Научная статья на тему 'Проблема борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в современных условиях'

Проблема борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
незаконный оборот оружия и боеприпасов / органы внутренних дел / выявление / предупреждение / криминологические факторы / illegal circulation of weapons and ammunition / internal affairs bodies / detection / prevention / criminological factors

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Валерьевич Фролов

Актуальность и цели. Вопросы борьбы с незаконным оборотом оружия регламентируются ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации. Необходимо отметить, что данное направление в работе органов внутренних дел является одним из приоритетных направлений, так как связано с обеспечением общественного правопорядка и безопасности, охраны прав и законных интересов человека и гражданина, собственности, конституционного строя Российской Федерации. Преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, несут в себе повышенную общественную опасность. Это угроза безопасности граждан, политическому, экономическому и социальному строю государства. Нарушение законодательства в сфере оборота оружия ведет к значительному ухудшению криминогенной обстановки. Поэтому так высока роль государства и правоохранительных органов в борьбе с преступлениями по ст. 222 Уголовного кодекса Российского Федерации, а также иными преступлениями в сфере незаконного оборота оружия и боеприпасов. Цель работы – исследование проблем борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в современных условиях, разработка предложений по совершенствованию методов борьбы. Сделан вывод о том, что противодействие незаконному обороту оружия должно носить комплексный и многоаспектный характер. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа позиций некоторых ученых, которые изучают организационно-правовые основы борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в современных условиях. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового и историко-правового анализа, которые позволяют сопоставить подходы и особенности борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в современных условиях. Результаты. Исследованы проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в современных условиях, обозначены вопросы развития и совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере, предприняты попытки решения вопросов предупреждения преступлений, предусмотренных ст. 222 Уголовного кодекса Российского Федерации. Выводы. Важно прорабатывать направления решения проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов как в уголовно-правовом, оперативно-розыскном, так и в криминологическом контекстах. Необходимо учитывать, что преступления в сфере незаконного оборота оружия детерминированы целым комплексом социально-экономических и социально-культурных факторов, т.е. находятся в тесном взаимодействии с состоянием общества в конкретный исторический период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дмитрий Валерьевич Фролов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of fighting illegal trafficking in weapons and ammunition in modern conditions

Background. Issues of combating illicit trafficking in weapons are regulated by Article 222 of the Criminal Code of the Russian Federation. It should be noted that this area in the work of the internal affairs bodies is one of the priority areas, because. associated with ensuring public order and security, protecting the rights and legitimate interests of a person and citizen, property, the constitutional order of the Russian Federation. Crimes related to the illegal circulation of weapons carry an increased public danger. This is a threat to the security of citizens, the political, economic and social structure of the state. Violation of the legislation in the field of arms trafficking leads to a significant deterioration in the crime situation. Therefore, the role of the state and law enforcement agencies in the fight against crimes under Art. 222 of the Criminal Code of the Russian Federation, as well as other crimes in the field of illicit trafficking in weapons and ammunition. The purpose of the work is to study the problems of combating illicit trafficking in weapons and ammunition in modern conditions, to develop proposals for improvement. It is concluded that countering the illicit trafficking in weapons should be complex and multifaceted. Materials and methods. The implementation of research tasks was achieved on the basis of an analysis of the positions of some scientists who are studying the organizational and legal foundations for combating illicit trafficking in weapons and ammunition in modern conditions. The methodological potential includes methods of comparative legal and historical and legal analysis, which allow us to compare the approaches and features of the fight against illicit trafficking in weapons and ammunition in modern conditions. Results. The problems of combating illicit trafficking in weapons and ammunition in modern conditions have been studied, issues of development and improvement of legislation in this area have been identified, attempts have been made to address issues of preventing crimes under Art. 222 of the Criminal Code of the Russian Federation. Conclusions. It is concluded that it is important to work out ways to solve the problem of combating illicit trafficking in weapons and ammunition both in the criminal law, operational-search, and criminological contexts. It should be taken into account that crimes in the sphere of illicit arms trafficking are determined by a whole range of socio-economic and socio-cultural factors, i.e. are in close interaction with the state of society in a particular historical period.

