Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ МИРА'

ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ МИРА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
86
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ МИРА»

ЗА РУБЕЖОМ

УДК 614.72+628.53

ПРОБЛЕМА БОРЬБЫ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ МИРА

Канд. мед. наук Я. Ф. Измеров

Борьба с загрязнением атмосферного воздуха становится все более актуальной для многих стран мира и выходит за рамки национальной или региональной проблемы. Ученые, работники здравоохранения, политические и общественные деятели указывают на необходимость усиления борьбы за чистоту воздуха. За последние 10 лет задачи в этой области неоднократно обсуждались на различного рода совещаниях в национальных рамках (съезды гигиенистов и санитарных врачей в СССР и некоторых социалистических странах, национальные конференции по загрязнению воздуха в США, Англии и др.), на уровне регионов (Европейская конференция по загрязнению воздуха, проводимая Европейским экономическим советом ООН в 1964 г., и др.), наконец, на Первом международном конгрессе по чистому воздуху (1966), проведенном по инициативе Международного союза ассоциаций по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха. Всемирная организация здравоохранения на своих ассамблеях, сессиях региональных комитетов, симпозиумах и семинарах неоднократно обсуждала ту же проблему и постоянно оказывает консультативную помощь странам-членам в ее разрешении.

В высокоиндустриальных странах накоплено достаточно знаний и практики борьбы с загрязнением атмосферного воздуха основными загрязнителями— окислами серы, золой, сажей и т. д., однако все еще прилагаются недостаточные усилия к очищению воздуха городов. Лишь в развивающихся странах загрязнение атмосферного воздуха — настолько новое явление, что не вызывает серьезных опасений. Несомненно, однако, что и в этих странах с развитием промышленности оно привлекает и будет привлекать внимание. Взять хотя бы, к примеру, некоторые страны Восточной, Западной и Центральной Африки. Для них загрязнение атмосферного воздуха не представляет существенной проблемы. Климатические условия большинства стран Африки таковы, что их население избавлено от необходимости иметь отопительные устройства в домах; следовательно, такой мощный источник загрязнения воздушного бассейна, как дымовые выбросы от сжигания топлива, почти исключен. В городах главными источниками загрязнения служат выхлопные газы автотранспорта и выбросы промышленных предприятий зарождающейся индустрии. В большинстве африканских стран основной отраслью промышленности является обработка сырья, но начинают развиваться и такие отрасли, как цементная, камне- и асбестодобываю-щая, керамическая, 'нефтеочистительная, резинообрабатывающая и др. В силу этого в ряде стран Африки возникает необходимость в издании постановлений, направленных на борьбу или уменьшение атмосферных загрязнений; так, в 1963 г. местные власти Масеру (Басутоленд) приняли специальное постановление по борьбе с дымом; в республике Нигер принятие законов по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха включено в четырехлетний план развития страны.

В странах Азии, как и в африканских странах, начавшийся процесс урбанизации и индустриализации повышает значение борьбы за чистый воздух. В ряде стран Азиатского континента приняты соответствующие законы и установлены предельно допустимые концентрации тех или иных вредных веществ, изучается состояние воздушного бассейна в некоторых городах. Например, на Филиппинах предполагается создание Комиссии по борьбе с загрязнением воздуха и воды; в столице республики Маниле спорадически проводятся наблюдения за загрязнением атмосферы. Основные каналы такого загрязнения здесь — выхлопные газы автотранспорта, промышленные выбросы химических, цементных и других предприятий, дым и сернистый газ от сжигания топлива на электростанциях и в домашних отопительных устройствах.

Предотвращение загрязнения атмосферного воздуха дымовыми выбросами электростанций, сталеплавильных заводов, паровозов и др. становится все более насущной задачей для Индии. Основным источником тепловой энергии страны служит каменный уголь; по предварительным данным, в 1966 г. потребление его составило 110 млн. т; если учесть, что 85% потребляемого угля имеют 25% зольность, становится очевидной необходимость предотвращения выбросов в атмосферу громадного количества золы. В Японии в 1962 г. был принят общенациональный закон по борьбе с дымом. В 1965 г. в 3 крупных городах и 49 префектурах страны созданы отделы по борьбе с нарушениями общественного порядка, в обязанность которых входит и борьба за чистый воздух. Намечается создание 20 станций для контроля за чистотой атмосферного воздуха. В городах Токио, Иокогама, Нагоя, Осака и Саппоро проводится определение количества взвешенных веществ и сернистого ангидрида в атмосфере. Предприятия электроэнергетической, газовой, цементной, металлургической и других отраслей промышленности располагают собственными лабораториями для изучения загрязнения воздуха и борьбы с таким загрязнением.

