ПРОБЛЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ Бичанина Т.В.1, Аксёнова А.В.2
1Бичанина Татьяна Владимировна - магистрант;
Аксёнова Анна Валерьевна - магистрант, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье анализируются особенности детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе. Приводится анализ понятий «семья» и «детско-родительские отношения».
Ключевые слова: семья, детско-родительские отношения, структура семьи, супружеская семья, детоцентрическая семья, авторитет, материнская любовь, привязанность.
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в обществе. Несмотря на свою общеупотребительность, понятие «семья» довольно многогранно, а её чёткое научное определение довольно затрудненно. В различных отраслях науки (педагогике, психологии, социологии) по - разному трактуют определение понятия «семья».
На законодательном уровне в семейном кодексе РФ понятия семья и брак не закреплены. Однако в норме семейного права семья характеризуется, как организованная социальная группа, в которой члены группы связаны между собой следующими условиями: совместным бытом, взаимной моральной ответственностью за каждого члена семьи и социальной необходимостью [3, с. 123].
В психологии и педагогике семья определяется как небольшая социальная группа, в которой есть субъект (родитель), с определенными функциями и характеристиками и объект влияния (ребёнок), который так же наделен функциями,
свойствами и характеристиками. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния.
В научной литературе о происхождении слова «семья» не имеется обоснованных сведений. В толковом словаре советского лингвиста С.И. Ожегова семья определяется как группа живущих вместе родственников.
Русский писатель, этнограф В.И. Даль в толковом словаре описывает связь понятие «семья» с древнерусскими словом «семя», что означает «потомство и «семьиться».
Согласно классическому определению английского социолога Э. Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми» [5].
Исходя из всего вышесказанного, можно дать определение понятию семья, как неотъемлемая часть общества, её ячейка, играющая важную роль в воспроизводстве новых членов общества и их воспитания.
За последний век наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях института семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско -родительские отношения.
Семейные отношения, в которые включен непосредственно ребёнок, называются детско -родительскими отношениями. Детско - родительские отношения - это особый вид межличностных отношений. Значимость этих отношений привлекает внимание специалистов различных школ и направлений.
Психолог семейных отношений А.Я. Варга эти отношения понимает, как активное взаимодействие родителя и ребёнка, в котором ярко проявляются социально - психологические закономерности межличностных отношений [4].
Важную роль в системе детско - родительских отношений занимают взрослые, а именно родители. С точки зрения многих педагогов и психологов, следует различать понятия «детско - родительские отношения», «родительские
отношение» и «родительские установки», которые во многих научных трудах выступает как синонимы.
Особенность детско - родительских отношений состоит в том, что они двусторонние, и родитель и ребёнок активно формируют систему этих отношений. Отношение «ребёнок -родитель» изначально неравноправные, однако данные отношения должны стремится к равноправию. Продуктом этих отношений является сформированная личность ребенка.
Советский психолог Л.А. Венгер определяет детско -родительские отношения как систему отношений между взрослым и ребёнком, состоящими в непосредственном родстве, данные отношения появляются с момента рождения ребёнка. Детско - родительские отношения зависят от трёх факторов: от самого родителя, ребёнка и культурно -исторического контекста отношений [5].
Российский психотерапевт A.C. Спиваковская, автор многочисленных трудов по семейному отношению и основам семейного консультирования, выделяет три компонента родительского отношения к ребенку: эмоциональный компонент, включающий в себя все чувства и эмоции, которые родитель испытывает по отношению к своему ребёнку и отражает позицию своего отношения; когнитивный компонент определяет знания, представления родителя о своём ребёнке и о себе, как о носителе социальной роли родителя; поведенческий компонент заключается в реализации определённого способа отношения к своему ребёнку [8, с. 123].
Особенность детско - родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к своему ребёнку. С одной стороны, личностное отношение заключается в большой любви и глубинной связи, а с другой стороны предметное отношение, которое заключается в объективном, оценочном отношении, направленном на формирование необходимых качеств и способов поведения у ребёнка.
