Научная статья на тему 'Проблема адаптационного периода'

Проблема адаптационного периода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная среда дошкольного и школьного учреждений / сотрудничество с дошкольными учреждениями / индивидуальные особенности учащихся / адаптация учащихся / преемственность / непрерывность / возрастные этапы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белозёрова Ольга Владимировна

Автор рассматривает проблему адаптации первоклассников к школе, предлагает создать учебно-воспитательную среду на начальной ступени дошкольного и школьного образования исходя из индивидуальных особенностей развития учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белозёрова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема адаптационного периода»

Педагогическая мастерская

тие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил».

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка [2, с. 343].

Литература

1. Донченко Е.А. Личность: конфликт, гармония /Е.А. Дон-ченко, Т.М. Титаренко. - К.: Политиздат Украины, 1989. -176 с.

2. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология /Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. -374 с.

3. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология /А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1979. - 496 с.

4. Степанова О.А. Игровая школа мышления: метод. пособие для учителей начальной школы, педагогов ДОУ / О.А. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

5. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности усвоения знаний /Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1966.

Автор рассматривает проблему адаптации первоклассников к школе, предлагает создать учебно-воспитательную среду на начальной ступени дошкольного и школьного образования исходя из индивидуальных особенностей развития учащихся.

Белозёрова Ольга Владимировна,

заместитель директора, НГОУ «Школа-интернат №19 СОШ ОАО «Российские железные дороги»

г. Новокузнецк belozerova19@mail.ru

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

Как можно решить проблему адаптации первоклассников к школе?

Ключевые слова: образовательная среда дошкольного и школьного учреждений; сотрудничество с дошкольными учреждениями; индивидуальные особенности учащихся; адаптация учащихся; преемственность; непрерывность; возрастные этапы

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. При всем многообразии различных проявлений в поведении детей в период адап-

тации, можно сказать, что все первоклассники в это нелегкое для них время нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых — учителей и родителей.

Что же является наиболее сложным для детей? Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в

90

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.

Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

Для этого методическим объединением был разработан проект сотрудничества школы-интерната и дошкольных учреждений ОАО «РЖД»

Проблема проекта: образовательная среда дошкольного и школьного учреждений не создаёт целостной системы непрерывного образования на дошкольной и школьной начальной ступенях.

Гипотеза проекта: при создании условий для создания целостной системы непрерывного образования детей на дошкольной и школьной начальной ступени, исходя из индивидуальных особенностей их развития, будет сокращён период адаптации учащихся 1 класса, в созданной оптимальной учебно-воспитательной среде.

Объект проектирования: образовательная среда дошкольного учреждения и школьной начальной ступени школы-интерната.

Предмет проектирования:

- предметно-развивающая среда и жизненное пространство;

- коммуникативность;

- внутренние позиции дошкольника и адекватные им познавательные и социальные мотивы обучения.

Цель проекта: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Данную цель намечено реализовать через решение поставленных задач:

- согласование целей и задач дошкольного и школьного начального образования;

- создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психо-физического развития дошкольника и младшего школьника;

- обеспечение готовности педагогов дошкольных групп и начальной школы к созданию условий для развития ведущих видов деятельности каждого периода детства (игровая и учебная деятельность);

- преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования;

- обеспечение отслеживания психофизического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Нами подготовлены материалы родительских собраний, которые помогут учителю снизить тревогу самих родителей и дадут практические рекомендации о том, как взрослые могут поддержать своих детей в период адаптации к школе.

Работа по разработанному проекту сотрудничества с дошкольными учреждениями велась на протяжении всего учебного года. Проводились совместные педагогические и родительские собрания, проблемные и тематические круглые столы, что обязательно анализировалось на методических объединениях педагогов школы. Учителя начальных классов посещали в детском саду занятия, мероприятия, были организованы совместные постановки спектаклей, концерты, праздники и творческие дела.

Совместно мы сможем в значительной степени смягчить и ускорить этот процесс. Для этого важно дать будущим первоклассникам возможность ознакомиться со школой-интернатом, педагогическим коллективом, воспитанниками первого класса, которые близки им по возрасту. При этом имеет смысл предоставить дошкольникам и их родителям необходимую для знакомства со школой встречу, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер, чтобы ребята без страха переступили порог школы в первый сентябрьский денёк.

