ЭЛЕУМ ЕТТ1К-ГУМАН ИТАРЛЫК РЫЛЫ МДАР SOCIAL AND HUMAN SCIENCES СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
МРНТИ 02.01.07
УДК 111.7 D0I:10.56032/2523-4684.2023.3.7.50
Р.К. Досжан1
1 Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)
ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В НАСЛЕДИИ АЛЬ-ФАРАБИ И ЕГО ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ С СОВРЕМЕННЫМ НАУЧНЫМ ПОЗНАНИЕМ
Аннотация
В данной статье проанализированы взгляды мыслителя арабо-мусульманской эпохи Аль-Фараби на быт, а также его жизнь и суждения о бытии. В частности, показано значение его наследия для современного научного познания: представления о хаосе, вакууме, сосуществовании науки и религии, поддержании межпредметных связей в направлении исследования, применение интегративной методологии, проявление своеобразной модели креативного мышления и т.д. Познавательное значение идей Аль-Фараби не исчезло и на современном этапе развития науки. В частности, его представления о хаосе можно сравнить с новшествами современных естественных наук, а использованные им методы научного познания являются примером использования современного инструментария ученых. Аль-Фараби известен во всем мире как философ, ученый-энциклопедист, врач, физик, психолог, математик, астроном, музыкант, поэт, литературовед и т.д. В метафизическом направлении интерес для Аль-Фараби составляли онтологические, базовые концептуальные и конкретные, фундаментальные философские проблемы -формирование представлений о «бытии» и «небытии»; движение и его виды; метафизические проблемы «становления» и «творения» в основательном изучении соотношения формы и материи; размышления о месте и пространстве, характере Творца в акте сотворения мира и т.д. Таким образом, в своих рассуждениях о бытии Аль-Фараби рассматривает несколько понятий в философии, используя их и как категориальный аппарат. Основные рассуждения философа о бытии состоят не только из сухой философии о мире, она, рассматривая мир в целом, обращается к
физическим, астрономическим проблемам, таким как вакуум, хаос, и подобные рассуждения имеют большое значение и для современности. Таким образом, возрождение имени Аль-Фараби и его наследия сегодня стало одной из главных позиций тюркского народа, в том числе казахского, в контексте духовной модернизации.
Ключевые слова: онтология, метафизика, арабская философия, существование, нематериальность.
Р. К. Досжан1 1 Казак улттык хореография академиясы (Астана, Казакстан)
ЭЛ-ФАРАБИ М¥РАСЫНДАРЫ БОЛМЫС МЭСЕЛЕС1
ЖЭНЕ ОНЫН КАЗ1РГ1 ЗАМАНРЫ РЫЛЫМИ ТАНЫММЕН САБАКТАСУЫ
Аннотация
Бул макалада араб-мусылман дэу'1р'1ндеп ойшыл Эл-Фарабид'1н, ем'р туралы кезкарастары, сонымен б'1рге, онын ем'1р'1 мен болмыс туралы пiкiрлерi талданады. Атап айтатын болсак, онын мурасынын каз'1рг'1 Fылыми бiлiм Yшiн манызы: хаос, вакуум, Fылым мен дiннiн катар емiр сYPуi, зерттеу баFытында пэнаралык байланыстарды сактау, интегративт эдiснаманы колдану, шь^армашылык ойлаудын езiндiк моделiнiн керiнiсi жэне т.б. керсетлген. Эл-Фараби идеяларынын танымдык мэнi Fылым дамуынын каз'1рг'1 кезенiнде де ез маныздылы^ын жоЙFан жок. Онын хаос туралы идеяларын каз'1рг'1 жаратылыстану Fылымдарынын жаналыктарымен салыстыруFа болатынын, ал ол колданFан Fылыми таным эдiстерi Fалымдардын заманауи куралдарын колданудын мысалы болып табылатынды^ын атаFымыз келедi. БYкiл элемге Эл-Фараби философ, энциклопед-Fалым, дэрiгер, физик, психолог, математик, астроном, музыкант, акын, эдебиеттанушы жэне т. б. ре^нде танымал. Эл-Фарабиге метафизикалык баFытта онтологиялык, непзг тужырымдамалык жэне накты, iргелi философиялык мэселелер - «болу» жэне «болмау» туралы идеяларды калыптастыру; KозFалыс жэне онын тYPлерi; форма мен материянын аракатынасын мукият зерттеудег «калыптасу» мен «жаратылыстын» метафизикалык мэселелер'г, орын мен кенiстiк туралы ойлар, Жаратушынын элемдi куру актандег табиFаты жэне т.б. кызыгушылык тудырды. Осылайша, эл-Фарабидiн болмыс туралы ойларында философиядаFы бiрнеше уFымдарды колдана отырып жэне категориялык аппарат ре^нде карастырады. Философтын болмыс туралы непзг пайымдаулары тек элем туралы курFак философиядан турмайды, ол элемдi тутастай карастыра отырып, вакуум, хаос
сиякты физикалык, астрономиялык мэселелерге жYгiнедi жэне мундай пайымдаулар казiргi заман Yшiн де Yлкен мэнге ие. Осылайша, Эл-Фараби еамi мен онын мурасын жа^ырту бYгiнде тYркi халкынын, онын iшiнде казак халкынын рухани жа^ыру мэн контекс^нде басты устанымдарынын бiрiне айналды.
