Научная статья на тему 'Влияние фрейдизма и неофрейдизма на массовую культуру современного общества'

Влияние фрейдизма и неофрейдизма на массовую культуру современного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3203
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ИСКУССТВО / КОМПЕНСАЦИЯ / КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХИКА / СОЗНАНИЕ / СОЗНАТЕЛЬНОЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гарькина Софья Германовна

В статье рассмотрены ключевые моменты образования и трансформации учения З. Фрейда. Проанализированы характерные особенности способов реализации социальных элементов неофрейдизма на практике. Выявлено и обосновано, что каждое табуированное бессознательное желание находит отражение в реальности тем или иным способом. Особое внимание уделяется эмоциональной реализации элементов сознания в контексте массовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the key points of formation and transformation of the teachings of Sigmund Freud. Characteristics of the ways of implementation of neofreudism social elements are considered. The study shows that every taboo unconscious desire is reflected in reality in some way. Special attention is paid to the emotional implementation of the elements of consciousness in the context of mass culture.

Текст научной работы на тему «Влияние фрейдизма и неофрейдизма на массовую культуру современного общества»

ГАРЬКИНА С. Г.

ВЛИЯНИЕ ФРЕЙДИЗМА И НЕОФРЕЙДИЗМА НА МАССОВУЮ КУЛЬТУРУ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Аннотация. В статье рассмотрены ключевые моменты образования и трансформации учения З. Фрейда. Проанализированы характерные особенности способов реализации социальных элементов неофрейдизма на практике. Выявлено и обосновано, что каждое табуированное бессознательное желание находит отражение в реальности тем или иным способом. Особое внимание уделяется эмоциональной реализации элементов сознания в контексте массовой культуры.

Ключевые слова: искусство, сознание, психика, бессознательное, сознательное, компенсация, комплекс неполноценности, массовая культура.

GARKINA S. G.

THE INFLUENCE OF FREUDISM AND NEOFREUDISM ON MODERN MASS CULTURE Abstract. The article describes the key points of formation and transformation of the teachings of Sigmund Freud. Characteristics of the ways of implementation of neofreudism social elements are considered. The study shows that every taboo unconscious desire is reflected in reality in some way. Special attention is paid to the emotional implementation of the elements of consciousness in the context of mass culture.

Keywords: art, consciousness, psyche, unconscious, conscious, compensation, inferiority complex, mass culture.

Огромное влияние на все сферы культуры и искусства ХХ века оказал фрейдизм. Его создателем является австрийский психиатр и невропатолог З. Фрейд. В 1895 году он пришел к нестандартной методике лечения неврозов, названной «катарсической». Она и дала начало его оригинальной теории психоанализа. В дальнейшем ученый расширяет границы применения этого метода до разрешения психологических проблем среднестатистического человека, а также культуры, религии, искусства.

В 1900 году Фрейд публикует свою первую масштабную работу «Толкование сновидений», которая становится родоначальницей новой эпохи в социальных науках. Фрейд постоянно совершенствует свою теорию. В частности, он рассматривает понятие «бессознательное» в качестве основного мотиватора всех человеческих действий. В век «господства рационализма» и «света разума» данное учение становится настоящим прорывом. Суть его можно свести к следующему: в психике человека присутствуют три

структуры: бессознательное, предсознательное и сознательное (Оно - Id, Я - Ego и Сверх-Я -Super-Ego). Под бессознательным Фрейд понимает категории психики человека, которые подобны животному инстинкту и воплощены во множество наших скрытых желаний. Бессознательное влияет на сознание и поведение человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках. Сознательным же является то, что человек воспринимает осознанно. Это восприятие объективной реальности представлено нашими чувствами и ощущениями в конкретный момент времени. Состояние осознанности имеет временные пределы. Предсознание обозначает совокупность тех воспоминаний и мыслей, которые, не являясь частицей осознанного индивидом опыта, остаются доступными для осознания. Бессознательное играет важную роль в человеческой психике и соединяет в себе все остальные элементы. Понятие бессознательного вытекает из учения о понятии вытесненного. Все вытесненное из психики - бессознательное.