В Австралии и Новой Зеландии проблемам загрязнения воздуха стали уделять серьезное внимание лишь в последние 20 лет. Одной из главных проблем загрязнения атмосферы в этих странах является сжигание отходов деревообрабатывающей промышленности. В Окленде, городе с 500 000 населением, регулярно проводятся специальные исследования, которые показали, что воздух загрязняется главным образом пылью и в некоторой степени сернистым газом и дымом. При исследовании атмосферного воздуха в Сиднее, Мельбурне, Аделаиде, Волонгоне и других городах наибольшие концентрации пыли, сернистого газа и дыма обнаружены в промышленных районах. Большая часть Сиднея и других городов застраивалась беспланово, хаотически, в результате чего промышленные предприятия оказались внутри жилых массивов. В связи с этим в 1964 г. был принят закон о планировке населенных мест и создании управления по планировке города. Это управление в будущем должно повлиять на существующую неправильную градостроительную практику и способствовать уменьшению загрязнения атмосферного воздуха.

Для большинства стран Южной Америки характерна тенденция к миграции сельских жителей в города. Население городов Каракас, Сан-Паулу и др. за последние 20 лет увеличилось более чем в 5 раз. С увеличением численности городского населения растет промышленность, больше становится автомашин и все более актуальной становится проблема борьбы с загрязнением воздуха. Однако хочется отметить, что ввиду неравномерного развития промышленности в большинстве Латиноамериканских стран она представляет собой чисто городскую и даже, если можно так выразиться, столичную проблему. Дело в том, что в столицах многих государств проживает до 20—25% населения страны. Тем не менее эти страны, несмотря на серьезность положения, не имеют

законодательства по борьбе с загрязнением воздуха. В Венесуэле основные источники загрязнения атмосферы — это нефтеочистительная промышленность, предприятия нефтехимии и сталеплавильный завод. Как в Рио-де-Жанейро, так и в Сан-Паулу громадный поток автомашин вызывает загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами. Национальным кодексом законов о здравоохранении предусматривается, что ответственность за борьбу с загрязнением воздуха несут органы здравоохранения. В штатах Сан-Паулу и Гуанабара институтом санитарных инженеров начаты попытки исследования атмосферного воздуха.

Тем не менее предстоит еще большая работа в этом направлении. В Аргентине лишь в провинции Буэнос-Айрес принят закон о защите источников воды и атмосферы. В г. Буэнос-Айресе существует управление санитарных исследований, которое изучает в частности, загрязнение атмосферного воздуха. Имеется инспекция, рассматривающая жалобы жителей на загрязнение воздуха; она может запретить использование автомашины в случае выброса из выхлопной трубы черного дыма. Министерство здравоохранения Чили в 1961 г. опубликовало указ о борьбе с загрязнением воздуха, в котором предусмотрены наказания вплоть до штрафов и закрытия предприятий в случае выброса в воздух пыли, вредных газов и дыма в концентрациях, превышающих пределы, установленные национальной службой здравоохранения. Изучение загрязнения атмосферного воздуха в Сантьяго показало уменьшение пыли в нем за последние 3 года в 3 раза, что свидетельствует о действенности применяемого указа. В 1962 г. правительство Перу издало закон о борьбе с загрязнением воздуха, согласно которому создана Комиссия из представителей, правительства, муниципальных органов и промышленности.

В Канаде борьба с загрязнением воздуха осуществляется на уровне провинций и муниципалитетов. В провинциях Онтарио, Манитоба, Альберта и Саскачеван в законодательном порядке предусмотрено проведение соответствующих мер. Однако не во всех провинциях уделяют внимание оздоровлению атмосферы. В Квебеке и Британской Колумбии нет никакого законодательства, относящегося к данной проблеме. Острый характер она приобрела в пограничной зоне между Канадой и США.