ТYЙ¡нд¡ сездер: онтология, метафизика, араб философиясы, болмыс, материалдык емес.
R.K. Doszhan1 Kazakh National Academy of Choreography (Astana, Kazakhstan)
THE PROBLEM OF EXISTENCE IN THE HERITAGE OF AL-FARABI AND ITS CONTINUITY WITH MODERN SCIENTIFIC KNOWLEDGE
Annotation
This study analyses the views of the thinker of the Arab-Muslim era Al-Farabi regarding everyday life, as well as his life and contemplations on the existence. In particular, the study presents the significance of his legacy for modern scientific knowledge: the idea of chaos, vacuum, the coexistence of science and religion, the maintenance of interdisciplinary connections towards research, the use of integrative methodology, the manifestation of a certain model of creative thinking, etc. The cognitive significance of Al-Farabi's ideas has not disappeared even at the current stage of the development of science. In particular, his ideas about chaos can be compared with the innovations of modern natural sciences, and the methods of scientific cognition used by him serve as an example of the use of modern scientific tools. Al-Farabi is known all over the world as a philosopher, encyclopaedic scientist, doctor, physicist, psychologist, mathematician, astronomer, musician, poet, literary critic, etc. In the metaphysical area, Al-Farabi was interested in ontological, basic conceptual and specific, fundamental philosophical problems - the development of ideas about "existence" and "non-existence"; movement and its types; metaphysical problems of "becoming" and "creation" in a thorough study of the correlation between form and matter; reflections on the place and space, the nature of the Creator in the act of creating the world, etc. Thus, in his reasoning about existence, Al-Farabi considers several concepts in philosophy, using them as terminological devices. The main reasoning of the philosopher regarding existence comprises not only a dry philosophy about the world, but also, considering the world as a whole, addresses physical, astronomical problems such as vacuum, and chaos; similar reasoning is of great importance for the present. Thus, in the context of spiritual modernisation, the revival of the name of Al-
Farabi and his legacy has currently become one of the main positions of the Turkic people, including the Kazakhs.
Key words: ontology, metaphysics, Arabic philosophy, existence, immateriality.
Введение. Исламская религия, возникшая на арабской земле в Средние века, способствовала развитию науки во всей Европе и Средней Азии, а не только у народов, имевших эту веру. Мусульманский ренессанс отличался своей многогранностью [1]. Философию этого периода также называют «философией на арабском языке» или «арабскими философами». Г. Есим [2], один из исследователей арабской философии, отмечал, что в соответствии с масштабом ее распространения, арабско-мусульманская философия была разделена на три периода по историко-региональному принципу: 1) при Багдадском халифате: Аль-Кинди, «чистые братья» и др.; 2) у народов Средней Азии: Аль-Фараби, Ибн Сина, Омар Хайям, Аттар, аль-Газали и др.; 3) мусульманская Испания: Ибн Бадж, Ибн Туфейль, Ибн Араби, Ибн Рушд и др. А.Г. Нурышева [3] описывает развитие философских направлений в этот период: «Также в этот период возникли и процветали такие крупные течения и школы, как мутазилиты (основатель в VIII веке - Амир ибн Убайд), калам (основатели в X веке - Абу-аль-Хасан Ашари, Матуриди), суфизм. Особенности развития философии в эту эпоху заключаются в следующем: всегда учитывались принципы в рамках религиозной мусульманской мысли; поскольку образование приобрело всеобъемлющий универсальный характер, большинство философов этого периода стали энциклопедистами; было представлено и истолковано всему миру наследие Древней Греции, забытое для Европы; арабская философия охватывала большой регион от современных народов Средней Азии до европейской Испании, обретя значительный авторитет в научно-познавательном пространстве той эпохи; была создана своеобразная модель
гармонии, взаимодополняемости религии и философской науки и др.» [4-6].
