Научная статья на тему 'Некоторые теории жизнедеятельности человека'

Некоторые теории жизнедеятельности человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
229
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФРЕЙДИЗМ / НЕОФРЕЙДИЗМ / БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петров Игорь Федорович, Имсит

В статье рассматриваются зарубежные теории, игнорирующие человеческую историю и законы развития общества, сводящие всю жизнедеятельность человека к проявлениям его физической и биологической природы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые теории жизнедеятельности человека»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х

2. Диалектика в науках о природе и человеке: в 4 кн. / ред. колл. И. Т. Фролов и др. [Текст]. - М., 1983. -Кн. 4. - С. 118-119.

3. Дубинин Н. П. Наследование биологическое и социальное [Текст]. - М., 1980. - С. 63-64.

4. Зотов Н. Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление [Текст]. - Томск, 1984. - 246с.

5. Минюшев Ф. И. Феномен социалистической личности [Текст]. - М., 1984. - 188с.

6. Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 150 с.

© Петров И.Ф., 2017

УДК 008

Петров Игорь Федорович

док. филос. наук, профессор ИМСИТ г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

В статье рассматриваются зарубежные теории, игнорирующие человеческую историю и законы развития общества, сводящие всю жизнедеятельность человека к проявлениям его физической и биологической природы.

Ключевые слова

человек, личность, жизнедеятельность, фрейдизм, неофрейдизм, биологические аспекты поведения.

В зарубежной философии существуют теории, которые сводят всю жизнедеятельность человека к проявлениям его физической, биологической природы. Такие теории игнорируют человеческую историю и законы развития общества. Представители подобных концепций ведут речь о «собственном инстинкте», «инстинкте эгоизма» и т. д. Одной из самых распространенных теорий, которая и по сей день оказывает влияние на теорию личности, является фрейдизм и его разновидность - неофрейдизм. Различные стороны теории З. Фрейда достаточно подробно проанализированы в работах Ф. В. Бассина, Б. В. Зейгарника, К. Б. Клемана, Ж. Лакана, Б. Е. Рожнова, Л. Сэва и др.

В конструкции личности З. Фрейда содержится предположение о сложности, многоплановости структуры поведения человека. И, тем не менее, все эти компоненты в основном подчинены биологическим аспектам. Так, например, в его структуре личности существуют три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-я (Супер-эго). Ид является той ареной, где властвуют вытесненные бессознательные инстинкты, а с другой - подчиняется принципу удовольствия. Эго, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой - подчиняется нормативам и требованиям реальности. Супер-эго -это совокупность моральных устоев общества, выполняет роль «цензора». Таким образом, по мнению Б. В. Зейгарника, Эго находится в конфликте, ибо требования Ид и Супер-эго несовместимы. Исходя из этого Эго (Я) постоянно прибегает к защитным механизмам: вытеснению, сублимации (само вытеснение совершается неосознанно). Для осуществления разнообразных функций форм деятельности Фрейд выделил систему специфических механизмов (сублимация, проекция, перенос, вытеснение, регрессия и т. д.). Организм рассматривается им как сложная энергетическая система, управляемая законом сохранения энергии. Поэтому если либидо (З. Фрейд выделил две потребности, которые определяют психическую деятельность человека - либидозную и агрессивную) остановлено в одном из своих проявлений, оно

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

должно неизбежно произвести какие-то другие эффекты. Супер-эго обеспечивает социальную преемственность этих эффектов, но если это ему не удается, конфликт между Ид и Супер-эго приобретает обостренный характер и нормальное функционирование системы нарушается, блокированное либидо находит свое выражение в симптомах болезни, невроза [1, с.7-8].

Есть и другие теории, например концепция «реформированного», «реконструированного» психоанализа (упомянутый выше неофрейдизм), которые хотя и обращаются к социальному фактору, но определяющей основой сознания и поведения человека считают предрасположения, коренящиеся в его психике в виде влечений.

Представителем рассматриваемой концепции является Э. Фромм. Его учение является, если так можно выразиться, наиболее социализированным учением неофрейдизма. По Фромму, мысли, чувства, поступки личности нужно рассматривать как дремлющие в ней тенденции, которые ждут удобного случая для своего выражения [7, с.180]. Несмотря на то, что Фромм рассматривает социальный фактор, показывая, как экономическая и политическая деятельность обостряет состояние человеческой отчужденности, он остается верен положению о первичности психических сил. «Анализ Фроммом личности, - справедливо считает С. К. Рощин, - и общественных отношений, внешне носящий исторический характер, на самом деле основан на подмене факторов, имеющих первостепенное значение в человеческой истории, факторами совсем иного уровня» [6, с.80]. Такие явления, как подчинение другим, стремление к власти, пассивное согласие с социальными нормами, стремление к разрушению, объясняются им действием особых психических сил, которые имеют свои корни в «родовой травме» человека (когда тот, выделившись из животного мира, осознал свою отдаленность от окружающей среды). То есть Фромм, впрочем, как и другие неофрейдисты, подменяет социальные явления психологическими (психологический редукционизм).

На самом же деле суть не в извечно заданных психических предрасположениях, а, как известно, в том, что люди есть продукты обстоятельств, исторически меняющихся социальных условий и изменяются с изменением первых.

Список использованной литературы:

1. Здравомыслов А. Г. Проблема интереса в социологической теории [Текст]. - М., 1981. - 228 с.

2. Петров И. Ф. Дифференцированный подход к удовлетворению культурных потребностей личности [Текст]. - Тула: Приокское книжное издательство, 1990. - 142с.

3. Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 150 с.

4. Петров Л. И. Общество и потребности [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - 171 с.

5. Петрова С. И. Социальные потребности и культурные процессы [Текст]. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - 151 с.

6. Рощин С. К. Западная психология как инструмент идеологии и политики [Текст]. - М., 1980. - С. 80.

7. Fromm E. Escape from Freedom. 1949.

© Петров И.Ф., 2017

УДК 008

Петрова Софья Игоревна

канд. культурологии, преп. ИМСИТ г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация

В статье рассматривается социальная среда, ее влияния на личность и культурные процессы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.