Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / СОДЕРЖАНИЕ ЭТИКИ / ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безрукова Анна Сергеевна

Статья посвящена изучению проблемы этического воспитания детей дошкольного возраста; изучены и проанализированы исследования ученых и практика состояния этического воспитания дошкольников, выяснены причины недостаточного обеспечения образовательной среды для этического воспитания дошкольников в детском учреждении. В статье делается вывод о том, что проблема повышения эффективности этического воспитания дошкольников требует дальнейшей конкретизации и изучения, в том числе средствами современных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безрукова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ETHICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN AT THE PRESENT STAGE OF MODERNIZATION OF EDUCATION

The article is devoted to the study of the problem of ethical education of preschool children; the research of scientists and the practice of the state of ethical education of preschoolers are studied and analyzed, the reasons for the insufficient provision of an educational environment for ethical education of preschoolers in a children's institution are revealed. The article concludes that the problem of improving the effectiveness of ethical education of preschoolers requires further specification and study, including by means of modern educational technologies.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

практическая подготовка специалистов по работе с молодежью в образовательном процессе, использование проектных технологий в решении проблем молодежи, формирование цифровых компетенций. В каждом из этих направлений существуют свои особенности раскрывающие потенциал профессиональной подготовки для конкурентных преимуществ специалистов по работе с молодежью на рынке труда и занятости в решении задач реализации государственной молодежной политики.

Литература:

1. АИС Молодежь России: сайт. - 2022. - URL:https://myrosmol.ru/ (дата обращения: 08.04.2022).

2. Вербицкая, Н.О. Национальная система квалификаций России: квалификационно-ориентированные экспертные цифровые технологии: Монография / Н.О. Вербицкая, Т.Г. Калугина, Д.А. Стаин. - Екатеринбург: УГЛТУ, 2019. - 235 с.

3. Гаджиева, П.Д. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи средствами социального проекта/ П.Д. Гаджиева, Н.К. Серкерова // Символ науки. - 2020. - №3. - С. 77-78

4. Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Центр молодежных проектов»: сайт. - Ставрополь, 2022. - URL: https://kdm26.ru/ (дата обращения: 08.04.2022).

5. Макарова, Н.С. Стратегия практической подготовки студентов в образовательном процессе педагогического вуза / Н.С. Макарова, Е.В. Черненко // Гуманитарные исследования. - 2020. - № 4 (29). - С. 112-116.

6. Михалкина, Е.В. Организация проектной деятельности: учебное пособие / Е.В. Михалкина, А.Ю. Никитаева, Н.А. Косолапова. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. - 146 с.

7. Нетесова, Н.И. Развитие проектного метода в системе образования / Н.И. Нетесова // Молодой ученый. - 2014. -№ 19 (78). - С. 587-590.

8. Организация проектной деятельности обучающихся: Хрестоматия / [Е.С. Полат и др.]; сост.: В.Л. Пестерева, И.Н. Власова. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. - 164 с.

9. Россия - страна возможностей: сайт. - 2022. - URL:https://rsv.ru/ (дата обращения: 08.04.2022). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

10. Семейкин, А.Ю. Современные цифровые методы и системы в управлении безопасностью труда: Монография / А.Ю. Семейкин. - Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2020. - 88 с.

Педагогика

УДК 371

аспирант 3 года обучения Безрукова Анна Сергеевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ПРОБЛЕМА ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы этического воспитания детей дошкольного возраста; изучены и проанализированы исследования ученых и практика состояния этического воспитания дошкольников, выяснены причины недостаточного обеспечения образовательной среды для этического воспитания дошкольников в детском учреждении. В статье делается вывод о том, что проблема повышения эффективности этического воспитания дошкольников требует дальнейшей конкретизации и изучения, в том числе средствами современных образовательных технологий.

Ключевые слова: этика, содержание этики, этическое воспитание, этическое воспитание дошкольников.