Одним из мыслителей арабо-мусульманской восточной философии был Абу Наср Аль Фараби, который родился и провел детство на тюркской земле, в городе Отрар. Его полное имя - Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг Аль Фараби ат-тюрки. Он известен во всем мире как философ, ученый-энциклопедист, врач, физик, психолог, математик, астороном, музыкант, поэт и т.д. Кроме того, один из аспектов учения Аль-Фараби начинается с герменевтического анализа древнегреческих трудов Аристотеля и Платона и является одним из наиболее поздних его трудов, представленных в Западной Европе [7-10]. В мировом духовном пространстве он стал «вторым учителем» после Аристотеля (может быть, в действительности, первым). Аль-Фараби написал около 200 работ, но до нас дошли только 100: «Философские трактаты», «Математические трактаты», «Социально-этические трактаты», «Логические трактаты», «Великая книга музыки», «Взгляды добрых горожан» и др.
Аль-Фараби, благодаря своим работам, оставил значимый след в истории как один из «просветителей» того времени. Он сделал весомый вклад в развитие науки, благодаря его книгам мы имеем знания, которые могли быть утеряны навсегда. Свои работы Аль-Фараби писал на основании существующих фактов, при этом добавляя свои мысли и идеи, которые в будущем помогли более глубоко познать его творчество. Практическое применение философии в обычной жизни было одной из главных проблем, которые волновали Аль-Фараби, эту проблему он часто освещал в своих работах. Он мечтал создать идеальное,
«добродетельное» общество, в котором все люди познали свое истинное счастье, и ему очень хотелось бы, чтобы именно с помощью философии люди создали это общество. Поэтому с своих произведениях, Аль-Фараби рассказывал о том, что к идеальности и счастью всегда идет тернистый путь,
который должен пройти каждый человек сам для себя. Его философия была спокойной, простой, в ней не было места для агрессии и злости. Именно поэтому целью статьи является изучение проблемы бытия в наследии Аль-Фараби и его преемственность с современным научным познанием.
Методы исследования. Для изучения философских идей аль-Фараби используются методы комплексного исследования, которые позволяют рассмотреть его труды с разных сторон. В рамках такого подхода анализируются не только его философские идеи, но и их влияние на культуру и историю региона.
Сравнительный анализ позволяет выявить сходства и различия между идеями аль-Фараби и других философов, что помогает лучше понять его место в истории философии. Также сравнительный анализ позволяет выявить влияние аль-Фараби на другие культуры и философские традиции.
Эмпирический метод используется для изучения практической стороны философских идей аль-Фараби, таких как его взгляды на образование, науку и культуру. Использование этого метода позволяет проверить, насколько эти идеи соответствуют реальности и могут быть применены на практике.
Таким образом, методы комплексного исследования, сравнительного анализа и эмпирического метода позволяют более глубоко и всесторонне изучать философские идеи аль-Фараби и их влияние на культуру.
Обзор литературы по теме. Теоретические основы исследования опираются на труды отечественных и зарубежных ученых. Фундаментальным трудом является труд фарабиеведа Бурабаева Мукаша Сейсенбековича «Философия Абу Наср аль-Фараби». Также важным источником является работа казахстанского философа Абылхаира Байдильдина «Аль-Фараби и философская мысль Средней Азии». В своей работе он анализирует влияние аль-Фараби на развитие философии в Средней Азии и отмечает, что его идеи
оказали значительное влияние на мыслителей региона. Также важным вкладом в изучение аль-Фараби являются работы зарубежных ученых, таких как Ричард Франклин, Майкл Э. Мармура, Дмитрий Гураев и др. Они анализируют его труды с точки зрения их философской значимости и отмечают его вклад в развитие философии.
