ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.057.022.202201.097-106
УДК 373.24
О. И. Кокорева1, С. Н. Башинова2, И. В. Тараскина3
1 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
(Тула, Россия), e-mail: [email protected] 2 Казанский федеральный университет (Казань, Россия), e-mail: [email protected] 3Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. п. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: [email protected]
Коррекция негативных проявлений у детей трех лет в условиях детского сада
Введение. Ранний возраст - важный и очень сложный этап в развитии личности человека. Проблема преодоления негативных проявлений в период кризиса трех лет представляется особенно актуальной, потому что на этом этапе происходит формирование сознания и позиции личности ребенка. Отсутствие специальных условий для воспитания и общения с ребенком, учитывающих возрастные особенности и способствующих плавному протеканию перестройки психики, может привести к необратимым последствиям, оказывающим влияние на развитие личности в дальнейшем. Различные пути и варианты преодоления кризиса трех лет рассматривали отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон, Г. Бронсон, С. Вульф, Т. В. Гуськова, М. Г. Елагина, Т. Е. Драгунова, М. И. Лисина, А. Кларк, Н. А. Менчинская, В. С. Мухина, Дж. Русек, Л. Уайт, Э. Келер. Среди условий успешного преодоления кризиса они называют учет новых потребностей ребенка; уважение взрослыми личности ребенка и тактичное отношение к нему, особенно в конфликтных, эмоционально-напряженных ситуациях; отказ от стремления укрощать ребенка, предоставлять ему возможности в разумных пределах демонстрировать самостоятельность; снятие ситуаций, приводящих ребенка к стрессовому состоянию и обострению взаимоотношений с окружающими. Однако в большинстве случаев рекомендации, как этого достичь, носят общий характер и касаются воспитания ребенка в семье. Анализ предлагаемых способов преодоления негативных проявлений кризиса трех лет показал, что они не дают достаточной характеристики психолого-педагогических условий, необходимых для эволюционного развития личности на данном возрастном этапе. В них нет целостной картины психолого-педагогических воздействий на ребенка, не рассматриваются роль педагога детского сада и возможности дошкольной образовательной организации в преодолении этого кризиса, хотя значительное число детей преддошкольного возраста посещают в настоящее время детские сады. Поэтому возникла необходимость рассмотреть возможности снижения негативных симптомов кризиса трех лет с обозначенных точек зрения. Материалы и методы. Теоретический анализ литературы, анализ состояния практики, обобщение полученных эмпирическим путем данных, наблюдение, беседа, эксперимент, математические методы обработки данных. Результаты исследования. Ярко выраженные симптомы кризиса наблюдались у 59 % детей, среди них
© Кокорева О. И., Башинова С. Н., Тараскина И. В., 2022
своеволие диагностировано у 67 %, упрямство - у 63, негативизм - у 46, стремление к деспотизму - у 33, обесценивание - у 29 % детей. Ситуативные проявления симптомов присутствуют у 44 %, частые - у 22 % из них. Наиболее частой причиной негативных поведенческих реакций детей трех лет является неправильное воздействие со стороны взрослых, не желающих учитывать изменяющиеся с возрастом потребности и возможности ребенка и препятствующих проявлению самостоятельности детей. Направленность негативных проявлений на взрослых составила 67 %. Обсуждение и заключение. Наиболее эффективным преодоление негативных проявлений кризиса трех лет будет при условии создания развивающей среды, направленной на снижение негативных реакций ребенка и обеспечение положительного эмоционального фона взаимодействия со взрослыми и сверстниками; своевременного диагностирования проявлений негативных поведенческих реакций, свидетельствующих о наличии кризисных симптомов, с целью снижения их внешних и внутренних воздействий на развитие личности ребенка в целом; регулярного проведения специальных бесед с ребенком, направленных на формирование позитивного уровня взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; создания игровых способов взаимодействия с ребенком раннего дошкольного возраста; взаимного сотрудничества с родителями для реализации принципа непрерывности воспитательного процесса по снижению негативных проявлений симптомов кризиса трех лет.
Ключевые слова: ранний возраст, кризис трех лет, негативные проявления, дошкольная образовательная организация.
