Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Ольга Ивановна

Процесс адаптации нового специалиста считается успешным, если он четко понимает свое место в достижении целей и задач организации, осознает свои должностные обязанности и дополнительные функции, а также может принять корпоративные ценности, органично вписаться в коллектив, стать лояльным к организации и чувствовать себя комфортно, как с физической стороны, так и с морально-психологической. В связи с этим статья посвящена рассмотрению актуальных проблем, связанных с адаптацией молодых специалистов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях. В процессе исследования обозначены особенности и трудности профессиональной адаптации сотрудников, занятых в особо-трудных, опасных профессиях. Отдельное внимание уделено отличительным чертам молодых специалистов, которые необходимо учитывать в процессе их включения в коллектив и профессиональную деятельность. Практические аспекты профессиональной адаптации специалистов рассмотрены на примере МЧС России. Особый акцент сделан на этапах адаптации и их содержании. Также обозначено, что в текущей ситуации наблюдается невысокая степень эффективности включения молодых специалистов в рабочие процессы. С учетом имеющихся трудностей в МЧС РФ предложено использовать методы и инструменты адаптационного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яковлева Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ADAPTATION OF YOUNG PROFESSIONALS TO PROFESSIONAL ACTIVITIES IN EXTREME CONDITIONS

The process of adaptation of a new employee is considered successful if he clearly understands his place in achieving the goals and objectives of the organization, realizes job responsibilities, additional functions, and can also accept corporate values, fit organically into the team, become loyal to the organization and feel comfortable with physical side, and from the moral and psychological. In this regard, the article is devoted to the consideration of urgent problems associated with the adaptation of young specialists to professional activities in extreme conditions. In the course of the research, the features and difficulties of professional adaptation of employees employed in especially difficult, dangerous professions were identified. Special attention is paid to the specific features of young specialists, which must be taken into account in the process of their inclusion in the team and professional activity. Practical aspects of professional adaptation of specialists have been seen on the example of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Special emphasis is placed on the stages of adaptation and their content. It is also indicated that in the current situation there is a low degree of efficiency in the inclusion of young specialists in work processes. Taking into account the existing difficulties, it was proposed to use methods and tools of adaptation management.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ»

Проблема адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях

Яковлева Ольга Ивановна,

аспирант, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук E-mail: Olga200663@gmail.com

Процесс адаптации нового специалиста считается успешным, если он четко понимает свое место в достижении целей и задач организации, осознает свои должностные обязанности и дополнительные функции, а также может принять корпоративные ценности, органично вписаться в коллектив, стать лояльным к организации и чувствовать себя комфортно, как с физической стороны, так и с морально-психологической. В связи с этим статья посвящена рассмотрению актуальных проблем, связанных с адаптацией молодых специалистов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях. В процессе исследования обозначены особенности и трудности профессиональной адаптации сотрудников, занятых в особо-трудных, опасных профессиях. Отдельное внимание уделено отличительным чертам молодых специалистов, которые необходимо учитывать в процессе их включения в коллектив и профессиональную деятельность. Практические аспекты профессиональной адаптации специалистов рассмотрены на примере МЧС России. Особый акцент сделан на этапах адаптации и их содержании. Также обозначено, что в текущей ситуации наблюдается невысокая степень эффективности включения молодых специалистов в рабочие процессы. С учетом имеющихся трудностей в МЧС РФ предложено использовать методы и инструменты адаптационного менеджмента.

Ключевые слова: адаптация, молодой специалист, опасные условия, менеджмент, психологические трудности, социализация, профессионализм.

В современном обществе в условиях рыночных отношений, демократизации, открытости, построения гражданского общества большое количество ученых и практиков из различных отраслей знаний уделяют повышенное внимание вопросам, которые связаны с развитием и реализацией адаптационных ресурсов человека [1]. Причем такой подход предусматривает не только проверку на соответствие работников физическим и психическим параметрам, которые установлены профессиональным стандартом, определение в какой степени они обладают определенными навыками и умениями, но и анализ наличия в структуре личности диспозиционных образований, которые обусловлены спецификой работой и перечнем выполняемых обязанностей.

