Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 347.85
А. В. Бояков Научный руководитель - А. С. Кропов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМА ДЕЛИМИТАЦИИ ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ
Проблема определения юридических границ космического пространства - одна из важнейших и до сих пор не решенных проблем международного космического права.
С одной стороны, необходимо обеспечить действие принципа уважения полного и исключительного суверенитета государств на их воздушное пространство с другой - свободу мирного использования и исследования космического пространства. В решении этой проблемы существует два противоположных по содержанию подхода: пространственный и функциональный.
Все предложения в защиту пространственного подхода к делимитации, высказанные на официальном уровне, а также в науке международного воздушного и космического права, можно подразделить на две группы. С одной стороны, предлагается найти естественный физический рубеж между воздушным и космическим пространством или установить границу в зависимости от «высотного потолка» полета самолетов. С другой стороны, считается, что необходимо осуществить политическое решение вопроса, т. е. в договорном порядке закрепить границу на условной высоте.
В направлении нахождения естественного физического рубежа для решения проблемы было предложено несколько подходов:
- технический - опора на достижения аэрокосмической техники и уровень развития новейших технологий, когда обеспечение суверенитета ставится в зависимость от уровня технического и технологического развития государств, который явно неодинаков. Более того, как отказ от стабильной границы суверенитета, которая будет подниматься все выше по мере совершенствования авиационной техники, так и возвращение к устаревшим, ошибочным теориям эффективности в деле обеспечения государственного суверенитета противоречат общепризнанному принципу суверенного равенства государств;
- орбитальный - считать границей воздушного пространства минимальную высоту орбиты свободно вращающегося вокруг Земли спутника. Однако при этом нужно определить и на международном уровне согласовать его эталон;
- юрисдикционная линия Кармана - установить верхнюю границу государственной юрисдикции на высоте, равной приблизительно 83 км, где тело, движущееся со скоростью 7 км/с, не подвергается действию аэродинамической подъемной силы и на тело действует только центробежная сила.
Решение проблемы делимитации политическим путем служит целям укрепления как принципа полного и исключительного суверенитета государств на
воздушное пространство, так и принципа неприсвоения космического пространства. Оно находится в полном соответствии с практическими потребностями авиации, космонавтики, а также с решением проблем экологии.
При этом предложены три положения:
- договорная граница - установление границы посредством консультаций и учета различного рода факторов. Так, по решению Международной авиационной федерации (FAI) принято условно считать полеты космическими в том случае, если их высота не менее 100 км. В практической космонавтике фигурируют и меньшие высоты;
- промежуточная зона - установление между воздушным и космическим пространствами некоторой промежуточной зоны, соответствующей в правовом отношении территориальным водам. Однако такая зона не выполняла бы требуемых функций, поскольку ее фрагменты, расположенные между поверхностью Земли и космическим пространством, фактически будут принадлежать воздушному пространству, на которое распространяется полный и исключительный государственный суверенитет;
- договорная граница с особыми правами - договорное закрепление границы между воздушным и космическим пространствами с сохранением прав пролета ниже ее в случаях, также определяемых специальным соглашением.
Приверженцы функционального подхода к делимитации предлагают считать надземное пространство единым, в котором параллельно действуют два международно-правовых режима, регламентирующих космическую и аэронавтическую деятельность государств. При этом они, не учитывая реальных перспектив развития авиационной и космической техники, исходят из того, что и в настоящее время, и в будущем космонавтику можно будет легко отличить от аэронавтики.
Пытаясь стереть какие-либо границы между воздушным и космическим пространствами, представители функционального подхода в своих рассуждениях отрицают устаревший, с их точки зрения, принцип государственного суверенитета на воздушное пространство и пытаются доказать необходимость создания единого аэрокосмического права. Ряд авторов предлагают установить единый правовой статус, применимый ко всему надземному пространству, права и обязанности, в котором будут различаться в зависимости от целей воздушного или
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
космического корабля. Такие права и обязанности будут определяться не научными соображениями, а функциями той деятельности, которую осуществляют государства (попытка закрепить в международном праве отказ от государственного суверенитета ввиду его «устарелости» в век бурного научно-технического прогресса).
Ряд юристов пытаются модернизировать принцип государственного суверенитета. По их мнению, суверенитет должен носить относительный характер. Если он сохранится для воздушного пространства, деятельность в космическом пространстве неизбежно приведет к его дальнейшей трансформации, к замене абсолютного суверенитета относительным. Однако отказ государств от суверенитета в воздушном пространстве мог бы создать опасный прецедент и вызвать попытки подорвать право на
суверенитет и над сухопутными территориями (акваториями) государств со всеми вытекающими последствиями. Сохранение данного принципа становится особенно важным в связи с актуализацией экологических проблем человечества.
Таким образом, ввести общепризнанное определение космического пространства с четкой границей по нижней высоте пока не представляется возможным. Поэтому, рассматривая перспективы международно-правового регулирования этого аспекта космической деятельности, можно предположить, что еще долгое время юристы будут говорить лишь об условной границе между двумя элементами надземного пространства, в которых действуют принципы космического и воздушного международного права.
© Бояков А. В., Кропов А. С., 2010
УДК 341.229
А. Ю. Булгаков Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
Сегодня в РФ нормативная база космической деятельности состоит из большого числа документов различного уровня, которые регламентируют деятельность государственных органов власти, предприятий различных форм собственности, а также граждан РФ. Общее число документов различного уровня достигает на сегодняшний день около 400. Из них около 30 составляют законодательные акты, а основная масса решений по регулированию космической деятельности приходится на документы исполнительной власти.
20 августа 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации принят Закон № 5663-1 «О космической деятельности». 4 октября 1996 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принимается Федеральный закон № 147 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О космической деятельности». Данный Закон 13 ноября 1996 г. одобрен Советом Федерации, 29 ноября того же года подписан Президентом Российской Федерации, и вступил в силу 10 декабря 1996 г. - со дня его официального опубликования [1].
Наряду с названным Законом, космическая деятельность России, включая и ее международное сотрудничество в области исследования космоса, регулируется также и иными правовыми актами, издаваемыми в развитие Закона о космической деятельности.
Реализация международных договоров, соглашений и обязательств России в области космоса осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 8 августа 1997 г. «О мерах по выполнению международных договоров в области космоса» и Федеральной космической программой России на 2001-2005 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ № 228 от 30 марта 2000 г.
Первый отечественный Закон о космической деятельности был разработан в Комитете Верховно-
го Совета РФ по транспорту, связи, информатике и космосу.
Появление первого «космического» закона сыграло важную роль в создании основ правовой системы космической деятельности. Однако происходящие изменения в политической и экономической системе государства и принятие новой Конституции РФ вошли с данным Законом в определенные противоречия. В связи с этим созрела необходимость внесения изменений и дополнений в Закон о космической деятельности, с целью приведения его в соответствие с новыми реалиями жизни России: правовыми, политическими и др.
На проведенных в феврале 1995 г. парламентских слушаниях «Об использовании космоса и космической индустрии в геополитических интересах России» с участием представителей органов государственной власти, Министерства обороны, Российской академии наук, ведущих организаций ракетно-космической промышленности, наряду с обсуждением ряда мер по научно-техническому развитию космонавтики, совершенствованию механизма управления и структурной перестройки ракетно-космической отрасли, было уделено значительное внимание разработке и принятию Федеральных законов, обеспечивающих целостную систему правовых отношений в космической деятельности. Была принята идеология нормативно-правового развития