Для цитирования: Кокорева О. И., Башинова С. Н., ТараскинаИ. В. Коррекции негативных проявлений у детей трех лет в условиях детского сада // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2022. - Т. 22. - № 1. - С. 97-106. DOI: 10.15507/2078-9823.57.022.202201.097-
Oksana I. Kokoreva1, Svetlana п. Bashinova2, Irina V. Taraskina3
1 Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia), e-mail: [email protected] 2 Kazan Federal University (Kazan, Russia), e-mail: [email protected] 3 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),
e-mail: [email protected]
Correction of Negative Manifestations in 3-year-old Children in Kindergarten Conditions
Introduction. The early age is an important and very difficult stage in the development of a person's personality. The problem of overcoming negative manifestations during the crisis of three years seems to be particularly relevant, because at this stage the formation of consciousness and the position of the child's personality takes place. The absence of special conditions for upbringing and communication with the child, taking into account age characteristics and contributing to the smooth course of the restructuring of the psyche, can lead to irreversible consequences that affect the development of personality in the future. Various ways and options for overcoming the crisis of three years were considered by domestic and foreign teachers and psychologists: L. S. Vygotsky, A. N. Leontiev, L. I. Bozhovich, D. B. Elkonin, E. Erickson, G. Bronson, S. Wolf, T. V. Guskova, M. G. Elagina, T. E. Dragunova, M. I. Lisina, A. Clark, N. A. Menchinskaya, V. S. Mukhina, J. Rusek, L. White, E. Koehler. Among the conditions for successfully overcoming the crisis, they call taking into account the new needs of a child, respect for the child's personality by adults and a tactful attitude towards him or her, especially in conflict emotionally stressful
Гуманитарий : актуальные проблемы ^
~ я том 22, № 1, 2022
гуманитарной науки и образования ' '
situations, abandoning the desire to tame the child, giving him reasonable opportunities to demonstrate his/her independence, removing situations that lead a child to stress and aggravation of relationships with others. However, in most cases, recommendations on how to achieve this are general and relate to the upbringing of a child in the family. The analysis of the proposed ways to overcome the negative manifestations of the crisis of three years has shown that they do not provide sufficient characteristics of the psychological and pedagogical conditions necessary for the evolutionary development of personality at this age stage. They do not have a complete picture of the psychological and pedagogical effects on a child, they do not consider the role of a kindergarten teacher and the possibilities of a pre-school educational organization in overcoming this crisis, although a significant number of pre-school children currently attend kindergartens. Therefore, it became necessary to consider the possibilities of reducing the negative symptoms of the crisis of three years from the designated points of view. Materials and Methods. Theoretical analysis of literature, analysis of the state of practice, generalization of empirically obtained data, observation, conversation, experiment, mathematical methods of data processing. Results. Pronounced symptoms of the crisis were observed in 59 % of children, among them self-will was diagnosed in 67 %, stubbornness in 63 %, negativism in 46 %, despotism in 33 %, depreciation in 29 % of children. Situational manifestations of symptoms are present in 44 %, frequent - in 22 % of them. The most common cause of negative behavioral reactions of three-year-old is improper influence on the part of adults who do not want to take into account the needs and capabilities of a child changing with age and preventing the manifestation of independence of children. The focus of negative manifestations on adults was 67 %. Discussion and Conclusion. The most effective way to overcome the negative manifestations of the crisis of three years will be under the conditions of creating a developing environment aimed at reducing the negative reactions of the child and ensuring a positive emotional background of interaction with adults and peers; timely diagnosis of manifestations of negative behavioral reactions indicating the presence of crisis symptoms, in order to reduce their external and internal effects on the development of the child's personality as a whole; regular special conversations with the child aimed at forming a positive level of relationships with adults and peers; creating playful ways of interacting with a child of early preschool age; mutual cooperation with parents to implement the principle of continuity of the educational process to reduce the negative manifestations of the symptoms of the crisis of three years.
Keywords: early age, crisis of three years, negative manifestations, preschool educational organization. For citation: Kokoreva O. I., Bashinova S. N., Taraskina I. V. Correction of Negative Manifestations in 3-year-old Children in Kindergarten Conditions. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2022; 22(1): 97-106 (In Russ.). DOI: 10.15507/20789823.057.022.202201.097-106.
Введение
Актуальность темы исследования. Ранний возраст - важный и очень сложный этап в развитии личности человека. Проблема преодоления негативных проявлений в период кризиса трех лет представляется особенно актуальной, потому что на этом этапе происходит формирование сознания и позиции личности ребенка. Отсутствие специальных условий для воспитания и общения с ребенком, учитывающих возрастные особенности и способствующих
плавному протеканию перестройки психики, может привести к необратимым последствиям, оказывающим влияние на развитие личности в дальнейшем.
