МАСЛАК Ю. А.
ПРОБЛЕМА ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ Аннотация. В статье рассмотрено понятие деформации правового сознания и причины ее возникновения. Представлены наиболее распространенные формы деформации правосознания и методы их преодоления.
Ключевые слова: правосознание, деформация правосознания, демократизация правосознания, правовой нигилизм, правовая демагогия, правовой идеализм, правовой инфантилизм, перерождение правосознания.
MASLAK YU. A.
DEFORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS AND WAYS OF ITS OVERCOMING Abstract. The article considers the concept of deformation of legal consciousness and reveals the causes of its occurrence. The author presents the most common forms of deformation of legal consciousness and methods of overcoming them.
Keywords: legal consciousness, deformation of legal consciousness, democratization of justice, legal nihilism, legal rhetoric, legal idealism, legal infantilism, rebirth of consciousness.
В настоящее время в Украине происходит множество политико-правовых изменений, которые требуют наличия высокого уровня правосознания не только у представителей властных структур, но и у всех граждан. Его наличие и способность сознательно контролировать деятельность представителей власти, активно участвовать в общественно-политических процессах играет решающую роль для эффективного функционирования общественной жизни и самого общества в целом. Для развития правового государства с развитым гражданским обществом необходимым фактором является формирование правового сознания общественности. При этом необходимо учитывать возможность возникновения отклонений, нежелательных последствий. Поэтому рассмотрение такого явления как деформация правосознания в общем и деформация правосознания украинского общества в частности является актуальным, поскольку дальнейшее формирование правосознания в Украине тесно взаимосвязано с вопросами последующей модификации украинского общества на правовых, демократических началах.
Украина как государство, которое находится на границе западной и восточной культур всегда подвергалось и подвергается постоянному влиянию с их стороны. Как результат этого, правосознание нашего народа соединило в себе черты обеих культурных
традиций и выступает в качестве межцивилизационного феномена. Влияние Запада и Востока на правосознание равносильное, но разное по своей сути. Доверие к закону, стремление к истинной свободе как главной ценности современного общества являются теми чертами, которые были привнесены развитыми демократическими государствами. Приоритет интересов семьи над личными интересами, допустимость вмешательства государства во все сферы жизнедеятельности общества являются общими чертами правосознания украинского общества с государствами восточных культур. Поэтому, правосознание современного украинского общества находится на пути трансформации от формально-равнодушного отношения к позитивному праву (восточная традиция), до ценностно-действенного восприятия (западная традиция).
Современное общество на данном этапе развития переживает тяжелый процесс социальной, экономической и политической трансформации, которая предопределяет как позитивные, так и отрицательные результаты. По нашему мнению, наиболее негативным итогом являются изменения общественного сознания, в том числе, и правосознания. В юридической науке, этот процесс называется деформацией правосознания, который считается отклонением от общепризнанных мерок, искаженным отблеском правовой действительности и как следствие, имеет неверные ошибочные установки и выбор неправильных моделей поведения. Она происходит под влиянием различных факторов (как внутренних, так и внешних), при которых у общественности формируется свое видение правовой действительности, а также создаются свои ценности, правовые интересы и ориентиры, идеи, модели правильного правового поведения, что могут привести к отрицательным социальным последствиям.
Главной предпосылкой деформации правового сознания можно считать положение основных составляющих механизма правового регулирования, а именно, его неадекватность, противоречивость, декларативность, отсутствие взаимодействия норм и законов. На состояние правосознания огромное влияние оказывает отсутствие системы правового воспитания, популяризация противоправного поведения в средствах массовой информации. Фактически, границы дозволенного и недозволенного для граждан, которые представлялись в масс-медиа, непосредственно влияли на правосознание любого сообщества. В СМИ все чаще появляются материалы, пропагандирующие насилие, вседозволенность, безнравственность, пренебрежение к гражданским обязанностям, моральным принципам, неуважительное отношение к представителям государственной власти, особенно силовым структурам, которые наносят большой вред нравственным и духовным ценностям народа, травмируют психику молодежи, порождают преступность и оказывают негативное влияние на правосознание общественности в целом. В этом случае, более «чувствительной»
категорией граждан становиться молодежь, которая категорически воспринимает все изменения в обществе, легко «впитывает» в себя полученную информацию. Поэтому, по нашему мнению, для эффективного установления высокого уровня правосознания граждан, важную роль необходимо отвести правовому воспитанию, которое выступает гарантом надлежащего правового сознания.
