Научная статья на тему 'Социально-психологическая характеристика современного студента'

Социально-психологическая характеристика современного студента Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4240
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТА ВУЗА / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА ВУЗА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ / ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВЕННОЙ РАБОТЕ / МОЛОДЕЖНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЯМ / ПОЛИТИЧЕСКИМ ПАРТИЯМ / SOCIO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS OF UNIVERSITY STUDENTS / SOCIALIZATION FACTORS / VALUE ORIENTATIONS / CULTURAL LEVEL / ATTITUDE TO SOCIAL WORK / YOUTH ASSOCIATIONS / POLITICAL PARTIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куканова Елана Вениаминовна

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в январе 2013 г. с целью составления общего социально-психологического портрета современного студенчества. В качестве объекта исследования были избраны учащиеся 1–5-х курсов и магистратуры Московского государственного областного университета, Российского государственного университета туризма и сервиса, Финансово-технологической академии – всего 415 человек в возрасте от 17 до 22 лет. Исследование предполагало выявление социальных фактов, влияющих на продукты деятельности и поведение учащихся, а также фиксацию проявлений сознания (мотивов, ценностей, установок и т. д.). Основным источником информации служила специально разработанная анкета, включающая около 150 в основном закрытых либо полузакрытых вопросов, позволяющих выяснить мнение респондентов по широкому спектру направлений социальной жизни и профессиональных предпочтений. В ходе исследования была дана социально-демографическая характеристика студенчества; ранжированы ценностные ориентации учащихся в различных сферах деятельности; выявлен уровень их общей культуры. Обозначены проблемы социализации студентов, особенности их взаимоотношений с окружающими и степень сотрудничества с ними. Кроме того, были предприняты попытки определить степень общественной и гражданской активности молодых людей: их участие в общественной работе, политической жизни, деятельности неформальных объединений. Один из главных выводов, сделанных автором на основе анализа материалов анкетирования, касается социальной незащищенности студентов, на фоне которой происходит их социализация. Несмотря на всю сложность адаптации учащейся молодежи к взрослой жизни, отличительными чертами наблюдаемой группы являются рост самосознания и стремление отстаивать собственное мнение. Среди регуляторов поведения на первое место выдвигается самооценка. Однако для формирования независимой личности, реализации заложенных в ней природой возможностей и вместе с тем успешного усвоения социально-исторического опыта требуется благоприятная среда. Поэтому крайне необходимо внутри каждого высшего учебного заведения создавать и поддерживать атмосферу, способствующую становлению будущих специалистов-профессионалов и граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куканова Елана Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Psychological Characteristics of the Modern Student

The paper reveals the findings of a sociological research, conducted in January 2013 and aimed at defining the modern student’s sociopsychological profile. The survey involved 415 students aged from 17 to 22, studying at Moscow State Regional University, Russian State University of Tourism and Services, and the Financial and Technological Academy. The questionnaire, entitled to reveal the social facts, affecting students’ activity and behavior, as well as the conscious phenomena (motives, values, attitudes, etc.), registered the students’ opinions on a wide range of both the social life and professional preference issues. The research presents the students’ socio-demographic characteristics, personal value orientations in different activity spheres, and cultural level; socialization problems and specifics of cooperation and interrelation with surrounding people being denoted along with participation in social and political life, and informal organizations. The main conclusion of the research emphasizes the fact of students’ exposure to the complicated socialization conditions. However, despite the adaptation problems, the author points out the growth of self-consciousness and intention to defend their opinions as the distinctive feature of that social group, the self-esteem being the primary behavior regulator.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая характеристика современного студента»

Образование и наука. 2013. № 8 (107)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.923:316.6

Е. В.Куканова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в январе 2013 г. с целью составления общего социально-психологического портрета современного студенчества. В качестве объекта исследования были избраны учащиеся 1-5-х курсов и магистратуры Московского государственного областного университета, Российского государственного университета туризма и сервиса, Финансово-технологической академии - всего 415 человек в возрасте от 17 до 22 лет. Исследование предполагало выявление социальных фактов, влияющих на продукты деятельности и поведение учащихся, а также фиксацию проявлений сознания (мотивов, ценностей, установок и т. д.). Основным источником информации служила специально разработанная анкета, включающая около 150 в основном закрытых либо полузакрытых вопросов, позволяющих выяснить мнение респондентов по широкому спектру направлений социальной жизни и профессиональных предпочтений.

