Научная статья на тему 'УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ДУШЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕГО ИДЕЙ В ФИЛОСОФИИ НЕОПЛАТОНИЗМА'

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ДУШЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕГО ИДЕЙ В ФИЛОСОФИИ НЕОПЛАТОНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
492
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ / УЧЕНИЕ О ДУШЕ / НЕОПЛАТОНИЗМ / МИРОВАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ДУША

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каримов Д.Р., Ахмадиев Д.А.

Проблема души является одним из ключевых вопросов философской антропологии. Мифологические картины мира различных народов включали идею особой человеческой сущности, отличной от тела и способной к независимому существованию. Первые философские варианты рассмотрения души зародилось в античные времена. Они были тесно связаны с вопросом о смертности человеческого тела и по-разному решались представителями разных философских школ. Основоположником целой традиции понимания души в истории философии является величайший философ Древней Греции - Платон, который в своих диалогах поставил такие ключевые темы, как проблема природы, происхождения, функций, посмертного существования и сущности души, а также соотношения души и тела. В данной статье мы проследим основные линии философского развития этого учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLATON'S TEACHING ABOUT THE SOUL AND THE TRANSFORMATION OF HIS IDEAS IN THE PHILOSOPHY OF NEOPLATONISM

The problem of the soul is one of the key issues of philosophical anthropology. Mythological pictures of the world of various peoples included the idea of a special human essence, different from the body and capable of independent existence. The first philosophical options for considering the soul originated in ancient times. They were closely related to the question of the mortality of the human body and were solved differently by representatives of different philosophical schools. The founder of the whole tradition of understanding the soul in the history of philosophy is the greatest philosopher of Ancient Greece - Plato, who in his dialogues raised such key topics as the problem of nature, origin, functions, posthumous existence and the essence of the soul, as well as the relationship of soul and body. In this article we will trace the main lines of the philosophical development of this doctrine.

Текст научной работы на тему «УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ДУШЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕГО ИДЕЙ В ФИЛОСОФИИ НЕОПЛАТОНИЗМА»

Учение Платона о душе и трансформация его идей в философии неоплатонизма

Platon's teaching about the soul and the transformation of his ideas in the philosophy of

Neoplatonism

Каримов Д.Р.

Магистрант 1 курса,

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»,

РФ, г. Казань e-mail: karimzhaan@mail.ru

Karimov D. R.

1ndyear master's student, FGBOU VPO «Kazan state power engineering University»,

Russian Federation, Kazan e-mail: karimzhaan@mail.ru

Ахмадиев Д.А.

Магистрант 1 курса,

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»,

РФ, г. Казань e-mail: daxmadiev1@mail.ru

Akhmadiev D.A.

1ndyear master's student, FGBOU VPO «Kazan state power engineering University»,

Russian Federation, Kazan e-mail: daxmadiev1@mail.ru

Научный руководитель Авдошин Г.В.

К.ф.н., доцент

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»,

РФ, г. Казань

Scientific supervisor, Avdoshin G. V.

Candidate of Philosophical Sciences, associate professor

FGBOU VPO «Kazan state power engineering University»,

Russian Federation, Kazan

Аннотация.

Проблема души является одним из ключевых вопросов философской антропологии. Мифологические картины мира различных народов включали идею особой человеческой сущности, отличной от тела и способной к независимому существованию. Первые философские варианты рассмотрения души зародилось в античные времена. Они были тесно связаны с вопросом о смертности человеческого тела и по-разному решались представителями разных философских школ. Основоположником целой традиции понимания души в истории философии является величайший философ Древней Греции - Платон, который в своих диалогах поставил такие ключевые темы, как проблема природы, происхождения, функций, посмертного существования и сущности души, а также соотношения души и тела. В данной статье мы проследим основные линии философского развития этого учения.

Annotation.

The problem of the soul is one of the key issues of philosophical anthropology. Mythological pictures of the world of various peoples included the idea of a special human essence, different from the body and capable of independent existence. The first philosophical options for considering the soul originated in ancient times. They were closely related to the question of the mortality of the human body and were solved differently by representatives of different philosophical schools. The founder of the whole tradition of understanding the soul in the history of philosophy is the greatest philosopher of Ancient Greece - Plato, who in his dialogues raised such key topics as the problem of nature, origin, functions, posthumous existence and the essence of the soul, as well as the relationship of soul and body. In this article we will trace the main lines of the philosophical development of this doctrine.

Ключевые слова: античная философия, учение о душе, неоплатонизм, мировая космическая душа.

