Научная статья на тему 'Проблема адаптации студентов в современных рыночных условиях функционирования вуза'

Проблема адаптации студентов в современных рыночных условиях функционирования вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема адаптации студентов в современных рыночных условиях функционирования вуза»

Л.П. ПРОКОШЕНКОВА, А.Ю. ПАРАМОНОВА

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВУЗА

В современных социально-экономических условиях получение среднего и высшего образования стало необходимостью для большинства молодежи страны. В журнале «Современное образование в России» за 2005 г. отмечается, что каждый второй молодой человек хочет поступать в высшее и среднее специальное учебное заведение. Но сегодня государство не может обучать в вузе всех желающих на госбюджетной основе. Поэтому многим приходиться самим оплачивать свою учебу. Платная форма обучения в вузе приобретает массовый характер. Естественно, возникает вопрос: «Доступно ли сегодня платное образование разным слоям населения нашей страны?» Статические данные за 2000-2005 гг. позволяют нам подразделить население России по уровню доходов на четыре группы. Первая группа, составляющая 30-35% населения страны, не имеет возможности оплачивать учебу детей в вузе; вторая группа с доходом от 150 до 250 долл. в месяц на члена семьи (500-1000 долл. на семью) имеет возможность оплачивать обучение сына или дочери в вузе. Эта группа составляет около 12% населения. Третья группа, составляющая 8% населения (около 11,5 млн), имеет доход 250-600 долл. в месяц на члена семьи (вполне может оплачивать обучение детей в вузе); четвертая группа, составляющая 1,7% населения (около 2,5 млн человек), имеет совокупный доход 600-1500 долл. в месяц на одного члена семьи. Следовательно, только 21,7% населения имеет возможность оплачивать обучения своих детей в вузе. По данным журнала «Эксперт» (2004 г.), стоимость обучения в средних специальных учебных заведениях составляет от 15 до 40 тыс. руб. в год; в вузе - от 25 до 200 тыс. руб. Таким образом, высшее образование в стране стало менее доступным.

Сегодня говорить о статусе студентов в зависимости от принадлежности родителей к той или иной социальной группе затруднительно, так как в обществе происходит динамичное изменение всей социальной структуры, но говорить об образовательном уровне родителей, влияющем на выбор профессии их детей, вполне возможно. Исследования показывают, что 2/3 родителей студентов имеет высшее образование; 1/3 - среднее специальное образование; только у 7% опрошенных студентов родители имеют общее среднее образование. Отсюда видно, что процесс самовоспроизводства интеллигенции имеет устойчивый характер. Это особенно ярко видно на примере студентов, выбравших такие специальности, как медик, юрист, экономист, педагог. Эти факторы важны для последующего анализа различий в ценностных ориентациях, планах молодежи в момент выбора вуза. Как же обстоят дела со статусом студентов, формирующимся в период обучения в вузе? Исследования показывают, что именно на этом этапе у будущих студентов происходит дифференциация, связанная с личностной позицией в учебной, общественно полезной, научно-поисковой, экономической деятельности. Изучение процесса дифференциации важно и потому, что ее структура отчасти предопределяет будущий социальный статус специалистов и является прообразом распределения в социальной структуре группы населения с высшим профессиональным образованием. Очевидно, традиционные и новые слои российского общества уже воспроизводятся с учетом этих факторов.

Особенностью современного студенчества является и то, что процесс его включения в общественную жизнь осуществляется не только через учебную работу, профессиональную подготовку, но и путем формирования независимо от родителей финансового, имущественного и жилищного статуса. Это особенно относится к третьему курсу студенческой жизни. Возникает следующий вопрос: «Насколько успешны попытки современного студенчества обрести материально-бытовой статус?» Чтобы ответить на этот вопрос, приведем данные табл.1.

