Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УТОПИЗМА'

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УТОПИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОУТОПИЯ / ТРАНСГУМАНИЗМ / ФУТУРОЛОГИЯ / К. КЕЛЛИ / Д. ПИРС / Р. КУРЦВЕЙЛ / Ж. ФРЕСКО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хасиева Мария Алановна

Предметом исследования является осмысление представлений о человеке и основ его развития в рамках техноутопических учений XX-XXI вв. В конце XX - начале XXI в. концепция технологического утопизма движется в русле трансгуманистических представлений о динамике человеческой природы, а также антиэтатистских социально-экономических идей. Научная новизна статьи заключается в контекстуальном рассмотрении проблемы человека, его развития и взаимодействия с техникой с учетом истории техноутопических учений. Используется комплексный методологический подход, включающий в себя описательную характеристику, а также сравнительный анализ техноутопических и трансгуманистических концепций разных мыслителей. Выводы касаются взаимосвязи эволюции техноутопических теорий и представлений о человеке, сложившихся в трансгуманизме конца XX - начала XXI в. Идея симбиоза человека и машины в указанный период обретает оптимистическое звучание, связанное с бурным развитием сферы информационных технологий и последовавшим за этим распространением теорий техноутопизма и технологического детерминизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAN PROBLEM IN TERMS OF THE HISTORY OF TECHNOLOGICAL UTOPIANISM

The subject of this study is the comprehension of ideas about man and the foundations of their development within the framework of the techno-utopian teachings of the 20th and 21st centuries. In the late 20th - early 21st century, the concept of technological utopianism developed in line with transhumanistic ideas about the dynamics of human nature, as well as anti-statistic socio-economic theories. The scientific novelty of the article lies in the contextual consideration of the problem of man, their development and interaction with technology, taking into account the history of techno-utopian doctrines. A comprehensive methodological approach that includes descriptive characterization and comparative analysis of techno-utopian and transhumanistic concepts of various thinkers is used. The conclusions concern the relationship between the evolution of techno-utopian theories and the ideas about man that have developed in transhumanism in the late 20th - early 21st centuries. The idea of the symbiosis of man and machine acquires an optimistic view in a given period, associated with the rapid development of information technology and the subsequent spread of the concepts of technological utopianism and technological determinism.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УТОПИЗМА»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 3. С. 106-110. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 3. P. 106-110.

Научная статья УДК 130.2

https://doi.org/10.24158/fik.2023.3.16

Проблема человека в контексте истории технологического утопизма Мария Алановна Хасиева

Московский авиационный институт, Москва, Россия, m9288@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-0179-1874

Аннотация. Предметом исследования является осмысление представлений о человеке и основ его развития в рамках техноутопических учений XX-XXI вв. В конце XX - начале XXI в. концепция технологического утопизма движется в русле трансгуманистических представлений о динамике человеческой природы, а также антиэтатистских социально-экономических идей. Научная новизна статьи заключается в контекстуальном рассмотрении проблемы человека, его развития и взаимодействия с техникой с учетом истории техноутопических учений. Используется комплексный методологический подход, включающий в себя описательную характеристику, а также сравнительный анализ техноутопических и трансгуманистических концепций разных мыслителей. Выводы касаются взаимосвязи эволюции техноутопических теорий и представлений о человеке, сложившихся в трансгуманизме конца XX - начала XXI в. Идея симбиоза человека и машины в указанный период обретает оптимистическое звучание, связанное с бурным развитием сферы информационных технологий и последовавшим за этим распространением теорий техноутопизма и технологического детерминизма.

Ключевые слова: техноутопия, трансгуманизм, футурология, К. Келли, Д. Пирс, Р. Курцвейл, Ж. Фреско

Для цитирования: Хасиева М.А. Проблема человека в контексте истории технологического утопизма // Общество: философия, история, культура. 2023. № 3. С. 106-110. https://doi.org/10.24158/fik.2023.3.16.