Развитие и становление профессионального мастерства, согласно указным требованиями, происходит в процессе адаптации и социализации, которые реализуются непосредственно во время выполнения оперативно-служебных задач.

Социально-психологическая адаптация личности к условиям профессиональной деятельности - это сложная и многогранная проблема, которая приобретает сегодня особую важность в контексте выполнения молодыми сотрудниками функциональных обязанностей в особых условиях деятельности. От решения этой проблемы зависит результативность деятельности личного состава, сохранение психологического, физического здоровья, а в некоторых случаях и жизни как специалиста, так и субъектов, вовлеченных в сферу осуществления им профессиональных обязанностей. Формирование специалиста, отвечающего указанным требованиям, происходит в процессе профессионального становления личности при

260

ее включении в непосредственную деятельность на службе.

Условия, отнесенные к категории особых - это условия, при которых внезапно возникает ситуация, представляющая угрозу жизни субъекта и его окружения, что, соответственно, предполагает постоянное сопровождение профессиональной деятельности такими явлениями как стресс, эмоциональное напряжение, принятие решений в условиях дефицита времени, угроза жизни, ответственность за жизнь коллег и участников сложившейся ситуации и т.д. Особые условия характерны для таких сфер деятельности как пожарная охрана, охрана правопорядка, аварийно-спасительные работы, военная служба и т.д.

Профессиональное становление молодых офицеров, курсантов в этих сферах деятельности и происходящие в современном технологическом и информационном обществе изменения находятся в прямой взаимозависимости, что существенно влияет на динамику адаптации служащих к новым условиям жизнедеятельности. Эти обстоятельства требуют от каждого сотрудника умения использовать личные ресурсы для эффективного управления процессом профессионального становления, что будет способствовать своевременной подготовке к самостоятельному выполнению должностных обязанностей и профессиональных (служебно-боевых) функций [2].

Именно поэтому успешная адаптация новобранца к условиям служб специального назначения призвана обеспечить надлежащее овладение знаниями и умениями, которых требует специализация, что в дальнейшем станет основой для становления служащего в качестве профессионала.

Итак, не подлежит сомнению тот факт, что актуальность всестороннего исследования проблемы профессиональной адаптации персонала, работающего в экстремальных условиях, в настоящее время достаточно высока. В данной предметной плоскости представляется жизненно важным изучать

такую составляющую этой проблемы, как процессы адаптации молодых специалистов, и с учетом полученных данных разрабатывать для них специальные программы и технологии включения в профессиональную деятельность, учитывающие все современные требования, позитивный отечественный и зарубежный опыт.

Таким образом, обозначенные обстоятельства подтверждают актуальность выбранной темы исследования, а также свидетельствуют о ее теоретической и практической значимости.

Анализ результатов исследований, касающихся отдельных вопросов адаптации работников к условиям деятельности в своей профессии и требованиям организации, позволяет утверждать о высокой заинтересованности этими вопросами как представителей научного сообщества, так и практиков.

В частности, общая теория адаптационного синдрома очерчена в трудах Деминой М.А., Лаптевой, Белкиной Е.Н., Домнышева А.Д. А.И. Halperin, O.; Mashiach-Eizenberg, M., Herman, J.; Kapczynska, A.; Smietana, E.; Urbanik, A.

Раскрытию методологических основ адаптации личности в целом к новым условиям и профессиональной адаптации специалиста в частности посвящены работы Когай И.В., Лани-ной С.Ю., Гармановой О.В., Деряги-ной Л.Е. Heir G.M., Walton P., Pullen-Sansfacon, A.; Brown, M.; Graham, J.R.

В исследованиях последних лет рассмотрены разные аспекты профессиональной адаптации: проблемы психологического сопровождения молодых специалистов, формирование профессионально значимых качеств и умений. Развитием данной тематики занимаются Луценко Н.О., Андрюшина Е.В., Корытков В.А., Голуб Л.Н., Медведева С.А., Kyröläinen, Heikki; Pihlainen, Kai; Vaara, Jani P.; Ojanen, Tommi; Santtila, Matti.