Таким образом, вытесненные или табуированные цензурой предсознания (Я) влечения ищут обходной путь для прохода в сознание (сферу Сверх-Я) и реализацию в реальности. Фрейд «уделял большое внимание роли среды, таким механизмам, как сублимация, вытеснение, идентификация, рационализация и т.д. Эти процессы выступают и как защитные инструменты личности, и как существенные социокультурные механизмы. Так, вытеснение и сублимация дисциплинируют необузданные сексуальные и агрессивные инстинкты и направляют их в превращенной форме на выполнение социально значимых целей» [1]. Этот процесс происходит по-разному: у многих приводит к нарушениям психики - неврозам и психозам; у большей части проявляется в снах, фантазиях, в ошибочных движениях, описках, оговорках; в творческой деятельности человека - в науках, религии, искусстве -происходит сублимация, способствующая развитию культуры.

Массовая культура ХХ века принимает теорию Фрейда на вооружение, тем самым начиная оперативно производить товары, способствующие ослаблению конфликта индивида с культурой и природой. В своих многочисленных произведениях она проявляет значимые запретные влечения к любви, агрессивности и определенным образом высвобождает предельное напряжение бессознательного с помощью сублимации и компенсации в культурных феноменах. Говоря словами Фрейда: «Тебе неизвестно, как они это сделали, какими путями они пошли; только результат этой работы, симптом, который ты ощущаешь как болезнь, доводится до твоего сведения. Ты не узнаешь в нем продукции твоих собственных вытесненных влечений и не знаешь, что он является заменяющим их удовлетворением» [2].

Фрейд приходит к выводу, что, наслаждаясь искусством, человек наслаждается именно тем, что способно реализоваться в нем (вытесненные влечения, запретные желания и

подавленные сознанием комплексы). При этом он получает наслаждение от удачно выбранной формы произведения (Фрейд называет это наслаждение эстетическим) и «подлинное наслаждение» от его содержания. Возможно, именно это способствует тому, что художник приводит нас в состояние наслаждения именно нашими собственными фантазиями.

Фрейд выявил компенсаторный элемент искусства, осознание которого увлекло в ХХ веке многих создателей произведений искусства и его исследователей. Он довольно часто подчеркивал, что искусство дает иллюзию удовлетворения, компенсирующую древние, но и в настоящем «актуальные» культурные запреты, и таким образом примиряет с «принесенными им жертвами». По мнению ученого, произведения искусства позволяют также компенсировать и «комплекс Нарцисса», свойственный многим людям.

В конце 1930-х гг. возник неофрейдизм, который стремился превратить фрейдизм в более социальную доктрину, отходя от концепции бессознательного и от биологических предпосылок учения Фрейда.

Неофрейдизм - направление в современной философии и психологии, которое получило распространение по большей части на территории США. Сторонники неофрейдизма совместили психоанализ Фрейда с американскими социологическими теориями. К числу представителей направления относятся Г. Салливен, Э. Фромм, К. Хорни и др. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений.

Неофрейдисты вводят термин «сверхкомпенсация», под которым понимают специфическую социальную форму реакции на чувство неполноценности. В ее рамках формируются крупные личности, «великие люди», наделенные исключительными способностями. В этой связи показателен пример Наполеона Бонапарта, который пытался посредством своих успехов компенсировать физический недостаток - низкий рост. Демосфен, заикавшийся с детства, проведя колоссальную работу над собой, стал одним из великих ораторов Древней Греции.

Фрейдизм и неофрейдизм оказали влияние на все области искусства - интерес к анализу глубинных психических процессов персонажей, а также самих авторов привел к тому, что во многих произведениях искусства главенствующее положение стали занимать те или иные комплексы и закомплексованные герои. Кинематограф стал отличной платформой

для отражения новых идей. Одна из самых главных тем черно-белых мрачных фильмов-нуар - влияние прошлого на человека.

Успех фрейдизма и неофрейдизма в США объясняется тем, что основатель психоанализа в первую очередь настаивает на исполнении желаний человека, достижении им счастья, а американская традиция как раз связана с индивидуальной самореализацией, ибо частное, личное счастье является и важным идеалом, и практической целью.

Фрейд считал, что буржуазное общество уродует и калечит человека. Агрессивность человека является не следствием экономических и политических противоречий общества, а выражением его истинной природы. Нет такого преступления, которое нельзя было бы «оправдать», пользуясь теорией психоанализа (психическая неполноценность как единственная причина преступления).

