Научная статья на тему 'Проблема борьбы с торговлей женщинами'

Проблема борьбы с торговлей женщинами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема борьбы с торговлей женщинами»

Второй мировой войны ценностей в обход всех ранее заключенных договоренностей, объясняется очевидным ослаблением позиций России в мире. Итоги Второй мировой войны подведены сложным комплексом соглашений, важной частью которых являются нормативные акты, предусматривающие возмещение страной-агрессором причиненного ею ущерба. Требования немецкой стороны вернуть все перемещенные ценности означают фактически политический и материальный пересмотр итогов Второй мировой войны и связаны исключительно с ослаблением позиции России на мировой арене вследствие целенаправленной политики стран Западной Европы и США. Россия действительно переживает сложный этап своей истории: "сталкивается с серьезными внешними проблемами", но "при всем обилии взглядов, мнений, разнообразии партийных платформ у нас были и есть общие ценности. Ценности, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом".24 Несомненно, к числу таких ценностей должны относится ценности, правовой статус которых определен данным законом.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что ситуация вокруг Федерального закона от 15 апреля 1998 г. ("О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации") связана с его политическим аспектом, но не юридическим содержанием, и нет оснований, позволяющих сделать вывод о несоответствии закона принципам и нормам современного международного права в исследуемой области. Можно говорить о том, что в нем недостаточно проработаны вопросы, непосредственно связанные с механизмом возврата ценностей, однако в связи с этим необходимо напомнить, что этот Закон ставит своей целью именно защиту культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации, и в силу этого предусматривает необходимость индивидуального рассмотрения каждой спорной ситуации и принятия по ней компетентного и индивидуального решения.

Ю. пиджаков, В- %равин Проблема борьбы с торговлей женщинами

Глобализация социальных и экономических процессов в конце XX в. породила и глобализацию преступности, делая ее все более организованной и транснациональной. Мировое сообщество, объединив усилия, ищет противодействие этим негативным процессам. Важнейшим шагом в данном направлении стало принятие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (12-15 декабря 2000 г., Палермо, Италия).

24 См. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. "Государство Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)". 08.07.2000 г. // Российская газета. 11 июля 2000 г. N 133; Ведомости Федерального Собрания. N 22. 01.08.2000 г.

Генеральная Ассамблея ООН еще в резолюции 53/111 от 9 декабря 1998 г. постановила учредить межправительственный специальный комитет открытого состава для разработки всеобъемлющей международной конвенции против транснациональной организованной преступности и обсуждения вопроса о разработке, в частности, международного документа по борьбе против торговли женщинами и детьми. Ссылаясь на указанную резолюцию и учитывая, что для принятия эффективных мер по предупреждению торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и борьбе с ней необходим всеобъемлющий международный подход в странах происхождения, транзита и назначения, включающий меры, направленные на предупреждение такой торговли, наказание занимающихся ею лиц и защиту жертв такой торговли, в том числе путем защиты их международно признанных прав человека, было принято решение дополнить конвенцию ООН от 12-15 декабря 2000 г. Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказания за нее.1

Следует отметить, что международное право относит торговлю женщинами и детьми к преступлениям международного характера.2 Эта проблема не нова. В первой половине XX в. по данному вопросу был заключен ряд соглашений. Впоследствии они были заменены Конвенцией о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, открытой для подписания резолюцией 317 (IV) Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 1949 г. (вступила в силу 25 июля 1951 г.). В ст. 1 и 2 Конвенции перечисляются действия, за совершение которых ее участники обязуются подвергать наказанию виновных лиц.3 Нью-Йоркская конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами объединила в себе другие международные соглашения, принимавшиеся, начиная с 1904 г. Она свидетельствует также в пользу того, что в современном международном праве утвердилась обычная норма, запрещающая торговлю людьми вне зависимости от ее целей.4

Если предыдущие нормативные акты были направлены, в основном, против рабства, то Протокол к конвенции 2000 г. акцентирует внимание на торговле людьми, особо уделяя внимание женщинам и детям. "Торговля людьми" означает "осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения, или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения

1 См.: Овчинский В. С. XXI век против мафии. Криминальная глобализация и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности. М., 2001. С. 107-123.

2 См.: Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М., 2001. С. 627.

3 Там же.

4 Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 2000. С. 436.

согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение ор-ганов".5

Насколько данная проблема актуальна для современного мира?

Торговля людьми включает в себя перевозку эмигрантов-нелегалов, женщин для занятия проституцией, наемной силы для работы в рабских условиях, домашней прислуги из развивающихся стран, детей для незаконного усыновления за огромные суммы. В доходный многомиллиардный бизнес превращается, по свидетельству экспертов, международное усыновление. Плата за детей из стран Южной и Центральной Америки достигает 20.000 долларов США. Например, в Гватемале в год регистрируется примерно 30 случаев, когда подставные матери продают детей для усыновления. Известны случаи, когда родители продают своих дочерей в качестве невест, причем чаще всего состоятельным мужчинам из других стран.

