Научная статья на тему 'Проблема деидеологизации: социально-ценностные аспекты (на примере современной молодежной среды)'

Проблема деидеологизации: социально-ценностные аспекты (на примере современной молодежной среды) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная идеология / ценностный аспект / национальная идея / молодежь / национализм / вандализм / политический инфантилизм / волонтерская деятельность / state ideology / value aspect / national idea / youth / nationalism / vandalism / political infantilism / volunteer activities

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скрябина Елена Владимировна

Введение. В статье анализируются социально-ценностные аспекты проблемы деидеологизации (на примере современной молодежной среды). Рассматриваются причины, сущность и социальные последствия отказа от государственной идеологии (национальной идеи). Исследуется работа глубинных социальных механизмов, таких как общественное самосознание и социальная саморефлексия. Теоретический анализ. Раскрывается сложность обозначенного вопроса; уточняются функции государственной идеологии, причины отказа от нее на постсоветском пространстве; конкретизируются цели и задачи работы. Исследуется взаимосвязь деидеологизации с исчезновением конструктивных морально-ценностных ориентиров и формированием целого ряда негативных социальных тенденций. Эмпирический анализ. Определяются эмпирическая база, методика и методология исследования. Устанавливается прямая корреляция деидеологизации с многообразием проявлений социального инфантилизма и ростом популярности целого ряда антиобщественных движений и настроений. Заключение. Констатируется, что в условиях взятого в постперестроечный период курса на деидеологизацию страны у современной молодежи появляются видоизмененные морально-ценностные идеалы, губительные как для личностного роста, так и развития общества в целом. Формулируются выводы, согласно которым волонтерская и другая позитивная социальная активность является одним из наиболее эффективных способов преодоления негативных последствий деидеологизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of deideologization: The social and value aspects (on the example of the modern youth environment)

Introduction. The article analyzes the social and value aspects of the problem of deideologization (using the example of the modern youth environment). The reasons, essence and social consequences of the rejection of the state ideology (national idea) are considered. The work of deep social mechanisms, such as social self-awareness and social self-reflection, is investigated. Theoretical analysis. The complexity of the issue under consideration is revealed, the functions of the state ideology and the reasons for abandoning it in the post-Soviet space are clarified, the goals and objectives of the work are specified. The interrelation of deideologization with the disappearance of constructive moral and value orientations and the formation of a number of negative social trends is investigated. Empirical analysis. The empirical base, methods and methodology of the research are clarified. A direct correlation of deideologization with the variety of manifestations of social infantilism and the growing popularity of a number of antisocial movements and moods is revealed. Conclusion. It is shown that in the conditions of the course taken in the post-perestroika period towards the de-ideologization of the country, modern youth have modified moral and value ideals that are detrimental to both personal growth and the development of society as a whole. Conclusions are formulated according to which volunteer and other positive social activity are one of the most effective ways to overcome the negative consequences of deideologization.

Текст научной работы на тему «Проблема деидеологизации: социально-ценностные аспекты (на примере современной молодежной среды)»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 2

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 176-179 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 176-179

https://phpp.sgu.ru

https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-176-179

EDN: ELBFQE

Научная статья УДК 316.75-053.81

Проблема деидеологизации:

социально-ценностные аспекты

(на примере современной молодежной среды)

Е. В. Скрябина

Ивановский государственный политехнический университет, Россия, 153000, г. Иваново, Шереметевский проспект, д. 21

Скрябина Елена Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин, e.gryzdeva@mail.ru, https://orcid.org/ 0009-0009-1651-4456