Таблица 1

Структура доходов студенчества, % к числу опрошенных

Источник дохода Основной Не основной Такого нет

Стипендии 28 67 5

Помощь родителей 72 22 6

Зарплата 13 7 80

Стройотряд 2 4 94

Разовые заработки 9 26 65

Перепродажа товаров 2 5 93

Прибыль от акций, вкладов 2 8 90

Незаконный бизнес 2 3 95

Материальная помощь (администрации, профсоюзов) 1 7 92

Пенсии, пособие 3 5 92

Как видно из табл. 1, основным источником доходов для студентов по-прежнему является помощь со стороны родителей и близких. Однако семейной поддержки не имеют 6% опрошенных студентов, а каждый пятый, не отрицая наличия таковой, просто не считает ее существенной. Второй по значимости источник - стипендия, но размер ее таков, что в качестве основного источника средств существования называют ее лишь 1/5 часть студентов. Весьма существенным источником является заработная плата, которую сегодня имеют 13% студентов. Утрачивают значения в качестве источника средств к существованию стройотряды. Их роль (2%) сегодня сопоставима с прибылью от перепродажи товаров, теневого бизнеса и других «новых» видов получения доходов, хотя официально в наличии разных заработков признается каждый десятый студент. Дополнительный доход имеет каждый пятый. Среди юношей это составляет 27%, а среди девушек - 14%. Различные заработки дополнительно к стипендиям, пособиям, помощи родных помогают продержаться в среднем третьей части студентов, что характерно для 52% юношей и 21% девушек. Сегодня главное для студентов найти постоянный заработок и сохранять трудовые отношения в период обучения.

Для того чтобы как-то снять негативные последствия отключения от учебы на заработки, можно обратить внимание на связь дополнительной работы с получаемой в вузе профессиональной подготовкой. У половины «подрабатывающих» студентов такая связь отсутствует. На возможность работать по близкой специальности однозначно указывают лишь 11% от общего числа опрошенных, еще 12% используют свои профессиональные знания частично. Интересно, что в тех вузах, где студенты идут на «приработки» реже, они в большей степени согласуют это со своей будущей профессией.

Расходы студентов (табл. 2), естественно, связаны с удовлетворением первоочередных потребностей, в число которых входят: питание, покупка одежды и др.

Развитие материально-бытового статуса студентов связано с их отношением к предметно-вещевому миру, всегда существующему в самосознании и самочувствии студентов. Установлено, что из числа престижных вещей, символизирующих «знаков статуса», в современной молодежной субкультуре наличие в распоряжение студентов автомобиля у 5%, видео- и телеаппаратуры у 25%, компьютера - у 8%. У половины студентов имеются ценные бумаги и драгоценности.

Таблица 2

Статьи расходов студентов

Статьи расходов Основные Не основные Нет таких

Питание 75 14 11

Покупка одежды 32 47 21

Досуг 29 54 17

Учебные принадлежности 20 52 28

Каникулы 10 23 67

Товары длительного пользования 16 26 58

Помощь родителям 6 17 77

Стремление самоопределиться в бытовой сфере у части студентов связано с наличием собственной семьи. Выявлено, что на III курсе 11% студентов состоят в браке, 4% имеют детей, а к выпускному курсу число семейных достигает 40-45%, а у половины из них имеются дети. Доля семейных студентов больше в медицинском институте. Среди студентов - третьекурсников больше замужних женщин (15%), чем женатых мужчин (6%).

Большинство студентов довольно выбором вуза и специальности. Но имеет место и неудовлетворенность выбором вуза и будущей специальности (20% на третьем курсе), что вызвано множеством причин. Одна из таких причин связана с трудностями трудоустройства по своей специальности после окончания вуза. Особенно это сказывается в сфере образования, где уменьшение рождаемости детей за последние десятилетия в сельской местности приводит к сокращению школ, а отсюда и к сокращению потребности в педагогических кадрах. Ухудшение социального самочувствия и повышение степени тревожности у значительной части студентов вызвано плохо решаемыми в стране социальными проблемами. Естественно, степень тревожности значительно выше у девушек - студенток по сравнению с юношами. Всех студентов почти одинаково волнует материальное положение.

Студенческие годы представляют вполне самостоятельный этап жизни молодежи, определяют модель социального поведения в дальнейшем. Поэтому необходимо особое внимание обращать не только на содержание подготовки специалистов, но и на формирование личности студента, таких ее качеств, как патриотизм, гражданственность, гуманность, честность, справедливость, трудолюбие и др.

Распределение студентов по полу в течение многих лет остается почти неизменным. В Чувашском госуниверситете 43% составляют юноши и 57% девушки. Естественно, имеет место преобладание юношей на технических факультетах и девушек среди будущих гуманитариев (на педагогическом и экономическом факультетах девушек больше, чем юношей примерно в 5 раз, в медицинском - в 10 раз). Процесс формирования высшего образования остается примерно «стихийно стабильным», хотя ситуация социального наполнения безработицы давно требует регулирования. На сегодня частично снимает про-

