Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМАХ'

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМАХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / мир / идея / человек / философские взгляды / philosophy / world / idea / person / philosophical views

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сулейманова К.К.

Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией. Основными для нее являются вопросы о сущности человека, его природе и смысле существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MAN IN PHILOSOPHICAL SYSTEMS

The section of philosophy in which this problem is studied is called philosophical anthropology. Basic are questions about the nature of man, his nature and meaning of existence.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМАХ»

УДК 159.9

Сулейманова К. К. студентка 4 курса Филиал ДГУ в городе Кизляр Научные руководства к.п.н. доц. Абдулаева Э. А.

Suleymanova K. К.

4th year student The DSU branch in the city of Kizlyar Scientific guides to. P. N. Doc. Abdulaeva E. A. "the Problem of man in philosophical systems» ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКИХ СИСТЕМАХ Аннотация: Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией. Основными для нее являются вопросы о сущности человека, его природе и смысле существования.

Ключевые слова: философия, мир, идея, человек, философские взгляды.

THE PROBLEM OF MAN IN PHILOSOPHICAL SYSTEMS Abstract: the section of philosophy in which this problem is studied is called philosophical anthropology. Basic are questions about the nature of man, his nature and meaning of existence.

Key words: philosophy, world, idea, person, philosophical views. Конечно же, человек изучается и во многих других науках — истории, социологии, физиологии, анатомии, психологии и т.д. Что же касается философии, то она в отличие от этих наук стремится постичь человека как целостное существо. Она исследует человека, взятого в единстве всех его творческих сил и проявлений разнообразной духовно-практической деятельности, как существо многомерное, многолико-единое. Философия рассматривает человека и с точки зрения его «погруженности» в мир внешний — природу, общество, историю, и с точки зрения наличия у него собственного мира — внутреннего, духовного.

Осмысление человека традиционно присутствует и в формах вненаучного познания — в религии и искусстве, в мифологии, в народной мудрости. Разумеется, человек здесь постигается несколько иными, специфическими средствами.

В истории философской мысли сложилась антропологическая традиция — нацеленность философии на человека как на уникальное и сложнейшее явление мироздания. Проблема человека была обозначена уже в философии Древнего мира. В ту эпоху был распространен космоцентризм как тип философского мышления и образ мира. Все существующее рассматривалось как единый, гармоничный и необъятный Космос, а человек мыслился его органической частью, его «малой Вселенной». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам.

Философия Древнего Востока.

1. Человек несвободен и зависит от мира природы (Так, буддизме подчеркивалось, что жизнь человека — всегда страдание, и это является законом его существования. Вот почему идеальное существование человека — это жить в согласии с этим миром, в чем и должна состоять подлинная мудрость).

2. Человек - главная проблема в ДВ философии.

Философия Античности.

1. Поворот философской мысли к теме отдельного (отделенного от Космоса) человека принято связывать с именем знаменитого греческого философа Сократа. Он призывал человека заниматься углубленным познанием самого себя, определить свою нравственную позицию. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире — в этом и должен состоять, по убеждению Сократа, подлинный смысл жизни человека.

2. Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья человека. Каждый человек способен избирать собственную траекторию «полета», т.е. жизненный путь, творить свою судьбу.

3. Как правило, в древней философии рассматривались отдельные стороны (аспекты) проблемы человека. Аристотель особое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой.

Философия Средних веков.

1. Человек - часть миропорядка, установленного Богом.

2. Идея спасения человеческой души, её бессмертие.

3. Идея равенства людей перед Богом.

Философия Эпохи Возрождения.

1. Представление об отсутствии границ в развитии человека.

2. Критика религиозных теорий о человеке.

3. Идея «человекобога». Человек-творец сам подобен Богу.

Философия Нового времени.

1. Рационализм:

A) Человек - существо разумное (Декарт - «думающая вещь»).

Б) С помощью разума человек познаёт мир.

B) Знание человека - это залог прогресса общества.

2. Немецкая классическая философия.

А) Представление о человеке как о субъекте духовной деятельности .

Б) Человек - носитель разума и создатель культуры .

3. Марксистская философия.

А) Акцент на социальную и экономическую сущность человека.

Б) Проблема несвободы человека (в капитализме личность ограничена).

Русская философия.

Два основных подхода к проблеме человека:

1. Материалистические учения революционных демократов

(Белинского, Герцена, Чернышевского и др.).

А) Идея свободы и независимости личности (зависит от социального строя).

Б) Идеи западников и славянофилов.

2. Концепции представителей религиозной философии(Федорова, Вл. Соловьева, Бердяева и др.).

А) Проблема судьбы и предназначения человека.

Б) В человеке 2 начала - Бог и Дьявол. Их борьба.

Основные концепции человека:

1. Биологизаторские (З.Фрейд).

A) Основа человека - его природные, биологические качества.

Б) Человек зависит от:

— Бессознательного (влечения, инстинкты).

— Норм культуры (ограничивают человека).

B) Поведение людей обусловлено генетическими данными.

2. Социологизаторские.

A) Отрицание или недооценка биологического начала в человеке.

Б) Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого (создание новой коммунистической личности).

B) Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических).

3. Спиритуализм.

А) Признаёт сущностью мира духовное первоначало и рассматривает материальное как творение духа (Бога) и противоположно по своему содержанию материализму.

Б) Человек - продукт духовного, божественного провидения.

2.Человек, индивид, личность.

Многообразие определений понятия человек:

1. Человек - это каждый из людей; высшее из земных созданий, одарённое разумом, волей и словесной речью (Словарь В.И. Даля).

2. Человек - это общественное существо, обладающее сознанием и разумом. Субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

3. Человек - это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способное создавать орудия труда и изменять окружающую действительность.

Прежде всего, под человеком в философии принято понимать представителя вида «гомо сапиенс», который является высшей ступенью в развитии всех известных науке живых существ на нашей планете. Человек — это существо разумное и универсально-деятельное, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.