Научная статья на тему 'ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛА АССОЦИАЦИИ ПО БОРЬБЕ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ВОЗДУХА (1965—1966) '

ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛА АССОЦИАЦИИ ПО БОРЬБЕ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ВОЗДУХА (1965—1966) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛА АССОЦИАЦИИ ПО БОРЬБЕ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ВОЗДУХА (1965—1966) »

Проблема, касающаяся влияния учителя на работоспособность школьника, относится к области педагогической психологии. Речь идет здесь о «душевной» гигиене школьника и учителя. Работа учителя крайне утомительна. Мы все осознаем, что интенсификация обучения еще более повысит утомляемость педагога, однако этому вопросу пока не уделяется достаточного внимания.

Я попытался изложить некоторые современные проблемы гигиены педагогического процесса. Для того чтобы школьно-санитарный врач и школьный врач действительно участвовали в охране здоровья учеников, необходимо научно обосновать пути их дальнейшей деятельности. Забота о физическом здоровье учащихся и контроль за санитарными условиями должны сочетаться с постоянным сотрудничеством с педагогами для создания оптимальных условий работы как учащихся, так и педагогов. В решении этой комплексной проблемы должны принимать участие как врачи, так и психологи и педагоги; только при их совместной работе можно добиться успеха.

Поступила 21/У1 1966 г.

УДК 614.72(047:05) «Journal of the air pollution control association»

L ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛА АССОЦИАЦИИ ПО БОРЬБЕ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ВОЗДУХА (1965—1966) 12

Канд. мед. наук ff. Ф. Измеров

Fitzpatrick и Heller в статье «Программа регулирования динамических ресурсов воздуха в городе Чикаго» дают обзор мероприятий по борьбе с загрязнением атмосферы в названном городе с 1881 г. Чикаго— один из первых городов США, признавший необходимость борьбы с дымом. Еще в 1874 г. в Чикаго была организована ассоциация городских жителей для определения юридической точки зрения на проблему предотвращения загрязнения воздуха дымом. В результате проведенных ассоциацией исследований Чикагский муниципалитет принял 18/IV 1881 г. указ о дыме, содержавший положение о санкциях, которое явилось первым законодательным актом подобного рода в США. Указ подчеркивал, что выброс густого дыма из источников, не относящихся к частным жилым помещениям, является нарушением порядка.

Кроме исторических сведений, авторы излагают мероприятия в городе за последние 10 лет, направленные на оздоровление его воздушного бассейна.

В 1956 г. был организован специальный комитет для подготовки указа по борьбе с загрязнением воздуха. Указ, вошедший в силу с 1 /V 1959 г., стал регламентировать выбросы, производимые промышленными предприятиями, железнодорожным транспортом, установками по сжиганию топлива и мусора и т. д. Был создан специальный комитет по борьбе с загрязнением воздуха, который обеспечил возможность активного привлечения к ней деловых кругов, промышленников и представителей общественности. В 1964 г. в указ были внесени 2 поправки: первая полностью запрещала открытое сжигание строительного мусора, а вторая уточняла и расширяла понятие дыма.

Усиление мероприятий по борьбе с загрязнением воздушного бассейна характеризуется тем, что в 1962 г. число судебных процессов по

1 Journal of the air pollution control association.

2 Начало см. в № 2 1967 г.

такого рода делам в Чикагском муниципальном суде увеличилось в 10 раз по сравнению с любым предыдущим годом. Создана круглосуточная служба приема жалоб от населения на задымление того или иного пункта, действуют передвижные патрули с двусторонней радиосвязью.