Различные пути и варианты преодоления кризиса трех лет рассматривали отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Э. Эрик-сон, Г. Бронсон, С. Вульф, Т. В. Гуськова, М. Г. Елагина, Т. Е. Драгунова, М. И. Лисина, А. Кларк, Н. А. Менчинская, В. С. Мухи-
на, Дж. Русек, Л. Уайт, Э. Келер. Среди условий успешного преодоления кризиса они называют учет новых потребностей ребенка; уважение взрослыми личности ребенка и тактичное отношение к нему, особенно в конфликтных, эмоционально-напряженных ситуациях; отказ от стремления укрощать ребенка, предоставление ему возможности в разумных пределах демонстрировать самостоятельность; снятие ситуаций, приводящих ребенка к стрессовому состоянию и обострению взаимоотношений с окружающими. Однако в большинстве случаев рекомендации, как этого достичь, носят общий характер и касаются воспитания ребенка в семье.
Анализ предлагаемых способов преодоления негативных проявлений кризиса трех лет показал, что они не дают достаточной характеристики условий, необходимых для эволюционного развития личности на данном возрастном этапе. В них нет целостной картины психолого-педагогических воздействий на ребенка, не рассматриваются роль педагога детского сада и возможности дошкольной образовательной организации в преодолении этого кризиса, хотя значительное число детей преддошкольного возраста посещают в настоящее время детские сады.
Обзор литературы
Впервые содержательную характеристику кризиса трех лет дала Э. Келер, выделив его симптомы - негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму. Детальное описание «семизвез-дья симптомов» кризиса трех лет было дано Л. С. Выготским [2].
Рассматривая сущность психологической ситуации на границе раннего и дошкольного детства, А. Н. Леонтьев указывает на ее определяющую особенность - расхождение цели действия ребенка и ее мотива и считает ее первой ступенью к формированию личности [4].
100
По мнению Д. Б. Эльконина, кризисный период трех лет связан с новообразованиями в рамках предметной деятельности - возникновением личного действия и сознания «Я сам» [7]. Л. И. Божович центральным новообразованием раннего возраста считает «Систему Я», включающую два взаимосвязанных аспекта - знания о себе и отношение к себе - и обусловливающую возникновение потребности в самостоятельных действиях, реализации и утверждении своего «Я», степень реализации или депривации которой определяет течение и тяжесть симптоматики кризиса [1].
В работах Э. Эриксона и А. Кларка содержится утверждение, что кризис трех лет является своеобразным и чрезвычайно важным периодом в развитии личности ребенка, когда у него появляются уверенность в себе и ориентировка на социальную оценку во взаимоотношениях с социальным окружением [5-6].
Т. В. Гуськова в экспериментальном исследовании анализирует конструктивные составляющие кризиса трех лет и предлагает рассматривать его в двух аспектах: объективном (как проявление качественно нового в психической жизни ребенка) и субъективном (как общую картину симптомов) [3].
Методы
Авторами использованы теоретический анализ литературы, анализ состояния практики, обобщение полученных эмпирическим путем данных, наблюдение, беседа, эксперимент, математические методы обработки данных.
Результаты
Целью первого этапа исследования было выявление наличия симптомов кризиса у детей раннего возраста. Для объективной диагностики протекания кризиса трех лет у детей вначале была проведена беседа с воспитателями, которым были предложены следующие вопросы: «Какие изменения произошли в поведении ре-
Гуманитарий : актуальные проблемы ^
том 22, № 1, 2022
гуманитарной науки и образования ' '
бенка с момента поступления в детский сад?»; «Каковы взаимоотношения ребенка с взрослыми и детьми?»; «Часто ли и в какой форме он проявляет агрессию по отношению к другим?»; «Что является источником возникновения негативизма?»; «С какой интенсивностью проявляются отрицательные реакции ребенка и какие последствия они имеют?».
Анализ ответов педагогов показал: они считают, что при поступлении в детский сад или после периодов отсутствия по болезни в поведении большинства детей преобладают негативные реакции по отношению к окружающим взрослым и детям. В поведении детей наблюдается обострение стремления к независимости и самостоятельности. Все опрошенные педагоги утверждают, что реакция негативизма чаще встречается у активных детей, преимущественно у мальчиков, в форме «борьбы за свою свободу».