Аннотация. Введение. В статье анализируются социально-ценностные аспекты проблемы деидеологизации (на примере современной молодежной среды). Рассматриваются причины, сущность и социальные последствия отказа от государственной идеологии (национальной идеи). Исследуется работа глубинных социальных механизмов, таких как общественное самосознание и социальная саморефлексия. Теоретический анализ. Раскрывается сложность обозначенного вопроса; уточняются функции государственной идеологии, причины отказа от нее на постсоветском пространстве; конкретизируются цели и задачи работы. Исследуется взаимосвязь деидеологизации с исчезновением конструктивных морально-ценностных ориентиров и формированием целого ряда негативных социальных тенденций. Эмпирический анализ. Определяются эмпирическая база, методика и методология исследования. Устанавливается прямая корреляция деидеологизации с многообразием проявлений социального инфантилизма и ростом популярности целого ряда антиобщественных движений и настроений. Заключение. Констатируется, что в условиях взятого в постперестроечный период курса на деидеологизацию страны у современной молодежи появляются видоизмененные морально-ценностные идеалы, губительные как для личностного роста, так и развития общества в целом. Формулируются выводы, согласно которым волонтерская и другая позитивная социальная активность является одним из наиболее эффективных способов преодоления негативных последствий деидеологизации. Ключевые слова: государственная идеология, ценностный аспект, национальная идея, молодежь, национализм, вандализм, политический инфантилизм, волонтерская деятельность

Для цитирования: Скрябина Е. В. Проблема деидеологизации: социально-ценностные аспекты (на примере современной молодежной среды) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 176-179. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-176-179, EDN: ELBFQE Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0)

Article

The problem of deideologization: The social and value aspects (on the example of the modern youth environment) E. V. Skryabina

Ivanovo State Polytechnic University, 21 Sheremetevskiy Ave., Ivanovo 153000, Russia Elena V. Scriabina, e.gryzdeva@mail.ru, https://orcid.org/0009-0009-1651-4456

Abstact. Introduction. The article analyzes the social and value aspects of the problem of deideologization (using the example of the modern youth environment). The reasons, essence and social consequences of the rejection of the state ideology (national idea) are considered. The work of deep social mechanisms, such as social self-awareness and social self-reflection, is investigated. Theoretical analysis. The complexity of the issue under consideration is revealed, the functions of the state ideology and the reasons for abandoning it in the post-Soviet space are clarified, the goals and objectives of the work are specified. The interrelation of deideologization with the disappearance of constructive moral and value orientations and the formation of a number of negative social trends is investigated. Empirical analysis. The empirical base, methods and methodology of the research are clarified. A direct correlation of deideologization with the variety of manifestations of social infantilism and the growing popularity of a number of antisocial movements and moods is revealed. Conclusion. It is shown that in the conditions of the course taken in the post-perestroika period towards the de-ideologization of the country, modern youth have modified moral and value ideals that are detrimental to both personal growth and the development of society as a whole. Conclusions are formulated according to which volunteer and other positive social activity are one of the most effective ways to overcome the negative consequences of deideologization. Keywords: state ideology, value aspect, national idea, youth, nationalism, vandalism, political infantilism, volunteer activities For citation: Skryabina E. V. The problem of deideologization: The social and value aspects (on the example of the modern youth environment). Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2024, vol. 24, iss. 2, pp. 176-179 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2024-24-2-176-179, EDN: ELBFQE

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

© Скрябина Е. В., 2024

Е. В. Скрябина. Проблема деидеологизации: социально-ценностные аспекты

Введение

На фоне серьезных внешних и внутренних вызовов, с которыми в настоящее время сталкивается Российская Федерация, особый интерес научного сообщества вызывает проблема государственной идеологии [1, 2]. В условиях процессов глобализации, очевидных признаков кризиса международного права, роста национализма, фашизма и экстремизма задача комплексного теоретико-методологического изучения этого неоднозначного социально-политического феномена становится актуальной как никогда.

Теоретический анализ

Сложность рассматриваемого вопроса выявляется уже на этапе теоретико-правового анализа отечественной законодательной системы. Так, с одной стороны, ст. 13.2 Конституции РФ накладывает прямой запрет на государственную идеологию [3]. С другой стороны, государственная идеология, традиционно понимаемая как определенная система взглядов, ценностей, идеалов и норм, транслируемых и защищаемых государством, именно с правовой точки зрения является, безусловно, необходимой, более того, по мнению теоретика-правоведа А. И. Овчинникова, «... присутствует неизбежно в системе правовых норм, издаваемых государством.» [4. с. 84].