В ходе исследования была дана социально-демографическая характеристика студенчества; ранжированы ценностные ориентации учащихся в различных сферах деятельности; выявлен уровень их общей культуры. Обозначены проблемы социализации студентов, особенности их взаимоотношений с окружающими и степень сотрудничества с ними. Кроме того, были предприняты попытки определить степень общественной и гражданской активности молодых людей: их участие в общественной работе, политической жизни, деятельности неформальных объединений.

Один из главных выводов, сделанных автором на основе анализа материалов анкетирования, касается социальной незащищенности студентов, на фоне которой происходит их социализация. Несмотря на всю сложность адаптации учащейся молодежи к взрослой жизни, отличительными чертами наблюдаемой группы являются рост самосознания и стремление отстаивать собственное мнение. Среди регуляторов поведения на первое место выдви-

гается самооценка. Однако для формирования независимой личности, реализации заложенных в ней природой возможностей и вместе с тем успешного усвоения социально-исторического опыта требуется благоприятная среда. Поэтому крайне необходимо внутри каждого высшего учебного заведения создавать и поддерживать атмосферу, способствующую становлению будущих специалистов-профессионалов и граждан.

Ключевые слова: социально-демографическая характеристика студента вуза; факторы социализации студента вуза, ценностные ориентации, культурный уровень, отношение к общественной работе, молодежным объединениям, политическим партиям.

Abstract. The paper reveals the findings of a sociological research, conducted in January 2013 and aimed at defining the modern student's socio-psychological profile. The survey involved 415 students aged from 17 to 22, studying at Moscow State Regional University, Russian State University of Tourism and Services, and the Financial and Technological Academy. The questionnaire, entitled to reveal the social facts, affecting students' activity and behavior, as well as the conscious phenomena (motives, values, attitudes, etc.), registered the students' opinions on a wide range of both the social life and professional preference issues.

The research presents the students' socio-demographic characteristics, personal value orientations in different activity spheres, and cultural level; socialization problems and specifics of cooperation and interrelation with surrounding people being denoted along with participation in social and political life, and informal organizations.

The main conclusion of the research emphasizes the fact of students' exposure to the complicated socialization conditions. However, despite the adaptation problems, the author points out the growth of self-consciousness and intention to defend their opinions as the distinctive feature of that social group, the self-esteem being the primary behavior regulator.

Keywords: socio-demographic characteristics of university students, socialization factors, value orientations, cultural level, attitude to social work, youth associations, political parties.

Социально-экономические изменения, которые переживает в настоящее время наше общество, неизбежно ведут к трансформациям психологии людей, их социального поведения, системы ценностей и ориентаций различных слоев общества, отдельных его групп и конкретных граждан. Все перечисленное касается прежде всего молодежи, в том числе, конечно же, и студентов высшей профессиональной школы.

Каков он, сегодняшний студент, будущий специалист? Почему выбирает высшее образование, как учится и как проводит свободное время, каковы его перспективы? Чтобы выяснить это, в январе 2013 г. нами было предпринято специальное социологическое исследование, общая цель которого состояла в составлении социально-психологического портрета современного студенчества.

В качестве объекта исследования были избраны учащиеся 1-5-х курсов и магистратуры Московского государственного областного университета, Российского государственного университета туризма и сервиса, а также Финансово-технологической академии - всего 415 человек в возрасте от 17 до 22 лет.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

• дать социально-демографическую характеристику студентов вуза;

• определить особенности социализации студентов, их ценностные ориентации, наиболее значимые виды деятельности, особенности взаимоотношений с другими людьми, культурный уровень, отношение к общественной работе, молодежным объединениям, политическим партиям и т. п.

