ИСТОРИЯ СТРАН ЗАПАДА ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ
УДК 94
Ошев Павел Сергеевич
студент II курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО КЕЛЬТОВ В ПЕРИОД РИМСКОЙ ЭКСПАНСИИ
Pavel S. Oshev Second-year Student of the Faculty of Histoty
Perm State Humanitarian and Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: [email protected]
POLITICAL UNITY OF THE CELTS DURING THE ROMAN EXPANSION
Аннотация. Галлы — загадочный народ, населявший половину Европы, культура которого привлекает к себе внимание огромного количества людей и по прошествии многих веков после его исчезновения с политической карты Европы. Считали ли галлы сами себя единой силой, которой суждено остаться в памяти поколений в образе свободолюбивых, гордых воинов? Как показывает история, в абсолютном большинстве — это не так. В данной статье хотелось конкретнее рассмотреть причины и поводы борьбы галлов с Римом, взаимодействие племен друг с другом во время восстаний, проблему отсутствия политической общности в критические моменты истории.
Ключевые слова: кельты, галлы, Верцингеториг, Рим, античность, Картимандуя, восстание.
Abstract. Gauls, a mysterious people who lived half of Europe, whose culture attracts the attention of a huge number of people and many centuries after his disappearance from the political map of Europe. Did the Gauls themselves as a unified force, which is destined to remain in the memory of generations in the image of the freedom-loving, proud warriors? As history shows, this is not the case in the vast majority. This article specifically wanted to examine the reasons and motives of the struggle of the Gauls against Rome, to view the interaction of the tribes with each other during the uprising, to consider the problem of the lack of political community in the critical moments of history.
Key words: celts, gauls, Vercingetorix, Rome, antique, Cartimandua, uprising.
Начиная с I в. до н. э. Рим вел бесконечные войны с кельтскими племенами, подавляя то тут, то там восстания — от Цизальпинской Галлии до Британии. Это дает нам представление о том, что кельты-галлы не готовы были мириться со своей участью данников Рима, участью части огромной империи.
© Ошев П.С., 2018
Но все ли так однозначно? Можем ли мы говорить, что это борьба за ту самую «кельтскость», независимость, ведь еще в IV в. до н. э. кельты сами идентифицировали себя именно как кельтов, как некую культурную общность, хоть и политически разобщенную, или же мы можем увидеть борьбу отдельных, разрозненных племен против высоких налогов, или борьбу за власть, в которой одной из сторон ради своей выгоды приходилось использовать антиримскую риторику.
Для начала следует условиться, что кельты-галлы при общей исследуемой в данной статье политической разобщенности имеют общую культуру в широком смысле этого слова. Изначально имея огромные возможности мобильности, кельты-галлы, несомненно, ей пользовались и именно поэтому имели общую культуру на огромной территории, от Карпат до Иберии. Известный историк Джон Коллис в своих исследованиях этногенеза кельтов так описывает данную ситуацию: «...очевидно, что группы людей и отдельные индивидуумы в древности были значительно более мобильными, чем допускают схемы «миграций» или «завоеваний». Поэтому картина передвижения народов может замениться постоянным передвижением небольших групп населения. Это гораздо лучше объясняет сходство, к примеру, женских украшений Венгерской равнины и долины Рейна» [4, с. 232].
По сути, на руках историков имеется один письменный источник — «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря [2]. Сам источник, конечно, является больше пропагандистским и политизированным произведением, но кое-что мы можем оттуда подчерпнуть. К примеру, с самого начала походов Цезаря на стороне римлян сражались некоторые племена, например эдуи, которые являлись одним из самых могущественных галло-кельтских племен на территории Галлии и использовали дружбу с Римом как козырь в борьбе с соседними племенами арвернов и секованов.
Здесь же мы наблюдаем и более личную историю Дивициака и
Думнорикса. Два брата, оба занимают высокие должности в политической
системе эдуев, но один — Думнорикс — плетет интриги против Цезаря, с
139
целью приумножить власть и богатство, а другой — Дивициак — является сторонником Рима в галльских делах. «...Думнориг, говорят они, человек очень смелый, благодаря своей щедрости весьма популярный в народе и очень склонный к перевороту» [1]. «Цезарь знал, что брат Думнорига Дивициак отличается великой преданностью римскому народу и расположением лично к нему и что это человек в высшей степени верный, справедливый и разумный: его-то и боялся Цезарь обидеть казнью Думнорига» [1].
