удк 94(470) Елена Александровна Ефимова,
# кандидат исторических наук,
Helenn79@mail.ru доцент кафедры экономической
и политической истории России,
СГСЭУ
ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ В РОССИИ: ПРИЧИНЫ И ПОИСКИ РЕШЕНИЙ
Цель настоящей статьи - изучение проблемы бедности в современной России, выявление ее причин и определение путей ее решения. Объектом исследования стала деятельность государственных структур, направленная на предотвращение бедности. Предметом исследования является бедность во всех ее проявлениях. Методологическую основу исследования составил диалектический подход к изучению явлений и закономерностей различных сторон и аспектов феномена бедности, а также основополагающие принципы научного исследования - принцип объективности и историзма.
В результате анализа выявлены причины бедности в России и факторы, способствующие росту количества бедных и малоимущих граждан. Ликвидация этих причин позволит существенно снизить социальную напряженность в стране. Следует вполне закономерный вывод, что бедность - это системное многомерное явление, которое требует комплексного подхода к изучению и всестороннего анализа. Для преодоления бедности необходимо бороться с ее причинами, а не пытаться ликвидировать ее последствия. Материалы настоящей статьи могут быть использованы на семинарских занятиях, при написании учебных пособий по истории России.
Ключевые слова: бедность, безработица, заработная плата, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда.
Ye.A. Yefimova
PROBLEM OF POVERTY IN RUSSIA: CAUSES AND POSSIBLE SOLUTIONS
The paper studies the problem of poverty in modern Russia, identifies the causes of poverty and suggests ways to address those problems. The author considers the work of government agencies aimed at preventing poverty and research-
es all manifestations of poverty. The methodology of the research is based on dialectical approach to studying the manifestations and various factors and aspects of the phenomenon of poverty as well as on the fundamental principles of scientific research, i.e. the principle of objectivity and historicism.
The analysis presented in the paper shows the causes of poverty in Russia and the factors contributing to growing number of people with low income. The elimination of those factors will substantially reduce social tensions in the country. It is concluded that poverty is a systemic multi-dimensional phenomenon that requires a multidimensional approach and comprehensive analysis. To overcome poverty it is necessary to fight its causes rather than trying to mitigate its effects. The materials of the research can be used in seminars and in textbooks on the history of Russia.
Keywords: poverty, unemployment, wages, cost of living, minimum wage.
Преодоление бедности сегодня является необходимым условием экономического роста России в ближайшей перспективе, а также основным фактором его гуманизации. В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В связи с этим преодоление бедности и создание условий для повышения благосостояния граждан страны является первоочередной задачей власти и общества. Низкий уровень жизни значительной части населения наряду со сверхполяризацией доходов порождает социальную напряженность в обществе и оказывает негативное влияние на экономические процессы, демографическую политику, культурно-нравственные устои.
Понятие «бедность» имеет множество различных трактовок и критериев. В целом можно сказать, что бедность - это такое экономическое положение семьи или отдельного человека, при котором денежных ресурсов не хватает для удовлетворения минимальных потребностей в жилье, одежде, питании, образовательных и медицинских услугах и т. п .
Богатство и бедность порождаются механизмом социальной дифференциации в сферах производства, распределения и потребления общественных благ.
Причинами бедности являются многие факторы, среди которых можно выделить: экономические (низкие заработные платы, безработица, неравенство в распределении доходов, наличие монопромышленных районов с неконкурентоспособными предприятиями, дифференцированный экономический потенциал различных регионов страны); демографические (наличие двух и более детей, неполные семьи, миграция населения из-за военных конфликтов или политической нестабильности); социальные (инвалидность, престарелый возраст, детская беспризорность). Спецификой России является влияние экономических и политических факторов на рост бедности.
Критерии определения бедных в разных государствах отличаются, и весьма значительно. Так, аналитики Всемирного банка порогом абсолютной бедности считают 1,25 долл. на человека в день. Этот критерий, как правило, применяется для выработки программ помощи бедному населению развивающихся государств Африки и Азии. В развитых государствах бедными считаются лица, имеющие доход ниже 50 - 60% от среднего по стране. В Российской Федерации базой для определения порога бедности является прожиточный минимум, при этом малоимущими признаются граждане, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.
Бедность в России, так же как и во многих других странах, существовала всегда, однако в разных государ-
ствах и на разных исторических этапах она проявлялась по-разному. С конца 1950-х гг. в СССР стали проводиться первые исследования доходов населения в разных социальных группах. Конечно, в условиях тоталитарного государства термин «бедность» не использовался. Даже понятия «прожиточный минимум» и «малообеспечен-ность» стали употребляться только с начала 1970-х гг., когда была принята программа помощи детям в малообеспеченных семьях [4, с. 33].