Исследование предполагало выявление социальных фактов, влияющих на продукты деятельности и поведение учащихся, а также фиксацию проявлений сознания (мотивов, ценностей, установок и т. д.). Основным источником информации служила специально разработанная анкета, включающая около 150 в основном закрытых либо полузакрытых вопросов, позволяющих выяснить мнение респондентов по широкому спектру аспектов социальной жизни и профессиональных предпочтений.

В соответствии с целями исследования анкета содержала ряд логически взаимосвязанных разделов:

• социально-демографический портрет студенчества;

• ценностные ориентации в различных сферах деятельности, ранжирование по значимости для испытуемых различных видов деятельности;

• социализация студентов, взаимоотношения с окружающими, степень сотрудничества с ними;

• общественная и гражданская активность: политические идеалы, участие в общественной работе, деятельности общественных организаций;

• уровень общей культуры.

Социально-демографическая характеристика. В отличие от школьников студенты более самостоятельны и независимы. Многие живут вдали от родителей, в общежитии или съемных квартирах и уже имеют собственные, пускай, как правило, и весьма скромные доходы.

Основным средством существования для большого числа молодых людей, поступивших в вуз, остается помощь со стороны родителей и близких. Причем уровень материальной обеспеченности студентов очень разнится в зависимости от благосостояния их семей и территории их проживания (Москва, Подмосковье, другие города и регионы).

По оценке самих респондентов, выше всего этот уровень у тех, кто проживает в Москве, что, в общем, не вызывает удивления и не требует дополнительных комментариев.

Меньше всего семей с достатком выше среднего среди иногородних студентов (всего 5,1%).

Согласно статистическим данным, семья каждого пятого студента имеет средний или низкий уровень доходов. Как заявили сами студенты, у большинства их семей (69%) материальная обеспеченность ниже среднего.

Другой источник существования учащихся российских высших учебных заведений - стипендия, но размер ее таков, что в качестве главного средства ее назвали немногие, точнее - единицы.

Среди общего числа респондентов была обнаружена значительная доля тех, кто вообще лишен какой-либо поддержки и вынужден зарабатывать самостоятельно. Насколько активны и распространены попытки современных студентов обрести собственный материально-бытовой статус? Наше анкетирование показало результаты, близкие к проводившимся ранее аналогичным исследованиям [4]. Не работает всего 14%. Трудятся и, соответственно, получают заработную плату сегодня

• 32% студентов - уроженцев Московской области;

• 46% иногородних студентов;

• 8% студентов - жителей Москвы.

Ведущий вид деятельности студентов, так же как и школьников, - учеба. Но в отличие от последних они не только учатся, но и участвуют в профессиональной деятельности если не непосредственно (судя по количеству выявленных работающих учащихся), то, по крайней мере, в период производственной практики. Таким образом, студенты образуют определенную социально-профессиональную страту, общественной функцией которой является приобретение соответствующих знаний, умений и навыков самостоятельной трудовой деятельности.

Кроме того, это социально-ориентированная группа общества. Студенты получают конкретную специальность, т. е. они уже выбрали свое профессиональное поприще и отрасль, где хотели бы строить свою карьеру, в связи с чем их предпочтения при усвоении и потреблении знаний обретают довольно четкий и предметный характер. Поэтому главные задачи профессорско-преподавательского состава вуза заключаются в формировании у них устойчивого интереса к избранной профессии, создании условий для профессионального самоутверждения, поощрении и стимулировании самостоятельности, ответственности, самоконтроля [1, 2].

На новом социально-возрастном этапе у вчерашних школьников происходит коренное изменение в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций развития личности. Наиболее актуальной целью становится реализация индивидуальных возможностей и способностей.

Годы учебы в вузе - время наивысшей активизации и интенсивного развития интеллектуальных сил и возможностей человека. Чтобы овладеть современными высотами науки, техники, культуры, юноши и девушки должны обладать необходимой силой воли и целеустремленностью. Однако студенческая жизнь не сводится только к подготовке к будущей профессиональной деятельности. Это важная ступень жизни, когда происходит становление молодых людей, формирование их мировоззрения, идеалов и убеждений.