Известный отечественный социолог В. Н. Куз -нецов, обосновывая целый ряд важнейших функций государственной идеологии (мобилизационную, мировоззренческую, идентификационную, интеграционную, функцию социализации и другие), уточняет, что в начале 1990-х гг. термин «государственная идеология» не только приобретает негативный и даже «ругательный» оттенок, но и вообще начинает исчезать из научного оборота. По мнению исследователя, запрет государственной идеологии является прямым следствием массированного разрушения советской системы и ее идеологических устоев [5].

Цель настоящей работы - исследование концептуально-ценностных последствий постсоветского курса на деидеологизацию государства (на примере современной молодежной среды), продиктованного «архитекторами» новой постсоветской государственности, такими как Е. А. Гайдар, С. М. Шахрай и другими, доказывающими «лживость» коммунистической идеологии [6] и опирающимися в своих установках

на западных теоретиков, утверждавших, что государственная идеология - это откровенный рудимент, ненужный современной России [7].

Эмпирический анализ

В 2022-2023 гг. на базе Ивановского государственного политехнического университета (ИВГПУ) было организовано выборочное тестирование 150 студентов дневного отделения вуза: средний возраст испытуемых составил 18-22 года, респондентам была предложена анкета, состоящая из блоков, содержащих индикаторы социально-ролевых, морально-этических и личностно-психологических свойств и качеств личности, а также раскрывающих идейно-политические убеждения и взгляды современного студенчества.

Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что в современной студенческой молодежной среде достаточно сильны антидемократические и антилиберальные настроения (выявлены примерно у 25% опрошенных), в умонастроениях 23% обнаружена достаточно опасная тенденция к национализму, у 17% -склонность к проявлению вандализма, тесно связанная с обесцениванием традиционных общественных ценностей, у трети студенчества формируются ярко выраженные признаки внешнего локус-контроля (т.е. склонность возлагать ответственность за свои личные неудачи на внешние обстоятельства и (или) других людей, снимая с себя всю ответственность за происходящее), почти каждый десятый допускает возможность добиваться успеха аморальными и противоправными способами, следуя печально известному принципу «homo homini lupus es».

Обработка полученных эмпирических результатов, во-первых, позволяет констатировать, что в условиях деидеологизации страны наблюдается заметный рост националистических взглядов и настроений. Полученные данные в целом перекликаются с точкой зрения таких современных исследователей молодежного национализма, как П. В. Пинаев и Ю. Ю. Яцкевич, полагающих, что национализм в России «подобен стремительно развивающейся болезни, лекарство от которой до сих пор не найдено.» [8, с. 137].

Во-вторых, становится очевидным, что деидеологизация влечет за собой и другие, рискованные, с точки зрения целостности социальной системы, последствия, среди которых особое место занимает молодежный вандализм.

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 2

Широкое распространение этой достаточно опасной социальной тенденции в последнее время приковывает внимание все большего количества специалистов. Так, Д. В. Руденкин и Р. Ю. Порозов, понимающие под молодёжным вандализмом своеобразный инструмент социализации, особо подчеркивают то обстоятельство, что современная социальная реальность как нельзя более предрасполагает к проявлениям молодежного вандализма [9, с. 52].

Полученные эмпирические данные позволяют констатировать, что в условиях взятого в постперестроечный период курса на деиде-ологизацию страны, у современной молодежи появляются видоизмененные морально-ценностные идеалы, губительные как для ее собственного личностного роста, так и развития общества в целом.

В период активного становления гражданского общества и возрождения русской национальной идеи обозначенная проблема заслуживает особого внимания. В настоящее время в стране действуют целевые правительственные программы, направленные на профилактику и борьбу с асоциальными явлениями, повышение социальной ответственности граждан, формирование чувства гражданственности и патриотизма. Особое внимание уделяется молодежной политике, волонтерской и другой социально значимой деятельности [10].

