Научная статья на тему 'Проблема эффективности реализации проектов особых экономических зон в Российской Федерации'

Проблема эффективности реализации проектов особых экономических зон в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / SPECIAL ECONOMIC ZONES / REGIONAL DEVELOPMENT / INVESTMENT CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирбитова Светлана Валерьевна, Кожина Наталья Александровна

В статье рассматривается вопрос эффективности особых экономических зон в России. Изучаются особенности этих территорий, выявляются проблемы их функ-ционирования. Обобщается успешный опыт регионов по реализации таких проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Challenge in Effective Implementing Projects of Special Economic Zones in the Russian Federation

The paper deals with the issue of effectiveness of special economic zones in Russia. The special characteristics of these territories, as well as the operation challenges are under consideration. The authors generalize the experience of the regions which successfully implemented such projects.

Текст научной работы на тему «Проблема эффективности реализации проектов особых экономических зон в Российской Федерации»

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА

УДК 332.02 ББК 65.428

С. В. КИРБИТОВА, Н. А. КОЖИНА

Проблема эффективности реализации проектов особых экономических зон в Российской Федерации

В статье рассматривается вопрос эффективности особых экономических зон в России. Изучаются особенности этих территорий, выявляются проблемы их функционирования. Обобщается успешный опыт регионов по реализации таких проектов.

Ключевые слова: особые экономические зоны, региональное развитие, инвестиционный климат.

S. V. Kirbitova, N. A. Kozhina

A Challenge in Effective Implementing Projects of Special Economic Zones

in the Russian Federation

The paper deals with the issue of effectiveness of special economic zones in Russia. The special characteristics of these territories, as well as the operation challenges are under consideration. The authors generalize the experience of the regions which successfully implemented such projects.

Keywords: special economic zones, regional development, the investment climate.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) давно зарекомендовали себя в мировой практике как инструмент регионального развития. В мире существует свыше 1 200 ОЭЗ, на долю которых приходится достаточно серьезный объем мирового ВВП - около 15 %. В России ситуация с ОЭЗ неоднозначна. Территории с таким статусом в России стали создаваться в 2005 г. Количество зон и их резидентов растет, частные инвестиции в них в среднем превысили государственные, но в то же время

КИРБИТОВА Светлана Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической теории. Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток ул. Стрелковая, 16 в. kirbitova.svetlana@vfrta.ru.

КОЖИНА Наталья Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории. Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. kozhina.natalja@vfrta.ru.

© Кирбитова С. В., Кожина Н. А., 2016

сохраняются пустующие зоны и номинальные резиденты, которые пока ничего не инвестировали.

В статье попробуем разобраться со спецификой особых экономических зон, вопросом их эффективности, проблемами функционирования, а также с механизмами повышения их эффективности.

Зоны с особыми условиями в Российской Федерации. Для начала стоит четко определиться с понятийным аппаратом. В российском законодательстве выделены следующие зоны с особыми условиями (рис. 1, табл. 1).

Рис. 1. Типы зон с особыми условиями, функционирующие в Российской Федерации

Таблица 1

Сравнительная характеристика зон с особыми условиями в РФ

Характеристика ОЭЗ ТОСЭР СВП

Срок создания 49 лет (без продления) 70 лет (может быть продлен)

Размер территории Промышленно-производственные -до 40 км2; технико-внедренческие - до 4 км2; портовые - до 50 км2 Не определен

Условия досрочного прекращения Необходимость защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства

Если в течение трех лет с даты создания не заключено ни одного соглашения, либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты -

В течение трех лет подряд резидентами не осуществляется деятельность - -

Продолжение табл. 1

Характеристика ОЭЗ ТОСЭР СВП

Органы управления Уполномоченный федеральный орган, наблюдательный совет, управляющая компания Уполномоченный федеральный орган, наблюдательный совет, управляющая компания; Общественный совет

Резидент Коммерческая организация (юридическое лицо), за исключением унитарного предприятия

Индивидуальный предприниматель только в технико-внедренческой и туристко-рекреационной зоне Индивидуальный предприниматель

