Научная статья на тему 'Проблема допустимого наказания в воспитании детей'

Проблема допустимого наказания в воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
допустимые наказания в воспитании детей / методы эмоционального воспитательного воздействия / эмоциональные наказания дошкольников / permissible punishments in the upbringing of children / methods of emotional educational influence / emotional punishments of preschoolers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Башинова Светлана Николаевна, Магомедова Замира Шахабутдиновна, Сухарев Александр Алексеевич

Цель данного исследования анализ проблем допустимого наказания в воспитании детей. Статья направлена на обсуждение различных подходов к наказанию, их эффективности и возможных психологических последствий для ребенка. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, изучение, сравнение, систематизация научных данных, педагогический эксперимент, наблюдение, собеседование, проектирование. Результаты. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что важно помнить, что эффективное воспитание включает не только наказание, но и позитивное воздействие, поощрение, обучение правильному поведению и разумное использование наказания в качестве инструмента. Выводы. Дальнейшие исследования и поиск новых методов, будут способствовать развитию положительных и здоровых взаимоотношений в семье и лучшему воспитанию детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Башинова Светлана Николаевна, Магомедова Замира Шахабутдиновна, Сухарев Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem оf Permissible Punishment in the Upbringing of Children

The aim of this study is to analyze the problems of permissible punishment in the upbringing of children. The article is aimed at discussing various approaches to punishment, their effectiveness and possible psychological consequences for the child. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, study, comparison, systematization of scientific data, pedagogical experiment, observation, observation, design. Results. In the course of the study, the authors came to the conclusion that it is important to remember that effective education includes not only punishment, but also positive impact, perception, training in correct behavior and reasonable use of punishment as an instrument. Conclusions. Further research and the search for new methods will contribute to the development of positive and healthy relationships in the family and better upbringing of children.

Текст научной работы на тему «Проблема допустимого наказания в воспитании детей»

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 3. 2023

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.02.159.9

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-18-22

Проблема допустимого наказания в воспитании детей

© 2023 Башинова С. Н. 1 2, Магомедова З. Ш. 3, Сухарев А. А. 4 5

1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, институт психологии и образования, 2 Институт развития образования Республики Татарстан, Казань, Россия; e-mail: svetlana-bashinova@mail.ru 3 Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова,

Россия, г. Махачкала; e-mail: zamira-m69@mail.ru 4 Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - КАИ, 5 Институт радиоэлектроники, фотоники и цифровых технологий, Казань, Россия; e-mail: s.alex966@gmail.com

РЕЗЮМЕ. Цель данного исследования - анализ проблем допустимого наказания в воспитании детей. Статья направлена на обсуждение различных подходов к наказанию, их эффективности и возможных психологических последствий для ребенка. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, изучение, сравнение, систематизация научных данных, педагогический эксперимент, наблюдение, собеседование, проектирование. Результаты. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что важно помнить, что эффективное воспитание включает не только наказание, но и позитивное воздействие, поощрение, обучение правильному поведению и разумное использование наказания в качестве инструмента. Выводы. Дальнейшие исследования и поиск новых методов, будут способствовать развитию положительных и здоровых взаимоотношений в семье и лучшему воспитанию детей.

Ключевые слова: допустимые наказания в воспитании детей, методы эмоционального воспитательного воздействия, эмоциональные наказания дошкольников.

Формат цитирования: Башинова С. Н., Магомедова З. Ш., Сухарев А. А. Проблема допустимого наказания в воспитании детей // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 3. С. 18-22. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3-18-22

The Problem оТ Permissible Punishment in the Upbringing of Children

© 2023 Svetlana N. Bashinova 1 2, Zamira Sh. Magomedova 3,

Alexander A. Sukharev 4 5

1 Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Psychology and Education, 2 Institute of Education Development of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia; e-mail: svetlana-bashinova@mail.ru 3 R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Russia, Makhachkala; e-mail: zamira-m69@mail.ru

4 A. N. Tupolev Kazan National Research Technical University- KAI,

5 Institute of Radio Electronics, Photonics and Digital Technologies,

Kazan, Russia; e-mail: s.alex966@gmail.com

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

ABSTRACT. The aim of this study is to analyze the problems of permissible punishment in the upbringing of children. The article is aimed at discussing various approaches to punishment, their effectiveness and possible psychological consequences for the child. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, study, comparison, systematization of scientific data, pedagogical experiment, observation, observation, design. Results. In the course of the study, the authors came to the conclusion that it is important to remember that effective education includes not only punishment, but also positive impact, perception, training in correct behavior and reasonable use of punishment as an instrument. Conclusions. Further research and the search for new methods will contribute to the development of positive and healthy relationships in the family and better upbringing of children.