Original article

The Man Problem in Terms of the History of Technological Utopianism Maria A. Khasieva

Moscow Aviation Institute, Moscow, Russia, m9288@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-0179-1874

Abstract. The subject of this study is the comprehension of ideas about man and the foundations of their development within the framework of the techno-utopian teachings of the 20th and 21st centuries. In the late 20th - early 21st century, the concept of technological utopianism developed in line with transhumanistic ideas about the dynamics of human nature, as well as anti-statistic socio-economic theories. The scientific novelty of the article lies in the contextual consideration of the problem of man, their development and interaction with technology, taking into account the history of techno-utopian doctrines. A comprehensive methodological approach that includes descriptive characterization and comparative analysis of techno-utopian and transhumanistic concepts of various thinkers is used. The conclusions concern the relationship between the evolution of techno-utopian theories and the ideas about man that have developed in transhumanism in the late 20th - early 21st centuries. The idea of the symbiosis of man and machine acquires an optimistic view in a given period, associated with the rapid development of information technology and the subsequent spread of the concepts of technological utopianism and technological determinism.

Keywords: technological utopianism, transhumanism, futurology, K. Kelly, D. Pierce, R. Kurzweil, J. Fresco

For citation: Khasieva, M.A. (2023) The Man Problem in Terms of the History of Technological Utopianism. Society: Philosophy, History, Culture. (3), 106-110. Available from: doi:10.24158/fik.2023.3.16 (In Russian).

Предметом исследования является осмысление представлений о человеке и основ его развития в аспекте техноутопических теорий трансгуманистического движения. В работе используется комплексный методологический подход, включающий в себя описательную характеристику, а также сравнительный анализ техноутопических и трансгуманистических концепций разных мыслителей. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью определения истоков современных трансгуманистических исследований и исторической взаимосвязи техноутопизма и трансгуманизма. Осмысление данных теорий сегодня имеет особое значение, поскольку вносит вклад в развитие футурологического дискурса, что предполагает возможность прогнозирования последствий применения технологий и корректировки сценариев будущего человечества. Научная новизна статьи заключается в контекстуальном анализе проблемы человека и его

© Хасиева М.А., 2023

взаимодействия с техникой с учетом истории техноутопических учений, а также социокультурных и социально-экономических факторов формирования антропоцентрического мировоззрения.

Хотя технологический утопизм в широком смысле означает любую теорию, связывающую научно-технический прогресс с возможностью достижения идеального общественного устройства, состояния всеобщего счастья, идея о взаимосвязи технологического прогресса и социального благополучия получила наивысшее развитие в интеллектуальной культуре Европы Нового времени. Хотя сам жанр утопии насчитывает уже более двух тысячелетий, идея о соотнесенности общественного благоденствия с научно-техническим прогрессом не характерна для утопии Античности и Средневековья. Лишь в эпоху Ренессанса социальная утопия начала рассматриваться в неразрывной связи с технологическим, экономическим и градостроительным аспектами формирования общества и среды обитания человека. В утопиях Томмазо Кампанеллы и Томаса Мора внимание авторов в большой степени сосредоточено на городском планировании и обустройстве. Для произведений утопистов XVII и XVIII вв. также характерно внимание к развитию науки и технологий. В утопиях Френсиса Бэкона и Сирано де Бержерака социальное благоденствие рассматривается как результат автоматизации труда и научных открытий.

Образ человека, раскрываемый в техноутопиях Нового времени, по сути, не отличался от естественной природы человека, хотя технологические изобретения могли давать людям новые способности: в эссе «Новая Атлантида» Ф. Бэкон, в частности, повествует о специальных аппаратах, наделяющих людей умением летать. Кроме того, он представляет высокотехнологичные оптические приборы, улучшающие человеческое зрение, а также устройства, многократно усиливающие слух. Написанная в форме классического романа-путешествия «Новая Атлантида» Ф. Бэкона в наибольшей степени затрагивает проблемы развития науки. Дом Соломона, подробно описываемый в эссе, является воплощением идеального академического заведения (Журавлев, 2020).

