УДК 61:159.964/.2(045)
Летучих А.Н. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» Лаврухина В.Р. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского научный руководитель: Кузнецова М.Н.
доцент
кафедра философии, гуманитарных наук и психологии ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского
Россия, г. Саратов
ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЕ
(З. ФРЕЙД, К. ЮНГ, Э. ФРОММ)
Аннотация: Бессознательное есть проявление внутреннего состояния человеческой психики. Это своеобразный мир, охватывающий различные сферы духовной жизни и деятельности личности. Это уникальное психическое ее состояние, когда сами собой проявляются «темные или смутные ощущения, либо частью сознаваемые, либо вовсе несознаваемые», так как находятся за «порогом» сознания. Повседневный опыт свидетельствует о том, что у человека действительно вспыхивают некие чувства и возникают смутные мысли, непонятно откуда берущиеся.
Ключевые слова: бессознательное, человеческая психика, смутные мысли, психоанализ, невроз.
Letuchikh A.N.
The 2nd year student, Faculty of «General Medicine and Surgery» of FSBEI of HE Saratov State Medical University named after V.I.
Razumovsky Russia, city of Saratov Lavrukhina V.R.
The 2nd year student, Faculty of «General Medicine and Surgery» of FSBEI of HE Saratov State Medical University named after V.I.
Razumovsky Russia, city of Saratov Scientific adviser: Kuznetsova M.N.
Associate Professor, Chair of Philosophy, Humanities and Psychology of FSBEI of HE Saratov State Medical University named after V.I.
Razumovsky
THE PROBLEM OF UNCONSCIOUS IN PHILOSOPHY AND MEDICINE (Z. FREID, K. YUNG, E. FROMM)
Annotation: The unconscious is a manifestation of the internal state of the human psyche. This is a unique world, covering various spheres of spiritual life and personal activities. This is a unique mental state of hers when "dark or vague sensations, either partially conscious or completely incomprehensible," manifest
themselves as they are beyond the "threshold" of consciousness. Everyday experience shows that a person really breaks into certain feelings and vague thoughts arise, it is unclear where they are coming from.
Key words: unconscious, human psyche, vague thoughts, psychoanalysis, neurosis.
Серьезное, хотя и посредственное воздействие на философскую антропологию был оказан психоанализом. Психоанализ в своей традиционной формулировке был основа Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX-XX вв., когда намечался перелом классических воззрений на психическую жизнь человека. Выявилась неудовлетворенность натуралистическим и механистическим толкованиями. На основе этого началось формирование антирационального восприятия человека и мира.
Психоанализ Фрейда представлял собой, в известной мере, попытку раскрыть психические влечения человека, его внутренний мир.
Психология дофрейдовского периода за объект исследования брала психически и физически здорового человека. Фрейд же в качестве психопатолог, изучая причины образования неврозов, столкнулся с той областью человеческих чувств, которую обошла стороной предшествующая психология.
Фрейд создал модель личности, которая предстала, как сочетание трех компонентов: «Оно» - психическая «самость», глубинный уровень бессознательных влечения, основа деятельного индивида, руководствующаяся лишь принципом удовольствия безотносительно к реальности, а иногда и вопреки ей; «Я» - посредник между «Оно» и внешним миром; «сверх-Я» - своего рода цензура, внутриличностная совесть, критическая инстанция, возникающая в качестве посредника «Я» и «Оно на основании неразрешимости конфликта между оными, неспособности «Я» обуздать овладеть бессознательными порывами и привести их в подчинение требованиям принципа реальности 176.
Фрейд потрясенный человеческой жестокостью в период культурного кризиса, безоговорочно включил в свою теорию понятие человеческой агрессивности и в контексте обуздания данного инстинкта рассмотрел развитие культуры. Фрейд считал, что достижения культуры способствуют приглушению инстинктов человека. Однако в тех случаях, когда агрессия в культуре может влиться во внутренний мир человек, это неизбежно обусловит возникновение неврозов. Так как культура - достояние не одного человека, а всего общества, то появляется проблема «коллективных неврозов». На основании этого Фрейд поставил вопрос о том, не является ли большинство культур «невротическими». Фрейд утверждал, что судьба рода человеческого будет напрямую зависеть от того, сможет ли культурный
176 Живайкина А.А., Кузнецова М.Н. Интеракция больных с нарушениями психического здоровья на платформе интернета // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. №1. С. 184-186.