Текст научной работы на тему «Проблема борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в современных условиях»

УДК 343.8

ао1: 10.21685/2072-3016-2023-4-15

Проблема борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов

в современных условиях

Д. В. Фролов

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия d.v.frolov1988@mail.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Вопросы борьбы с незаконным оборотом оружия регламентируются ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации. Необходимо отметить, что данное направление в работе органов внутренних дел является одним из приоритетных направлений, так как связано с обеспечением общественного правопорядка и безопасности, охраны прав и законных интересов человека и гражданина, собственности, конституционного строя Российской Федерации. Преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, несут в себе повышенную общественную опасность. Это угроза безопасности граждан, политическому, экономическому и социальному строю государства. Нарушение законодательства в сфере оборота оружия ведет к значительному ухудшению криминогенной обстановки. Поэтому так высока роль государства и правоохранительных органов в борьбе с преступлениями по ст. 222 Уголовного кодекса Российского Федерации, а также иными преступлениями в сфере незаконного оборота оружия и боеприпасов. Цель работы - исследование проблем борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в современных условиях, разработка предложений по совершенствованию методов борьбы. Сделан вывод о том, что противодействие незаконному обороту оружия должно носить комплексный и многоаспектный характер. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа позиций некоторых ученых, которые изучают организационно-правовые основы борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в современных условиях. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового и историко-правового анализа, которые позволяют сопоставить подходы и особенности борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в современных условиях. Результаты. Исследованы проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в современных условиях, обозначены вопросы развития и совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере, предприняты попытки решения вопросов предупреждения преступлений, предусмотренных ст. 222 Уголовного кодекса Российского Федерации. Выводы. Важно прорабатывать направления решения проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов как в уголовно-правовом, оперативно-розыскном, так и в криминологическом контекстах. Необходимо учитывать, что преступления в сфере незаконного оборота оружия детерминированы целым комплексом социально-экономических и социально-культурных факторов, т.е. находятся в тесном взаимодействии с состоянием общества в конкретный исторический период.

Ключевые слова: незаконный оборот оружия и боеприпасов, органы внутренних дел, выявление, предупреждение, криминологические факторы

© Фролов Д. В., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Для цитирования: Фролов Д. В. Проблема борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в современных условиях // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 4. С. 177-190. 10.21685/2072-30162023-4-15

The issue of fighting illegal trafficking in weapons and ammunition in modern conditions

D.V. Frolov

Penza State University, Penza, Russia d.v.frolov1988@mail.ru

Abstract. Background. Issues of combating illicit trafficking in weapons are regulated by Article 222 of the Criminal Code of the Russian Federation. It should be noted that this area in the work of the internal affairs bodies is one of the priority areas, because. associated with ensuring public order and security, protecting the rights and legitimate interests of a person and citizen, property, the constitutional order of the Russian Federation. Crimes related to the illegal circulation of weapons carry an increased public danger. This is a threat to the security of citizens, the political, economic and social structure of the state. Violation of the legislation in the field of arms trafficking leads to a significant deterioration in the crime situation. Therefore, the role of the state and law enforcement agencies in the fight against crimes under Art. 222 of the Criminal Code of the Russian Federation, as well as other crimes in the field of illicit trafficking in weapons and ammunition. The purpose of the work is to study the problems of combating illicit trafficking in weapons and ammunition in modern conditions, to develop proposals for improvement. It is concluded that countering the illicit trafficking in weapons should be complex and multifaceted. Materials and methods. The implementation of research tasks was achieved on the basis of an analysis of the positions of some scientists who are studying the organizational and legal foundations for combating illicit trafficking in weapons and ammunition in modern conditions. The methodological potential includes methods of comparative legal and historical and legal analysis, which allow us to compare the approaches and features of the fight against illicit trafficking in weapons and ammunition in modern conditions. Results. The problems of combating illicit trafficking in weapons and ammunition in modern conditions have been studied, issues of development and improvement of legislation in this area have been identified, attempts have been made to address issues of preventing crimes under Art. 222 of the Criminal Code of the Russian Federation. Conclusions. It is concluded that it is important to work out ways to solve the problem of combating illicit trafficking in weapons and ammunition both in the criminal law, operational-search, and criminological contexts. It should be taken into account that crimes in the sphere of illicit arms trafficking are determined by a whole range of socio-economic and socio-cultural factors, i.e. are in close interaction with the state of society in a particular historical period. Keywords: illegal circulation of weapons and ammunition, internal affairs bodies, detection, prevention, criminological factors

For citation: Frolov D.V. The issue of fighting illegal trafficking in weapons and ammunition in modern conditions. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Ob-shchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2023;(4): 177-190. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3016-2023-4-15

Введение

Вопросы борьбы с незаконным оборотом оружия регламентируются ст. 222 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Необходимо отметить, что данное направление в работе органов внутренних дел является одним из приоритетных направлений, так как связано с обеспечением общественного правопорядка и безопасности, охраны прав и законных интересов человека и гражданина, собственности, конституционного строя Российской Федерации. Преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, несут в себе повышенную общественную опасность. Это угроза безопасности граждан, политическому, экономическому и социальному строю государства. Нарушение законодательства в сфере оборота оружия ведет к значительному ухудшению криминогенной обстановки. Поэтому так высока роль государства и правоохранительных органов в борьбе с преступлениями по ст. 222 УК РФ, а также иными преступлениями в сфере незаконного оборота оружия и боеприпасов.