Личностное и профессиональное самоопределение - основное новообразование интересующего нас возраста. Если в ранней юности только вырабатывается психологическая готовность к самоопределению - личностному, профессиональному, шире - жиз-

ненному, то в студенческий период начинается действительная реализация планов, намерений и желаний.

Готовность к самоопределению предполагает наличие устойчивых, осознанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный опыт, наблюдать за явлениями действительности, давать им оценку и т. п.

В психологической готовности к самоопределению ведущую роль играет самосознание - осознание своих и чужих качеств и их оценка, представление о своем реальном и желаемом Я, уровень притязаний в разных областях жизни и деятельности, оценка себя и другого с точки зрения принадлежности к определенному полу, интроспекция и личностная рефлексия. Следовательно, среди показателей готовности к самоопределению важными являются те черты характера, которые люди наиболее ценят в себе и других. Обработка анкет показала следующее распределение ответов:

• на первое место студенты поставили общительность - 92%;

• второе заняла образованность - 89%;

• далее была указана ответственность - 84%;

• уверенность в себе - 83%;

• умение управлять собой и терпимость - 82%;

• самостоятельность - 81%;

• менее значимой будущим специалистам представляется воспитанность - 36%;

• почти треть отметили любознательность - 28%;

• примерно каждый пятый ценит организованность - 21%;

• на последнем месте оказалась инициативность - 12%.

При выявлении социально-демографического коллективного портрета учащейся молодежи среди прочего нас интересовало и то, какую роль отводят студенты своему внешнему виду, так как с ним связаны и позиционирование своего социального статуса, и самовыражение, и частично личные притязания относительно ближайшего будущего. Выяснилось, что 57% опрошенных придают большое значение тому, как они выглядят. Вполне естественными оказались различия во мнениях по этому вопросу по половозрастному признаку: более важен внешний облик для девушек, причем

его значимость возрастает у них на каждом последующем курсе. Лишь 12% юношей и девушек считают, что их внешность - далеко не самое главное. Практически не придают ей значения немногим более 6%, т. е. она не является для них какой-либо ценностью.

Ценностные ориентации студентов и их ранжирование. Обязательное психологическое условие возникновения и развития вектора жизненных перспектив и самоопределения личности - наличие сформировавшихся ценностных ориентаций.

В процессе социализации - усвоения и воспроизводства социального опыта - у студентов складываются различные ценностные представления о значимости тех или иных факторов. Будучи одним из центральных образований, ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к окружающей действительности и определяют мотивацию его поведения, оказывают существенное влияние на все аспекты деятельности.

При опросе студентов 1-3-х курсов ценности были ранжированы в таком порядке:

• материальная обеспеченность - 85%;

• свое здоровье - 75%;

• здоровье близких - 66%;

• семейное счастье - 51%;

• любовь - 43%;

• личная безопасность - 40%

• чувство собственного достоинства - 39%;

• друзья, общение с духовно близкими людьми - 35%,

• надежда стать высококвалифицированным специалистом - 32%;

• интересная работа - 21%;

• общественный успех - 8%.

Анкетирование же студентов 4-5-х курсов и магистров продемонстрировало следующую градацию:

• материальная обеспеченность - 89%;

• надежда стать высококвалифицированным специалистом - 82%;

• интересная работа - 71%,

• свое здоровье - 67%;

• здоровье близких - 63%;

• семейное счастье - 44%;

• любовь - 43%;

• личная безопасность - 40%,

• чувство собственного достоинства - 37%;

• друзья, общение с духовно близкими людьми - 27%,

• общественный успех - 7%.