Гарантии Нормативно-правовые акты, ухудшающие положение налогоплательщиков (кроме подакцизных товаров), не применяются к резидентам ОЭЗ Не определены Не определены

Льготы Режим свободной таможенной зоны

Пониженная ставка налога на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. Освобождение от уплаты налога на имущество на срок от 5 до10 лет в зависимости от зоны при выполнении определенных условий. Преференции по транспортному налогу. Освобождение от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от типа зоны. Дополнительные льготы в зависимости от типа зоны Налог на добычу полезных ископаемых: 0 % в течение четырех лет, с постепенным повышением до 100 %. Налог на прибыль: не более 5 % в течение первых 5 лет, не менее 10 % в течение следующих 5 лет. Налог на имущество, налог на землю: может быть предусмотрено освобождение. Социальные взносы: 7,6 % в течение 10 лет. Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры. Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала. Облегченный визовый режим. Современный и быстрый режим пересечения границы при осуществлении международной торговли. Гос. поддержка предпринимателей в целях привлечения инвестиций. Сокращение сроков проведения фискальных проверок. Проведение внеплановых проверок только по согласованию. Каникулы по налогу на прибыль организаций (ставка в течение первых 5 лет не превышает 5 %).

Окончание табл. 1

Характеристика ОЭЗ ТОСЭР СВП

Использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР. Особый порядок пользования землей. Льготные ставки по арендной плате. Особый порядок проведения государственного контроля и муниципального надзора. Предоставление особых государственных услуг Пятилетние каникулы по налогу на имущество организаций и по земельному налогу. Льготная ставка страховых взносов для инвестиционных проектов, реализуемых в течение первых 10 лет в размере 7,6 %. Понижающий коэффициент по НДПИ и ускоренная процедура возмещения НДС

Эффективность функционирования особых экономических зон в Российской Федерации. 29 сентября 2016 г. Минэкономразвития России был обнародован отчет о результатах эффективности функционирования ОЭЗ за 2015 г. и период с начала функционирования ОЭЗ [15]. Данные о количестве и структуре ОЭЗ представлены на рис. 2.

Рис. 2. Общее количество ОЭЗ на 31 декабря 2015 г.: 1 - туристско-рекреационные, 15; 2 - портовые, 3; 3 - промышленно-производственные, 8; 4 - технико-внедренческие, 5 [15]

Оценка эффективности ОЭЗ осуществлялась в соответствии с Правилами оценки эффективности функционирования ОЭЗ, утвержденными Правительством РФ 7 июля 2016 г. (далее - Правила) [13].

Рассчитывался сводный показатель эффективности ЕОЭЗ

Епчч = Е + Е,, + Е ,

ОЭЗ рез фб оу

где Ерез - эффективность деятельности резидентов, Ефб - рентабельность вложения бюджетных средств в объекты инфраструктуры, Еоу - эффективность органов управления.

Правилами установлены следующие значения показателя ЕОЭЗ: более 90 % - эффективное, 50-90 % - достаточно эффективное, менее 50 % - неэффективное.

По результатам оценки всех ОЭЗ показатель совокупной эффективности - 54 % за 2015 г., а за весь период существования ОЭЗ - 59 %. Данные об уровне и значениях показателя совокупной эффективности по типам ОЭЗ представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели эффективности по типам ОЭЗ

Тип ОЭЗ 2015 г. Весь период

КОЭЗ> % Значение КОЭЗ> % Значение

Промышленно-производственные 68 Достаточно эффективное 83 Достаточно эффективное

Технико-внедренческие 76 То же 79 То же

Туристко-рекреационные 46 Неэффективное 43 Неэффективное

Портовые 27 -"- 33 -"-

Из данных табл. 2 видно, что ни одна из ОЭЗ не достигла значения «эффективно»; «достаточно эффективными» на протяжении всего периода являются ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типа. Туристко-рекреационные и портовые зоны показывают неэффективность на протяжении всего периода существования. Также следует отметить, что показатели 2015 г. снижаются по сравнению со средними значениями за весь период функционирования ОЭЗ. Таким образом, возникает вопрос о дальнейшей судьбе неэффективных зон.