В XIX в. распространение идей социализма породило отдельный жанр социалистической утопии (Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. Сен-Симон). В теориях утопических социалистов был детально расписан уклад жизни в коммунах. При этом мечта об идеальном социальном устройстве, социальном и экономическом равенстве и свободе людей дополнялась идеями технологического совершенствования.

В XX в. на трансформацию жанра утопии и возникновение феномена техноутопизма во многом повлияло формирование и развитие концепций технологического детерминизма. В рамках распространения идей марксизма в общественных науках было определено влияние экономики на социальные и культурные процессы и, как следствие, опосредованное воздействие технологического прогресса на социальные процессы в целом.

В конце XX - начале XXI в. концепция технологического утопизма обретает новое звучание: в 1990-е гг. в Кремниевой долине благодаря активному развитию бизнеса, связанного с информационными технологиями, стартовала популяризация идей либертарианства, антиэтатизма и неолиберальной экономики. Эти процессы подверглись анализу в известном эссе «Калифорнийская идеология» исследователей медиа Ричарда Барбрука и Энди Кэмерона. По мнению этих мыслителей, ключевой точкой соприкосновения, объединившей представителей контркультуры 1960-х гг. и либерально настроенных технократов Кремниевой долины 1990-х гг., стал антиэтатизм, вера в способность информационных технологий построить общество абсолютной свободы и равенства возможностей (Барбрук, Кэмерон, 1996). Принципы капиталистической рыночной экономики должны в этом проекте сочетаться с «киберкоммунистическими» идеями свободного и равного труда. Р. Барбрук и Э. Кэмерон скептически оценивали перспективы реального применения этой системы идей именно в силу утопичности и содержательной противоречивости.

Одним из представителей современного техноутопизма, близким калифорнийской идеологии, является американский писатель Кевин Келли. В книге «Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее» он использует термин «протопия» для обозначения сценария будущего, обусловленного путем технологического прогресса (Келли, 2021). В отличие от утопии или антиутопии, представляющих конечный результат развития человечества, протопия означает процессуальное восприятие развития человечества и постоянно трансформирующееся будущее.

Протопия предполагает также достижимость, реализуемость предполагаемого сценария в рамках существующих технологий. Обозначая 12 технологических трендов, определяющих будущее человека, К. Келли отмечает, что речь идет не о конкретных технологиях, а именно о тенденциях, которые проявляются в мире технологий и меняют его, а вслед за ним и человеческое общество. В числе этих трендов он выделяет повышение эффективности технологий и их возможностей, интенсификацию их возникновения, возрастание их сложности и разнообразия, повышение специализации, их повсеместное распространение, свободное развитие, взаимопроникновение, повышение их эстетичности и восприимчивости к окружающей среде, структурированности и способности к эволюционированию.

Определяющим современный мир трендом, по мнению К. Келли, становится децентрализация общества, прежде всего в сфере экономических отношений. Проявлениями этого процесса

автор считает распространение криптовалюты, а также сервисов шеринга и аренды: предметом купли-продажи в будущем станет не владение ресурсом или вещью, а доступ к нему. Дальнейшее развитие искусственных нейронных сетей (ИНС), а также сопутствующее развитие робототехники существенно изменят рынок труда и сделают большое количество профессий ненужными и устаревшими. Развитие информационной среды, с точки зрения К. Келли, предполагает постоянное копирование и свободный обмен: открытость или бесплатность информации постепенно станут чем-то самим собой разумеющимся, оплачиваться будут лишь услуги по поиску, персона-лизации информации и упорядочиванию огромных информационных массивов. В связи с этим актуализируется проблема конкурирования людей и ИНС в творческих сферах деятельности. Уже в настоящее время встает вопрос о необходимости пересмотра законов, касающихся авторского права на материалы, используемые для обучения ИНС, а также на продукты, создаваемые ИНС. По мере развития машинного интеллекта этические и юридические аспекты взаимодействия человека и ИИ будут требовать все большего внимания и регулирования.