процесс ликвидировать психическое расстройство социальной жизни, которое обусловлено человеческим инстинктом самоуничтожения 177.
Одним из критиков данной концепции стал Карл Густав Юнг (1875 -1961 гг.) — швейцарский психиатр, один из учеников Фрейд, который до 1913 года разделял основные идеи своего учителя. Сущность разногласий Юнга с Фрейдом заключалась в понимании природы бессознательного. Швейцарский психиатр утверждал, что Фрейд неправомерно всю деятельность человека к сексуальному инстинкту, в то время как инстинкты человека обладают не биологической, а символической природой. Юнг предполагал, что символика - составной элемент самой психики и бессознательное создаёт определенные идеи или формы, которые носят схематический характер и составляют базу всех человеческих представлений.
Такие формы не обладают внутренним содержанием, а представляют собой - по Юнгу - формальные элементы, которые способны оформиться в определенное представление только в том случае, когда они проникнут на сознательную ступень психики. Юнг выделенным формальным элементам дал название - архетипы, которые как бы имманентно характерны для всего человеческого рода.
Архетипы - символические образы или формальные образцы поведения, на основе которых создаются конкретные образы, наполненные содержанием и в реальной жизни соответствующие стереотипам содержательной деятельности людей 178.
Юнг, в отличие от Фрейда, рассматривающего бессознательное в качестве основного элемента психики человека, провел четкую дифференциацию между «коллективным» и «индивидуальным бессознательным».
В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, Юнг проводит четкую дифференциацию между «индивидуальным» и «коллективным бессознательным». «Индивидуальное бессознательное» (персональное, личное) отражает личностный опыт человека и включает в себя переживания, которые когда-то были сознательными, но утратили свой содержательный характер в силу подавления или забвения 179.
«Коллективное бессознательное» отражает сокрытые следы памяти человеческого прошло: национальную и расовую историю, а также дочеловеческую животную жизнь. Представляет собой общечеловеческий опыт, который характерен для всех национальностей и рас. Именно «коллективное бессознательное» представляет собой тот резервуар, в
177 Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд; Пер. с нем. Г.В. Барышникова; Под ред. Е.Е. Соколова, Т.В. Родионова. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. - 480 с.
178 Гуревич, П.С. Психоанализ. Т.1. Фрейдизм и неофрейдизм: Учебник для магистров / П.С. Гуревич. -Люберцы: Юрайт, 2016. - 531 с.
179 Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд; Пер. с нем. Г.В. Барышникова; Под ред. Е.Е. Соколова, Т.В. Родионова. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. - 480 с.
котором сконцентрированы все «архетипы».
Юнг дал более детальную дифференциацию уровней развития психики, нежели Фрейд, и ввел ряд понятий, характеризующих новое видение личности. Вместе с такими инстанциями, как «коллективное бессознательное», «индивидуальное бессознательное» и «Я», Юнг выделил образы: «Самость», «Тень», «Анимус», «Анима», «Персона».
«Персона» - это своего рода маска, которую личность надевает как ответ на требования, предъявляемые социальным окружением. «Анимус» и «Анима» - абстрактные образы, которые представляют мужской архетип в женщине и женский архетип в мужчине. Через них осуществляется взаимопроникновение между полами. «Тень» - архетип, который состоит из животных инстинктов и является средоточением низменных темных сторон личности. Антисоциальные и агрессивные устремления данного архетипа могут не проявляться в открытую, т.к. вытесняются в «индивидуальное бессознательное» или скрываются под маской «Персоны». «Самость» является центральным архетипом личности, вокруг которого сконцентрированы всех психические свойства человека. Сфера «Самости» представляет собой нечто среднее между бессознательным и сознательным 180.
