Научная статья на тему 'МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В СВЕТЕ УЧЕНИЯ СОКРАТА'

МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В СВЕТЕ УЧЕНИЯ СОКРАТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
474
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / КОСМОС / МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ / ГАРМОНИЯ / ДУША / ВСЕЛЕННАЯ / ЭВДЕМОНИЯ / АРЕТА / УНИВЕРСУМ / ДОБРОДЕТЕЛЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Беженарь М.С.

В статье рассматривается проблема человека в еѐ постановке античной философской мыслью. Дается анализ природно-космической концепции человека как проблемы многоаспектной, не имеющей единообразной формулировки. Осуществляется сравнение натуралистической концепции человека с Сократовским императивом «Познай себя!», ознаменовавшим открытие Сократом «человека» в философском смысле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MULTIDIMENSIONAL NATURE OF THE HUMAN PROBLEM IN ANCIENT PHILOSOPHY IN THE LIGHT OF SOCRATES' TEACHING

He article deals with the multidimensional nature of the human problem. An analysis of the natural-space concept is given, the problem is multiaspect, not having a uniform formulation. Comparison of the naturalistic concept of ancient philosophy with the Socratic imperative "Know thyself!". Socrates' discovery of "man" in the philosophical sense.

Текст научной работы на тему «МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В СВЕТЕ УЧЕНИЯ СОКРАТА»

УДК 130.2

М. С. Беженарь

(ассистент)

Донецкий национальный технический университет, (Донецк, Донецкая Народная Республика) E-mail: Mascha.bezhenar@mail.ru

МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В СВЕТЕ УЧЕНИЯ СОКРАТА

Аннотация: В статье рассматривается проблема человека в её постановке античной философской мыслью. Дается анализ природно-космической концепции человека как проблемы многоаспектной, не имеющей единообразной формулировки. Осуществляется сравнение натуралистической концепции человека с Сократовским императивом «Познай себя!», ознаменовавшим открытие Сократом «человека» в философском смысле.

Ключевые слова: человек, космос, микрокосм и макрокосм, гармония, душа, вселенная, эвдемония, арета, универсум, добродетель, человеческой деятельности.

Проблема человека своими истоками уходит в античную философию, представая на протяжении всей последующей истории философской мысли как проблема многоаспектная, не имеющая общей единообразной формулировки: «Так, если в центре внимания Античности была природно-космическая жизнь, в которой человек представал исключительно как природное существо, в Средние века - Бог и связанная с ним идея творения мира, в котором человеку отводилась роль существа тварного (хотя и созданного по образу и подобию Божьему), то в эпоху Возрождения и Просвещения в центре внимания оказывается уже сам как творец и созидатель самого себя и мира человеческой культуры, а потому - и как главный предмет моральной и философской рефлексии» [1, с. 37].

Античная философия - исторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, возникших в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и современной Европы... [2, с. 125]. Греческая философия является основной формой систем верований, культурных ценностей и правовых кодексов во всем мире, поскольку она во многом способствовала их развитию «Как известно, философия греков эпохи классики есть учение о космосе, об элементарных стихиях, об их возникновении и уничтожении и о космических законах этого становления» [3, с. 49].

Человек в античной философии рассматривался как составная часть Вселенной, наделенная всеми характеристиками и свойствами макрокосма, но в уменьшенном варианте. Микрокосм и макрокосм - это два аспекта теории, разработанной древнегреческими философами для описания людей и их места во Вселенной

«Космос - первообраз, а человек - подражание» [3, с. 572]. Парная концепция макрокосма и микрокосма представляет идею о том, что существует соответствующее сходство в природе или структуре между людьми и вселенной. Концепция микрокосма / макрокосма рассматривает человека как меньшее представление вселенной, а вселенную как антропоморфное существование. Ранние мыслители рассматривали индивидуальное человеческое существо как малый мир (микрокосмос), состав и структура которого соответствуют вселенной, или большому миру (макрокосмос, или мегакосмос). Космос в античной философии означал «порядок» в общем смысле и подразумевал гармоничное, а потому прекрасное расположение частей в любой органической системе; следовательно, это также относилось к порядку в человеческих обществах, отраженному в хорошем правительстве. Сравнения между обществом и человеком, а также обществом и вселенной были разновидностью микрокосмической теории.

В частности, в научных взглядах древних пифагорейцев содержится также учение о гармонии, применяемое к космологии (учение о гармонии сфер) и к учению о душе (душа как гармония ее тела) [4, с. 9]. Идея соответствия или некоторой преемственности между космосом и человеком встречается у Пифагора в зачаточной форме. Однако он не использовал терминологию микрокосма / макрокосма и не имел чёткого антропоморфного взгляда на космос. Пифагор был первым философом, который применил термин «космос» ко Вселенной, возможно, из-за применения его к звездному небосводу.