Annotation. the article is devoted to the study of the problem of ethical education of preschool children; the research of scientists and the practice of the state of ethical education of preschoolers are studied and analyzed, the reasons for the insufficient provision of an educational environment for ethical education of preschoolers in a children's institution are revealed. The article concludes that the problem of improving the effectiveness of ethical education of preschoolers requires further specification and study, including by means of modern educational technologies.

Key words: ethics, the content of ethics, ethical education, ethical education of preschoolers.

Введение. Проблема этического воспитания на современном этапе социального развития общества актуальна. Ее актуальность вызвана непониманием моральных принципов человечества в некоторых слоях общества, нежеланием следовать нормам и правилам поведения. Такое отношение к морально-нравственным ценностям может свести на нет все человеческое в человеке [1; 3; 8; 12; 13 и др.]. Как показывает практика, недостаточно высокий уровень культуры населения России, в образовательных учреждениях в том числе, ведет к негативным поступкам и действиям во всех сферах общества и вредит здоровью окружающих. Эта проблема государства и общества, которые должны быть заинтересованы в гармоническом развитии личности, где важной его частью является этическое воспитание [14; 15; 16; 17; 18 и др.].

Изложение основного материала статьи. Основы этического воспитания закладывались еще с древнейших времен (Аристотель). В каждом историческом периоде происходила трансформация и обновление знаний, определение содержания и условий ее формирования, что отражено во многих работах (в педагогике - Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др; в психолого-педагогических исследованиях - Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, В.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн и др.; исследования в области философии - Н.А. Бердяев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, и др.) [6; 10; 12; 14; 17].

Значимость этического воспитания, в том числе дошкольников, показаны в исследованиях ученых (Р.С. Буре, A.M. Виноградова, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, А.Д. Кошелева, Г.Г. Сергеичева, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г. Цуканова, Э.В. Штиммер, и др.) [1; 8; 10 и др.]; указаны в документах, определяющих политику государства на современном этапе в сфере образования, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), в образовательных программах дошкольного образования [11; 16; 17]; значительная работа ведется в научно-теоретическом и практическом аспектах по нравственному и духовно-нравственному воспитанию как одних из составляющих этического воспитания, в том числе и на этапе дошкольного возраста [3; 4; 5; 7; 8; 9; 12 и др.].

Однако результат практики показывает, что не весь резерв воспитательного воздействия применен для присвоения всего спектра содержания этического образования воспитуемыми, в том числе дошкольниками [4; 5; 7; 9; 13 и др.]. Поэтому в нашем исследовании была поставлена задача выяснить проблемы этического воспитания дошкольников на современном этапе для определения наиболее эффективных средств, которые могут оказывать влияние на присвоение норм и правил поведения детьми дошкольного возраста.

Нам импонирует ребенок - дошкольник, у которого восприятие имеет свои особенности, позволяющие усваивать правила и нормы поведения, о чем писал К.Д. Ушинский, считавший, что «добрые чувства должны уходить своими

корнями в детство», а «человечность, доброта (ласка), доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях, в красоте окружающего мира» [14, С. 128]. То есть, в дошкольном возрасте уже важно, ради чего осуществляется деятельность человека и в чем смысл целей, желаний и намерений. Дошкольник впервые сталкивается с целенаправленным воздействием на него условий по этическому воспитанию, предоставляемых государственным учреждением, от эффективного воздействия которых зависит результат его поведения и взаимодействия с окружающими. Поэтому решение проблемы этического воспитания дошкольников прямо зависит от общетеоретической концепции личности дошкольника и знания различных подходов к содержанию дошкольного образования, к условиям и факторам его присвоения.

Так как для определения этического воспитания дошкольников базовым понятием является «этика», то рассмотрим ее сущностные характеристики. Этика в широком смысле трактуется как совокупность «определенных норм и правил поведения и общения, принятых в обществе» а в узком - «конкретно-индивидуальном для определенного круга людей, социальной группы и наборе внешне проявляющихся форм поведения и общности. В этике как явлении культуры общества сущность, содержательная сторона и структура рассматриваются через ценности, нормы и оценки [2; 6 и др.].

