Научная статья на тему 'Философский аспект аналитической психологии К. Юнга'

Философский аспект аналитической психологии К. Юнга Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
898
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ТЕОРИЯ / СХЕМА / ПЕРСОНА / ПСИХОАНАЛИЗ / ARCHETYPE / ANALYTICAL PSYCHOLOGY / THEORY / SCHEME / PERSON / PSYCHOANALYSIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Денисов Виктор Анатольевич

В настоящей работе автор рассматривает открытие теории коллективного бессознательного основателем К. Юнгом. Последовательность получения научного гуманитарного знания такой же, как и в естественных науках: случай, схема, идеальный объект, научная теория. Изначальная схема архетипов: Самость, Эго, Персона, Тень, Анимус, Анима были открыты почти одновременно с появлением теории коллективного бессознательного. В данной работе рассматривается такой архетип, как Персона социальная маска индивида, идеальное Эго, Я человека. В работе проанализировано развитие теории от личного бессознательного к коллективному бессознательному и до социального бессознательного с новыми архетипами дальнего порядка, открытыми д.ф.н. В.Г. Будановым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHICAL ASPECT OF ANALYTICAL PSYCHOLOGY C. JUNG

In this article, the author considers the discovery of the theory of the collective unconscious by the founder K. Jung. The sequence of obtaining scientific humanitarian knowledge is the same as in the natural sciences: case, scheme, ideal object, scientific theory. The original scheme of archetypes: Self, Ego, Person, Shadow, Animus, Anima were discovered almost simultaneously with the advent of the theory of the collective unconscious. In this work, it is considered such an archetype as Person the social mask of the individual, the ideal Ego, I of a human. The paper analyzes the development of the theory from the personal unconscious to the collective unconscious and to the social unconscious with new long-range archetypes discovered by Ph.D. V.G. Budanov.

Текст научной работы на тему «Философский аспект аналитической психологии К. Юнга»

ФИЛОСОФСКИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Философский аспект аналитической психологии К. Юнга

Денисов Виктор Анатольевич,

аспирант Института философии РАН E-mail: denis6517@yandex.ru

В настоящей работе автор рассматривает открытие теории коллективного бессознательного основателем К. Юнгом. Последовательность получения научного гуманитарного знания такой же, как и в естественных науках: случай, схема, идеальный объект, научная теория. Изначальная схема архетипов: Самость, Эго, Персона, Тень, Анимус, Анима были открыты почти одновременно с появлением теории коллективного бессознательного. В данной работе рассматривается такой архетип, как Персона - социальная маска индивида, идеальное Эго, Я человека. В работе проанализировано развитие теории от личного бессознательного к коллективному бессознательному и до социального бессознательного с новыми архетипами дальнего порядка, открытыми д.ф.н. В.Г. Будановым.

Ключевые слова: архетип, аналитическая психология, теория, схема, персона, психоанализ.

Философия психоанализа появилась в 20 веке и стала одним из ведущих направлений, влияющих на общество, на его культурную, духовную жизнедеятельность. Вначале психоанализ возник в качестве терапии психических неврозов человека, но затем он стал шире своего практического назначения. Выдающееся открытие структуры человеческой психики: бессознательного, предсо-знания, сознания позволило З. Фрейду по-новому проводить лечение пациентов. Но эти открытия помогли лучше понять человеческую психику, мотивы и поступки человека. Сознание человека менялось с течением продолжительного времени, все более усложняясь; знания о человеческой сущности увеличивались, и поэтому смогло возникнуть новое учение. Философское переосмысление, человеческое осознание самого себя и своего существования в этом мире, заложенное еще Сократом и другими мыслителями древних веков, затем развивающее новое понимание человека, как образа, но не подобия Богу в западной философской мысли, заложило фундамент нового понимания человека, позволившее открыть теорию психоанализа. Особенно прослеживается влияние на создание теории психоанализа в философских трудах, Августина, Блаженного, И. Канта, А. Шопенгауэра. Зигмунд Фрейд утверждал, что на него сильно повлияла философия жизни Ф. Ницше, его работа «Так говорил Заратустра». Продолжателями новой теории, выдвинутой З. Фрейдом и стали его ученики и последователи: К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм.