Исследования аль-Фараби важны не только для понимания его философских идей, но и для понимания истории и культуры Казахстана и Средней Азии. Его труды являются важным наследием этого региона и продолжают влиять на развитие философии и мышления в наше время.
Результаты исследования. Философское учение Аль-Фараби. В области физических наук ученый-энциклопедист, помимо представления рациональных идей о пространстве, материи и движении, стремился экспериментировать и доказывать свои гипотезы. Например, когда речь идет о вакууме, экспериментально проверяя его, Аль-Фараби доказывает, что в мире нет естественного вакуума. Отсюда следует, что точка зрения мыслителя о реальном физическом проявлении свободного пространства также является важным моментом. Изучая вакуум экспериментально-эмпирическим путем, Аль-Фараби замечает его отсутствие через соотношение воздуха и воды. В своих психологических воззрениях ученый анализирует такие проблемы, как разум, интеллект, восприятие; различает уровни познания. К примеру, на сегодняшний день важным вопросом является разделение интеллекта на несколько видов и оказание помощи каждому. В области музыки музыкальное выражение звуков, нот и современные теоретические уровни музыкальных знаний описаны в работе «Великая книга музыки». В метафизическом направлении интерес для Аль-Фараби составляли онтологические, базовые концептуальные и конкретные, фундаментальные философские проблемы - формирование представлений о «бытии» и «небытии»; движение и его виды; метафизические
проблемы «становления» и «творения» в основательном изучении соотношения формы и материи; размышления о месте и пространстве, характере Творца в акте сотворения мира и т.д. Таким образом, в своих рассуждениях о бытии Аль-Фараби рассматривает несколько понятий в философии, используя их и как категориальный аппарат.
Эти идеи основательно изучаются в работе мыслителя «Сущность проблем». Приводя логические суждения о необходимости, возможности, существовании и сотворении мира, философ говорит, что все бывает двух типов: «К одному из них относятся вещи, которые, хотя и существуют сами по себе, не вызывают у него необходимости жить. Этот тип вещей называется «возможно существующий». Ко второму типу относятся вещи, которые должны существовать всегда и в необходимом количестве. Они называются «необходимо существующими». Если рассуждать о «возможно существующих» как о «возможно несуществующих», в этом не будет ничего странного. Для существования «возможно существующих» нужна какая-то причина. Когда такая причина появляется, вещь становится «необходимо существующей благодаря другому», - рассуждает мыслитель, рассматривающий «существование» и «небытие», предполагая, что это чистая онтологическая сущность. Дихотомия представлена условно и затрагивает ключевые вопросы бытия, хотя и вытекает из общего понятия «существования». Следовательно, в этом суждении Аль-Фараби показывает два типа жизни. Таким образом, опираясь на идеи Аль-Фараби, казахские ученые обобщают мысль следующим образом: «Из этого следует вывод, что вещь, которая стала «возможно существующей сама по себе», становится «необходимо существующей благодаря другому». Эта «возможно существующая» должна быть чем-то постоянным, вечным или чем-то, чего не существует. Цепочка возможных причин вещей не длится бесконечно и не вращается: она должна основываться на какой-то необходимости, в частности, на первом «есть» [2, с.11].
Прежде всего, появление на земле чего-либо здесь основывается на креационистских принципах в религиозном понимании. То есть креационистская сила творения реализуется не через определенные случайные причины, а через необходимую «причину», создавая основания для того, чтобы возможность стала реальностью. Превращение «возможно, существует» в «возможное отрицание» соответствует проекту взаимопроходимости бытия и небытия, но «возможное существование» не является небытием в этом утверждении. Поэтому через то, что «возможно, существует», показанное мыслителем, переходит в «необходимо существующее», признается параметр его бытия. Кроме того, философ анализирует, является ли «необходимое существование» реальной действительностью, существующим, а «возможное существование» потенциальным бытием [12]. Аль-Фараби углубляется в онтологическую сущность, раскрывая эти понятия далее: «Рассмотрим «необходимо существующие»: если будем считать их несуществующими, то неизбежно допускаем безумное. Для их существования же нет причины. Они не станут истинным существом из-за чего-нибудь. Это первопричина существования вещей. Отсюда следует вывод, что наличие «необходимо существующих» - это начало всего существования), и оно должно быть чистым от каких-либо недостатков. Таким образом, его существование является более совершенным. Оно есть необходимое, свободное, достигающее наивысшего совершенства бытия, без подчинения причинам - материи, форме, действию и цели» [2].