В связи с этим государство стремится поставить ситуацию в сфере оборота оружия под особый контроль, что выражается в принятии соответствующих нормативно-правовых актов, детально регламентирующих правила и принципы легального оборота оружия, а также ответственность за нарушение данных правил.

Следует также отметить высокий научный и общественный интерес к вопросам борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов. Возможности повышения эффективности борьбы с преступлениями в этой сфере регулярно становятся темой координационных совещаний в рамках Министерства внутренних дел Российской Федерации, различных конференций и круглых столов. Пленумы Верховного Суда РФ также регулярно посвящаются вопросам квалификации преступлений в сфере незаконного оборота оружия и боеприпасов, уголовной ответственности за эти преступления. Монографии, научные публикации, научные исследования, научно-практические конференции, а также репортажи в СМИ и общественные дискуссии по теме незаконного оборота оружия также говорят о высокой научной и общественной значимости данной проблемы. Т.е. можно отметить и теоретическую, и практическую значимость данных вопросов.

Так, за прошедший период 2023 г. зафиксировано всего 16 946 преступлений, связанных с незаконным оборотом, в том числе незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, что опять же говорит об актуальности борьбы с незаконным оборотом оружия [1, а 26].

Цель работы - исследование проблем борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в современных условиях, разработка предложений по совершенствованию методов борьбы. Сделан вывод о том, что противодействие незаконному обороту оружия должно носить комплексный и многоаспектный характер.

Материалы и методы

Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа позиций некоторых ученых, которые изучают организационно-правовые основы борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в современных условиях. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового и историко-правового анализа, которые позволяют сопоставить подходы и особенности борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в современных условиях.

Исследованы проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов в современных условиях, обозначены вопросы развития и совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере, предприняты попытки решения вопросов предупреждения преступлений, предусмотренных ст. 222 УК РФ.

Результаты и обсуждение

Если говорить о незаконном обороте оружия, то прежде всего следует отметить, что данное явление неразрывно связано с организованной преступностью, является важной ее составляющей. При этом незаконный оборот оружия находится в одном ряду с такими серьезными видами транснациональной преступности, как незаконный оборот наркотиков, психотропных веществ, торговля людьми, порнография, похищение и продажа культурных ценностей и т.д.

При этом, по мнению А. С. Бойченко, незаконный оборот оружия является своеобразной «питательной средой» для таких преступных деяний, как международный терроризм, экстремизм, деятельность организованных преступных группировок, бандитизм и т.д. (большинство таких деяний совершаются с использованием оружия) [2, с. 504].

То есть по сути незаконный оборот оружия и организованная преступность - это два взаимосвязанных явления, одно без другого просто не может существовать [3, с. 242], что значительно осложняет изучение данных явлений.

В России нет полного запрета на гражданский оборот оружия. Федеральный закон «Об оружии» регламентирует вопросы гражданского оборота оружия (в целях самозащиты, охоты и т.д.), служебного оборота оружия и т.д. Суть данного закона и других нормативно-правовых актов в этой сфере состоит в том, чтобы все единицы оружия, находящиеся в обороте на территории Российской Федерации, были зарегистрированы, находились под контролем государства, а также законодательство предъявляет повышенные требования к гражданам, претендующим на право владения оружием [4, с. 75]. Если данная система контроля над оборотом оружия будет давать сбои, это будет чревато существенным ухудшением криминогенной обстановки, ростом числа преступлений с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, попаданием оружия в распоряжение преступных группировок, экстремистских и террористических сообществ [5, с. 90].

Поэтому важно прорабатывать направления решения данной проблемы как в уголовно-правовом, так и в криминологическом контекстах.

Незаконный оборот оружия является уголовно-правовой категорией. Так, Федеральный закон «Об оружии» и иные нормативно-правовые акты в этой сфере регламентируют правила легального оборота оружия, а Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушения данного законодательства - в частности, ст. 222 УК РФ предусматривает различные меры уголовной ответственности за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку, пересылку или ношение оружия, основных частей огнестрельного оружия, боеприпасов.

Именно незаконный оборот оружия лежит в основе преступлений против государственного строя, экстремистской деятельности, террористических актов, межнациональных столкновений. При этом, поскольку данные преступления взаимосвязаны, масштабы незаконного оборота оружия могут быть выявлены в процессе исследования динамики данных преступных деяний (проще говоря, чем выше показатели преступности в данных сферах, тем выше уровень показателей в сфере незаконного оборота оружия) [6, с. 51].