По К. Келли, важнейшим вектором развития человечества станет слияние человека и машины. По мере совершенствования гаджеты все в большей степени будут встраиваться в привычную и удобную для человека среду: они станут продолжением человека (Келли, 2021). Дальнейшее развитие виртуальной реальности К. Келли видит в направлении виртуализации интерфейса современных гаджетов, а также в совершенствовании устройств дистанционной коммуникации. При этом он осознает, что развитие информационных технологий неизбежно предполагает отказ от анонимности. Концепция открытости и прозрачности в информационной среде означает, что неприкосновенность частной жизни основывается на доверии, а взаимный отказ от анонимности свидетельствует о понимании людьми ответственности за свои поступки.

Концепция человека в рамках техноутопических теорий почти всегда сводилась к пост- и трансгуманистическим идеям совершенствования человеческой природы при помощи передовых технологий, что подразумевало как избавление человечества от болезней и страданий, так и максимальное увеличение продолжительности человеческой жизни, а в долгосрочной перспективе - достижение бессмертия. При этом многие футурологи формулировали потенциальные проблемы, с которыми преодолевшее смерть человечество должно столкнуться в будущем. Так, Энди Кларк писал, что смерть (но не старение) явно необходима для социального и биологического прогресса. Так, смена поколений обеспечивает смену умов и идей, что способствует быстрому развитию. При этом Э. Кларк не считает смерть биологически неизбежной, хотя она нужна для эволюции (Clark, 2004).

Однако тормозящий эффект достигнутого бессмертия, по мнению Э. Кларка, может быть нивелирован путем трансформации естественных, привычных форм человеческой телесности либо полным отказом от них. Большинство футурологов, описывая образ человека будущего, также отмечают неизбежное увеличение продолжительности жизни и демографическое старение населения. Трансгуманисты при этом полагают, что благодаря развитию медицины негативные эффекты от этих процессов будут устранены. Кроме того, вместе с продлением физической молодости возможно и психоэмоциональное обновление: нейробиологические процессы, предопределяющие психологический возраст, могут быть отрегулированы таким образом, что человек сможет буквально ощущать себя более молодым, чем без биотехнологического вмешательства.

В XXI в. трансгуманистические идеи о применении передовых технологий в целях улучшения здоровья людей и продления человеческой жизни соотносятся мыслителями с концепциями гедонистического и утилитаристского толка. Так, Дэвид Пирс, один из наиболее известных трансгуманистов современности и основатель движения трансгуманистического аболиционизма, видит ключевой смысл трансгуманизма в избавлении человечества от страданий (Pearce, 2017). Главный посыл этики отрицательного утилитаризма, которую продвигает Д. Пирс, заключается в том, что благо и счастье людей не должны достигаться ценой страданий и боли других: приоритетной задачей человечества, таким образом, является исчезновение страдания, как физического, так и психоэмоционального.

Эти идеи, отчасти созвучные фрейдистскому определению сущности культуры, трансформируют основной посыл классического утилитаризма в контексте гедонистической философии. Если фрейдистская интерпретация двустороннего характера принципа удовольствия сводилась к тому, что цивилизованный человек всегда обречен на то, чтобы для избегания страданий отказываться от стремления к удовольствиям, отрицательный утилитаризм Д. Пирса предполагает полное освобождение живых существ, не только человека, от любых страданий. В этом случае мотивация человека к самосохранению и развитию будет выстраиваться на чередовании отсутствия и слабых степеней удовольствия с высокими степенями. В мире других живых существ Д. Пирс допускает возможность перепрограммирования психики хищных животных в целях искоренения хищничества во всех биологических видах. При всей фантастичности и оторванности от реальности эти проекты ярко характеризуют трансгуманистическое понимание смысла существования живых организмов: боль и страдание как атрибуты биологической эволюции должны уйти

в прошлое, естественный отбор, основывавшийся на смерти, т. е. «отбраковывании» недостаточно приспособленных организмов, сменяется искусственным улучшением, реализуемым самим человеком. Гедонистический императив Д. Пирса предусматривает также необходимость использования медицинских, прежде всего нейрофармакологических, разработок для улучшения психоэмоционального фона и самоощущения людей, чья жизнь и молодость будут продлены при помощи достижений медицины. Кроме нейрофармакологических технологий и генной инженерии, трансгуманисты допускают путь кибернетического совершенствования природы человека.