Как видим, налицо определенные различия в выборе ценностей в зависимости от периода обучения. Так, если на 1-3-х курсах 85% студентов на первое место выдвигают материальную обеспеченность, то к последним годам вузовской подготовки подобного мнения придерживаются уже 89%. Воспитание детей, нравственное, духовное самосовершенствование более ценны для студентов-девушек старших курсов, менее всего - для студентов-юношей 1-3-х курсов. Высокая квалификация по приобретаемой специальности представляется крайне важной выпускникам (5-й курс) - 82%, в отличие от студентов первых трех лет обучения, среди которых ее в качестве приоритета пометили только 32%. Очевидно, это можно объяснить качеством профессиональной подготовки, которую обеспечивает вуз, изменениями во взглядах по мере взросления учащихся и большей озабоченностью старшекурсников собственным квалификационным уровнем в связи с приближающимся моментом постоянного трудоустройства.

Объединяет всех студентов - независимо от курсов обучения - в основном одинаковое отношение к таким ценностям, как чувство собственного достоинства, здоровье - свое и близких, интересная работа, успешная профессиональная деятельность, семейное счастье, друзья, общение с духовно близкими людьми, общественный успех, признание окружающих, личная безопасность.

В ходе обучения в студенческой среде прогрессирует значимость таких ценностей, как интересная работа, успешная профессиональная деятельность (с 11% на первом курсе до 71% на пятом).

К сожалению, большинством студентов, независимо от курса, мало рассматриваются в качестве ценностей общественный успех и признание окружающих. На эти пункты анкеты обратило внимание только 7-8% респондентов.

Социализация студентов, взаимоотношения с окружающими, степень сотрудничества с ними. Процесс становления личности будущего специалиста, усвоение знаний, ценностей и норм,

признанных обществом, - иначе говоря, социализация, - осуществляется в социальных образованиях трех типов:

• в студенческих коллективах, существование которых обусловлено организацией учебного процесса (учебная группа, курс, факультет);

• в коллективах, возникновение и функционирование которых обусловлено воспитательным процессом, а также деятельностью всевозможных (в том числе молодежных и студенческих) общественно-политических организаций и сообществ (молодежные клубы, объединения по интересам и т. п.);

• наконец, в неформальных союзах, появляющихся на основе личных симпатий, привязанностей и других мотивов.

Известно, что социализация происходит в трех основных сферах: деятельности, общении, самосознании. Во время многообразной деятельности в различных коллективах и объединениях студенты вступают в непосредственные личные контакты, осуществляют взаимодействие с конкретной социальной средой, которая оказывает на них влияние через те или иные виды социального контроля (с помощью общественного мнения, групповых оценок и проч.) и корректирует их представления о поведении и поступках на основе сложившихся внутрикорпоративных норм.

О том, что студенты - народ общительный и придают большое значение коллективной жизни, свидетельствует высокий престиж совместных форм проведения времени и тот факт, что большинство из них довольно быстро сходятся с людьми. Правда, у многих (62%) возникают и конфликты. В основном конфликтуют студенты друг с другом (47%), чуть меньше - с родителями (36%), значительно меньше (12%) - с преподавателями. Наиболее конфликтогенны юноши 1-3-х курсов.

Оценивая свои отношения с преподавателями, 77% студентов считают, что они достаточно непринужденные. Почти каждый пятый отмечает, что сотрудничает с преподавателями на равных. Мы попробовали определить степень свободы при таком сотрудничестве:

• абсолютно открыто могут высказывать и защищать свою точку зрения 20% опрошенных;

• 36% признали, что чувствуют себя на занятиях относительно свободно;

• у 25% отношения с преподавателями подчиняются жестким требованиям последних.

Вместе с тем, независимо от степени раскованности и коммуникабельности студентов, преподаватели не входят в разряд их очень близких людей. Об этом можно судить и по ответам на вопрос: «К кому Вы обратитесь за советом в сложной ситуации?» Оказалось, что, в первую очередь, - к друзьям (81%), затем - к родителям (61%), знакомым (37%) и только в последнюю очередь -к преподавателям (12%).