Наиболее полно развитая версия этой идеи в древности была сделана Платоном, некоторые данные указывают на то, что философы до него сформулировали какую-то её версию. Идея, возможно, зародилась как архетипическая тема мифологии, которую досократовские философы переработали в более систематическую форму. «Демокрит создал учение о полном параллелизме макрокосма и микрокосма, так что он в сущности проповедовал всеобщий имманентизм: все, что существует, вполне понятно человеку, и человек есть то, что мы больше всего знаем» [3, с. 460]. Некоторая форма этой идеи, по-видимому, была распространена среди большинства древних культур.

Среди дошедших до нас греческих текстов этот термин впервые появляется в «Физике» Аристотеля, где он встречается в случайном замечании [5]. Платон не использовал термин «космос», когда развивал эту идею. Платон утверждал, что люди и вселенная состоят из элементарного тела и разумной души, и что так же, как человеческое тело происходит от тела вселенной, человеческая душа должна происходить из тела вселенной. Следовательно, Вселенная - это не только упорядоченная система, но и разумный организм. Платон более подробно изложил эту тему в «Тимее», где он объяснил, как структура человеческого существа параллельна структуре вселенной через определенные соответствия в теле и душе. Подобно тому, как тело вселенной имеет шаровидную форму, а его душа состоит из орбит, по которым блуждают планеты, так и душа человека состоит из орбит, по

которым блуждают его эмоции, и обитает в голове, которая имеет шарообразную форму. Остальное человеческое тело существует только для того, чтобы служить голове [6].

В отличие от макрокосма, который содержит в себе все вещи и бессмертен, а потому не нуждается ни в органах чувств, ни в органах пищеварения, ни в конечностях для передвижения, микрокосм является лишь частью целого, и его существованию угрожают окружающие элементы, так что он нуждается в таких дополнительных частях, чтобы воспринимать опасность и избегать ее, а также восполнять утраченные питательные вещества. Более того, внешние возмущения, угрожающие микрокосму, нарушают орбиты его души, приводя в беспорядок его эмоции. Но когда беспорядочный микрокосм наблюдает за небом, он видит там упорядоченное движение планет, следующих по орбитам макрокосмической души. С помощью философского исследования он осознает соответствие между собой и своим великим двойником. Достигнув этого понимания, микрокосм осознает, что так же, как вселенная использует разум для управления планетами, она также должна использовать разум для управления своими эмоциями. Так микрокосм преодолевает свой внутренний разлад и готовит свою душу к возвращению на небеса, откуда она пришла.

Неоплатоник Плотин объединил концепцию микрокосма/макрокосма в свою уникальную мистическую метафизику. Он представлял себе космос и человека не как совершенно отдельные существа, а как непрерывное существование. Душа и тело или духовность и материальность мыслились как одно слитное существование, и слияние духовности / материальности применялось ко всем существам. В метафизике Плотина каждое существо одновременно духовно и материально, и каждое существо проявляет эти природы в той или иной степени.

В контексте своей мистической метафизики Плотин разработал более четкое понятие «мировой души», чем идея Платона в «Тимее». Платон представил понятие «демиург» как созидающее божество, спроектировавшее и структурировавшее порядок космоса, но не как творца самого космоса.

Плотин понимал этот процесс сотворения космоса как «эманацию единого». Он утверждал, что «нус» (греч. уои^ разум или интеллект) и «мировая душа» произошли от божественного начала, которое он назвал Единым. В контексте эманации Плотин объяснил душу космоса.

Плотин использует аналогию с Солнцем, излучающим свет без разбора и при этом не уменьшающим самого себя, или отражение в зеркале, которое не уменьшает или иным образом не изменяет отражаемый объект.

Первая эманация - это уои^ (мысль), метафорически отождествляемая с демиургом в «Тимее» Платона. Это первая воля к добру. Из ума происходит мировая душа, которую Плотин подразделяет на высшую и низшую, отождествляя низший аспект Души с природой. Из мировой души происходят индивидуальные человече-

ские души и, наконец, материя на низшей ступени бытия и, следовательно, на наименее совершенной ступени космоса.

Несмотря на эту довольно обыденную оценку материального мира, Плотин утверждал в конечном счете божественную природу материального творения, поскольку оно в конечном счете происходит от Единого через посредство ума и мировой души. Именно по Добру или по красоте мы узнаем Единого в материальных вещах, а затем в Формах [7, с. 466]. Основанный на идее преемственности между космосом и человеком, между духовностью и материей, мистический союз между человеком и космическим божеством стал для Плотина важной религиозной практикой [7, с. 443].

