Педагогическая мастерская
тие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил».
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».
Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка [2, с. 343].
Литература
1. Донченко Е.А. Личность: конфликт, гармония /Е.А. Дон-ченко, Т.М. Титаренко. - К.: Политиздат Украины, 1989. -176 с.
2. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология /Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. -374 с.
3. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология /А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1979. - 496 с.
4. Степанова О.А. Игровая школа мышления: метод. пособие для учителей начальной школы, педагогов ДОУ / О.А. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
5. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности усвоения знаний /Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1966.
Автор рассматривает проблему адаптации первоклассников к школе, предлагает создать учебно-воспитательную среду на начальной ступени дошкольного и школьного образования исходя из индивидуальных особенностей развития учащихся.
Белозёрова Ольга Владимировна,
заместитель директора, НГОУ «Школа-интернат №19 СОШ ОАО «Российские железные дороги»
г. Новокузнецк belozerova19@mail.ru
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
Как можно решить проблему адаптации первоклассников к школе?
Ключевые слова: образовательная среда дошкольного и школьного учреждений; сотрудничество с дошкольными учреждениями; индивидуальные особенности учащихся; адаптация учащихся; преемственность; непрерывность; возрастные этапы
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. При всем многообразии различных проявлений в поведении детей в период адап-
тации, можно сказать, что все первоклассники в это нелегкое для них время нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых — учителей и родителей.
Что же является наиболее сложным для детей? Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в
90
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6
Педагогическая мастерская
пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.
Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Для этого методическим объединением был разработан проект сотрудничества школы-интерната и дошкольных учреждений ОАО «РЖД»
Проблема проекта: образовательная среда дошкольного и школьного учреждений не создаёт целостной системы непрерывного образования на дошкольной и школьной начальной ступенях.
Гипотеза проекта: при создании условий для создания целостной системы непрерывного образования детей на дошкольной и школьной начальной ступени, исходя из индивидуальных особенностей их развития, будет сокращён период адаптации учащихся 1 класса, в созданной оптимальной учебно-воспитательной среде.
Объект проектирования: образовательная среда дошкольного учреждения и школьной начальной ступени школы-интерната.
Предмет проектирования:
- предметно-развивающая среда и жизненное пространство;
- коммуникативность;
- внутренние позиции дошкольника и адекватные им познавательные и социальные мотивы обучения.
Цель проекта: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Данную цель намечено реализовать через решение поставленных задач:
- согласование целей и задач дошкольного и школьного начального образования;
- создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психо-физического развития дошкольника и младшего школьника;
- обеспечение готовности педагогов дошкольных групп и начальной школы к созданию условий для развития ведущих видов деятельности каждого периода детства (игровая и учебная деятельность);
- преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования;
- обеспечение отслеживания психофизического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Нами подготовлены материалы родительских собраний, которые помогут учителю снизить тревогу самих родителей и дадут практические рекомендации о том, как взрослые могут поддержать своих детей в период адаптации к школе.
Работа по разработанному проекту сотрудничества с дошкольными учреждениями велась на протяжении всего учебного года. Проводились совместные педагогические и родительские собрания, проблемные и тематические круглые столы, что обязательно анализировалось на методических объединениях педагогов школы. Учителя начальных классов посещали в детском саду занятия, мероприятия, были организованы совместные постановки спектаклей, концерты, праздники и творческие дела.
Совместно мы сможем в значительной степени смягчить и ускорить этот процесс. Для этого важно дать будущим первоклассникам возможность ознакомиться со школой-интернатом, педагогическим коллективом, воспитанниками первого класса, которые близки им по возрасту. При этом имеет смысл предоставить дошкольникам и их родителям необходимую для знакомства со школой встречу, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер, чтобы ребята без страха переступили порог школы в первый сентябрьский денёк.
С этой целью нами был разработан и проведён День открытых дверей для дошкольников и их родителей, которые работают на железной дороге. Встреча носила праздничный характер. Детей встретили первоклассники, которые задолго до этого с интересом вели подготовку к встрече гостей, ведь многие из них воспитывались в этих же дошкольных учреждениях -детских садах ОАО «РЖД» на станции Новокузнецк.
