Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ'

ПРОБЛЕМА ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
161
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / «ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ» / МОТИВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ДЕФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нугаева Д.М., Савчишкина О.Г.

Автор приходит к выводу, что тенденции развития современных технологий в мире требуют соответствующего правового поведения, правовой грамотности, которые должны стать престижными и будет направлено на снижение уровня деструктивного поведения лиц, совершающих противоправное общественно опасное деяние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEFORMATION OF LEGAL AWARENESS AND ITS OVERCOMING

The author concludes that the trends in the development of modern technologies in the world require appropriate legal behavior, legal literacy, which should become prestigious and will be aimed at reducing the level of destructive behavior of persons committing an illegal socially dangerous act.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ»

ПРОБЛЕМА ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ Д.М. Нугаева, обучающаяся

Научный руководитель: О.Г. Савчишкина, канд. юрид. наук, доцент Уфимский юридический институт МВД России (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-7-2-198-201

Аннотация. Автор приходит к выводу, что тенденции развития современных технологий в мире требуют соответствующего правового поведения, правовой грамотности, которые должны стать престижными и будет направлено на снижение уровня деструктивного поведения лиц, совершающих противоправное общественно опасное деяние.

Ключевые слова: правосознание, преступление, «правовое воспитание», мотив преступления, деформация.

Правосознание - неотъемлемый элемент жизненного цикла каждого человека, включающие в себя личные убеждения, взгляды, намерения и др. Правосознание сопутствует нам в жизни, оно не является постоянным, а подвержено изменению. Деформация правосознания - это изменение его в «худшую» сторону, что отрицательно влияет на общество в целом. Поэтому, в настоящее время для решения этой проблемы необходима реализация комплекса действенных мероприятий, направленных на развитие правосознания граждан России.

В криминологии деформация правосознания рассматривается как один из элементов механизма преступного поведения. Лица, совершившие противоправное деяния с деформированным правосознанием, не осознают в полной мере свою ответственность перед обществом и не уважают законы, что делает их склонными к деструктивному поведению.

Кроме того, деформация правосознания может влиять на мотивацию преступления. Люди с деформированным правосознанием могут считать, что совершение ими преступления или правонарушения законно и морально оправдано в конкретных обстоятельствах.

Изучение деформации правосознания и механизмов ее формирования имеет важное значение для криминологии. Это позволяет лучше понимать мотивацию и по-

ведение лиц, совершивших преступление, выявлять сопутствующие детерминанты.

Криминологические исследования показывают, что повышение уровня правового образования и правовой культуры среди населения снижает вероятность совершения противоправного деяния, а значит, коррекция деформации правосознания является одной из составляющих глобального процесса предупреждения преступлений.

Правовой нигилизм представляет собой наиболее значительное проявление деформации правосознания. Он заключается в том, что субъект отрицает все правовые предписания. Данная деформация характеризуется образованием противоправной установки индивида. У индивида сформирована высокая готовность к совершению противоправных действий, которые являются умышленными. Такие лица знают содержание запрещающих и обязывающих предписаний, в должной степени осознает противоправность своих намерений, предвидит наступление общественно опасных последствий в результате своих противоправных действий и более того, желает достижения намеченного результата [4]. В этом заключается особое положение представленной формы деформации правосознания в их общей системе, вызванное возможностью наступления неблагоприятных последствий для общества.

Агрессивный правовой нигилизм выражен в осознанном, враждебном отношении

к праву, связанным с совершением различных правонарушений, включая преступления. Он может выражаться в проведении несанкционированных митингов, осуществляемых не мирным путем, на которых нередко возникают драки с представителями правоохранительных органов власти. Можно утверждать, что активная форма правового нигилизма, является не просто общественно опасным явлением, влекущим за собой причинение вреда жизни и здоровью человека.

Перерождение правосознания - самая тяжелая форма деформации правосознания, которая проявляется в осознанном игнорировании права и характеризуется наличием у носителей умысла на совершение правонарушений, потерей нравственных, культурных ориентиров. Можно отметить, что на процесс перерождения оказывает влияние множество различных факторов, таких как: внешняя среда, социально-личностные характеристики отдельного индивида, социально-психологические, культурно-этические факторы. Перерождение правосознания чаще всего присуще для лиц, связавших себя с преступным миром. Человек, который уже переступил через грань законности, с большой вероятностью, уже не вернется к правильной модели поведения. Стоит отметить сходство между категориями «правовой нигилизм» и «перерождение правосознания», в связи с чем, правовой нигилизм тоже основывается на отрицании права, снижении его ценности в жизни людей, но перерождение правосознания намного опаснее для общества. Главное их отличие заключается по степени общественной опасности, по форме выражения негативного отношения к праву, готовности совершать противоправные действия.

Преодоление деформации правосознания можно охарактеризовать как целенаправленную, активную деятельность общества, которая должна быть направлена на поиск, анализ и устранение причин их появления в целях формирования у граждан высокого уровня правосознания.

Основное место в механизме формирования позитивного правосознания и пре-

одоления деформации правового сознания занимает социально-нормативное воспитание.