Проблемы функционирования особых экономических зон в Российской Федерации. 28 сентября 2016 г. Правительство РФ подписало постановление «О досрочном прекращении существования особых экономических зон» [11], согласно которому прекращено существование ОЭЗ туристко-рекреационного типа в Республике Алтай, Ставропольском крае, на о. Русский Приморского края, в Краснодарском крае, республиках Адыгея, Северная Осетия - Алания, портовых ОЭЗ в Хабаровском крае

и Мурманской обл. Решение о закрытии сразу восьми ОЭЗ было принято в связи с тем, что на указанных территориях не было зарегистрировано ни одного резидента в течение 3 лет, либо резидентами не велась хозяйственная деятельность.

Вопрос неэффективности ОЭЗ поднимался и обсуждался неоднократно. 9 июня 2016 г. пресс-секретарь президента Дмитрий Песков признал, что институт ОЭЗ для государства оказался весьма затратным и крайне неэффективным: «Очень дорого, очень мало отдачи и с нулевым КПД» [9].

Подтверждает факт неэффективности ОЭЗ доклад главы контрольного управления президента Константина Чуйченко. В нем отмечается, что с 2006 г. на 33 ОЭЗ в общей совокупности из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации было потрачено 185,9 млрд руб., из которых 24,8 млрд так и не были использованы, а налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 млрд руб. [12]. Данные позволяют определить бюджетную эффективность: 40/186 = 0,22 (!).

По результатам проверки Счетной палаты было выявлено, что на территории ОЭЗ за 10 лет создано 18 177 рабочих мест [6]. Нетрудно подсчитать социальную эффективность проектов ОЭЗ: 185,9 млрд руб./ 18,177 тыс. = 10,2 млн руб. на 1 рабочее место (!).

По состоянию на 1 января 2015 г. объем выручки резидентов ОЭЗ от продажи товаров, работ, услуг крайне низок и составляет лишь 0,2 % объема валового регионального продукта по 20 регионам, в которых находились действующие ОЭЗ [6].

В чем же причины неэффективного функционирования ОЭЗ?

Зампредседателя правительства Дмитрий Козак объясняет неудачу проектов ОЭЗ размыванием ответственности, невнятной громоздкой системой управления, при которой не с кого спросить за ошибки [7].

Отчет Счетной палаты Российской Федерации о проведенной проверке деятельности ОЭЗ также свидетельствует о наличии ряда проблем [17], сгруппированных в табл. 3.

По оценке Счетной палаты, в результате неэффективных управленческих решений бюджетные средства, выделенные на создание отдельных ОЭЗ, значительно превышали реальные потребности. На 1 января 2016 г. объем неиспользованных управляющими компаниями средств федерального бюджета составил 24,8 млрд руб. Из них наибольшие остатки сформированы на счетах акционерных обществ «Курорты Северного Кавказа» -7,8 млрд руб., «Особая экономическая зона "Иннополис"» - 5,2 млрд руб., «Особые экономические зоны» - 3,5 млрд руб. [6].

В докладе Генеральной прокуратуры на заседании Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 27 апреля 2016 г. были отмечены такие существенные проблемы ОЭЗ, как [5]:

- отсутствие у АО «Особые экономические зоны» (АО «ОЭЗ») единой стратегии развития ОЭЗ;

- нецелевое использование бюджетных средств: АО «ОЭЗ» фактически проектом не занималось, прокручивая колоссальные бюджетные средства на депозитах, «заработав» таким способом более 29 млрд руб. Только в 2015 г. работники общества премированы на 180 млн руб., при этом поставленные задачи не решались;

- инфраструктура и условия для привлечения инвестиций не созданы;

- 10 ОЭЗ фактически не функционируют, предприниматели не вложили туда ни рубля.