В 1965 г. прожиточный минимум составлял 40 руб., а минимальная заработная плата 60 руб. Минимум рассчитывался исходя из того, что работник для нормального воспроизводства должен обеспечить себя и половину иждивенца в соответствии с показателями семейной нагрузки. В 1975 г. минимум был повышен до 50 руб., а соответствующая ему заработная плата - лишь до 70 руб. Население, имеющее доходы ниже минимума материальной обеспеченности, рассматривалось как малообеспеченное. В конце 1980-х гг. прожиточный уровень (или граница малообеспеченности) определялся в размере 100 руб., а минимальная заработная плата составляла 165 руб. То есть можно сделать вывод, что в 1970 - 1980-х гг. размер минимальной оплаты труда в среднем в 1,5 раза превышал прожиточный минимум.
Переход к рыночным отношениям по радикальному сценарию, получившему название «шоковой терапии», привел к резкому падению уровня жизни населения, большая часть которого оказалась за гранью не только бедности, но и нищеты. К причинам обнищания населения в период экономических реформ прежде всего следует отнести гиперинфляцию и потерю всех накоплений граждан, рост безработицы,задержки и невыплаты зарплат, сокращение социальных расходов государства вследствие экономического кризиса.
По данным Госкомстата РФ, потребительские цены за 1991 - 1996 гг. выросли в 5,7 тыс. раз, молоко и хлеб подорожали примерно в 13 - 15 тыс. раз, а пенсия увеличилась в 3 тыс. раз, минимальная заработная плата - в 1 тыс. раз. По оценкам экспертов, около 80% граждан в 1992 г. вследствие падения реальных доходов стали бедными (для сравнения: доля малообеспеченных в СССР в 1960 - 1980 гг. составляла в среднем 30% согласно критериям, действующим в СССР), т.е. в одночасье проблема бедности из чисто социальной превратилась в экономическую и политическую, так как касалась уже большинства населения.
Очевидно, что в условиях полной экономической разрухи прежние критерии определения малоимущего населения не отвечали реальности. Государство не смогло взять на себя обязательства социальной помощи всем нуждающимся. Поэтому был изменен подход к измерению уровня бедности. В целом размер прожиточ-
♦
♦
ного минимума сократился более чем в 2 раза по сравнению с 1991 г., изменилась и его структура: около 70% средств составили расходы на питание, остальные 30% приходились на удовлетворение других потребностей, в том числе оплату ЖКУ, траты на одежду, обувь, транспорт и т.д. Высокая доля расходов на питание - это свидетельство низкого уровня жизни населения, свойственное развивающимся странам. Но даже небольшой прожиточный минимум не мог быть обеспечен. Высокие темпы инфляции, характеризующие российскую экономику на протяжении 1990-х гг., окончательно оторвали размер прожиточного минимума от реальности.
В первые годы реформ минимальная заработная плата опустилась значительно ниже прожиточного минимума трудоспособного населения: в 1992 г. она составляла 33% от прожиточного минимума, к 1995 г. снизилась до 14%, а по некоторым данным - до 10% (причем в других странах постсоциалистического пространства эта цифра варьировалась от 35% до 46%). С 1995 г. наблюдался незначительный рост минимальной заработной платы по отношению к величине прожиточного минимума, однако экономический кризис 1998 г. снизил этот показатель до 8% [5, с. 227]. Больше всего в ходе реформ пострадали граждане, занятые в сельском хозяйстве, бюджетной сфере, оборонной и легкой промышленности. Низкие заработки здесь не позволяли удовлетворять даже самые насущные потребности, причем частым явлением стали начисленные, но не выплаченные зарплаты.
С приходом к власти В.В. Путина экономическая ситуация частично стабилизировалась, что привело к снижению уровня бедности. Это отразилось и на изменении величины прожиточного уровня. В 2003 г. размер прожиточного минимума с учетом инфляции достиг 2121 руб. на человека, причем доля продовольственных расходов в нем составила 50%. Несмотря на повышение в 2003 г. размера минимальной оплаты труда, она все еще составляла четверть от прожиточного минимума.