Key words: ancient philosophy, the doctrine of the soul, Neoplatonism, the world cosmic soul.

Учение Платона является первой идеалистической системой в истории философии, которая дошла до сегодняшнего времени. В соответствии с учением афинского философа, подлинным бытием является мир эйдосов, по образу и подобию которого творцом создан был и весь миропорядок.

Мир природных объектов относится к миру идей, как копии к подлиннику, временное к вечному. По отношению к миру идей мир вещей является неподлинным, несовершенным. Его онтологический статус намного ниже. Пребывая в оковах тёмной материи, он практически не существует. В «Тимее» этот мир характеризуется как «бытие вечно возникающее, но никогда не сущее». [5, с. 432]. Его бытие определяется только лишь причастностью к первообразам, идеальным духовным сущностям. В то же время в «Тимее» Платон пишет, что этот мир был создан прекрасным и благим богом-демиургом на основе пропорции.

Учение о душе содержит принцип одушевленности мира как живого существа и является развитием общей идеологической концепции Платона [5, с.434]. Душа в учении Платона представлена в двух измерениях, как мировая космическая душа, расположенная в центре космоса и приводящая его в движение и как индивидуальная душа, существующая до того момента, пока не вступит с телом в соединение.

Мировая душа обладает способностью создания, а индивидуальная душа - это часть мировой души, родственная сущностно идеям. Индивидуальная душа управляет телом, а тело - своего рода темница для души, так как тело закрепощает и ограничивает душу, делает ее заложником чувств и импульсов. Освобождение от заточения в темнице тела происходит только при умирании человека. А на протяжении всей жизни душа и тело вступают друг с другом в конфликт [5, с. 30]. Душа, как отмечает Е.В. Мареева, имеет специфический онтологический статус, обеспечивая связь между материальным миром и миров идей (духовным миром) [2, с. 93]. Граница между этими двумя мирами - человек.

В сложный состав души, по учению Платона, входят вожделеющая, страстная и разумная части; у нравственного человека разумная составляющая души подчиняет себе другие части, и тогда наступает гармония. При этом гармония способна приносить удовольствие, а при ее нарушении человек страдает [5, с. 212]. Составляющие части души в «Федре» Платоном сравниваются с колесницей, запряженной двумя конями, один из которых благородный (страстная душа), а второй - неблагородный (вожделеющая душа). Неблагородный норовит перевернуть колесницу и взять бразды правления колесницей на себя. В диалоге «Пир» более подробно описан благородный конь, он бел и прекрасен, рассудителен, а управлять этим конем можно словом, поскольку он «друг истинного мнения» [3, с. 162]. Итак, душа по Платону включает противоречия, которые можно обуздать разумом. Душа бессмертна, как и мир идей, который породил ее; она соединяется со смертным телом, и из этого союза рождаются смертные существа.

Выражаясь образно, можно сказать, что сначала душа располагает внутри себя исключительно неотчетливое понятие об истине, и мир ей предстаёт смутным отражением истины. И любовь, любовь к распрекрасному самому по себе подсказывает ей, что в ней нет ещё самой истины, а только предположение её. И, движимая Эротом, душа устремляться выйти за свои пределы, желает победить данную неопределенность и неясность. И чем больше её привязанность к Небу, тем ближе она к Небу. И важно постичь то, что любовь не классифицируется чем- то снаружи пришедшим в душу. Привязанность всегда есть внутреннее движение самой души. И, устремляемая любовью, душа перемещается самою собою [3, с. 161-165].

Неоплатонизм был последней философской школой античности. Он возник в кризисных условиях крушения порабощенных Риской империей классических государств. В это время в общественном сознании

широко распространяются мистические культы, в том числе христианство. Философы-неоплатоники Амелий, Аммоний Саккас, Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл и другие позиционирует свои идеи как учение самого Платона, однако на деле платонизм в их концепциях соединяется с учением Аристотеля и приобретает ярко выраженный мистический характер.

Основой мироздания объявляется безликое Единое первоначало, которое переполняет себя благом и непроизвольно продуцирует этот мир в процессе эманации. Этот процесс имеет несколько этапов. Первой ступенью является Мировой Ум, второй - Мировая Душа, третьей - природный чувственный мир. Поскольку материя отстоит дальше всего от единого первоисточника, она имеет очень малый уровень бытия, лишенная света она, ассоциируется с тьмой. В ней корень зла и индивидуации. Душа человека, как и в концепции Платона, здесь имеет свою первооснову в Мировой душе.

