Научная статья на тему 'Проблема чувственности в современных гуманитарных науках'

Проблема чувственности в современных гуманитарных науках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
134
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВЕННОСТЬ / SENSUALITY / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURAL SCIENCE / СЕМИОТИКА / SEMIOTICS / ЛИНГВИСТИКА / LINGUISTICS / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Папченко Елена Викторовна

Данная статья посвящена рассмотрению одной из актуальных проблем современной науки чувственности. Использование гуманитарного критерия позволяет рассматривать чувственность как социальный феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of Sensuality in the Modern Humanities

The article is devoted to sensuality as one of the most important problems. Use of humanitarian criterion allows to consider sensuality as a social phenomenon.

Текст научной работы на тему «Проблема чувственности в современных гуманитарных науках»

5. Durkheim E. Les formes Helementaires de la vie religieuse, Le Systeme totemique en Australie. Paris: P.U.F., 1960. 648 р. Р. 65.

6. Сорокин П. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М. Политиздат, 1992. 544 с. С. 425-504.

7. Беккер Г., Басков А. Современная социологическая теория / Пер. с англ. В. Карзинкина и Ю. Се-

менова. Под ред. Д.И. Чеснокова. М.: Иностр. лит-ра, 1961. С. 167-168.

8. Дюркгейм Э. Религиозные формы // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: Канон+, 1998. 432 с. С. 177.

15 октября 2010 г.

УДК 101.6

ПРОБЛЕМА ЧУВСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Е.В. Папченко

По мнению М.С. Кагана, гуманитарное знание занимает центральное место в мире наук, ибо в нем скрещиваются потоки информации, идущие от всех других отраслей знания [1]. В настоящее время гуманитарными науками накоплено существенное знание о природе и роли чувственности в жизнедеятельности человека.

Длительная история развития науки и философии прошла путь от первых попыток понять механизмы чувственного взаимодействия человека с миром до развернутых теорий цветового, слухового, обонятельного восприятия. Опора на данные современной науки привела исследователей к выводу о том, что понимание чувственности невозможно без учета особенностей культурного опыта человечества [2]. Культура, будучи системой исторически развивающихся надбиологиче-ских программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни, хранит, транслирует и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей [3]. В своей совокупности и динамике эти программы образуют социальный опыт. Именно поэтому культурное наследие служит не только показателем уровня культурного развития уже ушедших поколений, но и ключом к пониманию многих современных процессов.

Наукой, формирующейся на стыке социального и гуманитарного знания о че-

Папченко Елена Викторовна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Технологического института Южного федерального университета, 347922, Ростовская обл., г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, e-mail: philosof@egf.tsure.ru, т. 8(8634)371615.

ловеке и обществе и изучающей культуру как целостность, является культурология, в которой довольно продуктивным представляется исследование чувственности с позиций деятельностного подхода. Кроме того, понимание чувственности невозможно без учета культурного опыта человечества. На взгляд А.П. Василевича, С.Н. Кузнецовой, С.С. Мищенко, наличие национально-культурных особенностей в восприятии цветового пространства незаслуженно игнорируется [4, с. 25]. Тесно связана с языковой картиной мира и проблема предпочтений в цвете, которые диктуются культурно-историческими традициями. Общеизвестна, например, особая роль красного цвета в русской культуре, что убедительно показывает В.В. Похлебкин: "Словом "красный" обозначается все лучшее, высококачественное (красный товар, красная рыба, красная дичь), все красивое, прекрасное, сильное (красная девица, красный молодец), все редкое, официально высокое, почетное (красный угол, красная площадь, красная печать, красное место, красная книга)" [5]. Какую бы психофизиологическую основу ни имел цветовой язык, на него неизбежно наслаиваются традиции и обычаи народа [4].

Согласно исследованию А.В. Эдокова, восприятие цвета в традиционной культуре алтайцев существенно отличается от аналогичного цветового восприятия европейских народов и имеет свои национальные и культурные особенности. "Сравнительный меж-

Elena Papchenko - Ph.D. of philosophy, associate professor of the Philosophy Department at the Taghanrogh Institute of Technology of Southern Federal University, 44 Nekrasovsky Street, Taghanrogh, 347922, e-mail: philosof@egf.tsure.ru, ph. +7 (8634)371615.