Однако несмотря на то, что в настоящее время сформирована фундаментальная эмпирическая и теоретическая база, следует отметить, что в научной среде наблюдается дефицит публика-

261

ций, в которых нашел бы свое отражение реальный процесс профессиональной адаптации молодых специалистов в службах и органах специального назначения, а также факторы, на них непосредственно влияющие.

Отдельного внимания заслуживают вопросы периодизации процессов адаптации и раскрытие особенностей участия командиров (начальников) всех уровней, должностных лиц органов воспитательной и социально-психологической работы, кадровых служб и служб обеспечения в процедуры профессионального включения молодых сотрудников.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в рассмотрении проблемы адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях на примере МЧС России.

Адаптация к профессиональной деятельности молодых специалистов МЧС России представляет собой сложный, динамичный, внутренне противоречивый процесс, протекание которого зависит от большого количества объективных и субъективных факторов. Она предполагает формирование положительной профессиональной мотивации, выработку индивидуального стиля деятельности, трансформацию некоторых психологических особенностей личности и т.п. [3].

В то же время необходимо отметить, что период профессионального становления молодых спасателей, пожарных и других специалистов опасных профессий, занятых при устранении чрезвычайных ситуаций, характеризуется специфическими особенностями, обусловленными наличием некоторых характерных для этой категории офицерского состава черт и качеств.

С одной стороны, молодым офицерам присущ интерес и романтическое восприятие спасательной службы, профессиональное честолюбие, развитое чувство личного достоинства, добросовестность и энергичность, стремление к самостоятельности и самоутверждению, доверие к старшим командирам

и повышенная потребность в общении, близость к личному составу.

С другой - незначительный жизненный и профессиональный опыт, категоричность в рассуждениях и максимализм в оценке события и явлений; отсутствие устоявшихся убеждений, лихорадочность и поспешность в принятии решений; чрезмерное эмоциональное возбуждение и легкая уязвимость; недостаточная выносливость и склонность к конфликту; слабая психологическая готовность к действиям в экстремальных и нестандартных ситуациях; невысокий уровень практических профессиональных навыков; обостренные чувства одиночества и неудовлетворение проблемами в организации службы и быта [4].

Указанные особенности проявления активности молодых офицеров оказывают непосредственное влияние на процесс их профессиональной адаптации, придавая ему своеобразную психологическую уникальность.

Процесс адаптации молодых сотрудников МЧС России условно можно разделить на два этапа:

- первый этап - испытательный, в рамках этого этапа формализуется первая информация о новом сотруднике и представляется ему возможность ознакомиться с условиями и спецификой службы. Этот этап адаптации может быть критическим в зависимости от личных качеств, уровня развития профессионально важных навыков молодого специалиста, степени его готовности к исполнению должностных обязанностей. Он может длиться до трех месяцев, в результате чего формируется соответствующий тип поведения и поступков;

- второй этап - характеризуется переходом от одного вида деятельности (обучения) к практической занятиям на своей должности и профессиональному становлению. В зависимости от желания сотрудника посвятить свою жизнь службе, его отношения к исполнению обязанностей по должности, взгляду на свое буду-

262

щее этот период может длиться несколько лет.

С точки зрения практики наибольшего внимания заслуживает первый адаптационный этап. В этот период у молодых специалистов в результате встречи с новыми людьми, ознакомления с традициями и обычаями коллектива, меняются поведенческие стереотипы. Кроме того, сложные и опасные условия труда приводят к переменам в системе питания, отдыха и сна. Существенным образом повышаются физические нагрузки, в результате чего происходит перестройка обменных, энергетических процессов, привычек поведения, динамических стереотипов, [5]. Некоторые сотрудники в состоянии самостоятельно справиться и пережить эти трансформации. Другим же требуется поддержка, а иногда и помощь психолога.

Важную роль в прохождении профессиональной адаптации сотрудников МЧС России играют особенности организации повседневной деятельности в подразделениях, частях, которые должны поддерживать мотивационные наставления, стремление приспособиться к сложившемуся в коллективе социально-психологическому климату, желание реализовать личные качества, связанные с возрастом, семейным положением.

