15. Порфирий. Жизнь Пифагора. Жизнь Плотина. / пер. М.Л. Гаспарова // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. 570 с.
16. Порфирий. Сочинения / пер. Т. Г. Сидаша. СПб.: Издательство СПбГУ, 2011. 660 с.
17. Римские историки IV века. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. 414 с.
18. Сидаш Т.Г. Неоплатонизм и христианство // Плотин Шестая эннеада. Трактаты I—V. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. 480 с.
19. Сидаш Т.Г. Избранные статьи. В 2 т. / Философия Порфирия сквозь призму древних культур. СПб.: Издательский проект «Квадривиум», 2016.
20. Синезий Киренский, митрополит Птолемаиды и Пентаполя. Полное собрание творений. В 2 т. / пер. и комм. Т. Г. Сидаша. СПб.: Свое издательство, 2012-2014.
21. Сократ Схоластик. Церковная история. М.: РОССПЭН, 1996. 580 с.
22. Успенский Ф.И. История Византийской империи. Становление. М.: Астрель, АСТ, 2011. 608 с.
23. Фурман Д.Е. Император Юлиан и его письма. URL: http://simposium.ru/ru/node/10217 (дата обращения: 19.03.2017).
24. Шичалин Ю. А. История античного платонизма. М., 2000. 439 с.
25. Ямвлих. О египетских мистериях / пер. и вступ. ст. Л. Ю. Лукомского. М., 1995. 285 с.
26. Guthrie, Kenneth S., Numenius of Apamea, The Father Of Neo-Platonism Works, Biography, Message, Sources, And Influence, Moran Press, 2008.
27. Festugiere A.-J. Sur une nouvelle edition du De vita Pythagorica de Jamblique. / Revue des etudes grecques, 1937. 50. Р. 470-494.
28. Neoplatonic Saints. The Lives of Plotinus and Proclus by their Students. / tr. with an introduction by Edwards M., Liverpool: Liverpool University Press. 2000.
УДК 94
Ошев Павел Сергеевич
студент I курса исторического факультета Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь, Россия, e-mail: [email protected] ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА КЕЛЬТОВ В СОВРЕМЕННОЙ
ИСТОРИОГРАФИИ
Pavel S. Oshev
first-year student of the Faculty of Histoty
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF THE ETHNOGENESIS OF THE CELTS IN MODERN
HISTORIOGRAPHY
Аннотация. В статье рассмотрена историография вопроса, связанного с происхождением кельтов. Приведены значимые работы, освещающие эту тему, сопоставлены точки зрения исследователей данной проблемы. Выявлены традиционный и современный подходы к решению поставленного вопроса.
© Ошев П.С., 2017
Ключевые слова: кельты, происхождение кельтов, историография происхождения кельтов, этногенез кельтов.
Abstract. In the article examined the historiography of problem, which Connected with the descent of the Celts. Given significant scientific works about this question, compared Different points of view researchers of this problem. Traditional and modern approaches are given to decision this question
Keywords: Celts, Celtic origin, historiography of the Celtic origin, ethnogenesis of the Celts.
Кельты - великая цивилизация, канувшая в лету много веков назад, подарила нам интереснейшую культуру, но в то же время оставила неисчерпаемое количество тайн и загадок. Племена, наводившие страх на граждан Вечного города, разорившие Дельфы, расселившиеся на огромной территории от Альп до Ирландии, являются научным объектом бесконечного множества ученых по всему миру. Так называемая «кельтомания» начавшаяся в XVIII-XVIII вв. с романтизации кельтской истории и продолжающаяся до сих пор, с различными перерывами, дарит нам бесконечное множество трудов о кельтах как на Западе, так и у нас. При таком положении не могло не возникнуть некоторого количества разногласий по самым разным вопросам, например, вопрос о происхождении этого народа имеет множество белых пятен: археологические находи не дают ответа на главный вопрос - вопрос происхождения народа и его культуры. Точек отчета дается огромное количество - Шампань, Гунсрюк-Эйфель, Чехия, Дания, Фризские острова, Австрия.
Традиционные теории происхождения.
По мнению античных авторов, таких как Тит Ливий, родиной кельтов следовало бы считать Галлию. Именно оттуда, по мнению Ливия, начали свое победоносное шествие по западной Европе кельты. Данная теория легко оспаривается данными лингвистики. Если взять точкой отсчета Галлию, то на территории Франции должно быть обнаружено большое количество топонимов кельтского происхождения, что, как мы знаем, является неверным.
Следует отметить работу XIX в. Амедея Тьерри «История галлов», в которой он, опираясь на Страбона и Цезаря, помещает кельтов VI в. до н.э. на то же место, на котором их запечатлел Цезарь в I в. до н.э, то есть в Центральную Францию.