Во время экскурсии по школе ребята познакомились с «домом», где живут книги. В библиотеке будущие ученики с интересом разглядывали выставки книг, листали красочные детские журналы. Много нового из истории железных дорог они узнали в школьном музее. Наибольшее внимание ребят и их родителей привлёк стенд с историей железнодорожной формы нашего государства, которую шьют воспитанники школы-интерната.
С большим любопытством ребята разглядывали спортивный комплекс школы-интерната: бассейн, сауну, спортивный, боксерский и тренажёрный залы. Они даже испытали настоящую боксёрскую грушу, попробовали свои силы на взрослых тренажёрах, а в хореографическом зале продемонстрировали свои гимнастические способности. Восхищению детей не было предела.
В каждой ли школе есть возможность у школьников ежедневно пить ароматный чай, настоянный на травах, принимать кислородный коктейль и оздорав-ливаться в спелеокомнате? Всё это было предложено дошкольникам, многие из которых не хотели уходить из фитобара, выпивая по несколько порций кислородного коктейля.
Но больше всего ребятам понравилось в учебном кабинете, где они совместно с хозяевами, которые им во всем помогали, изготовили поделку себе на память, отвечали на вопросы первоклассников, отгадывали загадки и выполняли задания, предложенные педагогом. Совместное творческое дело всех сдружило.
А сколько эмоций вызвала весёлая эстафета в большом спортивном зале! Азарт, победы, достиже-
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6
91
Педагогическая мастерская
ния - всё это сопровождало игру будущих железнодорожников - спортсменов.
В заключение первоклассники вручили дошкольникам огромную картину сказочного паровозика -символа воспитанников начальных классов школы-интерната. А будущие первоклассники пообещали обязательно вернуться в нашу замечательную школу в сентябре.
Этот праздник оставил неизгладимый след в сердцах ребят, хорошие впечатления о школе-интернате у родителей. Думаю, что данный проект является началом тесного и взаимного сотрудничества школы-интерната и дошкольных учреждений ОАО «РЖД».
Приложение
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы-интерната №19 ОАО «РЖД» И.В.Пугачёва ______________________
Положение О ПРОВЕДЕНИИ ДНЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
Цел ь: знакомство дошкольников и их родителей со школой-интернатом
Задачи:
• ознакомление с условиями школы-интерната и его персоналом;
• развитие коммуникативности, дружеских взаимоотношений с первоклассниками школы.
• создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников в адаптационный период при вхождении в школьную жизнь.
Участниками «Дня будущего первоклассника» являются:
• выпускники детских садов ОАО «РЖД»,
• родители дошкольников,
• первоклассники школы-интерната,
• педагоги.
Время проведения:______________
Место проведения: школа-интернат Организаторами проведения являются:
- методическое объединение учителей начальных классов;
- оздоровительный центр школы-интерната. Организационный комитет в составе:
Заместитель директора школы-интерната -_________
Руководитель МО -Учителя начальной школы
Организационный комитет осуществляет следующие функции:
S общее руководство и контроль за проведением мероприятия;
S определяет место и время проведения;
S утверждает положение, приглашает специалистов;
S осуществляет подготовку и проведение;
S проводит анализ мероприятия, подводит итоги; S награждает победителей.
ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИИ
№ п/п Мероприятие Место проведения Ответственный
Встреча и размещение гостей актовый зал
Экскурсия по школе-интернату
«Волшебный дым» соляная пещера
«Проба кислородного коктейля» фитобар
«В здоровом теле, здоровый дух» бассейн
Библиотечный урок «Чтение-мать учения» библиотека
В гостях у первоклассников (совместное коллективно-творческое дело) Кабинет начальных классов
Весёлые старты спортзал
Подведение итогов , вручение детским садам памятного подарка, изготовленного детьми школы-интерната Проводы гостей театральная студия
92
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6