Знания эволюционируют и развиваются. Прежнее знание, которое раньше считалось неоспоримым, со временем накапливает противоречия с другими научными теориями и через какое-то время сумма новых накопленных знаний отвергает прежнее. Ученым для более точного по сравнению с прежним объяснением законов природы требуется принятие нового более достоверного знания. Новому приближенному к истине знанию потребуются новые идеальные объекты, новый категориальный аппарат, новые схемы, иллюстрирующие знание. Старые схемы будут разрушены и даже не на их основаниях, а из каких-либо их частей будут создаваться новые схемы, идеальные объекты и научные теории. Синтез и анализ может происходить одновременно, часто невозможно найти, что первично, что вторично, что послужило изменению и нахождению новых схем, идеальных объектов и знаний. Возможно ли с по-

сз о

о Л о

о сз о в

мощью схемы проанализировать конкретный случай, явление, случившиеся с конкретным человеком или в обществе, или в природе вообще? Многие научные открытия начинаются с анализа отдельного случая и приводят к открытию новых научных теорий. Падение яблока с дерева подвигло И. Ньютона к обоснованию закона всемирного тяготения. З. Фрейда исследование конкретного случая с мальчиком, боявшимся лошадь, привело к открытию схемы Эдипова комплекса и обоснованию психоаналитической теории. В.М. Розин пишет: «Схема случая согласно закону» - это схема, позволяющая подвести некоторое изучаемое явление («случай») под понятие (мы бы сказали построить в науке идеальный объект), то схема самого закона - это методологическая схема» 1. Схема случая графически может быть представлена как соединение; сверху случай и из него следует схема, которые сходятся вместе линиями-стрелками для исследования, и затем вывода новых понятий, категорий, идеальных объектов и в конечном итоге, на наивысшем уровне, получение нового теоретического знания. Особую важность выведения схемы случая под понятие и тем более под определенный закон в трехфакторном соотношении рационального, внерационального и иррационального познания мира служит первое, и последнее соотношение, то есть рациональное и иррациональное познание случая.

Рациональное знание получается с помощью логики, здравого смысла, эксперимента, исследования, но высшей формой рационального знания является научная теория. Теории есть пояснительные и объяснительные; пояснительные рассказывают о событиях и используются в исторических, археологических гуманитарных науках. Наивысшей теорией является теория объяснительная, которая объясняя, находит причинно-следственную связь в событиях. С помощью данной теории можно прогнозировать события в будущем, а также воссоздавать прошлое.

Внерациональное знание это бытовое понимание происходящих событий с рассудочными мнениями о причинно-следственных связях. Оно не может быть научным теоретическим знанием. Полагаясь на него, невозможно, научно исследуя, найти причинно-следственную связь. Мнение часто подменяет понятия и опирается на несущественные причины, и уводит объяснение, заменяет логику аргументацией не несущей под собой истинных причин. В эту же категорию входит ассоциативное знание самое удивительное и далекое от научного познания мира.

Иррациональные знания, получаемые с помощью интуиции, медитации, ясновидения, откровения с большим трудом поддаются проверке, но в каких-то случаях их можно подтвердить. Одна е из составляющих данного обнаружения знания на-е ходится в самом человеке и другому человеку та-

сэ _

см

о 1 Розин В.М. Введение в схемологию. Схемы в философии

т^ культуре науке проектировании. Изд. Стереотип. М.: Книжный

^ дом «Либриком». 2007. - 256 Стр. 77.

кое познание не дается. Принять на веру это знание, которое невозможно проверить, становится сложно другому человеку. Но, тем не менее, иррациональное познание может рассматриваться, как случай и подвергаться анализу и проверке. Такой случай может служить основанием схемы и открывать новый категориальный аппарат, и идеальный объект, и в конечном итоге гуманитарное научное знание. Но чтобы, случай превратился в знание, необходима теория. Она может быть пояснительной или объяснительной, как написано ранее наивысшей теорией считается объяснительная, включающая в себя причинно-следственные связи. Данное гуманитарное знание может быть доказано в научных экспериментах. В последнее время современная наука стала с интересом изучать иррациональные, и даже внерациональные случаи.

Возможно, знание человека о вещи, о каком-либо явлении превращает знания в действенный инструмент человеческого воздействия на данную вещь или явление. А. Бергсон выдвинул гипотезу о действенности нашего ума на то, что человеческий ум замечает. Но тогда с другой стороны пренебрежение знанием или не знание предопределяет человеческую недейственность на вещи или события, которые человек не замечает или игнорирует. Значит, у конкретного человека нет еще действенного механизма его ума, подобно тому, что человек не имеет рук и не может передвигать предметы, брать их в руки. Обнаруженные человеком явления или случаи в природе означают возможность воздействия на них человека. Скры-тость, незаметность вещи или явления в природе означает, возможно, ослабление влияния человека на эти вещи, случаи, и, наоборот, они могут оказывать незаметное влияние на человека.