Специфика профессиональной адаптации юных офицеров обусловлена характером служебной деятельности, а также условиями, в которых она осуществляется.

Чаще всего перед молодым работником, только что приступившим к исполнению должностных обязанностей, ставится задача самостоятельно идентифицировать и понять особенности и специфику коллектива, бесконфликтно включиться в сложный цикл межличностных отношений, найти свое место в ежедневной деятельности службы, самоутвердиться, а также наилучшим образом проявить свои способности и интересы. Кроме того, на адаптацию влияет объективность оценки результатов служебной деятельности. Молодой сотрудник, получающий объективную оценку своего труда, более уверен в своих силах и с большей ответственностью относится к делу.

К сожалению, в некоторых частях, подразделениях и службах МЧС России имеет место стихийный процесс профессиональной адаптации молодых специалистов, т.е. самостоятельное восполнений знаний, которых не хватает, отсутствие системы профессиональной поддержки, в связи с чем наблюдается низкая эффективность адаптации, которая как правило, длится от 3 до 5 лет (см. рис. 1).

100% 80% 60% 40% 20% 0%

Начало 0,5 работы

1

1,5

2

2,5

3

■ Адаптационный аванс...

Рис. 1. Стихийный процесс адаптации в службах МЧС России1

Для повышения эффективности и сокращения срока профессиональ-

1 Составлено по данный социологических опросов, проводившихся в 2018-2019 гг. в разных службах и подразделениях МЧС России

ной адаптации молодых сотрудников МЧС представялестя целесообразным внедрить в текущую деятельность инструменты адаптационного менеджмента.

Адаптационный менеджмент - это ряд «мини-концепций», взаимосвязанных между собой и дающих синергети-ческий эффект от проведенных мероприятий по адаптации персонала [6].

Учитывая особенности и требования к персоналу спасательной службы, в рамках адаптационного менеджмента следует использовать следующие инструменты.

Наставничество. Наставничество представляет собой один из самых эффективных инструментов, использование которого способствует наиболее оптимальному и безболезненному процессу адаптации. Его суть заключается в том, что молодой специалист получает поддержку и необходимые консультации со стороны более опытного и профессионального офицера. Наставник поддерживает и направляет как профессиональный рост, так и способствует личностному развитию молодого работника, посвящая его во все необходимые тонкости профессии и вопросы.

Цель наставничества - ускорение процесса становления служащего как специалиста своего дела, формирование у него морально-психологических и волевых качеств, необходимых для выполнения поставленных задач. Офицеры - наставники, должны знать соответствующие нормативные документы и владеть основами психологии, педагогики, военного права и воспитательной работы.

Психологическая поддержка новичка в коллективе. Многие молодые специалисты после начала службы испытывают трудности в отношении самоконтроля и самокоррекции поведения в служебной деятельности вследствие неадекватной самооценки. Как правило, не проверив себя в сложных условиях, такой специалист склонен превышать свои возможности, уровень знаний и умений. Однако, реально начав выполнять оперативно-служебные задачи, молодой работник испытывает сильную стрессовую нагрузку, к которой он не готов. Резкие, строгие замечания коллег, руководства могут привести у психологически слабого работ-

ника к отрицательной оценке себя как специалиста.

Поэтому психологическая поддержка старших коллег, руководства является критически важной в процессе профессиональной адаптации молодого специалиста.

Предоставление полной информации об условиях и особенностях работы. Формирование у молодого офицера четкого понимания критериев эффективности, необходимого уровня знаний, умений, навыков и результатов своей профессиональной деятельности для дальнейшей служебной перспективы. В начале работы молодому офицеру необходимо определить, по каким критериям и показателям оценивается его деятельность, каких результатов необходимо достичь, какие профессиональные и психические качества будут способствовать его дальнейшему профессиональному росту. Немаловажное значение имеет информирование новых сотрудников об особенностях материально-финансового обеспечения их службы, перспективах повышения зарплаты.

Результаты адаптационного менеджмента могут быть оценены по ряду конкретных критериев:

1) успешность деятельности (рост квалификации, эффективное взаимодействие с членами рабочей группы и другими лицами);

2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм);

3) осуществление деятельности без существенных нарушений здоровья.