Для проведения требования указа в жизнь, т. е. на борьбу с загряз-| нением атмосферного воздуха, в 1959 г. было израсходовано 474 004 доллара, а в 1964 г. — 770 134 доллара. Авторы указывают, что с 1962 г. управление по борьбе с загрязнением воздуха Чикаго и отдел загрязнения воздуха службы здравоохранения США приступили к осуществлению 5-летней программы технической помощи, которая включает решение 3 основных задач: 1) создание системы контроля воздуха для измерения взвешенных частиц в атмосфере Чикаго, 2) подготовку каталога-перечня выбрасываемых в атмосферу веществ и 3) разработку программы подготовки руководящего профессионального и инспекторского состава по вопросам борьбы с загрязнением атмосферного воздуха. Также предусмотрена подготовка нового указа по борьбе с загрязнением 'воздуха.

По сообщению авторов, в Чикаго в 1963 г. создан комитет из муниципальных врачей, который занимается разработкой нормативов качества атмосферного воздуха. Этот комитет потребовал проведения трех-Ь летнего эпидемиологического и клинического наблюдения, после чего будут выработаны нормативы. Для разработки каталога-перечня атмосферных загрязнений разработан специальный «вопросник», который направлен 7312 предприятиям города. Еще с 1928 г. в Чикаго действует 27 станций измерения пыли в атмосфере; в 1965 г. имелось 20 станций для измерения взвешенных частиц в воздухе и 20 станций для определения в нем сернистого газа. Авторы сообщают, что с 1965 г. все эти станции занимаются изучением влияния загрязненного воздуха на растительность.

Большое внимание уделяется метеорологической характеристике атмосферы Чикаго; в 1967 г. предполагается разработать ее математическую модель, которая позволит изыскать средства для борьбы с загрязнением воздуха. I Далее авторы пишут: «Весьма важной частью современной програм-

мы борьбы с загрязнением воздуха является динамическое обновление законодательства по мере изменения технологии производства. Это исторически справедливо в отношении Чикаго. Есть основание надеяться, что в 1968 г. в границах города будет запрещено любое несоответствующее правилам сжигание мусора. В частности, может коснуться сжигания листьев во время листопада, а также сжигания мусора в работающих на угле котельных 30 000 чикагских жилых домов».

В статье приводятся данные загрязнения воздушного бассейна Чикаго. «По грубому подсчету,— указывают авторы,— ежегодный выброс в атмосферу от сжигания топлива для отопления, силовых установок или производства электричества составляет примерно 800 000 т * окислов серы, 150 000 т окислов азота, 350 000 т взвешенных частиц и 35 000 т органических газов. Например, в 1963 г. зарегистрированная на Чикагской станции постоянного контроля за воздухом дневная средняя концентрация сернистого газа превышала 0,262 мг/м3 в течение 50% времени. Следует отметить, что 135 из 180 дней, когда концентрация превышала 0,262 мг/м3, приходились на 5 месяцев: январь — март, ноябрь — декабрь».

Авторы сообщают, что воздушное загрязнение на 20% возникает из источников, расположенных вне границ города. Чикаго с населением I 7 500 000 человек расположен на границе разных штатов, где не проводится должных мер по борьбе с загрязнением воздуха. По мнению авторов, важным шагом является начало проводимых через недавно

созданный совет по борьбе с загрязнением воздуха штата Иллинойс переговоров о достижении соответствующей договоренности со штатом Индиана.

В заключение авторы отмечают, что осуществление пятилетного проекта технической помощи городу Чикаго в борьбе с загрязнением атмосферного воздуха позволит: определить влияние на здоровье населения такого загрязнения; выявить и инвентаризовать потенциальные f источники последнего; улучшить контроль за загрязнителями атмосферного воздуха; улучшить их анализ; определить условия переноса этих загрязнителей; рекомендовать эффективное законодательство по борьбе с загрязнением воздуха; усилить региональную деятельность в этой области и добиться понимания общественным мнением важности проблемы загрязнения воздуха.