Случай это универсальное, отчасти ненаучное понятие в его значении жизненного события, но любой случай может стать объектом исследования. Его повторение или исключительность есть огромное поле для анализа, который может привести к открытию нового знания. Человеческие знания о природе, поясняют или объясняют почти все события в различных научных теориях. Почти нет ни одного случая не раскрытого, не поясняемого, не объясняемого в научных теориях. Где наука бессильна дать объяснение природному явлению или феномену, то она выдвигает гипотезы, которые через какой-то промежуток времени отвергаются или доказываются. Но, чтобы доказать гипотезу, нужно найти объяснение, взаимосвязи в каком-либо случае, нужно самому ученому проявить ментальные способности и найти теорию, разъясняющую причинно-следственные связи в этом случае, так как, ученый ищет закономерности, взаимосвязи для обоснования своего знания. Закономерное появление новых повторений образа случая с различными изменениями проверяют выведенные ранее научные закономерности. Рождение нового знания в силу роста духовной и материальной культуры общества вызвано необходимостью более точного приближения к истине. Ло-

гос скрыт от человека и не проявляет сам себя без умственного усилия человека, и поэтому ученый может своим умственным трудом открыть новое знание. Абсолютная истина, как известно, не познаваема, и не дана человеку в качестве научного знания. Каждое открытие только приближает нас к истинному знанию. «Знание - это, прежде всего, вопрос наложения порядка на хаос»1, - написал английский юнгианский аналитик Энтони Сти-венс. Знание это осознанный выбор. Случай может быть проанализирован в различных сферах знания с помощью рационального, внерациональ-ного и иррационального познания. Для изучения случая нужно из него вывести схему, понятия, идеальный объект и в конечном итоге научное знание. Знание позволит данный случай объяснить или пояснить на уровне научной составляющей в той плоскости, которая интересует исследователя. Если случай невозможно объяснить с точки зрения имеющегося знания, то он может стать началом открытия новой теории, привести в конечном (редчайшем) случае к пересмотру прежней теории и открытию новой, даже к смене парадигмы. Но если случай исследован и в нем обнаружены новые идеальные объекты, но из него не выведена теория, он остается не совсем знанием. Схема идеального объекта данных случаев может повторяться и даже быть объяснена, но не быть завершена научной теорией. Тогда следующие исследователи могут довести идеальный объект до научного знания. В.М. Розин пишет, что изначально теория З. Фрейда рождалась из конкретного случая и имела свой идеальный объект, в случае с мальчиком, но вначале не была завершена в качестве теории, так как Эдипов комплекс это скорее идеальный объект. Только позже З. Фрейд дает теоретическое обоснование и находит уровни психического состояния человека личностное бессознательное и сознательное.

К. Юнг продолжает учение своего учителя З. Фрейда в несколько ином контексте. Он открывает коллективное бессознательное, явившееся новым гуманитарным научным знанием. Карл Густав объясняет архетипы коллективного бессознательного, обнаруживая идеальный объект, который раннее был неопределен на уровне научной теории. Идеальные объекты архетипов существовали и были известны с архаических времен в мифах, в наскальных рисунках, но самого понятия идеальный объект ранее не существовало и оно появилось недавно, отображая новое более сложное понимание культурной жизни современного человека по сравнению с архаичным человеком древнего времени. Теорией, научным гуманитарным знанием в аналитической психологии архетипы, то есть первоосновы мифических образов стали тогда, когда К. Юнг открыл теорию коллективного бессознательного. Основные праформы в мировых мифах, сказках имеют свойство повторяться с различными интерпретациями. Данные прафор-

мы К. Юнг назвал архетипами, к шести первичным архетипам он отнес: Самость, Эго, Персону, Тень, Анимус и Аниму. Самость это все объединяющий принцип человеческой психики, занимающий центральное место в управлении психической жизнью. Это архетип целостности потенциала и единства человеческой личности. В него включены все оставшиеся пять архетипов. Эго - сознательное проявление рационального. Персона это идеальный Я, идеальное Эго, социальная маска человека, предъявляемая обществу. Тень это все бессознательное в человеке. Анимус идеальный образ мужчины и Анима идеальный образ мужчины. Из этих пяти изначальных архетипов происходят множество других праформ поведения, допустим, маска Персоны может налагаться на такие архетипы, как герой, лидер. Количество архетипов может быть неограниченным. Открытие изначально шести архетипов в коллективном нашем бессознательном повлекло за собой следующие открытия новых архетипов стереотипного поведения, которые, безусловно, были с незапамятных времен, а открыли данные первоосновы только в середине 20 века. Модель протосхематизации архетипов мифических на общество дало одну из возможностей увидеть и описать скрытый ранее стереотип человеческого социального поведения. Схема повторений и различений социального человека в разные эпохи с типичными для каждого времени требованиями к нему, позволила Карлу Юнгу найти данный архетип. Он дал ему понятие персоны и затем, построив идеальный объект, представил его в теории коллективного бессознательного.