Петражицкий Л.И. отмечал, что «уровень правового сознания индивида зависит от того, как в его семье в пору его детства был поставлен процесс правового воспитания» [1, с. 42].

По мнению К.В. Науменковой «правовое воспитание» - это система мер, которая направлена формирование правовых идей, а также норм и принципов, которые представляют собой особую ценность для правовой культуры.

Мы приходим к выводу, что термин «правовое воспитание» представляет собой целенаправленный процесс воздействия на сознание молодого поколения, осуществляемый планомерно и организованно [5, с. 41-43].

Правовое воспитание осуществляется с целью достижения необходимого уровня правовых знаний, а так же формирования глубокого уважения к закону. Оно необходимо для создания привычки соблюдения требований законов, основываясь на личных убеждениях, что в дальнейшем будет способствовать укреплению законности и правопорядка в обществе.

Одним их первых направлений, к которому стоит уделить внимание, это воспитание у индивида уважение к основным законам общества, прежде всего к Конституции Российской Федерации [3, с. 5].

Знание основных норм Конституции РФ, умение применить ее положения в повседневной жизни, имеет важное значение, как и знание других нормативных правовых актов. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Не менее важным направлением в правовом воспитании, это привитие уважения к суду. Уважение к суду является внешним проявлением права и предполагает такое поведение лица, которое будет исключать злоупотребление правом, вмешательства в судебный процесс, а также заключается в уважении и принятии решений суда.

Для того, чтобы достичь высокого уровня правового воспитания граждан необходимо проводить организованное преподавание правовых знаний, а так же задействовать средства массовой информации, для проведения пропаганды права.

Ввиду того, что современная молодежь составляет основу общества, государство заинтересовано в решении проблемы, связанной с деформацией правосознания. Для этого государственные органы и их структурные подразделения разрабатывают программы развития, формируют учебные курсы, преподаваемые как в школах, так и образовательных организациях, направленные на правовое воспитание молодого поколения, издают популярную юридическую литературу, разрабатывают и проводят конкретные мероприятия с юридическим уклоном.

Для проведения должного правового воспитания, большое значение имеет практическая работа правоохранительных органов. В настоящее время деятельность правоохранительных органов широко освещается в средствах массовой информации и обсуждается широкой общественностью [2, с. 105].

В связи с этим важную роль играет уровень правосознания сотрудников правоохранительных органов, от которого зависит решение задач, связанных с укреплением законности и правопорядка, а также качественная работа по проведению правового воспитания граждан. Насколько требовательным к самому себе будет сотрудник правоохранительных органов, насколько он будет стараться соблюдать требования нормативных правовых норм, настолько эффективна будет работа по правовому воспитанию и повышению

В основе правосознания сотрудников правоохранительных органов лежит соблюдение морально-нравственных установок, в связи с чем, был разработан Кодекс этики и служебного поведения сотрудников ОВД РФ, который определяет этические нормы, правила и требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время, применяемые наряду с нормативными предписаниями, определяющими государственно-правовой статус сотрудника органов внутренних дел, ограничения, требования к нему, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел Российской Федерации [6].

В результате, можно заявить, что участвовать в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, в зависимости от социальной роли, граждане в процессе правового воспитания могут находиться, как в роли воспитателей, так и в роли воспитуемых.

Таким образом, необходимо отметить, что правовое воспитание является актуальным способом воздействия на сознание населения, используя опыт государственных органов, общественных объединений и других трудовых коллективов, которые осуществляют деятельность, направленную на формирование мировоззрения и правовой культуры. Тенденции развития современных технологий в мире требуют соответствующего правового поведения, правовой грамотности, которые должны стать престижными и будет направлено на снижение уровня деструктивного поведения лиц, совершающих противоправное общественно опасное деяние.

уровня правосознания населения.

Библиографический список

1. Алешина Е.А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования и воспитания // Философия права. - 2008. - № 5. - С. 42.

2. Арзамаскин Н.Н. Проблемы профессионального правового сознания и пути повышения его уровня // Молодой ученый. - 2018. - № 44 (230). - С. 105-108.

3. Лапшин И., Коломейцева Т., Свистунова Л., Семичева А., Шушания Ш. Конституционное право. - М., 2021. - С. 5.

4. Кучерена А.Г. Правовой нигилизм и инфантилизм / Газета Известия. Доступ на официальном сайте газеты Известия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iz.ru (дата обращения 21.05.2022).

5. Науменкова К.В. Проблема правового воспитания граждан России на рубеже веков // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире. - Тамбов, 2004. - С. 41-43.

6. Приказ МВД России от 26.06.2020 № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников ОВД РФ» // Консультант плюс. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 08.06.2023).

THE PROBLEM OF DEFORMATION OF LEGAL AWARENESS AND ITS OVERCOMING

D.M. Nugaeva, Student

Supervisor: O.G. Savchishkina, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Ufa)

Abstract. The author concludes that the trends in the development of modern technologies in the world require appropriate legal behavior, legal literacy, which should become prestigious and will be aimed at reducing the level of destructive behavior of persons committing an illegal socially dangerous act.

Keywords: legal awareness, crime, «legal education» motive of crime, deformation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.