В статье «Система предупреждения регионального загрязнения воздуха» Glenn, директор и главный инженер междуштатной комиссии по улучшению санитарных условий (Нью-Йорк и Нью-Джерси), приводит подробное описание упомянутой системы. За последние 15 лет в связи с большим приростом населения в районе города Нью-Йорка значительно возросло потребление топлива, произошло широкое развитие промышленности, увеличился автотранспорт и т. д., что, естественно, повлекло за собой усиление загрязнения атмосферного воздуха. Ввиду важности борьбы с этим злом и защиты жителей района 4 Нью-Йорк — Нью-Джерси — Коннектикут от все возрастающего атмосферного загрязнения было проведено специальное исследование и разработана система, предупреждающая загрязнение атмосферы.

«Целью этой системы является,— пишет автор,— заблаговременное извещение о том, что интенсивность загрязнения воздуха может достигнуть такого момента, когда здоровье и жизнь будут подвергаться серьезной опасности, и необходимость организации единообразных профилактических мероприятий». Создана междуштатная комиссия по улучшению санитарных условий, которой поручено координировать постоянное наблюдение за загрязнением атмосферы и нести ответственность за такую координацию. Предложена система наблюдения и тревоги. При осуществлении такой системы соответствующее внимание уделяется предсказаниям погоды, которые могут существенным образом повлиять на интенсивность загрязнения воздуха. '

Наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха устанавливается, если ожидаются устойчивые метеорологические условия в течение 36 часов или если в течение 1 часа постоянные концентрации сернистого газа превышают 1,31 мг/м3; окиси углерода 11,45 мг/м3 и уровень за-дымленности составляет 5,0. Система наблюдения устанавливает интенсивный контроль за загрязнением воздушного бассейна. Публичное извещение о таком наблюдении делает междуштатная комиссия. Если при измерении проб воздуха в течение 4 часов окажется, что концентрации сернистого газа превышают 1,834 мг/м3, окиси углерода —11,45 мг/м3, уровень задымленности достигает 7,5, а метеорологический прогноз показывает устойчивые атмосферные условия в течение 36 часов, то меж- Ч душтатная комиссия рекомендует объявить первую тревогу. Если штаты объявляют первую тревогу, то правительственные учреждения предпринимают определенные меры. В частности, крупных потребителей горючего извещают о предстоящей опасности; их просят добровольно сократить до минимума общий расход горючего и по возможности применять его с низким потенциалом загрязнения воздуха. Промышленность, муниципальные и коммерческие установки для сжигания отходов также получают извещения с просьбой добровольно ограничить деятельность, способствующую загрязнению воздуха; исключение составляют g те учреждения, которые освобождены от такого рода обязательств * (больницы и учреждения, необходимые для общественного здравоох-

ранения, безопасности и благосостояния. Предприятия и лица, имеющие автомашины, получают извещения с просьбой сократить свою деятельность до минимума. Предприятия, ведающие удалением отбросов, получают извещения с просьбой прекратить сжигание мусора на открытом воздухе.

Вторая тревога объявляется при увеличении концентрации сернистого газа в течение 2 часов до 3,93 мг/м3, окиси углерода до 22,9 мг/м3 и уровня задымленности до 9 при 12-часовых постоянных метеорологических условиях и если при первой тревоге, продолжавшейся 24 часа, не достигнуто снижения загрязнения воздуха. Когда штат объявляет вторую тревогу, правительственные органы требуют продолжения осуществления всех мер, принятых во время первой тревоги, и устанавливают более строгие ограничения, касающиеся расхода горючего, кроме природного газа или нефтяного топлива второй степени. Ограничения распространяются также на отопление жилых домов и других зданий, использование домашних печей для сжигания мусора и на промышленные работы. Предприятия и лица, имеющие автомашины, получают извещение с просьбой приостановить их эксплуатацию в добровольном порядке.