Среди других форм торговли людьми известны продажа в рабство, захват с целью выкупа.

Данный бизнес получил распространение и в России. В Красноярске сотрудники управления по борьбе с бандитизмом раскрыли группу, занимавшуюся похищением детей состоятельных родителей.

Правовая база для пресечения этого вида преступлений вполне достаточна. В условиях все большей прозрачности границ эти законы становятся более жесткими. Но проблема выходит на новый виток, так как жители третьего мира стремятся к переселению в относительно благополучные страны.

Поток нелегалов большей частью контролируется организованной преступностью. Те, кто прибывает в развитые страны, как правило, не имеют работы и вливаются в маргинальный слой, эксплуатируемый и участвующий в преступлениях и беспорядках.

Торговля женщинами для целей сексуальной эксплуатации приобрела транснациональный характер и осуществляется с использованием методов, которые могут быть названы новыми формами рабства.

Торговля женщинами — это любое действие, которое включает в себя перемещение людей внутри государственных границ или через них для целей сексуальной эксплуатации.

Сексуальной эксплуатацией является практика, когда определенное лицо получает сексуальное удовлетворение, финансовую прибыль или улучшение путем употребления или эксплуатации сексуальности другого лица в нарушение прав человека, таких как право на достоинство, равенство, самостоятельность, физическое и психическое благосостояние; т.е. торговля, проституция, секс-туризм, торговля невестами по почте, порно-

5 Цит. по: Овчинский В. С. Указ. соч. С. 109.

графия, обнажение, избиение, инцест, изнасилование и сексуальные домогательства. Торговля может быть результатом принуждения, обмана, манипуляций, злоупотребления властью, предварительного согласия, давления семьи, насилие внутри семьи или сообщества в прошлом и настоящем, экономическая несостоятельность или другие обстоятельства неравенства женщин и детей.

Торговля женщинами для целей сексуальной эксплуатации происходит и внутри границ страны, и вне их, поскольку женщины иногда вербуются и эксплуатируются в местных секс-индустриях прежде, чем быть проданными за границу.

Данное определение признает, что незаконная торговля считается осуществленной, даже если женщина согласна, что отвечает Конвенции Объединенных Наций 1949 г. о пресечении торговли людьми и эксплуатации проституции.

Транснациональная торговля женщинами основывается на предложении и спросе поставляющих и принимающих стран. Страны с развитой секс индустрией создают спрос и являются принимающими странами, тогда как страны, где торговцы могут легко завербовать женщин, являются поставляющими странами.

Оценить с необходимой точностью количество женщин, проданных с целью сексуальной эксплуатации, крайне сложно. Это обусловлено тайным характером торговли, принуждением женщин к молчанию, высоким риском получения информации. Эксперты ООН оценивают объем мировой торговли женщинами как товаром для секс-индустрии в диапазоне от семи до двенадцати миллиардов долларов в год.

По данным Международной организации по эмиграции в настоящее время оборот международного бизнеса по нез аконному перемещению людей достигает 6 миллиардов долларов в год. Согласно оценкам ООН, четверть из четырех миллионов проданных людей ежегодно используются в секс-индустрии.

Десятилетиями главными поставляющими странами были азиатские страны, такие как Таиланд и Филиппины. После распада СССР главными странами, поставляющими женщин для секс-индустрии во всем мире, стали бывшие республики Советского Союза, такие как Украина, Беларусь, Латвия и Россия. На рынках секс-индустрии сегодня наиболее популярными и ценными являются женщины из Украины и России. В последнее десятилетие сотни тысяч женщин были вывезены из Центральной и Восточной Европы и республик бывшего Советского Союза для проституции. Количество женщин из Центральной и Восточной Европы, занимающихся проституцией в странах Европейского Союза, оценивается в размере полумиллиона. Уголовное расследование в Германии в 1998 г. определило, что 87,5% женщин, завезенных в Германию, были из Восточной Европы, 17% — из Польши, 14% — из Украины, 12% — из Чешской республики и 8% — из Российской Федерации. Вывезенные российские жен-

щины занимаются проституцией более чем в 50 странах. В некоторых частях мира, таких как Израиль и Турция, женщины из России и других республик бывшего Советского Союза настолько преобладают, что проституток называют "Наташа".

