Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахуташвили Татьяна Викторовна, Луговая Ольга Михайловна

В данной статье раскрыты актуальные направления профессиональной подготовки специалистов по работе с молодежью в вузе, учитывающих реализацию государственной молодежной политики в современных российских условиях. Выявлены особенности практической подготовки специалистов по работе с молодежью в образовательном процессе, перспективы использования проектных технологий в решении проблем молодежи и необходимость формирования цифровых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахуташвили Татьяна Викторовна, Луговая Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS IN YOUTH WORK AT THE UNIVERSITY

This article reveals the current directions of professional training of specialists in working with youth at the university, taking into account the implementation of the state youth policy in modern Russian conditions. The features of practical training of specialists in working with youth in the educational process, the disadvantages of using project technologies in solving youth problems and the need for the formation of digital competencies are revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ В ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Бахуташвили Татьяна Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Луговая Ольга Михайловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ В

ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье раскрыты актуальные направления профессиональной подготовки специалистов по работе с молодежью в вузе, учитывающих реализацию государственной молодежной политики в современных российских условиях. Выявлены особенности практической подготовки специалистов по работе с молодежью в образовательном процессе, перспективы использования проектных технологий в решении проблем молодежи и необходимость формирования цифровых компетенций.

Ключевые слова: специалист по работе с молодежью, профессиональная подготовка, проектные технологии, цифровые компетенции.

Annotation. This article reveals the current directions of professional training of specialists in working with youth at the university, taking into account the implementation of the state youth policy in modern Russian conditions. The features of practical training of specialists in working with youth in the educational process, the disadvantages of using project technologies in solving youth problems and the need for the formation of digital competencies are revealed.

Key words: specialist in youth work, professional training, project technologies, digital competencies.

Введение. Современные реалии профессиональной подготовки специалистов по работе с молодежью в вузе вызывают необходимость в оценивании процесса реализации государственной молодежной политики. В частности, образовательный процесс профессиональной подготовки данных категорий специалистов включает несколько особенностей: увеличение объема практической подготовки, основанной на изучении структуры и содержания деятельности организаций по работе с молодежью; подготовки к использованию проектных технологий, направленных на решение различных задач государственной молодежной политики; формирования цифровых компетенций, позволяющих внедрять передовые достижения научно-технического прогресса в практику работы с молодежью. Вместе с тем, в образовательном процессе профессиональной подготовки существуют ряд проблем, осложняющих процесс обучения специалистов по работе с молодежью: максимальная интенсивная нагрузка на специалистов и руководителей организаций, задействованных в практической подготовке студентов; малое включение лидеров молодежных общественных объединений в образовательный процесс, передающих опыт использований проектных технологий; формирование цифровых компетенций не в полном объеме учитывает масштабы цифровизации профессиональной деятельности (использование возможностей Интернет-ресурсов, социальных сетей, онлайн-обучение по дополнительным образовательным программам, которые предлагает высшая школа с учетом труда рынка и занятости). Таким образом, данные проблемы снижают конкурентные преимущества выпускников вузов, обучающихся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью».

Для теоретико-методологического обоснования актуальности изучения профессиональной подготовки специалистов по работе с молодежью в вузе имеют большое значение исследования Вербицкой Н.О., Калугиной Т.Г. В трудах Гаджиевой П.Д., Косолаповой Н.А., Макаровой Н.С., Михалкиной Е.В., Никитаевой А.Ю., Серкеровой Н.К. раскрыты особенности организации проектной деятельности в образовании.

В научной работе Семейкина А.Ю. изучены современные цифровые методы и системы в управлении безопасностью труда, имеющее важное значение для подготовки квалифицированных специалистов по организации работы с молодежью, обладающих цифровыми компетенциями.

Однако, несмотря на теоретическую разработанность профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, до сих пор открытым остается вопрос об особенностях профессиональной подготовки специалистов по работе с молодежью в вузе.

Изложение основного материала статьи. Общеизвестно, что молодежь - это лидеры завтрашнего дня, поэтому вклад в развитие молодежи очень важен. Общество видит в молодом поколении такие характеристики, как: активное лидерство, уверенность в себе, честность, бескорыстное служение, профессиональные знания, патриотизм и дисциплину [3]. Вместе с тем, молодежь имеет проблемы в сфере права, труда, занятости и образования, вызванные социально-экономическими, политическими, демографическими, культурными процессами, происходящими в современных российских условиях. В связи с этим возникает необходимость осуществление профессиональной подготовки специалистов по работе с молодежью в вузе, способных решать актуальные задачи по реализации государственной молодежной политики.