В случае увеличения концентраций сернистого газа, регистрируемых в течение часа, до 5,29 мг/м3 и окиси углерода до 3435 мг/м3 и более, повышения уровня задымленности до 10 и наличия постоянных метеорологических условий в течение 8 часов, объявляется третья тревога, свидетельствующая о серьезной опасности заражения воздушного бассейна для общественного здравоохранения. Эта тревога объявляется, если по прогнозу погоды ожидаются устойчивые атмосферные условия и во время второй тревоги, продолжавшейся 24 часа, не достигнуто цели. При объявлении третьей тревоги осуществляются все мероприятия, предпринятые в первой и второй тревоге, и, кроме того, накладываются серьезные ограничения на транспорт во всем городском районе, за исключением автомобилей скорой помощи, пожарных машин и т. п., снижается до минимума деятельность промышленности, торговли и общественного транспорта. Предпринимаются также шаги для возможного ограничения загрязнения воздуха посредством введения строгих ограничений в продаже и использовании нефтяного дизельного и моторного топлива, строгих ограничений сжигания всех видов топлива, за исключением газа; ограничения освещения улиц, витрин и отопления.

Междуштатной комиссией по улучшению санитарных условий и бюро погоды США установлена тесная связь и разработана система, обеспечивающая возможность извещать междуштатную комиссию о любом приближающемся 36-часовом устойчивом состоянии метеорологических условий в городском районе Нью-Йорк — Нью-Джерси.

Sullivan в статье «Законодательство по загрязнению воздуха в Австралии» указывает на то, что еще в 1888 г., т. е. через 100 лет после того, как первые поселенцы прибыли на этот континент, общественность Сиднея, столицы штата Новый Южный Уэльс, осознала необходимость при-» нятия мер по борьбе с загрязнением воздуха; в 1902 г. здесь был принят закон по борьбе с дымом. Однако по-настоящему внимание, как сообщает автор, борьбе с загрязнением атмосферного воздуха начало уделяться лишь после Лондонского бедствия 1952 г. В 1955 г. парламент Нового Южного Уэльса создал комитет, подобный комитету по загрязнению воздуха в Великобритании. В компетенцию этого комитета, состоящего из представителей правительственных служб, городских советов, университетов и промышленных организаций, входило: проведение исследований и представление докладов относительно причин, размеров и влияния загрязнения воздуха, рассмотрение существующих положений закона, касающихся предотвращения такого загрязнения, рекомендации необходимых профилактических мероприятий.

Проблема борьбы с загрязнением атмосферного воздуха в Новом Южном Уэльсе стоит весьма остро. Этот штат является важнейшим центром австралийской промышленности (угольная, металлургическая и т. п.); в нем проживает около 40% населения страны. В отношении климата и топографии восточное побережье Австралии, где расположен Новый Южный Уэльс, схоже с западным побережьем Калифорнии. Сидней похож на Лос-Анжелос, он насчитывает 2 300 ООО жителей, в нем f множество предприятий различных отраслей (химия и нефтехимия, литейные производства, легкая промышленность) и более 750 ООО автомашин, число которых, однако, быстро увеличивается. Среднегодовое выпадение пыли в городе в месяц колеблется от 1,758 до 3,516 т/км2 в жилом районе и от 5,273 до 16,64 т/км2 в промышленном.

Для предотвращения загрязнения воздушного бассейна законом о чистом воздухе, принятом в 1961 —1964 гг., введена с 1/1 1965 г. первая серия норм выброса. Согласно этим нормам, твердые частицы при выбросах в воздух не должны превышать по весу 438,1 мг/м3, а частицы выбросов из труб металлургических заводов — 219 мг/м3; выброс дыма не должен превышать 2 единиц шкалы Рингельмана. Исключения допускаются лишь в отношении выбросов при сжигании с применением дутья; норма выброса хлора составляет 219 мг/м3; сероводорода — 6,955 мг/м3; норма выброса тумана серной кислоты или триокиси серы— 219 мг/м3; двуокиси серы от предприятий по производству серной ^ кислоты — 6570 мг/м3; фтор гидрофтористой кислоты или неорганических фтористых соединений— 109,5 мг/м3, двуокиси азота — 2190 мг/м3, свинца, мышьяка, сурьмы, кадмия и ртути — 21,9 мг/м3. Определены также методы забора проб воздуха.