Традиционно большинство историков считали точкой старта кельтской цивилизации юг Германии и датируют это концом бронзового века. Связано это в первую очередь с данными линвистики. Именно на юге Германии многие топонимические названия имеют корни в кельтских языках. К примеру, Дунай от ирл. dana - быстрый, Рейн от ирл. rain - море, также некоторые реки, впадающие в Дунай, имеют в своем названии корень «лабер» с ирл. «та, которая говорит», еще следует учесть подобные лингвистические доказательства в названиии гор, многих поселений. Основоположником этой концепции стал Д' Арбуа де Жюбенвилль. В работе под названием «Первые обитатели Европы по данным античных авторов с учетом новейших лингвистических исследований», вышедшей в 1877 г., он помещал изначальных кельтов уже в район юго-запада Германии и востока Франции. Данной точки зрения придерживались такие видные историки, как Диллон Майлз и Чедвик Нора Крешоу. Еще в 60-х гг. XX в. в своем труде «История кельтских королевств» утверждали, что родина кельтов это Центральная Европа.
«Из своей родины в Центральной Европе кельты продвинулись на запад до Атлантического побережья и в Испанию, на север на Британские острова, а позднее на юг в Италию и на восток по Дунаю до Галатии в Малой Азии» [2, c. 16].
Подобная точка зрения, можно сказать ставшая уже классической, встречается у многих авторов.
Франсуаза Леру в своей работе «Кельтская цивилизация» пишет, что родиной кельтов является так же Центральная Европа: «После периода предполагаемых индоевропейских вторжений главным центром экспансии стала Центральная Европа, особенно Богемия, - это происходило на стыке гальштаттской и латенской эпох» [1 с. 89].
Энн Росс в своей работе «Кельты-язычники. Быт, религия,культура» «селит» кельтов в Центральную Европу. «Если говорить о ранних миграциях кельтских народов, то первый народ, который мы можем с уверенностью считать кельтами, - это племена Центральной Европы, использовавшие железо
и другие новые технологии, которые, как мы видели, оставили впечатляющие памятники в Гальштате (Австрия) и других областях Европы. Они, судя по всему, произошли от местного народа, использовавшего бронзу, который археологи определяют как «североальпийскую культуру полей погребений» [4, с. 16].
Лишь недавно появился новый поход в изучении этой цивилизации. Недавнее открытие может ставить всю теорию под сомнение. Речь идет о мечах-спатах - железный клинок листовидной формы, расширяющийся к эфесу. Данные мечи находят по всей Франции и центральной Германии, они считаются прямым признаком расселения кельтов западнее Центральной Европы, но недавно подобные артефакты начали находить и в Британии, только данные клинки уже были датированы 8 в. до н.э. и сделаны из меди. Данная находка ставит под сомнение всю концепцию традиционного подхода к изучению кельтов и теорию расселения из Центральной Европы на запад (Фильм BBC "The Celts: Blood, Iron and Sacrifice").
Новая теория происхождения кельтов
Одним из основоположников новой теории расселения кельтов является английский ученый Джон Коллис. В своем труде «Кельты: Истоки. История. Миф» он попытался доказать несостоятельность многих, уже устоявшихся, традиционных, постулатов современной науки о кельтах.
Автор утверждает, что многие археологические открытия, сделанные в области изучения этногенеза кельтских народов замалчивались в целях не рушить старые устои, не вредить авторитету знаменитых ученых.
«Я отвергаю многие, если не все концепции и методы, высказанные в литературе о кельтах, а также большинство научных теорий» - заявляет автор [3, с. 266].
На основании изучения археологических находок и историографии автор приходит к выводу, что у многих ученых, занимающихся разными периодам: бронзовым и железным веком, велик соблазн оградить свою область научных интересов и назвать ее «кельтской». Также одной из причин неверной
интерпретации является плохая сохранность памятников: в какой-нибудь Шампани сохранилось гораздо больше археологических артефактов, чем Западной Франции или любом другом предполагаемом участке расселения кельтов. В связи с утратой многих источников потеряна преемственность памятников культуры Гальштата и Латена, в связи с этим исследователи не берут в расчет предполагаемые области происхождения, кроме тех, где эта преемственность сохранена. Согласно позиции автора, мы можем предположить, что находки, связанные с кельтами, концентрируются не только в какой-то определенной области, их можно найти на всей территории Европы - от берегов Британии до Чехии, от Атлантики до Альп. Данный факт указывает на то, что ученым давно пора отказаться от идеи локального очага кельтской культуры. Как мы можем видеть, археологические памятники, относящиеся к раннему периоду развития кельтской культуры, встречаются во многих местах Европы.
