Научная статья на тему 'Современный научный анализ чувственности и необходимость междисциплинарного подхода к её изучению'

Современный научный анализ чувственности и необходимость междисциплинарного подхода к её изучению Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
162
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чувственность / ЦВЕТ / ЗАПАХ / междисциплинарный подход / культура / sensuality / Color / odor / the interdisciplinary approach / Culture

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Папченко Елена Викторовна

Рассматривается проблема чувственности, которая обусловлена связью с культурными, мировоззренческими, эстетическими традициями социокультурной среды. Данная проблематика объединяет усилия не только философов, но и тех представителей медицины, биологии, физиологии, психологии, культурологии, лингвистики и других, тесно сотрудничающих в рамках интеграции наук. Необходимость междисциплинарных исследований, основанных на процессах взаимодействия общественных, естественных и технических наук, обосновывается тем, что в центре внимания оказывается весь спектр проблемы чувственности, со всеми ее нераздельно связанными сторонами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The increase of interest to the problem of sensitivity is caused by its connection with cultural, ideological and aesthetical traditions of the sociocultural environment. This problem unites the effort not only of the philosophers but the representatives of medicine, biology, physiology, psychology, linguistics etc., who are cooperating within science integration. Necessity of cross-disciplinary researches based on social, natural and technical sciences interaction is being proved by the spectrum of sensitivity problem with all its components being in the limelight.

Текст научной работы на тему «Современный научный анализ чувственности и необходимость междисциплинарного подхода к её изучению»

УДК 1:001

СОВРЕМЕННЫЙ НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ ЧУВСТВЕННОСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА К ЕЁ ИЗУЧЕНИЮ

© 2010 г. Е.В. Папченко

Таганрогский технологический институт Южного федерального университета, пер. Некрасовский, 44, г. Таганрог, 34 7922, ге^ог@1чиге. ги

Taganrog Technological Institute of Southern Federal University, Nekrasovskiy Lane, 44, Taganrog, 347922, rector@tsure.ru

Рассматривается проблема чувственности, которая обусловлена связью с культурными, мировоззренческими, эстетическими традициями социокультурной среды. Данная проблематика объединяет усилия не только философов, но и тех представителей медицины, биологии, физиологии, психологии, культурологии, лингвистики и других, тесно сотрудничающих в рамках интеграции наук. Необходимость междисциплинарных исследований, основанных на процессах взаимодействия общественных, естественных и технических наук, обосновывается тем, что в центре внимания оказывается весь спектр проблемы чувственности, со всеми ее нераздельно связанными сторонами.

Ключевые слова: чувственность, цвет, запах, междисциплинарный подход, культура.

The increase of interest to the problem of sensitivity is caused by its connection with cultural, ideological and aesthetical traditions of the sociocultural environment. This problem unites the effort not only of the philosophers but the representatives of medicine, biology, physiology, psychology, linguistics etc., who are cooperating within science integration. Necessity of cross-disciplinary researches based on social, natural and technical sciences interaction is being proved by the spectrum of sensitivity problem with all its components being in the limelight.

Keywords: sensuality, color, odor, the interdisciplinary approach, culture.

Многовековой опыт разработки проблемы чувственности как социокультурного явления показывает, что для построения адекватной картины необходимо использовать междисциплинарный подход к его изучению, о чем свидетельствуют представления о природе и роли чувственности, сформировавшиеся в тех или иных научных школах.

К одному из подходов можно отнести рассмотрение чувственности с позиций психологии, где «происходит переход от физиологии органов чувств к собственно психологическому изучению ощущений (и восприятий)» [1, с. 173]. Его сторонники при рассмотрении роли чувственности в жизни человека особое внимание уделяют исследованию ощущений и восприятий как особых видов образных переживаний, дают их феноменологическое описание, т.е. показывают, что чувствует человек, когда получает зрительную, слуховую и прочую информацию и в какой фор-

ме представлены эти чувственные качества. Так, Б.Г. Ананьев указывает, что данная проблема является общей проблемой философии, естествознания и психологии, а также ряда других наук и областей практики [2]. Однако чувственность как один из факторов развития современной культуры сторонниками данного подхода не рассматривается.

В то же время конструктивистский подход продолжает традицию эмпиризма, исходящего из того, что единственным источником знаний об окружающем мире является чувственный опыт [3]. Фундаментальная идея конструктивистского подхода о том, что восприятие есть некий результат интерпретации сенсорного сигнала, сегодня получила популярность.