По мнению воспитателей, источником негативных проявлений ребенка служит неправильная позиция взрослых в семье по отношению к нему. Родители не считают нужным принимать во внимание особенности данной стадии развития ребенка во взаимодействии с ним, а ребенок в свою очередь переносит домашний опыт общения на других взрослых, неправильно воспринимая стремления других людей помочь, а не выполнять за него, посоветовать, а не настаивать на своем. В качестве наиболее частых проявлений симптоматики кризиса педагоги назвали негативизм и своеволие.
Наличие симптомов кризиса определялось методом включенного наблюдения за взаимоотношениями детей между собой, их отношением ко взрослым, игрушкам с созданием ситуаций, которые могли быть расценены ребенком как посягательство на его свободу и самостоятельность.
Анализ полученных результатов выполнялся с учетом деления детей на три под-
группы: дети, достигшие трехлетнего возраста (до трех лет одного месяца), дети до трех с половиной лет и дети, не достигшие трех лет (от двух лет девяти месяцев).
В первой группе симптомы кризиса присутствовали у 54 % детей, причем у мальчиков они выражены в 2 раза больше, чем у девочек. По частоте проявлений первое место занимало своеволие, второе - упрямство, третье - негативизм. Мы не выявили в этой группе стремление к деспотизму (ревность), строптивость, протест-бунт и обесценивание.
Во второй группе общее число детей, у которых проявлялись некоторые симптомы кризиса, меньше, чем в первой группе, и составило 42 %. Как и в первой группе, симптомы чаще проявлялись у мальчиков (67 %). По частоте проявлений симптомы распределялись следующим образом: негативизм, упрямство, своеволие, стремление к деспотизму, обесценивание. Строптивость и протест-бунт зафиксированы не были.
В третьей группе симптомы были диагностированы у 79 % детей. По частоте проявлений они располагались следующим образом: упрямство, обесценивание, своеволие, негативизм, стремление к деспотизму. Строптивость и протест-бунт по результатам наблюдений отсутствовали. По сравнению с другими двумя группами в этой мы наблюдали более высокие количественные показатели таких симптомов, как обесценивание и стремление к деспотизму.
Ярко выраженные симптомы кризиса наблюдались у 59 % детей, среди них своеволие диагностировано у 67 %, упрямство - у 63, негативизм - у 46, стремление к деспотизму - у 33, обесценивание - у 29 %. В то же время следует отметить, что у 41 % детей симптомы кризиса трех лет практически отсутствовали, возникая только как редкие эпизодические ситуативные проявления, что свидетель-
ствует о сглаженном его протекании, обусловленном двумя противоположными причинами. В качестве положительного аспекта выступает правильное взаимодействие взрослых с детьми в период перехода от раннего к дошкольному возрасту. Напротив, отрицательная причина отсутствия проявлений кризиса - это результат подавления личности, привычки ребенка, что за него все делают. В этом случае подавление всех попыток самостоятельности у малыша неизбежно задержит или вообще заблокирует ее развитие.
В процессе исследования мы выявили также, что при неправильном воспитании симптомы кризиса могут сохраняться до трех с половиной лет. Чрезмерная опека, лишающая детей самостоятельности и самоутверждения, приводит к проявлению негативизма против взрослых, их желания помочь ребенку. Затянувшийся кризис может нанести непоправимый урон дальнейшему развитию личности ребенка.
На следующем этапе исследования выявлялись направленность негативных проявлений у детей, степень их адресованно-сти взрослым, другим детям или игрушкам. Методами проведения данного исследования выступили включенное наблюдение, естественный эксперимент. Фиксировалось, на кого были обращены негативные эмоции детей - на взрослых, которые являлись прямым источником отрицательных эмоций, или на других детей и игрушки.
У детей первой группы в 43 % зафиксированных случаев негативные проявления были направлены на взрослых, в 36 - на детей, в 21 % - на игрушки. Во второй группе негативные проявления, направленные на других детей, составили 43 %, на взрослых - 29, на взрослых и на других детей -28 %. При этом негативные проявления, направленные на игрушки, отсутствовали.