Keywords: permissible punishments in the upbringing of children, methods of emotional educational influence, emotional punishments of preschoolers.

For citation: Bashinova S. N., Magomedova Z. Sh., Sukharev A. A. The Problem of Permissible Punishment in the Upbringing of Children. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 17. No. 3. Pp. 18-22. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-3- (in Russian)

Введение

В типичной детской деятельности с окружающими предметами и средой почти всегда присутствуют деструктивные элементы. Таким образом дети знакомятся со свойствами различных объектов. При этом не все такие попытки исследования дорогой техники, например, «посмотреть, что внутри», «почему оно едет и жужжит», «что будет, если ...», для машин, часов, роботов-пылесосов или смартфонов, нравятся родителям и окружающим взрослым, а с учетом появления искусственного интеллекта и широкого применения Интернет вещей (сетевых устройств с встроенными ассистентами голосового управления), вообще могут их сделать опасными для ребенка и окружающих.

Похожая проблема существует и во взаимодействии детей друг с другом и с домашними животными, так как элементы общения детей творчески копируют нас, взрослых. При этом не все элементы такого общения и взаимодействия допустимы с этической стороны.

Полностью проконтролировать такую детскую деятельность невозможно в принципе, а игнорировать результаты неуместных и неудачных исследовательских попыток нельзя и в какой-то момент возникает вопрос о выборе формы и средства наказания ребенка, поскольку бездействие со стороны окружающих ведет к поиску ребенком допустимого (по отклику окружающих) порога.

При этом, с одной стороны, гуманистическая педагогика и законодательство РФ накладывают ряд ограничений на методы и средства наказания детей за недопустимое поведение или деятельность

(еще вопрос, кто может и должен наказать ребенка), а с другой, существующий перекос в сторону вербального наказания очень быстро приводит к снижению его результативности.

Попытка переложить проблему наказания на родителей - это не решение проблемы, а ее передача на другой уровень. Во-первых, родители также находятся в сфере ограничений законодательства РФ, во-вторых, не все родители адекватно оценивают поступки своих детей и не обладают необходимым опытом и знаниями в области психологии и педагогики.

Отечественный опыт невербальных педагогических наказаний неоднозначен. Наряду с критикуемой исторической практикой контактных наказаний (ремнем, рукой и т. п.) была практика применения неконтактных наказаний (постановка в угол, на горох, физическим трудом и т. д.), о чем свидетельствуют в основном литературные и художественные источники (Л. Чарская, А. Макаренко, Г. Белых и Л. Пантелеев, В. Каверин).

Цель данного исследования - анализ проблем допустимого наказания в воспитании детей. Статья направлена на обсуждение различных подходов к наказанию, их эффективности и возможных психологических последствий для ребенка.

Методология и результаты исследования

Привлечение психологов к решению этой проблемы позволило выделить важную для дошкольников эмоциональную привязанность ребенка к обоим родителям или одному из них и предложить вместо контактных наказаний использовать эмоциональные наказания (изменение

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 17. N0. 3. 2023

уровня внимания, тона общения, ограничение тем обсуждения) [1-3]. Однако применение такого вида наказаний требует определенной психологической подготовки родителей и знания личностных черт ребенка (его мотивации и уровня конформности). При длительном продуктивном общении у ребенка может быть сформирована эмоциональная связь и с воспитателем. В этом случае возможен самый благоприятный для общества сценарий общения, делающий ставку на коррекцию поведения и предупреждение наказания.

