Секция
«ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ»
УДК 347.8
Е. Н. Александрова, Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ДЕЛИМИТАЦИЯ ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Рассматривается одна из важнейших проблем международного космического права, раскрывается ее актуальность; объясняется сложность определения границ между двумя пространствами, раскрываются и анализируются альтернативные решения этой проблемы.
Одной из основных и до сих пор нерешенных проблем космического права является проблема определения юридических границ космического пространства.
С точки зрения международного права деление надземного пространства на воздушное и космическое необходимо из-за различий в правовых режимах этих двух пространств:
1. Воздушное пространство делится на национальное и международное, а космическое пространство неделимо и на всем его протяжении находится в общем пользовании.
2. В космосе и на небесных телах запрещено размещать ядерное оружие и другие виды оружия массового уничтожения, а для воздушного пространства такого ограничения не установлено.
3. государства не обязаны исследовать и использовать воздушное пространства на благо и в интересах всех стран, как это предусмотрено в отношении космоса.
4. Государства не несут материальную ответственность за ущерб, причиненный воздушными судами, которые принадлежат самостоятельным, юридическим лицам, но несут материальную ответственность за всю национальную космическую деятельность.
5. Государства не имеют права осуществлять дистанционное зондирование территорий иностранных государств из их воздушного пространства без особых на то соглашений, а космос находится в общем пользовании, соответственно зондирование разрешено.
6. При осуществлении авиационной деятельности государства не обязаны особо учитывать потребности развивающихся стран [3].
Эти и другие различия ставят на повестку дня вопрос об установлении верхней границы воздушного пространства и нижней границы космического пространства.
Естественной границы между воздушным пространством и космосом не существует. Отсутствие границы между воздухом и космосом затрудняет контроль государств за неприкосновенностью своих суверенных прав на национальную территорию, ча-
стью которой является воздушное пространство. Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 2222 (ХХ1) от 19 декабря 1966 г поручила Комитету ООН по космосу начать изучение вопросов относительно определения понятия космического пространства [1]. В процессе обсуждения этого вопроса в Комитете ООН по космосу и в доктрине преобладают в основном два подхода - пространственный и функциональный.
Согласно первому, необходимо установить естественный физический рубеж между воздушным и космическим пространством, либо установить условную договорную границу между двумя пространствами, т. е. осуществить политическое решение вопроса.
В направлении нахождения естественного физического рубежа для решения проблемы было предложено несколько подходов. Первый - орбитальный - считать границей воздушного пространства минимальную высоту орбиты свободно вращающегося вокруг Земли спутника. Второй - юрисдикционная линия Теодора фон Кармана - установить верхнюю границу государственной юрисдикции на высоте, равной приблизительно 83 км, где тело, движущееся со скоростью 7 км/с, не подвергается действию аэродинамической подъемной силы и на тело действует только центробежная сила [2].
Для решения проблемы делимитации политическим путем предложены три положения:
1. Договорная граница - установление границы посредством консультаций и учета различного рода факторов.
2. Промежуточная зона - установление между воздушным и космическим пространствами некоторой промежуточной зоны, соответствующей в правовом отношении территориальным водам.
3. Договорная граница с особыми правами - договорное закрепление границы между воздушным и космическим пространствами с сохранением прав пролета ниже ее в случаях, также определяемых специальным соглашением [2].
Согласно функциональному подходу различать авиационную и космическую деятельность можно в зависимости от назначения (функций) летательного
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
аппарата. Слабость второго подхода заключается в том, что научно-технический прогресс приводит к созданию гибридных летательных аппаратов, способных перемещаться и маневрировать как в воздухе, так и в космосе. Пытаясь стереть какие-либо границы между воздушным и космическим пространствами, представители функционального подхода в своих рассуждениях отрицают устаревший, с их точки зрения, принцип государственного суверенитета на воздушное пространство и пытаются доказать необходимость создания единого аэрокосмического права.
