Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ'

ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
577
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ВРАЧ / МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / СТРЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савинская Е. С., Харькова О.А.

Эмоциональное выгорание представляет собой синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов человека в профессии. Наибольшему риску развития синдрома профессионального выгорания подвержены врачи. Эмоциональное выгорание у врачей начинает формироваться с первых лет практики под воздействием большого количества разнообразных профессиональных факторов. Для лучшего понимания проблемы эмоционального выгорания врачей был проведен литературный обзор научных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ»

ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №12 / 2020

УДК 159.95

Савинская Е. С.

студент 1 курса Магистратуры по Психологии здоровья,

Северный Государственный Медицинский Университет (СГМУ),

Архангельск, РФ

Харькова О.А.

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, СГМУ,

Архангельск, РФ

ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ

Аннотация

Эмоциональное выгорание представляет собой синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов человека в профессии. Наибольшему риску развития синдрома профессионального выгорания подвержены врачи. Эмоциональное выгорание у врачей начинает формироваться с первых лет практики под воздействием большого количества разнообразных профессиональных факторов. Для лучшего понимания проблемы эмоционального выгорания врачей был проведен литературный обзор научных данных.

Ключевые слова:

эмоциональное выгорание, синдром профессионального выгорания, врач, медицинская деятельность, эмоциональное истощение, стресс

Введение: В контексте профессиональной деятельности в сфере оказания медицинской помощи населению проблема эмоционального выгорания особенно актуальна, поскольку оказывает влияние не только на качество жизни медицинских работников, но и на качество медицинской помощи, а также качество жизни пациентов [10]. Необходимость исследования данного феномена именно у врачей обусловлена высокой социальной значимостью и самой спецификой их деятельности, связанной с интенсивными нагрузками разного типа (обслуживанием непрерывного потока пациентов, переработкой больших объемов разнородной информации и др.), с высокой профессиональной, социальной и юридической ответственностью за результаты лечения. В их профессиональной деятельности высока цена врачебной ошибки, вероятность которой повышается из-за состояний психо -эмоционального напряжения [1].

Таким образом, целью работы явилось теоретическое изучение эмоционального выгорания у врачей.

Материал и методы. Для поиска литературы использовались электронные научные библиотеки e-library и Киберленинка.

Результат исследования. Эмоционального выгорания - это комплекс психологические и физиологические симптомов, поэтому в некоторых научных работах можно встретить словосочетание «синдром эмоционального выгорания» [2]. Так, согласно Международной классификации болезней нового пересмотра от 2019 года эмоциональное выгорание - это синдром, являющийся результатом хронического стресса на рабочем месте и характеризующийся тремя основными признаками: (1) ощущением мотивационного или физического истощения, (2) нарастающим психическим дистанцированием от профессиональных обязанностей или чувством негативизма, цинизма к профессиональным обязанностям и (3) снижением работоспособности. При этом определена сфера рассмотрения данного явления: «касается непосредственно профессионального контекста и не должно применяться к опыту из других сфер жизни» [11].

Обзор научных источников показал [3, 5, 7, 9], что развитие эмоционального выгорания предполагает наличие длительного психоэмоционального напряжения и переход реакций с эмоционального уровня на уровень психосоматики. Спектр причин и факторов, вызывающих выгорание велик, но в его многообразии можно выделить причины личностного и психологического уровня, физиологического и средового уровней. Среди основных причин выгорания отмечаются также утрата экзистенциальных смыслов, внутриличностные конфликты, чрезмерные профессиональные нагрузки,

~ 178 ~

несоответствие между ожиданиями человека и действительностью, с которой ему приходится сталкиваться ежедневно, организационные проблемы. Как следствие данных причин и под влиянием соответствующих факторов, у человека накапливаются отрицательные эмоциональные состояния, которые без соответствующей разрядки и проработки формируют устойчивое эмоциональное выгорание. Психологическое переутомление, нарушение состояния равновесия, когда внутренние и внешние требования длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними). Перечисленные причины и факторы вызывают у врачей состояние постоянного напряжения, тревоги, дискомфорта и неудовлетворенности своей профессиональной деятельностью [2, 4, 8].

Синдром эмоционального выгорания имеет структуру (по К. Маслач): эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошённости, пониженный эмоциональный фон, процесс исчерпания эмоциональных ресурсов, ощущение усталости и равнодушия к работе и окружению, появление апатии и тревожности [5]. Деперсонализация, как форма психосоциальной дезадаптации у врача, может проявляться повышенной зависимости от окружающих или, наоборот, в усилении личностного отдаления, развитии негативизма, в циничном, негуманном отношении к окружению и пациентам, в раздражительности, «холодности», повышении агрессивности и конфликтности. Редукция личных достижений находит отражение в негативных эмоционально-оценочных суждениях по отношению к себе, своим способностям и успехам, внимание фиксируется на неудачах, развивается негативное самовосприятие [6]. На основе трехфакторной модели эмоционального выгорания К. Маслач, разработан опросник «Maslach Burnout Inventoty», который является наиболее надежным и валидным инструментом диагностики и считается, в некотором роде, золотым стандартом для выявления выгорания в медицинской научной литературе [2].

