех народов Дагестана есть свой литературный язык, которым они все владеют. Что касается диалектов, то они существуют даже у многих европейских и иных наций, имеющих все соответствующие понятию «нации» компоненты. Земляческие отношения и традиции существуют в той ли иной форме у всех слоев населения, живущего в деревне. И это не может и не должно мешать функционированию наций» [2].

Развитие этнического самосознания современной дагестанской молодежи происходит в сложнейших условиях интеграции традиционного образа жизни и современной цивилизации; в условиях демократизации и капитализации общества; в атмосфере межэтнических конфликтов и военной напряженности в сопредельных с Дагестаном регионах (Чечне, Грузии) - в мире вседозволенности насилия и разгула преступности. Результатом всех этих процессов является напряженность сознания и снижение толерантности.

По мнению Г.И. Кисловой, дагестанские дети консолидируются в межнациональную дагестанскую общность, что обуславливает у них формирование обобщенного этнического самосознания («Я - дагестанец»). Такая консолидация происходит на базе единства экономической, социально-политической и культурной жизни этносов в многонациональном регионе. Языковая общность в полиэтническом и поликультурном пространстве формируется на базе усвоения русского языка - языка межнационального общения в Дагестане. И только в старшем подростковом возрасте дагестанские учащиеся всё больше осознают себя аварцами, даргинцами, лакцами, кумыками, лезгинами и др., т.е. свою принадлежность к определенной этнической группе [6, с. 178].

Позитивная этническая идентичность характерна для большинства дагестанцев и представляет собой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам. Позитивная этническая идентичность является, с одной стороны, как условие самостоятельного и ста-

бильного существования этнической группы, с другой - как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом и поликультурном мире. В структуре позитивной этнической идентичности позитивный образ собственной этнической группы соотносится с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Культурная идентичность определяет государственную целостность, потому что единство страны может проявляться лишь через разнообразие этносов и этноиден-тичность, через их взаимодействие и взаимообогащение.

Список литературы:

1. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России). - Махачкала: Юпитер, 1993. - С. 294.

2. Абдуллаев М.А. Этнические процессы в современном Дагестане // Дагестанская правда. -2007. - № 238. С. 1-2.

3. Малхозова Ф.М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999. - С. 45.

4. Муртузалиев С.И. Северный Кавказ с «изнанки» и «снаружи» (Северный Кавказ, Дагестан, Чечня и региональная политика России в самооценке «кавказских аборигенов» и образ региона у болгар и японцев в свете эмпирических исследований): монография. - Махачкала, 2007. - С. 180.

5. Муртузалиев С.И. Этнопсихологические аспекты межнациональных отношений в «зоне нестабильности» (эмпирическое исследование в Дагестане и на Северном Кавказе). - Махачкала, 2006. - С. 81-82.

6. Реалии и перспективы поликультурного образования в Дагестане: колл. моногр. / Под ред. С.И. Муртузалиева, В.Н. Цатурова. - Махачкала, 2003. - С. 182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.