Экономический рост в 2000 - 2010 гг. отразился на социальной политике государства. В конце 2012 - начале 2013 гг. прожиточный минимум, по данным Росста-та, составлял в среднем 6705 руб. в месяц, из которых 2412 руб. предусматривалось на продукты питания, 1057 руб. - на все непродовольственные товары (включая лекарства), 2754 руб. - на все услуги, оставшиеся средства - на удовлетворение иных потребностей человека. По данным официальной статистики, в конце 2011 г. доля малоимущих граждан со среднедушевым доходом в месяц до 5 тыс. руб. составила 7,3%, от 5 до 7 тыс. руб. - 8,2%, а с доходами от 7 до 10 тыс. руб. -13,5%. Таким образом, по критериям, принятым в России, в настоящее время около 15% населения являются бедными, а 13,5% находятся на пороге бедности, т.е. в группе риска. Но это официальные данные Росстата. Проведенные в 2012 г. социальные опросы среди различных категорий населения показали, что 41% граждан нашей страны не могут обеспечить нормального уровня жизни, т.е. считают себя бедными. Эксперты сходятся во мнении, что удельный вес среднего класса составляет в настоящее время в России, по самым оптимистичным оценкам, не более 20% (люди, которые получают более 100 тыс. руб. в месяц).
Анализ статистических данных за 1990 - 2000 гг. показал, что, несмотря на некоторое снижение числа бедных в последнее десятилетие, эта проблема по-прежнему весьма актуальна. Дело в том, что сегодня социальная политика государства направлена в основном на борьбу с последствиями бедности, а не на преодоление причин, ее порождающих. Причины устойчивого характера бедности в России, на наш взгляд, следует искать в особенностях перехода к рыночным отношениям в нашей стране.
Как отмечалось выше, бедность в той или иной степени присуща большинству государств и обществ. Но в странах с развитой экономикой представлены в основном традиционные группы бедных, к которым экономисты и социологи относят нетрудоспособных, инвалидов, многодетных и т.п. Это так называемая социальная бедность, которая требует постоянного внимания со стороны государства и общества. Снижение ее возможно посредством прямого механизма выплат государственных пособий и предоставлением всевозможных социальных льгот.
Радикальные реформы в России привели к появлению феномена экономической бедности, когда трудоспособные и желающие работать граждане не могут обеспечить достаточно стабильный уровень жизни за счет своего труда. К ним относятся работники бюджетной сферы, сельские жители и представители ряда профессий. Эта группа населения, которая по уровню образования и квалификации, социальному статусу и другим критериям в советское время не относилась к малообеспеченной. Все специалисты пришли к выводу, что работающие бедные - это чисто российское явление [4, с. 36], возникшее в результате экономической политики 1990-х гг.
Экономические реформы 1990-х гг. породили ряд структурных перекосов в российской экономике. В переходный период наиболее уязвимыми и неконкурентоспособными стали текстильная, обувная, лесная промышленность, сельское хозяйство, а также бюджетная сфера. К концу 1990-х гг. в сельском хозяйстве здравоохранении, образовании и культуре более 60% работников получали официальную заработную плату ниже уровня прожиточного минимума [3, с. 27 - 28]. Произошла резкая дифференциация доходов в различных секторах экономики. После дефолта 1998 г. стали наблюдаться максимально высокие темпы концентрации денежных ресурсов, прежде всего в топливно-энергетическом секторе, цветной металлургии и в сфере финансов. Так, в 1999 г. средняя заработная плата в отрасли добычи и переработки природного газа в 11,3 раза превышала среднюю зарплату в сельском хозяйстве. В марте 2001 г. это соотношение составляло уже 25 раз [3, с. 28].
Резкая дифференциация наблюдалась не только по отраслям, но и по экономическому потенциалу регионов. Официальная статистика демонстрировала опасную с точки зрения социальной стабильности ситуацию в стране. Анализ доходов населения указывал на колоссальную диспропорцию между бедными и богатыми регионами. Так, за несколько лет реформ в наиболее бедные попали такие регионы, как Марий Эл, Мордовия, Ингушетия и Калмыкия, Ивановская область и т.д. Различия в доходах и ценах между отдельными территориями
♦
♦
достигли 14 раз. Решение этой проблемы советскими способами выравнивания регионов на практике привело лишь к снижению мотивации для дотационных регионов, затем к отсутствию стимулирования и межрегиональной конкуренции, а значит и к росту коррупции на местах. Попытки изменения ситуации в лучшую сторону путем поддержки сильных регионов, чтобы они впоследствии вытягивали слабые, также оказались неудачными. Чрезмерная неравномерность экономического развития регионов и в настоящее время создает серьезную проблему для государства. Так, если доходы газо- и нефтедобывающих регионов Тюменской области сопоставимы с аналогичными показателями Норвегии, то Ингушетия и Калмыкия находятся на уровне беднейших стран Африки. В качестве наглядного примера можно привести и тот факт, что, по официальным данным Росстата, среднедушевые доходы населения Москвы в 2011 г. составили 47 319 руб. в месяц, а Калмыкии - 8829 руб. [7].