Следует отметить, что в последние десятилетия незаконный оборот оружия приобретает экономический оттенок. Дело в том, что рост международной преступности детерминирует повышенный спрос на оружие. Поэтому незаконный оборот оружия становится самостоятельным рынком, отдельным видом международной теневой экономической деятельности, включающей изготовление, продажу и приобретение незаконных предметов оружия.

Исследователи отмечают лавинообразный рост таких общественноопас-ных деяний [7, с. 135]. Более того, имеет смысл уже говорить о самодетерминации преступной деятельности в сфере незаконного оборота оружия. Дело в том, что преступные деяния, где используется оружие, постоянно расширяются, их спектр постоянно пополняется. А для успешного осуществления преступных замыслов требуется все больше оружия, причем нового и высокотехнологичного, обладающего высокой поражающей силой. А спрос, как известно, рождает предложение: деятельность, связанная с незаконными разработкой и изготовлением различных видов оружия, его продажей и приобретением, постоянно развивается, совершенствуются каналы и рынки сбыта незаконного оружия.

При этом последствия такого положения вещей являются очень тяжкими. Ущерб, который наносится преступными деяниями с использованием незаконного оружия, постоянно растет, зачастую приобретает массовый характер (как в случае совершения террористических атак, захвата заложников, перестрелок или бандитских налетов). Поэтому неслучайно, что и законодатели, и исследователи в области уголовного права и криминалистики единогласно трактуют незаконный оборот оружия как угрозу национальной безопасности и обосновывают необходимость координированных усилий, межведомственного и межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с данным явлением [8, с. 44].

К примеру, п. 43 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации относит деятельность, связанную с незаконным оборотом оружия, к важным факторам подрыва национальной безопасности государства. Причем данный документ рассматривает незаконный оборот оружия наряду с деятельностью международных организованных преступных группировок, террористических организаций и международным наркотрафиком, тем самым подтверждая вышеизложенный тезис о взаимосвязи данных видов преступной деятельности [9, с. 47].

Более того, рассматривая внешние угрозы национальной безопасности, Стратегия и иные документы говорят о том, что международный рынок незаконного оборота оружия представляет серьезную внешнюю угрозу национальной безопасности страны. Поэтому деятельность правоохранительных органов и органов государственной безопасности должна быть направлена на пресечение незаконного поступления оружия на территорию России, а также на пресечение деятельности международных преступных группировок, осуществляющих деятельность по изготовлению, продаже и трафику оружия.

Необходимо отметить и другие факторы, влияющие на развитие теневого рынка оружия и боеприпасов в глобальном масштабе.

К примеру, это недостаточность контроля за ситуацией в сфере оборота оружия со стороны правоохранительных органов в некоторых государствах. Речь идет либо о странах с либеральным законодательством в сфере гражданского оборота оружия (например, США), либо о странах с высокой криминогенной обстановкой, где государство просто не справляется с преступностью, в том числе и в сфере незаконного оборота оружия (это некоторые страны Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и т.д.). Именно последние государства становятся центрами мирового трафика незаконной торговли оружием.

Важным фактором является то, что международные преступные и террористические группировки испытывают потребность в оружии. А это является фактором спроса в рамках функционирования рынка незаконного оборота оружия [10, с. 3].

Нельзя не отметить, что определенные круги в рамках мировой политики (политическое руководство стран НАТО в первую очередь) инициируют бесконтрольный оборот оружия для дестабилизации ситуации в отдельных регионах мира. Так, невозможно даже представить, каких объемов сейчас достиг незаконный оборот оружия на территории современной Украины, что было связано как с бесчисленными и безответственными поставками оружия западными сателлитами в эту страну (в настоящее время вполне реальна угроза поставок вооружений с потенциалом радиоактивного заражения местности), так и с авантюрными решениями руководства Украины (к примеру, ничем не обоснованная бесконтрольная раздача весной 2022 г. оружия населению Киева и других крупных городов).

Незаконный оборот оружия, как считает М. В. Лукашин, тесно связан с терроризмом и незаконной миграцией [11, с. 89].

Как видим, оборот соответствующих общеопасных предметов скрывает в себе высокий уровень опасности нанесения вреда людям и окружающей среде. Общественная опасность преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, обусловлена тенденцией развития насильственной вооруженной преступности, а еще и незаконным вооруженным предпринимательством. О наличии такого оружия и соответствующих опасных предметов и об активном насыщении ими государства свидетельствует анализ официальной статистики за последние годы, что указывает на устойчивый рост количества указанных преступлений.