По мнению Дж. Коллиса, ранее приведенные факты говорят о том, что мы не просто не можем указать точное место появления кельтской цивилизации, но и должны отказаться от идеи локального центра ее возникновения и можем говорить о многоочаговой природе данной культуры.
«С этим связана и концепция "латенской культуры", якобы возникшей на Среднем Рейне и в Северной Франции. Она до сих пор существует благодаря нехватке данных, но главным образом благодаря сохранению давно устаревших идей - следовать им для многих удобнее, чем признать, что различные аспекты материальной культуры могут иметь разное происхождение, и "культура" может иметь несколько центров распространения, подобно "волновой" модели в лингвистике» [3, с. 231].
Поскольку культура, по мнению автора, многоочаговая, а кельтов мы знаем и представляем как нечто целостное (на данном этапе исследования я не беру в расчет язык и религию), то можно прийти к выводу о том, что миграционные процессы в древности происходили куда чаще, чем мы думаем,
и различные контакты между обществами от Карпатских цепей до Атлантики и от Ирландии до Пиренейского полуострова происходили на постоянной основе, что дает нам поистине интереснейшее смешение культур, дает нам то, что мы и считаем на сегодняшний день кельтами.
В своей работе уже упомянутый мной Джон Коллис дает такую оценку:
«Таким образом, мы можем отнести возникновение латенской культуры к куда более обширному региону от запада Франции до Венгрии, от Южной Британии до Северной Италии. Внутри этой области существуют значительные различия, но повсюду, от Британии до Венгрии и Испании, отмечено сходство в типах брошей или украшениях ножен, изображающих фантастических "драконов". Как мы можем это интерпретировать? Уже очевидно, что группы людей и отдельные индивидуумы в древности были значительно более мобильными, чем допускают схемы "миграций" или "завоеваний". Поэтому картина передвижения народов может замениться постоянным передвижением небольших групп населения. Это гораздо лучше объясняет сходство, к примеру, женских украшений Венгерской равнины и долины Рейна» [3, с. 232].
Заключение
Традиционная теория прочно укоренилась в современном понимании проблемы большинством историков и имеет четкую историографию, последовательность в изучении и множество сторонников, но с развитием археологии, с нахождением новых памятников данной теории требуется некая трансформация, которой пока мы не видим.
Благодаря концепции Джона Коллиса появилась некая альтернатива, новый путь, по которому могут двигаться исследователи, открывая практически заново данную культуру.
Не стоит опасаться за те исторические труды, которые в будущем будут признаны несостоятельными, ведь историческая наука - это живой организм, который может и должен развиваться, и совершенно нормально, что какие-то его части потеряют свою значимость и актуальность, ведь им на смену придут новые.
Списрк литературы
1. Гюйонварх К.-Ж., Франсуаза Л. Кельтская цивилизация. СПб.: Культурная инициатива, 2001. 270 с.
2. Диллон М., Чедвик Н.К. История кельтских королевств. М.: Вече, 2006. 512 с.
3. Коллис Дж. Кельты. Истоки. История. Миф. М.: Вече, 2007. 288 с.
4. Росс Э. Кельты-язычники. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2005. 255 с.
УДК 94(100)"05/..." + 94(495).04
Костин Николай Олегович
магистрант I года обучения кафедры истории древнего мира и средних веков департамента «Исторический факультет»
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, e-mail: [email protected]
АНТИЛАТИНСКОЕ СОЧИНЕНИЕ ПАТРИАРХА ГЕННАДИЯ
(ГЕОРГИЯ) СХОЛАРИЯ
Nikolai O. Kostin
1 -nd year Graduate student Chair of Ancient History and Middle Ages Department
«Faculty of History»
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected]
THE ANTI-LATIN TRACTATE OF PATRIARCH GENNADIUS (GEORGIOS) SCHOLARIUS
Аннотация. В статье рассматривается богословский трактат Геннадия Схолария -византийского богослова XV в., ставшего первым Патриархом Константинополя после падения Византийской империи. Сочинение Схолария носит полемический характер, его предметом является вопрос о Filioque. В статье даются основные сведения о Геннадии, рассматриваются его четыре аргумента, направленные против западного добавления к символу веры. Также показано прикладное значение данного текста в рамках церковной политики икономии.
Ключевые слова: история Византии, Геннадий Схоларий, антиуниатство, полемика с католицизмом.
Abstract. The article is devoted to theology tractate's Gennadius Scholarius. He was Byzantine theologian of the XV century who stayed the first Patriarch of Constantinople after the fall of Byzantium. The main idea of the polemic tractate's Gennadius Scholarius is problem of Filioque. The article is divided into the two parts. The first part devoted to information about biography's Patriarch, the second part - four arguments against the latin addition to a creed. The author of the article indicates application value of the tractate on the field of church policy of economy.
© Костин Н.О., 2017