Особую актуальность в профессиональной подготовке специалистов по работе с молодежью в вузе имеет практическая подготовка [5]. В вузах России практическая подготовка имеет следующие особенности:

- осуществляется в виде выделения часов в учебных планах на семинарские занятия для практической подготовки;

- проводится в форме практики для совершенствования профессиональных компетенций, связанных с решением проблем молодежи в социальной сфере.

Проведение семинарских занятий в форме практической подготовки, как правило, ведётся в виде мастер-классов, тренингов, круглых столов, работы с экспертом на базе организации, позволяющих погрузится в профессиональную деятельность специалиста по работе с молодежью.

Для организации и реализации практической подготовки студентов по направлениям «Организация работы с молодежью» в форме практики выпускающие кафедры вузов заключают отдельно договор о сотрудничестве с организациями, ориентированными на решение проблем молодежи в сфере права, труда, занятости и образования. Эффективность практической подготовки будущих специалистов по работе с молодежью зависит от взаимодействия профессорско-преподавательского состава кафедры и руководителя практики для целесообразного выполнения индивидуальных и групповых заданий, учитывающих региональную специфику и социальные процессы в молодежной среде субъектов Российской Федерации.

Современная практическая подготовка специалистов по работе с молодежью в вузе невозможна без изучения опыта использования проектных технологий в решении задач по реализации государственной молодежной политики [7]. Под проектными технологиями в сфере государственной молодежной политики понимаются технологии создания социальных

проектов, уникальных по своим целям и задачам, направленных на реализацию приоритетных мер государственной молодежной политики, решение значимых молодежных проблем, инициированных органами управления молодежной политикой, молодежью или молодежными объединениями, и соответствующих целям социально-экономического развития конкретного муниципального образования, региона, страны в целом [6]. В содержание проектных технологий в системе региональной молодежной политики РФ входят: средства осуществления проектных технологий, методы проектирования, алгоритмы выполнения технологических процедур, научно-методическое и информационное обеспечение проектов.

Особенностями реализации проектных технологий в системе учреждений молодежной политики на региональном уровне являются: применение проектных технологий с точки зрения отношения их к управленческим решениям в сфере молодежной политики (управленческих технологий); возможность использования проектных технологий по направлениям в соответствии с задачами, выдвинутыми в основах государственной молодежной политики; молодежная политика сама характеризуется как системная технология; проектные технологии наиболее эффективны в event-проектах при разработке и реализации массовых молодежных мероприятий.

Вторичный анализ результатов проведенного исследования в 16 муниципальных районах и 17 городских округах Ставропольском края показал, что среди проблем, ограничивающих проявление проектных инициатив молодежи, респонденты называли, в основном: финансовые (45%) и социально-психологические (41,7%). Среди главных проблем, которые возникают у муниципальных учреждений в процессе применения проектных технологий, в основном названы слабая бюджетная база учреждения для их внедрения (39,2%) и отсутствие у молодежи мотивации в разработке и реализации проектов (38,8%). Вместе с тем, 32% опрошенных к особенностям реализации проектных технологий в системе учреждений молодежной политики в Ставропольском крае относят специфику и масштаб проблем молодежи в регионе. 38,5% опрошенных считают, что эффективная оценка проектных технологий в реализации программ в сфере государственной молодежной политики зависит от уровня профессиональной компетентности эксперта, проводящего такую оценку. Данное исследование выявило проблемы и перспективы обучения молодежи в проектной деятельности. При освоении обучающимися проектных технологий существуют особенности [10]. К ним относятся: применение научных походов к проектированию; актуальность региональных проблем молодежи; технологии социально-проектной деятельности, направленные на решение проблем молодежи, находящиеся в трудной жизненной ситуации; опыт проектирования в организациях по работе с молодежью.

Кафедра социальных технологий СКФУ в рамках освоения будущими специалистами по работе с молодежью проектных технологий сотрудничает с Государственным бюджетным учреждением Ставропольского края «Центр молодежных проектов» [4].