Таблица 3

Проблемы функционирования особых экономических зон, выделенные Счетной платой Российской Федерации

Область возникновения проблемы Проблема Описание проблемы Ответственный орган

Правовая Недоработки в законе «Об ОЭЗ» Отсутствие четкого обозначения объектов, которые можно финансировать из бюджетных средств, как следствие, случаи финансирования объектов, непосредственно не связанных с целями деятельности ОЭЗ Минэкономразвития России

Несоблюдение норм бюджетного законодательства РФ А. По планированию бюджетных инвестиций в ОЭЗ. Бюджетные инвестиции в ОЭЗ не были учтены в федеральной адресной инвестиционной программе Б. По использованию бюджетных инвестиций. При наличии больших остатков бюджетных средств на счетах планируются дополнительные бюджетные поступления То же

Несоблюдение норм Гражданского кодекса РФ Необеспечение государственной регистрации права собственности на 46 объектов недвижимости, введенных в эксплуатацию до 1 января 2015 г. (14,2 % объектов недвижимости АО «Особые экономические зоны») АО «Особые экономические зоны»

Окончание табл. 3

Область возникновения проблемы Проблема Описание проблемы Ответственный орган

Организационно-управленческая Нечеткость пла-ново-регламентирующих документов по созданию и функционированию ОЭЗ Некачественная разработка, сроки подготовки и утверждения в отдельных случаях затягивались на годы. По состоянию на 1 января 2016 г. перспективные планы развития ОЭЗ не утверждены по 16 из 33 зон Минэкономразвития России; Региональные органы власти; Управляющие компании ОЭЗ

Низкий уровень обоснования выделения бюджетных инвестиций Отсутствие комплексного экономического анализа при обосновании выделяемых объемов бюджетных ассигнований, преобладание практики разовых решений и поручений при планировании расходов Региональные органы власти; Управляющие компании ОЭЗ

Нерешенность вопроса ответственности по выполнению финансовых обязательств в соглашениях о созданиях ОЭЗ По состоянию на 1 января 2016 г. обязательства региональных бюджетов не выполнены ориентировочно на 41,7 %, или более чем на 45 млрд руб. Минэкономразвития России; АО «Особые экономические зоны»

Хозяйственно-функциональная Нарушение сроков строительства объектов ОЭЗ Строительство объектов инфраструктуры осуществлялось медленно и с нарушением сроков, что негативно отразилось на инвестиционной привлекательности. По состоянию на 1 января 2016 г. из 758 запланированных к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ введено в эксплуатацию только 526 (70 %) Региональные органы власти; Управляющие компании ОЭЗ

Неправомерное затягивание сроков строительства привело к значительному удорожанию работ

Срыв сроков создания инфраструктуры зоны приводит к отказу потенциальных резидентов от реализации инвестиционных проектов на ее территории

Высокорисковые вложения Управляющие компании ОЭЗ вкладывали часть средств в высокорисковые финансовые операции То же

Зампредседателя правительства Дмитрий Козак отмечает среди прочих проблем [7]:

- отсутствие четкой привязанности программ по ОЭЗ к целесообразности и показателям эффективности - доходности, рентабельности, срокам окупаемости;

- слишком большие территории отводятся под ОЭЗ, регионам сложно их осваивать.

Помимо общих проблем функционирования всех ОЭЗ есть еще и специфические проблемы, например, у ОЭЗ о. Русский:

- инфраструктурная проблема, отсутствие дорог, что связано с проблемой землепользования и землями, полномочия по управлению и распоряжению участками так и не были переданы в Минэкономразвития России. Часть земель зоны до сих пор находится в ведении Минобороны России;

- отсутствие утвержденных границ ОЭЗ.

«Перезагрузка» особых экономических зон в Российской Федерации.

На сегодняшний момент власти осознают необходимость пересмотра подхода к организации функционирования ОЭЗ. Так, 30 сентября 2016 г. на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016» [4] работала специальная панельная дискуссия «Перезагрузка особых экономических зон», посвященная текущим проблемам функционирования и перспективам развития ОЭЗ.

