Научная статья на тему 'Социокультурные основания чувственности'

Социокультурные основания чувственности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
197
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВЕННОСТЬ / SENSUALITY / ЦВЕТ / COLOR / ЗВУК / SOUND / ЗАПАХ / SMELL / КУЛЬТУРА / CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Папченко Елена Викторовна

Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных проблем современной науки чувственности. Феномен чувственности проанализирован в зависимости от социокультурного контекста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural Basis of Sensitivity

The article is devoved to sensitivity as one of the most important problems of modern science. The phenomenon of sensitivity has been analyzed from the point of view of its dependence from the sociocultural context.

Текст научной работы на тему «Социокультурные основания чувственности»

поведения индивидуума, но, напротив, поведение может в большей или меньшей степени зависеть от наследственности.

5. Наследственное закрепление специализации стимулирует ментальность, которая, как феноуменальная характеристика единства психического и физического, задает функциональность сознания, детерминируя информационное взаимодействие. Информация не может существовать без этих носителей, хотя она и отличается от их материального субстрата. Тем самым сама возможность такого специфического явления, как информация, должна иметь свои основания в определенных свойствах материальных реалий, обеспечивающих воплотимость информации в их вещественном или энергетическом субстрате.

6. Ментальность, будучи механизмом пластичной регуляции, интерпретирует или декодирует стимулы, которые получает носитель. И эта система интерпретации и де-

кодирования, которая имеет анатомическую, а следовательно, генетическую основу, задает те или иные предпочтения.

ЛИТЕРАТУРА

1. См. подробно: Бетильмерзаева М.М. Феномен ментальности сквозь призму психофизической природы этноса // Научная мысль Кавказа. 2009. № 4. С. 18-23.

2. Поппер К.Р. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 256 с.

3. Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект: Сб. статей. М.: Наука, 2007. 272 с. С. 123-124.

4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

5. Бернштейн Н.А. Физиология движений и деятельность. М.: Наука, 1990. 496 с.

6. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. 391 с. С. 251-261.

7 октября 2009 г.

ББК 87.6

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЧУВСТВЕННОСТИ

Е.В. П

Одной из актуальных проблем современной науки является исследование чувственности. Об этом свидетельствует уже тот факт, что само определение чувственности либо отсутствует во многих словарях, либо отождествляется с чувствительностью. Одна из наиболее распространенных трактовок понимает под чувственностью "способность к чувственному восприятию" [1, с. 514]. Однако ни одно определение не учитывает того, что, анализируя чувственность, нужно иметь в виду, что психофизиологические процессы протекают и зависят от социокультурного контекста. Например, сегодня составляются атласы, насчитывающие тысячи цветовых тонов, хотя строение глаза и биохимия сетчатки не изменились за период развития цивилизации, в тоже время число различаемых цветовых оттенков возросло.

Хотя комплексно чувственность исследована крайне мало, отдельные ее виды изучены

Папченко Елена Викторовна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Технологического института Южного федерального университета, 347922, Ростовская обл., г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, e-mail: philosof@egf.tsure.ru, т. 8 (8634)371615

достаточно глубоко. Так, исследованием цветового зрения занимались такие известные авторы, как С.И. Вавилов, Р.М. Ивенс, Р. Арнхейм [2]; слуха - И.А. Вартанян, С.В. Рязанцев [3]; обоняния - А.И. Бронштейн, В.А. Новожилов [4]. Биологические и психофизиологические детерминанты чувственности затрагиваются в работах Ч.А. Измайлова, Б.А. Базымы [5]. Положения, проливающие свет на социокультурные детерминанты исследуемого феномена, содержатся в трудах Н.В. Серова, П.В. Яньшина, А.И. Костяе-ва [6].

Зрение, как один из типов чувственного, во всей сенсорной системе человека занимает доминирующее положение, при этом система зрения, восприятие света и цвета самым существенным образом влияют на функционирование других органов чувств и психическую деятельность человека. Уместно упомянуть высказывание выдающегося отечественного ученого, академика С.И. Вавилова, который,

Papchenko Elena - Ph.D. of philosophy, associate professor of the Philosophy Department in the Taghanrogh Institute of Technology Southern Federal University, 44 Nekrasovsky Street, Taghanrogh, 347922, e-mail: philosof@egf.tsure.ru, ph. +7(8634)371615.