Юнг пошел дальше Фрейда и дифференцировал «Оно». По Фрейду «Оно» - природно данное, всецело биологическое, в то время как у Юнга в него входят и социальные мотивы. Однако по сравнению со многими неофрейдистами, которые постулировали тезис о «социальном бессознательном», «архетипы бессознательного» Юнга обладают наследственным характером.
Проблема отношения общества и личности, взаимодействия социальных и психологических аспектов является центральной темой теоретических работ Э. Фромма (1900-1980 гг.), которого роднят с экзистенциалистами из-за его взглядов («Бегство от свободы», труд изданный в 1941 г., «Человек для себя», изданный в 1947 г. и т.д.).
Фромм выделил исторические и экзистенциальные дихотомии человеческой сущности. «Исторические дихотомии» - по Фромму - не являются обязательным элементом человеческого существования, а разрушаются или создаются человеком или в ходе собственной жизни, или в дальнейшие исторические периоды. К «экзистенциальным» он отнес дихотомию между жизнью и смерть. Люди брошены в этот мир в случайном времени и месте и выбираются из него опять-таки случайно. Человеком осознается ограниченность его существования и потому он никогда не станет свободным от такой дихотомии.
Фромм в своей работе «Революция надежды» (1968 г.) изложил идеи касательно путей гуманизации существующей общественной системы. Это -
180 Гуревич, П.С. Психоанализ. Т.1. Фрейдизм и неофрейдизм: Учебник для магистров / П.С. Гуревич. -Люберцы: Юрайт, 2016. - 531 с.
внедрение «гуманистического планирования», изменение способа потребления, актуализация статуса индивида, распространение новых форм духовной ориентации, которые должны представлять собой эквиваленты религиозным системам 181.
Фромм считал, что экзистенциальные противоречия неустранимы, и каждый человек дает им ответ всем своим существом. Человек бездомен, отделен от мирового целого, но стремится обрести гармонию с миром. Он смертен и знает об этом, однако пытается реализовать себя в отведенное ему время, утверждая вечные ценности и идеалы.
«Человек - не чистый лист бумаги, на котором культура пишет свой текст». В соответствии с этим природа человека определяется не как биологически заданная совокупность влечений, страстей, но как осмысленный ответ, целостное отношение к миру. Таким ответом может быть стремление к свободе, справедливости, истине, но в равной степени ими могут стать ненависть, садизм, деструктивность, конформизм. Разумеется, проявлением человеческой природы способствуют или препятствуют и социально-исторические обстоятельства. Наследуемые психофизические свойства, темперамент, инстинкты лишь в малой мере детерминируют способ отношения человека с миром. Ведь садистом может стать и флегматик, и меланхолик. Характер - это заместитель отсутствующих у человека инстинктов, это, как говорил Гераклит, «рок» для человека, он задает типичный для данного человека способ восприятия идей и ценностей, отношения к другим людям. Личность как бы «инстинктивно» ведет себя в соответствии со своим характером, «влечением» (Скупец не задумывается, копить ему или тратить, - его влечет сбережение) 182.
Оздоровление общества возможно лишь на пути изменения человеческого характера, переориентации его на гуманистические ценности, раскрытие подлинной индивидуальности, ее созидательной активности и способности к любви.
Проблема бессознательного актуальна практически для любой сферы человеческой жизнедеятельности. Это же касается и медицинской сферы.
Использованные источники:
1. Гуревич, П.С. Психоанализ. Т.1. Фрейдизм и неофрейдизм: Учебник для магистров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 531 с.
2. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд; Пер. с нем. Г.В. Барышникова; Под ред. Е.Е. Соколова, Т.В. Родионова. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. - 480 с.
3. Живайкина А.А., Кузнецова М.Н. Интеракция больных с нарушениями психического здоровья на платформе интернета // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. №1. С. 184-186.
181 Гуревич, П.С. Психоанализ. Т.1. Фрейдизм и неофрейдизм: Учебник для магистров / П.С. Гуревич. -Люберцы: Юрайт, 2016. - 531 с.
182 Гуревич, П.С. Психоанализ. Т.1. Фрейдизм и неофрейдизм: Учебник для магистров / П.С. Гуревич. -Люберцы: Юрайт, 2016. - 531 с.