Нас интересовало, какие темы чаще всего обсуждают студенты с педагогами, родителями и друзьями. Результаты опроса подтвердили, что общение учащихся вузов в содержательном плане носит разнообразный характер, однако в общении с определенными субъектами четко доминируют и определенные темы. С родителями - это учеба, профессия, достаток в доме, продукты питания, дополнительный заработок; с друзьями - любовь, интимные отношения, поведение преподавателей, профессия, учеба, дополнительный заработок; с педагогами - учеба, социально-экономическая ситуация в стране. Меньше всего как с родителями, так и с друзьями студенты обсуждают национальный вопрос, социальную политику, литературу, искусство. Неожиданным для нас стало то, что, согласно ответам респондентов, с преподавателями нечасто обсуждаются проблемы профессиональной деятельности.

Теперь обратимся к вопросам, какое место в жизни студентов занимают различного рода деятельность и коммуникации, каков их досуг, посещают ли они кружки и секции, есть ли у них увлечения и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В число предпочтительных для студентов видов деятельности и контактов с окружающими попали по нисходящей:

• общение в кругу друзей - 95%;

• общение с любимым человеком - 93%;

• общение в кругу семьи - 86%;

• учеба - 77%:

• ведение домашнего хозяйства - 75%;

• занятия физкультурой и спортом - 71%;

• получение дополнительного заработка - 69%;

• чтение художественной литературы, газет, журналов - 33%.

Самого меньшего внимания удостоились виды деятельности, связанные с искусством, включая занятия художественной самодеятельностью.

Предсказуемой стала констатация того, что девушки серьезнее и добросовестнее, чем юноши, относятся к учебе, что является продолжением школьной традиции. Больший удельный вес в структуре деятельности девушек занимает и общественная работа - в этом отношении они и способнее, и инициативнее, и безотказнее.

Заметные различия по признаку пола существуют также в распределении структуры досуга. Например, девушки намного охотней и чаще посещают ночные клубы и дискотеки (84%), среди юношей любителей такого времяпрепровождения в два раза меньше (41%). Еще больший дисбаланс относительно посещения театров и выставок (72 и 18% соответственно). Обратная картина с занятиями техникой и техническим творчеством, которые популярны прежде всего у представителей мужского пола. Они также заметно больше, чем их сокурсницы, увлекаются физической культурой и спортом (60%).

Опросом зафиксировано, что почти половина студентов (52%) имеет какое-либо хобби. Из них лишь немногие (16%) занимаются им регулярно, другие делают это изредка. К сожалению, даже те, кто увлекается чем-то, не конкретизировали (не назвали) свой любимый досуг (исключением стали разве что компьютерные игры). Напрашивается естественный вывод о том, что молодые люди проводят свободное время нецеленаправленно и неорганизованно и что большая часть этого времени посвящена «ничегонеделанию». В соответствии с материалами анкетирования, большинство респондентов не занимается ни в каких студиях, кружках или секциях.

Общественная и гражданская активность студентов. Общественной работой сегодня охвачена довольно незначительная часть учащихся вузов. 66% опрошенных никогда не занимались такой деятельностью и заниматься не предполагают. 54% не имеют никаких общественных поручений, хотя каждого третьего, по их признанию, пытались привлечь к общественной работе с первых же дней учебы. Лишь у 12% студентов есть постоянные общественные обязанности, еще стольким же приходилось выполнять

их эпизодически. Больше остальных в этой работе задействованы студенты 2-3-х курсов.

69% респондентов считает, что общественной деятельностью должны заниматься те, у кого есть на то желание. Между тем вопрос о мотивах данного вида работы выявил, что многие выполняют ее не по личной воле, а потому что «обязывает деканат» (51%). Дополнения ответов, дописанные от руки, красноречивы: «заставляют», «чтобы не ругали», «чтобы выделиться, выделить свое "Я"», «чтоб подлизаться к преподавателям», «ставят себя выше других», «хотят получать за это деньги». Основные мотивы в анкетах выглядят следующим образом:

• желание завоевать авторитет, популярность - 33%;

• стремление добиться личных целей - 21%;

• дисциплинированность и ответственность за выполнение данных поручений - 12%.