Аналитическая психология относится к гуманитарному знанию, изучающему человеческую психику. Мифы, сказки, рассказывая разные истории, сюжеты воспроизводят структуру человеческой психики. Исследование мифов и сказок, поэтому это исследование психики человека, его бессознательного и сознательного содержания. Полная структура человеческой психики, его «целостность не задается на путях обычного рационального мышления»2.

Рождение новой теории возникло из нарративного мифического описания, в своем роде художественных образов и получения схем, затем понятий, идеальных объектов и теории. Наработка теории коллективного бессознательного у К. Юнга шла посредством анализа сновидений, то есть случаи, истории сновидения он разлагал и соединял на составляющие части, отыскивая первопричины, появляющихся во сне видений. Он получил путем анализа и синтеза иррациональное знание, являющееся в современном мире общепризнанной теорией. Данная гуманитарная теория коллективного бессознательного объясняет психологическую жизнь человека, обнаруживает причинно-следственные связи архетипов с человеческим

сэ о

о Л о

о сз о в

1 Стивенс Э. «Возвращение к архетипу: обновленная естественная история Самости - М: ККасталия», 2019-450 с. С. 36

2 Гуревич П.С. Психоанализ Т.2. Современная глубинная психология: учебник для магистров/ П.С. Гуревич. - 2 изд., пе-рераб. И доп. - М. Издательство Юрайт, 2014. 564 с. Серия: Магистр. С. 48.

поведением. С помощью архетипов бессознательного ученые могут объяснить мотивы поведения человека или даже целого общества. На основании теории коллективного бессознательного д.ф.н. В.Г. Буданова выявил архетипы дальнего порядка в истории человечества. Он выдвинул гипотезу и доказал, что мифологические схемы существуют в форме социального бессознательного, повторяясь через каждые 128 и 90 лет в виде военных конфликтов в истории западной Европы. Возможно, исследований, подтверждающих влияние архетипов коллективного бессознательного на социум или на человека проводилось незначительное количество. Научные изучение влияния бессознательного фактора на стереотип поведения, безусловно, сложно провести и еще сложнее подтвердить. Но теория коллективного бессознательного признанна в России и во всем мире, она подтверждается логическими рассуждениями и выводами.

Литература

1. Розин В.М. Введение в схемологию. Схемы в философии культуре науке проектировании. Изд. Стереотип. М.: Книжный дом «Либриком». 2007. - 256. - С. 77.

2. Стивенс Э. «Возвращение к архетипу: обновленная естественная история Самости - М: ККасталия», 2019. - 450 с. - С. 36.

3. Гуревич П.С. Психоанализ Т. 2. Современная глубинная психология: учебник для магистров / П.С. Гуревич. - 2 изд., перераб. И доп. - М. Издательство Юрайт, 2014. - 564 с. Серия: Магистр. - С. 48.

THE PHILOSOPHICAL ASPECT OF ANALYTICAL PSYCHOLOGY C. JUNG

Denisov V.A.

Institute of Philosophy Russian Academy of Sciences

In this article, the author considers the discovery of the theory of the collective unconscious by the founder K. Jung. The sequence of obtaining scientific humanitarian knowledge is the same as in the natural sciences: case, scheme, ideal object, scientific theory. The original scheme of archetypes: Self, Ego, Person, Shadow, Animus, Anima were discovered almost simultaneously with the advent of the theory of the collective unconscious. In this work, it is considered such an archetype as Person - the social mask of the individual, the ideal Ego, I of a human. The paper analyzes the development of the theory from the personal unconscious to the collective unconscious and to the social unconscious with new long-range archetypes discovered by Ph.D. V.G. Budanov.

Keywords: archetype, analytical psychology, theory, scheme, person, psychoanalysis.

References

1. Rozin V.M. Introduction to schematics. Schemes in the philosophy of culture, science, design. Ed. Stereotype. M .: Book house "Librikom". 2007. - 256. - P. 77.

2. Stevens E. "Return to the archetype: the updated natural history of the Self - M: KKastalia", 2019. - 450 p. - P. 36.

3. Gurevich P.S. Psychoanalysis T.2. Modern depth psychology: a textbook for masters / P.S. Gurevich. - 2nd ed., Revised. And add. - M. Publishing House Yurayt, 2014. - 564 p. Series: Master. - P. 48.

e

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.