Психологи понимают этику как систему статико-динамических характеристик нравственной детерминации поведения человека как субъекта развития Наличие устойчивой системы этических характеристик личности определяет направленность ее поведенческой активности. Содержательный компонент (система этических черт) отражает особенности отношения личности к окружающему через Добро и Зло, характеризующие ее сознание и самосознание и проявляющиеся через отношение к себе и другим людям.

В этой связи нельзя не согласиться с Л.М. Поповым, что это ... «соответствие или несоответствие нормам, сложившимся в определенной культуре или субкультуре; соответствие или несоответствие внутренним нормам отдельной личности». В структурном компоненте этика - составляющая «психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития», детерминированных внутренними (что дано человеку Природой, душевное) и внешними условиями (деятельностный аспект, рассматриваемый в процессуальной характеристике как «взаимодействие») [12, С. 24-52].

При таком подходе духовное содержание этики («нравственные обычаи и традиции, качества национального характера и формы их воплощение в культуре личности; моральные нормы и принципы; мировоззренческие понятия о добре и зле, о долге и совести, справедливости и достоинстве, укоренившиеся в обществе; нравственные идеалы, культивируемые в обществе») определяется уровнем развития этической зрелости личности (. «способностью гуманно относиться к другому человеку, строить и отстаивать отношения достойные обоих») [12, С. 24-52].

В аспекте этического воспитания дошкольника очень важно такое понимание этики, позволяющее определять разнообразные типы человеческого поведения и возможности коррекционной деятельности по движению от порочного поведения к добродетельному, соотносить поведенческие действия и поступки с общечеловеческими, национальными, религиозными, семейными, субкультурными правилами, нормами, обычаями, традициями, нравами, свойственными другим людям. Таким образом вырисовывается истинное «лицо» этики на современном этапе образования как «синтеза гуманистического содержания всех ее элементов» (познания, политической, правовой, художественно-эстетической, религиозной, нравственной культурой общества» [1, С. 56-74].

Синтез всех дефиниций по исследуемой проблеме этического воспитания в разных науках о человеке и ознакомление с научно-педагогическими изысканиями в области педагогики [1; 6; 10 и др.] позволил выбрать наиболее подходящие нашей теме исследования определения этического воспитания авторами:

- Л.И. Маленковой - «продолжение традиции, идентификация с социокультурным окружением, принятие норм, усвоение совокупности правил и образцов поведении, самоограничение, запрет» [8, С. 244], однако такое определение, по нашему предположению, недостаточно для решения задач, указанных в ФГОС ДО, в образовательных программах дошкольного образования России, нацеливающих на освоение общечеловеческих ценностей (к которым относятся и этические ценности), в том числе и дошкольников [12; 15; 16; 17; 18];

- И.П. Подласым - как «целенаправленного и систематического воздействия на сознание воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали» [10], по нашему мнению, систематизирует изыскания ученых с позиции современного подхода к культурным ценностям личности, в том числе и этических [10; 17].

Изучение и анализ теоретико-практических материалов по этическому воспитанию дошкольников показал, что исследования ученых, нормативные образовательные документы и практические наработки в аспекте заявленной нами проблеме на современном этапе российского образования за последние пять лет отражают:

- цели, содержание норм и правил поведения в дошкольном возрасте;

- методы и средствами воздействия на воспитуемых для организации их деятельности по формированию этических умений (обеспечение методическими материалами, наглядными и учебными пособиями [4; 5; 7; 8; 11; 13; 15; 18].