С этой целью нами был разработан и проведён День открытых дверей для дошкольников и их родителей, которые работают на железной дороге. Встреча носила праздничный характер. Детей встретили первоклассники, которые задолго до этого с интересом вели подготовку к встрече гостей, ведь многие из них воспитывались в этих же дошкольных учреждениях -детских садах ОАО «РЖД» на станции Новокузнецк.

Во время экскурсии по школе ребята познакомились с «домом», где живут книги. В библиотеке будущие ученики с интересом разглядывали выставки книг, листали красочные детские журналы. Много нового из истории железных дорог они узнали в школьном музее. Наибольшее внимание ребят и их родителей привлёк стенд с историей железнодорожной формы нашего государства, которую шьют воспитанники школы-интерната.

С большим любопытством ребята разглядывали спортивный комплекс школы-интерната: бассейн, сауну, спортивный, боксерский и тренажёрный залы. Они даже испытали настоящую боксёрскую грушу, попробовали свои силы на взрослых тренажёрах, а в хореографическом зале продемонстрировали свои гимнастические способности. Восхищению детей не было предела.

В каждой ли школе есть возможность у школьников ежедневно пить ароматный чай, настоянный на травах, принимать кислородный коктейль и оздорав-ливаться в спелеокомнате? Всё это было предложено дошкольникам, многие из которых не хотели уходить из фитобара, выпивая по несколько порций кислородного коктейля.

Но больше всего ребятам понравилось в учебном кабинете, где они совместно с хозяевами, которые им во всем помогали, изготовили поделку себе на память, отвечали на вопросы первоклассников, отгадывали загадки и выполняли задания, предложенные педагогом. Совместное творческое дело всех сдружило.

А сколько эмоций вызвала весёлая эстафета в большом спортивном зале! Азарт, победы, достиже-

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

91

Педагогическая мастерская

ния - всё это сопровождало игру будущих железнодорожников - спортсменов.

В заключение первоклассники вручили дошкольникам огромную картину сказочного паровозика -символа воспитанников начальных классов школы-интерната. А будущие первоклассники пообещали обязательно вернуться в нашу замечательную школу в сентябре.

Этот праздник оставил неизгладимый след в сердцах ребят, хорошие впечатления о школе-интернате у родителей. Думаю, что данный проект является началом тесного и взаимного сотрудничества школы-интерната и дошкольных учреждений ОАО «РЖД».

Приложение

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы-интерната №19 ОАО «РЖД» И.В.Пугачёва ______________________

Положение О ПРОВЕДЕНИИ ДНЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

Цел ь: знакомство дошкольников и их родителей со школой-интернатом

Задачи:

• ознакомление с условиями школы-интерната и его персоналом;

• развитие коммуникативности, дружеских взаимоотношений с первоклассниками школы.

• создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников в адаптационный период при вхождении в школьную жизнь.

Участниками «Дня будущего первоклассника» являются:

• выпускники детских садов ОАО «РЖД»,

• родители дошкольников,

• первоклассники школы-интерната,

• педагоги.

Время проведения:______________

Место проведения: школа-интернат Организаторами проведения являются:

- методическое объединение учителей начальных классов;

- оздоровительный центр школы-интерната. Организационный комитет в составе:

Заместитель директора школы-интерната -_________

Руководитель МО -Учителя начальной школы

Организационный комитет осуществляет следующие функции:

S общее руководство и контроль за проведением мероприятия;

S определяет место и время проведения;

S утверждает положение, приглашает специалистов;

S осуществляет подготовку и проведение;

S проводит анализ мероприятия, подводит итоги; S награждает победителей.

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИИ

№ п/п Мероприятие Место проведения Ответственный

Встреча и размещение гостей актовый зал

Экскурсия по школе-интернату

«Волшебный дым» соляная пещера

«Проба кислородного коктейля» фитобар

«В здоровом теле, здоровый дух» бассейн

Библиотечный урок «Чтение-мать учения» библиотека

В гостях у первоклассников (совместное коллективно-творческое дело) Кабинет начальных классов

Весёлые старты спортзал

Подведение итогов , вручение детским садам памятного подарка, изготовленного детьми школы-интерната Проводы гостей театральная студия

92

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.