В третьей группе негативные проявления были отмечены гораздо чаще и адресо-
102
ваны, как правило, нескольким объектам. В 29,0 % зафиксированных случаев негативные реакции были направлены одновременно на взрослых, других детей и игрушки, в 14,0 - на взрослых и на игрушки, в 21,5 - на других детей и игрушки, в 14,0 -на игрушки, в 21,5 % - на взрослых.
Цель третьего этапа нашего исследования состояла в том, чтобы определить, являются ли негативные проявления у детей ситуативными, частыми или закрепленными. Для этого фиксировались частота их возникновения и длительность протекания.
Ситуативные проявления были выявлены в первой группе у 75 % детей, во второй - у 67, в третьей - у 49 %; частые - соответственно у 25, 33 и 51 %. Закрепленных проявлений диагностировано не было.
Обсуждение
В соответствии с целью исследования нами были выявлены и апробированы психолого-педагогические условия, способствующие преодолению негативных проявлений в поведении детей трех лет в условиях дошкольной образовательной организации. Мы считаем, что наиболее эффективным преодоление негативных проявлений кризиса трех лет будет при условии создания развивающей среды, направленной на снижение негативных реакций ребенка и обеспечение положительного эмоционального фона взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Не менее важным условием является своевременное диагностирование проявлений негативных поведенческих реакций, свидетельствующих о наличии кризисных симптомов, с целью снижения их внешних и внутренних воздействий на развитие личности ребенка в целом.
В педагогическом аспекте необходимым условием является регулярное чтение детям русских народных сказок и произведений детской художественной литературы с близким эмоциональному опыту
ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^
том 22, № 1, 2022
гуманитарной науки и образования
ребенка содержанием, сопровождающихся беседой о поступках героев и их влиянии на чувства и поведение других персонажей.
Для снятия симптоматики кризиса очень важно формировать позитивный уровень взаимоотношений детей с взрослыми и сверстниками путем проведения специальных бесед и использования игровых способов взаимодействия с ребенком в спонтанно возникающих и специально созданных ситуациях.
Учитывая определяющее влияние семьи как на позитивное, так и на негативное течение переходного периода, необходимым условием является организация взаимного сотрудничества с родителями для реализации принципа непрерывности воспитательного процесса по снижению
негативных проявлений симптомов кризиса трех лет.
Результатом воспитательной работы, организованной в соответствии с названными условиями, являются обретение ребенком навыков взаимоотношений со сверстниками и взрослыми на доступном ему в уровне взаимопонимания, доверия, уважения и сотрудничества; сформирован-ность у ребенка позитивного «образа Я», развитие у него в элементарной форме умения осознавать свои чувства и переживания; приобретение навыков нахождения выхода из проблемных (стрессовых) ситуаций и выбора путей их разрешения самостоятельно или с минимальной помощью взрослого.
Контрольный этап исследования показал выраженную положительную динами-
Проявления симптомов кризиса у детей
70° 60°
50°
40% 30% 20% 10%
0°
Негативизм
Упрямство
Своеволие
I .
Обесценивание Стремление к деспотизму
До эксперимента
После эксперимента
Рисунок. Результаты диагностики проявления симптомов кризиса у детей до и после
экспериментальной работы Figure. The results of the diagnosis of symptoms of crisis in children before and after
experimental work
ку изменений в проявлениях кризиса трех лет во всех группах. Общее число детей, у которых наблюдались симптомы кризиса, снизилось до 29,0 %, среди них своеволие диагностировано у 16,6 %, упрямство - у 29,1, негативизм - у 20,8, стремление к деспотизму - у 12,5, обесценивание - у 16,6 %. Результаты показывают, что число детей со своеволием сократилось в 4,0 раза, с упрямством - в 2,1, негативизмом -в 2,2, стремлением к деспотизму - в 2,6, обесцениванием - в 1,6 раза (рисунок).
Анализ результатов направленности негативных проявлений у детей всех трех групп показал, что частота негативных проявлений на детей снизилась в 3,6 раза, на взрослых - в 1,7, на игрушки - в 2,0 раза. При этом ситуативные проявления сократились в 3,6, а частые - в 1,8 раза.
Заключение
Раннее детство является важнейшим этапом в развитии человека, в котором возникают начальные формы самосознания, строятся новые взаимоотношения с окружающими, формируется позиция ребенка, которая в дальнейшем во многом повлияет на становление личности.
