_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________
Проанализировав точки зрения по этому вопросу, можно сказать, что социализация - процесс формирования целостной личности. Взаимодействие биологического, социального и индивидуального в формировании личности является сложным видом диалектического единства этих начал. Биологическое в человеке представляет собой естественную, природную предпосылку развития духовного мира личности. Каждый человек способен к всестороннему развитию ввиду неспециализированности его мозга и тела, уникальности его генетической программы.
В свете проблемы формирования личности можно говорить, что каждому человеку свойственна природой заданная уникальная интеграция задатков и что социальная жизнь должна, не повреждая эту первоначально согласованную систему задатков, побуждать индивида к развитию их в способности посредством общественно значимой деятельности [5, с.17-18]. Иными словами, без активности человека (как существа общественного и живого организма) никакие задатки не могут сформироваться в способности. А без сформированного деятельного (и ответственного) отношения индивида к своей личности не может быть полного раскрытия сущностных сил личности.
Список использованной литературы:
1. Абульханова К. А. Диалектика природного и общественного как методологический принцип наук о человеке [Текст]. - М., 1977. - С. 115-131.
2. Диалектика в науках о природе и человеке: в 4 кн. / ред. колл. И. Т. Фролов и др. [Текст]. - М., 1983. -Кн. 4. - С. 118-119.
3. Дубинин Н. П. Наследование биологическое и социальное [Текст]. - М., 1980. - С. 63-64.
4. Зотов Н. Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление [Текст]. - Томск, 1984. - 246с.
5. Минюшев Ф. И. Феномен социалистической личности [Текст]. - М., 1984. - 188с.
6. Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 150 с.
© И.Ф. Петров, 2015
УДК 008
Петров Игорь Федорович
док. филос. наук, профессор ИМСИТ г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]
ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ О ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
В статье рассматриваются зарубежные теории, игнорирующие человеческую историю и законы развития общества, сводящие всю жизнедеятельность человека к проявлениям его физической и биологической природы.
Ключевые слова
человек, личность, жизнедеятельность, фрейдизм, неофрейдизм, биологические аспекты поведения.
В зарубежной философии существуют теории, которые сводят всю жизнедеятельность человека к проявлениям его физической, биологической природы. Такие теории игнорируют человеческую историю и законы развития общества. Представители подобных концепций ведут речь о «собственном инстинкте», «инстинкте эгоизма» и т. д. Одной из самых распространенных теорий, которая и по сей день оказывает влияние на теорию личности, является фрейдизм и его разновидность - неофрейдизм. Различные стороны теории З. Фрейда достаточно подробно проанализированы в работах Ф. В. Бассина, Б. В. Зейгарника, К. Б. Клемана, Ж. Лакана, Б. Е. Рожнова, Л. Сэва и др.
162
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х______
В конструкции личности З. Фрейда содержится предположение о сложности, многоплановости структуры поведения человека. И, тем не менее, все эти компоненты в основном подчинены биологическим аспектам. Так, например, в его структуре личности существуют три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-я (Супер-эго). Ид является той ареной, где властвуют вытесненные бессознательные инстинкты, а с другой - подчиняется принципу удовольствия. Эго, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой - подчиняется нормативам и требованиям реальности. Супер-эго -это совокупность моральных устоев общества, выполняет роль «цензора». Таким образом, по мнению Б. В. Зейгарника, Эго находится в конфликте, ибо требования Ид и Супер-эго несовместимы. Исходя из этого Эго (Я) постоянно прибегает к защитным механизмам: вытеснению, сублимации (само вытеснение совершается неосознанно). Для осуществления разнообразных функций форм деятельности Фрейд выделил систему специфических механизмов (сублимация, проекция, перенос, вытеснение, регрессия и т. д.). Организм рассматривается им как сложная энергетическая система, управляемая законом сохранения энергии. Поэтому если либидо (З. Фрейд выделил две потребности, которые определяют психическую деятельность человека - либидозную и агрессивную) остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты. Супер-эго обеспечивает социальную преемственность этих эффектов, но если это ему не удается, конфликт между Ид и Супер-эго приобретает обостренный характер и нормальное функционирование системы нарушается, блокированное либидо находит свое выражение в симптомах болезни, невроза [1, с.7-8].
Есть и другие теории, например концепция «реформированного», «реконструированного» психоанализа (упомянутый выше неофрейдизм), которые хотя и обращаются к социальному фактору, но определяющей основой сознания и поведения человека считают предрасположения, коренящиеся в его психике в виде влечений.