культурный анализ преобладания тех или иных цветов между русскими, монголами и алтайцами показал как подобие, так и определенную разницу в этнической корреляции. Проведенным исследованием были выделены биологические, лингвистические, психологические и эстетические аспекты, которые продемонстрировали различные категории использования того или иного цвета в автохтонной культуре алтайцев" [6, с. 83]. Аналогичной точки зрения относительно культурно обусловленных различий цветового восприятия придерживаются М. Купер и А. Мэтью: "Несмотря на то, что реакции на определенный цвет бывают чисто физиологическими, на них оказывает сильное воздействие и культура того региона, в котором живет человек" [7].

В работах, выполненных в рамках социокультурного подхода, отмечается, что восприятие еще одного вида чувственного - запаха - зависит от множества культурных переменных: ранних обонятельных впечатлений, ситуационных факторов, традиций, особенностей воспитания, гигиенических установок, религии и пр. [8]. К исследованиям, рассматривающим запах как часть бытия человека, можно отнести монографию А.И. Костяева, в которой он указывает на необходимость "рассматривать осмысление запахов в ракурсе культурной эволюции человека" [9].

О значимости исследований запаха как факта культуры пишет Х.Д. Риндисбахер, отмечая, что обоняние вполне законно может стать объектом разнообразных изысканий: в областях биологии и медицины, где проводятся существенные фундаментальные исследования; нейрофизиологии; химии и физики, которые могут обращаться к проблеме сенсорного разграничения; психологии и сексологии, где исследуются эмоциональные реакции, в особенности эффективность обоняния в качестве "пускового механизма" памяти, а также фактор обоняния при выборе партнера; антропологии, в рамках которой рассматриваются различные системы классификации и оценки запахов; в массовой культуре, уделяющей особое внимание ароматотерапии в рекламе и назначению духов; лингвистике, поднимающей вопрос о словесной колировке обонятельных феноменов, о недостаточности терминологии; литературе, где вышеперечисленные стороны проблемы собраны воедино в рамках всеобъемлющих вопросов репрезентации, интерпретации, эстетики [10;

с. 583-585]. Им выдвигается гипотеза о том, что разнообразные способы концептуального осмысления обоняния передвинутся с существующих ныне маргинальных позиций в литературе, эстетике, лингвистике и других гуманитарных областях на центральное место в культурологических и философских концепциях. Кроме того, обоняние станет моделью для новых исследований в рамках граничащих друг с другом естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Изучающая всевозможные знаковые системы в природе и обществе, семиотика возникла на стыке различных наук, она близка теории информации, когнитивной науке и кибернетике, поскольку изучает знаковые системы управления и связи, а также использует материал истории культуры, социальной антропологии, психологии, биологии и других наук [11]. Семиотика рассматривает не только естественный язык, но и языки, которые строятся на основе разных каналов восприятия. Как указывает Г.Г. Почепцов, каждый элемент в окружении человека семиотизирован [12]. Так, запах как вариант формы знака, может нести определенное количество символических значений, социальных значений, известных и понятных всем, например религиозные. Однако при этом могут возникать и индивидуальные виды значений, что отлично от нашего привычного реагирования, поэтому мы можем говорить, что определенные цивилизации характеризуются тем или иным набором запахов. Авторитетный ученый, автор семиотической концепции У. Эко в числе разнообразных знаковых систем уделяет внимание чувственности, как особому коду: сигналам обоняния, обладающим не только коммуникативным, но и социальным смыслом; вкусовым кодам, открывающим широкую сферу коннотаций и синестезий; музыке, как особой знаковой системе; визуальной коммуникации - хроматической системе, связанной со цветом и цветовыми коннотациями в западных обществах [13].

Ведущей тенденцией в философии науки на рубеже ХХ-ХХ1 веков, подчеркивает А.П. Огурцов, стал поворот к лингвистике [14, с. 22]. Изучение языка выступает сферой междисциплинарных исследований, в которой объединяются в настоящее время усилия философии, лингвистики, логики, психологии, культурологии и целого ряда других наук [15]. Одной из наиболее