блемы безработицы работа выпускников вузов не по специальности. Так, исследование показывает, что лишь четвертая часть выпускников планирует работать в государственном секторе; 42% - в коммерческих структурах. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1 к 2 по специальности, а по неполной специальности 5 к 1. Однако студенты, в целом удовлетворяясь профессиональной подготовкой в вузе, ощущают неподготовленность к работе в коммерческих, негосударственных структурах. Хотели бы уехать за границу учиться и работать 16% студентов, 14% студентов собираются посвятить себя семье, дому. Около 15% студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью. Ориентация на науку больше на медицинском факультете. Значительна доля желающих продолжить образование через аспирантуру, путем получения второго высшего образования на педагогических факультетах университета. По-прежнему мало желающих посвятить себя научной работе. Это вызвано определенными причинами. Среди этих причин: низкая оплата у работников умственного труда, сокращение государственных расходов на науку вызвало отторжение интереса к этой сфере деятельности, недостаточное внимание на фундаментальные направления науки и образования и др. За последние годы увеличилась доля выпускников (от 7% до 11%), у которых не сформировались планы на будущее. Здесь определенное влияние оказывает застойная ситуация в экономике России и региона.

По местожительству студентов вузов республики имеет место следующая ситуация: каждый шестой студент, охваченный анкетным опросом, проживает в городе, каждый четвертый - в деревне, в поселке рабочего типа. Выявленное в прежних исследованиях желание закрепиться в более развитых типах поселений сегодня не обеспечивается гарантиями трудоустройства. Отсюда в перспективе следует ожидать увеличения миграционной подвижности молодежи не только в связи с увеличением потребности в высшем образовании, но и в силу необходимости обретения в будущем более стабильной материальной и социальной позиции.

Профессиональное образование как важный фактор развития общества, его культуры, экономики, повышения благосостояния народа сегодня может быть рассмотрено с позиций личности, гражданского общества, семьи, государственной политики. В этих позициях отражаются содержательная и функциональная стороны высшего образования, его результатов - качественных показателей.

Позицию личности в контексте рассматриваемой здесь проблемы прежде всего определяют мотивы выбора профессии. Исследования показывают, что к таким мотивам сегодня относятся: интерес к профессии, возможность проявлять в ней свои способности, авторитет вуза в регионе, в России в целом, перспектива получить хорошо оплачиваемую работу после окончания вуза, влияние семейных традиций, рекомендации учителей средней общеобразовательной школы, советы близких, знакомых (табл. 3).

Наблюдается специфика мотивации по направлениям профессиональной подготовки: на медицинском и юридическом отделениях университета на первое место среди мотивов выбора выступает «интерес к профессии» (от 50% до 60%); на педагогических факультетах - «престиж вуза» (50-55%) и т.д. Очевидно, мотивы динамичны, отражают реальную ситуацию на рынке труда, когда ощущается дефицит той или иной специальности. Этой же причиной объясняется рождение коммерческих форм образовательной подготовки по от-

дельным специальностям. Но рынок быстро перенасыщается специалистами, а дефицит в высоких профессионалах остается. Отсюда возникают необходимость и важность повышения качества подготовки специалистов в вузе. С другой стороны, мотивы связаны с гарантиями трудоустройства по специальности, нормальными условиями оплаты труда и творческой наполняемостью профессиональной деятельности.

Таблица 3

Основные мотивы выбора вуза, специальности, % к числу опрошенных

Мотивы выбора Весь мас- сив Направления обучения

тех- нич. ес- теств. эко- ном. гума- нит.

1. Желание получить диплом 9 14 7 8 6

2.Престиж, авторитет вуза 32 22 50 24

3. Интерес к профессии 45 31 56 38 60

4.Возможность проявить свои способности именно в этой области 33 23 47 24 13

5. Учеба в специализированном классе 15 23 20 11 5

6. Семейная традиция, желание родителей 22 20 26 18 26

7.Совет учителей, специалистов по профориентации 5 6 6 2 6

8. Перспектива найти хорошую работу после вуза 30 25 18 41 36

9. Стремление продлить беззаботный период жизни 15 19 13 14 14

10. Нежелание идти в армию 17 33 12 8 8

11. Другие мотивы 5 3 4 2

Качество образования - это не только критериальный показатель его конечного продукта, но и содержание, условия, процесс получения высококачественного продукта. Этот показатель отражен во втором поколении государственного стандарта, который внедряется с 2005/06 учебного года. Педагогические требования к составлению государственного стандарта содержания образования разработаны такими известными отечественными учеными-педаго-гами, как М.Н. Скаткин, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, А.М. Сохор, Б.С. Гершунский, В.М. Монахов и др. Перевод в педагогическую плоскость научных знаний требует их дидактической обработки с соблюдением как традиционных, так и современных принципов. В вузовском учебном процессе в систематизации и структурировании содержания образования важное место принадлежит преподавателю, его опыту. Методика и логика формализации и моделирования содержания вузовского образования представляет особый вопрос, требующий специального изучения. Мы здесь остановимся кратко лишь на отдельных аспектах управления учебным процессом по его результатам.