Для деформации является характерным негативное отношение граждан к действующему праву, правосудию или же к законности. При этом деформацию правосознания можно определить лишь в том обществе или государстве, где уже существуют установленные рамки «нормального» правосознания. Для того чтобы установить эти границы необходим пример, идеал, как для подрастающего поколения, так и для более зрелых граждан. По нашему мнению, таким идеалом должны быть органы государственной власти, а конкретно их должностные лица, которые действительно избирались бы из числа квалифицированных и наиболее мотивированных государственных служащих.
Известный юрист Жан Карбонье писал, что в случае, если человек владеет развитым правосознанием, то ему не так уж и нужна информация о законе, он сумеет понять, что является законным. По нашему мнению, такое изречение не является верным. Законными или незаконными определённые действия становятся по причине регламентации их в нормативно-правовых актах. Опираясь лишь на правосознание можно не нарушать нормы права, регламентирующие воздержание от совершения определённых проступков, но сложно соблюдать нормы, требующие активных действий со стороны гражданина. Обыденное правосознание формируется путем узаконивания и снятия запретов на определённые действия элитой общества, которые становятся достоянием как отдельного человека, так и целых социальных общностей. Оно содержит в себе представления об приемлемых и неприемлемых формах человеческого поведения, которые направлены на стандартизацию проявлений социальной активности. Характерные признаки обыденного правосознания украинцев проявляются в специфическом отношении к свободе, равенству, справедливости, что нашло свое проявление в обычаях и традициях. Но даже они, на данный момент, подвергаются изменениям. Постепенно укореняется мысль, что в правовой основе государства должны лежать не пережитые устои, а новые, социально-правовые, законодательно-закреплённые правила жизнедеятельности, соответствующие требованиям времени.
Проблема налаживания механизма правового воздействия на общественные отношения с целью создания правового государства является комплексной, поэтому и требует комплексных подходов к обеспечению отдельных элементов этого правового
явления. Правовая элита нашего общества должна приложить максимум усилий для реализации положений Конституции Украины относительно создания правового государства Украины, а без полного теоретического понимания необходимости этого, данные преобразования невозможны.
На формирование правового сознания и правовой культуры влияет весь процесс правотворчества, процесс реализации и применения правовых норм государственными органами Украины, состояние законности и правопорядка, развитие правоотношений. А поскольку существует так много различных факторов - то и есть необходимость в создании единой системы правового воспитания, основной функцией которой было б формирование не только правового сознания у молодёжи в образовательных заведениях, а и поощрение к этому более старшего поколения.
Деформация правосознания может проявляться различными способами. Самыми распространенными можно считать правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовую демагогию и правовой идеализм.
Правовой инфантилизм - это несформированность, недостаточный уровень правовых знаний при личной уверенности в собственной высокой профессиональной юридической подготовке. Его рассматривают как относительно мягкую по результатам форму деформации правового сознания [1, с. 55]. На данный момент, формируется у граждан путём получения информации через СМИ, где по правовым вопросам она освещается достаточно подробно, но не в полном объёме. По нашему мнению, с правовым инфантилизмом, при правильном подходе, не так сложно бороться. Достаточно проводить разъяснительную работу с гражданами по общетеоретическим, юридическим вопросам, чтобы искоренить из их сознания чрезмерную уверенность в собственных знаниях на данные темы.
Правовую демагогию также можно рассматривать как один из видов деформации правосознания. Это особый вид социальной демагогии, который предусматривает общественно опасное, умышленное влияние отдельного человека (общественных объединений) на чувства, знания, действия людей посредством формирования у них ложного, искаженного представления о правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, которые обычно прикрываются мотивам обеспечения интересов населения и государства [1, с. 55]. С этим явлением бороться гораздо сложнее. Самым оптимальным вариантом, по нашему мнению, будет правовая работа среди граждан теми лицами, которые пользуются беспрекословным авторитетом. Используя таких людей, лица, заинтересованные в искоренении правовой демагогии, предоставляют общественности некий идеал для подражания, с чёткими, сформированными позициями по конкретным правовым вопросам.