Противовесом натуралистической концепции античной философии выступает великий философ Сократ с императивом «Познай себя!». Когда Сократ предупреждал, что «человек познает самого себя», большинство античных философов склонялись к тому, что интерпретировать это не стоит, так как это банально с их точки зрения. Другие видели в его призыве к познанию себя основу для истинного понимания себя, возможного овладения собой, развития себя и общества на общее благо себе и другим. Это, возможно, изменило цель познания в целом, оставив главное место рождения, которое вращается вокруг познания самого себя, в качестве трамплина для познания внешних объектов. «Сократ всегда отстаивал и защищал идеал объективной, абсолютной, универсальной истины. Но единственный универсум, который он признавал и который исследовал - это универсум человека» [8, с. 7]. Выбор человека мотивируется стремлением к счастью, но правильный выбор для достижения счастья может быть сделан только тогда, когда человек действительно знает себя. В контексте рациональности Сократ ставит проблему отношения человека к себе, суть ее в знании, поэтому важной частью построения софросины (греч. аюфрооиуп - «благоразумие, рассудительность, здравый смысл») является рациональное знание. Когда Платон через «Критий» выражает: сущность разума есть познание самого себя, в познании себя, он понимает познание как значение индивидуальных умственных способностей, которые могут быть использованы для «воспитания души» [9, с. 300]. Анализ рациональности и особенно выявление ее философской природы обусловили, что Сократ стоял перед проблемой познания на нескольких уровнях. Узловые точки философско-этических размышлений Сократа о добродетелях рациональности можно считать наиболее важными. Этими узловыми точками являются: (а) стремление к автономному творчеству человека и (б) познание человека, которое ведет к практической деятельности, в поведении которой и наполняется стремление к добру.

Сократ считал, что философия должна достигать практических результатов для большего благосостояния общества. Он попытался установить этическую систему, основанную на человеческом разуме, а не на теологической доктрине. Добродетель достигается через человеческие отношения, такие как семья и друзья, любовь и счастье. Он также пришел к выводу, что, чтобы быть хорошим, этичным

гражданином, необходимо общаться с другими, а не уединенно размышлять. «Мы должны действительно очутиться с человеком лицом к лицу, чтобы понять его» [8, с. 8]. Этот метод ведения долгих содержательных бесед с другими считается диалектикой. Это лучший способ находить и расширять знания, а также он лег в основу современной философии и этики. Сократ усматривал добродетель в человеческом стремлении, развивать отношения с семьей и друзьями, а также взращивать любовь внутри себя. Люди найдут принципы и добродетели через эти длительные отношения, которые затем будут направлять их при принятии хороших или плохих решений. Рациональное отражение морали возможно при обращении человека к собственному самопознанию.

Важнейшим вопросом было высшее благо - эвдемония (др.-греч. £'йSalцovía -процветание, блаженство, счастье), в основе которой лежало познание человеческой жизни. Сократ искал пути, которыми можно достичь добра. Сократ раскрыл арету (др.-греч. Арет^ «добродетель», «доблесть», «совершенство») как ценность, необходимую для реализации человеческой жизни. «Иными словами, Сократ ищет, находит и пытается зафиксировать не что иное, как всеобщие формы социальности, в рамках которых протекает жизнь человека. Всеобщие социальные формы, определяющие наши дела и поступки, - вот чем всецело поглощён Сократ в своих беседах, вот на что направлен его познавательный интерес» [10, с. 14].

Сократ указывал, что человеческий выбор мотивирован стремлением к счастью. Высшая мудрость приходит от познания себя. Чем больше человек знает, тем выше его или ее способность рассуждать и делать выбор, который принесет истинное счастье.

Сократ - один из немногих людей, о которых можно сказать, что он так повлиял на культурное и интеллектуальное развитие мира, что без него история была бы совершенно иной. До Сократа философия в основном сосредотачивалась на вопросах происхождения и функции космоса. Именно при Сократе философия обрела характер обращённости мысли к человеку и начала исследовать вопросы человеческого существования и благополучия. Сократ видел задачу философии в исследовании этико-познавательной сферы человеческой жизни и деятельности [11, с. 61]. Его философское мировоззрение основывалось на самоанализе с целью совершенствования своей души и приближения к нравственной истине, но оно также было направлено на более универсальное рассмотрение нашего существования как членов нравственного сообщества. По мысли Сократа, человек внимательнее присматривается к внутреннему аспекту себя, к отношению к другим людям, таким образом происходит углубление в сущность общественного бытия человека и установление основ гуманистической философии. Сократ считал, что его миссия - искать мудрость. Он умер, будучи верным этой миссии. Он пытался найти незыблемую и достоверную истину и мудрость, которые послужили бы руководством в жизни. Он пытался привести других к истинному пониманию. Он хотел убедить других заглянуть в себя, искать мудрости и добродетели и прежде всего заботиться о своем са-