Отметим, что общественная и волонтерская деятельность достаточно востребована в студенческой среде ИВГПУ. Так, второй этап проведенного эмпирического эксперимента показал, что порядка 27% студентов (из 150 ранее опрошенных) в той или иной форме уже вовлечены в общественно полезную и волонтерскую работу, а более 34% респондентов задумываются о возможности участия в социальной и благотворительной деятельности. Столь оптимистичных показателей во многом удалось добиться благодаря деятельности регионального волонтерского центра, созданного на базе ИВГПУ при поддержке департамента образования Ивановской области в августе 2017 г. В работе этой волонтерской организации можно выделить несколько важнейших направлений: патриотическое, событийное, социальное, медицинское, экологическое, волонтерство в ЧС [11]. Активное вовлечение студенчества в волонтерскую деятельность - результат постоянной и эффективной кураторской и образовательно-воспитательной работы вуза с молодыми людьми (проектная деятельность социально-патриотической направленности,

178

студенческие конференции и круглые столы, мероприятия, посвященные годовщинам памятных дат и юбилеев, митинг-концерты, деятельность студенческих патриотических клубов и т.д).

Эмпирические данные, полученные в ходе второго этапа исследования, наглядно показывают, что студенчество, активно вовлеченное в волонтерскую деятельность, существенно выделяется из общей массы опрошенной молодежи. Помимо более высокого уровня социальной активности, сформированного чувства долга и ответственности перед Родиной и обществом, студенты-волонтеры продемонстрировали отсутствие склонности к деструктивным социальным ориентациям (национализму, вандализму, неофашизму, антилиберальным и антидемократическим взглядам, экстремальной атрибуции и т.д.).

Заключение

Выявив некоторые, наиболее характерные, на наш взгляд, проблемы, следует отметить, что в условиях отсутствия четко сформулированной государственной идеологии (национальной идеи) социум, несомненно, сталкивается с процессами существенного искажения глубинных социальных механизмов, таких как общественное самосознание и социальная саморефлексия. Особенно отчетливо это выражается в многообразии проявлений социального инфантилизма и растущей популярности целого ряда антиобщественных настроений в современной студенческой среде.

Достаточно эффективным способом преодоления рассмотренных негативных тенденций является активное вовлечение молодежи в волонтерское движение и другую позитивную социальную деятельность. Участие в волонтерском движении стало для молодых людей своеобразным «социальным лифтом», позволяющим студенчеству максимально адаптироваться к формирующейся системе социальных отношений еще в студенческие годы. Именно волонтерская деятельность, как и другие варианты позитивной социальной активности, на наш взгляд, является наиболее действенной возможностью успешного преодоления многих негативных последствий деидеологизации.

Список литературы

1. Вожева Л. Б. Национальная идея России (история и современность) // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: Индустриальная модернизация

Научный отдел

Е. В. Скрябина. Проблема деидеологизации: социально-ценностные аспекты

Урала в XVIII-XXI вв. XII Всероссийская научная конференция, посвященная 90-летию Заслуженного деятеля науки России, доктора исторических наук, профессора Александра Васильевича Бакунина : материалы (Екатеринбург, 4-5 декабря 2014 г.) / под ред. В. В. Запарий : в 2 т. Т. 1. Екатеринбург : УрФУ 2014. С. 53-55.

2. Мезенцев Е. А., Колмакова Е. А. К вопросу о национальной идее и государственном девизе современной России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 (62). С. 595-601.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.). URL: http://publication. pravo.gov.ru/document/0001202210060013?index=5 (дата обращения: 30.11.2023).

4. Овчинников А. И. Понятие государственной идеологии и ее функции в современном государстве // Философия права. 2012. № 2. С. 84-89.

5. Кузнецов В. Н. Идеология. Социологический аспект : учебник. М. : Книга и бизнес, 2005. 816 с.

6. Гайдар Е. Т. Государство и эволюция. М. : Евразия, 1995. 206 с.

7. Bell D. The end of ideology: On the exhaustion of political ideas in the fifties. Glencoe (IL): The Free press of Glencoe, Cop., 1960. 416 p.

8. Пинаев П. В., Яцкевич Ю. Ю. Национализм в молодежной среде современного российского общества // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. № 3 (19). С. 137-147.

9. Руденкин Д. В., Порозов Р. Ю. Что современная российская молодежь понимает под вандализмом? // Juvenis Scientia. 2018. № 11. С. 52-54.