Любопытно, что более трети студентов (36%), не имеющих общественных поручений, готовы их выполнять, если они им будут даны.

Массовое падение интереса к общественной работе, по всей вероятности, связано с ухудшением материального положения студентов, в частности с мизерной стипендией и сокращением доходов учащихся в целом. Как уже говорилось ранее, значительная часть студентов вынуждена параллельно с учебой трудиться на производстве, заниматься мелким бизнесом и проч., поэтому у них не остается ни времени, ни сил на что-то иное.

Перейдем к проблемам политической культуры в студенческой среде. Оказалось, что в смысле политических убеждений данная среда, как и другие социальные слои и группы, отнюдь не гомогенна, а гетерогенна. Многопартийность и плюрализм идеологий сказались на взглядах учащихся. В условиях открытости, гласности, демократичности молодые люди откровенно обозначают свои политические позиции или их отсутствие.

Мы попытались собрать сведения, демонстрирующие склонность студентов к поддержке тех или иных существующих сегодня политических партий или течений.

Большая часть молодых людей пребывает в состоянии политической апатии и равнодушия ко всему окружающему, особенно к политике. Они не симпатизируют каким-либо политическим си-

лам либо объединениям. Их идеал прост и хорошо понятен: спокойная жизнь каждого гражданина должна иметь надежные государственные гарантии - так считает каждый второй опрошенный.

Другая (меньшая) часть студенчества более политизирована и активна, но отнюдь не однородна в своих политических пристрастиях:

• сторонники «Единой России» - 22%;

• коммунистов поддерживает 2% (в основном иногородние студенты);

• ЛДПР - 11%;

• блок «Родина» - 10%;

• СПС - 28%;

• «Яблоко» - 27%.

Небезынтересны особенности участия студентов в жизни различных молодежных объединений и организаций. Большинство студентов не состоят в каких-либо сообществах. Лишь 8% позиционировали себя как «неформалы», причем некоторые сочли нужным сделать пометки: «обычная компания», «группировка», «пацифист», «анархист», «рокер», «церковь». Пояснения о причинах причастности к тем или иным течениям тоже пестрые: «Я выбрал свою братву», «чувство, что тебя не оставят в беде», «чувство защищенности» и др.

Материалы опроса позволяют выявить, почему принадлежность к тем или иным молодежным движениям является привлекательной для студентов. Для 10% из них это, прежде всего, возможность общаться со сверстниками, схожие интересы; для других (немногим более 5%) - свобода отношений в группе и свобода самовыражения; некоторые указали возможность «сбросить маску» и быть тем, кем хочется, а также отсутствие контроля со стороны взрослых. Идейное же наполнение деятельности организации занимает незначительное число студентов - менее 0,3%.

Общий культурный уровень. 67% студентов, задействованных в исследовании, считают, что уровень культуры подавляющей части наших граждан крайне низок, однако отнесли себя к такой категории только 15% респондентов; 38% юношей и девушек решительно отмежевались от «малокультурных» людей. Примечательно, что наиболее самокритичными оказались те, кто имеет дополнительный заработок.

Похожие по раскладу результаты получены и при ответах на вопросы о распространении в студенческой среде различных отрицательных явлений. Оценивая других, респонденты, например, отметили, что курение характерно для 89% студентов, употребление спиртного - для 7%, сквернословие - для 65%, вызывающее отношение к старшим у 46% и т. д. Вместе с тем, оценивая себя, только половина из опрошенных призналась, что не лишена названных недостатков.

Рамки статьи не позволяют вместить все данные, демонстрирующие неблагополучное состояние студенческой среды. Остановимся лишь на одном аспекте (может быть, самом невинном, но, с нашей точки зрения, весьма показательном) - употреблении ненормативной лексики. К нецензурной брани негативно относятся немногие учащиеся (13%), да и те не высказывают своего мнения вслух. Лишь 6% опрошенных не только отрицательно воспринимают ненормативные выражения, но и пытаются бороться с ними. В основном это свойственно девушкам. Большинство же студентов безразлично к использованию обсценной лексики. Четверть респондентов не обращает на это внимания, еще одна четверть хотя и считает, что это плохо, но относится к этому терпимо, каждый шестой студент не видит в этом ничего страшного. Так, отвечая на этот вопрос, один из анкетируемых прокомментировал свое мнение: «Испокон веков ругались».