Формы торговли женщинами разнообразны. Одна из них — аукционы, по примеру Африканских работорговых рынков XVШ-XIX вв. В Милане (Италии) в декабре 1997 г. полиция раскрыла банду, которая проводила аукционы женщин, вывезенных из бывшего Советского Союза. Женщин раздевали, показывали и продавали в среднем за 1000 долл. США. Торговцы и сутенеры использовали экстремальное насилие для контроля над женщинами и территорией. Женщин убивают как предупреждение конкурирующим торговцам и сутенерам и в наказание за отказ заниматься проституцией. В двух раскрытых случаях, женщин, которые сопротивлялись, убили в назидание другим женщинам. В Стамбуле (Турция) две украинские женщины были выброшены с балкона и убиты на глазах у их шести русских подруг. В Сербии украинская женщина, которая сопротивлялась, была публично обезглавлена.

Вывезенные женщины почти не получают поддержки и помощи от общественных или социальных служб, как только попадают под контроль торговцев или сутенеров. В принимающих странах с ними обращаются как с преступниками, как с проститутками или нелегальными эмигрантами. Когда их обнаруживают, часто во время полицейских облав, их арестовывают и помещают в тюрьмы в ожидании депортации. Почти не существует служб, занимающихся проблемами жертв торговли, которые страдают от травм, слабого здоровья и физических нарушений.

Торговля женщинами является высоко прибыльным предприятием с низким уровнем риска по сравнению с торговлей наркотиками и оружием. Получателями прибыли являются транснациональные организации торговцев и сутенеров, которые рассчитывают на неведение женщин. ищущих трудоустройства и возможностей для будущего.

Прибыль превышает расходы на приобретение женщин в 5-20 раз. Исследование Международной Организации по Миграции показывает, что проданные женщины получают очень немного денег, однако прибыли торговцев — огромны. В Израиле российская или украинская женщина зарабатывает сутенеру, который ее контролирует, от 50000 до 100000 долл. США в год.

При расследовании одного из дел в Германии было выявлено, что каждый раз, когда мужчина покупает женщину, он платит 30-50 немецких марок, однако женщина не получает почти ничего. Во-первых, ей надо возместить торговцу или вербовщику 3000-30000 долл. США своей покупной стоимости и дорожных расходов. Во-вторых, она должна заплатить за свою комнату и место в борделе, которые могут стоить 280 немецких марок в день, гонорар сутенеру, гонорары адвокатам, врачу и, иногда, расходы за проживание. В конце концов, женщина часто оказывается в долгу.

Даже если женщина выплатила свой долг, она должна отдавать от 50 до 75% своих заработков сутенеру. В большом количестве дел по торговле сутенеры получали немалые доходы, в то время как женщина получала лишь небольшую часть. Зачастую, единственный путь вырваться из секс индустрии — это полицейская облава, которая заканчивается депортацией. Женщина может быть перепродана одним сутенером другому, в случае чего ее долг должен быть выплачен с самого начала. Есть сведения, что сутенеры, сотрудничающие с чиновниками, сообщают полиции местонахождение женщины, когда она уже заработала достаточно денег чтобы уехать, в результате чего ее арестовывают и депортируют, а все деньги достаются сутенеру. По данным МВД России в 1994 г. было выявлено более 100 организаций, занимавшихся вербовкой граждан для занятия проституцией в странах восточной и западной Европы, Ближнего Востока, Северной Америки и Азии.

В Москве была выявлена преступная группировка, занимающаяся вывозом женщин в Бельгию через Германию, по заключенным трудовым договорам для работы в ночных клубах. Аналогичные организации и лица, занимающиеся таким преступным бизнесом, выявлены в городах Санкт-Петербург, Калининград, Екатеринбург и в Бурятии. Такого рода преступные организации вывозили женщин для занятия проституцией в страны западной Европы, Китай и Турцию по поддельным паспортам, визам и приглашениям. В 1997 г. в России сотрудниками УВД Калининградской области в ходе проведения совместных мероприятий с полицией Германии при участии Центрального бюро "Интерпола" была выявлена и задержана международная организованная преступная группа, члены которой, используя средства массовой информации, находили женщин, желающих работать в Германии администраторами и домработницами. По фальшивым паспортам они вывозили их за границу, где передавали сообщникам — гражданам Турции. В итоге, обманутые оказывались в ночных борделях.

Данный вид преступления носит крайне латентный (скрытый) характер. Официальные заявления в правоохранительные органы по подобным фактам практически не поступают. Жертвы таких преступлений не надеются на помощь правоохранительных органов и предпочитают молчать, опасаясь за свою жизнь, безопасность своих родных и близких. В Советском Союзе транснациональная торговля женщинами впервые началась во время перестройки, когда были устранены ограничения на международные путешествия. Развал Советского Союза открыл границы для путешествий, миграции и частной торговли, что способствовало деятельности преступных организаций. Секс-индустрия в принимающих странах создала спрос на женщин, который преступные организации из новых независимых государств удовлетворяли с относительно малым риском и большими прибылями для себя.