Среди врачей феномен эмоционального выгорания достаточно распространен. Так, в исследовании Бодаговой Е.А было показано, что почти каждый второй врач имеет признаки эмоционального выгорания (61,6% сформирована одна из фаз выгорания). По данным исследования фазы напряжения и резистенции наиболее выражены у врачей онкологов, а фаза истощения преобладает у врачей скорой помощи [3]. Похожие результаты были установлены в исследовании, которое было проведено в лечебно-практическом учреждение в Перми: в 50% случаев у врачей наблюдались различные признаки СЭВ, среди которых можно выделить редукцию профессиональных обязанностей и неадекватное эмоциональное реагирование [12]. Среди научных работ ведутся исследования СЭВ с учетом гендерного фактор: так у женщин врачей стадия резистенции более выражена, чем у мужчин врачей [3]. Актуальным направлением изучения СЭВ у врачей выступает определение внешних и внутренних (личностных характеристик) факторов [2, 8, 14]. Можно отметить работы, которые затрагивают вопросы способов совладения с профессиональным стрессом. Определено, что примерно 30% врачей прибегают к медикаментозным средствам для коррекции эмоционального напряжения, часть специалистов прибегает к психологической помощи и смене профессиональной деятельности [4, 15]. Не смотря на большой научный интерес, существует крайне ограниченное количество работ, в которых были бы представлены практические рекомендации по профилактике СЭВ среди врачей с учетом профиля деятельности и личностных характеристик.

Заключение: значимость и ценность теоретического исследования заключается в комплексном характере изучения эмоционального выгорания на примере врачебной деятельности. Глубокое теоретическое изучение эмоционального выгорания у врачей дает основу для качественных практических исследований специалистам в данной области.

Список использованной литературы:

1. Багрий М.А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специальностей: автореф. дис. канд. психол. наук. - Москва, 2009. - 29 с.

2. Бердяева И.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей/ И.А. Бердяева, Л.Н. Войт // Дальневосточный медицинский журнал. - 2012. - № 2. - С. 117-120

3. Бодагова Е.А. Психическое здоровье врачей разного профиля/ Е.А.Бодагова // Социальная и клиническая психиатрия. - 2013. -Т. 23. № 1. - С. 21-26

4. Булыгина В.Г. Эмоциональное выгорание у специалистов общей и судебно-психиатрической практики

~ 179 ~

(аналитический обзор) / В.Г. Булыгина, А.С.Петелина // Российский психиатрический журнал. - 2013. - № 6.- С. 24-30

5. Водопьянова Н.Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека/ Н.Е. Водопьянова // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2011 - С.38-50.

6. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - Москва: Юрайт, 2017. - 343 с.

7. Коклубовская Т.Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей / Т.Б. Коклубовская // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 75-81

8. Козлова Т. В. Профессиональное выгорание медицинских сестёр различной специализации / Т. В. Козлова, Т. А. Саблина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2010. - № 10 (21). - С. 323-327.

9. Ларенцова Л. И. Феномен психологического выгорания специалиста и пути предотвращения появления феномена / Л.И. Ларенцова // Прикладная юридическая психология. - 2008. - № 4. - С.52-70

10. Ларенцова Л.И. Профессиональный стресс врачей-стоматологов, стоматологов/ Л.И. Ларенцова. - М.: Медицинская книга, 2006. - 148 с.

11. Орел В.Е. Личностные детерминанты возникновения синдрома психического выгорания у медицинских работников / В.Е. Орел, Т.В. Большакова // Экология человека. - 2005. - № 3. - С. 40-43.

12. Миков Д.Р. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников многопрофильного стационара/ Д.Р. Миков, А.М. Кулеш // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. - Вып. 1. - С. 88-97

13. Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей / Н.А. Огнерубов // Вестник Тамбовского университета. - Т.18 - Вып.4 - 2013. - С. 1337-1341

14. Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов/ Н.А. Огнерубов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2015. - № 2. - С. 307-318.

15.Пащенко, М. В. К проблеме эмоционального выгорания у врачей / М. В. Пащенко, В. А. Куташов. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 368-370.

16. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, профилактика и терапия / М. М. Скугаревская // Белорусский медицинский журнал. - 2003. - № 1. - С. 82-86.

17. Юрьева Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работников: формирование, профилактика, коррекция / Л.Н. Юрьева. - Киев: Сфера, 2004. - 272 с.

18. Международная классификация болезней: «профессиональный синдром» эмоционального выгорания // Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/mental_health/evidence/burn-out/ru/

© Савинская Е.С., Харькова О.А., 2020

УДК 159.99

Суворова В.А.,

магистрант факультета психологии и педагогики ОмГПУ Научный руководитель: Асриев А.Ю.,

кандидат педагогических наук, доцент ОмГПУ

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ

ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос формирования информационной культуры обучающегося как компонента общей культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.