В этой связи повышается роль органов внутренних дел по раскрытию и выявлению преступлений данной категории. Поэтому комплексное изучение действий оперативных подразделений Министерства внутренних дел России направлено на выявление незаконного оборота оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ на территории обслуживания, имеет важное значение для решения как научных, так и практических задач.

Приступая к выявлению фактов незаконного обращения оружия и взрывчатых веществ на территории обслуживания, работник полиции должен собрать и проанализировать сведения о потенциально возможных факторах незаконного оборота оружия на данной территории. Для этого необходимо выяснить перечень объектов и лиц, вовлеченных в законный оборот оружия (организации, сотрудники которых используют оружие и имеют право на его ношение; граждане, имеющие разрешение на хранение оружия, и т.д.).

Данный анализ необходим для того, чтобы выявить потенциально возможные каналы попадания оружия в незаконный оборот, т.е. данные действия имеют профилактический характер, предотвращая угрозу совершения преступных деяний в этой сфере.

В целях организации эффективной системы борьбы по выявлению и пресечению фактов незаконного обращения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и веществ необходимо знать как общие данные, характеризующие оперативную обстановку, так и криминологические особенности лиц, совершающих их, причины и условия, способствующие их совершению, а также ряд других подходящих данных к понятию оперативно-розыскной характеристики этих преступлений.

Основными объектами, заслуживающими особого внимания, являются места вероятного сбыта оружия и боеприпасов, такие как вокзалы, рынки и т.д.

Результатом указанного анализа должна быть полная информированность оперативного работника, каким образом осуществляется оборот оружия и боеприпасов на объектах территории обслуживания.

Проводя индивидуальную профилактическую работу на территории обслуживания, оперативному работнику следует постоянно и тщательно проверять следующие категории лиц:

- ранее осужденных лиц и склонных к незаконному обращению с оружием, боевыми припасами или взрывными устройствами;

- лиц, занимающихся охотой;

- спортсменов, занимающихся стрельбой из огнестрельного оружия;

- лиц, проходивших военную службу;

- волонтеров и лиц, занимающихся транспортными и пассажирскими перевозками в зоне боевых действий [12, с. 195].

Отдельным источником получения информации является сеть Интернет. Учитывая технический прогресс, который происходит на сегодняшний день, следует учесть, что следы преступной деятельности остаются в сети Интернет. Полученная информация не совершенна и всегда, как и любая информация, которая поступает в распоряжение оперативного работника, требует проверки для установления ее достоверности.

Таким образом, по вопросам выявления и раскрытия преступлений по ст. 222 УК РФ можно предложить следующее.

Необходимо совершенствование анализа оперативной обстановки на обслуживаемой территории или по линии работы по противодействию незаконному обороту оружия.

Следует проводить дальнейшую работу по расстановке оперативного состава подразделений уголовного розыска, а также повышению профессиональной подготовки оперативных сотрудников.

Развивать взаимодействие правоохранительных органов по выявлению, предупреждению и пресечению незаконного оборота оружия.

Как видим, актуальность проблемы незаконного оборота оружия не только не снизилась, но, напротив, возросла в последние годы. Особенно это связано с ухудшением международной обстановки, расширением очагов боевых действий, участником которых является в том числе и Россия. Не менее опасным представляется усиление террористической угрозы. Поэтому дальнейшее совершенствование уголовного законодательства в сфере ответственности за незаконный оборот оружия представляется жизненно необходимым.

При этом анализ судебной практики по делам о незаконном обороте оружия говорит о необходимости дальнейшего реформирования уголовного законодательства в этой сфере. Здесь можно выделить следующие направления.

Так, по ст. 222 УК РФ есть необходимость понижения возраста привлечения к уголовной ответственности за незаконный оборот оружия до 14 лет. Это связано с тем, что в данную деятельность все чаще втягиваются несовершеннолетние (в частности, остро стоит вопрос противодействия подростковым криминальным группировкам, так называемому движению «АУЕ» и т.д.).

В то же время не следует идти только по пути ужесточения наказаний, так как зачастую реальная общественная опасность отдельных правонарушений, связанных с незаконным оборотом оружия, не столь велика (например, речь идет о таких случаях, когда у лица обнаружили несколько патронов, относительно не опасное самодельное оружие, какие-то предметы, которые планировалось использовать в охотничьих или рыболовных целя - при этом данное лицо положительно характеризуется и не имеет криминальных

нак-лонностей, т.е. заведомо не планировало использовать данные предметы для совершения неких общественно опасных деяний). В связи с этим есть основания включить в виды наказаний по ст. 222 УК РФ штраф и исправительные или обязательные работы.

Рекомендуемый список не является исчерпывающим, поэтому в зависимости от особенностей ситуации или территории обслуживания его составляющие могут быть сужены или расширены, что позволит быстро и компетентно выявлять нарушения в сфере незаконного оборота оружия.