отмечая "разнообразие красок, видимых человеком", писал: "Обладание цветовым зрением необычайно повышает ценность зрительных восприятий. Цветовое зрение дает возможность очень быстро и по-новому различать предметы" [7]. С. Толанский следующим образом характеризует способности человеческого глаза: "Глаз обладает замечательными свойствами, позволяющими ему устанавливать различие между цветами" [8, с. 46].

В последнее время опубликовано большое число работ по цвету, в которых рассматриваются вопросы символики, антропологии, психологии, терапии, эмоциональности цвета и т.п. Тем не менее, как справедливо указывает Н.В. Серов, нет теории, которая позволила бы человеку познать себя в этом многоцветном мире культуры [9, с. 18-19]. В разных областях науки ученые по-разному называют цвет, но везде выделяют физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета, не уделяя должного внимания социокультурному значению.

Однако уже у истоков культуры цвет был равноценен слову, а цветовой язык широко использовался в ритуальных обрядах, быту. Анализ, проведенный Б.А. Базымой, позволяет утверждать, что содержание цветового символа определенным образом меняется в зависимости от исторического и культурного контекста [10]. Цвета вызывают у человека не только определенные физические и эмоциональные реакции, но и воздействуют на него в социокультурном аспекте. О цвете мы узнаем благодаря языку, мифологии, общению с представителями своей культуры.

Изучая различные культуры, разнесенные во времени и пространстве, обнаруживаются принципиально схожие символические значения цветов, что особенно прослеживается на распространенной цветовой триаде -белое, красное и черное. По мнению М.А. Га-ряевой, смысловая ценность вышеназванных основных цветов похожа у многих народов: белый цвет служит олицетворением мира и благоденствия; красный - успеха, торжества, богатства, крови; черный вызывает мрачные ассоциации [11, с. 9]. Мы согласны с Дж. Трессидером, отметившим, что делать обобщения относительно определенного символизма любого из цветов весьма трудно [12, с. 400-410]. Хотя черный и белый (или светлый и темный) совершенно четко имеют разные значения и противопоставлены друг

другу, тем не менее, в некоторых культурах данные цвета имеют обратные значения.

Символика цветов и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Описывая впечатления, производимые цветами, Гегель придает им особый символический смысл: "Синее характеризует нечто более кроткое, тихое, осмысленное, взор, исполненный чувства, поскольку принципом синевы является темное, не оказывающее сопротивления, в то время как светлое образует, скорее, начало сопротивляющееся, созидательное, жизненное, бодрое. Красный цвет представляет мужское, господствующее, царственное начало; зеленый - индифферентное, нейтральное" [13, с. 231-233].

Как отмечает Л.Н. Миронова [14, с. 172-188], цвета в истории культуры использовались для обозначения определенных свойств, качеств, понятий или идей (синий -мудрость, истина; красный - мужской; желтый - женский и др.), которые не всегда логически отвечали даже одной (архетипической) стороне их значений.

Особого внимания заслуживает взгляд одного из значительных мыслителей XX столетия Р. Штейнера. Он исходит из той же позиции, что и немецкий философ Р.Г. Лотце: "Без глаза, восприемника света, и без уха, воспринимающего звук, весь мир был бы немым и темным" [15, с. 64].

На протяжении всей своей многовековой истории человек стремился проникнуть в тайны еще одного типа чувственного -слуха - изучить звуки окружающего мира и использовать их в собственных интересах. Удивительное влияние ритмов и мелодий на настроение и состояние людей, как указывает И. А. Вартанян, обусловило их применение в ритуальных и религиозных обрядах [16].

Анализируя природу звука, С.В. Рязан-цев обращает внимание на то, что еще в Древней Греции было известно о целебных свойствах звуков, и до настоящего времени дошли монотонные, тихие мотивы колыбельных песен [17]. Археологические раскопки сообщили нам о существовании в древности многочисленных лечебниц, в которых единственным методом лечения была журчащая вода протекающих ручейков. Однако звук не всегда применялся с лечебной целью - в

древние века бытовала мучительная казнь "под колоколом", когда звуком убивали осужденного.