Введение нормы выработки в атмосферный воздух сыграло положительную роль в борьбе с его загрязнением, хотя большинство предприятий не смогло вовремя установить контрольного оборудования; некоторым из них предоставлен для этого срок от нескольких месяцев до 3 лет. Ответственным за проведение в жизнь закона о чистом воздухе является заместитель министра общественного здравоохранения. Комитет по загрязнению воздуха выполняет консультационные функции.

Автор отмечает: «Закон о чистом воздухе имел значительное влияние на промышленность в Новом Южном Уэльсе; налицо общее оче- t видное желание сотрудничества с властями в этом отношении. Когда вводили законодательство, то было разъяснено, что оно не будет применяться чисто механическим путем и что основное внимание будет обращено скорее на сотрудничество, чем на применение мер наказания. Было ясно указано, что лишь в крайнем случае загрязнение воздуха явится предметом судебного преследования. Такой подход является, по-видимому, правильным, до сих пор не было доказательства тому, что достигнутые в настоящее время успехи могли бы иметь место в случае строго юридического подхода. Многие предприятия приняли меры по борьбе с загрязнением, и в большом числе случаев эти меры действительно проведены...

Закон о чистом воздухе приносит особую пользу в том отношении, * что он дает ясное понимание того, что означает борьба с загрязнением воздуха. Однако законодательство является лишь одним из аспектов программы борьбы Нового Южного Уэльса с загрязнением воздуха».

Searle и Porter описывают работу национального центра технической информации о загрязнении воздуха в США. В 1965 г. консультативный научный комитет при президенте США опубликовал доклад «Наука, правительство, информация». Доклад рекомендовал создание специализированных информационных центров, которые стали бы признанными распространителями информации путем сбора, интерпретации g и обработки сведений, получаемых из крупных центральных хранилищ и архивных источников. В соответствии с этими рекомендациями Белый

Дом передал Министерству здравоохранения, образования и социального обеспечения США полномочия по работе с технической информацией в отношении загрязнения воздуха.

В соответствии с законом о чистом воздухе, подписанном президентом США 17/ХП 1963 г., министр здравоохранения уполномочен «собирать и распространять- через посредство публикаций и другими соответствующими путями» результаты исследований и других видов деятельности, а также другую информацию, включая соответствующие рекомендации министра, относящиеся к этим видам деятельности, и «собирать и распространять в сотрудничестве с другими государственными или частными органами, учреждениями и организациями, имеющими связанные с этим вопросом функции, основные данные по химическим, физическим и биологическим влияниям различного качества воздуха и другую информацию, касающуюся загрязнения воздуха, а также меры предотвращения этого загрязнения и борьбы с ним».

Авторы освещают работу отдела борьбы с загрязнением воздуха Министерства здравоохранения США по сортировке, резюмированию, переводу и библиографии технической информации, касающейся загрязнения воздуха. Отделом подготовлена избранная библиография публикаций по загрязнению воздуха в 1955—1963 гг., библиографический указатель «Окислы серы и другие серные компоненты», осуществляется ► перевод русского журнала «Гигиена и санитария», ряда немецких журналов и т. д. Приблизительно 2 раза в год отдел совместно с американским инженерно-техническим обществом публикует «Руководство по исследовательским работам в области загрязнения воздуха», которое содержит список проектов исследований, проводимых федеральными, штатными и местными государственными организациями, а также университетами, исследовательскими институтами и промышленностью.