То есть понятие «необходимое существование», достигшее в этом смысле совершенства, по сути, является сущностью совершенства, развивающегося изнутри. Его трансцендентность «сама по себе». Обогащенное качество «совершенства» здесь означает, прежде всего, то, что оно повторяет свое вечное существование, предполагая, что оно реально и что оно не было создано эволюционным путем. То
есть оно намерено раскрыть свою абсолютную свободу, потому что ясно, что его свобода - это свобода существования. Мыслитель, делая эти выводы, представляет свой совершенный акт. Он становится своим существованием, а не своим модусом, субстанцией, субстратом. Его существование вовсе не является небытием, то есть его существование является бытием. Следовательно, «бытие» - в определенной плоскости, ясно выраженное, без сомнения представленное, последовательно признанное, конечная истина.
Современное воплощение метафизических идей мыслителя. Аль-Фараби продолжает изучать этот вопрос: «Он не имеет телесного характера. Вы могли бы сказать, что оно существует, но детерминант «существования» - это «материя» - и «материя» также является детерминантом тела. Таким образом, можно сказать, что «есть необходимость»: «это необходимо, и это его образ жизни» [2]. Отсюда следует вывод о том, что нет ни фамилии, ни вида, ни факта, ни доказательств наличия необходимого
существования. Напротив, оно само может быть доказательством всего. Оно живет самостоятельно в постоянной вечной форме, никогда не исчезает навсегда, его жизнь не является потенциальной. Из этого следует вывод о том, что его не может быть, что оно ни в чем не нуждается за свою неукротимую жизнь и что оно не переходит из одного состояния в другое. Ему нельзя навязывать ни объем, ни место, ни время. Это не тело. В его природе нет ничего, что делало бы его жизнь зависимой. В этом смысле он тоже единое целое. Так, нельзя охарактеризовать необходимое существование такими понятиями, как материя, вид, цвет», - рассуждает мыслитель. Следовательно, «необходимое бытие» хоть и существует, но условно не обладает никаким бытийным качеством, это чисто независимое существо, существование которого имеет полное значение «быть для себя» и которое полностью обладает истинным смыслом и сущностью жизни. Эта неизвестная сторона становится Творцом и
приравнивается к нему, она обладает креативной силой, способностью создавать целостный мир, силой воли подчинять свою природу и так далее. То есть то, на что указывает Аль-Фараби, - это сам Творец, Бог. Это традиционное философское богословское учение.
Выводы отечественного фарабиеведа М.С. Бурабаева [13] следующие: «Аль-Фараби подчеркивает, что первым предметом этой науки, т.е. метафизики, является абсолютное бытие, далее бытие и единство, его виды и связь, «небытие» и «множественность». Эти суждения свидетельствуют о более глубоком размышлении философа над проблемой небытия. Идеи Аль-Фараби продолжают свидетельствовать о теософии «Он дает вечную жизнь вещам, прекращает их существование. В этом смысле он является причиной существования всех вещей, но это не значит, что, делая вещи существующими из ничего, он дает им возможность свободно жить самостоятельно» [2]. Здесь, в воле всего мира, «необходимого», рождается и укрепляется бытие, возвышающееся только через «существование». Из этого следует простой алгоритм, что бытие зависит от «существования». Из этого ясно видно отличие бытия от «существования». Отсюда вытекает четкое утверждение: «если нет «существования», то нет и бытия». Это, конечно, вопрос о Творце в религиозной форме. Аль-Фараби также обращает внимание: «Проблема в том, что первая материя не может существовать отдельно от формы, так же, как и естественная форма не может существовать отдельно от материи. Напротив, первая материя нуждается в форме, чтобы стать актуальным существом. Первая материя и форма не могут быть причиной существования друг друга, есть и другая причина, определяющая сосуществование обоих» [2].