Благодаря двум этим отрывкам мы можем судить о разном восприятии римлян как внутри племенной верхушки кельтов-галлов, так и внутри народа, поскольку, судя по свидетельствам того же Цезаря, должности, занимаемые двумя братьями, были выборные.
Далее хронологически нас интересуют два события — это восстание Верцингеторикса и завоевание Британии. Вообще, отступая в сторону, можно сказать о том, что, к сожалению, в современной историографии отсутствуют работы, которые брали бы за основу повествования «галльский взгляд» на события, и это создает определенную сложность в исследовании как кельтов-галлов, так, к примеру, и древних германцев.
Восстание Верцингеторикса в современной историографии именуется восстанием всей Галлии против римского владычества. В восстании Верцингеторикса поначалу действительно участвовали и эдуи, и секваны, и арверны, и все прочие племена, но после того как восстание возглавил Верцингеторикс — представитель арвернов, эдуи попросили у Цезаря помилования и сражались уже на стороне римлян.
«Эдуи под влиянием Конвиктолитава и Литавикка препираются с Верцингеториксом, добиваясь руководства в войне против римлян. Но в Бибракте, на всегалльском собрании, права Верцингеторикса на то, чтобы быть верховным вождем, подтверждаются. Эдуи этим удручены» [6, с. 39]. «Эдуи и арверны помилованы Цезарем: он рассчитывает своим великодушием привлечь
эти два крупных племени на свою сторону» [Там же].
140
С отказом участвовать в восстании двух крупнейших племен о всеобщности говорить уже не приходится.
Далее внимание следует обратить на второе крупное военное столкновение кельтов и римлян — завоевание Британии римлянами, проходившее уже после смерти Цезаря. И снова мы не можем наблюдать политической сплоченности перед лицом опасности. В данном случае красноречив пример королевы племени бригантов Картимандуи. Она была ставленником римской администрации и, к примеру, выдала римлянам Каратака — предводителя соседнего мятежного племени, что позволило ей расширить границы собственных владений. Далее союзница сдала римлянам и своего мужа, готовившего восстание против них, и в итоге стала безраздельной правительницей бригантов. Позднее ее новый муж тоже принял попытку противиться Риму, тут уже своевольной королеве не удалось договориться с легионерами — ей пришлось отречься от престола.
«...когда собственный супруг Картимандуи Венутий поднялся против римлян, она также встала на их сторону. Затем она заключила новый брак с Веллокатом, одним из дружинников ее мужа. В 69 г. Венутий снова восстал против Картимандуи и римлян, и на сей раз за ним последовало практически все племя бригантов. Тогда римляне осознали, что на Картимандую больше нельзя полагаться, и после того, как восстание было подавлено, вынудили ее отречься от престола» [3, ^ 280].
Конечно, мы можем вспомнить о знаменитом восстании Боудики, но в этом случае причиной мятежа были скорее личная обида и жажда мести, нежели борьба за «свободу нации».
Так прошли две крупнейшие войны римлян с кельтами-галлами — от Цезаря до Адриана. Конечно, в данной статье рассмотрены самые яркие моменты этой борьбы, в то же время самые показательные. На долгие двести лет Галлия, можно сказать, была замирена, не в последнюю очередь благодаря преференциям, которые были даны кельтской-галльской знати Римом. В эпоху кризиса III в. на протяжении четырнадцати лет на карте существовало
141
государство под названием Галльская империя, объединившее под своими знаменами и собственно Галлию, и Британию, и Иберию.
«Кельтская культура, кельтские традиции были заложены и сохранялись среди сельского населения, но невозможно утверждать обратное и в отношении горожан. Разрушение религиозной организации друидов означало духовное разрушение целой нации, были утеряны и постепенно забыты многие обычаи и традиции. Религиозные искания населения, особенно Галлии, неизбежно должны были привести к возврату к старым богам и старой религии, тем более что между континентальными и островными кельтами вновь были налажены тесные контакты. Но при этом в Галлии сохранялось почитание римских богов, появлялись и новые культы: Сераписа, Митры, по-прежнему распространен был императорский культ. На менталитет и идеологию населения не могло не повлиять римское образование, широко распространенное в этих регионах, и отказываться от этого блага цивилизации галлы не хотели. Наоборот, в IV в. Галлия стала главным интеллектуальным центром Западной Римской империи. Наступление христианства — еще один фактор нового влияния на идеологию и культуру региона, при котором вряд ли можно говорить о «кельтском возрождении». Галльские императоры всячески подчеркивали, что ценят поддержку местного населения. Влияние соседних регионов, германских племен, романизация — все эти факторы, вместе взятые, не дают нам возможности говорить о «кельтском возрождении». Ряд исследователей утверждает, что говорить о «кельтском возрождении можно лишь по отношению к менее романизированной Британии и после ее полного освобождения из-под власти Римской империи» [7, с. 212].