актуальных тем как в мировой, так и в отечественной лингвистике является проблема отношения к языку как к системе, моделирующей мир в сознании отдельного человека, этноса, субэтноса и составляющих его социальных групп [16]. Данное моделирование действительности в языке во всей своей многоаспектности становится основным предметом изучения лингвокультурной ситуации, представляющей собой "динамичный и волнообразный процесс взаимодействия языков и культур в исторически сложившихся культурных регионах и социальных средах" [16, с. 19]. К числу важнейших источников определения базиса лингвокультурной ситуации какой-либо территории относится чувственно воспринимаемая действительность (например, цветовые гаммы окружающего мира). Не случайно в последнее время все больший интерес у лингвистов вызывает изучение цветовых номинаций: уделяется внимание возникновению цветообозначений, особенностям их употребления. Как указывает Р.М. Фрумкина, число оттенков цвета, различаемых человеком, имеет порядок десятков или даже сотен тысяч, в то время как число зарегистрированных "имен цвета" не превышает ста пятидесяти, из чего следует, что одно "имя цвета" должно охватывать множество разных оттенков цвета, различаемых человеком [17].

Исследование, проведенное Т.И. Колесниковой, показало, что благодаря исследованиям в области категоризации цвета языком возникло и стало развиваться новое научное направление языкознания - лингвистика цвета, где в качестве объекта анализа выступают языковые средства его выражения [18]. Совокупность знаний и представлений о цвете отражает цветовую картину мира, которая входит в состав языковой картины мира и, соответственно, включена в культурную и концептуальную картины мира. Лингвоцветовая картина мира фиксирует цветовые представления под влиянием психофизиологического и культурно-исторического опыта, отражая универсальный и национальный характер цвета.

Проблематика лексики обоняния рассматривалась в ряде научных работ, предметом изучения которых явилась систематизация номинативных средств, установление семантических параметров оценочного характера, установление специфики одорической лексики классиков отечественной литературы. Одна-

ко, по мнению А.В. Дроботун, проблематика обоняния требует лингвосоциального, структурно-семантического и этнического описания, в связи с чем обоняние рассматривается как лингвосоциальное явление [19]. Лексика обоняния - мало изученная область, при этом объект изучения довольно сложен в своем языковом выражении, структурно и семиотически разнообразен и трудно поддается обобщениям. Использование когнитивного подхода позволяет описать лексику обоняния как комплексный междисциплинарный объект изучения. Важнейшими когнитивными аспектами исследования языкового феномена являются сенсорно-ментальный, психосоциальный, лингвокультурный и социоэтнический.

Как отмечает И.А. Котенева, структурируя ольфакторную составляющую языковой картины мира, мы ставим своей целью получить данные о концептуальном содержании, категориальной классификации и когнитивной организации ольфакторной информации в сознании носителей того или иного языка [20]. В современной отечественной лингвистике существует немало работ, посвященных анализу функциональных особенностей лексики с семантикой восприятия, однако внимание большинства исследователей незаслуженно сосредоточено на лексике визуального и слухового восприятия [21]. А ведь обонятельное восприятие предстает как неотъемлемый, важный способ познания окружающей действительности, следовательно, и ольфакторные ощущения, являющиеся его непосредственным результатом, могут рассматриваться как элемент когнитивной картины мира. Языковые средства, отражающие такие ощущения человека, представляют собой фрагмент языковой картины мира, опосредующей объективную реальность.

Еще одной наукой, внесшей свой вклад в формирование представлений о чувственности, является психология, в ходе развития которой возникает множество теорий, объясняющих ощущения и восприятия. Так, согласно подходу С.Л. Рубинштейна, в психологии "происходит переход от физиологии органов чувств к собственно психологическому изучению ощущений (и восприятий)" [22]. Его сторонники при рассмотрении роли чувственности в жизни человека особое внимание уделяют исследованию ощущений и восприятий как особых видов образных переживаний, дают их феноменологическое

описание, т. е. показывают, что чувствует человек, когда получает зрительную, слуховую и прочую информацию, и в какой форме представлены эти чувственные качества. Так, Б.Г. Ананьев в работе "Теория ощущений" указывает, что данная проблема является общей проблемой философии, естествознания и психологии, а также ряда других наук и областей практики. Однако чувственность, как один из факторов развития современного общества, сторонниками данного подхода не рассматривается [23].

Интересен подход таких исследователей, как П.Я. Яньшин и Б.А. Базыма, которые в своих работах рассматривают проблемы психологии цвета [24]. Особое внимание ими уделяется мощному воздействию цвета на формирование психологического статуса организма человека. Как отмечает П.В. Яньшин, в цвете происходит визуализация эмоционального и психического состояния [24, с. 306].