Так, познавательное значение его идей не исчезло и на современном этапе: «Отсюда мы видим, что точка зрения мыслителя о реальном физическом проявлении пустого пространства также является важным моментом. Изучая вакуум опытно-
эмпирическим путем, Аль-Фараби замечает его отсутствие через соотношение воздуха и воды» [14]. Стоит отметить, что его представления о хаосе также можно сравнить с новшествами современных естественных наук [15]. Как известно, в Казахстане существует фундаментальный университет имени аль-Фараби. При этом университете создан Научно-исследовательский центр «Фарабитану», кафедра философии также открыла Академию «Малая Фараби» с целью популяризации среди студентов его наследия. Кроме того, студентам большинства специальностей этого университета уже несколько лет систематически преподается специальный курс «Фараби и современность». В этом году в честь 1150-летия Аль-Фараби в нескольких учреждениях, в том числе и высших учебных заведениях страны, проводятся мероприятия. Это пример передачи наследия философа новому поколению.
Выводы. Аль-Фараби не рассматривает бытие как исключительно философскую проблему, а изучает ее с учетом того, что она связана с религиозным познанием. Он глубоко осознал, что религия и наука должны сочетаться. Следовательно, даже на современном этапе не следует основываться только на науке, не обращаясь к религии или имея атеистический подход. Мыслитель указывает на то, что проблема бытия и в настоящее время имеет нерешенные вопросы. Бытие - это не просто совокупность существующего, а необходимость его целостного рассмотрения выражается в том, что используется современная интегративная методология, хотя и не намеренно. А также то, что сегодня называется межпредметной связью. Следовательно, без связи проблемы бытия с физикой, астрономией и другими общественными науками также невозможно достичь определенных результатов. Уже в ту эпоху Аль-Фараби показал пример использования современных систем образования и методов, используемых в научном познании: креативное мышление, продуктивное мышление, творческое мышление и т.д. Конечно, у
него есть и \трактования идей Аристотеля и Платона, но, тем не менее, представления о бытии - это новые идеи, порожденные целиной. Его принцип «быть образованным - значит обладать способностью открывать неизвестное» до сих пор актуален для современного научного пространства.
Основные рассуждения философа о бытии состоят не только из сухой философии о мире, она, рассматривая мир в целом, обращается к физическим, астрономическим проблемам, таким как вакуум, хаос, и подобные рассуждения имеют большое значение и для современности. Таким образом, возрождение имени Аль-Фараби и его наследия сегодня стало одной из главных позиций тюркского народа, в том числе Казахского, в контексте духовной модернизации.
Список использованных источников:
1. Rahman M. Renaissance of Arabic literature: A brief study // International Journal of Advanced Science and Technology. - 2020.
- Vol. 29, No. 8. - P. 2154-2157.
2. Есим Г. История философии. - Алматы: Раритет, 2004. -304 с.
3. Нурышева Г.Ж. Философия научного познания. -Алматы: Казахский университет, 2015. - 320 с.
4. Druart T.-A. From Plato to al-FarabT // Journal of World Philosophies. - 2019. - Vol. 4, No. 1. - P. 156-160.
5. D'Ancona C. God and intellect at the dawn of Arabic philosophical thought // Studia Graeco-Arabica. - 2018. - No. 8.
- P. 133-152.
6. Aldulaimi S.H. Leadership concept and constructs in Arabic philosophy // Journal of Economic Cooperation and Development. - 2019. - Vol. 40, No. 2. - P. 193-210.
7. LArrivee R. Echoes of the caliphate in Al-Farabi's reconceptualization of Plato's decline of the regimes // History of Political Thought. - 2019. - Vol. 40, No. 2. - P. 175-195.
8. Michel K. Political art and its teleological aim: The question of happiness in al-Farabi, Miskawayh, and the pseudo al-Amiri // Archives de Philosophie. - 2019. - Vol. 82, No. 4. - P. 701-718.
9. Loevy K. Literary resistance to the philosophy of slavery: Al-Farabi and the Ikhwan Al-safa' // Philosophy and Literature. - 2020. -Vol. 44, No. 2. - P. 237-254.