Таким образом индивидуальная душа имеет высшее, божественное происхождение. В трактате Плотина «Эннеады» душе человека отводится исключительная роль. Именно она связывает человека с сверхчувственным благим миром. Как справедливо замечает исследователь Ю.А. Шичалин, уверенность в бессмертии и абсолютной драгоценности человеческой души является первой интуицией, безусловным положением учения Плотина [11, с. 268]. Роль, которую Мировая Душа играет в иерархии бытия трудно переоценить. Вслед за Платоном, Плотин наделяет эту ипостась созидающими характеристиками: «Каждая душа должна помнить, что она сотворила целый космос» [8, с. 10]. Итак, именно Душа придаёт жизнь Вселенной, содержит её в единстве, превращает хаос мертвой материи в прекрасный космос. Плотин много пишет о светоносной природе Души.

По яркой метафоре Плотина душа имеет «светоносные глаза», которые бог положил на её лицо и которые дают ей высшее видение. (УТ.7.1) [7, с. 82]. Тема божественного света выражает мистический характер философии Плотина. Сам автор «Эннеад» постоянно описывает свой мистический опыт, который он считает наивысшим способом понимания реальности. Мистический опыт - это божественный экстаз, который не является результатом интеллектуальных усилий. Он представляет собой редкие моменты божественного озарения души человека, которая в результате высшего просвещения сливается с самим божественным Абсолютом [10, с. 24].

В отличие от платоновской системы, мир в концепции Плотина строго иерархичен. В нем выделяется много уровней, ступеней эманации. Душа не является исключением Плотин выделяет в ней такие уровни: во-первых, «высшая Душа» - сама субстанция, взаимодействующая с Мировым Умом; во-вторых, «душа всего» (космическая душа) - творческая сила мироздания и, наконец, в-третьих, партикулярные (частные) души, которые оживляют тела, звёзды и живые существа. Мировая душа в мировой иерархии играет роль посредника между сверхчувственным и чувственным мирами. Будучи мостом и границей между ними мирами, она, с одной стороны, непосредственно созерцает идеи Мирового Ума, с другой стороны, нуждается в чувственных возможностях для восприятия внешнего мира. Соприкасаясь с материей, душа действует через органы чувств, которые телесны. Соприкасаясь с внешним миром и постигая его, душа наделяет его своей жизнью, поэтому она неминуемо воспринимает таким образом саму себя. Таким образом оказывается, что душа (как Мировая, так и индивидуальная) имеет в себе две части: высшую, устремлённую к Мировому Уму и через его посредство к Единому, и низшую - которая соприкасается с материей. Эта идея есть прямое продолжение мысли Платона и Аристотеля о противоречивом составе души.

Таким образом, в концепции Плотина разрабатывается тема «внутреннего человека», который противопоставляется «человеку внешнему». Человек должен лелеять первое из этих состояний, презирая второе. Душа должна управлять телом, как Мировая Душа управляет космосом, она не должна подчиняться телу, становиться рабой его потребностей. В моменты сопричастности Мировой Душе индивидуальная душа выполняет своё высшее назначение, так как участвует уже не только в управлении своим телом, но соучаствует

в мировом управлении и порядке (IV, 8, 2). [9, с.378-381].

Интересной темой философской антропологии Плотина является его понимание свободы человека. Именно в стремлении души к Благу проявляется её подлинная свобода. В этом Плотин очень близок христианским авторам, которые также утверждают, что полнота человеческой свободы раскрывается только в Боге. Любая душа в действительности желает только соединения с Единым, но её свобода ограничивается телесным, материальным миром.

Итак, свобода души заключается в Единстве. В «Эннеадах» подчёркивается, что все души в той или иной степени свободны. Даже самая материализованная душа имеет минимум свободы для того, чтобы окрылиться и воспарить в своему Первоисточнику. В связи с этим может возникнуть вопрос о том, почему же всё-таки души ниспадают из этого Единства. Ответ заключается в том, что каждый уровень эманации настолько переполнен благом, что невольно изливается из самого себя, опускаясь таким образом на низшие ступеньки в мировой иерархии. В таком понижении Душа расщепляется в самой себе и возникают те её состояния, о которых написано выше. Интересно, что стремление души к индивидуальности и сама эта индивидуальность оценивается Плотином как зло души. (V, 1, 1) [8, с.8].

Именно Душа есть связующая сила мироздания. Эстетически и духовно именно в ней соединяется прекрасное и безобразное. Созерцание подлинной красоты возможно только в душе. Когда душа не полностью овладевает подвластной ей материей, именно она становится причиной безобразного. Получается, что и настоящий корень зла находится не в материи, которая сама по себе есть ничто, а именно в душе, которая что-то соединяет неправильно и неудачно.