Однако практическое воплощение идей и наработок ученых и воспитателей не всегда находит место в реализации этического воспитания дошкольников:

А) По целям и содержанию:

- в ФГОС ДО содержание этического воспитания задекларировано в образовательной области «социально -коммуникативное развитие, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия»;

- рекомендации ФГОС ДО по содержанию и предоставлению образовательной среды, которые должны быть отражены в программах дошкольного образования, на практике не всегда находят должное место: в обязательной образовательной программе Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой выделено нравственное направление содержания образования и содержание норм и правил поведения дошкольников, а в других программах дошкольного образования, предлагаемых для использования в детских садах («Детский сад по системе Монтессори», «Открытия», «Тропинки», и др.), недостаточно представлено материала по этическому воспитанию;

- нет заинтересованности ученых по исследованию проблемы этического воспитания дошкольников; к примеру, из многочисленного числа защищенных кандидатских и докторских диссертаций по педагогике за период с 2017 по 2021 годы только в трех работах (0,58%) представлена тема нравственного и этического воспитания, в том числе и дошкольников, а журнал «Воспитание дошкольников» не имеет соответствующей рубрики по этическому (нравственному) воспитанию и за пять последних лет (2017-2021 годы) опубликовано две статьи (0,8% от общего количества всех опубликованных) в журнале по теме, отражающей воспитание нравственности [3; 4; 5; 7; 8; 9; 11; 13; 15; 16; 18 и др.].

Б) По методам и средствам воздействия:

- задекларировано в ФГОС ДО процесс обучения реализовывать по средствам «использования различных методов и форм работы с детьми (рекомендованы современные образовательные технологии -игровая как основного вида деятельности детей дошкольного возраста и повышение статуса игры, коммуникативная, познавательно-исследовательская,

восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд и т.д., с включением ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций), которые взаимодействуют друг с другом, педагогом и предметно-пространственной средой, однако недостаточно доказательств по эффективности их использования в этическом воспитании дошкольников;

- содержание образовательной деятельности в дошкольном учреждении представлено в базовом компоненте и осуществляется в предметно-пространственной среде, однако в ней нет места этике (нравственному воспитанию), а все нормы, правила поведения и другие составляющие этических знаний и умений предлагается воспитателям давать детям в процессе их пребывания в детском саду при свободном общении воспитателя и воспитанника (при встрече детей в детский сад, на прогулке, во время еды, переодевании ко сну и на занятия по музыке, физкультуре и т.д.), но нет обеспечения среды этического общения, чтобы дошкольник присвоил нравственные и другие составляющие умения этики, если тридцать восемь детей в группе приходится на одного воспитателя; что не позволяет в таких условиях воспитателю использовать рекомендованное разнообразие различных форм и методов по реализации этического воспитания; достижения детей дошкольников согласно ФГОС ДО предлагается определять не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а «совокупностью личностных качеств», однако никаких методик воспитателю по выяснению результативности этического воспитания нет;

- обеспеченность учебно-методическими материалами и средствами этического воспитания дошкольников представлена разработчиками программ дополнительного образования дошкольников в небольшом количестве, (большая часть из них отражает духовно-нравственное воспитание), однако они редко получают добро на внедрение в детские сады из-за незаинтересованности со стороны руководства детским учреждением [3; 9; 13; 14; 16].

Выводы. Основываясь на теоретическом анализе научно-исследовательских изысканий ученых и практике этического воспитания, в том числе этического воспитания дошкольников, позволим сделать следующие выводы.

1. Этическое воспитание как определили ученые в своих многочисленных исследованиях, имеет большое значение в жизни общества и закладывать его основы надо с детства; имеются теоретические подходы к этическому воспитанию, к воспитанию нравственности, однако отсутствует понятие ««этическое воспитание дошкольников», не выделено четко его содержание, недостаточно представлено теоретико-практических работ, отражающих его особенности и реализацию.

2. Одной из существенных причин проблемы этического воспитания дошкольников является недостаточное внимание со стороны ученых и практиков к созданию для детей дошкольного возраста эффективной предметно-пространственной среды, в том числе и в дополнительном образовании дошкольных образовательных учреждений; недостаточно раскрыто осуществление этического воспитания средствами современных образовательных технологий в условиях дополнительного образования в детском учреждении.

Проблемы этического воспитания дошкольников в аспекте заявленной темы статьи, требуют большей конкретизации и изучения ее по многим вопросам, в том числе и в рамках его реализации средствами современных образовательных технологий.