10. Sacks, J. Philologesis in adunus, Al-Maarri Al-Farabi // Journal of Arabic Literature. - 2018. - Vol. 49, No. 3. - P. 204-242.
11. Aref, M. Roshdi rashed: Formation of the arab scientific
mind // Contemporary Arab Affairs. - 2018. - Vol. 11, No. 1-2. - P. 279295.
12. Аташ Б.М. Философия небытия. - Алматы: Казахский университет, 2013. - 323 с.
13. Бурабаев М.С. Философия Абу Наср аль-Фараби. -Алматы: Акил Китабы, 1998. - 207 с.
14. Кахья Е. Проблема пространства и хаоса в Фараби / Под ред. А.Н. Нысанбаева // Наследие аль-Фараби и мировая культура: Материалы международного конгресса «Наследие аль-Фараби и мировая культура. - Алматы: Институт философии и политологии Министерства образования и науки Казахстана, 2001. - С. 39-46.
15. Сарымсаков А.М. Проблема хаоса и порядка в философии Аль-Фараби и современной науке / Под ред. Б.Т. Жумагулова // Аль-Фараби: Философия. Культура. Религия: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Казахского Национального Университета имени Аль-Фараби. - Алматы: Казахский университет, 2009. - С.153-157.
References:
1. Rahman, M. Renaissance of Arabic literature: A brief study. International Journal of Advanced Science and Technology, 29(8 Special Issue), 2020. - 2154-2157. (In Engl.).
2. Esim, G. History of philosophy. Almaty: Rari'tet. 2004. (In Engl.).
3. Nurysheva, G.Zh., Atash, B.M. Philosophy of scientific knowledge. Almaty: Kazakh University. 2016.( In Engl.).
4. Druart, T.-A. From Plato to al-FarabT. Journal of World Philosophies, 4(1), 2019. - 156-160. (In Engl.).
5. D'Ancona, C. God and intellect at the dawn of Arabic philosophical thought. Studia Graeco-Arabica, (8), 2018. - 133-152. (In Engl.).
6. Aldulaimi, S.H. Leadership concept and constructs in Arabic philosophy. Journal of Economic Cooperation and Development, 40(2), 2019. - 193-210. (In Engl.).
7. L'Arrivee, R. Echoes of the caliphate in Al-Farabi's reconceptualization of Plato's decline of the regimes. History of Political Thought, 40(2), 2019. - 175-195. (In Engl.).
8. Michel, K. Political art and its teleological aim: The question of happiness in al-Farabi, Miskawayh, and the pseudo al-Amiri. Archives de Philosophie, 82(4), 2019. - 701-718. (In Engl.).
9. Loevy, K. Literary resistance to the philosophy of slavery: Al-Farabi and the Ikhwan Al-safa'. Philosophy and Literature, 44(2), 2020. - 237-254. (In Engl.).
10. Sacks, J. Philologesis in adunus, Al-Maarri Al-Farabi. Journal of Arabic Literature, 49(3), 2018. - 204-242. (In Engl.).
11. Aref, M. Roshdi rashed: Formation of the arab scientific mind. Contemporary Arab Affairs, 11(1-2), 2018. - 279-295, (In Engl.).
12. Atash, B.M. Philosophy of non-existence. Almaty: Kazakh University, 2013. (In Engl.).
13. Burabayev, M.S. Philosophy of Abu Nasr al-Farabi. Almaty: Aqil kitabi, 1998. (In Engl.).
14. Kakhya, E. The problem of space and chaos in Farabi. In: A.N. Nysanbayev (Ed.), The legacy of al-Farabi and world culture: Proceedings of the international congress «Heritage of al-Farabi and world culture» (pp. 39-46). Almaty: Institute of Philosophy and Political Science of the Ministry of Education and Science of Kazakhstan, 2001. (In Engl.).
15. Sarymsakov, A.M. The problem of chaos and order in the philosophy of Al-Farabi and modern science. In: B.T. Zhumagulov (Ed.), Al-Farabi: Philosophy. Culture. Religion: Proceedings of the International Scientific-Practical Conference Dedicated to the 75th Anniversary of the Kazakh National University named after Al-Farabi (pp. 153-157). Almaty: Kazakh University. 2009. (In Engl.).