В православной церкви было известно о влиянии звука колоколов на психику человека. Считалось, что звук басовых, низкочастотных колоколов успокаивает, а высокочастотных - возбуждает. В связи с чем во времена "моровых поветрий" принято было звонить в высокочастотные колокола, поскольку считалось, что этот звук способствует затуханию эпидемий.

Начиная с эпохи Возрождения, получила широкое распространение музыкотерапия. Целительные свойства музыки, подчеркивает Ф. Алекперли, применялись для снятия усталости и невроза, улучшения настроения и сна, а музыкальные инструменты сравнивались с лекарственными растениями [18, с. 157-159].

О значительной роли не менее важного типа чувственного - обоняния - пишет М. Серр: "Обоняние, дающее ощущение встреч и союзов, редкостное чувство своеобразия, - претворяет знание в память, пространство - во время, а, может быть, и вещи - в живые существа" [19, с. 40]. Обоняние является одним из древнейших видов чувственного. Начиная с ранних этапов развития человеческого общества, запахи используются в различных сферах жизнедеятельности человека: в религиозных обрядах, медицине, кулинарии, парфюмерии, гендерных отношениях, оказывают влияние на мироощущение, воздействуют на настроение, самочувствие, работоспособность человека, возбуждают, успокаивают, угнетают, вызывают эмоции и воспоминания, предупреждают об опасности. Сегодня в связи с развитием технического прогресса, человек существует в искусственно созданном мире, поэтому уровень цивилизации не требует использования обоняния в полной мере, а обонятельный аппарат утратил свою первоначальную роль в адаптации. Однако современные экспериментальные исследования подтверждают прямую связь обоняния с эмоциональным состоянием человека и его способностью к активным, продуктивным действиям. И в тех случаях, когда человек лишен способности ориентироваться при помощи зрения и слуха, обоняние способно восполнять восприятие окружающего мира. Автор книги "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир" О.И. Ско-роходова, ставшая слепоглухой в результате

болезни, характеризует особенности познавательных процессов человека, лишенного зрения и слуха: "Я слишком привыкла к тому, что целиком руковожусь обонянием и осязанием, и поэтому все, что я воспринимаю из окружающей среды, кажется мне таким же обычным, как если бы я воспринимала посредством зрения и слуха" [20, с. 89-90].

Природа запаха и культуры для Гегеля в определенном отношении совпадают: "Поэтому благодаря воздуху мы обоняем предметы, ибо обоняемые нами запахи представляют собой лишь вышеуказанный незаметно и никогда не прекращающийся процесс между индивидуальным и воздухом" [21, с. 151]. В культурных формах запах может выражать "свое" время; так, Гегель описывает запах табака как символ унижения Христа в представлении страстей Христовых в Южной Германии; или рассматривает одурманенность испарениями пифии в Дельфах [22, с. 42-43]. Интерес представляет утверждение Гегеля о том, что в свете проступает физическая определенность - запах, поэтому для него "электричество пахнет" [21, с. 300].

Е. Жирицкая приходит к выводу, что подобно зрению, слуху и осязанию, обоняние во многом - плод определенной культуры [23, с. 169-170]. Культура "формирует" нос: одни запахи считаются "хорошими" или "плохими", другие же сохраняют нейтральность. Обоняние больше, чем какое-либо другое чувство, влияет на способности человека восстанавливать в памяти события и переживания прошлого. Так, своеобразно применяли душистые травы и курения коренные народы Америки, запахи служили "фотографиями": древние индейцы в память о важных событиях своей жизни хранили сопутствующие этим событиям запахи в специальных футлярчиках из кости и нюхали их, когда хотели вспомнить желанное прошлое.

