Научная статья на тему 'Анализ отдельных видов воздушно-космических правоотношений'

Анализ отдельных видов воздушно-космических правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМОС / SPACE / ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРАВО / ДЕЛИМИТАЦИЯ / РАЗЛИЧИЯ / DIFFERENCES / AIR SPACE / RIGHT OF / DELIMITATION OF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максименко О.Д., Сафронов В.В.

Рассматриваются и анализируются отдельные виды воздушно-космических правоотношений. Их различия и разграничения. Выявляется проблема определения юридических границ космического пространства. Нужно отметить, что воздушное пространство делится на национальное и международное, а космическое пространство неделимо и на всем его протяжении находится в общем пользовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF CERTAIN TYPES OF AIRSPACE RELATIONS

This article examines and analyzes certain types of air and space relations. Their distinctions. We will examine the problem of defining the legal boundaries of space. It should be noted that the airspace is divided into national and international, and space are indivisible and throughout it is in common use.

Текст научной работы на тему «Анализ отдельных видов воздушно-космических правоотношений»

УДК 347.823

АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

О. Д. Максименко Научный руководитель - В. В. Сафронов

Сибирский институт бизнеса, управления и психологии Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, ул. Московская, 7а E-mail: maksimenko-olesya@mail.ru

Рассматриваются и анализируются отдельные виды воздушно-космических правоотношений. Их различия и разграничения. Выявляется проблема определения юридических границ космического пространства. Нужно отметить, что воздушное пространство делится на национальное и международное, а космическое пространство неделимо и на всем его протяжении находится в общем пользовании.

Ключевые слова: космос, воздушное пространство, право, делимитация, различия. THE ANALYSIS OF CERTAIN TYPES OF AIRSPACE RELATIONS

O. D. Maksimenko Scientific supervisor - V. V. Safronov

Siberian Institute of Business, Management and Psychology 7а, Moskovskaya str., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: maksimenko-olesya@mail.ru

This article examines and analyzes certain types of air and space relations. Their distinctions. We will examine the problem of defining the legal boundaries of space. It should be noted that the airspace is divided into national and international, and space are indivisible and throughout it is in common use.

Keywords: space, air space, right of, delimitation of, the differences.

Различия в правовых режимах воздушного и космического пространств.

С точки зрения международного права, деление надземного пространства на воздушное и космическое необходимо из-за различий в правовых режимах двух этих пространств [1]. Воздушное пространство по международному праву делится на национальное и международное.

Национальное воздушное пространство находится над территорией и под юрисдикцией конкретного государства, а поэтому входит в сферу его полного и исключительного территориального суверенитета.

Так, согласно п. 1 ст. 1 Воздушного кодекса Российской Федерации, «Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства над Российской Федерацией» [2].

Международное воздушное пространство находится за пределами государственных воздушных территорий.

Космическое же пространство неделимо и на всем его протяжении находится в общем пользовании.

В этом отношении ст. I Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. устанавливает следующее [3]:

«Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований, и государства содействуют и поощряют международное сотрудничество в таких исследованиях».

В космосе и на небесных телах запрещено размещать ядерное оружие и любые другие виды оружия массового уничтожения. Для воздушного пространства такого ограничения не установлено.

Государства не обязаны исследовать и использовать воздушное пространство на благо и в интересах всех стран, как это предусмотрено в отношении космоса.

Государства не несут материальную ответственность за ущерб, причиненный воздушными судами, которые принадлежат самостоятельным юридическим лицам, но несут материальную ответственность за всю национальную космическую деятельность.

Для воздушных судов не учреждено какого-либо единого международного реестра.

Государства не имеют права осуществлять дистанционное зондирование территорий иностранных государств из их воздушного пространства без особых на то соглашений.

При осуществлении авиационной деятельности государства не обязаны учитывать потребности развивающихся стран, что требуется при проведении космической деятельности.

Проблемы разграничения воздушного пространства и космоса.

Проблема определения юридических границ космического пространства - одна из важнейших и до сих пор, не решенных проблем международного космического права. С одной стороны, необходимо обеспечить действие принципа уважения полного и исключительного суверенитета государств на их воздушное пространство с другой - свободу мирного использования и исследования космического пространства. В решении этой проблемы существует два противоположных по содержанию подхода: пространственный и функциональный.

Все предложения в защиту пространственного подхода к делимитации, высказанные на официальном уровне, а также в науке международного воздушного и космического права, можно подразделить на две группы. С одной стороны, предлагается найти естественный физический рубеж между воздушным и космическим пространством или установить границу в зависимости от «высотного потолка» полета самолетов. С другой стороны, считается, что необходимо осуществить политическое решение вопроса, т. е. в договорном порядке закрепить границу на условной высоте.

В направлении нахождения естественного физического рубежа для решения проблемы было предложено несколько подходов:

1. Технический - опора на достижения аэрокосмической техники и уровень развития новейших технологий, когда обеспечение суверенитета ставится в зависимость от уровня технического и технологического развития государств, который явно неодинаков. Более того, как отказ от стабильной границы суверенитета, которая будет подниматься все выше по мере совершенствования авиационной техники, так и возвращение к устаревшим, ошибочным теориям эффективности в деле обеспечения государственного суверенитета противоречат общепризнанному принципу суверенного равенства государств.

2. Орбитальный - считать границей воздушного пространства минимальную высоту орбиты свободно вращающегося вокруг Земли спутника. Однако при этом нужно определить и на международном уровне согласовать его эталон.

3. Юрисдикционная линия Кармана - установить верхнюю границу государственной юрисдикции на высоте, равной приблизительно 83 км, где тело, движущееся со скоростью 7 км/с, не подвергается действию аэродинамической подъемной силы и на тело действует только центробежная сила.

Решение проблемы делимитации политическим путем служит целям укрепления как принципа полного и исключительного суверенитета государств на воздушное пространство, так и принципа неприсвоения космического пространства. Оно находится в полном соответствии с практическими потребностями авиации, космонавтики, а также с решением проблем экологии. При этом предложены три положения:

1. Договорная граница - установление границы посредством консультаций и учета различного рода факторов. Так, по решению Международной авиационной федерации (FAI) принято условно считать полеты космическими в том случае, если их высота не менее 100 км. В практической космонавтике фигурируют и меньшие высоты.

2. Промежуточная зона - установление между воздушным и космическим пространствами некоторой промежуточной зоны, соответствующей в правовом отношении территориальным водам. Однако такая зона не выполняла бы требуемых функций, поскольку ее фрагменты, расположенные между поверхностью Земли и космическим пространством, фактически будут принадлежать воздуш-

ному пространству, на которое распространяется полный и исключительный государственный суверенитет.

3. Договорная граница с особыми правами - договорное закрепление границы между воздушным и космическим пространствами с сохранением прав пролета ниже ее в случаях, также определяемых специальным соглашением.

Библиографические ссылки

1. Малков С. П. Международное космическое право : учеб. пособие. СПб.: СПбГУАП, 2002.

344 с.

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 14.10.2014) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/popular/air (дата обращения: 03.03.2015).

3. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва - Вашингтон - Лондон, 27 января 1967 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru (дата обращения: 03.03.2015).

© Максименко О. Д., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.