Качество высшего образования - это соответствие всех его аспектов определенным целям, потребностям заинтересованных сторон. Любой труд предполагает наличие этапа целеполагания, процесса достижения этой цели и конечного результата деятельности. В управлении педагогическими системами в недавнем прошлом имело место увлечение одним из методов управленческой деятельности - контролем, тогда как для достижения успеха необходимо выполнять не только контрольные функции, но и совершенствовать саму педагогическую деятельность (или деятельность по управлению системой), оказывать управленческое влияние на все компоненты системы, совершенствовать технологию управления сверху донизу: управление учительским и уче-

ническим коллективами со стороны руководства образовательным учреждением в целом, управление учебным процессом со стороны преподавателей, учителей и т.д. Так, структурирование основополагающих элементов знаний (содержательно-смысловых, инструментальных) и умений позволяет повысить эффективность обучения и учения, более объективно оценить учебные достижения обучающихся помогает введение рейтинговой или модульно-зачетной системы оценки их знаний и умений.

В сегодняшнее неспокойное время в стране и в мире особое внимание заслуживает проблема отношения студенческой молодежи к происходящим в стране коренным изменениям в политической сфере. Исследования показывают, что политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных студентов, хотя они испытывают на свою жизнь определенное влияние политических событий в стране, о чем мы говорили выше. Важнейшим детерминантом отношения студенческой молодежи к политике становится ухудшение их материального положения. Установлено, что их политическая заинтересованность имеет «избирательный» характер и проявляется от случая к случаю (табл. 4).

Таблица 4

Отношение студентов к политике, % от числа опрошенных

Степень активности М Ж Направления обучения

тех- нич. ес- теств. эко- ном. гума- нит.

Активно интересуюсь, участвую в тех или иных движениях, партиях 1 1 0 0 1 0

Интересуюсь информацией о политике, но сам активного участия не принимаю 54 39 45 42 46 50

К политике равнодушен, у меня нет какой-то устойчивой ориентации 38 54 47 47 50 43

Отношусь отрицательно, ничего не хочу знать 7 7 7 9 4 6

Отмеченная тенденция является общераспространенной. Различие по полу, направлению обучения, вузам малозначимы и лишь подтверждают общую тенденцию. Основная форма интереса студенческой молодежи к политике информативная. В целом интерес к политической информации отметил каждый второй респондент. Отсюда свертывание системы политинформации среди студенчества не оправдано, особенно относительно кафедр общественных и гуманитарных наук. Не оправданным является под видом деидеологизации недостаточное использование материала общеобразовательных курсов для систематической информации студентов по актуальным политическим проблемам. Среди студенческой молодежи не пользуются популярностью партии и движения национально-патриотической ориентации, около 10% симпатизируют КПРФ, ЛДПР, наибольшей популярностью пользуются объединения «Женщины России», молодежные движения, стремящиеся выразить интересы молодых людей. Среди студенчества теряют рейтинг демократические движения, так как их деятельность не приносит реальных успехов.

Вполне нормальной можно считать характерную для студенческого сознания переориентацию с ценностей глобального характера на конкретные нерешенные проблемы. Для них наиболее значимыми становятся не столько общественные, сколько личностные ориентиры.

Особенно это проявляется в представлениях студентов об успехах в жизни, интересной работе (о деле по душе), высокой заработной плате, верных

друзьях, семейном благополучии, любви и дружбе. Одновременно сохраняется ориентация на творческий труд, менее значимыми становятся для студентов слава, власть. Говоря о кризисе идеалов, ценностей, надо отметить, что при всех издержках, стараниях средств массовой информации, особенно телевидения, а также открытой западной духовной диверсии, направленной на моральное разложение учащейся молодежи, у российских студентов нравственная сфера, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях оказались довольно устойчивыми. Сохранились преданность к Родине, стремление сделать все для ее процветания и дальнейшего развития. А это самое главное в ценностных ориентациях у студентов, интеллектуально ориентированной молодежи нашей страны.

ПРОКОШЕНКОВА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА родилась в 1955 г. Окончила Чувашский государственный педагогический институт. Доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков для экономических специальностей Чувашского государственного университета. Автор более 50 научных и научно-методических публикаций.

ПАРАМОНОВА АННА ЮРЬЕВНА родилась в 1981 г. Окончила Чувашский государственный университет. Аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского университета. Область научных интересов - педагогика и психология высшей школы, адаптация студентов к условиям обучения в вузе. Автор 15 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.