Уже в Древнем Египте было хорошо известно о способности запахов влиять на настроении человека. Египетская и древнегреческая культурные традиции оказали огромное влияние на римскую цивилизацию в области использования ароматов. Так, при бальзамировании и погребении Поппеи (65 г. н.э.), жены Нерона, было использовано такое количество ароматов, сколько Аравия не могла бы дать за целый год [24, с. 328]. В Римской империи увлечение ароматами приобретало широкую популярность, что

послужило причиной создания системы по их производству.

С течением времени менялись культуры и религии, но искусство аромата продолжало жить и развиваться. В средние века, под влиянием достаточно ригористичной христианской морали, в Европе заметно снизилось использование ароматов, однако крестоносцы, покоренные восточными ароматами, вновь ввели в Европе в обиход благовония для тела.

В эпоху Возрождения в Италии употребление парфюмерии вышло за рамки умеренности и распространилось на все, что только составляет окружение человека: проведение карнавалов обязательно сопровождалось благоуханием воскурений, на празднествах использовали духи и благовония даже для натирания мулов, кроме того, даже деньги благоухали духами [25, с. 292, 56].

В XVII в. преобладали сильные ароматы, поскольку отсутствие гигиены не способствовало распространению чего-либо менее резкого. Эпоха Просвещения во Франции являлась не только веком философов, революций, но и веком парфюмерии. По свидетельству очевидцев, двор при Наполеоне благоухал больше, чем при Людовике XVI, поскольку Наполеон ежедневно расходовал флакон одеколона, а Жозефина испытывала не меньшее пристрастие к мускусу (ее будуар, насыщенный ароматом мускуса, продолжал пахнуть даже через шестьдесят лет) [26, с. 75-79]. Читая переписку супругов, становится понятно, что запахи, исходящие от тела, играли важную роль в их интимных отношениях.

В XIX в. происходит кардинальный переворот в парфюмерии, который определяют два момента: мир вошел в эру технических открытий, а в самой парфюмерии заявляют о себе великие имена, которые звучат и сегодня.

Однако следует отметить, что на общий для всех рефлекс восприятия запаха накладывается специфика культуры. Так, для представителя европейской культуры запах ладана создает религиозное настроение, в то время буддистам присущи совершенно другие запахи. Культурное содержание символики запахов детерминировано социально-историческим контекстом и оказывает эстетическое воздействие на человека.

При этом, несмотря на ряд общих характеристик (например, психофизиологические факторы), обонятельная культура имеет свою

специфику, зависящую от типа культуры, различаясь в культурах Запада и Востока. Западноевропейская модель мира аудиови-зуальна, что подтверждают исследования психолога Дж. Брунера [27, с. 99-102], показывающие, что носители западной культуры в минимальной степени обращают внимание на роль запаха в жизнедеятельности человека, за исключением парфюмерной промышленности и кулинарии. В то же время представители восточных культур являются их прямой противоположностью. Другой исследователь Н.Н. Халаджан подчеркивает, что влюбленные туземцы Филиппинских островов дарят друг другу куски белья, пропитанные запахами своего тела [28, с. 6]. Каряки, древняя сибирская нация, в своем лексиконе не имеют слова "любить", говорят вместо этого "нюхать", "пахнуть"; тибетцы вместо поцелуя трутся носами для выражения интимной близости.

Таким образом, анализ степени научной разработанности проблемы показывает, что комплексно она практически не исследовалась. Кроме того, необходимо осмыслить, как видоизменяется чувственность человека в современной культуре. В связи с этим назрела необходимость в философском исследовании чувственности человека с привлечением данных частных наук: нейрофизиологии, психологии, социологии, истории культуры и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. 576 с.

2. См. напр.: Вавилов С.И. Глаз и солнце. О свете. Солнце и зрении. М.: Наука, 1981. 490 с.; Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964. 442 с.; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.

3. См. напр.: Вартанян И.А. Звук - слух - мозг. Л.: Наука, 1981. 176 с.; Рязанцев С.В. В мире запахов и звуков. М.: ТЕРРА, 1997. 432 с.

4. См. напр.: Бронштейн А.И. Вкус и обоняние. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. 308 с.; Новожилов В.А. В мире запахов. М.: Знание, 1988. 32 с.