Футуролог Рэймонд Курцвейл, один из популяризаторов теории технологической сингулярности, прогнозирует дальнейшее развитие человечества в направлении киборгизации, слияния человека и машины. Он настаивает на том, что природа человека будет «небиологической» в будущем: это может подразумевать как создание искусственных тел при помощи нанотехноло-гий, так и совершенствование виртуальной и дополненной реальности, новейшие технологии коммуникации (Kurzweil, 2005).

Практически любой техноутопический проект предполагает также пересмотр концепции человека. Преодоление страха смерти, в более ранние эпохи происходившее за счет религиозных теорий бессмертной души и духовного спасения, в трансгуманистических концепциях осуществляется наукоцентристским путем: вера в научно-технические разработки и медицину будущего значительно меняют модус антропо- и аксиологических установок в обществе. В большинстве трансгуманистических теорий происходит пересмотр оснований современной этики во многом благодаря развитию идеи будущего бессмертия человека. Идея преодоления смерти, с одной стороны, означает освобождение от страха смерти, обретение возможности всесторонней реализации способностей, всеобъемлющее и неограниченное развитие человека; с другой - заставляет задуматься о пересмотре принципов смыслополагания и ценностных основ человеческой жизни. На смену реализации биологической программы родительства в условиях быстрой смены поколений приходит эгоцентристский приоритет личностной и профессиональной самореализации, а также укрепления социальных связей.

Во второй половине XX в. техноутопизм все в большей степени соотносится с идеями социального реформирования. Американский футуролог Жак Фреско наряду с концепциями зеленой и ресурсосберегающей экономики и энергосберегающих технологий в градостроительстве отстаивал идею отказа от денежной экономики и необходимости технократической организации общества. С его точки зрения, управление обществом, определение дальнейшего пути его развития должно исходить не из решений конкретных людей, а из объективной, точно и рационально просчитанной необходимости. Ж. Фреско открыто называет искусственный интеллект инстанцией, оптимальной для регуляции развития общества (Fresco, 2002). Эгалитаризм, технократизм и глобализм являются фундаментальными принципами данной футурологии. В основе технологического и социального прогресса, по мнению Ж. Фреско, должны лежать несколько ключевых вопросов: для кого разработана данная технология, в чем заключаются ее цели, какая часть общества извлечет выгоду из ее реализации? Он полагает, что любое технологическое и социальное развитие всегда должны приводить к приумножению блага большинства людей, при этом настаивает на планетарном, космополитическом восприятии социального развития. Ресурсоориентированная экономика, по определению автора, - экономика, основанная на признании всех природных ресурсов планеты общечеловеческим достоянием, отказе от денежной системы как главного инструмента регулирования экономических отношений. Вера в возможность удовлетворения потребностей человека в условиях ограниченного запаса ресурсов служит одним из оснований для упреков критиков учения Ж. Фреско в чрезмерной утопичности и нереализуемости на практике.

Образ человека, возникающий в рамках техноутопических концепций конца XX - начала XXI в., почти всегда имеет трансгуманистические черты. Это может заключаться если не в идее улучшения и исправления природы человека, то по крайней мере в учениях об обретении новых возможностей при помощи достижений науки и техники или в планах о преодолении смерти. Идея симбиоза человека и машины - сама по себе не новая для XX в. - в конце XX - начале XXI в. обретает оптимистическое звучание, связанное с бурным развитием сферы информационных технологий и последовавшим за этим распространением концепций техноутопизма и технологического детерминизма.