Исходя из опыта наблюдений за дошкольниками, подтвержденного фокус группами экспертов - дошкольников, среди таких методов эмоционального воспитательного воздействия нами были выделены:

- метод сопереживания пострадавшему (метод сопереживания). Пострадавшим объектом может быть ребенок, животное, растение, игрушка и т. п. Метод основан на показе последствий поведения ребенка, с пояснениями, вызывающими сочувствие объекту. Требует наличия минимальной эмпатии у ребенка;

- метод замещения. Основан на переносе действий ребенка с объекта на него самого или на близких ему людей;

- метод лишения поощрений. Использует отстранение от игры, лишение любимой игрушки и других подобных поощрений;

- метод запугивания. Это неоднозначный метод создания страхов и фобий перед реальными или вымышленными объектами;

- метод противопоставления. Использует показательное эмоциональное (похвалить), тактильное (обнять) или игровое поощрение ребенка, поведение которого надо выделить как образцовое;

- метод компенсационной деятельности (компенсационный метод). Метод использует принцип: нанес вред - устрани сам или с помощью родителя (воспитателя);

- метод социального или группового давления. Это формирование нужного образа поведения через опосредованное влияние группы сверстников. Метод хорошо подходит для детей с конформными психотипами личностей.

При опросе групп родителей, воспитателей и заведующих ДОУ (дошкольное

образовательное учреждение) по использованию методов эмоционального воздействия (41 чел.) им задавался вопрос: как часто и какие методы эмоционального воздействия Вы используете в качестве наказания дошкольников и предлагались следующие градации ответов по каждому из методов:

+++ (три плюса), если Вы используете метод часто (каждый день);

++ (два плюса), если Вы используете метод иногда (только, если возникает необходимость именно в этом методе);

+ (один плюс), если Вы используете метод очень редко (в исключительных случаях);

- (минус), если Вы не используете этот метод.

Стратификация результатов такого опроса позволяет сделать ряд выводов:

- У родителей наиболее часто используемым оказался метод лишения поощрений, далее по частоте использования идут методы замещения и запугивания. Редко используемыми оказались метод сопереживания и компенсационный метод. Метод социального или группового давления и метод противопоставления родителями не используется.

- Воспитатели наиболее часто используют методы сопереживания, замещения, социального или группового давления и компенсационный метод. Реже ими используется метод противопоставления и метод лишения поощрений. Метод запугивания воспитателями почти не используется или используется в исключительных случаях.

- Для заведующих ДОУ наиболее часто используемыми являются методы противопоставления и социального или группового давления, далее по частоте использования идет метод сопереживания, а за ним метод замещения и компенсационный метод. Методы лишения поощрений и запугивания заведующими не применяется.

- Важной особенностью эмоционального воспитательного воздействия является индивидуальная работа взрослого с ребенком. И здесь ограничивающим фактором может стать наличие большого числа детей с деструктивным отклоняющимся поведением, когда у взрослого может просто не хватить времени на правильную реакцию.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Отдельный интерес, среди методов наказаний дошкольников, представляют элементы наказания, характерные для национальных культур и этносов, как правило с регламентированными традиционными отношениями, характерными для большой семьи (дети, родители, бабушки и дедушки, другие близкие родственники), в которой ответственными за поведение ребенка считают себя все члены семьи, а не только родители. В какой-то степени национальные методы похожи на метод социального или группового давления, однако, особенности их использования, на сегодня, требуют отдельного исследования.

Вывод

В современном обществе большие семьи и коллективная ответственность редкость. Фактически кроме родителей и воспитателей никто не отвечает за поведение дошкольника. Часто попытка «воспитывать» чужого ребенка со стороны неравнодушных посторонних приводит к неадекватной реакции самого ребенка или скан-

эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Современное дошкольное и начальное общее образование: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 30 ноября 2022 г. Ульяновск: УлГПУ, 2023. С. 323-327. [Электронный ресурс] / Режим доступа]: https://repository.kpfu.ru/ ?р^=276261 (дата обращения: 23.01.2023)

2. Башинова С. Н. Эмоциональная идентификация у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями: диагностика и

1. Bashinova S. N. Osobennosti razvitiya emocional'nogo intellekta u detej doshkol'-nogo vozrasta [Features of the development of emotional intelligence in preschool children]. Modern preschool and primary general education: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference on November 30, 2022. Ulyanovsk: UlSPU, 2023. Рp. 323-327. [Electronic resource] / Mode of access: https://repository.kpfu.ru/?p_id=276261 (accessed: 23.01.2023). (In Russian)