В большинстве работ посвященных детско -родительскому отношению особое место уделяют
психологии материнства и лишь не значительная часть работ посвящена психологии отцовства.
Одним из первых направлений, в котором был поднят вопрос отношения родителей и детей, был классический психоанализ. Согласно психоанализу, З. Фрейда отношение ребёнка и родителей двойственны, так как мать и отец выступают совершенно в разных ролях для ребёнка [6].
Немецкий социолог Э. Фромм утверждает, что существует два типа родительской любви: любовь матери и любовь отца.
Австрийский психоаналитик З. Фрейд считает, что отцовская и материнская любовь отличается по содержанию, природе, генезису и формам проявления. Материнский тип родительской любви заключается в безусловном принятии ребёнка, а отцовская родительская любовь напротив характеризуется как любовь - уважение и признания.
Материнство и отцовство составляет основу семейных отношений и смысл жизни супругов. Материнская любовь одна из вершин человеческой любви. Материнский тип родительской любви отличается безусловным эмоциональным принятием ребёнка (любовь и привязанность несмотря ни на что», слепая, не знающая справедливости любовь»). Такой тип родительской любви наиболее благоприятен на ранних этапах развития ребёнка.
По - мнению, чешского педагога Я.А. Коменского, маленьким детям необходима родительская опека. Связь ребёнка с матерью, по - мнению учёного, осуществляется через пуповину. Данную связь Я.А. Коменский назвал «энергетическая пуповина». Энергетическая связь соединяет мать и ребёнка до тех пор, пока они не смогут функционировать отдельно друг от друга [8].
Американский антрополог М. Мид в своих исследованиях утверждала, что материнская забота и привязанность к ребёнку насколько глубоко заложена биологически, что только сложные социальные установки могут подавить их, но не искоренить материнские установки [7].
Французский философ Э. Бадинтер имеет противоположные взгляды по данной проблеме. Э. Бадинтер
утверждала, что материнский инстинкт - это миф». В своих исследованиях Э. Бадинтер не обнаружила никакого необходимого поведения матери, а напротив обнаружила чрезвычайную изменчивость её чувств в зависимости от её культуры, характера и ценностей. Материнская любовь относится к понятию, которое не просто эволюционирует, но и наполняется различным содержанием в различные эпохи и периоды жизни. В своих исследованиях Э. Бадинтер рассматривала во взаимосвязи три главные социальные женские роли: матери, жены и свободно реализуемой женщины. Она утверждала, что в различные эпохи та или иная из этих ролей становится главенствующей [3, с.123].
Если материнскую любовь раскрывают такие понятия, как любовь, привязанность и даже зависимость, то отцовская любовь противоположна материнской. Отцовский тип родительской любви заключается в том, что похвалу и признание ребёнка надо заслужить своими успехами и достижениями. Любовь отца выступает, как награда, которая не даётся сама собой, а требует труда и старания. В отцовском типе родительской любви очень важен отцовский авторитет.
К числу отечественных исследований, посвященных структурам семей относится работа Э. Арутюнянц. По мнению учёного, существует три типа семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая) [1, с.34].
В патриархальной семье воспитывают уважение к старшим; воспитательное взаимодействие осуществляется сверху вниз. Основными формами взаимодействия являются подчинение. Итогом воспитательной работы семьи с традиционным укладом являются легко адаптируемый ребёнок, который легко способен включится в вертикально -организационную общественную структуру.
В детоцентрической семье главной задачей родителей является обеспечения счастья и благополучия своему ребёнку. Воздействие в таких семьях, как правило, осуществляется от ребёнка к родителям (снизу - вверх). Российский психолог И. Малкина в своих исследованиях в
области семейной терапии называет такие отношения симбиотическая пара «мать и дитя». И. Малкина выделяет пассивные и активные формы симбиоза родителей. Пассивная форма симбиоза выражается в стремлении «привязаться» к близкому человеку, а активная форма заключается в стремление «подчинить» любимого человека, поставить в зависимость от себя. В таких семьях велик риск дезадаптации ребёнка, возрастает вероятность конфликта ребёнка с социальным окружением за пределами семьи. Ребёнок может расценивать мир как враждебный[6, с.992].