Центральная идея, составляющая основу экологического подхода к зрительному восприятию Дж. Гибсона, заключается в том, что не только элементарные ощущения, но и более сложные образы

сознания строго детерминированы стимулами, т.е. экологическими воздействиями [4, с. 5 - 20]. Сторонники экологического подхода трактуют восприятие как процесс непосредственного «вычерпывания» информации из структурированной оптической стимуляции для организации поведения наблюдателя в окружающей среде [3]. В традициях отечественной физиологии и психологии Дж. Гибсон ввел понятие «воспринимающих систем», отличное от традиционного понятия «органов чувств» [4]. Дихотомию «ощущение - восприятие» он заменил дихотомией «видимое поле - видимый мир», при этом способность переживать видимое поле появилась у человека на поздних этапах его культурно-исторического развития. Согласно данному подходу, информация для восприятия содержится в свете, который рассматривается как носитель информации об окружающем мире.

В естествознании делается вывод о том, что цвета, запахи, вкусы, органические переживания (боль, голод, жажда), температурные ощущения (тепло, холод) по своему качеству (модальности) лишены познавательного сходства с вызывающими их материальными причинами [5, с. 36 - 37]. Физикой установлено, что источником зрительных ощущений является электромагнитное световое излучение. Причина звуковых ощущений описывается в понятиях такой физической теории, как акустика. Таким образом, естествознание изображает свойства предметов и явлений совсем не похожими на то, какими мы их видим, слышим, обоняем и проч. Один и тот же объект по-разному отражается в сенсорно-перцептивной психике и мышлении. В действительности то, что воспринимается человеком как сладкое, красное, теплое, рассматривается естествознанием как физико-химические явления, в качественной определенности которых нет ничего общего с вызываемыми ими модальностями ощущений.

В отечественной философской традиции важное место занимает проблема чувственного познания, которой занимались Ф.И. Георгиев, Н.И. Губанов, В.И. Дубовской, А.М. Коршунов, В.А. Лекторский, Л.А. Микешина, И.С. Нарский, Т.И. Ойзерман, В.В. Орлов, А.В. Славин, В.С. Тюхтин, Е.Л. Фейен-берг и др. Так, В.В. Орлов, анализируя процесс чувственного познания и рассматривая ощущение как элементарную форму отражения действительности, отмечает, что богатство и многообразие ощущений связаны с теми различиями, которые они схватывают, чем больше чувственных различий отражает человек, тем многочисленнее и тоньше ощущения, тем богаче его чувственный опыт [6, с. 54 - 55]. Н.С. Мансуров проводит философское обобщение огромного фактического материала, полученного естественными науками и психологией [7]. Аналогичным является исследование Ю.П. Ведина [8]. Проблеме чувственного познания посвящена работа Ф.И. Георгиева с соавторами, в которой проводится гносеологический анализ основных форм чувственного познания - ощущений, восприятий и представлений [9]. Но в то же время отмечается: «Человек чувственно отражает действи-

тельность через призму общественного и индивидуального опыта. На характере образов в чувственном познании сказывается влияние условий, в которых существует отражаемый предмет, строение и деятельность органов чувств человека и т.д. Все это в совокупности выражает сложность отношения чувственных форм к своему источнику» [9, с. 228 - 229]. Таким образом, в отечественной философии рассматривается роль анализаторов, обеспечивающих сложную оценку явлений окружающей действительности: выделяющих, анализирующих, различающих существующие свойства предметов, приспосабливаясь к реагированию на определенные качества, специализируясь под их воздействием. Иначе говоря, чувственность сводится только к способности к ощущению и восприятию, а социокультурные аспекты чувственности остаются за пределами изучения.

Свой вклад в научный анализ чувственности вносит новое междисциплинарное направление научных исследований - нейроэстетика. Так, Г. Цоллингер говоря о том, что цвет (один из типов чувственного) -не объективная категория, а элемент наших ощущений, восприятий и переживаний, отмечает: «Преобразование цветовых ощущений глаза в содержательные представления подвержено влияниям, исходящим от культуры и от технической среды» [10, с. 156 - 157]. Полагая, что физиологические основы цветового зрения у разных народов одни и те же, можно предположить, что языковые отличия обусловлены особенностями культуры. Иногда новые цветовые обозначения могут укореняться по технологическим причинам. Так получилось с прилагательным «бирюзовый», которое стало довольно быстро распространяться в последние десятилетия, причина, видимо, состоит в использовании синтетического красителя невыцветающего бирюзового цвета.