Таким образом, и Галльская империя Постума не может считаться государством кельтов-галлов в полной мере, ведь сохранялись имперская система управления, римские верования и римская же культура. Из-за малой исследованности темы Галльской империи мы не можем утверждать точно, но, скорее всего, создание этого политического образования было обосновано стремлением к власти успешного военачальника, жаждавшего независимости
от центра и угадавшего настроение местной знати. Данное суждение следует из того, что империя просуществовала всего 14 лет и в итоге была сдана без боя Тетриком II, что говорит нам и о нежелании низов, и о невозможности верхов.
Следом за падением Галльской империи идет восстание багаудов, но и оно, во-первых, мало исследовано, а во-вторых, по свидетельству историков, было всего лишь борьбой за экономические свободы.
«Это движение, направленное в первую очередь против крупного галло-римского землевладения, способствовало разрушению рабовладельческого хозяйства» [5].
Увы, но галлам-кельтам не суждено было стать третьей силой в античном мире. Разобщенность местной знати, желание личной выгоды поставили крест на создании единого государства, не дали возможности выступить единым фронтом против римской экспансии.
«Три миллиона побежденных, миллион убитых, миллион обращенных в рабство — таковы были итоги войны с галлами, официально объявленные во время триумфа Цезаря. Но ни массовые порабощения, ни продолжающиеся жестокие карательные экспедиции, в ходе которых захваченным повстанцам отрубали кисть правой руки, долгое время не могли усмирить галлов... Неудивительно поэтому, что немалая часть пятивекового римского господства в Галлии наполнена напряженной борьбой галлов против Рима» [1, с. 21].
Данный вывод, сделанный Юрием Львовичем Бессмертным, к сожалению, является не совсем точным; о наличии борьбы именно галлов против Рима, а не отдельных вождей говорить по крайней мере не совсем правильно. Еще в XIX в. французский историк Фюстель де Куланж писал: «Мы не должны представлять себе завоеванную Галлию содрогающеюся в неволе и всегда готовящеюся сбросить с себя оковы. Факты и памятники дают нам совершенно иное понятие о положении вещей. Около века после завоевания император Клавдий в речи, обращенной к сенату, произнес следующие слова: «Верность Галлии никогда не колебалась в продолжение 100 лет; даже в
критические моменты, через которые проходила наша империя, ни разу не пошатнулась ее преданность» [8, с. 88].
Как показало время, галлам так и не удалось сплотиться, встать единым фронтом против римского господства и обрести свободу. С чем это связано? Причины такого исхода событий кроются в нескольких факторах:
1. Галлы очень восприимчивы и любознательны. Именно поэтому римская культура так хорошо взошла на галльской почве. Стоит упомянуть хотя бы статуи кельтского бога Луга, который изображался в облике Марса.
2. Не нашлось действительно общегалльского лидера, имеющего претензии на полное объединение племен, в то же время алчность верхушек этих самых племен не дала сплотиться в период общегалльского восстания под пр едводительством В ерцингеторикса.
3. Внутренняя политика Рима в отношении захваченных территорий: отмена налогов, поддержание кровопролитных распрей внутри племенной элиты, поддержка отдельных «царьков».
Все эти факторы привели в итоге к тому, о чем шла речь ранее; к III в. н. э. даже при условии создания «Галльской империи» волей свыше данное политическое образование не смогло стать чем-то обособленным от Рима и римской культуры, в результате такое образование не просуществовало и пятнадцати лет.
Список литературы
1. Бессмертный Ю.Л. История Франции. Т.1. М.: Наука, 1971. 361 с.
2. Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне / пер. М.М. Покровского. М.: РИМИС, 2011. 560 с.
3. Гельмут Биркхан. Кельты. История и культура. М.: Аграф, 2007. 509 с.
4. Джон Коллис. Кельты. Истоки. История. Миф. М.: Вече, 2007. 288 с.
5. Дмитриев А.Д.Движение багаудов // Вестник древней истории. 1940. № 3-4. С. 101-114.
6. Жан-Луи Бруно. Галлы. М.: Вече, 2011. 416 с.
7. Куликова Ю.В. Галльская империя от Постума до Тетриков. СПб., 2012. 269 с.
8. Фюстель де-Куланж. История общественного строя древней Франции. СПб.: Типолитография Альтшулера, 1901. 403 с.