Литература:

1. Абульханова, К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта / К.А. Абульханова // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики: сб. Трудов. - М.: Изд-во «Институт «Институт психологии РАН», 1997. - С. 56-74.

2. Брунчукова, Н.М. Сущность понятия «этическое воспитание» / Н.М. Брунчукова // Вестник Университета Российской академии образования. - №8. - 2018. - С. 121-123.

3. Губанова, Ю.Ю. Духовно-нравственное образование как система ценностных ориентаций в современной образовательной среде / Ю.Ю. Губанова, Т.И. Овчаренко, М.Ф. Сорокалетова / Современные образовательные ценности и обновление содержания образования. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. - Белгород, 2020. - С 45-78.

4. Иванова, И.В. Нравственно-этическое воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста / И.В. Иванова / Дошкольное детство. Актуальные вопросы образования и воспитания. Сборник научно-методических статей. - Йошкар-Ола, 2018. - С. 131-135.

5. Карева, С.М. Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста как основы нравственности / С.М. Карева, В.А. Зебзеева / «Социально-экономическое развитие России»: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2019. - С. 31-36.

6. Культурология. Краткий словарь / ред. И.Ф. Кефели. Изд. 2-е. - СПб.: Петрополис, 1995. - С. 39.

7. Ломоносова, Н.В. Формирование у старших дошкольников нравственных представлений о мире средствами базовых национальных ценностей: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ломоносова Наталья Викторовна. - Майкоп, 2020. - 200 с.

8. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе / Л.И. Маленкова. - М.: Высшая школа, 2000. - 244 с.

9. Пантелеева, Н. Воспитание доброты и отзывчивости у детей дошкольного возраста / Н. Пантелеева // Дошкольное воспитание. - 2019. - №2. - С. 10-17.

10. Подласый, И.П. Педагогика: учебник для студентов вузов / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2012. - 574 с.

11. Приказ Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на 30 сентября 2020 года). Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 ноября 2018 года, регистрационный N 52831.

12. Семенов, К.Б. Некоторые аспекты развития идей компетентностного подхода в теории и практике образования / К.Б. Семенов, А.С. Семенова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века. Сборник научных трудов. Под редакцией Е.И. Артамоновой, Г.Г. Еркибаевой, Л.П. Илларионовой. - Москва, 2020. - С. 164-170.

13. Стерхов, А.А. Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития обучающихся общеобразовательной организации: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Стерхов Алексей Алексеевич. - Челябинск, 2020. - 250 с.

14. Ушинский, К.Д. История педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / К.Д. Ушинский; под ред. Шабаева М.Ф. - М., 1981. - С. 128.

15. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 года N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с изменениями на 21 января 2019 года). Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 года, регистрационный N 30384.

16. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция, действующая с 1 сентября 2021 года). Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012.

17. Щуркова, Н.Е. Нравственные основы жизни человека: учеб. пособие / Н.Е. Щуркова. - М.: 2012. - 82 с.

18. Навигатор образовательных программ дошкольного образования [электронный ресурс]. - URL.: https://www.maam.ru/detskijsad/model-obrazovatelnogo-prcesa-fgos-do.html /- (дата обращения: 26.12.2021).

Педагогика

УДК 378.4

кандидат психологических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

магистр Додонова Валентина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УЧАСТИЯ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ

Аннотация. Проблема формирования навыков безопасного поведения на дороге является особенно актуальной в современной образовательной практике. Исследования позволят выявить разные аспекты данной проблемы, но основным направлением по-прежнему остается - охрана жизни человека, ребенка, формирование общественной культуры безопасности. Недостаточное количество знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста в данных вопросах с одной стороны закономерны: жизненный и социальный опыт ребенка развивается постепенно и непосредственно коррелирует с его психофизиологическими особенностями, а с другой стороны меняющиеся социально-экономические условия обязывают постоянно модернизировать образовательную практику формирования данных навыков. Одной из современных эффективных технологий образовательной практики считается проектная деятельность. В статье описан анализ изучения готовности педагогов в детском саду к применению проектной деятельности для формирования у детей навыков в рамках исследуемой проблемы. В заключении авторы рассматривают необходимость разработки программы профессиональной подготовки педагогов к реализации проектной деятельности по данному направлению.