Дмитрий Козак отметил, что правительство приняло решение сконцентрировать ответственность за функционирование и развитие конкретных ОЭЗ в одних руках, передав функции и полномочия главам субъектов Российской Федерации и запланировав конечные результаты их деятельности, по которым потом будет проводиться оценка. Однако общая ответственность за контроль, подведение итогов работы зон останется в поле ведения Минэкономразвития России и Правительства РФ [7].

При этом отмечается, что если регион откажется заключать соглашение о переводе ОЭЗ в собственность и не согласится нести ответственность за ее эффективность, действующую ОЭЗ закроют, а новой не позволят появиться.

Передача ответственности на региональный уровень предполагает также смещение акцента финансовой нагрузки на эти регионы.

В экспериментальном порядке до конца 2016 г. ОЭЗ сейчас передаются в управление регионам - соответствующие соглашения с центром, в частности, заключили Республика Татарстан, Липецкая и Томская области. Эти регионы теперь должны достигнуть обозначенных показателей эффективности (по количеству привлеченных резидентов, рабочих мест, инвестиций, налогов), иначе придется вернуть переданные им в управление пакеты акций управляющей компании [8].

В свою очередь в апреле 2016 г. в проекте постановления правительства Минфин РФ обозначил условия, на которых ведомство готово выделять регионам деньги на ОЭЗ. Субъекты Российской Федерации смогут получить от центра компенсацию затрат на создание инфраструктуры только успешных ОЭЗ, в которых объем частных инвестиций минимум втрое превысил размер бюджетных вливаний. Совокупная выручка резидентов на десятый год существования ОЭЗ должна быть не менее 30 млрд руб., а количество высокопроизводительных рабочих мест - не менее 3 тыс. Совокупная добавленная стоимость, получаемая на территории ОЭЗ, за десятый год ее работы должна составлять не менее 3 млрд руб. Резидентов за десять лет работы особой зоны должно быть не менее 15. В данном случае речь идет, в первую очередь, о компенсации затрат на создание инфраструктуры зон промышленно-производственного типа [10].

Изменения также коснутся и механизмов финансирования ОЭЗ, на создание которых ранее бюджетные инвестиции из федерального бюджета направлялись в уставный капитал АО «ОЭЗ» (100 % принадлежит РФ), а затем распределились в уставные капиталы управляющих компаний этих зон [8].

Идет процесс сокращения территорий неэффективных ОЭЗ. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.09.2016 № 980 «О сокращении территорий особых экономических зон туристско-рекреационного типа в Иркутской области и Кабардино-Балкарии» из состава особых экономических зон этих субъектов Федерации исключены земельные участки, на которых до настоящего времени не зарегистрировано ни одного резидента [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие особых экономических зон - успешный опыт регионов. Региональная практика успешной реализации проектов ОЭЗ заслуживает особого внимания. Рассмотрим успешный опыт наиболее эффективных российских ОЭЗ.

Согласно годовому отчету АО «ОЭЗ» за 2015 г. [2], отчету о результатах функционирования особых экономических зон за 2015 г. и за период с начала функционирования особых экономических зон Министерства экономического развития Российской Федерации [15], а также международному рейтингу экономических зон Global Free Zones of the Year 2015 компании Foreign Direct Investment Intelligence (FDI), являющейся подразделением Financial Times [21], наиболее эффективными особыми экономическими зонами РФ являются:

- ОЭЗ промышленно-производственного типа «Алабуга» (Республика Татарстан);

- ОЭЗ промышленно-производственного типа «Липецк» (Липецкая обл.);

- ОЭЗ промышленно-производственного типа «Тольятти» (Самарская обл.);

- ОЭЗ технико-внедренческого типа «Дубна» (Московская обл.);

- ОЭЗ технико-внедренческого типа «Томск» (Томск);

- ОЭЗ технико-внедренческого типа «Зеленоград» (Москва);

- ОЭЗ технико-внедренческого типа «Санкт-Петербург» (Санкт-Петербург).