5. См.: Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Чернори-зов А.М. Психофизиология цветового зрения. М.: Изд-во МГУ, 1989. 206 с.; Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. СПб.: Речь, 2007. 205 с.

6. См.: Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб.: Речь, 2004. 660 с.; Яньшин П.В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. 368 с.; Костяев А.И. Ароматы и запахи

в истории культуры: знаки и символы. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 144 с.

7. Вавилов С.И. Указ. соч. С. 118.

8. Толанский С. Удивительные свойства света. М.: Мир, 1969. 134 с.

9. Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб.: Речь, 2004. 660 с.

10. Базыма Б.А. Указ. соч. С. 13-14.

11. Гаряева М.А. Эпохи в зеркале письмен. М.: Знание, 1990. 64 с.

12. Трессидер Дж. Словарь символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 448 с.

13. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 3. М.: Искусство, 1971. 624 с.

14. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 172-188.

15. Штейнер Р. Теософия: Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. М.: Амрита-Русь, 2004. 160 с.

16. Вартанян И.А. Указ. соч. С. 10.

17. Рязанцев С.В. Указ. соч. С. 72-73.

18. Алекперли Ф. Тысяча и один секрет Востока. Баку: Нурлан, 2008. 490 с.

19. Серр М. Не торопитесь, молчите, вкушайте! // Ароматы и запахи в культуре. Кн. 1

УДК 101.1:316:141.32 ББК Ю 935.212 + Ю225.31

/ Сост. О.Б. Вайнштейн. М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 35-40.

20. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М.: Педагогика, 1972. 448 с.

21. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1975. 695 с.

22. Костяев А.И. Ароматы и запахи в истории культуры: знаки и символы. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 144 с.

23. Жирицкая Е. Легкое дыхание Ароматы и запахи в культуре. Кн. 2 / Сост. О.Б. Вайнштейн. М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 169-170.

24. Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. СПб.: Изд.-торг. дом "Летний Сад"; Журнал "Нева", 2000. 368 с.

25. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: Интрада, 2001. 543 с.

26. Корбен А. Ароматы частной жизни // Новое литературное обозрение. 2000. № 43. С.75-79.

27. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 412 с.

28. Халаджан Н.Н. Аромат как категория эстетики. Реферат / МЭГУ. Академия педагогики. М.: Акад. Изд-во МЭГУ, 1995. 48 с.

12 марта 2010 г.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРАКТИКАХ УДОВОЛЬСТВИЯ

С.Н. Яременко

Стили жизни или жизненные практики - наиболее важные императивы идентичности. Они высвечивают ментальную сторону субъективной деятельности, выполняют роль маркеров в процессе идентификации человека. Как наполнить свое бытие подлинным смыслом, останавливая выбор на том или ином стиле жизни? Делая этот выбор, человек не всегда руководствуется нравственными императивами, и сама свобода выбора не гарантирует его безупречность в лабиринте стилей жизни.

Цель данной статьи - показать, что появившееся многообразие жизненных практик, стилей жизни часто оказывается иллюзией. Хотя у человека много возможностей, но этому множеству шансов соответствует не мень-

Яременко Светлана Николаевна - доктор философских наук, профессор кафедры философии Донского государственного технического университета, 344010, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, т. 8(863)2738346.

шее их количество потерпеть фиаско. Есть альтернатива похоронить непрожитые жизни, несостоявшиеся переживания, несыгранные роли. В центре внимания - выбор индивида в пользу утилитарной ценностной парадигмы в странах, где народонаселение имеет высокий уровень потребления. Такой выбор, как правило, доминирует в любой из этих стран, независимо от расовой, этнической и религиозной структуры общества. Узкопрагматичный жизненный сценарий включает теперь в себя наряду со стремлением к потреблению разнообразных товаров и услуг такие новые ориентиры, как культ сексуального потребления, продления молодости и самой жизни. Его анализ необходимо начать с дискурса сексуальности, отражающего происшедшие

Yaremenko Svetlana - doctor of phylosophy, professor of Phylosophy Department in the Donskoy State Technical University, 1 Gagarin Square, Rostov-on-Don, 344010, ph. +7(863)2738346.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.