Еще одной тенденцией, наметившейся в 1990-е гг. и прочно закрепившейся в настоящем времени, стала резкая поляризация доходов населения. Для анализа этого процесса в социологии применяется так называемый децильный коэффициент - показатель дифференциации доходов, выражающий соотношение между средними доходами 10% населения с наиболее высокими доходами и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан. В СССР этот показатель составлял 3 - 5 раз, к началу 1992 г. - 8 раз, в 1998 г. - 13,8 раза, а в 2011 г. - 16,2 раза [7]. Если сравнить с другими государствами, то самый низкий децильный коэффициент отмечается в Дании, Финляндии и Швеции - 4. В Германии, Австрии и Франции он варьируется от 5 до 7, в США разница между доходами богатых и бедных не превышает 12 раз. Таким образом, разрыв между богатыми и бедными в России значительно выше, чем в Европе и США. Как отмечают исследователи, по этому показателю наша страна близка к развивающимся государствам с сырьевым характером экономики [2, с. 39]. Децильный коэффициент считается одним из факторов политической стабильности в развитых государствах. Так, по оценкам экспертов ВТО, если доходы бедных и богатых различаются более чем в 14,2 раза, в стране возникает реальная опасность социальных волнений. Таким образом, разрыв между богатыми и бедными в современной России достиг критической точки. И это только средние показатели. Если мы сравним доходы населения Москвы, то степень расслоения общества на богатых и бедных будет на уровне 27,3 раза.
Специфической чертой явления бедности в России стал ее гендерный характер. Неравномерное распределение мужчин и женщин по профессиям и отраслям экономики имеет прочные исторические корни. Так, большевики, вовлекая женщин в общественное производство, считали, что им лучше работать в сферах, более
соответствующих их способностям (текстильная, пищевая промышленности, здравоохранение, образование). За годы советской власти сложились целые «феминизированные» отрасли. Так, среди врачей и учителей насчитывалось 2/3 женщин, среди библиотекарей -свыше 90%, среди экономистов и бухгалтеров - 88% [1, с. 31 - 37]. В настоящее время женская экономическая активность преобладает в бюджетной сфере, а также в таких отраслях экономики, как текстильная, швейная, обувная, связь, т.е. как раз в тех, что оказались наиболее уязвимыми после реформ 1990-х гг. Неблагоприятная ситуация на рынке труда заставила женщин искать работу в частном секторе, где, как правило, отсутствует официальное оформление по Трудовому кодексу, не платятся налоги и не соблюдается трудовое законодательство. Большая доля женского труда сосредоточена в уличной и рыночная торговле, репетиторстве, различных видах надомного труда, а также уборке квартир, присмотре за детьми, больными и престарелыми. Использование женского труда в неформальном секторе экономики вызвано прежде всего его дешевизной [6]. Концентрация женщин в бюджетной сфере, в неконкурентоспособных отраслях, а также в неформальном секторе, где наблюдаются самые низкие заработки, позволяет говорить об еще одной особенности - так называемой «феминизации» бедности в России.
Анализ российского феномена бедности показал, что это структурная проблема, которая может решаться только при условии коренных сдвигов от сырьевой модели экономики в сторону инновационной. Решение проблемы бедности путем разработки и реализации мер социальной поддержки незащищенного населения, скорее всего, не изменит ситуации в лучшую сторону. Очевидно, что необходимо бороться не с последствиями бедности, а с ее причинами, прежде всего социальными и экономическими, и только при полном взаимодействии органов региональной и социальной политики.
1. Ефимова Е.А. Гендерные аспекты гуманизации экономики в России // Постигая прошлое и настоящее России: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Е.И. Демидовой. Вып. 3. Саратов, 2012.
2. Иванов Н.П., Гоффе Н.В., Монусова Г.А. Глобализация и бедность // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 9.
3. Проблема бедности в современной России // Аналитический вестник Совета Федерации. 2003. № 20 (213).
4. Римашевская Н.М. Бедность: подходы к определению и измерению // Социологические исследования. 2004. № 4.
5. Социальное положение и уровень жизни населения России: стат. сб. М.: Госкомстат РФ, 2000.
6. Хоткина З.А. Новый век - новые проблемы: гендерные аспекты занятости труда и занятости в России. URL: http://www. gender-cent.ryazan.ru/hotkina.htm (дата обращения: 7. URL: http:// www.gks.ru (дата обращения: 22.09.2013).