10. Об утверждении Концепции развития волонтерства: распоряжение правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р. URL: https://rosrest. com/rasporjazhenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii-ot-27-dekabrja-2018-goda-2950-r-ob-utverzhdenii-koncepcii-razvitija-volontjorstva/ (дата обращения: 30.01.2024).

11. Мы - вместе. Региональный волонтерский центр-ИВГПУ. URL: https://ivgpu.ru/molodezhnaya-politika/ regionalnyj-volonterskij-tsentr (дата обращения: 30.01.24).

References

1. Vozheva L. B. The national idea of Russia (history and present). In: Ural industrial'nyy. Bakuninskie chte-niya: Industrial'naya modernizatsiya Urala v XVIII-XXI vv. ХП Vserossiyskaya nauchnaya konferentsiya, posvyashchennaya 90-letiyu Zasluzhennogo deyatelya

nauki Rossii, doktora istoricheskikh nauk, professora Aleksandra Vasil'evicha Bakunina: materialy: v 2 t. T. 1. (Ekaterinburg, 4-5 dekabrya 2014 g.) [Zapariy V. V., ed. Industrial Urals. Bakunin readings: Industrial modernization of the Urals in the XVIII-XXI centuries. The XII All-Russian Scientific conference dedicated to the 90th anniversary of the Honored Scientist of Russia, Doctor of Historical Sciences, Professor Alexander Vasilyevich Bakunin. Materials: in 2 vols. Vol. 1]. Yekaterinburg, UrFU Publ., 2014, pp. 53-55 (in Russian).

2. Mezentsev E. A., Kolmakova E. A. To the question of the national idea and the national motto of modern Russia. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern Scientific Research and Innovations], 2016, no. 6 (62), pp. 595-601 (in Russian).

3. The Constitution of the Russian Federation (adopted by the popular vote on December 12,1993, with amendments approved during the all-Russian vote on July 01, 2020). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document /0001202210060013?index=5 (accessed November 30,

2023) (in Russian).

4. Ovchinnikov A.I. The concept of state ideology and its functions in the modern state. Filosofiya prava [Philosophy of Law], 2012, no. 2, pp. 84-89 (in Russian).

5. Kuznetsov V. N. Ideologiya. Sotsiologicheskiy aspekt [Ideology: A Sociological Aspect]. Moscow, Kniga i biznes, 2005. 816 p.

6. Gaidar E. T. Gosudarstvo i evolyutsiya [The State and Evolution]. Moscow, Eurasia, 1995. 206 p.

7. Bell D. The end of ideology: On the exhaustion of political ideas in the fifties. Glencoe (IL): The Free press of Glencoe, Cop., 1960. 416 p.

8. Pinaev P. V., Yatskevich Yu. Yu. The youth nationalism in the contemporary Russian society. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. So-tsiologiya [Bulletin of the Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology], 2014, no. 3 (19), pp. 137-147 (in Russian).

9. Rudenkin D. V., Porozov R. Yu. What is vandalism in the opinion of contemporary Russian youth? Juvenis Scientia, 2018, no. 11, pp. 52-54 (in Russian).

10. On the approval of the Concept of volunteering development. Decree of the Government of the Russian Federation no. 2950-R of December 27, 2018. Available at: https:// rosrest.com/rasporjazhenie-pravitelstva-rossijskoj-feder-acii-ot-27-dekabrja-2018-goda-2950-r-ob-utverzhdenii-koncepcii-razvitija-volontjorstva / (accessed January 30,

2024) (in Russian).

11. My - vmeste. Regional'nyy volonterskiy tsentr-IVGPU (We are together. Regional Volunteer Center- IVSPU). Available at: https://ivgpu.ru/molodezhnaya-politika/ regionalnyj-volonterskij-tsentr (accessed January 30, 2024) (in Russian).

Поступила в редакцию 28.02.2024; одобрена после рецензирования 26.03.2024; принята к публикации 02.05.2024 The article was submitted 28.02.2024; approved after reviewing 26.03.2024; accepted for publication 02.05.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.