Некоторые ключевые идеи и установки трансгуманизма и техноутопизма отчасти совпадают с религиозными концепциями. Сама идея преодоления человеком смерти получила начало прежде всего в религии. Абсолютизация веры в науку и ее всемогущество подчас может обретать в современной массовой культуре черты, присущие религиозному миропониманию. Безоговорочное доверие технологиям, не сопровождающееся пониманием принципов их действия, ставит современного человека в позицию, аналогичную позиции носителей мистического или пралогического сознания. Неслучайно Ж. Бодрийяр, развивая концепцию общества потребления, выделял черты карго-культа в сознании современных homo consumens (2020). При этом сама идея неконтролируемого научно-технического прогресса издавна воспринималась в культуре с неприятием и страхом. Страх

перед тем, что машина не просто превзойдет человека, а станет принципиально недоступной его пониманию, выйдет из-под его контроля и обретет автономность и самоценность, объединяет рабочих-луддитов, протестовавших против технологической безработицы, с современными мыслителями, поддерживающими концепцию технологической сингулярности (Kurzweil, 2005).

В эпоху Нового времени в европейской культуре происходит значительный пересмотр отношения к технике: человек становится ближе к машине, зависимость от техники начинает меньше тяготить его и постепенно делается привычной. Эти процессы нашли отражение в тех-ноутопических концепциях Нового времени. Современная техноутопия неразрывно связана с представлениями о человеке и его дальнейшем развитии, а также с неоднозначной и комплексной проблемой взаимодействия человека и техники.

Список источников:

Барбрук Р., Кэмерон Э. Калифорнийская идеология // Наука как культура. 1996. № 6. С. 44-72.

Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2020. 319 с.

Журавлев И.И. Будущее цивилизации в утопии Фрэнсиса Бэкона // Colloquium-Journal. 2020. № 15 (67). С. 134-137. https://doi.org/10.24411 /2520-6990-2020-12005.

Келли К. Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее / пер. с англ. Ю. Константиновой, Т. Мамедовой. М., 2021. 345 с.

Clark A. Natural-born cyborgs: Minds, technologies, and the future of human intelligence. Oxford, 2004. 229 p.

Fresco J. The best that money can't buy: Beyond politics, poverty & war. Venus, Florida, 2002. 164 p.

Kurzweil R. The singularity is near: When humans transcend biology. N. Y., 2005. 671 p.

Pearce D. Can biotechnology abolish suffering? Los Gatos, California, 2017. 802 p.

References:

Barbrook, R. & Cameron, A. (1996) The Californian Ideology. Nauka kak Kul'tura. (6), 44-72. (In Russian).

Baudrillard, J. (2020) Consumer Society. Moscow, AST. (In Russian).

Clark, A. (2004) Natural-Born Cyborgs: Minds, Technologies, and the Future of Human Intelligence. Oxford, Oxford University Press.

Fresco, J. (2002) The Best that Money Can't Buy: Beyond Politics, Poverty & War. Venus, Florida, Global Cyber Visions.

Kelly, K. (2021) The Inevitable: Understanding the 12 Technological Forces That Will Shape Our Future. Moscow, Mann, Ivanov and Ferber. (In Russian).

Kurzweil, R. (2005) The Singularity is Near: When Humans Transcend Biology. N. Y., Penguin Books.

Pearce, D. (2017) Can Biotechnology Abolish Suffering? Los Gatos, California, Smashwords.

Zhuravlev, I. I. (2020) The Future of Civilization in Francis Bacon's Utopia. Colloquium-Journal. (15), 134-137. Available from: doi:10.24411/2520-6990-2020-12005. (In Russian).

Информация об авторе

М.А. Хасиева - кандидат философских наук, Московский авиационный институт, Москва, Россия.

Information about the author

M.A. Khasieva - PhD, Moscow Aviation Institute, Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 16.01.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 06.02.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 21.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.