Ключевые слова: проектная деятельность, формирование навыков безопасного участия в дорожном движении, дети дошкольного возраста, педагог дошкольного образования.

Annоtation. The problem of developing skills of safe behavior on the road is especially relevant in modern educational practice. Research will reveal different aspects of this problem, but the main direction still remains - the protection of the life of a person, a child, the formation of a public culture of safety. Insufficient knowledge, skills and abilities in preschool children in these matters are, on the one hand, natural: the life and social experience of the child develops gradually and directly correlates with its psychophysiological characteristics, and on the other hand, changing socio-economic conditions oblige to constantly modernize the educational practice of data generation skills. One of the modern effective technologies of educational practice is project activity. The article describes an analysis of the study of the readiness of kindergarten teachers to use project activities to develop children's skills within the framework of the problem under study. In conclusion, the authors consider the need to develop a program for the professional training of teachers for the implementation of project activities in this area.

Key words: project activity, вумудщзштп of skills for safe participation in road traffic, preschool children, teacher of preschool education.

Введение. Одним из основных направлений работы педагогов в детском саду в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию является формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Это очень яркий и насыщенный аспект профессиональной деятельности, требующий комплексного и интегрального подхода к проектированию образовательных событий, развивающей предметно-пространственной среды, отбору форм, методов и средств работы с детьми дошкольного возраста [9, 3].

Наряду с работой с детьми педагог дошкольного образования также должен целенаправленно и планомерно осуществлять работу с родителями, на которых возлагается основной функционал по поддержанию и дальнейшему совершенствованию формируемых навыков [6, 13], а также по воспитанию культуры безопасного поведения в обществе на уровне семьи, формированию ценностей социального и личностного гармоничного благополучия.

Наиболее перспективным методологическим решением в этой связи представляется использование технологии проектной деятельности [10], поскольку она позволяет обеспечить не только линейное построение образовательного процесса, но и провести ряд входных, итоговых и промежуточных срезов динамики работы с ее последующей корректировкой [7]. В рамках проектной деятельности можно наиболее эффективно обеспечить вовлечение различных участников в образовательный процесс.

Освоение технологии проектной деятельности педагогами дошкольного образования проводится в непосредственной связи с практикой, а также в ходе курсовой подготовки и методических мероприятий, обеспечивающих тиражирование и диссеминацию опыта в профессиональной среде.

Таким образом, в рамках статьи мы предлагаем рассмотреть аспекты подготовки педагогов к проектной деятельности по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении у детей дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Современные методические и педагогические теории ориентируют педагогов на освоение и внедрение инновационных технологий и, в частности, на технологию проектной деятельности, потому что именно она в полной мере позволяет формировать самостоятельность ребенка, развитие креативности [1, 12]. Также проектная деятельность позволяет более эффективно организовать ряд элементов образовательного процесса, привлекать необходимы для этого ресурсы.

Анализ педагогических проектов по исследуемой тематике показывает, что большинство педагогов предпочитают именно проектную деятельность в решении этой актуальной задачи.

Ряд исследователей: К.В. Агафонова, В.П. Клименко, О.А. Скоролупова, Т.А. Шорыгина, - утверждают, что технологии проектирования в данной области позволяют обеспечить дошкольникам и их родителям роль активных участников образовательного события [5, 14].

Необходимо довести до понимания педагогов ожидаемые результаты работы по данному направлению, а именно, что если дошкольник успешно справится с работой по проекту, то в дальнейшем он окажется более приспособленным во взрослой жизни [11]: сумеет грамотно планировать собственную деятельность, хорошо ориентироваться в различных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.