Лингвист А. Вежбицкая пишет: «Вопрос о физиологии восприятия имеет мало отношения к вопросу о цветовой концептуализации. Цветовое восприятие является, вообще говоря, одним для всех групп людей. Но языковая концептуализация различна в разных культурах, хотя и здесь есть поразительные элементы сходства. <...> То, что происходит в сетчатке и в мозгу, не отражается непосредственно в языке. Язык отражает происходящее в сознании, а не в мозгу, наше же сознание формируется, в частности, и под воздействием окружающей нас культуры» [11, с. 231]. Это не означает, что отрицается тот факт, что некоторые элементы наших цветовых концептов могут в существенной степени зависеть от нашей общей человеческой природы и что культура находится во взаимодействии с нашим биологическим устройством при формировании цветовых понятий. Основное заключение, которое можно сделать в результате анализа, проведенного А. Вежбицкой, состоит в том, что цветовые концепты связаны с определенными «универсальными элементами человеческого опыта», которые можно грубо определить как день и ночь, солнце, огонь, растительность, небо и земля. «Несмотря на косвенные связи с человеческой нейрофизиологией,

значения названий цвета (как и значения названий эмоций) представляют собой артефакты культуры. Огромное разнообразие "цветовых слов" в языках мира и культурах несовместимо с теориями, которые пытаются объяснить цветообозначения в терминах нейрофизиологии. Однако оно вполне совместимо с теорией, которая связывает цветообозначения с обыкновенными - но меняющимися - видимыми чертами окружающей человека среды и зрительных впечатлений» [11, с. 289 - 290].

Цветонаименования, по мнению А.П. Василевич, являются наиболее популярной лексической группой [12]. Изучив десятки языков, лингвисты выявили ряд универсальных черт в развитии систем цветообо-значения. Исследования Берлина и Кея показали, что все современные языки на древних этапах своего развития включали всего два слова, отражающие все многообразие цвета: одним словом обозначались все темные цвета, другим - светлые. Это была первая стадия развития, причем языки некоторых народов остаются на этой стадии и сегодня [12]. На следующей стадии к двум понятиям присоединятся третье -«красный», на третьей стадии язык обретает слово, которое означает одновременно «синий» и «зеленый». С переходом от одной стадии к другой на смену слов, обозначающих самый широкий цветовой спектр, приходили новые термины, выражающие более тонкие оттенки цвета.

Анализируя концепции чувственности, формирующиеся в современной науке, необходимо рассмотреть концепцию хроматизма, специфика которой заключается в том, что цвет является основой методологии, дающей возможность раскрыть его смысл и значение в мировой культуре. В отличие от психофизиологических, психологических и других теорий, в концепции Н.В. Серова цвет рассматривается с позиций архетипической (атомарной) модели интеллекта, тысячелетиями сохранявшейся в мировой культуре: «... даже смена цветов в религии, в искусстве, в моде способствует самовыражению человечества. Таким образом, цвет практически всегда, везде и во всем является выражением. Однако выражением не количества, и не формы, а качества. Того самого качества, что без цвета невозможно ни представить, ни выразить, ни измерить - качества нашего интеллекта» [13, с. 5].

В конце ХХ - начале XXI в. наблюдается рост интереса к цветовому зрению как одному из типов чувственности в социокультурном аспекте, что обусловлено связью с культурными, мировоззренческими, эстетическими традициями социокультурной среды, в которой вырос и сформировался человек, его прошлым опытом, памятью, ассоциативным характером мышления. К подобного рода исследованиям можно отнести работу М. Купер и А. Мэтьюз, где отмечается воздействие цветов в культурологическом и социальном плане. «Страна, в которой мы живем, и культура, внутри которой мы выросли, оказывают огромное влияние на цветовое восприятия. Это часть нашей социальной адаптации» [14, с. 10].