На высшем уровне оценивается демократическая или супружеская семья. Воспитательные воздействие осуществляется через взаимодоверие, принятие, автономность каждого члена семьи. В семье учитываются интересы не только ребёнка, но и родителей. Итогом такого воспитания является усвоение ребёнка ценностей, гармонизация представлений о правах и обязанностях, развитие детской активности и самостоятельности.
Российский психолог Н.Ю. Синягина, исследуя феномен детско-родительских отношений, выделяет ряд условий эффективного и результативного воспитательного воздействия:
• время реакции родителя (такие реакции как одобрение, так и наказание должны осуществляться немедленно);
• последовательность и принципиальность дисциплинарных требований;
• качество отношений между родителями и ребёнком;
• баланс одобрений и наказаний;
• последовательность проведения воспитательных мер [6, с.136].
Все вышеперечисленные условия, созданные в семье, благоприятно влияют на развитие и формирование личности ребёнка.
Российский учёный Б.Ю. Шапиро выделял следующий ряд условий эффективного взаимодействия ребёнка: особенности личности родителя; личностные и клинико-психологические особенности; этиологические факторы;
социокультурные детерминанты; особенности
внутрисемейных отношений [7, с.125].
По - мнению А.С. Макаренко, одним из основных условий воспитания ребёнка является создание атмосферы любви и взаимоуважения [2, с.12].
Атмосфера в семье, созданная на любви и уважении формирует личность способную уважать себя, своих близких и окружающих людей. В данном случае следует избегать крайностей. К таким крайностям относят слепую и неразумную любовь. Такая любовь делает человека безнравственным, не уважающим окружающих.
Также немаловажным условиям эффективного и результативного воспитания является благоприятный психологический и эмоциональный климат в семье. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает большое влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Психологический климат не является чем - то неизменным его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость; возможность всестороннего развития личности каждого её члена; высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу; чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости; гордость за принадлежность к своей семье; ответственность [2].
Особенности личности родителей, наряду с психологическим и эмоциональным климатом внутри семьи, является важным аспектом в детско - родительских отношениях. Учёные в результате многочисленных исследований пытались найти зависимость поведения ребёнка от наследственности (то есть генов). Однако спрогнозировать передались ли черты характера и формы поведения от родителей к детям очень трудно. Но не у кого не может вызвать сомнений тот факт, что на воспитание и развитие ребёнка оказывает большое влияние не генетика, а
пример родителей. Ведь большую часть жизни ребёнок проводит в своей семье. А родители являются образцом его поведения. Дети копируют поведение родителей, подражают им. Профессор генетики и нейробиологии К. Митчелл и профессор когнитивного развития Ю. Фриз в результате своих исследований сделали вывод о том, что около 80% в воспитании ребёнка оказывают влияние социум и личный пример родителей, а 20% зависит от генов. Поэтому на родителей ложится колоссальная ответственность за будущее своих детей. Ведь они закладывают своим поведением модель будущего поведения детей [8].
Таким образом, можно сделать вывод что детско-родительские отношения - это особый вид семейных отношений, который включает в себя: стили и тактику семейного воспитания, структуру семьи, родительские установки, привязанность родителей к детям и детей к родителям, психологический климат в семье, личностные особенности родителей и многие другие аспекты, которые влияют на формировании личности ребёнка. Характер детско - родительского отношения влияет на формирование у детей определённых черт личности, неадекватные стили семейного воспитания приводят к формированию у детей нежелательного поведения, трудностей в адаптации, формирование невротических и психических нарушений и расстройств.
Список литературы
1. Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантимума молодежи // Отец в современной семье. Вильнюс, 2001. 34 с.
2. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. М., 2005.
3. Бадинтер Э. Конфликт: женщина и мать М., 2010. 123 с.
4. Варга А. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. М., 2000.
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2008. 375 с.
6. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации М., 2010.
7. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 992 с.
8. Спиваковская A.C. Как быть родителями. М.: Педагогика, 2006.