Далее следует коснуться криминологических аспектов борьбы с незаконным оборотом оружия. Здесь следует учесть следующий ряд факторов.

Действительно, сложившаяся ситуация в сфере роста развития рынка незаконного оборота оружия требует разработки такой государственной политики, которая учитывала бы не только совершенствование уголовной ответственности за незаконный оборот оружия или развитие мер по выявлению и раскрытию преступлений данного рода - политика государства по противодействию незаконному обороту оружия должна учитывать ряд социально-психологических и криминологических факторов. Поэтому и государству в целом, и органам полиции в частности следует прежде всего осуществлять анализ причин преступности, для того чтобы эти причины успешно нейтра-лизовывать.

А ведь преступления в сфере незаконного оборота оружия детерминированы целым комплексом социально-экономических и социально-культурных факторов, т.е. находятся в тесном взаимодействии с состоянием общества в конкретный исторический период.

Так, среди социальных факторов незаконного оборота оружия прежде всего можно назвать низкий уровень правосознания и правовой культуры граждан. Несмотря на существенные реформы в сфере развития правового государства, уровень уважения к закону, к нормам и запретам законодательства остается у многих российских граждан на довольно низком уровне. То есть имеет место такое явление, как правовой нигилизм, при котором отдельные граждане, получив возможность незаконно приобрести предметы вооружения для тех или иных целей (охота, рыболовство, самозащита и т.д.), не будут сомневаться в законности своих действий.

Более того, тот факт, что значительная доля граждан находится в сложных экономических условиях (безработица, низкая заработная плата или пенсия), также - где-то косвенно, где-то напрямую - будет детерминирующим фактором развития рынка незаконного оборота оружия. К примеру, в силу данных факторов нередки случаи, когда близкие умершего гражданина, обладавшего незарегистрированным оружием, не желают выдавать его государству, а стараются незаконно сбыть его, чтобы поправить свое непростое материальное положение. Также можно привести в пример деятельность так называемых «черных копателей», которые занимаются поиском оружия, оставшегося на полях сражений, реставрируют и сбывают его. Немало также граждан, обладающих навыками изготовления холодного, огнестрельного

или взрывчатого оружия (либо навыками переделки травматического и сигнального оружия в боевое), осуществляющих свою незаконную деятельность с целью заработка, не имя возможности применить свои навыки и таланты легальным способом (что, безусловно, не может являться оправданием такой незаконной деятельности, которая создает серьезную угрозу для жизни и здоровья больших масс населения - ведь нелегально изготовленное оружие может использоваться в преступлениях против жизни и здоровья человека, а также для совершения террористических атак).

Поэтому основы политики противодействия незаконному обороту оружия должны идти рука об руку с повышением правосознания российских граждан, а также социально-экономическими реформами, направленными на повышение жизненного уровня населения. В частности, очень важна разъяснительная работа с населением через средства массовой информации, в основе которой должно лежать формирование у населения понимания того, к каким ужасающим последствиям (массовые расстрелы граждан, террористические атаки) может привести факт владение и приобретения незарегистрированного оружия. Важно разъяснять гражданам, что сообщение органам полиции о фактах незаконного оборота оружия не является «доносительством», а, напротив, помогает предотвратить возможные трагедии.

Отдельно стоит развивать положительный опыт некоторых регионов, где за добровольную сдачу оружия предусмотрено денежное поощрение. Важно, чтобы сумма денежного поощрения была существенной, а не номинальной: в любом случае для государства «дешевле» выкупить у населения незаконное оружие и боеприпасы, чем столкнуться с трагическими последствиями его применения.

Следует также отметить, что серьезную опасность представляет такой процесс, когда в рынок незаконного оборота оружия вовлекается молодежь. Это способствует криминализации данной категории населения (а молодежь -это стратегический резерв любого государства), росту молодежной преступности, а также вооружению молодежных преступных группировок. Отдельно следует отметить такие трагические факты, когда неуравновешенные молодые люди используют незаконно приобретенное оружие для совершения террористических атак (расстрелы людей в школах, университетских кампусах и т.д.).

Поэтому, как отмечает О. В. Ильина, одним из инструментов противодействия незаконному обороту оружия должная стать работа с молодежью, совершенствование государственной молодежной политики, а также совершенствование работы Отдела внутренних дел по профилактике оборота оружия в молодежной среде. В частности, очень важна воспитательная работа с молодежью, организация досуга молодежи, вовлечение ее в спорт и волонтерскую деятельность [13, ^ 140].