мом благородном достоянии, своей душе, используя диалектический метод. Он использовал диалектический процесс, чтобы прийти к универсальным определениям. Сократ верил во всеобщность внутреннего разумного существа. «Сократ считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение» [11, с. 61].

«Эта идея Сократа о человеке как создателе своих творений, - констатирует Т. Э. Рагозина, - мысль о возможности воспроизведения человеком форм и способов человеческой деятельности, то есть, того социального порядка (нравственного и правового), в соответствии с которым устроен мир человека и по законам которого, в отличие от порядка космического, протекает жизнь людей, - есть не что иное, как идея, вошедшая в явное противоречие с миром грёз и мечтаний мифического сознания» [10, с. 12].

Таким образом, после изысканий древнегреческих натурфилософов (космо-центристов), которых главным образом интересовало устройство окружающего мира, Сократ обратил внимание философии на человека, его проблемы и достижения. «Как всякий первопроходец, Сократ вынужден был вести свой поиск наощупь, сталкиваясь со множеством трудностей, связанных с вычленением, фиксацией и выражением в понятийной форме особенностей такого нового предмета познания, как всеобщие социальные формы, существующие в любом обществе в виде системы нравственных, политико-правовых и прочих норм, из которых соткан мир человека» [10, с. 17]. Теория Сократа о душе и ее добродетели, а также использование рассуждений на службе добродетели были прочным вкладом в человечество.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рагозина Т. Э. Человек как предмет философской рефлексии / Т. Э. Рагозина //Материалы международной научно-методической конференции "Философия и культура в гуманитарном дискурсе" Воронеж 27-28 апреля 2021года, Воронеж: Воронеж ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2021. С. 35-46.

2. Степин В. С., Семиги Г. Ю. Новая философская энциклопедия в четырех томах / В.С. Степин, Г. Ю. Семиги. - М.: «Мысль», 2010. - Т. 1. - 741.

3. Лосев А. Ф. История античной эстетики ранняя классика/ А. Ф. Лосев. - М.: «АСТ», 2000. - Т. 1. - 628 с.

4. Ямвлих. О Пифагоровой жизни : Пер. с древнегреч. И. Ю. Мельниковой. - М.: Але-тейа, 2002. - 192 с.

5. Аристотель. Сочинения в четырех томах/ Аристотель // Соч. - М.: Мысль, 1981. - Т. 3. - 6113с.

6. Платон Сочинения в четырех томах/ Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. - 752 с.

7. Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века (исследования и переводы) / Общ. ред. П. П. Гайденко, В. В. Петров. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 880 с.

8. Гуревич П. С. Проблема человека в западной философии / П. С. Гуревич // Общ. Ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. С, 552.

9. Платон Диалоги / Под общ. ред. А. Ф. Лосев; Пер. с древнегреч.; - М.: Мысль, 1986.С, 607.

10. Рагозина Т. Э. Проблема человека как «эхо сократовских идей» / Т. Э. Рагозина //Материалы VIII международной научной конференции "Человек - Общество -Культура как предмет философской рефлексии" Донецк 22 апреля 2022 года; Отв. Ред.Т.Э. Рагозинаа. - 2022. С. 35-46.

11. Гуревич П. С. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения / П. С. Гуревич. //Редкол.: И. Т. Фролов и др.; - М.: Политиздат, 1991.С, 466.

M. S. Bezhenar

(assistant) Donetsk National Technical University, (Donetsk, Donetsk People's Republic) E-mail: Mascha.bezhenar@mail.ru

THE MULTIDIMENSIONAL NATURE OF THE HUMAN PROBLEM IN ANCIENT PHILOSOPHY IN THE LIGHT OF SOCRATES' TEACHING

Annotation: The article deals with the multidimensional nature of the human problem. An analysis of the natural-space concept is given, the problem is multi-aspect, not having a uniform formulation. Comparison of the naturalistic concept of ancient philosophy with the Socratic imperative "Know thyself!". Socrates' discovery of "man" in the philosophical sense.

Key words: man, cosmos, microcosm and macrocosm, harmony, soul, universe, eudai-monia, arete, universe, virtue, human activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.