2. Bashinova S. N. Emocional'naya identif-ikaciya u detej doshkol'nogo vozrasta s intel-lektual'nymi narusheniyami: diagnostika i tekhnologiya razvitiya [Emotional identification in preschool children with intellectual disabilities:

далу с его родителями. Роль общества в современном воспитании, при этом, в основном декларативная, роль органов опеки и попечительства - контроль (защита) прав и интересов ребенка, а роль полиции -надзор за соблюдением законов РФ. Т. е. формально наши сограждане (соседи, знакомые родителей, неравнодушные прохожие) выведены за рамки воспитательного процесса (возможно и запуганы обвинениями в педофилии). И, хотя наше общество меняется в сторону большей индивидуализации, мы считаем, что необходимо обсуждение допустимых мер наказания детей. Со своей стороны, предлагаем неравнодушным согражданам рекомендовать метод замещения и метод социального или группового давления, но с обязательным информированием родителей дошкольников. Родителям мы бы советовали чаще использовать метод сопереживания и компенсационный метод, а воспитателям и заведующим - проводить занятия с родителями своих воспитанников.

2021. № 12 (147). С. 112-116. [Электронный ресурс] / Режим доступа]:

https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=48177967 (дата обращения: 23.01.2023)

3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психол. исслед. / [А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Коше-лева и др.]; Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. Москва: Педагогика, 1986. (ОПН. Образование. Пед. науки. Пед. психология). 172 с.

diagnostics and development technology]. Prospects of science. 2021. No. 12 (147). Рp. 112116. [Electronic resource] / Mode of access: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48177967 (accessed: 23.01.2023).

3. Razvitie social'nyh emocij u detej doshkol'nogo vozrasta: Psihol. is-sled. [The development of social emotions in preschool children: Psychology. is-trace.]. [A. V. Zaporozhets, Ya. Z. Neverovich, A. D. Kosheleva, etc.]; Edited by A. V. Zaporozhets, Ya. Z. Neverovich; Research Institute of preschool education of the USSR APN. Moscow: Pedagogika, 1986. (OPN. Education. Ped. sciences. Ped. psychology). 172 p. (In Russian)

Литература

1. Башинова С. Н. Особенности развития технология развития // Перспективы науки.

References

••• Известия ДГПУ. Т. 17. №3. 2023

••• DSPU JOURNAL. Vol. 17. No. 3. 2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Башинова Светлана Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольного образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет, институт психологии и образования; доцент, кафедра дошкольного и начального общего образования, Институт развития образования Республики Татарстан, Казань, Россия; e-mail: svetlana-bashinova@mail.ru

Магомедова Замира Шахабутдиновна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета дошкольного образования, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, Россия, Махачкала; e-mail: zamira-m69@mail.ru

Сухарев Александр Алексеевич, кандидат технических наук, доцент, кафедра радиоэлектроники и информационно-измерительной техники, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - КАИ; доцент, кафедра радиоэлектроники и информационно-измерительной техники, Институт радиоэлектроники, фотоники и цифровых технологий, Казань, Россия; email: s.alex966@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Svetlana N. Bashinova, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Preschool Education, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Psychology and Education; assistant professor, the chair of Preschool and Primary General Education, Institute of Education Development of the Republic of Ta-tarstan, Kazan, Russia; e-mail: svetlana-bashinova@mail.ru

Zamira Sh. Magomedova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, dean of the Faculty of Preschool Education, R. Gamzatov Dagestan State Pedagogical University, Russia, Makhachkala; e-mail: zamira-m69@mail.ru

Alexander A. Sukharev, Ph. D. (Technology), assistant professor, the chair of Radioelec-tronics and Information and Measuring Technology, A. N. Tupolev Kazan National Research Technical University - KAI; assistant professor, the chair of Radioelectronics and Information and Measuring Technology, Institute of Radioelectronics, Photonics and Digital Technologies, Kazan, Russia; e-mail: s.alex966@gmail.com

Принята в печать 07.07.2023 г.

Received 07.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.