Идея Фрейда о компенсаторной функции искусства придала импульс развитию массовой культуры, обусловила появление многочисленных произведений о людях со сверхспособностями, владеющих всеми приемами восточных и западных единоборств, сверхсовременным оружием. Согласно фрейдизму, при восприятии таких произведений среднестатистический потребитель сопереживает герою, отождествляет себя с ним, изживает многие собственные бессознательные влечения, комплексы, таким образом реализуя свои сокровенные мечты, компенсирует то, что не имеет возможности осуществить в реальной жизни, и от этого получает удовольствие.

XX век вошел в историю человечества как век страха. Разрушительные войны, революции, катастрофы, стихийные бедствия способствовали появлению в мировой художественной культуре образа «маленького человека». В книге «Бегство от свободы» американский философ и социолог, последователь Фрейда Э. Фромм сравнивает человека с мышонком Микки Маусом - героем мультфильмов У. Диснея. Фромм подчеркивает, что люди не смотрели бы без конца варианты одной и той же темы, если бы для них в ней не было бы чего-то сокровенного и близкого: «...зритель переживает собственные страхи и ощущение ничтожности, а в конце получает успокоительное заверение в том, что все будет хорошо.» [3, с.133]. Зритель сопереживает мышонку Микки, а счастливый конец, в котором тот избегает опасности, позволяет зрителю испытать чувство удовлетворения.

В становлении инстинкта страха особо сильно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве так называемые фильмы ужасов. Их основные сюжеты: природные трагедии (землетрясения, цунами); катастрофы (кораблекрушения, падения самолетов, пожары); монстры (гигантские фантазийные животные, агрессивные существа, жуткие членистоногие и рептилии, инопланетные существа); сверхъестественные

силы (магия, сатанизм, сектантство, реинкарнация, телекинез). Особо популярен в этом ряду жанр «трупомании».

В условиях экономических и экологических кризисов, холодной и локальных войн, столкновений на национальной почве, ничто не гарантирует защиты от трагедий, которые могут случиться с каждым. Отсюда можно сделать вывод, что тематика катастроф, страхов уже неосознанно овладевает человечеством.

Тема катастрофы в кино и на телевидении все чаще раскрывается через трагические истории политической жизни, содержащие элементы жестокого терроризма и похищения людей. Причем для заманивания и раскручивания такого материала важны такие элементы пропаганды, как сенсационность, жестокость, авантюрность. На выходе имеем психику человека, сформированную фильмами-катастрофами, причем катастрофами, чрезвычайно эстетизированными коммерческим экраном. В результате психика постепенно становится малочувствительной к происходящим катастрофическим событиям в реальной жизни. Таким образом подобные произведения массовой культуры формируют у среднестатистического человека гипотетическую готовность к тотальному разрушению цивилизации тем или иным способом, вместо того, чтобы выработать у него желание предотвратить подобные жуткие события.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в определенный момент времени в результате перехода от фрейдизма к неофрейдизму происходит значительное изменение важнейших составляющих теории психоанализа. Сам Фрейд предостерегал от недостаточного внимания к силе природного подсознательного, заложенного в каждом индивиде. Так или иначе в результате он жаждал триумфа разума над инстинктами, цивилизованного развитого общества над природой. Весь его метод был основан на принципах, следуя которым было бы возможно достигнуть желаемого баланса животного и социального, инстинктивных импульсов и цивилизованной нормы.

История Нового времени постоянно заставляет человека задаваться вопросом: чего же он на самом деле желает - расширения прав, сочетающихся с ростом обязанностей и социальной ответственности, или же права на безответственное неучастие, на дезертирство от всех трудных общественных проблем? Какой судьбы мы себе хотим больше: участи тех, чья ответственность расширяется, требуя полной отдачи сил, или участи тех, кто не желает самостоятельно принимать решения и предпочитает просто плыть по течению?

Благодаря фрейдизму и неофрейдизму получили научное обоснование многие элементы социальной и индивидуальной жизни, которые прежде были совершенно не объясненными. Открыв значимую роль бессознательного как для отдельного человека, так и

для всего общества, фрейдизм и неофрейдизм позволили объемно и многопланово представить картину социальной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барулин В. С. Социальная философия: учебник. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 560 с.

2. Фрейд З. Трудность на пути психоанализа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-libra.ru/read/85497-trudnost-na-puti-psihoanaliza.html.

3. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: АСТ, 2017. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.