Говоря о будущей работе национального центра технической информации по загрязнению воздуха, авторы подчеркивают необходимость доведения «до полного оперативного статуса возможно раннего и надлежащего знания литературы по загрязнению воздуха». В номере «Журнала ассоциации по борьбе с загрязнением воздуха» за январь 1966 г. помещен отчет о проходивших в Буэнос-Айресе (Аргентина) в ноябре 1965 г. заседаниях исполнительного комитета международного ' союза ассоциаций по предотвращению загрязнения воздуха. В июне 1964 г. в Вашингтоне состоялась встреча представителей 6 государств (Аргентины, Франции, ФРГ, Японии, Англии и США) для рассмотрения целесообразности создания союза ассоциаций по предотвращению загрязнения воздуха. Было одобрено создание такого союза и составлен проект его устава. Международный союз ассоциаций по предотвращению загрязнения воздуха является неправительственной, добровольной, международной организацией, целью которой является обеспечение борьбы с загрязнением воздуха путем эффективного обмена научной и технической информацией, касающейся исследований в этой области, разработки и применения необходимых мер. Конкретными задачами это-* го союза являются: создание единообразной номенклатуры научных и технических терминов, касающихся загрязнения атмосферы и борьбы с ним; содействие прогрессу в области единообразной интерпретации и понимания конкретных слов или фраз в разных странах; обеспечение единообразных методов в измерении загрязнения воздуха; обмен информацией, касающейся воздушного загрязнения и борьбы с ним, и обеспечение средств для достижения этой цели; улучшение подготовки в области основных научных и технических знаний, относящихся к загрязнению атмосферы и борьбе с ним; обеспечение понимания общественностью во всем мире опасности загрязнения воздуха, причин и мер предотвращения его; обеспечение научных и технических исследований и деятельности в области воздушного загрязнения и борьбы с ним; разработка

и публикация международных научных и технических рекомендаций по этим вопросам; поощрение участия в исследованиях, касающихся загрязнения воздуха, помощь в этой области, содействие в разработке необходимых мер и их применению в промышленности, торговле, науч-но-исследовательских лабораториях, технических обществах и других организациях, имеющих соответствующие возможности; связь с другими национальными и международными научными и техническими организациями, ведающими борьбой с загрязнением воздуха; рекомендация принятия международных научных и технических стандартов по загрязнению воздуха и периодический пересмотр таких стандартов; стимулирование разработки национальных программ и создание ассоциаций борьбы с загрязнением воздуха; организация международных конференций по загрязнению воздуха.

Во время заседания Исполкома были достигнуты соглашения о проведении первой конференции союза в Лондоне (3—7/Х 1966 г.) под руководством Национального общества чистого воздуха в Англии. Вторая международная конференция намечена на 1970 г.

Был рассмотрен также ряд организационных вопросов.

ЛИТЕРАТУРА

Donald О., Anderson D., Ferris В., J. Air Poll. Control Ass., 1965, v. 15, p. 587. — F i t z p a t r i с k J., Heller A., Ibid., p. 297. — Friberg L„ Rylander R„ Ibid., p. 531, —Glenn T., Ibid., 1966, v. 16, p. 22. — S e a r 1 e V., Porter R„ Ibid., 1965, v. 15, p. 529, —Stern A., Ibid., p. 281. — S u 11 i v a n J. L., Ibid., p. 429.

Поступила 6/IX 1966 r.

ОПЕЧАТКИ в статье И. Л. Шалаева, № 10, 1966 г.

Стр. Строка Напечатано Следует читать

46 1-я сверху 38- Ю-14 - -ОУест.+0,13CRa + 3,8-10_|4Суест- +0,68-Су<Н-+о,13-сЛа+

46 5-я сверху 9,610-14-Ci/eCT.+0,68Cio+ +0,14-С/о+ 9,610-i4.Cucct.+0,14.Cyo +

в статье В. Г. Властовского, № 11, 1966 г.

01 25-снизу выше M — 1Z выше M + 1 2

в статье А. А. Сычева и Н. И. Варич, № 11, 1966 г.

95 5-я снизу (M ± 2,12R и выше) (M + 2, 12r и выше)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.