И конечно, именно в душе возможно воссоединение человека с Богом, то есть Единым. К этому нужно готовить свою душу, просветляя ей. Если перед человеком, чей глаз привык к темноте, резко возникнет источник сверх яркого света, он ослепнет. Именно такой образ мы встречали в платоновском мифе о пещере. Подобную аналогию можно видеть и в Библии. В книге Исход 33:20, Бог говорит: «Но ты не можешь взглянуть Мне в лицо... Не может человек увидеть Меня и остаться в живых». Итак, душа должна стремиться к Единому, к воссоединению с ним, но она может не выдержать соприкосновения со светом его царственного сияния. Отсюда возникает тема катарсиса, необходимости душевного очищения. Душа должна освободиться от всего внешнего. Плотин призывает «сбросить с себя всё». В моменты божественного озарения Мировым Умом душа «внезапно схватывает свет» Только так можно возвыситься и воспарить. Смысл жизни человека и назначение его души заключается именно в том, чтобы быть в общении с этим светом, созерцать его непосредственно в самой себе. (V, 3,17) [8, с.96].

Редкие моменты соприкосновения души со светом и есть экстаз. Это состояние приносит душе ощущение истинного блаженства. Состояние блаженства сопровождается чувством божественной любви. Именно сопричастный душе Эрос даёт ей познать Благо. По образу Плотина, пребывающая в таком состоянии душа, «беременна благом» и производит из себя все добродетели и всё прекрасное. Однако Эрос, который охватывает душу, может быть не только небесным, но и вульгарным. В этом смысле автор «Эннеад» повторяет мысль своего древнегреческого наставника. Каждая душа Афродита, которая тоже может стать возвышенной и низменной в зависимости от состояния своей любви. (VI, 9,9) [7, с. 312-315].

Продолжая линию Платона, Плотин понимает душу человека как часть Мировой души, которая играет космологическую роль. Плотин чётко описывает какова, в его понимании направленность души. Особенность системы Плотина заключается в иерархическом усложнении мироздания, которое по сравнению с картиной мира Платона, имеет чёткую структуру по степени деградации бытия: Единое, Мировой ум, Мировая душа. Задача индивидуальной души устремиться в Мировому Уму, получить от него божественное просветление. Высшая

цель души - мистическое слияние с божественным Абсолютом, пребывание в блаженстве и любви, когда теряется всякая индивидуальность и ум затихает. Плотин постулирует бережное отношение к душе как драгоценности, которую нужно очищать от чувственных примесей, чтобы она возвысилась. Ставит Плотин и проблему свободы души, которая заключается в устремлении к Единому. Несвобода связана с объективацией чувственным миром.

Плотин воспринимает и усиливает платоновское понимание души как активной, энергетической сущности, различая в ней два разнонаправленных динамических состояния. Душа процессуальна по своей природе. Особую сложность вызывает понимание соотношений таких уровней души как ипостасная и космическая мировая душа, которые на деле являются проявлением одной сущности и существуют в постоянном процессе излучения. Как и Платон, Плотин считает время именно атрибутом души, а не атрибутом материи. Эта идея будет продолжена в философии Августина Блаженного.

Список используемой литературы:

1. Лосев А.Ф. - История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2 кн. - М. - 1992.

2. Мареева Е.В. Проблема души в классической и неклассической философии. М.: Академический проект, 2017. — 454 с.

3. Платон Собрание сочинений в 4 т. Т. 2/Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. — М.: Мысль, 1993.— 528 с.

4. Платон Собрание сочинений в 4 т. Т. 4/Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи.— М.: Мысль, 1994.— 830 с.

5. Платон Собрание сочинений в 4 т. Т. 3/Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи. — М.: Мысль, 1994.— 654с.

6. Платон Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1/Общ. ред. А. Ф. Лосева и др.; Авт. вступит, статьи А. Ф. Лосев; Примеч. А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. — М.: Мысль, 1990.- 860 с.

7. Плотин Шестая эннеада. Трактаты VI-IX / Пер. с древнегреч. и послесл. Т. Г. Сидаша. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2005. — 416 с.

8. Плотин. Пятая эннеада. -СПб.: «Издательство Олега Обышко», 2005. - 320 с.

9. Плотин. Четвёртая эннеада. -СПб.: «Издательство Олега Обышко», 2004. - 380 с.

10. Скобелева В.А. Душа в учении Платона об идеях // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 85. - С. 24-28.

11. Шичалин Ю.А. История античного платонизма в институциональном аспекте. - М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.