В исследовании цветового зрения как одного из типов чувственности доминируют следующие подходы. Первый из них - на основе психофизиологического критерия. Второй - опирается на гуманитарный критерий, когда цвет не сводится только к элементарному ощущению или электромагнитному излучению, а рассматривается как социокультурный феномен. Как предполагает П.В. Яньшин, «феномен цвета может быть адекватно понят только в научной модели мира, сумевшей органично совместить знания о физических законах "неживой" материи с законами развития жизни, поведения, сознания и культуры» [15, с. 330].

Немало современных исследований посвящено изучению еще одного типа чувственного - запаха. Многочисленные возможности и перспективы использования запаха в жизнедеятельности человека определяют важность изучения данной проблематики с социокультурной точки зрения, это привело к тому, что за последние несколько десятилетий появились новые науки, занимающиеся изучением запаха и обоняния. Среди них можно назвать одорологию как науку о природе и механизме образования запахов, о способах их распознавания и использования; ольфактро-нику, т.е. науку о запахах, исследующую возможности применения запаха в быту, в повседневной жизни, в промышленности; ольфактометрию, предметом которой является острота обоняния. Однако при этом нужно сказать, что единой науки, которая бы занималась комплексным анализом запахов, в настоящее время не существует. Есть лишь отдельные разработки по данной теме в различных науках - биологии, нейробиологии, биохимии, биофизике, физиологии, психологии и др., в рамках которых сформировались физические и химические теории обоняния. Представители естественнонаучных дисциплин изучают механизм, с помощью которого запах воздействует на мозг человека и какой эффект оказывает на весь организм. Так, работа Р.Х. Райта «Наука о запахах» посвящена проблеме, которую И.П. Павлов считал одной из наиболее сложных и трудных в физиологии и общей биологии, и данное исследование представляет пример разработки биологической проблемы, проведенной на вполне современном уровне [16]. Однако запах не просто биологическое и психологическое явление. Ведь, как указывают К. Классен, Д. Хоувз, Э. Синнотт, «запах - феномен культурный, а значит социально-исторический. Запахи наделены культурно релевантными значениями и участвуют в общественной жизни в качестве парадигмы идентификации мира и взаимодействия с ним» [16, с. 45 - 46].

Таким образом, проблема чувственности привлекает к себе внимание представителей разных наук, это один из узлов, в которых сходятся линии философии, физиологии, психологии и других наук. Успехи современного естествознания, достижения науки расширяют наши представления о характере чувственности, но, несмотря на глубокий интерес к этой проблеме, остается еще немало нерешенных вопросов, существует еще большое количество разных, порою противоположных точек зрения. Анализ ряда исследова-

ний показывает, что в философском аспекте данная проблематика изучена еще в недостаточной степени.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2001. 705 с.

2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 1961. 454 с.

3. Меньшикова Г.Я. Конструктивистский и экологический подходы к исследованию процесса зрительного восприятия: анализ различий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2007. № 4. С. 34 - 46.

4. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. 464 с.

5. Сабощук А.П. О чувственных предпосылках мышления (Проблемы адекватного и идеального чувственного образа). Кишинев, 1984. 136 с.

6. Орлов В.В. Особенности чувственного познания. Пермь, 1962. 220 с.

7. Мансуров Н.С. Ощущение - субъективный образ объективного мира. М., 1963. 119 с.

Поступила в редакцию

8. Ведин Ю.П. Роль ощущений и восприятий в процессе познания. Рига, 1964. 160 с.

9. Чувственное познание / Ф.И. Георгиев [и др.]. М., 1956. 233 с.

10. Цоллингер Г. Биологические аспекты цветовой лексики // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.,

1995. 335 с.

11. Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.,

1996. 231 - 291 с.

12. Василевич А.П., Кузнецова С.Н., Мищенко С.С. Цвет и названия в русском языке. М., 2005. 216 с.

13. Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. СПб., 2004. 672 с.

14. КуперМ., Мэтьюз А. Язык цвета. Как использовать преимущества своего цвета для успеха в личной жизни и бизнесе. М., 2001. 144 с.

15. Яньшин П.В. Психосемантика цвета. СПб., 2006. 368 с.

16. Райт Х. Наука о запахах. М., 1966. 224 с.

17. Классен К., Хоувз Д., Синнотт Э. Значение и власть запаха // Ароматы и запахи в культуре. Кн. 1 / сост. О.Б. Вайнштейн. М., 2003. С. 41 - 49.

15 февраля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.