Правовой идеализм отражает неадекватное отношение к праву, что предполагает превышение его роли в решении общественных проблем. Он проявляется в чрезмерных надеждах на то, что лишь путем принятия определенного закона можно решить все проблемы; при этом не учитываются реальные предпосылки реализации законов. С этим явлением бороться не так сложно - достаточно показать лицам идеализирующим закон примеры недейственности конкретных нормативно-правовых актов в реальных условиях. К сожалению, на данный момент в Украине их большое количество [1, с. 56].
Более распространенным и исследуемым явлением деформации правосознания можно считать правовой нигилизм. Правовой нигилизм представляет собой деструктивный социальный феномен, сущность которого - отрицательное отношение к праву, неверие в его возможности решать насущные проблемы так, как того требует социальная справедливость. Говоря более конкретно, правовой нигилизм характеризуется: во-первых, юридической некомпетентностью (отсутствие правовых знаний); во-вторых, негативным оцениванием права (отрицание его социальной ценности как наиболее эффективного способа регулирования общественных отношений); в-третьих, распространением навыков и стереотипов неправомерного поведения [2, с. 109]. Это самый сложный в искоренении вид деформации правосознания. Он требует комплексных действий органов государственной власти и образовательных учреждений. Но основная роль отводится первым. Именно неизбежность наказания за совершённые правонарушения будет ярким примером действенности нормативно-правовых актов на практике.
Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан можно считать процесс его перерождения. В этом случае, происходит полное искажение правовых реалий, непонимание правовой действительности, потеря нравственных, культурных, правовых ориентиров, замена их криминальными установками. Перерождение правосознания присуще для лиц, которые связали себя с преступностью, стали на противоправный путь. По нашему мнению, данное явление, в большинстве случаев, является необратимым. Человеку, переступившему грань законности, сложно выбрать правильный путь, правильную модель поведения. Процесс перерождения правосознания проще предотвратить, чем искоренить его из общества.
Ведущими способами закрепления и становления демократического правосознания в Украине считаются правовое образование как единая, целостная государственная система воздействия на правовые установки людей и общее развитие демократии во всех ее проявлениях на всех уровнях социальной жизни. Одной из форм правового сознания всех членов общества и молодежи является правовое воспитание. С целью искоренения всевозможных деформаций правосознания, а также для повышения значения правового
сознания нашего народа, нужно целенаправленно воплощать общегосударственные программы обязательного правового обучения и воспитания среди всех слоев населения, на всех уровнях образовательной системы.
Таким образом, уровень правового сознания граждан Украины в настоящее время требует значительного повышения и доведения в ближайшей перспективе до уровня правового сознания демократического общества. А это предполагает совершенствование правовых норм, практики деятельности юридических институтов и правоотношений, политической оценки права, законотворческой и правоприменительной деятельности, улучшения правового воспитания. Развитие демократического общества, становление гражданского общества, характер и степень существующего правосознания на данном этапе требует реформирования всей государствообразующей системы Украины. В этом сложном процессе важно не нарушить, не деформировать правовое сознание граждан, которое является важным звеном, связывающим общество с государственным аппаратом. В последнее время мы можем наблюдать повышние общественной и правовой активности населения в попытках граждан отстаивать свои права, интересы и общественные ценности. В этой связи мы считаем, что нужно внедрять программы правового воспитания и правового образования граждан, не забывая исторических, ментальных, социально-экономических особенностей развития украинского народа. В результате мы получим правильно сформированное украинское общество с высоким уровнем правового сознания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пшська О. С. Деформащя правово' свщомосп та п класифкащя // Право i безпека. - 2011. - № 1. - С. 54-58.
2. Кшмова Г. П. Правовий шгшзм як форма деформацп правосвщомосп // Вюник Нацiонального унiверситету «Юридична академiя Укра'1'ни iменi Ярослава Мудрого». - 2013. - № 5. - С. 105-112.