Таким образом, подводя итоги проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Процесс профессиональной адаптации молодых сотрудников для работы в экстремальных условиях достаточно сложный и противоречивый, что обусловлено высоким уровнем ответственности, напряженности и опасности, характерных для данной профессиональной сферы. Не подлежит сомнению тот факт, что процесс адаптации должен находиться в фоку-

се постоянного внимания как представителей экспертного сообщества, так и непосредственно руководителей самих служб.

Для повышения эффективности профессиональной адаптации молодых сотрудников МЧС России в процессе исследования предложено использовать инструменты адаптационного менеджмента, которые нацелены на более комплексную подготовку молодых специалистов к выполнению будущих функциональных обязанностей, внимательное психологическое сопровождение несения службы.

Литература

1. Жуковский С.В. Организационно-педагогические условия педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 3-1. С. 293-304.

2. Биболатова Э.И. Роль наставничества в адаптации молодых специалистов государственной гражданской службы // Экономика и социум. 2020. № 4 (71). С. 187-190.

3. Kunasegaran, Mageswari Talent development environment and workplace adaptation: The mediating effects of organisational support // European journal of training and development. 2016. Volume 40: Issue 6; pp 370-389.

4. Липатова И.М. Современные проблемы адаптации новых сотрудников в крупных организациях // Образование и наука в России и за рубежом. 2021. № 5. С. 99-104.

5. Сихымбай И.Б. Методика обследования адаптации молодых специалистов и ее характеристика // E-Scio. 2020. № 5 (44). С. 579-590.

6. Корытков В.А. Организационно-педагогические условия адаптации военных специалистов к профессиональной деятельности в процессе подготовки по военно-учетным специальностям // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. Т. 39. № 2. С. 238-245.

THE PROBLEM OF ADAPTATION OF YOUNG PROFESSIONALS TO PROFESSIONAL ACTIVITIES IN EXTREME CONDITIONS

Yakovleva O.I.

Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences

The process of adaptation of a new employee is considered successful if he clearly understands his place in achieving the goals and objectives of the organization, realizes job responsibilities, additional functions, and can also accept corporate values, fit organically into the team, become loyal to the organization and feel comfortable with physical side, and from the moral and psychological. In this regard, the article is devoted to the consideration of urgent problems associated with the adaptation of young specialists to professional activities in extreme conditions. In the course of the research, the features and difficulties of professional adaptation of employees employed in especially difficult, dangerous professions were identified. Special attention is paid to the specific features of young specialists, which must be taken into account in the process of their inclusion in the team and professional activity. Practical aspects of professional adaptation of specialists have been seen on the example of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Special emphasis is placed on the stages of adaptation and their content. It is also indicated that in the current situation there is a low degree of efficiency in the inclusion of young specialists in work processes. Taking into account the existing difficulties, it was proposed to use methods and tools of adaptation management.

Keywords: adaptation, young specialist, dangerous conditions, management, psychological difficulties, socialization, professionalism.

References

1. Zhukovsky S.V. Organizational and pedagogical conditions of pedagogical support for the professional adaptation of young officers // Pedagogical journal. 2020. Vol. 10. No. 3-1. pp. 293-304.

2. Bibolatova E.I. The role of mentoring in the adaptation of young specialists of the state civil service // Economics and Society. 2020. No. 4 (71). pp. 187-190.

3. Kunasegaran, Mageswari Talent development environment and workplace adaptation: The mediating effects of organizational

265

support // European journal of training and development. 2016. Volume 40: Issue 6; pp 370-389.

4. Lipatova I.M. Modern problems of adaptation of new employees in large organizations // Education and science in Russia and abroad. 2021. No. 5. S. 99-104.

5. Sihymbay I.B. Methodology for examining the adaptation of young specialists and its

characteristics // E-Scio. 2020. No. 5 (44). pp. 579-590.

6. Korytkov V.A. Organizational and pedagogical conditions for the adaptation of military specialists to professional activities in the process of training in military accounting specialties // Issues of journalism, pedagogy, linguistics. 2020. V. 39. No. 2. S. 238245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.