Также важно уделить внимание укреплению границ Российской Федерации. Особенно это касается некоторых стран Средней Азии, через которые проходит усиленный трафик незаконного оружия. Об этом свидетельствуют многочисленные экземпляры огнестрельного оружия иностранного производства,

изъятые на приграничных территориях, и регулярные задержания сотрудниками правоохранительных органов преступных групп, занимающихся поставками оружия, из указанных выше приграничных государств [3, с. 243]. Так, к примеру, на территории Южного федерального округа в течение 2022 г. нарушители пытались провезти через границу более 3 тысяч единиц огнестрельного, гражданского, служебного оружия, 47 единиц холодного оружия, 1240 патронов и боеприпасов. Пресечены также попытки провезти в обход таможенных правил 447 товаров военного назначения и еще 122 - двойного назначения (при этом в 2021 г. таких нарушений было в два раза меньше)

[14].

Следует разработать методы противодействия проникновения на территорию России незаконного оружия с территории Украины, из зоны проведения специальной военной операции. Так, по данным Министерства внутренних дел, в 2023 г. в РФ на 29,7 % выросло число преступлений с использованием оружия и боеприпасов. Лидерами по приросту этого вида преступлений стали приграничные с зоной проведения специальной военной операции Курская и Белгородская области [1, с. 27].

Важно усилить работу Отдела внутренних дел и органов государственной безопасности по выявлению среди граждан Украины - в том числе среди беженцев из зоны боевых действий - граждан, завербованных иностранными разведками, планирующих террористические атаки и диверсии, в том числе и на предмет деятельности, связанной с незаконным оборотом оружия и боеприпасов [15, с. 35]. Так, например, трагического убийства известного общественного деятеля Дарьи Дугиной можно было бы избежать, если бы украинская террористка, совершившая это преступное деяние, подверглась бы более тщательному вниманию специальных служб.

В рамках культурной политики следует проводить работу по борьбе с пропагандой насилия и жестокости в средствах массовой информации, так как это является косвенным фактором незаконного оборота оружия среди населения. Важно противопоставить насилию и жестокости примеры патриотизма, нравственности и гражданственности.

Заключение

Таким образом, противодействие незаконному обороту оружия должно носить комплексный и многоаспектный характер. Важно прорабатывать направления решения проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов как в уголовно-правовом, оперативно-розыскном, так и в криминологическом контекстах. Необходимо учитывать, что преступления в сфере незаконного оборота оружия детерминированы целым комплексом социально-экономических и социально-культурных факторов, т.е. находятся в тесном взаимодействии с состоянием общества в конкретный исторический период.

Список литературы

1. Состояние преступности в России: январь - октябрь 2023. М. : ГИАЦ МВД РФ, 2023. 65 с.

2. Бойченко А. С. К вопросу о субъективной стороне незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его составных частей, боеприпасов и проблемы квалификации (ст. 222 УК РФ) // Аллея науки. 2017. № 15. С. 504-507.

3. Сувернева В. А., Набиева Э. Р. Актуальные проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 10-2. С. 241-247. doi:10.24412/2500-1000-2021-10-2-241-245

4. Богданов А. В., Ильинский И. И., Хазов Е. Н. Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет как один из наиболее востребованных ресурсов в противодействии незаконному обороту наркотиков // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 173-179.

5. Погадаева Я. М., Шеншин В. М. Преступления в сфере незаконного оборота оружия (статья 222 Уголовного кодекса Российской Федерации) как угроза национальной безопасности России // Право в Вооруженных Силах. 2022. № 7. С. 90-93.

6. Максименко А. В., Михайлова И. А. Проблемы совершенствования уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия // Российский следователь. 2021. № 12. С. 51-53.

7. Ищук А. Е. Незаконный оборот оружия на территории РФ: проблемы и способы борьбы с теневым рынком // Устойчивое развитие науки и образования. 2020. № 4 (43). С. 135-140.

8. Авдеев В. А., Авдеева О. А. Правовой механизм обеспечения общественной безопасности в контексте национальных угроз, связанных с преступным оборотом оружия // Российская юстиция. 2019. № 5. С. 44-46.

9. Ермолович Я. Н. Судебная практика по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2019 года № 15) // Право в Вооруженных Силах. 2019. № 9. С. 47-59.

10. Робак В. А. Общая характеристика факторов детерминации незаконного оборота оружия в России // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25, № 4. С. 1-4.

11. Лукашин М. В. Международное и межгосударственное сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия // Научный журнал МВД России. 2014. № 1 (25). С. 88-92.

12. Самоделкин А. С. Организационные аспекты выявления лиц, занимающихся незаконным изготовлением огнестрельного оружия // Закон и право. 2020. № 12. С. 195. doi: 10.24411/2073-3313-2020-10608

13. Ильина О. В. Расследование преступлений, предусматривающих вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных деяний // Государство, право, общество - Россия и мировое сообщество: актуальные проблемы современности : монография / под общ. ред. Н. Б. Барановой, А. А. Грачева, С. Д. Морозова. Пенза : РИО ПГАУ, 2020. С. 139-148.