Что касается США, то специальным исследованием, проведенным в 1961 г., было установлено, что все города с населением 50 000 человек и более (т. е. почти 2/з жителей страны) сталкиваются с проблемой загрязнения воздуха. Общеизвестны районы США (Лос-Анжелес, Калифорния и др.) с чрезмерными уровнями загрязнения атмосферного воздуха, отмеченные еще в 40-х годах. Это служит серьезным предупреждением всему миру о необходимости самой решительной борьбы за чистоту воздушного бассейна. Массивные выбросы в атмосферу производят не только промышленные предприятия и электростанции, но и городской автотранспорт, численность которого огромна. Достаточно указать, что на 190 млн. жителей США приходится 70 млн. автомобилей, а к 1980 г. ожидается увеличение их числа до 115 млн. В 1966 г. автомобили ежедневно потребляли около 600 000 т бензина. Каждый день в атмосферу они выбрасывали около 9 млн. т выхлопных газов, из которых 270 тыс. т представляют собой окись углерода, углеводорода, окислы азота и т. д.

Необходимость борьбы за чистый воздух давно привлекала внимание ученых США, о чем свидетельствует создание в стране еще 60 лет назад Ассоциации борьбы с загрязнением атмосферы. В 1963 г. был принят специальный закон, который усилил полномочия федеральных властей в проведении исследований, касающихся загрязнения воздуха, расширил техническую помощь государственным и частным организациям и разрешил оказывать непосредственную финансовую помощь

местным и региональным учреждениям по борьбе с загрязнением воздуха. Если в 1961 г. общие расходы на борьбу с загрязнением воздуха в США составили 8 177 000 долларов, то уже в 1963 г. годовой расход по программам борьбы с загрязнением воздуха составлял 12 700 000 долларов, из которых почти половина тратилась в Калифорнии. Ассигнования на борьбу с загрязнением атмосферного воздуха в 1965 г. составляли 6 100 000 долларов со стороны правительства Штатов и 24 900 000 долларов со стороны местных органов. Работа по охране атмосферного воздуха проводится сейчас в 30 штатах.

Для большинства Западноевропейских стран борьба за чистоту воздуха— старая проблема. В Англии в 1963 г. в атмосферу было выброшено 3,4 млн. т сернистого газа; по неполным данным, в ФРГ за 1962 г. выбросы одних лишь теплоцентралей составили 1,4 млн. т сернистого газа. Громадное количество пыли, окиси углерода, углеводородов, окислов азота и т. п., выбрасываемое в атмосферу населенных мест европейских стран, с течением времени, если не будут приниматься меры борьбы с выбросами, может привести к печальным последствиям, о чем напоминают известные случаи, имевшие место в Бельгии и Англии (Лондоне). Ущерб, причиняемый атмосферным загрязнением в Великобритании, определяется суммой в 250 млн. фунтов стерлингов в год. Массивное задымление воздушного бассейна в городах Рурского бассейна, в долине р. Маас, промышленных районах Верхней Силезии, Лондоне и Париже, выбросы выхлопных газов автомобилей на улицах Генуи, Милана и многих других городов Европы свидетельствуют о необходимости усиления борьбы с загрязнением атмосферы.

Необходимость проведения таких мероприятий подчеркивается законодательством многих стран. За последние 10 лет в Великобритании, ФРГ, Бельгии, Нидерландах, Италии, Франции и других государствах были разработаны и приняты законы и положения по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха. Однако до настоящего времени борьба с загрязнением атмосферного воздуха остается одной из актуальнейших проблем охраны внешней среды, имеющей международный характер. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением Конференции по вопросам влияния загрязнения атмосферного воздуха на общественное здоровье, проведенной в Милане 10 лет назад, что «атмосферное загрязнение представляет собой все возрастающую, но устранимую опасность для здоровья и благосостояния общества». Усилия стран должны быть направлены на то, чтобы предупредить все возрастающее загрязнение воздуха населенных мест и оздоровить его.

ЛИТЕРАТУРА

Н u g u е t F. S., Isaac P. С. G., R i s p о 1 i J. A. et al. J. Air Pollut. Control Ass., 1966, v. 16, p. 573. — International Clean Air Congress. Proceedings. London, 1966, Pt. 1. — The 3d National Conference on Air Pollution. Washington, 1966. — European Conference on Air Pollution. Strasbourg, 1964.

Поступила 20/XI 1967 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.