Девальвация моральных устоев в студенческой среде в последние годы в определенной степени отражает процессы, происходящие в обществе, и проявляется в первую очередь в росте преступности, охватившей главным образом молодежь. Хотя есть и другие причины - например, разрушение системы нравственного воспитания в вузах. Если в недалеком прошлом серьезные нарушения и проступки учащихся всегда обсуждались публично (в группах, на факультетах) и, как правило, получали осуждение, то теперь зачастую к ним равнодушны не только студенты, но и преподаватели.

Один из важных выводов, который можно сделать на основании обработки и анализа материалов исследования, - социальная незащищенность студентов, на фоне которой происходит их социализация. Так, 55% юношей и девушек испытывают острую нехватку средств на приобретение одежды, столько же - на прове-

дение свободного времени, 32% - на приобретение учебной литературы и других учебных принадлежностей. Тем не менее 89% имеют карманные деньги благодаря родителям (83%) или же собственным заработкам (88%).

Вот некоторые варианты ответов студентов на вопрос, как можно исправить существующее положение: «чтоб стипендию давали независимо от оценок», «повышение стипендии», «пополнить библиотеки нужной, новой литературой», «уволить преподавателей, которые психически неуравновешенны», «бесплатное образование», «чтобы со студентами обращались как со взрослыми», «больше внимания студентам», «свободная практика», «возможность работать по профессии в свободное время», «организация досуга и предоставление возможности путешествовать».

Несмотря на то, что социализация студентов осуществляется в сложных и противоречивых условиях, отличительными чертами данной социальной группы являются рост самосознания и стремление отстаивать собственное мнение. Развитие самосознания ведет к формированию и укреплению критичности мышления и появлению феномена самовоспитания. Среди регуляторов поведения студентов на первое место выдвигается самооценка. Систематизация представлений о себе, попытки понять свое «эго», определить свое назначение, смысл своей жизни производятся через самоанализ (среди учащейся молодежи, например, широкое распространение получили дневники личных записей) и через отношения с окружающими (отсюда потребность в общении). Выработка индивидом правильных отношений к миру, собственных мировоззренческих принципов невозможны без образования Я-концепции.

Однако «самость» не означает независимость от воздействий среды. Ведь именно она является движущей силой, обеспечивающей усвоение социально-исторического опыта и реализацию заложенных природой возможностей личности. Среда, в которой находится человек, тем более молодой, еще формирующийся человек, крайне важна для активизации его потенциала, удовлетворения потребности в самоутверждении. Поэтому совершенно необходимо внутри каждого высшего учебного заведения создавать и поддерживать атмосферу, благоприятствующую успешному развитию будущих специалистов-профессионалов и граждан.

Литература

1. Кос Н. И. Психологический портрет группы и коллектива. Саратов, 2009.

2. Мельников В. М. Психологический портрет личности. Улан-Удэ, 2008.

3. Психологические аспекты социализации личности в условиях современного образования: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. С. А. Еланцева. Ишим: Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова, 2011.

4. Павловец Г. Г. и др. Социально-психологический портрет современного студента педагогического вуза. Владикавказ, 2010.

Referens

1. Kos N. I. The psychological portrait of the group and the collective. Saratov, 2009. (In Russian).

2. Melnikov V. M. The psychological portrait of the person. Ulan-Ude, 2008. (In Russian).

3. Psychological aspects of socialization in modern education: Ishim. Ishim State Pedagogical Institute. AP Ershov, 2011. (In Russian).

4. Pavlovets G. G. and other. Socio-psychological portrait of the modern pedagogical high school. Vladikavkaz. 2011. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.