По нашему мнению, наиболее целесообразным решением данной проблемы является установление границы в обязательном порядке на условной высоте. Как показывает практика, прийти к единому мнению и решить этот вопрос на договорной основе очень сложно, для этого потребуется еще десятки лет. Функциональный подход нам кажется неприемлемым, так как намного эффективнее, на наш взгляд, будет именно установление четких границ между двумя пространствами, а не стирание их, как предлагают нам приверженцы данного подхода. Остается решить на какой высоте установить границу,
разделяющую космическое и воздушное пространство. Можно воспользоваться орбитальным подходом или юрисдикционной линией Теодора фон Кармана. Хотелось бы внести еще одно предложение относительно высоты разделяющей границы. Международная авиационная федерация (ФАИ) регистрирует полет как космический, начиная с высоты 100 км. На этой высоте космический аппарат может совершить полный орбитальный виток вокруг Земли. Мы считаем, что именно эту высоту в 100 км можно внести, как третий подход к решению проблемы делимитации воздушного и космического пространства.
Библиографические ссылки
1. Резолюция, принятая XXI сессией Генеральной ассамблеи ООН от 19 дек. 1966 г.
2. Электронная космическая энциклопедия. 2005. URL: http://kosmos.claw.ru/shared/616.html.
3. Склад законов. Логистика - нормативы, документы и т. д. 2006. URL: http://sklad-zakonov.narod.ru/Vlad_st/opmvp.htm.
© Александрова Е. Н., Фарафонтова Е. Л., 2010
УДК 621.039.7(15)
Е. С. Бартновская, В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЛОКАЛИЗАЦИЯ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В КОСМОСЕ
Рассмотрение направлений удаления радиоактивных отходов; изучение вариантов изоляции радиоактивных веществ в космос и рассмотрение положительных и отрицательных сторон каждого из них.
Атомная энергетика является практически безальтернативным направлением удовлетворения растущих потребностей человечества в электроэнергии в условиях ограниченности запасов энергоносителей и необходимости сохранения экологии Земли.
Ежегодное увеличение экологически опасных радиоактивных отходов является результатом эксплуатации атомных электростанций.
Наиболее острой проблемой, связанной с функционированием ядерной энергетики, является накопление высокоактивных отходов в виде продуктов деления и так называемых малых актинидов (нептуний, америций, кюрий) [1].
В политике локализации радиоактивных отходов, в особенности высокоактивных, принципиально могут быть 3 направления:
- захоронить их на период практически полного распада - превращения в стабильные изотопы - в литосферу Земли,
- удалить их навечно, без возможности возврата, в космическое пространство или на другие необитаемые космические тела,
- перевести радиоактивные изотопы, в первую очередь, долгоживущие, в стабильные элементы или коротко живущие, т. е. провести процесс трансмутации.
Разработка метода космической изоляции РАО находится на начальной стадии. Однако, неуклонное развитие космической техники позволяет предполагать, что в скором будущем полеты в Космос станут практически безопасными и массовыми. В этой связи является разумным и целесообразным использовать «космические грузопотоки» для удаления с Земли некоторых долгоживущих особо опасных радионуклидов. Их экологически безопасное захоронение в земных условиях пока весьма проблематично, а «сжигание» при трансмутации также не обеспечивает полного решения проблемы.
Возможны следующие варианты изоляции РАО в космосе: 1) на геоцентрической орбите; 2) на орбитах планет Солнечной системы; 3) на гелиоцентрической орбите; 4) прямая транспортировка на Солнце; 5) локализация на Луне, с теми или иными проектами разработки лунных баз; 6) транспортировка на одну из планет Солнечной системы; 7) распыление РАО за пределы Солнечной системы.
Первый вариант абсолютно неприемлем по ряду причин. Во-первых, сегодня мы не имеем данных, будет ли человечество располагать средствами космической техники, необходимыми для решения данной проблемы, через 300 лет, когда закончится гарантированный срок безопасной локализации РАО на