В рамках психологии сформировалась концепция так называемой "чувственной памяти". Человек способен не только различать, но и удерживать в памяти и прочно связывать с теми или иными событиями жизни огромное количество запахов. Аналогично воздействие цвета, который может вызвать у человека приятные воспоминания о наиболее счастливых минутах жизни, и наоборот, как и звуки музыки, определенный цвет может напомнить о чем-то грустном, тягостном, о страдании, об ушедшей любви.

Таким образом, в рамках гуманитарных наук сформировались следующие подходы к пониманию чувственности. Использование синергетического подхода с опорой на гуманитарные науки, как более сложные типы систем, дает возможность рассматривать чувственность в качестве сложной многосоставной системы. Применение деятельностного подхода в исследовании позволяет представить чувственность как элемент жизнедеятельности человека, элемент функционирования общества. Семиотический подход рассматривает чувственность как совокупность знаков, символических значений, при этом культурное содержание символики чувственности детерминировано социально-историческим контекстом. Лингвистический подход способствует формированию лингвоцветовой, ольфакторной картин мира, фиксирующих цветовые, обонятельные представления под влиянием психофизиологического и культурно-исторического

опыта. В рамках психологического подхода чувственность предстает не только как совокупность ощущений и восприятий, но и как мощный фактор, оказывающий влияние на психоэмоциональное состояние человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каган М.С. Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Мат-лы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 18 мая 2001 г.). Серия "Symposium". Вып. 12. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2001. 328 с. С. 9-14.

2. См. подробнее: Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке. М.: КомКнига, 2005. 216 с.; Костяев А.И. Ароматы и запахи в истории культуры: знаки и символы. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 144 с.

3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 720 с. С. 271.

4. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия цвета в русском языке. М.: Ком-Книга, 2005. 216 с.

5. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 2001. 560 с. С. 392.

6. Эдоков А.В. Цветовое восприятие в культуре алтайцев // Известия Алтайского государственного университета. 2007. № 2. С. 80-83.

7. Купер М., Мэтью А. Язык цвета. Как использовать преимущества своего цвета для успеха в личной жизни и бизнесе. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 144 с. С. 38.

8. Герасимова О.А. Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности: Дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2003. 340 с. С. 49.

9. Костяев А.И. Ароматы и запахи в истории культуры: знаки и символы. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 144 с. С. 5.

10. Риндисбахер Д.Х. От запаха к слову: Моделирование значений в романе Патрика Зюскинда "Парфюмер" // Ароматы и запахи в культуре. Кн. 2 / Сост. О.Б. Вайнштейн. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 664 с. С. 583-611.

11. Словарь философских терминов / Науч. ред. проф. В.Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2004. 732 с. С. 489.

12. Почепцов Г.Г. Семиотика. М.: СмартБук, 2009. 430 с. С. 62, 65.

13. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1998. 432 с. С. 391-401.

14. Философия науки: проблемы и перспективы (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 2006. № 10. С. 3-44.

15. Титаренко И.Н. Стоическая теория языка в свете идей современной психолингвистики и когнитивной антропологии // Проблемы истории древнего мира и раннего средневековья: Мат-лы VI Междунар. науч. конф. / Отв. ред. В.Н. Вдовин. Вып. 1. Алматы: Изд-во Алматинского филиала Санкт-Петербургского университета профсоюзов, 2009. 384 с. С. 108-120.

16. Шаклеин В.М. Лингвокультурная ситуация и исследование текста. М.: Общество любителей российской словесности, 1997. 184 с. С. 19.

17. См. подробнее: Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство: аспекты психолингвистического анализа. М.: Наука, 1984. 176 с.

18. Колесникова Т.И. Генезис концепта "цвет" в древнерусской и англосаксонской лингвокульту-рах: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2009. 26 с. С. 9-11.

19. Дроботун А.В. Лексика обоняния в языке художественной прозы М.А. Шолохова: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. 186 с. С. 4-5.

20. Котенева И.А. Номинация запаха во французском языке: Дис. ... канд. филол. наук. Белгород,

2006. 182 с. С. 57.

21. Павлова Н.С. Лексика с семой 'запах' в языке, речи и тексте: Дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006. 228 с. С. 89, 166.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 592 с. С. 173.

23. См. подробнее: Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. 456 с.

24. См. подробнее: Яньшин П.В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. 368 с.; Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. СПб.: Речь,

2007. 205 с.

5 мая 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.