14. Таможенная статистика // Южное таможенное управление. URL: https://yutu. customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 14.12.2023).

15. Корякин В. М. Правовое обеспечение специальной военной операции // Право в вооруженных силах - Военно-правовое обозрение. 2022. № 7. С. 32-44.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Sostoyanie prestupnosti v Rossii: yanvar' - oktyabr' 2023 = State of crime in Russia: January - October 2023. Moscow: GIATs MVD RF, 2023:65. (In Russ.)

2. Boychenko A.S. On the issue of the subjective side of the illegal acquisition, transfer, sale, storage, transportation or carrying of weapons, their components, ammunition and the problem of qualification (Article 222 of the Criminal Code of the Russian Federation). Alleya nauki = Alley of science. 2017;(15):504-507. (In Russ.)

3. Suverneva V.A., Nabieva E.R. Current issues in the fight against illicit arms trafficking. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk = International Journal of Humanities and Sciences. 2021;(10-2):241-247. (In Russ.). doi:10.24412/2500-1000-2021-10-2-241-245

4. Bogdanov A.V., Il'inskiy I.I., Khazov E.N. Information and telecommunications network Internet as one of the most popular resources in combating drug trafficking. Vest-nik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018;(3):173-179. (In Russ.)

5. Pogadaeva Ya.M., Shenshin V.M. Crimes in the sphere of illegal arms trafficking (Article 222 of the Criminal Code of the Russian Federation) as a threat to the national security of Russia. Pravo v Vooruzhennykh Silakh = Law in the Armed Forces. 2022;(7):90-93. (In Russ.)

6. Maksimenko A.V., Mikhaylova I.A. Issues of improving criminal legislation on liability for illegal weapons trafficking. Rossiyskiy sledovatel' = Russian investigator. 2021;(12):51-53. (In Russ.)

7. Ishchuk A.E. Illegal arms trafficking on the territory of the Russian Federation: problems and ways to combat the shadow market. Ustoychivoe razvitie nauki i obrazovaniya = Sustainable development of science and education. 2020;(4):135-140. (In Russ.)

8. Avdeev V.A., Avdeeva O.A. Legal mechanism for ensuring public safety in the context of national threats associated with criminal trafficking in weapons. Rossiyskaya yustitsi-ya = Russian justice. 2019;(5):44-46. (In Russ.)

9. Ermolovich Ya.N. Judicial practice in cases of theft, extortion and illegal trafficking of weapons, ammunition, explosives and explosive devices (scientific and practical commentary on the Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated June 11, 2019 No. 15). Pravo v Vooruzhennykh Silakh = Law in the Armed Forces. 2019;(9):47-59. (In Russ.)

10. Robak V.A. General characteristics of the factors determining illicit arms trafficking in Russia. Chelovek: prestuplenie i nakazanie = Man: crime and punishment. 2017;25(4):1-4. (In Russ.)

11. Lukashin M.V. International and interstate cooperation in the field of operational-search activities to combat illicit trafficking in firearms. Nauchnyy zhurnal MVD Rossii = Scientific journal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014;(1):88-92. (In Russ.)

12. Samodelkin A.S. Organizational aspects of identifying persons involved in the illegal manufacture of firearms. Zakon i parvo = Law and right. 2020;(12):195. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3313-2020-10608

13. Il'ina O.V. Investigation of crimes involving the involvement of minors in the commission of illegal acts. Gosudarstvo, pravo, obshchestvo - Rossiya i mirovoe soob-shchestvo: aktual'nye problemy sovremennosti: monografiya = State, law, society -Russia and the world community: current problems of our time: monograph. Penza: RIO PGAU, 2020:139-148. (In Russ.)

14. Customs statistics. Yuzhnoe tamozhennoe upravlenie = Southern Customs Department. (In Russ.). Available at: https://yutu.customs.gov.ru/statistic (accessed 14.12.2023).

15. Koryakin V.M. Legal support for a special military operation. Pravo v vooruzhennykh silakh - Voenno-pravovoe obozrenie = Law in the Armed Forces - Military Legal Review. 2022;(7):32-44. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Дмитрий Валерьевич Фролов

кандидат юридических наук, доцент кафедры правоохранительной деятельности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Dmitrij V. Frolov Candidate of juridical sciences, associate professor of the sub-department of law enforcement, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

E-mail: d.v.frolov1988@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 31.03.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 29.09.2023 Принята к публикации / Accepted 10.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.