Увеличивающаяся миграция также служит для сокрытия следов тор-

говцев женщинами при перевозке их в места назначения. Примером этого является увеличившаяся миграция и торговля женщинами из бывшего Советского Союза в Израиль. После 1989 г. советские евреи начали эмигрировать в Израиль, в результате чего Израиль получил 800000 новых эмигрантов. Российские и украинские торговцы использовали это для прикрытия вывоза 10000 женщин в Израиль для секс индустрии. Секс-индустрия в Израиле с тех пор выросла в индустрию с оборотом 450 млн долл. США в год (которая зависит от торговцев женщинами из восточной Европы). По оценкам профессора Менахема Амира из Университета Хеб-рю, эксперта по организованной преступности в Израиле, 70% проституток, работающих в Тель-Авиве, из бывших советских граждан. Более того, согласно докладу Израиля CEDAW (Конвенции за устранение всех форм дискриминации против женщин), более чем 95% женщин депортированных из Израиля за проституцию высланы в бывший Советский Союз. С 1995 по 1997 гг. Израиль депортировал 1500 российских и украинских женщин.

За границу вывозятся в основном молодые женщины в возрасте 2125 лет, многие из которых давно ведут самостоятельную жизнь. В основном — это неудачницы, у которых не сложилась карьера или семейная жизнь. Они рано начали половую жизнь и оторвались от семьи.

Торговля женщинами для целей сексуальной эксплуатации, как уже отмечалось выше, — не новое явление. В целях борьбы с этим злом еще в начале века были разработаны и ратифицированы международные законы. В 1949 гг. Генеральная Ассамблея Объединенных Наций приняла Конвенцию о пресечении торговли людьми и эксплуатации проституции третьими лицами. Конвенция указывает, что "проституция и сопутствующие преступления по торговле людьми являются несовместимыми с достоинством и ценностью человека и угрожает благосостоянию человека, семьи и сообщества." Украина подписала эту Конвенцию в 1954 г. вместе с Латвией (1952), Беларусью (1956) и Российской Федерацией (1954). Конвенция 1949 года указывает, что согласие продаваемых людей не имеет отношения к наказанию эксплуататора. Конвенция 1949 г. не была многими подписана и не создавала надзирающего органа, поэтому не было постоянной оценки ее выполнения или эффективности.

Другой подход к прекращению торговли — воздействовать на спрос на женщин, используемых в проституции. В 1998 г. Швеция приняла закон о насилии над женщинами, который определил новый вид преступления — "значительное нарушение целостности личности женщин". Проституция была включена в виды насилия против женщин. С 1 января 1999 г. "покупка сексуальных услуг" была запрещена, наказуема штрафами и/или тюремным заключением до шести месяцев. Шведское правительство было уверено, что это новое определение показывает отношение Швеции к проституции как к "нежелательному социальному явлению" и акту насилия против женщин. Новое преступление значительного нарушения це-

лостности личности женщин и запрещение покупки сексуальных услуг направлено на устранение актов насилия, которые препятствуют равноправию женщин.

Шведский подход признает вред, причиняемый женщинам в условиях сексуальной эксплуатации. Их подход начинается с признания, что женщина имеет право на собственное достоинство, целостность и равноправие. Этот новый закон, первый из направленных на защиту женщин от насилия, путем признания мужчин виновными и, таким образом, относящимся к спросу на женщин, продаваемых для проституции. Существуют сведения, что Норвегия также рассматривает такой подход как путь борьбы с торговлей женщинами для сексуальной эксплуатации.

В России уголовно-правовая борьба с незаконным вывозом и эксплуатацией за рубежом женщин, связанной в основном с вовлечением в проституцию либо принуждением к ней, осуществляется посредством установления уголовной ответственности за составы, предусмотренные статьями 126, 127, 131-135, 240, 241, 322 Уголовного кодекса Российской Федерации. Устойчивая правоприменительная практика по данным статьям сегодня отсутствует.

М- Егоров, Ъ. Смыслов К вопросу о показателях и критериях эффективности юридической ответственности в сфере охраны морских биологических ресурсов

Определенно, одна из ведущих ролей в создании и поддержке стабильной системы охраны морских биологических ресурсов (далее — МБиР) отводится законодательной базе.

В 90-х годах прошлого столетия в нашей стране принято и на настоящий момент действует достаточно большое количество нормативных правовых актов в сфере охраны МбиР, находящихся во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ (в морском пограничном пространстве России).

Начавшийся XXI в. предъявляет новые требования к правовому регулированию отношений в этой сфере. И, прежде всего, эти требования неразрывно связаны с вопросами эффективности действия существующих правовых норм.

При исследовании эффективности юридической ответственности в сфере охраны биологических ресурсов необходимо придерживаться общей концепции эффективности права.

В настоящее время большинство российских юристов понимает под эффективностью правовых норм отношение между фактически достигнутым результатом их действия и теми целями, для достижения которых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.