Обобщая успешный опыт указанных ОЭЗ, можно выделить следующие факторы успеха:

1. Мотивированность, заинтересованность и профессионализм управленческой команды. Заместитель генерального директора ОАО «ОЭЗ ТВТ "Дубна"» Тимур Андреев отмечает: «Весь смысл в том, чтобы ключевые чиновники, от которых зависит движение проблемных вопросов, чувствовали себя причастными к проекту» [20]. Генеральный директор ОЭЗ «Липецк» Иван Кошелев также подчеркивает, что «жить делами ОЭЗ должны все: и управляющая компания, и администрация региона» [1]. На одном из заводов ОЭЗ «Алабуга» начальник производства сказал: «Когда мы пришли в Алабугу, республиканские власти пообещали нам помощь во множестве вопросов. До сих пор ни одного обещания нарушено не было» [19].

2. Развитая инфраструктура. Налоговые льготы, преференции и пр. уходят на второй план и теряют значение при отсутствии развитой инфраструктуры. Во всех успешных зонах идет строительство дорог, инженерной инфраструктуры, коттеджных поселков, школ, детских садов, создание лабораторно-экспериментальных корпусов, научно-внедренческих центров и др. В 2016 г. на территории ОЭЗ «Алабуга» был дан старт строительству нового индустриального парка «Синергия», что позволит резиденту зоны не строить свой завод сразу, он может завести и установить оборудование в существующие корпуса, и начать производство (alabuga.ru). В ОЭЗ «Дубна» создаются промышленные площадки. «Практически в каждом муниципалитете мы стараемся предусмотреть площадку, не свободную экономическую зону, но индустриальный парк, где есть вся необходимая инфраструктура, в том числе дорога, газ, вода. Глава муниципалитета лично отвечает за то, чтобы туда приходили инвесторы» - сказал губернатор Московской области Андрей Воробьев [3].

3. Удачное местоположение - близость крупных промышленных центров и городских агломераций обеспечивает экономию на логистике и хорошие рынки сбыта.

4. Повышение требований к резидентам, привлечение серьезных инвесторов для того, чтобы ОЭЗ не стали использовать для ухода от налогов.

5. Внятные и неизменные правила игры, низкие барьеры, комфортные бизнес-условия. Почти все резиденты ОЭЗ «Алабуга» отмечают легкость таможенных процедур как одно из основных преимуществ ОЭЗ. Таможенное оформление, по их словам, занимает максимум три часа. Документооборот на 99 % электронный, обслуживаются только резиденты. Очередей нет [16].

6. Опора на собственные силы, собственный потенциал. Как отмечает Игорь Сизов, в Липецкой ОЭЗ не стали долго искать экспертов, пытаться заручиться поддержкой привлеченных специалистов, московских чиновников, а в большей степени рассчитывали на свои силы и знания [18]. В ОЭЗ «Томск» фактически по всем приоритетным отраслям созданы системы подготовки кадров. Компании, работающие в регионе, получают возможность привлекать и использовать высококвалифицированных сотрудников.

7. Срочность реализации планов по освоению территории, мобильность и гибкость. По закону инвесторы должны были сначала создать инфраструктуру, а потом начать строительство. Но это замедляет темп развития. В Липецкой ОЭЗ работы по развитию инфраструктуры территории и организации производственной деятельности резидентов велись параллельно и одновременно разными структурами. Так, Чагодощенский стекольный завод был построен с нуля в голом поле всего за девять месяцев. Компания «BEKAERT» в свое время пожертвовала рождественскими каникулами членов совета директоров, которые шесть раз слетались со всего мира на совещания в Липецк, чтобы без промедления реализовать проект завода [18].

В заключение стоит отметить, что институт особых экономических зон в России имеет все шансы для успешного развития при условии учета ошибок прошлых лет и широкого распространения практики успешного функционирования.

Список литературы

1. Генеральный директор ОЭЗ «Липецк» Иван Кошелев: «Липецкая площадка - самая эффективная среди всех особых экономических зон России». URL: http://www.slovosti.ru/business/99939/ (дата обращения 06.11.2016).

2. Годовой отчет АО «Особые экономические зоны» за 2015 г. URL: http://www.russez.ru/doc/doc.asp?obj=119526 (дата обращения 13.11.2016).