Представителем рассматриваемой концепции является Э. Фромм. Его учение является, если так можно выразиться, наиболее социализированным учением неофрейдизма. По Фромму, мысли, чувства, поступки личности нужно рассматривать как дремлющие в ней тенденции, которые ждут удобного случая для своего выражения [7, с.180]. Несмотря на то, что Фромм рассматривает социальный фактор, показывая, как экономическая и политическая деятельность обостряет состояние человеческой отчужденности, он остается верен положению о первичности психических сил. «Анализ Фроммом личности, - справедливо считает С. К. Рощин, - и общественных отношений, внешне носящий исторический характер, на самом деле основан на подмене факторов, имеющих первостепенное значение в человеческой истории, факторами совсем иного уровня» [6, с.80]. Такие явления, как подчинение другим, стремление к власти, пассивное согласие с социальными нормами, стремление к разрушению, объясняются им действием особых психических сил, которые имеют свои корни в «родовой травме» человека (когда тот, выделившись из животного мира, осознал свою отдаленность от окружающей среды). То есть Фромм, впрочем, как и другие неофрейдисты, подменяет социальные явления психологическими (психологический редукционизм).
На самом же деле суть не в извечно заданных психических предрасположениях, а, как известно, в том, что люди есть продукты обстоятельств, исторически меняющихся социальных условий и изменяются с изменением первых.
Список использованной литературы:
1. Здравомыслов А. Г. Проблема интереса в социологической теории [Текст]. - М., 1981. - 228 с.
2. Петров И. Ф. Дифференцированный подход к удовлетворению культурных потребностей личности [Текст]. - Тула: Приокское книжное издательство, 1990. - 142с.
3. Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 150 с.
4. Петров Л. И. Общество и потребности [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 171 с.
5. Петрова С. И. Социальные потребности и культурные процессы [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - 151 с.
6. Рощин С. К. Западная психология как инструмент идеологии и политики [Текст]. - М., 1980. - С. 80.
7. Fromm E. Escape from Freedom. 1949.
© И.Ф. Петров, 2015
163
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_______________
УДК 8
Толстихина Елена Владимировна
канд. фил. наук, старший преподаватель ЮФУ
г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: [email protected]
ПОНЯТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ
Аннотация
Особую актуальность данной темы определяет нарастающая взаимозависимость культур в современном мире, причем не только в глобализирующемся мире национальных культур, но и субкультур в рамках какой-то одной национальной культуры.
Целью данной работы является анализ межкультурной коммуникации как специфической субкультуры.
Автором используются такие методы, как метод структурно-функционального анализа, методы социальных технологий, методы культурно-символической интерпретации.
Знание основных принципов, категорий и норм межкультурного коммуникативного взаимодействия является основанием повышения уровня коммуникативной культуры.
Ключевые слова
Субкультура, этноценризм, коммуникативное сознание, речевое мышление, коммуникативное поведение,
инкультурация.
Основными понятиями, характеризующими межкультурную коммуникативную субкультуру, являются базисные понятия коммуникативного сознания, речевого мышления и коммуникативного поведения. Следовательно, по характеру своего сознания, мышления или поведения, люди принадлежат к той или иной субкультуре.
Известно, что языком коммуникативной культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться во всем пространстве культуры. Язык коммуникативной культуры — это универсальная форма осмысления социальной реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Г.Хофштеде следующим образом определяет некоторые свойства культуры:
- культуре обучаются бессознательно (базовые ценности закладываются до 10-ти лет);
- передается с помощью символов (литературные тексты, живопись, музыка и т.п.);
- культура динамична, хотя глубинные ее процессы происходят очень медленно (как пример могут служить ценности любой культуры);
- каждая культура избирательна (заключает в себя те тенденции, явления, образы и т.д., которые делают мир предсказуемым для представителей той или иной культуры);
- этноцентризм - тенденция провозглашать ценности своей группы как ценности для всех людей [1].
Все эти свойства культуры также применимы к понятию «субкультуры».
Благодаря расширению социального выбора предметов потребления и культурных изделий появляется и огромный выбор социальных структур. И новые субкультуры, такие как хиппи, битники, теософисты, компьютерщики, культуристы, гомосексуалисты и другие становятся сегодняшней реальностью.
Это связано с тем, что люди ищут свою индивидуальность, причисляя себя к неформальным культурам, кланам или группам различного характера, тем самым образуя все новые и новые субкультуры. Рост субкультур наиболее показателен в профессиональном мире. Много субкультур появилось среди специалистов различных профессий. Тут видна тенденция развития субкультур в тесной связи с развитием науки и технологий.
164