Наиболее частой причиной негативных поведенческих реакций детей трех лет является неправильное воздействие со стороны взрослых, не желающих учитывать изменяющиеся с возрастом
потребности и возможности ребенка и препятствующих проявлению самостоятельности детей.
Неправильная организация воспитания ребенка приводит к задержке проявления симптомов кризиса, как в форме прямого конфликта со взрослыми, так и в виде переноса накопленных отрицательных эмоций на других детей и игрушки.
Для преодоления негативных проявлений, налаживания эмоционально положительно окрашенных взаимоотношений с детьми оптимальными являются игровые способы взаимодействия с ребенком в спонтанно возникающих и специально созданных ситуациях, чтение произведений детской художественной литературы с близким эмоциональному опыту ребенка содержанием.
Наше исследование не исчерпывает изучения всех путей и форм преодоления негативных поведенческих проявлений у детей в период кризиса трех лет. В частности, требуют дальнейшего изучения такие проблемы, как закрытость информации о внутрисемейных отношениях и работа педагогов и психологов с родителями детей раннего возраста. Решение этих и других проблем позволит оптимизировать развитие личности ребенка в период кризиса трех лет, что положительно скажется на последующих периодах его жизни.
Список источников
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб. : Питер, 2008. -400 с.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - М. : Юрайт, 2019. - 160 с.
3. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 78-85.
4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М. : Юрайт ; МГППУ, 2011. - 460 с.
5. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. - М. : Академия, 2000. - 186 с.
6. Развитие личности ребенка : пер. с англ. / общ. ред. А. М. Фонарева. - М. : Прогресс, 1987. - 269 с.
7. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М. : Академия, 2011. - 384 с.
-1П/1 гуманитарии : актуальные проблемы
104 - я том 22, № 1, 2022
ж ■ гуманитарной науки и образования ' '
References
1. Bozhovich L. I. Personality and its formation in childhood. Saint Petersburg, 2008, 400 p. (In Russ.)
2. Vygotsky L. S. Questions of child psychology. Moscow, 2019, 160 p. (In Russ.)
3. Guskova T. V., Elagina M. G. Personality neoplasms in children during the crisis of 3 years. Voprosy psihologii = Questions of psychology. 1987; 5: 78-85. (In Russ.)
4. Obukhova L. F. Age psychology. Moscow, 2011, 460 p. (In Russ.)
5. Polivanova K. N. Psychology of age crises. Moscow, 2000, 186 p. (In Russ.)
6. Development of the child's personality. Moscow, 1987, 269 p. (In Russ.)
7. Elkonin D. B. Child psychology. Moscow, 2011, 384 p. (In Russ.)
Поступила 11.11.2021.
Сведения об авторах
Кокорева Оксана Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии, Тульский педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия). Область научных интересов: дошкольная педагогика и психология, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор более 200 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8807-9109.
E-mail: [email protected]
Башинова Светлана Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольного образования, Институт психологии и образования, Казанский федеральный университет (Казань, Россия). Область научных интересов: психология детей дошкольного возраста, проблемы одаренности дошкольников, развитие детей с особыми образовательными потребностями, развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации. Автор 110 научных работ. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5124-7439.
E-mail: [email protected]
Тараскина Ирина Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Историко-социологический институт, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Область научных интересов - психологические основы профессионального мышления студентов. Автор 170 научных работ. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0975-5154.
E-mail: [email protected]
Submitted 11.11.2021.
About the authors
Oksana I. Kokoreva - Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Special Psychology, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia). Research interests: preschool pedagogy and psychology, education and upbringing of children with disabilities. The author of more than 200 scientific and educational works. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8807-9109.
E-mail: [email protected]
Svetlana N. Bashinova - Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Preschool Education, Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University (Kazan, Russia). Research interests: psychology of pre-school children, problems of giftedness of preschoolers, development of children with special educational needs, developing the subject-spatial environment
of a pre-school educational organization. The author of 110 scientific papers. ORCID: https://orcid. org/0000-0002-5124-7439.
E-mail: [email protected]
Irina V. Taraskina - Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, History and Sociology Institute, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: psychological foundations of professional thinking of students. The author of 170 scientific papers. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0975-5154.
E-mail: [email protected]
-1п/ гуманитарии : актуальные проблемы
106 - я том 22, № 1, 2022
гуманитарной науки и образования ' '