3. Губернатор принял участие в работе инвестиционного форума «Сочи-2016» // Вести Дубны. URL: http://www.indubnacity.ru/novosti/ ekonomika/gubernator-prinyal-uchastie-v-rabote-investicionnogo-foruma-sochi-2016 (дата обращения 8.11.2016).

4. Деловая программа международного инвестиционного форума «Сочи-2016». URL: http://www.forumkuban.org/ru/programma/ (дата обращения 13.11.2016).

5. Доклад на заседании Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации 27 апреля 2016 г. / Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/interview_ and_appearences/appearences/1078222/ (дата обращения 03.11.2016).

6. За 10 лет ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики. URL: http://www.audit.gov.ru/press_center/news/26369 (дата обращения 11.11.2016).

7. Козак: главы регионов будут отвечать за функционирование ОЭЗ. URL: http://www.tass.ru/ekonomika/3667884 (дата обращения 03.11.2016).

8. Крючкова Е. Губернаторы ответят за зоны. Центр выделит деньги только на эффективные ОЭЗ // Коммерсантъ. URL: http://www.kommersant. ru/doc/2957316 (дата обращения 11.11.2016).

9. Латухина К. Песков назвал ОЭЗ крайне неэффективным институтом. URL: https://www.rg.ru/2016/06/09/peskov-nazval-oez-krajne-neeffektiv-nym-institutom.html (дата обращения 11.11.2016).

10. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 № 1119 (проект Минфина РФ, дата создания: 06.04.2016). URL: http://www.regulation.gov.ru/projects#npa=47604 (дата обращения 13.11.2016).

11. О досрочном прекращении существования особых экономических зон: постановление Правительства РФ от 28.09.2016 № 978. URL: http://www.government.ru/media/files/Tq2rMpxuJ3YAh0lRm4AFV0rArS LlDMTp.pdf (дата обращения 13.11.2016).

12. Окунь С., Скоробогатько Д. Особые зоны по специальным ценам. Правительству поручено остановить создание ОЭЗ // Коммерсантъ. 2016. 9 июня. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3008286 (дата обращения 13.11.2016).

13. О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон: постановление Правительства РФ от 07.07.2016 № 643. URL: http://www.government.ru/media/files/eaxx8Vb51Haaofnb1XPr5 B9IFtplNiKP.pdf (дата обращения 13.11.2016).

14. О сокращении территорий особых экономических зон турист-ско-рекреационного типа в Иркутской области и Кабардино-Балкарии: постановление Правительства РФ от 29.09.2016 № 980. URL: http://www. government.ru/docs/24731/ (дата обращения 06.11.2016).

15. Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2015 год и за период с начала функционирования особых

экономических зон. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/ deposobeczone/20160930 (дата обращения 03.11.2016).

16. Первая среди особых // Коммерсантъ. Деньги. 2015. № 25. 29 июня. С. 46. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2748046 (дата обращения 06.11.2016).

17. Проверка деятельности АО «Особые экономические зоны» и юридических лиц, созданных для управления ОЭЗ в субъектах Российской Федерации в 2014-2015 гг. (Бюлл. Счетной палаты Российской Федерации. 2016. № 5 (221)). URL: http://www.audit.gov.ru/upload/uf/f33/f335f242ebb55bf 00f87282ee902ab74.pdf (дата обращения 11.11.2016).

18. Сизов И. Поднятая целина // Липецкая газета: Итоги недели: Экономика. 2015. 28 дек. URL: http://www.itogi.lpgzt.ru/aticle/51781.htm (дата обращения 25.10.2016).

19. Экскурсия в ОЭЗ «Алабуга». URL: http://www.sdelanounas.ru/blogs/ 29270 (дата обращения 06.11.2016).

20. 2 млрд рублей на развитие инфраструктуры ОЭЗ «Дубна». URL: http://www.rusnanonet.ru/news/108027/ (дата обращения 13.11.2016).

21. Global Free Zones of the Year 2015 - winners. URL: http://www.rezekne. lv/uploads/media/GFotY_FDI_1015.pdf (accessed 09.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.