Центр молодежных проектов осуществляет свою деятельность в соответствии с региональным законодательством в сфере государственной молодежной политики. Учреждение создано в целях снижения социальной напряженности в молодежной среде, развития гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, вовлечения молодежи в социальную практику, содействия занятости молодежи, обеспечения поддержки творческой, научной и предпринимательской активности молодежи и ее информирования о потенциальных возможностях самореализации. Студенты во время практической подготовки знакомятся с основными проектами, реализующимися в центре: проект «Ассоциация волонтерских центров», проект «Волонтеры Победы», проект «Молодой труженик села», проект «Молодые ученые и инноваторы», проект «Профориентир», проект «Молодая семья», проект «Информационное обеспечение молодежной политики в Ставропольском крае», проект «Инициативная молодежь», проект «Поддержка и развитие художественного творчества молодежи», проект «Студенческие отряды Ставрополья», проект «Детские и молодежные общественные объединения», проект «Ты - предприниматель», проект «Молодежный туризм», проект «Я - волонтер» и другие [4]. По каждому проекту рассматриваются следующие позиции: актуальность для Ставропольского края, целевая группа молодежи, цели и задачи проекта, методы реализации, этапы и сроки, объем и источники финансирования, исполнители, ожидаемые результаты, риски и перспективы проекта. Такой подход позволяет освоить проектную технологию от создания идеи по решению проблемы молодежи до ее реализации. Опыт, полученный студентами в Центре молодежных проектов способствует созданию и реализации собственных проектов, которые они представляют на молодежном Форуме «Машук», лучшие проекты получают финансирование. Кроме того, студенты в Центре молодежных проектов осваивают оформление отчетной документации по внедренным проектам, а также изучают основы организации и проведения акций, флешмобов, онлайн-эстафет, челленджий, интенсив-программ, обучающих семинаров, конкурсов, фестивалей, вебинаров, образовательных форумов, тренингов для молодежи в рамках проектной деятельности. Особое внимание уделяется информационному продвижению и сопровождению проектов в социальных сетях.

Освоение проектных технологий дает возможность студентам кафедры социальных технологий СКФУ по направлению «Организация работы с молодежью» профессионально готовиться к участию в международных и всероссийских студенческих олимпиадах, а также в конкурсах профессионального мастерства, где одним из заданий является презентация проекта.

Профессиональная подготовка специалистов по работе с молодежью в вузе предусматривает формирование цифровых компетенций, включающих знания, умения и навыки по использованию информационно-коммуникационных технологий [2]. В процессе формирования цифровых компетенций используются различные методы (работа с программным обеспечением и информационными справочными системами, установленных на компьютерах в организациях по работе с молодежью; анализ ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения учебных дисциплин и факультативов и другие) [10]. Так, в учебный план кафедры социальных технологий СКФУ по направлению подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодежью» для формирования цифровых компетенций включены учебные дисциплины: «Информатика», «Информационные технологии», «Цифровая грамотность и обработка данных», «Социальные медиа в работе с молодежью», «Система искусственного интеллекта», «Искусственный интеллект в профессиональной сфере», «Социальные инновации в работе с молодежью». На каждой дисциплине раскрываются теоретические основы и практическая значимость цифровых компетенций для профессиональной деятельности. Например, в рамках дисциплины «Социальные инновации в работе с молодежью» преподаватель дает задание студентам изучить актуальные проекты для молодежи на официальном сайте «Россия - страна возможностей» [9]. С помощью АИС «Молодежь России» [1] студенты могут зарегистрироваться на муниципальные, региональные, окружные и федеральные мероприятия, а также принять участие в грантовых конкурсах, где проявляют свои профессиональные, творческие таланты и личностные качества, необходимые для решения проблем молодежи. Таким образом, профессиональная подготовка специалистов по работе с молодежью в вузе включает практическую подготовку, использование проектных технологий и формирование цифровых компетенций.

Выводы. Современная ситуация в сфере государственной молодежной политики вызывает необходимость профессиональной подготовки специалистов по работе специалистов в вузе, направленной на траекторию личностного роста и развития. Важными направлениями профессиональной подготовки данной категории специалистов являются

практическая подготовка специалистов по работе с молодежью в образовательном процессе, использование проектных технологий в решении проблем молодежи, формирование цифровых компетенций. В каждом из этих направлений существуют свои особенности раскрывающие потенциал профессиональной подготовки для конкурентных преимуществ специалистов по работе с молодежью на рынке труда и занятости в решении задач реализации государственной молодежной политики.

Литература:

1. АИС Молодежь России: сайт. - 2022. - URL:https://myrosmol.ru/ (дата обращения: 08.04.2022).

2. Вербицкая, Н.О. Национальная система квалификаций России: квалификационно-ориентированные экспертные цифровые технологии: Монография / Н.О. Вербицкая, Т.Г. Калугина, Д.А. Стаин. - Екатеринбург: УГЛТУ, 2019. - 235 с.

3. Гаджиева, П.Д. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи средствами социального проекта/ П.Д. Гаджиева, Н.К. Серкерова // Символ науки. - 2020. - №3. - С. 77-78

4. Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Центр молодежных проектов»: сайт. - Ставрополь, 2022. - URL: https://kdm26.ru/ (дата обращения: 08.04.2022).

5. Макарова, Н.С. Стратегия практической подготовки студентов в образовательном процессе педагогического вуза / Н.С. Макарова, Е.В. Черненко // Гуманитарные исследования. - 2020. - № 4 (29). - С. 112-116.

6. Михалкина, Е.В. Организация проектной деятельности: учебное пособие / Е.В. Михалкина, А.Ю. Никитаева, Н.А. Косолапова. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. - 146 с.

7. Нетесова, Н.И. Развитие проектного метода в системе образования / Н.И. Нетесова // Молодой ученый. - 2014. -№ 19 (78). - С. 587-590.

8. Организация проектной деятельности обучающихся: Хрестоматия / [Е.С. Полат и др.]; сост.: В.Л. Пестерева, И.Н. Власова. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. - 164 с.

9. Россия - страна возможностей: сайт. - 2022. - URL:https://rsv.ru/ (дата обращения: 08.04.2022). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

10. Семейкин, А.Ю. Современные цифровые методы и системы в управлении безопасностью труда: Монография / А.Ю. Семейкин. - Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2020. - 88 с.

Педагогика

УДК 371

аспирант 3 года обучения Безрукова Анна Сергеевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ПРОБЛЕМА ЭТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы этического воспитания детей дошкольного возраста; изучены и проанализированы исследования ученых и практика состояния этического воспитания дошкольников, выяснены причины недостаточного обеспечения образовательной среды для этического воспитания дошкольников в детском учреждении. В статье делается вывод о том, что проблема повышения эффективности этического воспитания дошкольников требует дальнейшей конкретизации и изучения, в том числе средствами современных образовательных технологий.

Ключевые слова: этика, содержание этики, этическое воспитание, этическое воспитание дошкольников.

Annotation. the article is devoted to the study of the problem of ethical education of preschool children; the research of scientists and the practice of the state of ethical education of preschoolers are studied and analyzed, the reasons for the insufficient provision of an educational environment for ethical education of preschoolers in a children's institution are revealed. The article concludes that the problem of improving the effectiveness of ethical education of preschoolers requires further specification and study, including by means of modern educational technologies.

Key words: ethics, the content of ethics, ethical education, ethical education of preschoolers.

Введение. Проблема этического воспитания на современном этапе социального развития общества актуальна. Ее актуальность вызвана непониманием моральных принципов человечества в некоторых слоях общества, нежеланием следовать нормам и правилам поведения. Такое отношение к морально-нравственным ценностям может свести на нет все человеческое в человеке [1; 3; 8; 12; 13 и др.]. Как показывает практика, недостаточно высокий уровень культуры населения России, в образовательных учреждениях в том числе, ведет к негативным поступкам и действиям во всех сферах общества и вредит здоровью окружающих. Эта проблема государства и общества, которые должны быть заинтересованы в гармоническом развитии личности, где важной его частью является этическое воспитание [14; 15; 16; 17; 18 и др.].

Изложение основного материала статьи. Основы этического воспитания закладывались еще с древнейших времен (Аристотель). В каждом историческом периоде происходила трансформация и обновление знаний, определение содержания и условий ее формирования, что отражено во многих работах (в педагогике - Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др; в психолого-педагогических исследованиях - Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, В.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн и др.; исследования в области философии - Н.А. Бердяев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, и др.) [6; 10; 12; 14; 17].

Значимость этического воспитания, в том числе дошкольников, показаны в исследованиях ученых (Р.С. Буре, A.M. Виноградова, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, А.Д. Кошелева, Г.Г. Сергеичева, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г. Цуканова, Э.В. Штиммер, и др.) [1; 8; 10 и др.]; указаны в документах, определяющих политику государства на современном этапе в сфере образования, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), в образовательных программах дошкольного образования [11; 16; 17]; значительная работа ведется в научно-теоретическом и практическом аспектах по нравственному и духовно-нравственному воспитанию как одних из составляющих этического воспитания, в том числе и на этапе дошкольного возраста [3; 4; 5; 7; 8; 9; 12 и др.].

Однако результат практики показывает, что не весь резерв воспитательного воздействия применен для присвоения всего спектра содержания этического образования воспитуемыми, в том числе дошкольниками [4; 5; 7; 9; 13 и др.]. Поэтому в нашем исследовании была поставлена задача выяснить проблемы этического воспитания дошкольников на современном этапе для определения наиболее эффективных средств, которые могут оказывать влияние на присвоение норм и правил поведения детьми дошкольного возраста.

Нам импонирует ребенок - дошкольник, у которого восприятие имеет свои особенности, позволяющие усваивать правила и нормы поведения, о чем писал К.Д. Ушинский, считавший, что «добрые чувства должны уходить своими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.